Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Оценка 5

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
администрации +1
Взрослым
07.06.2018
Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
В настоящее время становится приоритетным приобщение одаренных детей к научно-исследовательской деятельности, что способствует развитию их когнитивных способностей, расширению кругозора, профориентации, самообразованию. Научно-исследовательская деятельность является не только новой образовательной технологией, но и самостоятельным компонентом образовательно-воспитательного процесса в учебном заведении. Научно-исследовательская деятельность не носит массовый характер и проводится с заинтересованными, способными и подготовленными школьниками. Основная задача данной работы – пропедевтика науки, профориентация, подготовка школьников к исследовательской деятельности в высшем учебном заведении. При организации научно-исследовательской деятельности педагог должен придерживаться определенных требований, обладать знаниями не только в области предмета, но и исследовательским чутьем и интуицией. Методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности представленные в сборнике, должны стать настольной книгой педагогов, шагающих в ногу со временем.В данном методическом пособии дается информация для педагогов для грамотного руководства научно-исследовательской деятельностью школьников.
методичка.docx
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Составитель:   Глущук   Екатерина   Леонидовна,   руководитель   Стахановского отделения Малой академии наук «Интеллект будущего» РФ, учитель химии ГБОУ ЛНР УВК № 29 г. Стаханова, генетик. В   материалах   сборника   представлена   система   организации   научно­ исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях, подробно   описан   методологический   аппарат   научно­исследовательской работы,   представлен   алгоритм   подготовки   учащихся   к   публичному выступлению, требования к оформлению и презентации работы. Настоящий   материал   поможет   педагогам   организовывать   и   управлять исследовательской деятельностью учащихся в образовательных учреждениях, проведении   научных   конференций,   учащиеся   смогут   грамотно   оформлять результаты своих исследований, презентовать свои научно­исследовательские труды. Что, несомненно, повысит качество и научность исследований. Материалы   сборника   предназначены   как   для   руководителей исследовательской деятельностью школьников, учителям­предметникам, так и учащимся. СОДЕРЖАНИЕ Рекомендации по организации научно­исследовательской деятельности  учащихся____________________________________________________  1. Методы научного исследования_______________________________ 2. Понятийный аппарат научно­исследовательской деятельности_____ 3. Фразы – шаблоны для исследовательской работы________________ 4. С чего начать исследовательскую работу_______________________ 5. Композиционная структура НИР______________________________ 6. Основные критерии оценки научно­исследовательских работ______ Интернет­ресурсы по проблемам проектной и исследовательской  деятельности_________________________________________________ Советы при подготовке к защите НИР____________________________ Приложения__________________________________________________ Эпиграф «Наука – сила, она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия»             А. И. Герцен Методы научного исследования Для   того   чтобы   грамотно   выстроить   алгоритм   разработки   проекта, необходимо определиться с методами исследования.  1.Общенаучные методы  (подразделяются  на три группы:  общелогические, теоретические и эмпирические) 1.Общелогические методы:  Анализ — это расчленение, разложение объекта исследования на составные части.   Он   лежит   в   основе   аналитического   метода   исследования. Разновидностями  анализа  являются  классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности. Синтез — это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Однако это не просто их соединение, но и познание нового — взаимодействия частей как целого. Результатом синтеза является совершенно новое   образование,   свойства   которого   не   есть   только   внешнее   соединение свойств   компонентов,   но   также   и   результат   их   внутренней   взаимосвязи   и взаимозависимости. Индукция — это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему   положению.   Индуктивные   умозаключения   “наводят”   на   мысль,   на общее. При индуктивном методе исследования для получения общего знания о   каком­либо   классе   предметов   необходимо   исследовать   отдельные предметы,   найти   в   них   общие   существенные   признаки,   которые   послужат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов. Дедукция —   это   выведение   единичного,   частного   из   какого­либо   общего положения;   движение   мысли   (познания)   от   общих   утверждений   к утверждениям   об   отдельных   предметах   или   явлениях.   Посредством дедуктивных   умозаключений   “выводят”   определенную   мысль   из   других мыслей. Аналогия —   это   способ   получения   знаний   о   предметах   и   явлениях   на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Степень вероятности (достоверности) умозаключений   по   аналогии   зависит   от   количества   сходных   признаков   у сравниваемых явлений. 2. Теоретические   методы:   аксиоматический,   гипотетический, формализация,   абстрагирование,   обобщение,   восхождение   от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа. Аксиоматический метод — способ исследования, который состоит в том, что   некоторые   утверждения   (аксиомы,   постулаты)   принимаются   без доказательств   и   затем   по   определенным   логическим   правилам   из   них выводятся остальные знания. Гипотетический метод — способ исследования с использованием научной гипотезы, т. е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или   о   существовании   некоторого   явления   или   предмета.   Разновидностью этого   метода   является гипотетико­дедуктивный способ   исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.  