Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"
Оценка 4.8

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
экология +1
11 кл +1
15.01.2019
Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"
Тема 1.1. Взаимосвязь организмов и среды обитания Тема: Биосфера как область взаимодействия общества и природы Цель: выявить виды взаимосвязей организмов и среды обитания; развивать умения осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 1. Подумайте, как решить проблему. Для этого прочитайте задание и ответьте на предложенный вопрос письменно в тетради. Задание: Два племени живут в разных местностях, не общаясь, друг с другом. Одно племя занимается собирательством, другое – земледелием и скотоводством. Предположите, какое племя жило в лучших условиях, какие проблемы природопользования возникли у этих племен. 2. Проанализируйте глобальные проблемы экологии. Ответьте на вопрос: в чем особенности проблем природопользования в индустриальную эпоху? 3. Прокомментируйте высказывания: а) «Главный критерий успешного развития экономики – вовсе не размеры производства и потребления, а природа, размер, качество и сложность совокупного основного капитала, включая состояние тела и ума людей, входящих в систему» (К. Боулдинг). б) «Мыслить глобально, действовать локально». в) «Общество развивается до тех пор, постольку сохраняется равновесие между давлением на среду и восстановлением этой среды – естественным и искусственным» (правило социально-экономического равновесия Н.Ф. Реймса).
МУ самост работы.docx
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ СПО  НОВОСИБИРСКОЕ КОМАНДНОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ  С.И. ДЕЖНЕВА Методические указания для выполнения  самостоятельной работы             дисциплины:  ЕН.03  Экологические основы природопользования   для специальности:  26.02.06 «Эксплуатация судового  электрооборудования и средств автоматики» 2018 Методические указания разработаны на основе рабочей программой учебной дисциплины «Экологические   основы   природопользования»   по   специальности   (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)  26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики». Разработчики: Медведева Н.А.., преподаватель Рассмотрено предметной цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин  Протокол № ___  от «_____» _______ 20        г.  Председатель _____________________ /Н.А Медведева/ Раздел 1. Принципы рационального природопользования Тема 1.1. Взаимосвязь организмов и среды обитания  Тема: Биосфера как область взаимодействия общества и природы Цель:  выявить   виды   взаимосвязей   организмов   и   среды   обитания;   развивать   умения осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для   эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 1. Подумайте,   как   решить   проблему.   Для   этого   прочитайте   задание   и   ответьте   на предложенный вопрос письменно в тетради. Задание:  Два племени живут в разных местностях, не общаясь, друг с другом. Одно племя   занимается   собирательством,   другое   –   земледелием   и   скотоводством. Предположите,   какое   племя   жило   в   лучших   условиях,   какие   проблемы природопользования возникли у этих племен. 2. Проанализируйте   глобальные   проблемы   экологии.   Ответьте   на   вопрос:   в   чем особенности проблем природопользования в индустриальную эпоху?  3. Прокомментируйте высказывания:  а)   «Главный   критерий   успешного   развития   экономики   –   вовсе   не   размеры производства  и потребления,  а природа,  размер, качество и  сложность совокупного основного капитала, включая состояние тела и ума людей, входящих в систему» (К. Боулдинг). б) «Мыслить глобально, действовать локально». в) «Общество развивается до тех пор, постольку сохраняется равновесие между давлением на среду и восстановлением этой среды – естественным и искусственным» (правило социально­экономического равновесия Н.Ф. Реймса). г)   «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (И.С. Тургенев «Отцы и дети»). д) «Нам только кажется, что мы преобразовали природу, но мы ее только ранили. Нам только кажется, что мы управляем ею, и это заблуждение рассеивается, как только мы попадаем в тайгу, остаемся с ней с глазу на глаз» (В.П. Астафьев). е) «Гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц; мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи. Лесов становится все меньше и меньше. И с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее» (А.П. Чехов «Дядя Ваня»). ж)   «Природа   –   не   сырье   для   цивилизации,   а   прекрасный   солнечный   дворец,   в который человек должен своим трудом, волей, разумом вносить усовершенствования и изменения. Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа   –   неповторимая   во   Вселенной   колыбель   жизни   –   это   мать,   родившая, вскормившая, воспитавшая нас. И поэтому относится к ней нужно, как к своей матери – с высшей степенью нравственной любви» (Ю.В. Бондарев). з)   «Наши   проблемы   загрязнения,   питания,   народонаселения   –   все   являются экологическими» (Р.