В данном пособии представлен методический материал по математике для подготовки к урокам, в помощь учителю начальных классов.
Пособие окажет методическую помощь учителю в контроле, проверке усвоения материала учащимся, развитию ключевых компетенций.
Представленный в сборнике материал поможет сделать обычный урок – увлекательным.
Составила: Сальникова Ирина Дмитриевна
учитель начальных классов
Лесной 2017г.
Пояснительная записка
Цель методического пособия – помочь учителю в развитии творческого мышления школьника
и становлении саморазвивающейся, социально активной личности ребенка. Данная цель
реализуется через решение следующих частных задач:
1. Обеспечить учащихся заданиями, развивающими их учебную активность;
2. Способствовать осознанию учащимися взаимосвязи различных содержательных линий
математики;
3. Повышать мотивацию учебной деятельности детей, используя нетрадиционные формы подачи
материала.
В данном методическом пособии учителю предлагаются: математические диктанты, логические
задачи, практические задания к уроку.
Изучение предмета « Математика» способствует решению следующих задач:
формированию основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений,
необходимых для успещного решения учебных, практических задач и продолжения образования;
2развитию образного и логического мышления, пространственного воображения, речи, волевых
и эмоциональнонравственных качеств личности;
воспитанию интереса к математике как к науке, способствующей познанию окружающего
мира, созданию его широкой картины.
В данном пособии представлен методический материал по математике для подготовки к урокам,
в помощь учителю начальных классов.
Пособие окажет методическую помощь учителю в контроле, проверке усвоения материала
учащимся, развитию ключевых компетенций.
Представленный в сборнике материал поможет сделать обычный урок – увлекательным.
Содержание
Математика
I. Математические диктанты:
игра «Поспевай, не зевай»……………………………….5
головоломки 12 класс……………………………………5
33 класс……………………………………7
4 класс……………………………………9
II. Логические задачи 1 2 класс…………………………9
3–4 класс………………………....11
III. Практические задания к уроку:………………………13
Первое полугодие
12 класс……………………………………..13
3 класс………………………………………15
4 класс………………………………………17
Второе полугодие
12 класс………………………………………20
3 класс………………………………………23
4 класс………………………………………25
Список литературы ………………………………………27
Математика
I. Математические диктанты
В форме игры «Поспевай, не зевай».
Учитель читает задание. Дети отвечают хором. Это задание можно использовать для разминки(5
8 мин.) в начале урока. Вопросы могут использовать в зависимости от темы урока.
1. Когда падает снег? (Зимой)
2. Самое большое однозначное число?(9)
3. Сколько дней в недели?(7)
4. Кто первый тянул репку? (Дед)
5. С чего начинается дружба? (С улыбки)
6. Сколько букв в русском алфавите?(33)
7. Шестой день недели? (Суббота)
8. Сколько месяцев в году?(12)
49. Сколько в часу минут?(60)
10. Какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 10?(8)
11. Час суток от вечера до утра? (Ночь)
12. Сколько концов у трёх палок? (6)
Примеры заданий в форме головоломки
1 2 класс
51. Как число 10 можно записать пятью одинаковыми
числами, соединив их знаками действий? (2+2+2+2+2=10)
2. Как записать число 10 четырьмя различными числами,
соединив их знаками действий?(1+2+3+4=10)
3. Как число 5 можно записать тремя одинаковыми числами,
4.
соединив их знаками действий?(5+55=5)
Как число 5 можно записать семью одинаковыми
числами, соединив их знаками действий?(1+1+1+1+1+1
1=5)
5. Сколько одинаковых чисел надо сложить, чтобы
получилось число 20? Запиши все случаи:
1) 1+1+1+1+1….+1(20 единиц)
2) 2+2+2+2+2….+2(10 двоек)
3) 3.4+4+4+4+4
4) 4.5+5+5+5
5) 5.10+10
6.
На столе 6 стаканов. Из них три пустые, а в трёх налита
вода. Сделайте так, чтобы полные и пустые стаканы
чередовались, если в руки можно брать только один
стакан. (Ответ: взять стакан с водой, который стоит
посередине, и перелить из него воду в пустой стакан,
который среди пустых стаканов также находится
посередине)
7.
