Методическое пособие по математике

  • Работа в классе
  • docx
  • 02.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном пособии представлен методический материал по математике для подготовки к урокам, в помощь учителю начальных классов. Пособие окажет методическую помощь учителю в контроле, проверке усвоения материала учащимся, развитию ключевых компетенций. Представленный в сборнике материал поможет сделать обычный урок – увлекательным.
Иконка файла материала Методическое пособие по математике(для диплома).docx
Составила: Сальникова Ирина Дмитриевна  учитель начальных классов  Лесной 2017г. Пояснительная записка     Цель методического пособия – помочь учителю в развитии творческого мышления школьника  и становлении саморазвивающейся, социально активной личности ребенка. Данная цель  реализуется через решение следующих частных задач: 1. Обеспечить учащихся заданиями, развивающими их учебную активность; 2. Способствовать осознанию учащимися взаимосвязи различных содержательных линий  математики; 3. Повышать мотивацию учебной деятельности детей, используя нетрадиционные формы подачи  материала. В данном методическом пособии учителю   предлагаются: математические диктанты, логические  задачи, практические задания к уроку.  Изучение предмета « Математика» способствует решению следующих задач:     ­формированию основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений,  необходимых для успещного решения учебных, практических задач и продолжения образования; 2­развитию образного и логического мышления, пространственного воображения,  речи, волевых и эмоционально­нравственных качеств личности;     ­воспитанию интереса к математике как к науке, способствующей познанию окружающего  мира, созданию его широкой картины. В данном пособии представлен методический материал по математике для  подготовки к урокам, в помощь  учителю начальных классов.  Пособие окажет методическую помощь учителю в контроле, проверке усвоения материала  учащимся, развитию ключевых компетенций.   Представленный в сборнике материал поможет сделать обычный урок – увлекательным.  Содержание  Математика I. Математические диктанты: ­ игра «Поспевай, не зевай»……………………………….5  ­головоломки 1­2 класс……………………………………5 33 класс……………………………………7                             4 класс……………………………………9 II. Логические задачи   1­ 2 класс…………………………9                                         3–4 класс………………………....11 III. Практические задания к уроку:………………………13 Первое полугодие                       1­2 класс……………………………………..13                        3 класс………………………………………15                        4 класс………………………………………17 Второе полугодие                     1­2 класс………………………………………20                        3 класс………………………………………23                        4 класс………………………………………25 Список литературы  ………………………………………27            Математика I.  Математические диктанты В форме игры «Поспевай, не зевай».  Учитель читает задание. Дети отвечают хором. Это задание можно использовать для разминки(5­ 8 мин.) в начале урока. Вопросы могут  использовать в зависимости от темы урока. 1. Когда падает снег? (Зимой) 2. Самое большое однозначное число?(9) 3. Сколько дней в недели?(7) 4. Кто первый тянул репку? (Дед) 5. С чего начинается дружба? (С улыбки) 6. Сколько букв в русском алфавите?(33) 7. Шестой день недели? (Суббота) 8. Сколько месяцев в году?(12) 49. Сколько в часу минут?(60)  10. Какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 10?(8) 11. Час суток от вечера до утра? (Ночь) 12. Сколько концов у трёх палок? (6) Примеры заданий в форме головоломки                                                   1 ­ 2 класс   51. Как число 10 можно записать пятью одинаковыми  числами, соединив их знаками действий? (2+2+2+2+2=10) 2. Как записать число 10 четырьмя различными числами,  соединив их знаками действий?(1+2+3+4=10) 3. Как число 5 можно записать тремя одинаковыми числами,  4. соединив их знаками действий?(5+5­5=5)  Как число 5 можно записать семью одинаковыми  числами, соединив их знаками действий?