Л. Смит). и) «Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все организмы взаимосвязаны – прежде всего питанием и дыханием – с окружающей их материально­энергетической средой. Вне ее в природных условиях они существовать не могут» (В.И. Вернадский). к) «Природа есть тело человека» (К. Маркс). л) «Господство над природой состоит в умении познавать ее законы и правильно их применять» (Ф. Энгельс). м) «Все связано со всем. Все должно куда­то деваться. Природа знает лучше. Ничто не дается даром» (Законы экологии Коммонера). 4. Заполните таблицу 1: приведенные ниже примеры запишите во 2­й столбик, свои ответы запишите в 3­й и 4­й столбики.                                  Примеры Какие происходят изменения природных экосистем, их видового состава? Последствия человеческой деятельности в природе Обратимые: Необратимые:           Таблица 1 Ваши предложения по улучшению экологической ситуации           Возникновение стихийных свалок бытовых отходов; выращивание монокультур (пшеницы,   рис,   кукуруза,   соя,   сахарный   тростник)   на   обширных   территориях; вырубка леса для выращивания сельскохозяйственной продукции и строительства жилья   на   освободившейся   площади;   загрязнение   воды   и   воздуха   выбросами   в атмосферу  оксидов  серы,  азота;  интенсивная  охота,  рыболовство  и  сбор редких растений; использование пестицидов; осушение болот или создание водохранилища; сброс воды, загрязненной бытовыми отходами; уничтожение хищников. Литература:  1. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования/ Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркланова. ­ М.: Дашков и К, 2007. – с. 27­36. 2. Хандогина, Е.К. Экологические основы природопользования/ Е.К. Хандогина, И.А. Герасимова, А.В. Хандогина. ­ М.: Форум: ИНФРА­М, 2007. ­ с. 3­22. Форма отчета: выполнение в рабочей тетради. Тема 1.2. Принципы и методы рационального природопользования Тема:   Принципы   и   методы   рационального   природопользования.   Природноресурсный потенциал Цель:  развивать умения осуществлять поиск и использование информации, необходимой для   эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного   развития;   самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и личностного развития, заниматься самообразованием. 1. Используя   различные   данные   средств   массовой   информации,   приведите   по несколько примеров: а) положительных результатов природоохранной деятельности и   осуществления   экологической   политики;   б)   отрицательного   воздействия антропогенных вмешательств в окружающую природную среду.  2. Подумайте и ответьте на вопрос: каким образом проблема загрязнения  малых и небольших   рек   превращается   в   сложную   экологическую   проблему   областей, регионов   и   стран?   Предложите   пути   рационального   водопользования.   Составьте сообщение по проблеме рационального использования водных ресурсов. 3. Кому принадлежат следующие строки: а) «Откуда, как разлад возник?             б) «И мы, усталые, в цементной серой пыли,       И отчего же в общем хоре                      как дети, улыбаемся цветам.       Душа не то поет, что море,                    Природе надо, чтоб ее любили.       И ропщет мыслящий тростник».           Ей это надо так же, как и нам». в)  «И тоскует о человеке                           г) «Кромсаем лед, меняем рек теченье.        лес редеющий, черный снег,                     Твердим о том, что дел невпроворот.        дождь отравленный, мертвые реки,          Но мы еще придем просить прощенья        да и сам человек».                                       У этих рек, барханов и болот». 4. Составьте таблицу проблем, включенных в «Повестку дня на XXI век». 5. Дополните таблицу принципов охраны природы: а) принцип историчности – изучать историю природных систем; б) принцип системности ­ …; в) принцип адаптации ­ …; в) принцип планетарного единства ­ …; г) принцип приоритета экологической безопасности ­ … . 6. Дополните схему стратегии выживания человечества. Принцип гармоничного взаимодействия человека и природы Энергосбережение                            ресурсосбережение                                …….                                                              ..…..                   ……… 7. Прокомментируйте высказывания: а) «Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связана с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с собой, ибо человек есть часть природы» (К. Маркс, Ф. Энгельс). б)   «Здание   есть   как   бы   живое   существо,   создавая   которое   следует   подражать природе» (Л.Б. Альберти). в) «У того, кого непосредственно интересует красота природы, имеются, по крайней мере, задатки морально доброго образа мыслей» (И. Кант). г) «Большие города до сих пор лишь паразиты биосферы, если рассматривать их с точки зрения того, что удачно названо «жизненными ресурсами» (вода, воздух, пища). Чем больше город, тем большего он требует от окружающей местности и тем больше опасность нанесения вреда «хозяину» ­ природной среде» (Ю. Одум). 8.   