К одному числу прибавили другое число, получилось
число, равное первому. Сколько прибавили? (0)8. К одному числу прибавили другое число, получилось
число, равное второму числу. К какому числу прибавили
второе число? (0)
9. Из одного числа вычли другое, осталось столько, сколько
вычли. Придумайте такие примеры. (Вычли половину
уменьшаемого, 9648=48
10.От донного числа отняли другое число, записанное двумя
одинаковыми цифрами, и получилось такое же число, какое
отняли. Придумайте такие примеры. (Вычли половину
уменьшаемого, которое записано двумя одинаковыми
цифрами, 8844=44, 6633=33)
3 класс
1. Некоторое трёхзначное число после зачеркивания одной
цифры уменьшилось в 10 раз. Какую цифру и в каком
месте зачеркнули? (Зачеркнули ноль в конце числа)
2. У какого двузначного числа число единиц больше числа
десятков на 8? (Если число десятков равно 1, то число
единиц равно 9, получаем 19.Другог такого числа нет).
3. Цифрами 0,1,2 запишите наибольшее и наименьшее
трёхзначные числа. (210,102)
4. В числе 621 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся
число было наименьшим из возможных. Перестановку
цифр производить нельзя.(6=21)
75. Назовите последнюю цифру произведения пяти чисел
1Х2Х3Х4Х5, не выполняя умножения. (0,т.к. при
умножении 2Х5)
6. Сколькими нулями оканчивается произведение
натуральных чисел от 1 до 10 включительно? (двумя
нулями)
7. На какое число надо разделить разность наибольшего
трёхзначного числа и наибольшего двузначного числа,
чтобы получить однозначное число? (99999):100=9
8. Запишите трёхзначное число, у которого каждая
последующая цифра больше предыдущей в 2 раза. (Н
р:124,248.Тройка первой цифрой быть не может, т.к. в
этом случае третья цифра должна выражаться двузначным
числом, чего быть не может)
9. Запишите трёхзначное число, у которого каждая
последующая цифра больше предыдущей в 3 раза (Нр:
139)
10. Сколько различных трёхзначных чисел можно записать с
помощью цифр 5 и 0; 0,1,2(Нр: 500,505,550,555 и
120,210,201,102и т.д.)
4 класс
1. На сколько наибольшее четырёхзначное число больше
наименьшего четырёхзначного? (99991000=8999
82. На сколько наибольшее пятизначное число больше
наименьшего пятизначного? (99.99910.000=89.999)
3. На сколько наибольшее шестизначное число больше
наименьшего пятизначного? (999.99910.000=989.999)
4. Взяли четырёхзначное число, прибавили к нему 1 и
получили пятизначное. Какое число взяли? (9999)
5. Сколько получится, если сложить: наименьшее
двузначное, наименьшее трёхзначное и наименьшее
четырёхзначное? (10+100+1000=1110)
6. В числе 62.317 зачеркните одну цифру, так чтобы
оставшееся число было: а) наименьшим из возможных б)
наибольшим из возможных. Переставлять цифры нельзя.
(а)2317,б)6317)
7. Напишите наибольшее десятизначное число, у которого
все цифры различны. (9.876.543.210)
8. Сколько потребуется цифр для нумерации 18 листов
тетради, начиная с первой? (9+2х9=27)
II. Логические задачи
12 класс
Квадрат разделён на 9 клеток. В двух из них расставлены
числа 1 и 2. Расположи в каждой из остальных клеток
квадрата числа 1,2 и 3так, чтобы при сложении чисел по
столбикам и по строчкам получалось число 6.
2
9
1
3
2
12
3
Переставьте числа 1,3,5,7,9 так, чтобы сумма трёх чисел,
расположенных по прямым, составляло число 15. Какое
1 3
2 1
может быть наименьшее число перестановок?