Формализация —   отображение   явления   или   предмета   в   знаковой   форме какого­либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность,   неточность,   неопределенность.   При   формализации   вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы,   доказывать   истинность   какого­либо   положения.   Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования. Абстрагирование —   мысленное   отвлечение   от   некоторых   свойств   и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей. Виды   абстрагирования:   отождествление,   т.   е.   выделение   общих   свойств   и отношений   изучаемых   предметов,   установление   тождественного   в   них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс, изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. Обобщение —   установление   общих   свойств   и   отношений   предметов   и явлений, определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные   признаки   предметов   или   явлений   данного   класса.   Вместе   с   тем обобщение   может   выражаться   в   выделении   несущественных,   а   любых признаков   предмета   или   явления.   Этот   метод   научного   исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного. Исторический метод заключается в выявлении  исторических фактов и на этой   основе   в  таком   мысленном   воссоздании   исторического   процесса,   при котором   раскрывается   логика   его   движения.   Он   предполагает   изучение возникновения   и   развития   объектов   исследования   в   хронологической последовательности. Восхождение   от   абстрактного   к   конкретному   как   метод   научного познания  заключается   в   том,   что   исследователь   вначале   находит   главную связь   изучаемого   предмета   (явления),затем   прослеживает,   как   она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность.  Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов. При анализе явлений и процессов в сложных системах рассматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное. 3.   Эмпирические   методы:   наблюдение,   описание,   счет,   измерение, сравнение, эксперимент и моделирование. Наблюдение —   это   способ   познания,   основанный   на   непосредственном восприятии   свойств   предметов   и   явлений   при   помощи   органов   чувств.   В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения, различают   простое   и   включенное   наблюдение.   Первое   заключается   в наблюдении со стороны, когда исследователь — постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу и ее деятельность в качестве участника. Описание —   это   фиксация   признаков   исследуемого   объекта,   которые устанавливаются,   например,   путем   наблюдения   или   измерения.   Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО). Счет —   это   определение   количественных   соотношений   объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется   в   статистике   для   определения   степени   и   типа   изменчивости явления,   процесса,   достоверности   полученных   средних   величин   и теоретических выводов. Измерение  —   это   определение   численного   значения   некоторой   величины путем сравнения ее с эталоном. Ценность этой процедуры в том, что она дает   количественные   определенные   сведения   об   окружающей точные, действительности. Сравнение — это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое   как   органами   чувств,   так   и   с   помощью   специальных устройств. Эксперимент —   это   искусственное   воспроизведение   явления,   процесса   в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза. Классифицируются эксперименты по различным основаниям: — по   отраслям   научных   исследований   —   физические,   биологические, химические, социальные и т. д.; — по   характеру   взаимодействия   средства   исследования   с   объектом — обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с   исследуемым   объектом)   и модельные (модель   замещает   объект исследования). воображаемые) и материальные (реальные).   Последние   делятся   на   мысленные   (умственные, Моделирование — метод научного познания, сущность которого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью (объектом),   содержащей   существенные   черты   оригинала.   Таким   образом, вместо   оригинала   (интересующего   нас   объекта)   эксперимент   проводят   на модели   (другом   объекте),   а   результаты   исследования   распространяют   на оригинал. 4.Специальные и частные методы исследования Частные   методы   ­   это   специальные   методы,   действующие   либо   только   в пределах   отдельной   отрасли,   либо   за   пределами   той   отрасли,   где   они возникли.   Так,   методы   физики,   привели   к   созданию   астрофизики, кристаллофизики,   геофизики,   химической   физики   и   физической   химии, биофизики.   Распространение   химических   методов   привело   к   созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется комплекс   взаимосвязанных   частных   методов   к   изучению   одного   предмета, например,   молекулярная   биология   одновременно   пользуется   методами физики,   математики,   химии,   кибернетики   в   их   взаимосвязи.   Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания. Понятийный аппарат НИР Эпиграф «Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем более они отодвигаются» Пьер Буаст Чтобы   продукт   исследовательской   деятельности   –   научно­ исследовательская   работа,   была   логичны   выстроена,   обладала   научностью, необходимо овладеть специальным глоссарием. Актуальность исследования­указывает на необходимость и своевременность  изучения ирешения проблемы для дальнейшего развития теории и практики, ха рактеризует противоречия, которыевозникают между общественными потребно стями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными с редствами их удовлетворения, которые могут давать наука и практика в настоя щее время. Объектная область исследования ­ это сфера науки и практики, в которой находится   объект   исследования.   В   школьной   практике   она   может соответствовать   той   или   иной   учебной   дисциплине,   например   математике, биологии, литературе, физике и т.