Дополните   таблицу   градаций   зон   экокризиса:   а)  благоприятная   ситуация: устойчивый рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости, …; б) зона экологического   напряжения:  …;   в)  зона  экологического  бедствия:  …;  г)  зона экологической катастрофы: … . 9. Назовите   основные   направления   развития   малоотходных   и   ресурсосберегающих технологий в наиболее экологически вредных отраслях промышленности. 10. Выберите   одно   из   готовых   предложений   для   решения   каждой   из   экологических проблем и запишите в таблицу 2. Предложите свои варианты.                   Таблица 2 Экологические проблемы Предложения по решению Загрязнения автомобилями атмосферного воздуха Загрязнение воды стоками от животноводческих ферм Загрязнение атмосферного воздуха выбросами  промышленных предприятий Загрязнения ландшафта строительным мусором Загрязнения воды сбросами промышленных предприятий Замусоривание дворов и улиц Шумовое загрязнение от самолетов      Предлагаемые готовые решения: принятие закона; введение местного налога; личная ответственность   нарушителя   и   взимание   штрафов;   административное постановление; ужесточение законов; экологическое образование и воспитание; нет проблем, нечего обсуждать. 11. Запишите   в   таблицу   3   примеры   рационального   и   нерационального природопользования.                                                                                         Таблица 3 Рациональное природопользование Рациональное природопользование 12. Докажите нерациональность сплошных рубок в разновозрастных и разнопородных лесах. Для каких лесов такие рубки рациональны? Приведите примеры. Литература:  1. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования/ Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркланова. ­ М.: Дашков и К, 2007. – с. 63­75, 76­125. 2. Хандогина, Е.К. Экологические основы природопользования/ Е.К. Хандогина, И.А. Герасимова, А.В. Хандогина. ­ М.: Форум: ИНФРА­М, 2007. ­ с. 23­48. Форма отчета: выполнение в рабочей тетради. Тема 1.3. Методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу Тема. Методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу Цель:  развивать   умения  организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество; заниматься самообразованием. 1. Составьте схему: «Основные источники загрязнения атмосферы». Сделайте вывод о том, какие источники вносят самый существенный вклад в загрязнение атмосферы. 2. Составьте  схему:  «Основные  загрязнители   гидросферы».  Сделайте   вывод   о  том, какие источники вносят самый существенный вклад в загрязнение гидросферы. 3. Подготовьте   сообщение   на   тему:   «Виды   смога   и   причины   его   возникновения. Последствия воздействия разных видов смога на здоровье человека». 4. Вспомните,   чем   вызван   «парниковый   эффект»?   Составьте   прогноз   последствий парникового эффекта для планеты Земля. 5. Составьте   схему:   «Основные   группы   почвенных   загрязнителей».   Перечислите   в тетради виды хозяйственной деятельности, которые приводят к загрязнению почвы. Составьте прогноз последствий загрязнения почв для человечества. 6. Подготовьте   сообщения   по   темам:   «Загрязнение   атмосферы   г.   Новосибирска», «Загрязнение   гидросферы».   Для   этого   подберите   нужную   литературу   по   теме, используя список рекомендованной преподавателем литературы, данные Интернета. 7. Пользуясь   материалами   учебника   и   дополнительной   литературой   по природопользованию и охране окружающей среды, составьте таблицу: «Основные загрязнители   воды,   воздуха,   почвы».   В   таблице   отразите   виды   загрязнителей, вспомнив их классификацию. Сделайте выводы под составленной и заполненной таблицей о содержании загрязнителей в воде, воздухе, почве в сравнительном плане. 8. Составьте  схему:  «Загрязнение  атмосферы  продуктами  сгорания судовых  ДВС». Сравните   состав   основных   загрязнителей   атмосферы   судовыми   ДВС   и автомобильным транспортом. 9. На   схеме   показан   состав   основных   загрязнителей,   поступающих   в   окружающую   Предположите   пути природную   среду   от   животноводческой   фермы. обезвреживания или утилизации каждого из них. Внесите ответы в таблицу 4. Дурные, неприятные запахи Жидкие стоки Выбросы СН4, NH3, NO2 Основные загрязнители Микро­ организмы Твердые отходы Вид загрязнения Экологические последствия Обезвреживание, Таблица 4 утилизация           а)   Лимитирование   выброса   синтетических   и     других   веществ   в   пределах 10. Прокомментируйте высказывания:   самоочищающих способностей биосферы и толерантности живого вещества планеты.       б) «Промышленным методом перерабатывается в РФ только 3,5% отходов. В 25% проб исследуемой почвы обнаруживается наличие пестицидов. Способность изменять наследственный   аппарат   клеток   (мутагенный   эффект)   выявлен   у   50%   всех исследованных пестицидов».       в)  Проанализируйте данные, приведенные в таблице 5, и сделайте выводы. Таблица 5 Итого Твердые частицы Выбросы SO 99 12 Вещества CO 177 NO 68 5,8 Глобальный, млн. т В России, % к  глобальному выбросу 11. Заполните таблицу 6 о природе и происхождении основных веществ, загрязняющих 12,2 401 5,6 7,9 57 атмосферу:                                                                                 Таблица 6 Источник загрязнения Природа загрязнения Углекислый газ Окись углерода Углеводороды Сернистый газ Производные азота Радиоактивные вещества Литература:  1. