Классный час «Школьные принадлежности – как я их берегу!»
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
5 кл
22.01.2018
Конспект классного часа для обучающихся 5 класса коррекционной школы-интерната VIII вида об отношении детей к своим школьным принадлежностям. В разработке классного часа прослеживается умение беречь свои школьные принадлежности, школьное имущество и в дальнейшем своё имущество. Детям в игровой форме рассказываются правила жизни в школе.
20.11.17г_Школьные принадлежности.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РО
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Классный час
«Школьные принадлежности – как я их берегу!»
Разработала Г.Ф. Мартыненко
классный руководитель 5 класса ноябрь, 2017 года
Цель:
познакомить учащихся с историей школьных принадлежностей;
воспитывать аккуратность и бережливость; развивать интерес и любознательность.
закрепить представления учащихся о том, что каждая вещьэто результат
коллективного труда, воспитывать бережливое отношение к своим и чужим вещам
и школьному имуществу
Действующие лица: Ручка, Линейка, Циркуль, Ластик, Карандаш, Тетрадь, Ведущий.
Учитель: (в руках у него школьный портфель). Собирая школьный портфель или готовясь к
урокам, вряд ли вы, друзья, подозреваете о том, сколько интересного могли бы вам
рассказать о себе наши верные помощники – школьные принадлежности. С виду просты и
привычны…( достаёт из портфеля пенал)
В этой маленькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручку, ластик, циркуль, кнопки –
Что угодно для души.
А может, всё – таки стоит их послушать.…Давайте начнём, например, с Циркуля.
(Выходит мальчик в шапочке, на которой изображён циркуль.)
Циркуль. Угадайте, ребята, с каким словом моё название звучит одинаково?
Дети. Цирк.
Циркуль. Совершенно верно. Ведь происходят они от одного латинского слова – циркулюс,
что значит круг, окружность. У цирка, как известно, арена круглая, ну а моё назначение вы
знаете: чертить круги.
Циркуль ваш, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой – проткнул бумагу,
Уцепился – и ни шагу.
Каких только циркулей среди моих далёких предков не было! Самый древний,
например, был найден при раскопках во Франции. Он пролежал в земле больше двух тысяч
лет! Бронзовые циркули были обнаружены в вулканическом пепле, засыпавшем
древнеримский город Помпеи. Однако циркули существовали и много раньше. На стенах и
куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках в Древних Вавилонии и Ассирии
сохранились столь ровные круги, что ясно – без помощи не обошлось. А существовали эти
государства около 3000 лет назад.
Учитель: Но как впервые получили столь ровный круглый контур?
Циркуль. Воображение и память предков подсказывают мне, что сначала
окружность делали с помощью нити: один её конец закрепляли, а к другому прикрепляли
кусочек мела или острую палочку. Крутишь натянутую нить вокруг закреплённого центра –
получаешь круг. На смену нити пришла деревянная дощечка с отверстиями. Но у неё был
важный недостаток: с её помощью можно было провести окружность только одного
радиуса, равного длине этой дощечки. Для других кругов приходилось мастерить новые и новые приспособления. Пришлось древним изобретателям задуматься, как объединить их в
одном инструменте.
Так на свет появился мой самый древний родственник: с двумя длинными
разводящимися ножками. Он один мог изобразить окружности различной величины.
Но самое интересное, что мои предки не только прекрасно чертили. Некоторые из них
служили инструментом для резания по дереву. Вместо привычного грифеля в одну ножку
этого стального мастера вставляли резец и наносили рисунок на деревянном изделии. Один
из них нашли при раскопках в Новгороде.
Ну, а современные братья вам, конечно знакомы. Самый простой и бесхитростный
циркуль носит прозвище « козья ножка». Со вставным карандашом он не одну окружность
нарисует.
( Входит девочка, на шапочке которой изображена линейка).