д. Объект исследования ­ это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект ­ это своеобразный носитель проблемы ­ то, на что   направлена   исследовательская   деятельность.   С   понятием   объекта   тесно связано понятие предмета исследования.  Проблема исследования­ вопросительная ситуация, связанная с противоречием междусоциальной действ ительностью и ее теоретическим представлением и требующая для своего  познания иразрешения определенных методов, процедур и приемов  исследования. Гипотезы исследования  ­  обоснованные предположения о структуре изучаемых социальныхобъектов, хар актере составляющих их элементов, механизме функционирования и  развития и т. д.  Предмет   исследования ­   это   конкретная   часть   объекта,   внутри   которой ведется   поиск.   Предметом   исследования   могут   быть   явления   в   целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым   (совокупность   элементов,   связей,   отношений   в   конкретной   области объекта). Тема ­ ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы. Обосновать актуальность ­ значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания.  Цель   исследования ­   это   конечный   результат,   которого   хотел   бы   достичь исследователь   при   завершении   своей   работы.   Выделим   наиболее   типичные цели.   Ими   может   быть   определение   характеристик   явлений,   не   изученных ранее;   выявление   взаимосвязи   неких   явлений;   изучение   развития   явлений; описание   нового   явления;   обобщение,   выявление   общих   закономерностей; создание классификаций. Задача исследования ­  это  выбор  путей  и  средств  для  достижения  цели  в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Идея отображает созданный автором предлагаемый способ решения проблемы и находится на стыке рассматриваемой проблемы и внешних для исследования обстоятельств. Замысел относится   к   плану   исследования,   к   его   стратегии   и   тактике,   к используемым методам, к выделяемым переменным, к способам их измерения.  Методика ­ это   совокупность  приемов, способов исследования, порядок  их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Анализ   ­   (от   греч.   analysis   ­   разложение)   ­   метод   научного   исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей,   элементов   изучаемой   системы.   В   экономике   анализ   применяется   с целью   выявления   сущности,   закономерностей,   тенденций   экономических   и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (в стране, отрасли, регионе, на предприятии, в частном бизнесе, семье) и в разных сферах экономики (производственная, социальная).  Аспект (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) — одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения, то, как он видится с определённой позиции. Вывод­рассуждение, в ходе которого из некоторых исходных высказываний (с уждений), называемых посылками, с помощью логических правил получают нов ое  высказывание, называемое заключением.  Интуиция— форма знания, получаемого разумом непосредственно, без логиче ского доказательства или анализа;  открытие или изобретение, происходящее благодаря озарению; способность к ц елостному схватываниюситуации и сущности проблемы. Конкретизация­ ­наполнение обобщенного, схематизированного образакогнитивного некоего пр едмета или ситуации частными, конкретизованными признаками, за счет чегост   связное   и   последовательное   изложение ановится возможным продвижение о решении конкретных задач. Конспект –   это   краткое, констатирующих и аргументирующих положений текста. Логика (от греч. logos — слово, понятие, рассуждение, разум), или Формальная логика, — наука о законах и операциях правильного мышления. Модернизация  (от   греч.   moderne   —   новейший)   —   усовершенствование, улучшение,   обновление   объекта,   приведение   его   в   соответствие   с   новыми требованиями   и   нормами,   техническими   условиями,  показателями   качества. Модернизируются   в   основном   машины,   оборудование,   технологические процессы. Новация — новшество, нововведение; новое слово, новаторство, нечто новое, свежая струя, что то новое, новинка, новь. Отзыв —   мнение   о   ком­нибудь   или   о   чём­нибудь,   оценка   кого­нибудь   или чего­нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта. Перспективность дела, в котором можно добиться очень хороших результатов, которое,  вероятно, завершится успешно. Парадигма­ — совокупность научных достижений, признаваемых всемнаучным сообщество м в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых  Научных исследований. Потенциал        в широком смысле — средства, запасы, источники, имеющиеся  в наличии и могущие бытьмобилизованы, приведены в действие, использованы плана, решения какой­ для достижения определённой цели, осуществления либо задачи. Прогнозирование, разработка прогноза; в узком значении — специальное науч ное исследованиеконкретных перспектив развития какого­либо процесса. Резюме ­документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образо вании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассм отрении кандидатурычеловека для найма на работу. Ссылка  —   словесное   или   цифровое   указание   внутри   издания,   адресующее читателя   к   другому   изданию   (библиогр.   ссылка);   к   фрагменту   текста,   где содержатся дополняющие, расширяющие или поясняющие сведения о предмете речи в данном текстовом фрагменте; Факт — термин,   в   широком   смысле   может   выступать   как   синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактном. Эксперимент (от лат. experimentum ­ опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основн ых (наряду с наблюдением) методов науч. познания, при помощи которого в ко нтролируемых иуправляемых условиях исследуются явления действительности ; в психол. пед. исследовании направлен навыявление изменений в поведении человека при  планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). С чего начать исследовательскую работу?   «Придет время, когда наука опередит фантазию»                       Исследовательская   работа   имеет   четко   установленные   и принятые в научном мире черты, которые позволяют присвоить данной работе статус «научно­исследовательская».  