Оздоровительная работа с детьми раннего возраста.
В методическом пособии автор раскрывает вопросы организации как традиционных, так и нетрадиционных форм оздоровительной работы с детьми раннего возраста, которые можно использовать как в повседневной жизни, так и в процессе организованных занятий. Методическое пособие предназначено для воспитателей ДОУ.Оздоровительная работа с детьми раннего возраста.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ШАХТЁРСКА
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Шахтёрский яслисад №16"
«МАЛЫШИКРЕПЫШИ»
(оздоровительная работа с детьми раннего возраста)
(методическое пособие) СОСТАВИТЕЛИ:
Шахтерск, 2016 г.
Платонова С. А.
воспитатель МДОУ «Шахтёрский яслисад
№16»
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кокодзей А.В.
заведующий МДОУ «Шахтёрский яслисад
№16»
Климова А.В.
старший воспитатель
МДОУ «Шахтёрский яслисад №16»
Одобрено городским
научнометодическим советом.
Протокол № _______
от "____" ____________ 2017г.
Заведующий МК
Максименко С.Л.
В методическом пособии автор раскрывает вопросы организации как
традиционных, так и нетрадиционных форм оздоровительной работы с детьми раннего возраста, которые можно использовать как в повседневной жизни, так
и в процессе организованных занятий.
Методическое пособие предназначено для воспитателей ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………………
Раздел І…………………………………………………………………
1Школа содействия зоровью …………………………………….
а)Цель.
б)Задачи.
2. Привлечение детей к здоровому образу жизни в условиях ДОУ .
3.Содержание педагогической деятельности по физическому вос
питанию…………………………………………………………
Раздел ІІ ………………………………………………………………….
1. Формы физкультурнооздоровительной работы ........................
2. Традиционные формы оздоровительной работы с детьми ..................
3. Нетрадиционно об оздоровлении ....................................
4. Нетрадиционные формы оздоровительной работы с детьми ..........
5. Консуьтация для воспитателей на тему «Роль пальчиковых игр
в развитии речи детей………………………………………………..
Раздел III………………………………………………………………….
Работа с родителями ..........................................................
1. Консультация для родителей «Физическое воспитание в семье» ......
2. Консультация для воспитателей «Эффективное взаимодействие
дошкольного учреждения и семьи в процессе оздоровления
и физического развития ребенка ».......................................
3. Советы для родителей «Заботьтесь о физическом здоровье
ребенка ».....................................................................
4. Памятник по предупреждению травматизма среди детей летом ....
5. Памятка для родителей «Профилактика инфекционных и кишечных заболеваний »............................................................... ..
Практический раздел ................................................................
Познаем мир с Развивайкой .............................................
Литература ............................................................................
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Забота о здоровье детей это важнейший труд воспитателя.
От состояния здоровья, жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы »
Василий Сухомлинский
Здоровье детей основной источник счастья, радости родителей, педагогов,
общества в целом. Проблема формирования, сохранения, укрепления и
восстановления здоровья детей была, есть и всегда будет стержневой и
актуальной. Потому что каждая семья хочет и стремиться видеть своего
малыша, здоровым и счастливым, физически развитым, закаленным,
защищенным от всяких невзгод.
Именно поэтому, мы выбрали физкультурнооздоровительное направление
работы и все педагоги нашего заведения работают над поставленными
приоритетными задачами. А помогают нам в этом здоровьесберегающие
технологии, которые широко применяются в ежедневной работе, они
объединяют в себе все направления деятельности дошкольного учреждения по
формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и реализуются
через создание безопасной развивающей среды, экологически благоприятного
жизненного пространства , полноценного медицинского обслуживания,
питания, оптимизации двигательного режима, системного подхода к
формированию у детей ценностного отношения к собственному здоровью,
соблюдение гармоничных, доброжелательных отношений между педагогами и
воспитанниками, самими дитьми.Самыми удачными и неотъемлемыми являются традиционные формы работы по физическому воспитаниютак, как
они закреплены годами и имеют положительные результаты.
О значении двигательной активности в жизни человека было известно еще две
тысячи лет назад. В Элладе на стене были выбиты слова: "Если хочешь быть
сильным бегай, хочешь быть красивым бегай, хочешь быть умным бегай".
