Методическое пособие "Мы туристы"

  • Занимательные материалы
  • Иллюстрации
  • Исследовательские работы
  • Книги
  • Памятки
  • Работа с родителями
  • Разработки уроков
  • Табели
  • docx
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическое пособие "Мы туристы" предназначено педагогам детского сада и родителям по формированию двигательного навыка у детей старшего дошкольного возраста средствами детского туризма. Пособие содержит практический материал: календарно-тематический план работы по формированию двигательного навыка у детей старшего дошкольного возраста средствами детского туризма, подвижные игры, народные игры, конспекты организованной образовательной деятельности, загадки, речёвки туристическая, консультация и анкета для родителей.Методическое пособие "Мы туристы" предназначено педагогам детского сада и родителям по формированию двигательного навыка у детей старшего дошкольного возраста средствами детского туризма.
Иконка файла материала Методическое пособие Ната, рук.Ермолаева М.В..docx
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ «УЛЬЯНОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Методическое пособие для педагогов детского сада и родителей «МЫ ­ ТУРИСТЫ» Ульяновск, 2017Автор­составитель: Шелюлева Наталия Руководитель: Ермолаева М.В.., преподаватель  общепрофессиональных  дисциплин ОГБПОУ «Ульяновский социально­педагогический колледж» Пособие   предназначено   педагогам   детского   сада   и   родителям   по формированию двигательного навыка у детей старшего дошкольного возраста средствами детского туризма. 2ОТ АВТОРА «Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину – такую, Какой ее ты в детстве увидал». К. Симонов Процесс   формирования   двигательного   действия   представляет   собой переход   от знаний   и представлений   о действии   к умению   его   выполнить, а от умения   к навыку.   Сформированный   двигательный   навык   служит «строительным   материалом»   для   образования   нового,   более   сложного в двигательном и координационном отношении. «Двигательное   умение —   это   такой   уровень   владения   двигательным действием, который  отличается   необходимостью  подробного  сознательного контроля за действием всех основных опорных точек, невысокой быстротой, нестабильностью, итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой   прочностью   запоминания».   Двигательные   умения   имеют   большое дидактическое   значение.   Их формирование   требует   от ребёнка   активного участия  в обучении,  приучает  анализировать  сущность  поставленных  задач, условия   исполнения,   управлять   собственной   умственной,   перцептивной и двигательной деятельностью. По определению   М.   А.   Годик:   «…Двигательный   навык —   это   такой уровень   владения   двигательным   действием,   который   отличается минимальным   участием   сознания   в контроле   действия   по большинству основных опорных точек (действие выполняется автоматизировано), высокой быстротой, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания. 3Двигательные   навыки,   как   высшая   ступень   владения   двигательными действиями имеют огромное значение во всех сферах деятельности человека. Овладение разнообразными двигательными действиями особое значение имеет для   детей   дошкольного   возраста.   Двигательные   навыки   и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования   их в школе,   облегчают   овладение   более   сложными движениями   и позволяют   в дальнейшем   достигать   высоких   результатов в спорте. В   последнее   время   повышаются   требования   к   физической подготовленности   ребёнка­дошкольника,   необходимо   использовать   новые формы   работы   для   осуществления   всестороннего   развития   детей. Федеральные   Государственные   Образовательные   Стандарты   дошкольного образования нацеливают содержание образовательной области   «Физическое   на   достижение   целей   формирования   у   детей   интереса   и развитие»   ценностного   отношения   к   занятиям   физической   культурой   и   гармоничное физическое развитие.  В соответствии с ФГОС ДО одной из приоритетной задачей является формирование   общей   культуры   личностей   детей,   в   том   числе   ценностей   нравственных, здорового   образа   жизни, эстетических,   интеллектуальных,   физических   качеств,   инициативности,   развития   их   социальных, ответственности, самостоятельности и формирования двигательных навыков ребенка. В наши дни теоретическая и практическая задача оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении – это внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья малышей. Анализ   разнообразных   форм   работы,   результатов   оздоровления   детей, условий для формирования двигательного навыка, повышения двигательной 4активности   дошкольников   помогает   найти   новые   решения   и   новые возможности в этом направлении через использование детского туризма.  Детский   туризм   –   эффективное   средство   гармоничного   развития дошкольников. Применение средств туризма в основных формах организации физического   воспитания   дошкольников   способствует   эффективному развитию и повышению уровня развития двигательного навыка, физических способностей,   благополучия   взаимоотношений,   усвоению   знаний   в   области физической культуры и правил поведения на природе. Проблема   реализации   детского   туризма   в   дошкольном   учреждении актуальна   на   сегодняшний   день.   Специалисты   считают,   что   в   перспективе детско­юношеский   туризм   может   и   должен   стать   одним   из   приоритетных направлений   туризма   в   России,   а   начальное   овладение   навыками   пешего туризма   в   дошкольном   возрасте   позволит   привить   ребятам   культуру здорового образа жизни.  Детский   туризм   предусматривает   сочетание   двигательной   активности дошкольников с познанием окружающего мира и воспитания у них знаний о   окружающем   мире, природе, природосохранности,   о   правилах   природопользования   и дружеских   формированию     способствует взаимоотношений между детьми. Спортивное   содержание   туризма   состоит   в   преодолении   собственными силами   и   средствами   естественных   различных   препятствий   на   маршруте, трудностей   походной   жизни.   Это   преодоление   должно   быть   заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия. Основной   целью   данного   пособия   является   активное     применение методики   организации   детского   туризма   педагогами   и   родителями   как средства формирования двигательного навыка у детей старшего дошкольного возраста. 5Календарно­тематический план работы по формированию двигательного навыка у детей старшего дошкольного возраста средствами детского туризма Сроки (неделя) Формы работы Программное содержание Материал (оборудование) 61 неделя 06.03­ 10.03 1.Беседа, рассматривание альбома  на тему:   туризм?» 2.Д/игра лишнее» «Что     «Найди такое 3.   