Жюль Верн Такими маркерами исследовательской работы являются: актуальность, гипотеза,   цель   исследования,   задачи,   необходимые   для   реализации поставленной   цели,   методы   исследования,   предмет   и   объект исследования, литературный обзор, практическая часть, выводы. В отличие от художественных или публицистических произведений, где цель написания рассказа открывается лишь в конце, в научных текстах цель формулируется в начале исследования. Цель исследования обычно состоит   в   изучении   определенных   явлений.   Цель   исследования определяет его ход.             В исследовании важно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе значимость и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы   она   может   быть   либо   подтверждена,   либо   опровергнута. Гипотеза   должна   быть   логически   выстроена   и   подтверждена литературными данными. Далее необходимо сформулировать   задачи исследования. Задачи и цели ­ не одно и то же. Задачи показывают, что необходимо сделать для реализации поставленной цели.  Обязательным   в   работе   является   литературный   обзор,   в   котором необходимо предоставить информацию о данном явлении, проблеме,  с точки зрения нескольких авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не  делаете то, что давно уже сделано. Данная работа   позволяет   сформулировать   новизну   исследования,   а   также поможет   свободно   владеть   материалом,   обоснованно   отвечать   на вопросы во время доклада.             В работе важно описать методику исследования. Если методов исследования   много,   то   их   можно   вынести   в   отдельный   раздел «Материалы и методы».             Далее представляются результаты исследования, их обсуждение, собственные   данные.   Необходимо   четко   понимать   разницу   между рабочими   данными   и   данными,   представляемыми   в   тексте   работы. Поэтому   обычно   рабочие   данные   обрабатывают   и   в   тексте представляют   только   самые   необходимые.   Лучше   использовать графическую   визуализацию   полученных   данных,   это   круговые диаграммы,   гистограммы,   графики.   Полученные   данные   необходимо сопоставить   друг   с   другом   и   с   литературными   источниками   и проанализировать,   то   есть   установить   и   сформулировать, закономерности, обнаруженные в процессе исследования.            И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам   и   гипотезе   исследований,   являться   ответом   на   вопросы, поставленные в них.            Требования к содержанию и оформлению работы соответствуют традиционным   стандартам   описания   результатов   научных исследований.            Работа, представленная на экспертизу, должна носить характер научного   исследования,   центром   которого   является   актуальная проблема, имеющая практическую значимость. Научная   работа   должна   содержать   титульный   лист;   оглавление; введение;   основную   часть;   заключение;   список   использованных источников; приложения.                 Титульный лист должен содержать: название работы, ее вид, сведения об авторе (фамилия, имя, класс); сведения о руководителе или консультанте (фамилия, имя, отчество, должность, место работы, ученая   степень).   В   оглавление   должны   быть   включены:   введение; названия   глав   и   параграфов;   заключение;   список   используемых источников; названия приложений и соответствующие номера страниц. Введение   должно   включать   в   себя   формулировку   постановки проблемы,   отражать   актуальность   темы,   определение   целей   и   задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы   и   источников,   степень   изученности   данного   вопроса, описание собственного опыта работы в решение избранной проблемы.              Основная  часть  должна  содержать  информацию,  собранную  и обработанную   исследователем,   а   именно:   описание   основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение   известных   автору   ранее   существующих   и   предлагаемых методов   решения,   обоснование   выбранного   варианта   решения (эффективность,   точность,   простота,   наглядность,   практическая значимость и т. д.). Основная часть делится на главы (разделы).                      В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты,   направления   дальнейших исследований   и   предложения   по   возможному   практическому   полученные   автором, использованию   результатов   исследования. источников   заносятся   публикации,  В   список   используемых   издания   и   источники, использованные автором. Фразы – шаблоны для исследовательской работы Эпиграф    «Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?» Платон Немаловажное   значение   в   науке   имеет   умение   грамотно,   доступно, эмоционально донести для слушателей результаты исследования. ВВЕДЕНИЕ Тема работы и обоснование выбора темы Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена… Задумывались ли вы когда­нибудь над тем, почему…? Я обратил внимание на…/  задумался над этим вопросом, когда … Мне всегда было интересно, почему … Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало… Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому  что… В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь… и выбрал… в качестве темы своего исследования. Я заинтересовалась … после того, как однажды… Когда я… меня поразило / мне стало интересно… Актуальность … стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем… не  задумываясь… Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время … В современном мире … имеет большое значение, так как… В последние годы мы часто слышим и употребляем слово… Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются… Сегодня проблема… является одной из самых актуальных, потому что… Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания…  Тема является предметом оживленных дискуссий… Объясняется это тем, что… влияет на наше здоровье / настроение / успешность  Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из­ за того, что… В последнее время появилось… и люди стали все чаще задумываться над