Однако, сегодня в дошкольных учреждениях нередко можно услышать от
воспитателей другие слова: "Сядьте, посидите, хватит бегать! ". Неужели мы
забыли, что здоровый ребенок это активный ребенок ?!
В нашем учреждении имеют место функции и новые нетрадиционные
оздоровительные технологии, они дополняют и повышают эффективностьвсех
форм работы по физическому воспитанию это: различные видыгимнастик
(дыхательная и пальчиковая гимнастики, психогимнастика, речевая
гимнастика).
Они являются надежными помощниками как для
профилактических так и лечебных целей, ценность этих упражнений в их
разностороннем действии на опорнодвигательный аппарат, сердечно
сосудистую дыхательную и нервную систему ребенка и прекрасным средством
для снятия психоэмоционального напряжения, обеспечивают оптимальную
релаксацию,отдых для всех систем и органов, создают хорошее настроение,
дарят заряд бодрости организма в целом.
Физкультурные праздники и развлечения очень нравятся воспитанникам и
их родителям тем, что объединяют их общими переживаниями, дарят
ощущение побед. Помогают формировать желание быть сильными, ловкими,
выносливыми, заниматься спортом. Широко используются в практике работы
детского учреждения различные виды массажей, которые являются важным
тактильным раздражителем и успокаивающим средством для снятия
усталости.
РАЗДЕЛI
Школа содействя здоровью Цель.Сохранение и укрепление детского здоровья,
формирование мотивации на здоровый образ жизни,
интеллектуальное и моральное развитие детского
организма, формирование гармонично развитой
личности с новым взглядом на собственное «Я».
Задача. Создание в ДОУ условий для реализации
актуальных задач мотивации детей дошкольного
возраста на здоровый образ жизни, проведение
просветительской, пропагандистской, агитационной работы среди родителей и
общественности, формирование у детей сознательного отношения к личному
здоровью, которое осуществляется в различных формах активности
(двигательной, познавательной , речевой), различных видах деятельности.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В
УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Забота о детях, их счастье и здоровье, благополучие всегда была и будет
главной заботой взрослого. Фундамент здоровья, физического
ипсихического, закладывается именно в детстве. Здоровье ребенка,
формирование характера, воспитания у него полезных навыков и умений
важнейшие задачи, которые стоят перед современными педагогами.В
настоящее время родителей и педагогов, прежде всего, беспокоит
вопрос, как укрепить здоровье детей. Мы все хорошо знаем, что здоровье
каждого человека должно быть чисто личным делом. Медицина,
безусловно, занимается этим вопросом, но в тот момент, когда человек
заболел. Говорят, что человек кузнец своего счастья, а значит, он должн
быть кузнецом своего здоровья. Поэтому у ребенка с момента рождения
нужно формировать навыки бережного отношения к своему
здоровья.Приоритетной задачей системы образования является
воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному
здоровью и здоровью окружающих как наивысшей индивидуальной и
общественной ценности.Физическое воспитание детей направляется на
охрану и укрепление здоровья, повышение сопротивляемости и
защитных сил детского организма; на воспитание устойчивого интереса к
двигательной активности, потребности в ней, выработка привычки к
здоровому образу жизни.Дошкольное образовательное учреждение
обязано своей деятельностью обеспечивать выполнение стандарта
дошкольного уровня образования по всем направлениям развития
ребенка.Природные потенции дошкольника не раскроются, а влияния
образовательных учреждений окажутся малоэффективными, если не
будут подкреплены развивающей средой главным фактором
становления и развития полноценной, творческой, самодостаточной является
физическое
и психическое
личности. Важнейшим моментом полноценного развития личности,
начиная с раннего детства, является деятельность: игра, общение и др.