Линейка. Я линейка. Прямота – главная моя черта. Мы, линейки, скажу вам я, очень
прямолинейны. Значит, и говорим напрямую, всё как есть. Вот и я скажу без ложной
скромности, что линейками – гладкими обструганными дощечками – пользовались ещё
древние египтяне при строительстве своих пирамид.
Не обходились без линейки и русские писцы. В расходных книгах московских
приказов18 века нередко встречается имя моей прабабки Каркасы. Это была своеобразная
личность. Она представляла собой деревянную раму в размер листа, на которую туго
натягивались нити. Положив на лист бумаги каркасу, писец проводил вдоль нитей
палочкой, выдавливая линии. Вот почему рукописи того времени поражают ровностью
строк и чёткими интервалами.
Мои старшие сёстры – деревянные Линейки с делениями – появились не так давно –
после того как в 1792 году по предложению Парижской академии наук за единицу длины
был принят метр.
Если бы вы знали, каким уважением пользовались линейки! Не всякое дерево брали
для их изготовления. Использовалась в основном прямослойная груша. Но нужно было
быть настоящим мастером своего дела, чтобы так выбрать и обработать дерево, что
линейка не изменяла форму, ни при каких обстоятельствах. Толщина линейки тоже была
определена: 2мм. Именно она позволяла проводить самые ровные линии. Знающие люди
выписывали себе линейки только из Парижа.
Мы, современные линейки, изготовлены на точных станках из разнообразных
материалов – не только из дерева, но и из пластмассы, стали. Семья у нас, как известно,
большая. Есть среди нас и линейка, похожая на букву Т. Зовут её Рейсшина. Плечами она
упирается в край чертёжной доски. А ножкой скользит по листу. Сколько ни проводи с её
помощью линий, все они будут параллельными. А ещё у нас есть братья Угольники с
характером прямым и принципиальным – может быть, потому, что один из углов у всех
прямоугольников прямой, равный 90 градусам.
Учитель: Известный английский философ, химик и общественный деятель Джозеф
Пристли, открывший множество химических веществ, таких как кислород, аммиак, в 1770
году придумал приспособление, без которого ныне не обходится ни один школьник. А
какое именно, вы сейчас узнаете.
(Вбегает мальчик в шапочке, на которой изображён ластик).
Ластик.
Я ластик, я резинка
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста: Помарку я сотру с листа.
У меня, у ластика, характер неуживчивый. Мне всё время хочется всё изменить. Вы
и сами мной очень часто пользуетесь. И неважно, ручкой ли пишите или рисуете
карандашом, всё сотру, и с большим удовольствием.
Часто меня ещё называют Резинкой. Но я не обижаюсь: ведь я и вправду резиновый.
А резину делают из каучука, который по латыни называют гумми эластиком. Отсюда –
ластик, что значит упругий. Каучук, кстати, варится из тягучего сока тропического дерева
гевеи.
В наше время ластики тоже делают из каучука, но только искусственного. Его
добывают из самой обыкновенной картошки или даже из опилок – так намного дешевле.
Правда не из самого картофеля: сначала из него получают спирт, а уж потом на
химическом заводе искусственный каучук. Делают каучук из нефти. Так что мы бываем
картофельные, нефтяные или опилочные. А чтобы мы хорошо стирали, к каучуку
примешивают мел. Так что если не хотите, чтобы в тетрадях протирались дырки,
обращайтесь с ними аккуратнее.
Учитель: Однако боюсь, что скоро вас, каучуковые отправят на пенсию. Слышали о
химических ластиках? Они состоят из пластмассовых микрокапсул, заполненных
растворителем. Трение разрушает оболочку капсул, растворитель выливается и
обесцвечивает тушь или чернила. Как видите, у вас появились конкуренты, которые умеют
стирать даже печатный текст.
Ластик. Но прошу вас, друзья: когда в вашем пенале появятся вдруг все эти новинки, вы и
нас не забывайте, своих старых верных товарищей, исправивших столько ошибок в ваших
тетрадках!
(Входит мальчик в шапочке, на которой изображён карандаш).
Карандаш.
Я другой приятель ваш –
Проворный чёрный карандаш.