Подвижные   игры «Чье   звено   быстрее соберется», «Цветные автомобили»,  4.Речевая игра   «Алфавит туриста» ­   Развитие   физических навыков   дошкольников быстроты, гибкости. ­  Формировать   умение подбирать   слова   по определенной   тематике, учитывая условия походной   жизни,   и рисовать   придуманный предмет.   2 неделя 13.03­ 17.03 1.Игровое занятие  на тему:                      «Найди игрушку по  плану» ­ Повышать умение читать и   изображать   план открытого   пространства; способствовать овладению действием   замещения (условные обозначения); ­   формировать   навыки на ориентирования местности ее схематическому изображению; ­ познавательную активность; любознательность, интерес наблюдательность; ­ прививать умение делать   к   новому, стимулировать   мышление, по         ­Познакомить   детей   с видами   туризма.   Создать представление о   снаряжении туриста. Дидактическое пособие (альбом) ­ Закрепить знания детей о туризма видах и снаряжении туриста.     с Карточки   изображением видов   туризма   и снаряжении туриста. Цветные   ленты, туристические снаряжения Буквы   алфавита, картинки,   схемы изобразительный материал   по выбору детей.   план, Словари: схема. Материал: игрушка   ворона,   цветные доска, мелки,   листы бумаги и простые карандаши, игрушки, спрятанные   на участке для прогулок.   72. Игра –  соревнование на  ориентировку по  территории  детского сада. 3.   Подвижные   игры «Добеги   и  прыгни», «Передай ­ встань» 3неделя 20.03­ 24.03 1.Игровое   занятие «Основы безопасности туристов» выводы, умозаключения и самостоятельно применять их на практике; ­ укреплять коммуникативные способности   развивать речь. детей;     о ­ Научить детей  обследовать участок  своей группы и наносить  расположение  оборудования на план. ­Развитие физических  навыков дошкольников.   Упражнять в беге и  приседание, построение в  круг и ходьбе по кругу. ­развивать   представления детей природе,   способствовать пониманию   связей   и отношений, существующих в ней; ­настроить   детей   на понимание   опасностей, подстерегающих  туристов на   пути   следования; расширять   кругозор   по собственной вопросу жизнедеятельности в   окружающей природе; ­прививать навыки  взаимовыручки, оценки  ситуации ­ способность  сообразить, нуждается ли    Листы   бумаги, карандаши. Мелки, мячи. «Книга безопасности» (две   страницы   с кармашками: правильная неправильная ситуация.  доска   магнитами, обручи. и с   82.Подвижные   игры «Найди   свой   дом», «Съедобное не съедобное», «Попрыгунчики» 1.День (спортивное развлечение старшей группы) туризма   для   4 неделя 27.03­ 31.03     товарищ в помощи; ­развивать речевую активность   детей,   умение высказывать свои предложения   и   получать необходимую информацию Развитие физических  навыков дошкольников:  передача мяча, прыжки. Создать   у   детей   бодрое, веселое   настроение;   дать   радость почувствовать движения;   развивать двигательные способности   быстроту, –   выносливость,   гибкость, координацию   движений; воспитывать   дружелюбие, стремление к взаимовыручке. силу,   2.   Поход   в   парк «Азбука туриста» ­формировать элементарные исследовательские навыки по изучению окружающей среды,   умение   применять имеющиеся   знания   на практике;  ­   побуждать   замечать   и оценивать   экологическое состояние природы; чувство ­воспитывать   в ответственности сохранения   вопросах природы,   интерес   и любовь   к   ней;   расширять знания   о   правилах поведения в лесу;   ­развивать   координацию     обручи, Мяч, шнур     Гимнастические скамейки ­ 2 шт., дуги для подлезания   50см – 2 шт.,  обручи   –   8   шт., удочки с магнитами   –   2 шт.,  набор рыб,  ведро–2 шт.,  набор   продуктов (картофель,   лук, морковь,вода, соль), 2 рюкзака.   Жетоны изображением туристов. с 95 неделя 03.04­ 07.04 1.Целевая   прогулка «Волшебная опушка 2.Народные   игры «Платок»,   «Буш урын (займи место)» 6 неделя 10.04­ 14.04.   1.Беседа литературным произведениям   «Стыдно соловушкой» по перед         свои       развивать   умение навыки быстроту ловкости, движений, реакции,   выносливость; ­формировать умение передавать   средствами изобразительного искусства   впечатления  ­создавать   условия   для изучения   родного   края, знания   о расширить   культуре народов   познакомить Поволжья, детей   с   народными играми; ­формировать здорового образа жизни; ­ преодолевать естественные препятствия,   воспитывать интерес   к   физкультуре   и спорту, поощрять проявления   активности, инициативы; ­развивать коммуникативные способности. ­ расширять знания детей о   народных   играх, воспитывать умение играть   по   правилам, действовать по сигналу. ­расширять представления детей о том, что Земля ­ общий   дом   всех   людей   и всех   живых   существ; формировать первоначальные   навыки ответственного и гуманного   отношения   к окружающему миру;   Словарь: опушка, плутать. Материал: корзинки, компас,   флажки, ленты, платок. Платок, ленты. Материал: обручи,   бумага, цветные карандаши, стихи. 10ребенку безопасности ­разъяснять основы   жизнедеятельности, закрепить умение соблюдать правила безопасного   поведения   в парке; ­формировать умение сравнивать   и   оценивать, обосновывать   поступки героев,   понимать   смысл данного произведения; ­развивать речь, внимание, умение анализировать, отвечать   на   вопросы   и давать полный содержательный ответ.     ­   развивать   у   детей выдержку, наблюдательность. Упражнять   в   быстром беге   с   увертыванием, построением   в   круг,   в ловле   умение ­развивать определять   факторы, которые   сберегают   жизнь и здоровье.     физические ­воспитывать   у   детей чувство   товарищества, развивать ловкость, внимание; ­развивать навыки дошкольников. ­развивать формировать самостоятельно пользоваться полученными   знаниями   в внимание, умение     Маска лисы. (по Листы   задания «Светофор здоровья»   количеству детей),   кружки: зеленый,   желтый, красный. Мяч, мел. Телефон, медицинские сумки,   предметы для оказания   первой 11 2.Подвижная   игра «Хитрая лиса» 7 неделя 17.04­ 21.04 1.Игровое упражнение   «Зажги “светофор здоровья”» 2.Подвижная   игра «Передай   мяч», «Найди мяч». 8 неделя 24.04­ 28.04 1.Сюжетно­ролевая игра   «Помоги   сам себе   и   своему другу»медицинской помощи, карточки фотографиями лекарственных трав.   с Гимнастические палки,   рюкзаки, мячи.     повседневной жизни; ­закреплять   в   памяти детей   алгоритм   оказания первой медицинской помощи; ­уточнять   представления ребят   об   опасных   для предметов, жизни   воспитывать   бережное отношение   к   собственной безопасности и безопасности других; ­укреплять волевые личности: взаимопомощь, договариваться.  ­Развивать   физические навыки   дошкольников: бег, приседание. ­формировать стремление  к самостоятельному  поиску способов и  средств воплощения  двигательного замысла,  учить ориентироваться в  игровых ситуациях,  повышать скорость  двигательной реакции.   морально­ качества     сострадание,   умение 2.   