Чтобы ребенок мог удовлетворить свои интересы, стремление в
деятельности, следует обеспечить организацию предметной среды:
информативного, разностороннего, комплексного и тематического,
динамического и мобильного,
эффективного и действенного,
вариативного и близкого к быту детей. Вместе с тем, в последнее время
главным направлением становится оздоровление детей. Это вызвано
целым рядом объективных причин. В последнее время наблюдается
снижение числа абсолютно здоровых детей и число заболеваний
дошкольников по всем видам болезней. Таким образом, поиск
эффективных мер, направленных на оздоровление детей приобретает
первостепенное значение. Опрос родителей показывает, что главным для
них
здоровье
ребенка.Анкетирование педагогов выявило их желание включиться в
комплексную работу, которая позволяет обеспечить улучшение здоровья
детей. Факторы формирования здоровья ребенка учитываются в работе
дошкольных учреждений. Одним из факторов, влияющих на состояние
здоровья и развитие ребенкадошкольника, является двигательная
активность.Благотворное влияние на организм может быть сделано
только в том случае, если ее уровень находится в пределах оптимальных
величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает
целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение
функций ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается
сопротивляемость организма к внешним условиям, которые изменяются.
Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также
нарушает принцип оптимального физического нагрузки, что может
вызвать
перенапряжение сердечнососудистой системы и
неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому
требуется особое внимание к целенаправленному руководства
двигательной дияльнистю.Анализ организации двигательного режима в
старших возрастных группах дошкольных учреждений позволил выявить
основные причины, его несовершенства:
• относительно низкая моторная плотность;
•недостаточное использование циклических упражнений, направленных
на развитие выносливости;
• нерациональный подбор игр и упражнений во время прогулок, а также
недостаточное использование физкультурных пособий и всего
окружающего пространства; необходимо положить
• отсутствие сезонного подхода при планировании и проведении
физкультурнооздоровительной работы;
• бессистемный подход к коррекционной работы с детьми по развитию
моторики;
• несоответствие физкультурного оборудования возрастным
особенностям развития моторики детей. Кроме того, не в полной мере
педагогами учитываются индивидуальные проявления двигательной
активности детей во время организованной и самостоятельной
деятельности. В связи с этим возникает насущная необходимость
совершенствования двигательного режима детей в дошкольных
учреждениях, которая будет способствовать воспитанию здорового
ребенка и его разностороннего развития. В основу разработки
двигательного режима
принципы:
оздоровительная направленность;
естественное стимулирование
двигательной и интеллектуальной активности с учетом преемственности
и своеобразия педагогических воздействий в различных возрастных
группах; индивидуальнодифференцированный подход, что позволит
обеспечить максимальное развитие каждого ребенка, мобилизацию его
активности и самостоятельности. Необходимо определить оптимальное
соотношение составляющих систем организационных форм физической
культуры и самостоятельной двигательной деятельности,
распланировать исполнение элементов спортивных игр и упражнений
спортивного характера с применением специального инвентаря,
различных упражнений на тренажерах и т.д., ориентироваться на поиск
новых форм работы со способными к физкультуре детьми, разработать
рациональную методику мониторинга качества физического воспитания
детей дошкольного возраста, которые имеют определенные отклонения,
в частности, нарушение осанки, плоскостопие и т. Весь образовательно
воспитательный процесс в дошкольном учреждении должен быть
направлен на формирование у ребенка мотивации здоровья, тоесть
самосовершенствования. Для того, чтобы центр здоровья в середине
ребенка был сформирован, необходимо заинтересованность к ребенку и
участие по этой проблеме ближайшего семейного окружения. Чтобы эта
работа имела успех, родители должны стать не только наблюдателями,
но и непосредственными участниками. С этой целью необходимо
проводить различные формы совместной деятельности детей, педагогов
и родителей: конкурсы, блиц турниры, спортивные соревнования,
имитации телевизионных шоу и другое. Все эти меры используются в
комплексе, потому что не лечение должно обеспечивать здоровье
ребенка, а осознания им здорового образа жизни. Осознание каждым своей ответственности за состояние своего личного здоровья должно
передаваться от матери, отца к ребенку, а если необходимо, то от
ребенка к родителям. Ключевым фактором реализации природного
потенциала ребенка является полноценная развивающая предметная
среда. Основное требование к предметной среде его развивающий
характер. Оно имеет объективно через свое содержание и свойства
создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка,
предоставлять возможность получать информацию, необходимую для
определения и решения задач той или иной деятельности, обеспечивать
зону ближайшего развития и его перспективу. Педагоги должны четко
знать, что в условиях предметного вакуума у ребенка пропадает желание
познавать новое, появляется апатия.Як известно, незаполненное и
бесцветное предметно игровая среда оказывает на детей негативное
влияние, тормозит развитие личности. Перенасыщенная предметная
среда так же плохо влияет на психику малышей. И только периодически
обновляемая, вариативно, оптимально организованная предметно
игровая среда имеет развивающее влияние, побуждает ребенка к
активной познавательной деятельности, положительно влияет на ее
эмоциональную сферу, мобилизует процессы мышления. Окружающее
ребенка должно быть важным условием для реализации ее потенциала:
физического, психического, умственного и подготовкой к будущей
жизни. Окружающая среда должна быть организована так, чтобы
побудить ребенка к выполнению активных действий в соответствии с ее
жизненным ритмом,физических и психических возможностей. Учитывая
разнообразие процессов, которые происходят в развивающей среде, их
можновыделить в отдельные специфические пространства, которые
переплетаются и взаимодействуют друг с другом, составляя единое целое.