(1+1+1+1+1+1­ 1=5) 5. Сколько одинаковых чисел надо сложить, чтобы  получилось число 20? Запиши все случаи: 1) 1+1+1+1+1….+1(20 единиц) 2) 2+2+2+2+2….+2(10 двоек) 3) 3.4+4+4+4+4 4) 4.5+5+5+5 5) 5.10+10 6.  На столе 6 стаканов. Из них три  пустые, а в трёх налита  вода. Сделайте так, чтобы полные и пустые стаканы  чередовались, если в руки можно брать только один  стакан. (Ответ: взять стакан с водой, который стоит  посередине, и перелить из него воду в пустой стакан,  который среди пустых стаканов также находится  посередине)                               7.  К одному  числу прибавили другое число, получилось  число, равное первому. Сколько прибавили? (0)8. К одному числу прибавили другое число, получилось  число, равное второму числу. К какому числу прибавили  второе число? (0) 9. Из одного числа вычли другое, осталось столько, сколько  вычли. Придумайте такие примеры. (Вычли половину  уменьшаемого, 96­48=48 10.От донного числа отняли другое число, записанное двумя    одинаковыми цифрами, и получилось такое же число, какое  отняли. Придумайте такие примеры. (Вычли половину  уменьшаемого, которое записано двумя одинаковыми  цифрами, 88­44=44, 66­33=33) 3  класс 1. Некоторое трёхзначное число после зачеркивания одной  цифры уменьшилось в 10 раз. Какую цифру и в каком  месте зачеркнули? (Зачеркнули ноль в конце числа) 2. У какого двузначного числа число единиц больше числа  десятков на 8? (Если число десятков равно 1, то число  единиц равно 9, получаем 19.Другог такого числа нет). 3. Цифрами 0,1,2 запишите наибольшее и наименьшее  трёхзначные числа. (210,102) 4. В числе 621 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число было наименьшим из возможных. Перестановку  цифр производить нельзя.(6=21) 75. Назовите последнюю цифру произведения пяти чисел  1Х2Х3Х4Х5, не выполняя умножения. (0,т.к. при  умножении 2Х5) 6. Сколькими нулями оканчивается произведение  натуральных чисел от 1 до 10 включительно? (двумя  нулями) 7. На какое число надо разделить разность наибольшего  трёхзначного числа и наибольшего двузначного числа,  чтобы получить однозначное число? (999­99):100=9 8. Запишите трёхзначное число, у которого каждая  последующая цифра больше предыдущей в 2 раза. (Н­ р:124,248.Тройка первой цифрой быть не может, т.к. в  этом случае третья цифра должна выражаться двузначным числом, чего быть не может) 9. Запишите трёхзначное число, у которого каждая  последующая цифра больше предыдущей в 3 раза (Н­р:  139) 10. Сколько различных трёхзначных чисел можно записать с  помощью цифр 5 и 0; 0,1,2(Н­р: 500,505,550,555 и  120,210,201,102и т.д.)                                                      4 класс 1. На сколько наибольшее четырёхзначное число больше  наименьшего четырёхзначного? (9999­1000=8999 82. На сколько наибольшее пятизначное число больше  наименьшего пятизначного? (99.999­10.000=89.999) 3. На сколько наибольшее шестизначное число больше  наименьшего пятизначного? (999.999­10.000=989.999) 4. Взяли четырёхзначное число, прибавили к нему 1 и  получили пятизначное. Какое число взяли? (9999) 5. Сколько получится, если сложить:  наименьшее  двузначное, наименьшее трёхзначное и наименьшее  четырёхзначное? (10+100+1000=1110) 6. В числе 62.317 зачеркните одну цифру, так чтобы  оставшееся число было: а) наименьшим из возможных б)  наибольшим из возможных. Переставлять цифры нельзя.  (а)2317,б)6317) 7. Напишите наибольшее десятизначное число, у которого  все цифры различны. (9.876.543.210) 8. Сколько потребуется цифр для нумерации 18 листов  тетради, начиная с первой? (9+2х9=27)                                        II.  Логические задачи 1­2 класс Квадрат разделён на 9 клеток. В двух из них расставлены  числа 1 и 2. Расположи в каждой из остальных клеток  квадрата числа 1,2 и 3так, чтобы при сложении чисел по  столбикам и по строчкам получалось число 6. 2 9   1 3 2 12 3 Переставьте числа 1,3,5,7,9 так, чтобы сумма трёх чисел,  расположенных по прямым, составляло число 15. Какое    1 3   2  1 может быть наименьшее число перестановок? 3 1 9 5 7 3 1 5 9 7 Расставь  числа 1,2,3,4,5,6 в кружках так, чтобы сумма  чисел вдоль каждой прямой равнялась 12 4 2 3 6 1 5 Как расставить 5 кубиков в 2 ряда так, чтобы в каждом  ряду было по 3 кубика? 