Подвижная   игра «Ловишки с приседанием»   9 неделя 01.05­ 05.05 1.Динамический   час «Рюкзаки   туристы взяли»   2.Подвижные игры и упражнения перекати   поле», эстафета   «Бег   с передачей рюкзака», команда «Чья быстрее зажжет костер». 1.Дидактические  игры с опорой на  наглядный материал «Определи вид  опасности»,    ­развитие физических  навыков дошкольников:  бег, передача рюкзака. Рюкзаки, гимнастические палки. ­закрепить знания детей о классификации опасностей   характера; ­формировать   вдумчивое разного Карточки, обручи,   карточка со схемой. 12 10 неделя 08.05­ 12.05«Ошибка туриста». 2.Подвижная   игра «Пятнашки» 11 неделя 15.05­ 19.05 1.Деловая игра  «Собираемся в  поход» 12 неделя 22.05­ 26.05 2.Речевое  упражнение  «Объясни» 3.Подвижная игра  «Не упади» 1.Игровое  упражнение «Береги живое» 2.Творческое задани е: нарисовать  условные знаки , как нельзя вести себя  человеку при  общении с  природой. 3.Подвижная игра  «Перелет птиц» отношение   к   своим   действиям, развивать умение планировать   каждое дело; ­воспитывать   морально­ волевые качества. ­упражнять в беге  врассыпную, развивать  быстроту реакции, умение действовать согласно  правилам. ­совершенствовать умение решать проблемные  ситуации, оперируя  имеющимися знаниями,  обобщать, делать выводы; ­поощрять речевую  активность детей. ­формировать навыки  речи­доказательства. ­ закреплять умение  передавать мяч назад и  вперед прямыми руками. ­воспитывать  ответственное и бережное  отношение к  окружающему миру,  родной природе. ­закрепить знания детей о  правилах поведения при  общении с природой,  выразив свое отношение к  природе в творческой  работе. ­упражнять в беге в  разных направлениях,  развивать медленный и  быстрый бег. Флажки, ленточка. Рюкзак, личное  снаряжение,  групповое  снаряжение. Карточки с  заданием. Мяч. Карточки с  изображением на  тему охраны  природы. Бумага, цветные  карандаши. Медальоны с  изображением  птиц. 1314ПРИЛОЖЕНИЕ 15Приложение 1 Подвижные игры Игра «Добеги и прыгни» Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину. Оборудование: мелки.  Ход игры: На противоположных сторонах площадки проводят линии на расстоянии 10 м друг от друга — это дома. Играющие делятся на 2—3 группы и   встают   у   одной   линии.   Дети,   назначенные   водящими,   переходят   на противоположную сторону и встают у черты, каждый напротив своей группы. Игру   начинают   первые   номера.   По   сигналу   они   бегут   к противоположной линии, добегают до водящих, ударяют их по протянутой ладони   и   быстро   возвращаются.   Водящие   стараются   догнать   убегающих   и осалить. Если игрок осален, то он идет на сторону водящего и встает впереди него. Игроки, которым удалось уйти неосаленными, встают в конец своего ряда. Игра кончается, когда пробегут последние игроки групп. Побеждает группа, в которой меньше осаленных участников игры. Указания к проведению Если   площадь   игровой   площадки   позволяет,   то   расстояние   между домами можно увеличить до 30 м. Количество игроков не ограничивается. Если в игре принимает участие более 25 человек, нужно разделить их на 4 группы. Правила: прыгать только вверх с полосы, толкаясь одной ногой. Игра «Найди свой дом» Цель: формировать умение действовать по сигналу,        ориентироваться в пространстве;  развивать ловкость, внимание, умение двигаться  в разных направлениях Оборудование (материал): мел, обруч. 16Ход  игры:  с помощью   воспитателя   дети   делятся   на   группы,   каждая   из которых становится у определенного места. По сигналу они разбегаются по игровой площадке в разные стороны. После сигнала «Найди свой домик» ­ дети должны собраться группами у того места, где стояли вначале. Правила: дети разбегаются по площадке только после сигнала «Погуляем» После   освоения   игры,   исходные   дома   можно   менять   местами.   Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением. Игра «Съедобное­несъедобное»      Цель игры: развитие познавательных, мыслительных, коммуникативных и интеллектуальных   способностей,   эрудиции,   внимательности,   скорости   и быстроты   реакций,   формирование   и   совершенствование   навыков   и   умений сопоставления и анализа получаемой информации, способности к принятию моментальных решений и формулировке необходимых выводов для каждой отдельно взятой ситуации. Оборудование (материал): скамейка либо стулья по одному для каждого из участников, небольшой резиновый мяч средних размеров. Ход игры: В данной игре могут принимать участие два или три человека и ведущий. Игроки   занимают   свои   места,   рассаживаясь   на   скамейке   либо   на   стульях. Ведущий встает напротив них, повернувшись лицом к детям и объясняя им правила  и   условия   игры,   которые   довольно   просты   и   заключаются   в следующем:   ведущий   называет   вслух   какой­либо   предмет,   событие   или явление, при этом одновременно бросая мяч одному из участников. Если данное понятие обозначает съедобный предмет, то сидящий на стуле игрок должен поймать мяч. При   условии,   если   названный   ведущим   предмет   несъедобен,   то   ребенок должен оттолкнуть мяч, демонстративно не поймав его и отказываясь ловить. 17Произносимые команды могут быть следующими: «манная каша», «подушка», «праздник», «макароны», «сельдерей» и т. д. Тот из игроков, который по невнимательности поймает мяч на несъедобный предмет либо, наоборот, оттолкнет от себя названный съедобный, временно выбывает из проводимой игры и ненадолго меняется местами с ведущим до наступления досадного промаха или ошибки следующего участника. Игра  «Хитрая лиса» Цель:  Развивать   у   детей   выдержку,   наблюдательность.   Упражнять   в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле. Оборудование (материал): маска лисы, мел. Ход игры:  Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую   и   рыжую   лису!»,   дотрагивается   до   одного   из   играющих,   который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не   выдаст ли она себя чем­нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору. Правила: Лиса начинает ловить детей только     после того, как играющие в 3 раз хором спросят                                                    и лиса скажет «Я здесь!» Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным. Варианты: Выбираются 2 лисы. 18Игра «Найди мяч» Цель:  Развивать у детей наблюдательность, ловкость. Оборудование: мяч. Ход игры:  Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за   спиной.   Водящий   старается   угадать   у   кого   мяч.   Он   может   попросить каждого   из   играющих   показать   свои   руки,   сказав   «руки».   Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место. Правила: Мяч передают в любом направлении.  Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать  руки. Варианты: Ввести в игру два мяча. Увеличить  число водящих. Тому у кого оказался мяч дать  задание: попрыгать, станцевать и т.