Любая среда должна обеспечивать развитие творческих компонентов
мышления детей, давать им возможность свободно манипулировать
объектами, конструировать различные модели видения мира, решать
творческие задачи. Одним из центральных вопросов современности является
отношение семьи к здоровью. Поскольку первыми воспитателями,
наставниками, идеологами в жизни ребенка являются родители и люди из
ближайшего окружения, то именно на них должна возлагаться
ответственность за сохранение и укрепление здоровья. Отсюда следует
закономерная необходимость сознательного отношения к сохранению
здоровья в каждой семье и соблюдения основных правил здорового образа
жизни. Ведущими средствами формирования здорового образа жизни ребенка
является не только специальные меры, но и повседневный быт семьи, основой
которого является исповедание ценностей жизни, среди которых ведущей
является здоровье во всей его багатогранности.Поэтому, привлечение детей к здоровому образу жизни предусматривает учет всех составляющих здоровья
при условии обеспечения неуверенности и комплексности образовательно
воспитательного воздействия на ребенка.
Содержание педагогической деятельности по
физическому воспитанию
Период раннего детства длится до 3летнего возраста. Укрепление
физического ипсихического здоровья детей этого возраста в значительной
степени зависит от целесообразно организованной физкультурно
оздоровительной работы в детском саду.
Мы разделяем взгляды Е. Вильчковского и А. Богинича на систему
физического воспитания детей в детском саду, на основные структурные
компоненты содержания физического развития личности на 3м году жизни:
1. Состояние здоровья и образ жизни (содержит характеристику здорового
поведения ребенка, сознательное соблюдение ребенком оздоровительного
поведения).
2. Развитие движений (основные движения, общеразвивающие, обогащается
скоростносиловыми движениями бегом и прыжками, упражнениями с
построениями и перестроениями и средствами привлечения ребенка к
спорту).
3. Овладение двигательным опытом, что обеспечивает адаптацию детского
организма к условиям жизни в естественной и социальной среде и
оптимальное развитие организма.
4. Гигиенические навыки.
5. Культура пищевого поведения.
6. Навыки безопасного поведения.
Организация рационального режима дня обеспечивает оптимальное соотношение
периодов активности и отдыха, предусматривает постепенный переход от одного
режимного процесса к другому. Воспитатель должен учитывать индивидуальные
особенности детей, уровень сформированных навыков по самообслуживанию,
культурногигиенических навыков, от которых зависит скорость перехода
ребенка от одного вида деятельности к другому.
Доброжелательное, заботливое отношение к ребенку, учет его настроения, не
принудительное, а добровольное участие в различных режимных процессах
помогут воспитателю сформировать у него привычку соблюдать режим дня.
Формирование культурногигиенических навыков детей,
навыков
самообслуживания происходит систематически и под постоянным контролем
воспитателя. Он ежедневно напоминает детям, как нужно одеваться, в какой
последовательности, как это зависит от погоды, помогает застегивать пуговицы,
складывать вещи,
поощряет детей для выполнения определенных
самостоятельных действий. Взрослый контролирует процессы умывания и мытья рук малышей, следит, чтобы они насухо вытирались, вешали на место полотенце.
Во время еды обращает внимание на то, как ребенок держит ложку, напоминает,
что жевать следует с закрытым ртом, пользоваться салфеткой. Воспитатель
обеспечивает полноценный сон детей, находится у них в спальне. Чтобы малыши
уснули, создает спокойную атмосферу, говорит тихим, мягким голосом, а возле
ребенка, который слишком возбужден, может и посидеть, подержать или
погладить руку, рассказать сказку и тому подобное. Закаливающие процедуры
должны приносить детям удовольствие, поэтому не следует детей принуждать к
этому. Воспитатель должен стимулировать желание детей участвовать вместе с
другими в таких процедурах.