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования/ Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркланова. ­ М.: Дашков и К, 2007. – с. 130­147. 2. Хандогина, Е.К. Экологические основы природопользования/ Е.К. Хандогина, И.А. Герасимова, А.В. Хандогина. ­ М.: Форум: ИНФРА­М, 2007. ­ с. 37­48. Форма отчета: выполнение в рабочей тетради. Тема 1.4. Условия устойчивого состояния экосистем Тема: Охраняемые природные территории. Энергетика и экология Цель:  развивать   умение  организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Написать творческую работу. Темы творческих работ по дисциплине 1. Экология национальная безопасность России. 2. Экологическая политика в регионах РФ. 3. Резервы повышения эффективности природопользования. 4. Город как экосистема. Агроэкосистема. 5. Редкие и исчезающие виды. 6. Экология в повседневной жизни. 7. Энергосберегающие лампочки, проблемы утилизации. 8. Искусственные пищевые добавки. 9. Электромагнитные поля и здоровье человека. 10. Добровольный риск: канцерогенные вещества в окружающей среде. 11. Экологическая обстановка в г.Новосибирска в целом и его отдельных районах. 12. Альтернативные источники энергии. 13. Природные охраняемые территории Новосибирской области или другого региона. 14. Региональные экологические проблемы. 15. Основные направления борьбы с отходами. 16. Водные   ресурсы   России,   качественное   и   количественное   истощение   водных ресурсов. Водопотребление и водопользование. 17. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Литература: 1. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования: учеб. / Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркалова. – 5­е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 320с. – (Допущено Министерством образования РФ в качестве учеб. для студентов УСПО). 2.   Блинов,   Л.Н.   Экологические   основы   природопользования:   учеб.   для   ссузов   /   Л.Н. Блинов, И.Л. Перфилова, Л. В. Юмашева. – М.: Дрофа, 2010. – 208с. – (Рекомендовано Федеральным государственным учреждением Федеральный институт развития образования в   качестве   учебника   для   студентов   образовательных   учреждений   среднего профессионального образования). 3. Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования: учеб. / М.В. Гальперин. – 2­ е изд., испр. – М.: ФОРУМ: ИНФА­М, 2009. – 256с. – (Гриф Министерства образования и науки РФ). 4. Колесников, С.И. Экологические основы природопользования: учеб. / С. И. Колесников. – 2­е изд. – М.: Дашков и К, 2010. – 304с. – (Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учеб. для студентов общеобр. учреждений СПО). 5.   Константинов,   В.М.   Экологические   основы   природопользования:   учеб.   пособие   для студентов учреждений сред. проф. образования / В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. – 4­е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2006. – 208с. – (Допущено Министерством образования РФ в качестве учеб. пособия для студентов УСПО). 6. Трушина, Т.П. Экологические основы природопользования: учеб. для колледжей и сред. спец. учеб. заведений / Т.П. Трушина. – 5­е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникc, 2009. –   416с.   –   (Рекомендовано   Министерством   образования   и   науки   РФ   в   качестве   учеб. пособия для студентов СПО). Интернет­ресурсы:  www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).  www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).  www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России). Форма отчета:  Приготовьте   презентацию   своей   работы   (доклад,   пресс­конференцию, фотогазету, информационный бюллетень). Десять советов по написанию реферата по естественнонаучным дисциплинам Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или   в   форме   публичного   доклада   содержания   книги,   учения,   научной   проблемы, результатов   научного   исследования;   доклад   на   определенную   тему,   освещающий   ее   на основе обзора литературы и других источников». Совет   первый.  Выберите   тему   и   правильно   сформулируйте   ее.  Тему   может определить преподаватель, а можно выбрать самому. Но в любом случае она должна быть сформулирована   грамотно   с   литературной   точки   зрения.   Тематика   реферата   может включать:   различные   исследовательские   задачи   (постановка   серии   экспериментов   по какой­либо теме курса и т.п.), теоретические вопросы, выходящие за рамки программы курса,   исторические   исследования   (роль   каких­либо   открытий   в   развитии   науки, деятельность ученых и ее значение и т.п.). В названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы или вопроса, которые не должны быть не слишком широкими или слишком узкими. Желательно избегать длинных названий в названии реферата. Необходимо помнить, что тема должна быть актуальной с научной точки зрения или из практических соображений. Совет второй. Определите вид (тип) реферативной работы.  