п. Игра «Попрыгунчики» Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину. Оборудование (материал):мел Ход игры:На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину  круга — он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и,  если не грозит опасность быть осаленным, некоторое время остаются внутри  круга. Продолжают прыгать на двух ногах на месте или продвигаясь вперед к  центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя  выпрыгнуть из круга. Осаленный становится пятнашкой. Правила игры: 1.Играющим из круга разрешается только выпрыгивать. Тот, кто из круга  выбегает, выходит из игры. 2.Пятнашка преследует играющих, также прыгая на двух ногах. Указания к проведению Вариант игры 19Игра начинается так же, но осаленный из круга не выходит, а становится  помощником пятнашки. Как только число пятнашек увеличится до 5, четверо  уходят за круг, а тот, кого осалили последним, остается пятнашкой. Игра  повторяется. 20Приложение 2 Народные игры Игра «Платок» Цель: расширять знания детей о народных играх, воспитывать умение  играть по правилам. Оборудование (материал): платок. Ход игры: все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет с внешней  стороны  круга,  кладет  платочек  на  плечо   одному  из  играющих  и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платочек, берет его в руки и бежит  за водящим. И  тот ,  и  другой стараются занять  свободное  место в круге.   Если   игрок   с   платком   догонит   водящего   и   сможет   положить   ему платок на плечо прежде, чем он займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком.   Он   идет   по   кругу,   кому­то   кладет   платочек   на   плечо,   игра продолжается. Чем больше детей примут участие в этой игре, тем шире будет круг, а это значит, что нужно больше приложить усилий чтобы занять свободное место. Дети в круге стоят друг от друга на расстоянии одного шага. Правила игры: 1) Играющие не должны перебегать через круг. 2) Во время бега не разрешается задевать руками детей, стоящих в круге. 3) Стоящие игроки не должны задерживать бегущих детей. 4)   Играющие   не   должны   поворачиваться   в   то   время,   когда   водящий выбирает того, кому положит на плечо платок. Игра «Буш урын (займи место)» Цель: расширять знания детей о народных играх, развивать умение играть  по правилам, действовать по сигналу. Ход игры: занять свободное место впереди водящего. 21Одного   из   участников   игры   выбирают   водящим,   а   остальные   играющие образуют круг, идут в хороводе, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит: Как сорока стрекочу,  Никого в дом не пущу. Как гусыня гогочу,  Тебя хлопну по плечу. Беги! Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу в  противоположную   сторону.  Обежавший   круг   раньше   занимает   свободное место, а оставшийся становится водящим. Правила игры: 1)Круг должен сразу остановиться при слове «беги». 2)Бежать разрешается только по кругу, не пресекая его. 3)Во время бега нельзя касаться стоящих игроков. 22Конспекты ООД 1. «Найди игрушку по плану» Приложение 3 Форма проведения: игра ­ прогулка. Программное содержание: ­Повышать   умение   читать   и   изображать   план   открытого   пространства; способствовать овладению действием замещения (условные обозначения); ­формировать навыки ориентирования на местности по ее схематическому изображению; ­стимулировать познавательную активность; мышление, любознательность, интерес к новому, наблюдательность; ­прививать   умение   делать   выводы,   умозаключения   и   самостоятельно применять их на практике; ­укреплять коммуникативные способности детей; развивать речь. Словари: план, схема. Материал: игрушка ворона, доска, цветные мелки, листы бумаги и простые карандаши, игрушки, спрятанные на участке для прогулок. Предварительная работа: на прогулке обратите внимание детей на форму участка, на расположение основных объектов( веранда, песочница, клумба, беседки, скамейка и т.д): рассмотрите участок с разных сторон; определите форму объектов. Дидактические игры: «Геометрия для малышей», «На что похоже», «Танграм». Ход проведения: 1.Игровая мотивация: дети играют в группе. «Влетает» ворона (игрушка). Ворона: Кар, кар! Караул! Обокрали! Воспитатель: Кого обокрали? Ворона: Вас обокрали. Пока вы были в музыкальном зале, у вас украли половину игрушек. Посмотрите!  Дети рассматривают игровые уголки и обнаруживают, что нет некоторых игрушек. Воспитатель: Да, действительно, нет машины, куклы, конструктора. Что же нам делать? Дети (варианты ответов): искать игрушки. Но где искать? 23Ворона: Я знаю, где спрятаны игрушки, и могу показать на плане вашего участка. Дети: У нас нет плана. Ворона: Нарисуйте. Дети: А мы еще не умеем рисовать планы. Ворона: Придется научиться.  2. План участка группы «Пчелки». ­Ребята, докажите Вороне, что вы сможете нарисовать план нашего участка. Дети   садятся     за   столы.   Вспоминаем,   какой   формы   наш   участок   для прогулок, какие объекты на нем расположены, кокой они формы. Воспитатель   мелом на доске рисует план участка, обозначая те объекты, которые были предварительно рассмотрены. Спрашивает несколько детей об обозначениях. ­Что  этот знак обозначает  на плане? (Ответы детей) Если никто не догадается, объясните обозначения: договоримся, что это круг­клумба, это квадрат­беседка и т.д. Вы   на   своем   плане   будите   обозначать     клумбу,   беседку   так,   как   мы условились,     чтобы   все   потом   могли   прочитать   ваш   план.   Рассмотрите составленный вами план участка еще раз и затем закройте его. Попросите детей нарисовать план участка для прогулок. Во время работы помогите тем, у кого что­то не получается. ­С   какой   стороны   изображаешь   участок,     а   с   какой   стороны   мы договорились обозначать участок на плане? ­Где расположены объекты на участке, а где ты и расположишь на плане? После того как  дети  выполняют  задание,    откройте  план, нарисованный вами,   и   сравните     детские   планы   с   образцом,   чей   план   такой   же,   как   у воспитателя, чей не совсем такой и почему. Ворона отмечает на детских планах месторасположение игрушек­ каждому ребенку показывает звездочкой  на плане, где спрятана одна игрушка. 3. Игровое упражнение «Найди игрушку». Дети   одеваются,   выходят   на   улицу   и,   пользуясь   своим   планом,   ищут игрушки, заранее спрятанные на участке. ­ Ребята, как здорово, что все наши игрушки нашлись. Давайте поиграем с ними. 4. Подвижная игра «Раз, два, три ­ игрушку быстро возьми». 24Задача:  закреплять  разные  виды  бега и  прыжков,  развивать  внимание  и быстроту реакции, ловкости. Дети,   получив   задание,   бегом,   в   прыжках,   подскоках   движутся   вокруг игрушек,  которых   на   одну   меньше,  чем   игроков.  По   сигналу   воспитателя: "Раз, два, три­ игрушку быстро возьми"­ ребята разбирают игрушки. Тот, кому игрушка не досталась, приседает 5 раз. Проигравшему дети говорят: "Саша, Саша, не зевай, игрушку быстро забирай!" 5.