Нецелесообразно выполнять за малыша то, что он может сделать сам. Даже
если ребенок достаточно медленно ест, умывается или одевается, следует
предоставлять ему возможность самостоятельно упражняться в выполнении тех
или иных действий, поощрять его стремление к независимости. Воспитателю
важно обеспечить такие условия для взаимоотношений с детьми, чтобы они
понимали его требования, спокойно их воспринимали и адекватно на них
реагировали, а это может быть реализовано только при условии
доброжелательных отношений. Активный двигательный режим обеспечивается
ежедневным проведением утренней гимнастики, занятий по физической
культуре, организацией подвижных игр и игровых упражнений, самостоятельной
двигательной деятельности.
На третьем году жизни с детьми ежедневно проводится утренняя гимнастика,
состоящая из 34 упражнений (повторяются 45 раз), количество прыжков 410
раз, продолжительность ее 45 минут. Упражнения для утренней гимнастики
подбирают в определенной последовательности (для рук, туловища, ног) и
имитационного характера. Использование общеразвивающих упражнений с
предметами (лентами, погремушками, платочками, кубиками) повышает интерес
детей к их выполнению, служит элементом осложнения, способствует развитию
координации движений.
Комплекс утренней гимнастики разучивается на занятии и проводится в
течение двух недель в группе или в зале, а в теплое время года (апрельсентябрь)
на воздухе. С целью сохранения интереса детей на второй неделе меняются
исходные положения, дозировка упражнений, вводятся элементы новизны,
игровые приемы.
После дневного сна проводится гигиеническая гимнастика с элементами
коррекции. Количество упражнений и продолжительность такие же, как в
утренней гимнастике, кроме этого ккомплексу вводятся упражнения для
предотвращения нарушения осанки (выполнение упражнений из положения лежа,
различные упражнения на потягивание, прогибание туловища, ходьба с
мешочком на голове и т.п.) и профилактики плоскостопия (ходьба по ребристой
доске, по дорожке из фасоли, гороха и т.д., ходьба на цыпочках, на пятачках).
Гимнастику после сна лучше проводить в проветренной групповой комнате, а не
в спальне. Очень важно сочетать гимнастику с закаливающими процедурами (легкая одежда: трусики и майки, босиком на коврике; обтирания, обливания и
т.д.).
Занятия по физической культуре проводятся ежедневно, одновременно со
всеми детьми, длится 1520 минут и имеет определенную структуру: вводная
часть (различные виды ходьбы, бег в медленном и среднем темпе, комплекс
общеразвивающих упражнений); основная часть (23 основные движения для
различных групп мышц, разной степени интенсивности, игра большой
подвижности, которая повторяется 34 раза) и заключительная часть
(успокаивающее ходьба, упражнения на расслабление, на восстановление
дыхания).
При планировании содержания занятий по физической культуре с детьми
раннего возраста следует учитывать такие методические положения:
• физические упражнения должны соответствовать анатомофизиологическим
возможностям детей, нагружать все крупные мышечные группы (плечевой пояс,
живот, спина, руки, ноги), выполнять упражнения из разных исходных положений
(стоя, сидя, лежа);
• не допускать длительных статических положений и ожидания очереди для
выполнения упражнения;
• постепенно увеличивать физические нагрузки вследствие осложнения движений
и их дозирования;
• обеспечивать положительные эмоции у детей во время выполнения движений и
игр, применять оптимальные способы организации детей во время выполнения
физических упражнений;
• подбирать сюжет занятия в соответствии с возрастом детей, их жизненного
опыта, к познавательным темам недели.