Возможно три варианта реферативной работы. Первый вариант ­ аналитический обзор. Данный вид реферата может быть построен двояко: либо в виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли   те   или   иные   исследователи),   либо   в   виде   анализа   современного   состояния проблемы.   Вторым   вариантом   реферативной   работы   может   быть   критический   анализ дискуссии ­ данная тема может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые возникают вокруг нее. Необходимо   помнить,   что   любой   вид   реферата   должен   заканчиваться   выводами:   в первом случае с выделением новых аспектов, подлежащих изучению; во втором случае с выявлением сущности спора; в третьем ­ уточнением ценности и сомнительных положений работы. Совет третий.  Составьте план работы и поставьте задачи реферата.  Если   тема реферата является целью работы, то задачи работы ­ это ее составные части. Разработайте как   можно   подробный   план   реферата.   Этот   план   может   быть   предварительным   и претерпеть изменения по мере работы. Определите (исходя из вида реферативной работы) количество  глав основной  части.  Как правило, это может быть показ различных точек зрения,   исследования   в   различных   исторических   эпохах   или   рассмотрение   различных аспектов проблемы.  Необходимо   помнить,   что   задачи   реферата   должны   соответствовать   главам   в содержании работы. Совет   четвертый.  Внимательно   поработайте   с   литературными   источниками. Составьте   список   литературы,   которую   следует   прочитать,   читая   ее,   отмечайте   и выписывайте   все   то,   что   должно   быть   включено   в   работу.   Возле   каждого   пункта   и подпунктов   плана   укажите,   из   какой   книги   или   статьи   следует   взять   необходимый материал. Не забудьте потом (в тексте реферативной работы) указать в пронумерованных подстрочных сносках, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты. Желательно, чтобы литературный обзор включал не менее 8­10 источников различной направленности: учебной, научной, научно­популярной, энциклопедической. Необходимо помнить, что "Список использованной литературы" ­ это составная часть реферата,   литературные   источники   должны   быть   перечислены   на   отдельном   листе   в алфавитной   последовательности   фамилий   авторов   или   по   названиям   сборников   с указанием места издания, названия издательства и года здания. Совет   пятый.  Отнеситесь   серьезно   к   введению.  Начните   введение   с   общеизвестных положений,   относящихся   к   данной   теме.   Укажите   цель   работы,   кратко   обоснуйте   ее актуальность,   приведите   примеры,   факты,   цитаты,   поясняющие   значимость   работы. Перечислите все задачи работы, которые требуется решить для реализации цели, кратко опишите их содержание. Сделайте обзор литературы, в котором укажите взятый из того или иного источника материал, проанализируйте его сильные и слабые стороны. Поясните обозначения в реферате: для чего и как выделены понятия, термины. Необходимо помнить, что ведение ­ это одна их частей реферативной работы и его объем должен составлять две­три страницы текста. Совет   шестой.  Грамотно   постройте   основную   часть   реферата.  Основная   часть реферата   должна   содержать   только   тот   материал,   который   отобран   для   рассмотрения проблемы. Весь материал лучше всего распределить по главам, согласно поставленным задачам.   Каждая   глава   должна   иметь   название,   отражающее   ее   основное   содержание. Последовательно   раскройте   все   предусмотренные   планам   вопросы,   обосновывайте, разъясняйте положения, подкрепляйте их  конкретными  примерами и  фактами.  Пишите грамотно,   точно,   разделяйте   текст   на   абзацы,   не   допускайте   повторений.   В пронумерованных   подстрочных   сносках   укажите,   откуда   взяты   приведенные   в   тексте цитаты и факты, а также укажите номер источника из списка литературы в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Если в главе несколько проблем, положений, взглядов, методов, то лучше всего использовать подпункты с указанием названия каждой проблемы. Так вы не только не запутаетесь сами, но и упростите изучение вашей работы рецензентом, а также продемонстрируете логику изложения материала. Основная часть реферата, кроме содержания,   выбранного   из   различных   источников,   может   также   включать   в   себя собственное   мнение   самостоятельно   сформулированные   выводы,   опирающиеся   на приведенные факты. Не перегружайте основную часть иллюстративным материалом, его можно вынести в приложение. Не стремитесь к написанию очень объемных по количеству страниц   рефератов   (помните,   что   реферат   ­   это   краткое   изложение),   средний   объем основной части ­ 10­15 страниц. Необходимо помнить, что оптимальное количество глав в основной части реферата ­ 3­5. Совет  седьмой.  Не  забудьте  про  заключение.  