тем… Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем… … всегда вызывало у людей множество вопросов… На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную  проблему…  Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу… Новизна  На сегодняшний день существуют работы, посвященные…вообще. Однако мы  решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается  новизна нашего исследования. Цель работы Цель работы ­ выяснить, почему… Основная цель работы ­ ответить на вопрос… / доказать, что … Задачи Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи: Задачи работы: К задачам работы относятся: Изучить литературу по теме Выяснить значение терминов … Найти примеры … в …. / собрать материал …/ изучить состав …/ измерить  уровень…  Провести опрос / эксперимент / наблюдение Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты Сделать выводы о … ГЛАВЫ Первая глава (теоретическая). Основные термины и понятия, история вопроса. Ключевые понятия для нашего исследования – это ….  … называется … На официальном сайте… мы нашли следующее определение термина … «…» Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как… Петров В.В. понимает под термином …  Сидоров С.С. рассматривает … как … Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение… … ­ это … Сайт … предлагает следующее определение понятия... В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что … Принято считать, что… Общеизвестным считается…  Вначале обратимся к истории вопроса… История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий,  например… , а также на сайте… Впервые…. Из книги … мы узнали, что… Как пишет Иванов И.И. … в статье… «…», … По мнению Иванова В.В. … Возможно, это связано… Кроме того,… Интересно, что… Распространённым является мнение, что… При этом необходимо подчеркнуть, что… Вторая глава – описание исследования Для того,  чтобы выяснить… мы решили провести опрос… среди учащихся /  родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в  социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей. Респондентам были заданы следующие вопросы: … Исследование проводилось на материале…  В качестве материала для исследования мы взяли ….  Источником примеров стали… Результаты анкетирования представлены в таблице 1.  На рисунке 2 вы можете видеть… На рисунке 3 представлены… В данном случае мы видим …/ имеем дело с … При этом нельзя не отметить … Обращает на себя внимание тот факт, что… Диаграмма показывает… ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вводы по главам На основании всего вышесказанного мы можем констатировать… Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: … Таким образом, мы видим… Следовательно… Очевидно, что… Как видно из всего, сказанного выше… Из вышесказанного следует, что… Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее… Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть… Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что… В результате проведенного исследования мы выяснили, что… В заключении необходимо отметить… Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы… Главный вывод, который я сделал: … В ходе проведённого исследования было выявлено/ установлено, что ... Таким образом, мы убедились… Все вышесказанное доказывает, что … На основании вышесказанного логично предположить, что … Все вышесказанное убеждает нас в том, что …  Наиболее правдоподобной нам кажется версия…, потому что… Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую  закономерность: … Заключение. Перспективы дальнейшего исследования  Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном/  детальном изучении… В перспективе было бы интересно… На наш взгляд было бы интересно изучить/ исследовать/ рассмотреть … Кроме…, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно  изучить… Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом  направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но  и… Назначение работы  Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые  увлекаются … , а также всем, кто интересуется… Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в … Работа может представлять интерес для … Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке  уроков / конкурсов / викторин по теме …. Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований … Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме…  Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты  легли в основу разработанных мной правил… / памятки по … для… Что дала работа самому исследователю  В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил… Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по­новому взглянуть… В процессе работы над исследованием я приобрел опыт… Думаю, что полученные  мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно … Результаты исследования заставили меня задуматься… Больше всего сложностей вызвало у меня … Исследование в корне изменило мое мнение / представление о … Композиционная структура НИР Эпиграф:   «Разум   с   помощью   науки   проникает   в   тайны   вещества, указывает, где истина. Наука и опыт — только средства, только способы собирания материалов для разума» Михаил Ломоносов Готовя   любимое   блюдо,   мы   придерживаемся   рецепта,   то   есть   В   исследовательской   работе соблюдаем   определенные   пропорции. немаловажным   является   соблюдение   последовательности     расположения основных   частей   исследования,   композиционной   структуры.   В   состав исследовательской   работы   входят   следующие   части:   титульный   лист, аннотация и научная статья. Титульный   лист содержит   следующие   атрибуты:   названия конференции и работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение,   группа)   и   научных   руководителях   (фамилия,   имя,   отчество, должность, место работы).  