Технология проведения занятий имеет игровой характер, использование
игровых упражнений, упражнения имитационного характера обеспечивает
заинтересованность детей упражнениями,
способствует качественному
выполнению и приносит детям эмоциональное и мышечное удовольствие. Дети с
радостью ползают по полу, как "собачки" со звукопроизношением, лазают по
лестнице, как "обезьянки", прыгают на двух ногах с продвижением вперед, как
"зайчики или мячики", ходят на цыпочках, как "мышки", перепрыгивают через
«ручей" (две параллельные веревки,которые расположены на полу), подлезают"в
норку" (под дугой) и т.д.. Однако важно помнить, что занятие, которое
перенасыщено сюжетными линиями, отвлекает воспитателя от основной задачи
занятия правильность и качество выполнения движений детьми. Также следует
учитывать, что подвижные игры на занятии проводится со всей группой и имеют
целью закрепить физические навыки детей.
На занятиях используют потоковый (дети выполняют движения друг за
другом), фронтальный (все одновременно) и переменный (23 ребенка выполняют
упражнение, а другие ждут) способы организации. При проведении занятий с
одной подгруппой детей воспитатель создает условия для самостоятельной
игровой деятельности, других детей под присмотром взрослого. Физкультурные занятия осенью, зимой и весной (в холодную погоду) два из
них проводят в физкультурном зале, а три на свежем воздухе. С апреля по
октябрь, учитывая погодные условия, все занятия проводятся на физкультурном
площадке. Занятия в любое время года может состоять из 34 подвижных игр по
такому принципу их отбора: первая игра средней подвижности (способствует
постепенному нарастанию физической нагрузки); вторая и третья высокой
подвижности; последняя малой подвижности. Каждая игра повторяется 34
раза.
Следует помнить о создании необходимых гигиенических условий для
проведения занятий по физической культуре: влажная уборка пола и
проветривание помещения перед началом занятия (температура воздуха 1820 °);
дети одеты в майку, трусы (или футболку, шорты), носки или удобные тапочки
(на коврике босиком).
Одиндва раза в месяц с детьми проводят физкультурные развлечения,
планируемых на вторую половину дня в помещении или на площадке (зависит от
времени года и погодных условий). Содержание физкультурных развлечений
составляют подвижные игры, упражнения и игры сюжетного характера, в
которых участвует вся группа. Физкультурные развлечения не требуют
специальной подготовки. Их, в основном, строят на ранее усвоенных детьми
упражнениях и играх. Однако это не исключает разучивание новых несложных
подвижных игр. Главная цель физкультурных развлечений создать у детей
радостное настроение, совершенствовать их двигательные умения и навыки в
непринужденной обстановке.
В подвижных играх роль ведущего принадлежит взрослому, и дети все
выполняют одинаковые игровые действия, для них важен процесс участия в игре
и пока не интересует результат. Приучаем детей в играх выполнять
определенные правила бежать в определенном направлении, останавливаться по
сигналу и тому подобное.
На прогулке (за час до дневного сна) и в течение дня планируются игровые
упражнения и подвижные игры, продолжительность выполнения которых 3035
мин. При этом учитывается время года и температура воздуха. Зимой желаемые
игры более высокой подвижности со всеми детьми одновременно. Летом, в жару
игры с бегом и прыжками даются после полудника, когда температура воздуха
снижается. Игровые упражнения имеют конкретный, двигательный характер:
«Догони мяч», «Доползи до медвежонка», или подражательный: «Собачки»,
«Котята» (ползание), «Уточки» (ходьба) и др. Ежедневно проводится 34
подвижные игры, количество повторений 45 раз. Подвижные игры имеют
определенный сюжет: «Зайчик серенький сидит», «Птички прилетели». Если
дети хорошо усвоили игру, можно вводить определенные осложнения. Например,
в подвижной игре «Птички и автомобили» детиптички сначала просто бегают по
площадке, затем можно предложить им прыгать, продвигаясь вперед, спрыгивать
с пенечку или низкой бревна не выше 15 см. Вариативность игр обеспечит
длительный интерес малышей к ним, будет способствовать повышению их
двигательной подготовленности. Необходимо ежедневно организовывать самостоятельную двигательную деятельность детей, создавая необходимые
условия, стимулируя ежедневные упражнения каждого ребенка и отмечая ее
двигательные достижения, исполнительность, настойчивость.