3
1
9
5
7
3
1
5
9
7
Расставь числа 1,2,3,4,5,6 в кружках так, чтобы сумма
чисел вдоль каждой прямой равнялась 12
4
2
3
6
1
5
Как расставить 5 кубиков в 2 ряда так, чтобы в каждом
ряду было по 3 кубика?
10Убери 5 палочек так, чтобы осталось 3 квадрата
Положите 5 одинаковых палочек так, чтобы получилось 2
треугольника и 1 четырёхугольник
3 4 класс
Переложи 2 палочки так, чтобы получилась ёлочка.
Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 4 равных
треугольника
11Доктор Айболит всегда помогает лесным жителям. В
этот раз заболел слонёнок. Доктор подсчитал, что для его
лечения потребуется 6л. Микстуры. Как, имея две пустые
посудины 9л. и 4л., отлить из баночки 6л. микстуры?
(Решение 9х24х3=6)
Три мальчика решили сообща купить мяч, но у одного из
них не было с собой денег, поэтому один из его
товарищей уплатил 12 тг., а второй 18 тг. В тот же вечер
он отдал им 10 тг. Как надо разделить эти деньги?
(Решение: 1)12+18=30 тг. стоит мяч 2)30:3=10 руб.
должен внести каждый; 3)1210=2руб получит первый
мальчик; 4)1810=8 руб. – получит второй мальчик.)
III. Практические работы
1 2 класс
12Первое полугодие
Карточка №1
1. Закрась 5 домиков красным цветом и 2 синим. Запиши
полученный пример.
2. Добавь знаки +,
3 4=7
6 4=2
5 4=1 10 6=4
4 4=8
8 2=10
Карточка№2
1 Составь примеры с помощью рисунков
а)
б)
2 Продолжи ряд
1,2,3,4,5………..10
1310, 11, 12, 13…………..20
Карточка №3
1 Поставь числа по порядку
1,3,5,7,4,8,9,10,2,6
2 Запиши пропущенные числа
1,2,3,4,…,6,…,8,….,10,…,12,…..,14,15,…17
3. Вставь знаки +,
6*2*3=1
8*1*4=5
2*3*1=4
7*2*4=5
2*3*1=6
9*2*3=4
Карточка №4
1. Реши задачу:
Длина тела землеройки 6см., а длина её хвоста 4см.
Какой длины вся землеройка?
2.
Сравни и поставь знак > ,<,=
7+2…..7+3
91……9
3.
Спиши примеры и реши их
18+1
1410
10+6
191
Карточка №5
3+7
12+2
141. Начерти один отрезок длиной 8 см., а другой на 4 см
2.
длиннее первого.
В парнике выросло 3 арбуза, а дынь на 6 больше.
Сколько дынь выросло в парнике?
Выполните действия
3.
136
7+8
6027
425
36+43
18+9
4337
8625
75+7
3 класс
Карточка№1
1.
2.
Кучевые облака образуются на высоте 10км., а
перистые на 2 км. выше. На какой высоте образуются
перистые облака?
Реши уравнение:
24:а=8
3.
Длина отрезка АД равна 3см. Начерти отрезок ВС,
который на 4см. длиннее отрезка АД.
Карточка№2
Напиши самое маленькое однозначное число
1.
2. Реши примеры:
40+8
788
2715
3. Сравни:
586
50+24
10046
15
73+2
36+12
12+82х7……3х5
3х8…….4х7
27:3…..12:6
32:8…..21:7
Карточка№3
1.
Начерти два отрезка: длина первого 9см., а длина
второго отрезка в 3 раза короче.
В парке ребята посадили 6 рядов елочек. В каждом
2.
ряду было по 7 елочек. Сколько всего елочек
посадили ребята?
3. Реши.
7х8
21:3
3х6
42:6
Карточка №4
1.
Вырази:
9х9
6х7
24:3
36:6
5дм=….см. 2дм.9см=……см.
6дм.3см.=…см 4дм.2см.=……см.
2.
. Расположи числа так, чтобы каждое последующее
число было меньше предыдущего в 2 раза:
32,4,8,2,64,16
3.
Запиши все двузначные числа, которые делятся на 6,
но не делятся на 9.
Карточка №5
161.
2.
3.