Я и жёлтый, красный, синий,
С начинкой твёрдой в середине.
И если ты меня отточишь,
Нарисуешь всё что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж!
Всем поможет карандаш.
Знаете ли вы, что таких карандашей, как сейчас, в старину не было? История моя
такова. Художники рисовали тогда серебряной палочкой, а школьники писали свинцовой.
Но свинцовая палочка оставляла на бумаге серый неясный след. Да и держать её в руке
было неудобно. Поэтому её вкладывали в кожаную трубочку, а когда палочка стиралась,
кожу на конце приходилось срезать. Кстати, до сих пор карандаш понемецки называют
свинцовой палочкой.
Моя история не менее интересна. Пока ручка стала похожа на современную ручку,
прошло почти три тысячи лет. Именно столько лет назад в Древней Месопотамии в Азии
писали заостренной палочкой – клином, выдавливая на сырой глине.
В Древней Руси берестяные грамоты царапали писалом – металлическим или
костяным инструментом, закруглённым с одного конца и заострённым с другого.
Кстати, закругление на конце писала, служило для заглаживания ошибок, так как
оно было наполнено воском. Подобными « канцтоварами» пользовались когдато в Древнем Риме: пишущий стержень тоже имел плоский конец для стирания ненужных
записей. Он был металлический и назывался стиль, или стилус. В это же время в Китае
использовали стилусы из бронзы. Шли годы. Но даже когда в Китае изобрели бумагу, ручки
ещё не было. А появился сначала карандаш, вернее, старший брат нашего Карандаша. Но
историю его создания вы уже знаете. Когда придумали чернила, стали писать
острозаточенными перьями птиц, чаще всего гусиным. Потом стали пользоваться стальным
пером, насаженным на деревянный стержень. Стальное перо сохранилось и в следующем
изобретении. Назвали этот письменный прибор авторучкой. Чернила набирались в
баллончик ручки специальным поршнем Такими ручками некоторые пользуются и сейчас,
их даже выпускают с золотыми перьями для красоты.
С конца 19 века довольно долго химики во всех странах пытались придумать состав
пасты для шариковой ручки. Это удалось сделать только в 1938 году венгерскому химику
Иозефу Биро. Именно ему мы обязаны, появлению самой удобной ручки на свете! А 1943
году в Аргентине впервые было налажено промышленное производство шариковых ручек.
Как же устроена шариковая ручка? Главное – шарик, конечно не воздушный, а стальной,
маленький, почти незаметный. Когда шариком водят по бумаге, он вращается и
смазывается пастой, оставляя след. Всё гениальное очень просто!
Кто внимательно меня слушал, тот и на вопросы мои ответит. Отгадайте загадку:
уронила меня мать, подняли меня люди, срезали голову, вынули сердце, дали пить, и стало
говорить.
Дети. Гусиное перо.
Учитель:Кто догадался, откуда пошло название перочинный ножик?
Дети. Нож, которым чинили перья.
Учитель:
Чтобы было где писать,
В школе вам нужна тетрадь.
Входят, держась за руки, две тетрадки.
Тетрадь 1.
У меня обложка синяя,
На любой странице линия,
Чтоб помочь ученику
Ровно вывести строку.
Тетрадь 2.
А я в клетку, не в линейку –
Написать по мне сумей – ка!
Чтоб решать, чертить, считать,
В клеточку нужна тетрадь.
Тетрадь 1. А знаете ли вы, на чём писали в глубокой древности?
Ещё до того, как изобрели бумагу, в Китае и некоторых странах ЮгоВосточной Азии
писали, например, на бамбуковых дощечках, а в Древнем Вавилоне для этого использовали
обожженные глиняные таблички. В Древней Индии писали на пальмовых листьях,
европейцы же использовали для письма выделанные шкуры животных.
Тетрадь 2. А теперь попробуйте продолжить наш рассказ и ответьте на вопросы: На каком материке жители Древнего Новгорода писали тексты заострённым
костяным стержнем? ( на бересте.)