В   данной   части   реферата   подводятся итоги работы или формулируются выводы по главам, дается обобщенный вывод по теме, предлагаются   рекомендации.   Сделайте   заключение   четким,   кратким,   вытекающим   из основной части. Не путайте заключение с литературным послесловием, где представлен материал, продолжающий изложение проблемы. Объем заключения ­ 2­3 страницы. Необходимо   помнить,   что   в   заключении   нужно   обратить   внимание   на   выполнение поставленных   во   введении   задач   и   целей,   задачи   должны   быть   выполнены,   а   цели   ­ достигнуты. Совет восьмой. Не поленитесь сделать приложение к реферату. Чтобы реферативная работа не была перегружена иллюстративным материалом, вынесите все графики, таблицы, рисунки, схемы, пояснения с фотографиями, гравюрами и т.п. из основной части. С одной стороны, вы избежите, увеличения основной части, а с другой продемонстрируете культуру научной   работы.   Каждое   приложение   поместите   на   отдельном   листе,   пронумеруйте, обозначьте   его,   под   названием   аккуратно   поместите   иллюстративный   материал,   если необходимо, то под иллюстрацией поместите пояснения. Не увлекайтесь иллюстрациями приложения, хотя именно они делают работу наглядной, яркой, доступной, «живой». Необходимо   помнить,   что   в   основном   тексте   работы   необходимо   делать   ссылки   на приложения в скобках. Совет девятый. Соблюдайте правила оформления и сроки написания реферата. Не трудно   сосчитать,   что   объем   реферата   может   колебаться   в   пределах   15­20   печатных страниц   и   состоит   из   пяти   частей:   введения,   основной   части,   заключения,   списка литературы и приложения. Делайте размер шрифта 12­14, Times New Roman, обычный; интервал между строк ­1,5; размер полей: левого – 30 мм, правого ­ 10 мм, верхнего и нижнего по 20 мм каждый. Печатайте текст на одной стороне листа, сноски и примечания печатайте на той же странице, к которой они относятся, через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст. Все страницы нужно нумеровать, начиная с титульного листа. Цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы, на титульном листе номер страницы не ставят.   Титульный   лист   является   первой   страницей   и   заполняется   по   определенным правилам. В верхнем поле указывается полное название учебного заведения, отделенное от остальной площади листа сплошной чертой. В среднем поле указывается название реферата без слова «тема» и без кавычек. Ниже, под названием указывается вид работы и учебный предмет. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя, отечество ученика, класс. Еще ниже ­ фамилия, имя, отчество и должность руководителя и консультантов   (если   таковые   имелись).   В   нижнем   поле   указывается   город   и   год выполнения работы (без слова «год»). Следующим после титульного листа идет оглавление с указанием страниц. Время работы над рефератом может быть различным от нескольких недель до нескольких месяцев. Реферат в черновом варианте проверяется преподавателем. Реферат необходимо предоставить на рецензию. Необходимо   помнить,   что   реферат   сдается   на   рецензирование   и   нередко   не возвращается, поэтому для процедуры защиты нужно иметь вторую копию или черновик работы. Совет десятый. Подготовьтесь основательно к защите. Во время защиты нет смысла полностью пересказывать основную часть работы. Очень важно, чтобы в течение 10­15 минут, отведенных для защиты, защищающий реферат мог рассказать о его актуальности, поставленных целях задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах. Составьте план защиты и распределите по минутам время, так вы сможете механического пересказа реферата к научному обоснованию проблемы. Защита реферативной работы не должна превращаться в «вечер вопросов и ответов», так как это не дает возможности высказаться, не учит строить грамотно и логически обоснованно свой ответ.   Лишь   только   выступления,   отвечающему   задаются   вопросы   по   предоставленной проблеме. Необходимо помнить, что в итоге оценка за реферат складывается из ряда моментов: соблюдения   формальных   требований   к   реферату,   грамотного   раскрытия   темы,   умения четко   рассказать   о   представленном   реферате,   способности   понять   суть   задаваемых   по работе вопросов и формулировать точные ответы на них. Всем, кто решил испытать себя в таком нелегком труде как реферативная работа, терпения и настойчивости! Не бывает нереальных целей, не бывает не выполнимых задач, не бывает непроходимых   путей,   самое   главное   ­   желание   познать   новое,   попробовать   свои   силы, испытать   себя   в   неизведанном,   и   подняться   на   очередную   ступень   саморазвития   и самопознания. Форма проверки: зашита творческой работы, реферата на занятии. Раздел 2. Организационные и правовые средства охраны окружающей среды Тема 2.1. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду   Юридическая   и   экономическая   ответственность   предприятий, Тема. загрязняющих окружающую среду Цель: развивать умения принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и   нести   за   них   ответственность;   осуществлять   поиск   и   использование   информации, необходимой   для   эффективного   выполнения   профессиональных   задач, профессионального и личностного развития. 