Для самостоятельной двигательной деятельности детей воспитателю следует
вынести на площадку моторные игрушки (мячи, каталки, машинки, обручи),
поощрять детей к выполнению движений на физкультурном оборудовании
(лазить по лестнице, наклонной доске, перелезать через шины, спрыгивать с них и
т.п.). Предлагать детям природные материалы для метания шишки, каштаны,
снежки. Зимой целесообразно выносить санки, предлагать малышам возить на
них игрушки, катать на санках детей по очереди. Им интересно будет вместе с
воспитателем лепить снеговика, строить башню из снежков, протаптывать
дорожки.
Активные дети в течение дня могут изменять движения, позы от 550 до 1000
раз. Это обеспечивает им длительную активность, поскольку напряжения и
расслабления различных групп мышц происходит поочередно. Однако
малоподвижны дети требуют особого внимания воспитателя, который следит,
чтобы они долго не находились в одной позе, привлекает к различным видам
деятельности.
В процессе организации двигательной деятельности детей воспитателю важно
знать и учитывать особенности развития их моторной сферы, направлять работу
таким образом, чтобы обеспечить качественное овладение двигательными
действиями.
Дети в начале года еще плохо ориентируются в пространстве, поэтому
целесообразным будет использование ходьбы и бега стайкой, в колонне, в разных
направлениях, парами, по дорожке, между предметами. Воспитатель направляет
внимание детей на естественные движения рук и ног и ровную осанку,
предлагает смотреть вперед, использует зрительные ориентиры на уровне глаз
(шарики, игрушки).
В метании самое главное сначала научить детей энергично толкать мяч в
определенном направлении. С этой целью учим их в скатывании мяча с горки,
прокатыванию воспитателю, под дугой, по дорожке и только после этого в
разных видах метания сначала большим, затем маленьким мячом.
Трудно дается детям и сохранения равновесия, поэтому упражнения в ходьбе
по дорожке должно предшествовать ходьбе по веревке или скамье. «Золотое
правило» обучения упражнениям по сохранению равновесия это овладение
детьми сохранения равновесия на ограниченной площади опоры, сначала на полу,
а уже потом на возвышенности (скамейка, куб).
В прыжках детей наблюдается слабое отталкивание, ибо отталкиваются они,
как правило, не одновременно двумя ногами. Поэтому начинать нужно с
подпрыгиваний на месте, с продвижением вперед, извлечением ладони
воспитателя, шарики, ленты, постепенно увеличивая расстояние до предмета.
Впоследствии переходим к пыжкам в длину, глубину. Ползание по полу это
естественное движение ребенка, которым он хорошо владеет. Врожденная
перекрестная координация рук и ног обеспечивает ползания разноименными способами. Дети охотно подлезают под предметы, однако не умеют сочетать
подлезание с прогибом спины, поэтому важно использовать колокольчики,
которые сигнализируют, что необходимо прогнуть спину и пролезть. Во время
выполнения различных движений воспитателю следует находиться у детей,
помогать, если ктото не уверен в своих силах или боится высоты. В конце
третьего года жизни движения детей становятся более четкими, более
скоординированными, увереннее.
Компетентность воспитателя, последовательность использования средств
физического воспитания, осознания их значения и роли в физическом развитии
детей способствует формированию у них двигательных навыков, адаптации к
условиямокружающей среды и удовлетворения естественной потребности в
движениях.
РАЗДЕЛ II
Формы физкультурнооздоровительной работы
контрольная и т.п.);
Такими традиционными формами физкультурнооздоровительной работы,
обязательные для внедрения в образовательный процесс, является
познавательноразвивающая деятельность по физической культуре, которые
по содержанию и поставленными задачами являются разных видов (учебно
тренировочная, сюжетная, игровая, тематическая, интегрированная или
физкультурнопознавательная, деятельность с элементами ритмической
гимнастики,
физкультурнооздоровительные
мероприятия (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультминутки,
физкультпаузы, закаливающие процедуры); различные формы организации
двигательной активности в повседневной жизни (физические упражнения на
прогулках, физкультурные праздники и развлечения, детский туризм,
подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность, дни здоровья,
индивидуальная работа по физическому воспитанию).
Наряду с традиционными формами важное место занимают и
нетрадиционные формы и технологии, включающие в себя различные методы
закаливания (босохождение по песку, длительное пребывание на свежем
воздухе, умывание и обливание ног (в летний период), сухие и влажные
обтирания различных частей тела и т.д. ) специальные лечебно
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Методическое пособие "Малыши-крепыши"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.