Что такое папирус? (писчий материал, который изготавливался из тростника.)
Кто придумал письмо по воску? (Римляне в 1300 году до н. э.)
Как назывался писчий материал, который изготавливали из кожи животных?
(пергамент.)
Где изобрели бумагу? (в Китае.)
Какое дерево используют для изготовления бумаги сейчас? (ель.)
Карандаш. Мне, карандашу, с помощью циркуля порой очень хочется поразвлечься.
Давайте вместе поиграем! Ведь с нашей помощью можно придумать столько всевозможных
рисунков!
Раскроем мы свою тетрадь,
Сегодня будем рисовать.
Поможет мне весёлый круг –
Для вас друзья, разумный друг.
Учитель:
Если круг пустился вскачь,
Значит он весёлый…(мяч.)
Круг похож на снежный ком –
Стал он вдруг…(снеговиком)
Веточка, листок и круг –
Получился вкусный…(фрукт.)
Круга этого лучи,
Все мы знаем горячи.
По утрам глядит в оконце,
Дети, кто к нам?
Это…(солнце.)
Носят их все на носу
Дома, в городе, в лесу
Молодёжь и старички.
Эти два кружка …(очки.)
С весёлой улыбкой
Ребята во дворы
Несут на длинной нитке
Воздушные …(шары.)
Сверху шар зелёный,
Красный он внутри.
Весит целых два кило,
А быть может, три.
Сладкий, сахарный на вкус,
Называется …(арбуз.) Карандаш. А теперь покажите своё мастерство и нарисуйте все эти отгадки, а затем свой
собственный рисунок – кто что придумает.
(После рисования проводится выставка рисунков. За лучшие рисунки и правильные ответы
дети получают призы).
Учитель: все вещи, которые есть в нашем распоряжении, добыты и созданы рабочими
руками. Сегодня мы поговорим о том, как нужно относиться к вещам, которыми мы
пользуемся.
Внимательно рассмотрите комнату и скажите, что вы видите в классе? Все эти вещи
называются школьным имуществом. А кто думает о том, чтоб в школах всегда было все
необходимое для учебы? А как вы относитесь к всем вещам?
Инсценировка
Стук в дверь, входят вещи: меловая тряпка, стул, указка, парта, линейка, ручка,
учебник, шкаф, книги.
Линейка: Это клуб бережливых?
Знайка: Да. А вы извините, кто?
Меловая Тряпка: Фуф! Апчхи! Апчхи! Я вся пропиталась меловой пылью! А эти
забывчивые ребята даже не подумали меня вымыть.
Стул (скрипнул голосом) .тебе еще ничего. А вот меня каждый пинает ногой, все
бока поотбивали.
разбили.
Парты (наперебой): А я вся изрезана ножом! Я вся исписана.
Шкаф: А нас, вы думаете, ценят? Все внутренности мне переворошили, стекло
Ручка(пишет, лежа на полу): Думаете, мне не обидно? У папы одного мальчика,
моего нынешнего хозяина, я всегда лежала в футляре, была заправлена и никогда не
делала ни одной ошибки. А этот мальчишка(заплакала ручка) в каждом слове он
заставляет меня делать по две, по три ошибки и, как видите, валяюсь на полу!
Учебник(громко вздохнул на последней парте и показал свою разорванную
обложку): Видите!
Указка: А мне каково! Мне отломали половин головки. Как я буду показывать на
карте?
Книга(стонет): А я. Я –. Гришкина книжка из стихотворения С.Маршака. вся
потрепана. Теперь никто, ничего во мне не поймет.
(Вещи поют «Песенку обиженных вещей», мелодия песни «Чебурашка»)
Мы бедные подружки,
Мы книжки и игрушки,
Мы жили в магазине в порядке, чистоте.
Теперь мы у Володи,
Он славный парень вроде.
Но здесь для нас условия не те.
Оборвана обложка,
На ней заснула кошка.
А рядом под кроватью разбитый грузовик,
Разломанная клюшка,
Без головы Петрушка.