Аннотация представляет   собой   краткое   описание   работы   и  должна содержать   наиболее   важные   сведения   о   работе   и   включать   следующую информацию:   цель   работы,   методы   и   приемы,   которые   использовались   в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и   содержит:   заголовок   (название   работы,   ФИО   автора,   населенный   пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации. Научная статья  Научная  статья (описание работы) должна содержать: •        Оглавление •        Введение •        Основную часть •        Заключение •        Список использованных источников и литературы. В оглавлении должны быть включены основные заголовки работы, введение,   название   глав   и   параграфов,   заключение,   список   литературы, названия приложений и соответствующие номера страницы. Введение должно   включать   в   себя   формулировку   постановки проблемы,   отражать   актуальность   темы,   определение   целей   и   задач, поставленных   перед   исполнителем   работы,   краткий   обзор   используемой литературы   и   источников,   степень   изученности   данного   вопроса, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы. Основная   часть должна   содержать   информацию,   собранную   и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов,   характеристику   методов   решения   проблемы,   сравнение   известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного   варианта   решения   (эффективность,   наглядность,   практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы. В заключении в   лаконичном   виде   формулируются   выводы   и результаты, полученные автором. Направления дальнейших исследований и предложений   по   возможному   практическому   использованию   результатов исследования. В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором. Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные   данные   издательства,   год   издания,   №   выпуска   (если   издание   Все   издания   должны   быть периодическое),   количество   страниц. пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Доклад   может   содержать приложения с   иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием. Образцы библиографических описаний для книг 1. Пахомова   Н.Ю. Метод   учебного   проекта   в   образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. ­ М.: АРКТИ, 2003. – 57 с. 2. Савенков   А.И.   Методика   исследовательского   обучения   младших школьников. – 2­е изд., ­ Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с. Образцы библиографических описаний для статей  в периодических изданиях 1. Волжина И.А. Формирование экологических знаний школьников через предметно­практическую   деятельность. //Школа   и   производство,   2006, №8,  с.18­19. 2. Гильмеева   Р.Х.   Роль   исследовательской   деятельности   учителя начальных   классов   в   реализации   идей   развивающего   обучения   /   Р.   Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. ­ 2006. ­ № 4. ­ С. 58­60. Библиографическая ссылка на электронные документы 1. URL: http://www.researcher.ru/methodics/ 2. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0419.htm   Основные критерии оценки научно­исследовательских работ Эпиграф «Успехи науки — дело времени и смелости ума» Вольтер      Чтобы достойно оценить качество научно­исследовательской работы, педагог  должен четко представлять основные критерии оценивания работ. I. Критерии оценивания работы:  1. Четкость постановки проблемы, цели работы и задач. 2. Глубина анализа литературных данных, ссылки на литературные источники,  объем использованной литературы.  3. Четкость изложения материала, полнота исследования проблемы.  4. Логичность изложения материала.  5. Оригинальность к подходам решения проблемы.  6. Новизна исследуемой проблемы и теоретическая значимость работы.  7. Практическая значимость работы.  8. Логичность и обоснованность выводов, и соответствие их поставленным целям.  9. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок.  10. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и  пунктуационных ошибок.  II критерии оценивания представления работы (доклада):  1. Четкость изложения материала, свобода использования данных.  2. Убедительность аргументов.  3. Грамотная, хорошо поставленная речь при изложении доклада.  4. Убедительность аргументации при ответе на вопросы.  5. Качество презентации, использование ТСО.  III. Личностные качества докладчика:  1. Эрудиция при защите проекта.  2. Уровень развитости мышления.  3. Грамотная речь при защите проекта. 4. Умение вести диалог. 5. Умение вести себя на сцене свободно, раскованно. Советы при подготовке к защите НИР Эпиграф: «Самое главное — это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью» Мишель Монтень          Задача научного руководителя не только оказать помощь в написании  научно­исследовательской работы, но научить учащихся выступать на  публике, презентовать свои результаты, принимать участие в дискуссиях,  доказывать свою точку зрения, уметь аргументировать. Ученику  1. Общие рекомендации по подготовке к выступлению 1.Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более  10–15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров. 2. Четкая логика изложения материала позволяет слушателям лучше понять  выступающего. 3. В ходе выступления следует употреблять только понятные термины. 4. Следует помнить, что хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста. 5. Выступление выиграет, если в его ходе будет максимально использоваться  наглядный материал. 6. Целесообразно продумать выступление так, чтобы предупредить  возможные вопросы.  2. Техника подготовки к выступлению          Не  стоит забывать и про внешний вид!!!! 7. Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите  его до нужной продолжительности. 8.Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания работы, которая  прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку. 9.Заранее продумайте детали выступления. 10.Приготовьте четкий и красочный наглядный материал. 11.Проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.  Попросите их задать вам вопросы.  3. Техника выступления 12. Начните свое выступление с приветствия. 13.Огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и  причину выбора темы. 14.Не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления,  говорите четко и внятно. 15.Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя — за помощь. 16.Старайтесь понять суть задаваемых вопросов и отвечать на них по  существу.  