Рефлексия деятельности. ­Кто с заданием справился самостоятельно? ­Кому понадобилась помощь друга в поиске игрушки? ­Зачем нужен план местности? ­Вспомните, ваши мамы, папы пользуются картами или планами местности? 2. «Азбука туриста»  Форма проведения: поход в парк. Программное содержание: ­формировать   элементарные   исследовательские   навыки   по   изучению окружающей среды, умение применять имеющиеся знания на практике;  ­закрепить   знания   детей   о   растениях   и   животных   родного   края,   о необходимости их оберегать; ­ побуждать замечать и оценивать экологическое состояние природы; ­воспитывать   чувство   ответственности   в   вопросах   сохранения   природы, интерес   и   любовь   к   ней;   расширять   знания   о   правилах   поведения   в   лесу, поощрять   желание   выполнять   их,   осознавать   последствия   "хорошего"   и "плохого" отношения к природе; ­развивать   координацию   движений,   быстроту   реакции,   ловкости, выносливость; ­повышать   эмоциональную   отзывчивость   детей,   поощрять   участие   в проживании событий рассказа; ­формировать умение передавать средствами изобразительного искусства свои впечатления о событиях дня. Предварительная   работа:   чтение   рассказов   о   природе.   Рассматривание иллюстраций о природе и животных Ульяновской области. 25Словарь: болото, гать; преодолевать; символы, алфавит туриста. 1. Игровая  мотивация:  на   доске   фотографии   и   иллюстрации   красивых мест в лесу и поляны с мусором и завалами. ­Ребята, помните, мы с вами читали рассказ "Природа ­ наше богатство"? О чем он? ­Какие ошибки допустили во время отдыха на природе мальчик Петя и его родители? ­Почему вы считаете, что это ошибки? Как вы думаете, что произойдет, если все так будут отдыхать? ­Сколько   должно   вырасти   кувшинок,   чтобы   каждый   папа   мог   подарить букет каждой маме? ­Предлагаю   отправиться   в   турпоход   в   лес.   Найдем   поляну,   оценим   ее экологическое состояние, и вы мне объясните, как вели себя на ней люди, которые отдыхали здесь: как члены Петиной семьи или по­другому? Готовы? Тогда в путь! 2.Дорога в лес. Игровое упражнение "Объясни знак".   По   пути   следования   воспитатель   и   дети   любуются   красотой   природы, находят знакомые деревья, называют насекомых, птиц, вспоминают пословицы и поговорки об обитателях леса.   При входе в лес воспитатель предлагает остановиться и послушать звуки леса, напоминаем, что здесь нельзя шуметь, так как мы пришли в гости, и нельзя мешать обитателям леса.      ­ Туристы не только отдыхают  на природе, но и бережно относятся к ней, заботятся о ней. Они знают названия многих деревьев и других растений. Посмотрите на эту схему и скажите, что запрещают эти знаки? 3. Игровое упражнение "Перейди болото" (на поляне). ­Давайте представим себе, что впереди у нас болото! Как мы его будем переходить? Вспоминаем правила перехода по болоту:­ заболоченные участки обычно преодолевают по замощенным тропам­гатям; ­если их нет, то туристы двигаются, перешагивая или перепрыгивая с кочки на кочку; ­чтобы   легче   передвигаться,   привязывают   к   обуви,   легко   снимающиеся куски фанеры. 26Как вы можете объяснить слово "гать" (Настил из бревен или хвороста для проезда или прохода через болото). Цель: развивать ловкость, координацию движений. Правила проведения 1­й   вариант:  каждый   получает   по   4   картонки   размером   20х25   см, становится на две из них, две другие кладет перед собой и переходит на них. Соревнуются несколько человек. 2­й вариант: каждому дается по 3 картонки. 3­й   вариант:   дети   разбиваются   на   пары   ,   каждая   пара   получает   по   5 картонок.   После   двух   минут   на   размышление   и   пробного   прохода   они   по сигналу начинают соревнование с другими парами­ передвигаться вдвоем на пяти   картонках   непросто,   ведь   2   ноги   одновременно   на   картонку   ставить нельзя. Пара, пришедшая первой, побеждает. ­Молодцы, преодолели болото. Но в пути могут встретиться ямы и канавы, которые необходимо перепрыгнуть. 5.Подвижная игра "Удочка". Цель: развивать ловкость, быстроту реакции. Правила проведения: игроки становятся в круг, воспитатель стоит в центре, прокручивает веревку   с мешочком на конце("удочку") так, чтобы мешочек проходил   под   ногами     игроков,   которые   в   это   время   подпрыгивают.   Кто зацепил "удочку", тот выбывает из игры.  Надо отметить самых выносливых, ловких и прыгучих игроков. 6.Привал. Игровое упражнение "Изобрази и отгадай". Цель: развивать мимику, выразительность движений. Правила проведения: одна группа детей изображает героев рассказа во время отдыха, а другая должна отгадать, о чем идет речь, и отметить ошибки Петиной семьи ­Ребята,   давайте   мы   с   вами   придумаем   "Азбуку   туриста",   куда   будут входить   правила   поведения,   символы   и   знаки,   показывающие   порядок пребывания в лесу. Вспомним их! Правила туриста: 27­собираясь   в   поход,   возьми   с   собой   хорошее   настроение,   улыбку, туристическую песню; ­находясь в лесу, не собирай незнакомые ягоды и растения ­ они могут быть опасны; ­не пей воду в незнакомых местах и водоемах; ­не дразни диких животных и насекомых ­ они могут укусить; ­каждый   турист   должен   знать   и   уметь   оказывать   первую   помощь пострадавшему; ­если впереди болото ­ двигайся, перешагивая или перепрыгивая с кочки на кочку с помощью шеста, следуя, четко друг за другом; ­зря не шуми и не рви растения, не разоряй муравейники и птичьи гнезда, не засоряй воду; ­после себя не оставляй мусор, затуши костер; ­помни, природа ­ наш друг!  Берегите, и охраняй ее! Речевая игра "Алфавит туриста" ­ Вы знаете алфавит? Давайте хором произнесем все буквы алфавита.        ­ Как вы думаете, сложно ли составить алфавит туриста? Нужно на каждую   букву   алфавита   придумать   предмет,   который   будет   необходим   в походе или встречается там.       Я   начну,  а   вы   продолжите.  Например,   А­автобус,   Б­   бинокль,  бивак (лагерь или место расположения туристов на отдых или ночевку), В­ веревка, Г­   гитара.   Ваша   очередь!   Оглянитесь   вокруг,   посмотрите   на   наше туристическое снаряжение, придумайте слова, я запишу их, а в группе мы нарисуем  "алфавит туриста" в картинках. 7.Рефлексия деятельности: ­Какое задание было самым легким (трудным) для выполнения? ­Что нового вы узнали? Понравился ли вам наш поход? 8.Творческое задание: нарисовать "Алфавит туриста". Цель:  Формировать умение подбирать слова по  определенной тематике, учитывая условия походной жизни, и рисовать придуманный предмет. Материал: изобразительный материал по выбору детей. 