10Убери 5 палочек так, чтобы осталось 3 квадрата Положите 5 одинаковых палочек так, чтобы получилось 2 треугольника и 1 четырёхугольник                                                                                  3­ 4 класс Переложи 2 палочки так, чтобы получилась ёлочка.                        Переложи 2 палочки так, чтобы получилось 4 равных  треугольника 11Доктор Айболит всегда помогает лесным жителям. В  этот раз заболел слонёнок. Доктор подсчитал, что для его лечения потребуется 6л. Микстуры. Как, имея две пустые посудины 9л. и 4л., отлить из баночки 6л. микстуры?  (Решение 9х2­4х3=6) Три мальчика решили сообща купить мяч, но у одного из  них не было с собой денег, поэтому один из его  товарищей уплатил 12 тг., а второй­ 18 тг. В тот же вечер  он отдал им 10 тг. Как надо разделить эти  деньги?   (Решение: 1)12+18=30 тг.­ стоит мяч 2)30:3=10 руб.­  должен внести каждый; 3)12­10=2руб ­ получит первый  мальчик; 4)18­10=8 руб. – получит второй мальчик.) III. Практические работы 1­ 2 класс 12Первое полугодие  Карточка №1       1. Закрась 5 домиков красным цветом и 2 синим. Запиши  полученный пример.                        2.  Добавь знаки +,­ 3     4=7 6       4=2 5       4=1                    10      6=4 4       4=8 8     2=10                                                                        Карточка№2 1 Составь примеры с помощью рисунков               а) б) 2 Продолжи ряд            1,2,3,4,5………..10 1310, 11, 12, 13…………..20                              Карточка №3 1 Поставь числа по порядку                 1,3,5,7,4,8,9,10,2,6 2 Запиши пропущенные числа 1,2,3,4,…,6,…,8,….,10,…,12,…..,14,15,…17           3.  Вставь знаки +,­                  6*2*3=1 8*1*4=5 2*3*1=4 7*2*4=5                 2*3*1=6 9*2*3=4                              Карточка №4 1. Реши задачу:                Длина тела землеройки 6см., а длина её хвоста 4см.  Какой длины вся землеройка? 2.  Сравни и поставь знак > ,<,= 7+2…..7+3       9­1……9 3.  Спиши примеры и реши их               18+1 14­10               10+6 19­1                                        Карточка №5  3+7 12+2 141. Начерти один отрезок длиной 8 см., а другой на 4 см  2. длиннее первого.  В парнике выросло 3 арбуза, а дынь на 6 больше.  Сколько дынь выросло в парнике?  Выполните действия 3. 13­6 7+8 60­27            42­5              36+43              18+9 43­37 86­25 75+7 3 класс Карточка№1 1. 2.  Кучевые облака образуются на высоте 10км., а  перистые ­ на 2 км. выше. На какой высоте образуются  перистые облака?  Реши уравнение: 24:а=8 3.  Длина отрезка АД равна 3см. Начерти отрезок ВС,  который на 4см. длиннее отрезка  АД. Карточка№2  Напиши самое маленькое однозначное число 1. 2. Реши  примеры: 40+8 78­8 27­15 3. Сравни: 58­6 50+24 100­46 15 73+2 36+12 12+82х7……3х5                3х8…….4х7                                          27:3…..12:6 32:8…..21:7 Карточка№3 1.  Начерти два отрезка: длина первого 9см., а длина  второго отрезка в 3 раза короче.  В парке ребята посадили 6 рядов елочек. В каждом 2. ряду было по 7 елочек. Сколько всего елочек  посадили ребята? 3. Реши.  7х8 21:3                          3х6 42:6 Карточка №4 1.  Вырази: 9х9 6х7 24:3 36:6              5дм=….см.                2дм.9см=……см.              6дм.3см.=…см         4дм.2см.=……см. 2. . Расположи числа так, чтобы каждое последующее  число было меньше предыдущего в 2 раза:                      32,4,8,2,64,16 3.  Запиши все двузначные числа, которые делятся на 6,  но не делятся на 9.                                                   Карточка №5 161. 2. 3.  Частное каких двух чисел равно 6? Запиши два  примера.  Аист весит 4кг., а альбатрос – в 2раза больше.  Сколько килограммов весят эти птицы вместе?  Начерти прямоугольник, длина которого 5см., а  ширина 2см.Найти периметр прямоугольника. 4 класс Карточка №1 1.  До обеда в магазине продали 6 ящиков помидоров, по  8кг. в каждом, а после обеда 4 таких же ящика.  2. Сколько килограммов помидоров продали за весь день?  