1. Используя   текст   учебника,   составьте   структурно­логическую   схему   «Органы управления и надзора по охране природы». Подготовьте сообщение по составленной схеме. 2. Подготовьте   сообщение   об   особо   охраняемых   природных   территориях, расположенных в Новосибирской области и решаемых ими задач. Для сохранения каких видов растений и животных они созданы? 3. Проанализируйте   найденную   вами   литературу   по   теме:   «Охраняемые   природные территории   Новосибирской   области».   Пользуясь   информацией   из   найденных источников,   составьте   систематизирующую   таблицу:   «Охраняемые   природные территории   Новосибирской   области».   В   таблице   укажите   виды   охраняемых территорий Новосибирской области; решаемые ими задачи; названия животных и растений, подлежащих охране. 4. Используя Федеральный закон «Об охране окружающей среды», проведите анализ содержания   природоохранных   мероприятий,   предусмотренных   общими экологическими   требованиями   при   осуществлении   хозяйственной   и   иной деятельности. Результаты приведите в таблице 7. Таблица 7 Мероприятия по обеспечению экологической безопасности Мероприятия по охране природной среды Мероприятия по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов Вид деятельности Размещение, проектирование,  реконструкция, ввод в эксплуатацию  и эксплуатация объектов энергетики  (ст. 40) Производство, обращение и  обезвреживание потенциально  опасных химических веществ, в т.ч.  радиоактивных, иных веществ и  микроорганизмов (ст.47) Использование радиоактивных веществ ядерных материалов (ст. 48)   5. Используя материалы учебников и Федерального закона «Об охране окружающей среды»,   составьте   развернутый   план   по   теме:   «Общественный   экологический контроль как мера, гарантирующая защиту экологических прав граждан». 6. Ответьте   на   вопрос   письменно   в   тетради:   «Какими   средствами   осуществляется экологическое   воспитание?».   Составьте   схему:   «Средства   экологического воспитания». 7. Напишите сообщение на тему: «Экологическая культура человека». 8. Напишите   экологическое   сочинение   на   тему:   «Чем   опасен   низкий   уровень экологической культуры человека?». 9. Разработайте программу формирования экологической культуры в России. Ответ можно сформулировать в виде развернутого плана.  10.  Прокомментируйте выражение: а)   «Каждый   имеет   право   на   благоприятную   окружающую   среду   и   возмещение ущерба,   причиненного   его   здоровью   или   имуществу   экологическими правонарушениями» (Конституция РФ). 11. Гражданин   …..   в   мае   2009   г.   въехал   на   территорию   сосновых   лесопосадок   на автомобиле, где вымыл его и натер полировальным средством. Затем он поджег тряпки, которыми производил полировку, а также мусор из багажника автомобиля, и   не  дождавшись,   когда   костер   догорит,   стал   выезжать   из   лесопосадок,   но   был остановлен сотрудниками милиции.  Какое   правонарушение   совершено   гражданином?   Какое   максимальное наказание, грозящее правонарушителю? Какое наказание грозило гражданину в случае возгорания леса? 12. В территориальных водах Норвегии в виду износа танкера водоизмещением более 200 т, принадлежащего на правах  собственности капитану – гражданину Литвы, произошла аварийная утечка нефти. Судно не было застраховано и не имело иного финансового обеспечения. Какой   международный   договор   устанавливает   ответственность   за   разлив нефти? Какой предел ответственности, установленный данным договором? Кто отвечает за ущерб, причиненный утечкой нефти? 13. Капитан корабля ….., имея на борту резервуары с большим количеством сырой нефти, изменил курс корабля, уйдя со своего фарватера. После чего корабль сел на мель, в результате произошла утечка нефти в воды реки.  Какие деяния могут быть инкриминированы капитану судна, кроме нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263 УК РФ)? 14. Руководитель   районной   администрации   своим   постановлением   санкционировал отвод   земельного   участка,   находящегося   в   водоохранной   зоне   реки   Обь,   под строительство поселка.        Как следует квалифицировать данное деяние? 15. Выехав за город в лесную зону, отнесенную к лесам первой группы, студент … вырубил подрост ели, в количестве 25 штук, с целью дальнейшей продажи деревьев перед Новым годом. Сумма ущерба составила 250 000 руб.              Как   следует   квалифицировать   действия   студента?   Изменится   ли   вид ответственности,   если   будет   установлено,   что   причиненный   им   ущерб составил свыше 40 тыс. рублей? 16. При проверке деятельности акционерного общества «Машпроект» органами охраны окружающей   среды   было   установлено,   что   данное   общество   систематически осуществляет  сброс сточных вод в водоем. При этом содержание загрязняющих веществ в сточных водах превышает установленные нормативы ПДС.       