4. Примерное содержание выступления при презентации проекта Уважаемые ______! Вашему вниманию предлагается проект на тему ______. Работа над этим проектом актуальна и значима (приводятся доказательства актуальности и значимости проекта). Эта работа была нам  интересна (обосновывается причина выбора темы). Цель данной работы (приводится формулировка цели работы). Для ее достижения мы решали частные задачи, которые выбраны в  соответствии с нашим планом работы (указываются задачи). Мы ожидали, что в результате работы получим следующие  результаты (описываются ожидаемые результаты). Нами были изучены следующие источники по заявленной  проблеме (указываются изученные источники). В ходе разработки проекта мы выполнили следующую  работу (перечисляются наиболее важные виды работ). Сегодня мы представляем вам продукт, разработанный в ходе  проекта (перечисляются важнейшие характеристики продукта, если  проект предусматривал его создание). Результаты работы могут быть использованы (приводятся виды  деятельности, в которых могут быть использованы полученные в ходе  исследовательской работы результаты). В заключение выступления стоит высказать свое суждение о  сотрудничестве с руководителем проекта (исследовательской работы) и  поблагодарить слушателей.  5. Правила оформления презентации 17.Рекомендуется выдерживать презентацию в едином стиле. 18.Стиль отдельных разделов презентации может отличаться тональностью  или цветовой гаммой. 19.Заголовки, размер шрифтов (кегль) и элементы оформления на всех  слайдах должны быть идентичными (эти элементы не должны «прыгать» при  переходе слайдов). 20.Для создания однотипных слайдов используйте копирование слайдов. 21.Старайтесь избегать текста WordArt, особенно в презентациях делового  характера: чаще всего он смотрится вычурно. 22.Нецелесообразно помещать на слайд слишком много объектов. 23.Никогда не помещайте на слайд лишние (неиспользуемые) объекты.  Придерживайтесь правила: «Все, что не должно попасть на слайд, на него  попасть не должно». 24.Текст, особенно большого объема, будет хорошо смотреться, если его  выровнять по ширине. 25.Длинный текст лучше разместить на нескольких слайдах. 26.Не рекомендуется использовать на одном слайде более трех различных  шрифтов. 27.Следите за тем, чтобы текст хорошо читался, используйте при его  оформлении минимально возможное количество цветов. 28.Старайтесь избегать нестандартных шрифтов, так как их может не быть на  других компьютерах. В случае отсутствия вашего шрифта он будет заменен  другим, а это может привести к нарушению дизайна слайда или к  невозможности прочесть текст. 29.При создании фонов старайтесь избегать стандартных текстур и  «растягивания» картинок на весь слайд, особенно с искажением размеров. 30.Осторожно работайте со звуковыми объектами, их применение должно  быть обосновано. 31.Старайтесь избегать стандартных звуков, которые встроены в Power Point,  чаще всего они мешают восприятию информации. 32.Осторожно работайте с видеофайлами: их внутренний формат может не  совпадать с настройками вашего компьютера и видео может «не пойти» 33. Имеет смысл вывести на экран тезисы доклада (выступления, сообщения)  и прокомментировать их. 34.Иногда имеет смысл вывести на экран большие таблицы, большие тексты,  чтобы кратко прокомментировать их. !!! И обязательно помните о правиле: докладчик при работе с  презентацией не должен повторять то, что написано на экране,  слушатели и так это увидят.   Учителю Требования к личности учителя, являющегося руководителем научно­ исследовательских работ школьников: 1. Учитель   должен   иметь   широкую   эрудицию   (психологическую, педагогическую,   методическую,   исследовательскую).   Он   своевременно определяет   темы   программного   материала,   изучение   которых,   применяя исследовательскую   образовательную   технологию,   имеет   наибольшую познавательную   ценность.   Учитель   разрабатывает   для   учеников   систему заданий,   которые   стимулируют   учеников   в   участии   в   школьных исследованиях. Целесообразно подобрать соответствующую литературу. 2. Существенную роль школьные исследования занимают во внеклассной и кружковой работе. Учитель должен сообщать об исследовательских находках, например, в школьной прессе, для того чтобы мотивировать их на участие в научных конференциях, в олимпиадах. Учителем   должна   руководить   идея,   что   научно­исследовательская 3. работа   учащихся   поможет   им   правильно   понимать   научную   картину   мира, развивать свой творческий потенциал. Интернет­ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности 1. http://schools.keldysh.ru/labmro   ­   Методический   сайт   лаборатории методики   и   информационной   поддержки   развития   образования   МИОО www.researcher.ru   ­   Портал   исследовательской   деятельности   учащихся   при участии: Дома научно­технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553   "Лицея   на   Донской",   Представительства   корпорации   Intel   в   России, "Физтех­центра"   Московского   физико­технического   института.   Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых  и педагогов  из  Москвы  и  других  городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет­ресурсы. До 250 посещений в день. 2. www.1553.ru   ­   сайт   Лицея   №   1553   "Лицей   на   Донской", публикуются материалы Городской экспериментальной площадки "Разработки модели   организации   Образовательного   процесса   на   основе   учебно­ исследовательской   деятельности   учащихся".   До   50   посещений   в   день. www.vernadsky.dnttm.ru   ­   сайт   Всероссийского   Конкурса   юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем,   детские   исследовательские   работы.   Организована   система   on­line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В. И. Вернадского. 3. www.issl.dnttm.ru   ­   сайт   журнала   "Исследовательская   работа школьника".   Публикуются   основные   материалы   проекта,   избранные   тексты, информация по подписке.  