3. «Стыдно перед соловушкой» Форма проведения: беседа по литературным произведениям. Задачи:  28­ расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ; формировать первоначальные навыки ответственного и гуманного отношения к окружающему миру; ­ разъяснять ребенку основы безопасности жизнедеятельности, закрепить умение соблюдать правила безопасности поведения в лесу; ­   формировать   умение   сравнивать   и   оценивать,   обосновывать   поступки героев, понимать смысл данного произведения; ­ развивать речь, внимание, умение анализировать, отвечать на вопросы и давать полный содержательный ответ. Материал: игровой дидактический материал по экологии из серии «Забавы в картинках» 1­я и 2­я части: обручи, бумага, цветные карандаши; стихи. Предварительная   работа:  рассматривание   энциклопедий   о   диких животных,   о   растениях;   чтение   художественной   литературы:   Т.Шорыгина «Зеленые   сказки»;   «Родная   природа»;   стихи   русских   поэтов.   А.Стрижев «Туристу о природе»; И.Беккер «Времена года». Словарь: природа, морской прибой, мальки, очарованные. Ход проведения: 1.Вхождение в тему: Есть на Земле огромный дом Под крышей голубой,  Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нем птицы и цветы,  Веселый звон ручья, Живут в том светлом доме ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели,  Всегда ты будешь в нем. Природою родной Земли Зовется этот дом. Л.Дайнеко ­   Как     вы   понимаете   слово   «природа»?   (Природа   –   источник   красоты, радости, здоровья). ­ Какое значение в жизни человека имеет природа? ­ Кроме красоты, прекрасного настроения, что еще дает природа человеку? ­ Без чего жить невозможно? ­ А как вы думаете, от чего зависит красота природы? 29­ Всегда ли человек помогает природе? ­ Может ли человек губить природу? Как? 2.   Воспитатель   предлагает   послушать   два   рассказа   и   сравнить поступки и характер героев. «Голубые разведчики» Около нашего города течет река. То разольется так, что берега не видно. А то вдруг станет тихой и спокойной. Чаще всего это бывает осенью. Убывает в реке вода. А по берегам, в ямах, остаются мальки. Без воды они гибнут. Мы пришли на помощь рыбе. С ведрами ходили по берегу. Отыскивали ямы. Вычерпывали воду ведрами. В каждом ведре тысячи мальков. Много ведер мы переносили. Теперь гуляет по реке наша рыба, которую мы спасали от гибели. М.Луканичев «Стыдно перед соловушкой» Оля   и   Лида   пошли   в   лес.   Они   устали   и   сели   на   травку   отдохнуть   и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масла, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей   перестал   петь.   Оля   собрала   остатки   еды   и   обрывки   бумаги   и бросила   под   куст.   Лида   завернула   в   газету   яичные   скорлупки   и   хлебные крошки и положила в сумку. ­ Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу никто не увидит. ­ Стыдно… перед соловушкой, тихо ответила Лида. В.Сухомлинский ­   Как   вы   понимаете   слово   «очарованные»?   Приведите   синонимы. (Восхищение, любование, замирание.) ­ Поясните слово «мальки». (Маленькие рыбки, детки рыбок). ­ Расскажите, чем похожи поступки героев рассказов, чем отличаются? ­ Как мальчики спасали рыб? ­ Почему Лида сказала: «Стыдно перед соловушкой?» ­ Как вы поступаете, когда отдыхаете или путешествуете на природе? 3.Физкультурная минутка «Капельки и тучка» 30По полу разложены обручи (их на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети   –   капельки.   Под   музыку   они   свободно   перемещаются   по   группе.   С окончанием музыки каждая капелька должна занять свою тучку. Капелька, которой   не   хватило   тучки, ­   испарилась.  Повторить   игру,  убрав  сразу  2­3 обруча. 4. Игровое упражнение «Береги живое». Игровой дидактический материал по экологии из серии «Береги живое». Цель:  воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природе. Задание:  взять   сюжетную   картинку,   объяснить,   какая   ситуация   на   ней изображена и как вести себя в данном случае. 5.Творческое задание:  нарисовать условные знаки, как нельзя вести себя человеку при общении с природой. Цель:  закрепить   знания   детей   о   правилах   поведения   при   общении   с природой, выразив свое отношение к природе в творческой работе. После   выполнения   задания   предложить   детям   подарить   свои   работы воспитанникам младших групп и познакомить их с содержанием рисунков. 6. Рефлексия деятельности: ­ В каком городе вы хотели бы жить? (В грязном? В чистом? В красивом?) ­ В каком лесу вы захотели бы находиться? (После лесного пожарища. В замусоренном людьми). ­ Что нужно сделать, чтобы город, лес были красивыми, чистыми? ­ Чем опасно неправильное поведение на природе? (Если человек не помнит об этом, ему напоминает сама природа). ­   Как   вы   думаете,   наше   с   вами   здоровье   и   окружающая   среда   –   это взаимосвязано? Как? 31И в тайге, и в океане Он отыщет путь любой. Умещается в кармане, А ведёт нас за собой. (Компас) Он с тобою и со мною Шел лесными стежками — Друг походный за спиною На ремнях с застежками. (Рюкзак) И от ветра, и от зноя, От дождя тебя укроет. А как спать в ней сладко! Что это?.. (Палатка) Он в походе очень нужен, Он с кострами очень дружен. Можно в нем уху сварить, Чай и кофе вскипятить. (Котелок) По лесам и по полям, Тащит больше, чем весит сам. (Турист) Все меня топчут, А я всем в пути — помощник. (Тропинка) Моря есть, а плавать нельзя, Дороги есть, а ехать нельзя, Земля есть, а пахать нельзя.  Что это? (Карта) Я — сборник карт; Загадки Приложение 4 32От ударения Зависят два моих значенья. Захочешь — превращусь в название, Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас) Я горячее храню, Я холодное храню, Я и печь, и холодильник Вам в походе заменю. (Термос) На привале нам помог: Суп варил, картошку пек. Для похода — хорошо, Но с собой не понесешь. (Костер) Речёвки туристические Приложение 5 — Эй, ребята, тверже шаг! Что турист берет в дорогу? — Песню, ложку и рюкзак! Кто отстал? Не отставай! Кто устал? Не унывай! Будь здоров! Всегда здоров! Наши лучшие друзья! Солнце, воздух и вода. Солнце, воздух и вода — Наши лучшие друзья! 33***       ***     *** — Кто шагает с рюкзаком? — Мы, туристы! — Кто со скукой не знаком? — Мы, туристы! — Наш девиз: «Всегда вперед!» Эй, ребята! Тверже шаг! Что турист берет в дорогу? Песню, ложку и рюкзак! Консультации для родителей «Радость общения с природой» Приложение 6 Как ответит большинство из нас на вопрос: «Что дает человеку общение с природой?» Если   коротко,   то   природа   дарит   душевное   и   физическое   здоровье.   Как часто   мы   позволяем   себе   общение   с   природой?   Какое   отношение   к окружающему   природному   миру   формируем   у   детей?   Учим   бережному отношению   или   растим   потребителей:   все   что   вокруг   ­   это   мое,   и распоряжаюсь этим  богатством я, как хочу? Поход   выходного   дня   может   стать   основой   воспитания   экологической культуры   ребенка.   Идея   узнать   и   полюбить   свой   родной   край   будет способствовать   формированию   бережного   отношения   к   растительному   и животному миру при сборе природного материала. Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов, осенних листьев, причудливую форму и окраску камней, речных и морских ракушек, найденных на берегу, красоту обыкновенного песка, манящий блеск спелых каштанов и желудей, смоляной запах хвои и шишек. У каждого семени, растения можно найти сходство и 34различие с кем­либо, полюбоваться своеобразием его внешнего вида, отметить причудливость   формы,   фактуру   поверхности   и   цветовую   гамму.   