Частное каких двух чисел равно 6? Запиши два
примера.
Аист весит 4кг., а альбатрос – в 2раза больше.
Сколько килограммов весят эти птицы вместе?
Начерти прямоугольник, длина которого 5см., а
ширина 2см.Найти периметр прямоугольника.
4 класс
Карточка №1
1.
До обеда в магазине продали 6 ящиков помидоров, по
8кг. в каждом, а после обеда 4 таких же ящика.
2.
Сколько килограммов помидоров продали за весь день?
Сравни:
10т005кг…….10т500кг
907мм……9м.
26000м………260км.
508мм……5м.
3. Прямоугольник АВСД имеет длину 4см, а ширину 2см.
Вычисли его площадь.
Карточка№2
1.
Реши уравнение:
Х∙10900=600
2. Длина прямоугольника 9см., ширина на 3см.
меньше. Найди периметр этого прямоугольника.
173.
Расстояние 360км товарный поезд прошёл за 9ч, а
пассажирский – за 6ч. На сколько километров в час
скорость пассажирского поезда больше скорости
товарного?
Карточка №3
1.
Найди неизвестное число:
в:10=21080
2.
Напиши наименьшее семизначное число и наибольшее
восьмизначное число.
3. Выполни действия:
1.245:5
7т060кг:5
3007∙4
5800∙9
Карточка №4
1. Реши уравнение:
Х:10+760=1.360
2. Какие углы в четырёхугольнике являются тупыми и
какие острыми?
1
2
3
4
183. Школьники вырастили 756кг свеклы. 1/6 этой свеклы
они разложили в ящики по 9кг в каждый ящик. Сколько
для этого потребовалось ящиков?
4. Запиши число 8.060.060, рядом число,
предшествующее ему при счёте.
Карточка №5
1. Начерти прямоугольник со сторонами 1см и 3см.
Вычисли сумму длин всех его сторон.
2. Вычисли:
25.098+7.408
1.703∙8
46.01848.096:8
3. Поставь знак <,>,=
4т200кг….4т2ц
30км500км500м……35000м
6м3дм…….6м30см
10м15см……10м
4. Какой из углов треугольника является тупым?
1
2
193
Второе полугодие
12 класс
Карточка №1
1.
Найди отрезок:
3
1
2
4
2.
У Пети 7 тг. За 3 тг. он купил ручку. Сколько денег у
него осталось? Выбери правильный ответ.
73=4(тг) 7+3=10(тг)
73=5(тг)
Решите уравнение:
3.
54х=41
40+х=67
20Карточка№2
1.
Начертите один отрезок длиной 1дм, а другой на 5см
короче.
Выполни действия:
2.
136 43+37 425
7+8 8625 36+43
6027 75+7 18+9
3. Реши задачу.
Осенью у школы посадили 13 деревьев, а весной посадили ещё
19 деревьев. Сколько всего деревьев посадили у школы?
Карточка №3
1.
Сравните и поставьте знак >,<,=
206……209
12+4….12+6
2.
Решите уравнение:
Х10=20
3.
У прямоугольника каждая сторона равна 2см.
Найти периметр прямоугольника.
4. Девочка за один день прочитала 12 страниц, а за
другой день на 3 страницы меньше. Сколько страниц
прочитала девочка во второй день?
Карточка №4
211. Вырази:
8дм=….см 10дм=……м
5м.=……дм
Школьный каток расчищали 15 ребят. Мальчиков
6дм=...….см
2.
было 9. Сколько девочек расчищали каток?
3. Начерти отрезок длиной 1дм.
4. Реши задачу по схеме:
?
5. Реши.
7240
77+13
189 7+8
63+22 93
5926 13+4 7+7
Карточка №5
1.
Расположи разности в порядке возрастания их
значения:
222.
3.
4223 6432
Начерти два отрезка: один длиной 12см, а другой
4632
6423
на 3см короче.
Заполни пропуски:
…..8=60
92….=2
….+50=80
24+…=30
4.