Беречь их, видно, мальчик не привык.
Страничка « Мойдодыра»,
На ней пятно от жира,
С чернильными усами страдают Чук и Гек.
Бежать отсюда надо.
Спасите нас , ребята, Володя – очень страшный человек.
Знайка: Значит, вы обиженные ребятами вещи?
Все Да, обиженные.
Ученик:
Чайная ложка,
Столовая ложка
И ложка по имени Поварёшка
Однажды пошли прогуляться гурьбой
По скатерти с бахромой.
Чайная ложка попала в чашку.
Столовая ложка попала в кашку.
А ложка по имени Поварёшка
Попала в кастрюлю с окрошкой.
Чайная ложка,
Столовая ложка
И ложка по имени Поварёшка Помылись, когда был окончен обед,
И спать улеглись в буфет.
И только на скатерти пятна остались,
От супа, от каши, от чая остались,
И ложки не спят,
Вспоминая про это,
И ложки грустят,
Вспоминая про это,
И ложки звенят,
Вспоминая про это,
Когда ты проходишь мимо буфета!
Учитель: Можно мне сказать!
Знайка: Пожалуйста.
Учитель: Ребята, не знаю, как вы, а я сочувствую этим вещам. Давайте разберемся,
чем мы их обижаем, что делает их несчастными?
Учащиеся: Их обижает наша невнимательность. Не посмотрел, повернулся – и книжка на
грязном полу. Портфель станет несчастным, если им драться или футболить. Ручка тоже
станет печальной если ее грызть. Вещи надо использовать правильно. Мы обижаем
вещи, бросая их где попало, если не чинить их, когда это требуется.
Учитель: Молодцы, вы верно подметили: враги вещей наша невнимательность,
небрежность.
Знайка: Ребята, наш друг Культурино прислал нам письмо. Он описывает такой
случай: «Мальчики, играя во дворе, были палками по водосточной трубе. Какаято
тетя сказала им: «Прекратите! Вы же испортите трубу. Так не ведут себя
культурные люди!» Я считал, что культурный тот, кто много знает, красиво говорит, всегда
чист, здоровается, добр к людям, честный, уважает старших, помогает малышам и
взрослым. А при чем тут какаято водосточная труба?» Ребята, что мы ответим
Культурино? Учитель обобщает: вещи результат человеческого труда. Беречь вещи –
значит уважать труд людей. Беречь их – значит заботиться о том, чтобы лучше жить,
работать и отдыхать. Кто зря портит и разрушает вещи, тот вредит и себе и другим.
Бережное отношение к вещам – признак культуры человека.
Правила бережливости (формируют учащиеся):
1. Нужно беречь любую вещь: свою и чужую, очень ценную, недорогую.
2. Стараться «продолжить жизнь вещи, быть аккуратным в обращении с нею, замечать
любую «болезнь» вещи и вовремя «лечить» ее. Знайка : ребята, вещи не зря на нас обижаются. Мы часто не заботимся о них. Можно ли
помочь обиженным вещам? Как нам это сделать?
Учитель: Дети, запишем в словарик Культурино слова:
бережливость
–аккуратное обращение, уход за вещами, ремонт.
Но есть еще один способ продлить жизнь вещи. Можно ее не ремонтировать и не
выбрасывать, а сделать из нее другую вещь. Это тоже бережливость.
Итог занятия.
• Чем, по вашему мнению, новые вещи отличаются от хорошо сбереженных старых
вещей?
Классный час «Школьные принадлежности – как я их берегу!»
Классный час «Школьные принадлежности – как я их берегу!»
Классный час «Школьные принадлежности – как я их берегу!»
Классный час «Школьные принадлежности – как я их берегу!»
Классный час «Школьные принадлежности – как я их берегу!»
Классный час «Школьные принадлежности – как я их берегу!»
Классный час «Школьные принадлежности – как я их берегу!»
Классный час «Школьные принадлежности – как я их берегу!»
Классный час «Школьные принадлежности – как я их берегу!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.