Все   это пригодится в работе с природным материалом. Изучение новых растений, любование ландшафтами, маленькие открытия, общение с близкими делают для ребят походы наиболее привлекательной и интересной   формой   по   сравнению   с   другими   видами   отдыха. Заинтересованное   и   уважительное   отношение   взрослых   к   познавательной деятельности   ребенка   может   поддержать   интерес   к   общению   с   живой природой. Научите   малыша   деликатно   всматриваться   в   окружающий   мир   и любоваться   им,   это   поможет   воспитать   тонкое   восприятие   и наблюдательность. Природа  прививает  своим  почитателям  художественный вкус, гармонию. Активные   движения   на   свежем   воздухе   способствуют   закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с дозированной нагрузкой укрепляет сердечно­сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества: выносливость, ловкость, сила. В   пешем   походе   дети   получают   знания   о   родном   крае,   обобщенные представления о временах года, о зависимости изменений в неживой природе. Расширяются   знания   о   правилах   поведения   в   природе,   об   охране   её. Развивается мыслительная деятельность, способность анализировать, делать выводы   о   некоторых   закономерностях   и   взаимосвязях.   Постоянное перемещение   по   местности   позволяет   родителям   обучать   детей   умению пользоваться картой и компасом. Поскольку пеший поход проводится большей частью в коллективе, когда один   зависит   от   другого,   то   дети   приучаются   замечать   затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о   правдивости,   справедливости.   Ребята   учатся   быть   отзывчивыми   к сверстникам,   проявлять   внимание   к   их   переживаниям,   а   самое   главное, радоваться   успехам   своих   товарищей,   сопереживать   в   случае   неудачи, 35правильно   оценивать   поступки   свои   и   поступки   сверстников,   то   есть закладываются первые нравственные навыки. В каждом походе необходимо напоминать детям о том, что они должны по доброму относиться к природе, оберегать любое растение от бессмысленного уничтожения. Если нужны ветки, семена, листья и шишки, то лучше собирать лежащие на земле, а не растущие на дереве. Если понадобится берёзовая кора, то нужно найти поваленное дерево, а не губить живую березку. Постепенно, шаг за  шагом  ребенок поймет  роль человека  в  сохранении природы, связь живого и неживого. Лучшее время для сбора материала на природные поделки – лето и осень. В это время целесообразно проводить пешие походы в парк, лес, поле, пойму реки.   Однако   не   надо   превращать   сбор   природного   материала   в   некую трудоемкую работу и уносить большие торбы собранного. Достаточно взять немного,   но   самого   интересного,   что   уже   наталкивает   на   создание определенного   образа:   красиво   изогнутую   веточку,   упругие   желуди, раскрывшуюся шишку, узорчатый лист, кусок коры, а на брюках вы найдете приставшие репейники. Любой   выход   в   природную   зону   с   детьми   требует   от   родителей предварительной   подготовки.   Чаще   организуются   2­3­часовые   экскурсии   в ближайший   парк,   пригородный   лес.   Чтобы   повысить   интерес   детей   к предстоящей экскурсии, заранее продумайте ее содержание, например в виде экологического   развлечения.   Пригласите   с   собой   друзей,   компания   из   5­7 ребятишек   вполне   оправданна   при   такой   форме   организации   детского коллектива. «Отправляемся в поход» Туризм (фр. tourisme от ­ tour – прогулка, поездка) – путешествия по своей стране   или   в   другие   страны,   сочетающие   отдых   с   элементами   спорта   и познавательными задачами (Словарь иностранных слов. – М., 1989). Дошкольный   туризм   решает   не   только   воспитательно­образовательные задачи,   но   и   оздоровительные   задачи,   совершенствует   двигательные 36способности   детей,   способствует   освоению   ими   простейших   туристских умений и навыков. Общеизвестно, что ничто так не сплачивает семью, не помогает достичь взаимопонимания между всеми членами, как совместный активный отдых. Поход – активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на   В   походах   сочетается   выполнение   велосипедах   и   т.д.). лыжах, образовательных задач с организацией условий походной жизни. Туристская   прогулка   –   форма   организации   туристской   деятельности, предполагающее   кратковременное   (3   –   6   часов)   пребывание   в   природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками. Для   непродолжительной   туристской   прогулки   не   нужно   много специального инвентаря. Но обязательным является приобретение рюкзаков для участников похода. Можно приобрести или сшить заплечный мешочек с широкими   и   мягкими   лямками,   липучками­застежками,   нарядными   и удобными для неокрепшей руки малыша пряжками – автоматами и бегунками. Маленький   рюкзачок   можно   украсить   аппликацией,   мелкими   игрушками­ брелками, и тогда он станет любимым спутником юного путешественника. Родителям   следует   научит   своего   малыша   заботиться   о   сохранности   и чистоте личного снаряжения, участвовать в его ремонте и украшении. Вес рюкзака   с   содержимым   для   ребенка   5­6   лет   должен   составлять   1­1,5кг. Безусловно,   многие   физически   подготовленные   ребята   могут   переносить более значительные тяжести, однако в данном случае ребенок быстро устает, снижается темп его ходьбы, он перестает замечать достопримечательности, реагировать   на   слова,   сосредотачивается   только   на   своих   ощущениях. Поэтому   следует   помнить   о   еще   не   окрепшем   позвоночнике   ребенка   и   не позволять ему устанавливать рекорды по весу переносимого груза. Следующим этапом в подготовке к прогулкам является подбор обуви и одежды   для   ребенка.   Необходимо   учитывать   не   только   состояние   погоды (силу   ветра,   температуру,   влажность   воздуха)   на   момент   выхода,   но   и возможность   ее   изменения.   Обувь   ребенка   должна   быть   разношенной, 37удобной,   позволяющей   вставит   войлочную   стельку   и   надеть   два   носка   – хлопчатобумажной и шерстяной (что способствуют теплообмену). Это могут быть кроссовки, кеды на толстой подошве. В холодный период это могут быть кожаные зимние сапоги или ботинки. Одежда   должна   быть   удобной   для   выполнения   активных   движений.   Но даже летом не следует надевать короткие шорты, чтобы уберечь ноги малыша от укусов клещей, порезов, царапин и прочих неприятностей. В прохладную погоду рекомендуется иметь ветровую куртку с капюшоном и аналогичного качества брюки. В зимний период – это комбинезон для мальчиков, куртка с капюшоном   и   брюки   на   двойном   синтепоне   для   девочек.   