Сравни:
5640……5632
29+13……14+29
3 класс
Карточка №1
1. Запиши данные числа в порядке возрастания:
25,57,14,6,39,98,50
2. Вставьте в клеточки пропущенные числа:
50+ =70 10021=
87=80
1+39=
8036=
6430=
60=30
49+9=
301=
56+=78
56+7=
429=
3. Решите выражения:
(34+12)7∙2 56+243∙5 8923+4∙5
4. Решите задачу:
23В магазин привезли 3 коробки мармелада по 6 кг. в каждой
коробке и 6 коробок шоколада по 8 кг. в каждой. Сколько всего
мармелада и шоколада привезли в магазин?
5. Начертите прямоугольник со сторонами 6см. и 3см.
Найдите периметр и площадь
Карточка№2
1.
Вставьте знак сравнения
4∙2…5∙2 3∙2….6:3
96…6:2
9:3…115 4∙3…..3∙5 5+4…8∙2
14:2…158 1∙5….1∙6 0∙3…0 ∙ 7.
2.
Используя свойство умножения, найди значение второго
выражения.
3∙4
6∙3
4∙3 3∙6
7∙4
4∙6 0∙3 5∙3 9∙4
4∙7 6∙4 3∙0 3∙5 4∙9
8∙3
3∙8
3.
Вставьте пропущенные числа, чтобы получились верные
равенства.
42+9=42++1 48+=48+6+3 857=855
27+8=27++ 89+=89+1+7 54+9=54++3
768=762 93=9335 38+=38+5+4
4.
Начертите два отрезка, длинна первого 5см., а длина
второго в 4 раз больше, чем первый. Найдите длину
второго отрезка?
24Карточка №3
1.
Составьте и запишите два примера, в которых делитель
меньше делимого в 4 раза
Сравни:
2.
6м2дм…7м
3м3дм…33дм
3.
Запиши примером и реши:
Частное чисел42 и 7 увеличить на 36
4.
Реши уравнение:
Х:4=9 х∙3=15
Карточка №4
1.
Выполни действия:
72:9
8х7
8037 42:6
58+19 9538
2.
Школьники посадили 100 деревьев, 65 деревьев они
посадили по краю оврага, а остальные в парке, по 5
деревьев в каждом ряду. Сколько рядов деревьев
посадили школьники в парке?
Начерти квадрат со стороной 2 см и вычисли сумму длин
3.
его сторон.
4класс
Карточка №1
251. Вычисли значения выражения:
20.000282х750:47+989
2. Решите уравнение:
Х:12+109=211
3. Сравни:
1/4т…..200кг 5/6ч……55мин.
Карточка№2
1.
Купили 3кг сосисок по 150р и колбасу. Стоимость
покупки 386р.На сколько рублей купили колбасы?
Начерти полоску длиной 6см. Раздели её на равные 3
части и закрась одну из них.
Измерь стороны прямоугольника и найди его периметр ,
2.
3.
площадь
4.
Вычисли:
5168:(243744х55)+996
Карточка №3
1.
Реши уравнение:
63:х=27:3
2.
Вычисли:
(695259х88):220+1997
56:х=24:3
26270+(44781598):144х105
3.
Расстояние в 240км товарный поезд прошёл за 6ч. С
какой скоростью должен идти пассажирский поезд, чтобы
это расстояние покрыть за 4 часа?
Карточка №4
1.
Начерти отрезок, равный разности длин отрезков 9см и
3см5мм
В бидоне было 12л молока, в него налили ещё 24л. Во
сколько раз больше стало молока в бидоне, чем было?
24кгяблок разложили в 8 пакетов. Сколько таких пакетов
2.
3.
потребуется для 36кг яблок?
Список литературы:
1.Контрольные и проверочные работы по математике: 14
кл./О.В.Узорова, Е.А.Нефедова – М.:АСТ:Астрель, 2008г.
2. Нестандартные задачи по математике:14 классы –М.:ВАКО,
2010г.
273. Познавательный задачник по математике:14кл./О.В.Узорова/
М.:АСТ: Астрель, 2007г.
4. Т.В. Шклярова «Устный счет»; 4класс.М:»Грамотей»2006г.
28