4. www.konkurs.dnttm.ru   ­   обзор   исследовательских   и   научно­ практических   юношеских   конференций,   семинаров   конкурсов   и   пр. Организовано   on­line   размещение   нормативных   документов   по   конкурсам   от всех желающих. До 50 посещений в день. 5. www.subscribe.dnttm.ru   ­   рассылка   новостей   и   информации   по разнообразным   проблемам   и   мероприятиям   рамках   работы   системы исследовательской деятельности учащихся (в разработке). 6. www.issl.dnttm.ru—   сайт   журнала   «Исследовательская   работа школьника».   Публикуются   основные   материалы   проекта,   избранные   тексты, информация по подписке. 40 посещений в день. 7. www.konkurs.dnttm.ru  —   обзор   исследовательских   и   научно­ практических   юношеских   конференций,   семинаров   конкурсов   и   пр. Организовано on­line. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.   Адольф   В.   А.,   Пилипчеевская   Н.   В.   Образовательные   технологии   при реализации   новых   образовательных   стандартов   //   Историческая   и образовательная мысль. ­ 2012.­  №4(14). ­ С. 73­77. 2.Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития   исследовательской   деятельности   учащихся   //   Исследовательская работа школьников. – 2002. ­ №1. ­  С. 23­33. 3.   Белова   Т.   А.   Отношение   педагогов   и   преподавателей   к   организации проектной   деятельности   учащихся   //     Вестник   Томского   государственного педагогического университета. – 2011. ­ №10(112).­  С. 153­157. 4.   Богомолова   Е.   В.   Научно­исследовательская   деятельность   школьника   в свете   концепции   о   непрерывном   образовании     //  Обучение   и   воспитание: методики и практика. ­  2015. ­ №      19. ­  С. 208­211. 6. Борисов Д. Д. Основные подходы к организации научно­исследовательской деятельности школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. ­ № 19­1. – С. 201­203. 7.  Гедулянова Н. С., Митяева А. М. Организация научно­исследовательской деятельности обучающихся // Ученые записки Орловского государственного университета: научный журнал. ­ 2016. ­ № 3(72). ­ С. 274­284. 8. Гладкова А. П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и образовательная мысль. ­ 2012. ­ №4(14). ­ С. 91­95. 9.   Демченко   З.А.   Научно­исследовательская   деятельность   студентов современного   вуза   как   системообразующая   ценность   //   Историческая   и образовательная мысль. ­ 2012. ­ №4(14). ­  С. 102­109. 10.  Канакина   Г.И.  Подготовка   будущих   учителей   к   организации   научно­ исследовательской   деятельности   школьников   по   русскому   языку   // Университетское образование  (МКУО­2016): Сб. науч. тр. – Пенза, 2016. ­ С. 206 ­ 208. 11. Краевский В. В., Полонский В. М. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: сб. науч. ст. / под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. М., 2001. – 444 с. 12. Насонов А. Д., Суслова О. А. Использование информационных технологий при оформлении результатов научно­исследовательских работ школьников // Информация и образование: границы коммуникаций. ­ 2016. ­  №      8     (16).­   С. 92­93. 13. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. – М.: Либроком, 2013. – 208 с. 14. Старовиков М. И. Учебная исследовательская деятельность школьника: определение,   место   и   значение   в   учебном   процессе   //   Вестник   Пермского государственного   гуманитарно­педагогического   университета.   Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2006. ­ № 2. – С. 96­116. ПРИЛОЖЕНИЯ ПАМЯТКА  Приложение 1 для педагогов по оптимизации организации научно­исследовательской деятельности учащихся 1.Диагностика индивидуально личностного потенциала учеников членов  Малой академии наук. 2.Разнообразить формы организации коммуникации: ­ внешнюю (конференции, публикации); ­ внутреннюю (семинары, переписки, создать группу в социальных сетях для  обсуждения хода исследования, взаимопомощи). 3. Создать объединение педагогов района/области,  которые участвуют в    исследовательской работе со школьниками. 4. Использовать интегрированную программу «Проектная и  исследовательская деятельность школьников». 5. Пользоваться информацией по организации научно­исследовательской  деятельности в образовательных учреждениях, представленных на сайте  «Научно­методическая копилка юных исследователей». Комплект контрольно ­ измерительных материалов Памятка комиссии Приложение № 2 Номинация Характер исследования проблемы (max 5 баллов) Владение терминологией в рассматриваемой области (max 5 баллов) Степень самостоятельности в решении проблемы (max 5 баллов) Эрудированность автора в рассматриваемой области (max 5 баллов) Композиция работы (наличие структуры) (max 5 баллов) Свобода изложения при защите работы (max 5 баллов) Ответ на вопросы аудитории (max 5 баллов)                     натуралистическая,     убедительность   проблемно­реферативная, описательная, Категории тип   работы   –   реферативная, экспериментальная, исследовательская проблемность, содержательность представленной работы; оригинальность   методики   исследования, представленных материалов; новизна работы (новые теоретические результаты, разработан и выполнен   оригинальный   макет,   имеется   новый   подход   к решению известной задачи) умение объяснять приводимые понятия; корректность ссылок; осмысленность и логичность в обращении к терминологии глубина исследования темы; использование знаний вне школьной программы; логика     оригинальность мышления; использование   известных   результатов   и   научных   фактов   в работе; знакомство с современным состоянием проблемы; полнота   цитируемой   литературы,   ссылки   на   учёных   и исследователей, занимающихся данной проблемой структура   работы   (имеются:   введение,   постановка   задачи, основное содержание, выводы, список литературы) логичность изложения направленность при изложении на аудиторию убедительность   изложения, рассуждений, свободное владение исследованным материалом; логичность и убедительность аргументов Оценка показателей в баллах «0» ­ показатель не проявляется. «1» ­ показатель проявляется очень слабо. «2» ­ показатель недостаточно выражен. «3» ­ показатель достаточно выражен. «4» ­ показатель ярко выражен. «5» ­ показатель выражен максимально полно

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Методическое пособие "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2018