Такая   одежда предохранит ребенка от ветра и попадаемой на нее влаги в случаях падения и во время отдыха. Количество и толщина нижних слоев одежды зависит от погоды   и   способа   передвижения   группы.   Оптимально,   если   родители предусматривают   возможность   варьирования   одежды   во   время   активного движения   и   пассивного   отдыха   (дополнительные   верхние   жилеты, уплотнители, капюшоны, шарфы, накидки и т.п.). Необходимо   продумать   головной   убор.   В   теплый   период   –   можно использовать   спортивную   кепку­бейсболку   или   спортивную   панаму, предохраняющую   от   солнечных   лучей   и  создающую   определенный   стиль   в одежде   туриста.   В   холодный   период   –   спортивную   шапочку   (с дополнительным слоем­утеплителем в ветреные и морозные дни). У каждого туриста должны быть запасные рукавицы и носки, даже если группа уходить на двухчасовую прогулку. Родителям следует за ранее продумать вопрос питания детей. Во   время   кратковременных   туристских   походах­прогулках   не   следует лишать детей удовольствия перекусить на свежем воздухе. Можно взять с собой   сухарики,   баранки,   печенье,   орешки,   овощи,   фрукты.   Несколько конфет­леденцов помогут справиться ребенку с жаждой во время движения. Однако   содержание   перекуса   не   должно   быть   предметом   хвастовства   или зависти детей. Это должны быть простые продукты, которые можно легко 38разделить,   чтобы   угостить   друзей.   Следует   избегать   скоропортящих продуктов (мясных и молочных). Что касается напитков. Горячий чай в мини­ термосе   прекрасен   в   холодные   дни,   а   сок,   морс,   компот   в   пластиковых бутылках,   фляжках,  герметичных   коробках   –  в   теплые.   Остальное   –  дело вкуса ребенка. На заметку! Работоспособность   и   здоровье   туриста   зависят   от   правильной   укладки рюкзака. Надо так уложить вещи, чтобы, с одной стороны, легко было в любой момент найти нужную вещь, с другой – чтобы никакие твердые предметы не упирались в спину.  Поэтому вдоль  спины  укладываются  мягкие  вещи, а  с наружной   стороны   –   твердые.   Посуда,   предметы   личной   гигиены,   компас, шнур могут располагаться в задних и боковых карманах. 39Анкета для родителей Приложение  7 совсем не болеет; редко болеет; часто болеет. 1. Часто ли болеет ваш ребенок?    2. Причины болезни:     3. На что, на ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое   внимание,   заботясь   о   здоровье   и   физической   культуре недостаточное физическое воспитание в детском саду; недостаточное физическое воспитание в семье; наследственность, предрасположенность; назовите другие причины. ребенка:  соблюдение режима;  рациональное, калорийное питание;  полноценный сон;  достаточное пребывание на свежем воздухе;  здоровая, гигиеническая среда;  благоприятная психологическая атмосфера;  наличие спортивных и детских площадок;  физкультурные занятия;  закаливающие мероприятия. 6.Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка дома? да; частично; нет. ______________________________________________ 7.Нужна ли Вам помощь детского сада?    8.Ваш  ребенок занимается физкультурой  и спортом вне детского сада? а) постоянно 40б) часто в) очень редко г) не занимается 9.Вы занимаетесь физкультурой и спортом? а) постоянно б) часто в) очень редко г) не занимаюсь 10.Что   мешает   вам   активно   заниматься   физическим   развитием состояние здоровья; недостаток времени; продолжительный рабочий день; недостаток воли; недостаток знаний и умений; усталость на работе; домашние дела; другие факторы. своего ребенка?         11.Вы знаете, что значит вести здоровый образ жизни? а) да б) нет в) затрудняюсь ответить 12.Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни? а) из специальных книг б) из средств информации в)   из   беседы   с   ____________________________________________ г) в детском саду 13.Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям? а) да б) затрудняюсь ответить 14.Если прививаете, то каким образом? а) с помощью бесед б) личным примером в) совместно 4115.Какие   консультации   Вы   хотели   бы   получить   по   поводу физического развития Вашего ребенка? Благодарим Вас за сотрудничество! 42СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бочарова,   Н.И.   Оздоровительный   семейный   досуг   с   детьми дошкольного возраста [Текст]: пособие для родителей и воспитателей. – 2­е изд., испр. и доп. – М., 2003. – 175 с. 2. Вавилова,   Е.Н.   Учите   прыгать,   бегать,   лазить,   метать   [Текст].   М.: Просвещение 1983. – 174 с. 3. Завьялова,   Т.   Туризм   в   детском   саду:   новые   возможности,   новые решения: [Текст].  учебно­методическое пособие. – Тюмень, 2006. – 278 с. 4. Завьялова, Т. Туристята: программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма: Подготовительная к школе группа [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2003. №8, С 50­53. 5. Кожухова,   Н.Н.,   Рыжова   Л.А.,   Самодурова   М.М.   Воспитатель   по физической   культуре   в  дошкольных   учреждениях  [Текст].     М.:   Академия, ­2002. ­ 320 с. 6. Программа     «Детство»   для   детей   дошкольного   возраста. Комплексная   образовательная   программа   дошкольного   образования «ДЕТСТВО» [Текст]:  Издательство «ДЕТСТВО­ПРЕСС», 2016­352с. 7. Туризм   в   детском   саду  [Текст]:  учеб.   метод.   пособие   /   В.С. Алейникова, [и др.] / под ред. С.В. Кузнецовой. – М.: Обруч, 2013.– 208 с. Интернет – ресурсы: 8. Дошкольное   образование:   опыт,   проблемы,   перспективы   развития. https://interactive­ Режим   ресурс]// доступа: [Электронный       plus.ru/discussion_platform.php?requestid=6662.. 9. Социальная   сеть   работников   образования  nsportal.ru  [Электронный  http://nsportal.ru/detskiy­ Режим   доступа: / /       ресурс] sad/raznoe/2015/03/23/teatralizovannaya­deyatelnost­v­dou  свободный.­   Загл.   с экрана 4310.   ПРИКАЗ   МИНИСТЕРСТВА   ОБРАЗОВАНИЯ   И   НАУКИ РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ   «Об   утверждении   Федерального государственного   образовательного   стандарта   дошкольного   образования». №1155 от 17.10.2013г. [Электронный ресурс]: http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie­igry­kak­sredstvo­razvitija­ samostojatelnosti­i­iniciativy­detei­doshkolnogo­vozrasta­v­kontekste­fgos­ do.html 44ОГЛАВЛЕНИЕ От авторов……………………………………………………………………...3­5 Календарно ­ тематический план работы………………………………...6­15 Приложение…..…………………………………………………………………16 Приложение 1.Подвижные игры……………………………………………17­23 Приложение 2.Народные игры……………………………………………...22­23 Приложение образовательной деятельности……………………………………………………………………… организованной   3.Конспекты     ……..24­34 Приложение 4 Загадки………………………………………………………35­36 Приложение 5.Речёвка туристическая………………………………..……….37 Приложение 6.Консультация для родителей………………………………38­43 Приложение 7.Анкета для родителей……………………………………...44­46 Список используемых источников и литературы……………….…......47­48 45