Какие меры ответственности могут быть применены к АО «Машстрой»? 17. Граждане   …..   были   задержаны   при   добыче   рыбы   на   нересте.   При   этом   они использовали «электроудочки».  Какая ответственность предусмотрена за данное деяние? 18. Егерем   на   территории   заповедника   был   задержан   гражданин…   .   При   нем   были обнаружены оружие в собранном виде и тушка зайца. Задержанный утверждал, что тушку он нашел. Никаких документов, дающих право на охоту, у задержанного не было. Совершил ли гражданин правонарушение, если да, то к какой ответственности он будет привлекаться? 19. В   городском   сквере   местными   жителями   были   обнаружены   облитые   серной кислотой  деревья   и  кустарники.  Как  стало   известно,  ночью  к  скверу   подъехала цистерна с серной кислотой и кто­то окатил деревья из шланга. Едкой жидкостью были   повреждены   стволы   и   кроны   деревьев   и   кустарников.   Был   отмечен   едкий запах, бродячих собак рвало. В ходе следствия было установлено, что деревья были уничтожены строительной компанией, которая намеревалась разместить на месте сквера   новостройку,   но   разрешение   на   строительство   получить   не   удалось,   т.к. сквер являлся единственной рекреационной зоной в районе. Какой ответственности подлежат виновные лица? 20. Граждане …., имея лицензии на отстрел лося, обнаружили его на участке, где была разрешена охота. Во время преследования лось забежал в заповедник. После этого охотники продолжили его преследовать на территории заповедника, но отстрелить лося им не удалось. Подлежат ли ответственности данные граждане? 21. Группа   туристов   остановилась   на   ночлег   в   лесу.   Для   сооружения   шалаша   и разведения костра ими было срублено шесть берез, повреждены другие деревья и кустарники. Определите   вид   ответственности   за   совершенные   деяния   туристов. Изменится ли вид ответственности, если рубка произведена одним туристом, а не группой? 22. Гражданин ….. во время пикника с друзьями в лесу облил бензином муравейник, портивший, как он считал, вид леса, и поджег его. Какой ответственности подлежит гражданин? 23. Работником   лесной   охраны   был   задержан   водитель   швейной   фабрики   во   время выгрузки   им   из   автомобиля   бытового   мусора   в   лесоохранной   зоне.   По   факту правонарушения   был   составлен   акт.   Как   выяснилось,   сброс   промышленного   и бытового мусора осуществлялся по указанию директора фабрики. Подобные факты имели место и ранее. Назовите субъектов правонарушения и меру их ответственности. Литература:  1. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования/ Э.А. Арустамов, И.В. Левакова, Н.В. Баркланова. ­ М.: Дашков и К, 2007. – с. 234­250. 2. Хандогина, Е.К. Экологические основы природопользования/ Е.К. Хандогина, И.А. Герасимова, А.В. Хандогина. ­ М.: Форум: ИНФРА­М, 2007. ­ с. 130­133. 3. Майорова,   Е.И.   Экологическое   право.   Практикум:   учебное   пособие/ Е.И. Майорова, В.А. Попов. ­ М.: ИД «Форум»: Инфра­М, 2007. – с. 7­ 19. Форма отчета: выполнение в рабочей тетради. Критерии оценки Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка уровня подготовки  балл (отметка) вербальный аналог 5 4 3 2 отлично хорошо удовлетворительно не удовлетворительно Показатели оценки знаний и умений  «5» ­ изложение полученных знаний в устной, письменной форме полное, в соответствии с требованиями   учебной   программы;   выделение   существенных   признаков   изученного   с помощью   операций   анализа   и   синтеза;   выявление   существенных   признаков   причинно следственных связей, формулировка выводов и обобщений; самостоятельное применение знаний в практической деятельности, выполнение заданий как воспроизводящего, так и творческого характера; «4» ­ изложение полученных знаний в устной, письменной или графической форме полное, в   соответствии   с   требованиями   учебной   программы;   допускаются   отдельные незначительные   ошибки;   при   выделении   существенных   признаков   изученного   также допускаются   отдельные   незначительные   ошибки;   в   практической,   самостоятельной деятельности возможна небольшая помощь преподавателя; «3»  ­   изложение   полученных   знаний   неполное,   однако   это   не   препятствует   освоению последующего программного материала; допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые   с   помощью   преподавателя;   имеются   затруднения   при   выделении существенных   признаков   изученного   и   формулировке   выводов.   Недостаточная самостоятельность в практической деятельности и выполнении заданий воспроизводящего характера; «2»  ­   изложение   учебного   материала   неполное,   бессистемное;   имеются   существенные ошибки,  которые  учащийся  не в  состоянии  исправить  даже  с  помощью преподавателя; неумение   производить   простейшие   операции   синтеза   и   анализа,   делать   обобщения   и выводы; «1» ­ полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"

Методическое пособие по э"Экологическим основам природопользования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2019