Сравни:                      10т005кг…….10т500кг 907мм……9м.                     26000м………260км. 508мм……5м. 3. Прямоугольник АВСД имеет длину 4см, а ширину 2см.  Вычисли его площадь. Карточка№2 1.  Реши уравнение:                Х∙10­900=600 2. Длина прямоугольника 9см., ширина на 3см.  меньше. Найди периметр этого прямоугольника. 173.  Расстояние 360км товарный поезд прошёл за 9ч, а  пассажирский – за 6ч. На сколько километров в час  скорость пассажирского поезда больше скорости  товарного? Карточка №3 1.  Найди неизвестное число:                 в:10=21080 2.  Напиши наименьшее семизначное число и наибольшее  восьмизначное число.             3.  Выполни действия: 1.245:5 7т060кг:5 3007∙4 5800∙9 Карточка №4 1. Реши уравнение:                Х:10+760=1.360              2.  Какие углы в четырёхугольнике являются тупыми и  какие острыми?     1                                       2                 3                                                                         4 183.  Школьники вырастили 756кг свеклы. 1/6 этой свеклы  они разложили в ящики по 9кг в каждый ящик. Сколько  для этого потребовалось ящиков?               4.  Запиши число 8.060.060, рядом число,            предшествующее ему  при счёте.              Карточка №5 1. Начерти прямоугольник со сторонами 1см и 3см.  Вычисли сумму длин всех его сторон.               2. Вычисли:             25.098+7.408               1.703∙8 46.018­48.096:8 3.  Поставь  знак <,>,= 4т200кг….4т2ц           30км500км500м……35000м            6м3дм…….6м30см            10м15см……10м           4. Какой из углов треугольника является тупым?                                                                                                 1                                 2 193                                                                                                                             Второе полугодие 1­2 класс Карточка №1 1. Найди  отрезок:                                                                              3 1 2                                                       4 2.  У Пети 7 тг. За 3 тг. он купил ручку. Сколько денег у  него осталось? Выбери правильный  ответ.                         7­3=4(тг) 7+3=10(тг) 7­3=5(тг)  Решите уравнение: 3.                54­х=41                40+х=67 20Карточка№2 1.  Начертите один отрезок длиной 1дм, а другой на 5см  короче.  Выполни действия: 2.               13­6         43+37        42­5               7+8           86­25        36+43               60­27        75+7         18+9 3. Реши задачу.                 Осенью  у школы посадили 13 деревьев, а весной посадили ещё  19 деревьев. Сколько всего деревьев посадили у школы?                                             Карточка №3 1.  Сравните и поставьте знак >,<,= 20­6……20­9 12+4….12+6 2.  Решите уравнение:                                  Х­10=20 3.  У прямоугольника каждая сторона равна 2см.  Найти периметр прямоугольника. 4. Девочка за один день прочитала 12 страниц, а за  другой день на 3 страницы   меньше. Сколько страниц  прочитала девочка во второй день? Карточка №4 211. Вырази:    8дм=….см                      10дм=……м 5м.=……дм  Школьный каток расчищали 15 ребят. Мальчиков  6дм=...….см 2. было  9. Сколько девочек расчищали каток?   3.   Начерти отрезок длиной 1дм.                4.   Реши задачу по схеме:                                                                                                                                                ? 5. Реши.    72­40                       77+13 18­9           7+8  63+22        9­3   59­26         13+4          7+7 Карточка №5 1.  Расположи разности в порядке возрастания их  значения: 222. 3. 42­23         64­32  Начерти два отрезка: один длиной 12см, а другой  46­32 64­23 на 3см короче.  Заполни пропуски: …..­8=60 92­….=2 ….+50=80 24+…=30 4.  Сравни: 56­40……56­32 29+13……14+29 3 класс Карточка №1 1. Запиши данные числа в порядке возрастания:  25,57,14,6,39,98,50 2. Вставьте в клеточки пропущенные числа: 50+    =70             100­21=  87­=80 1+39= 80­36=                   64­30=                   60­=30 49+9=  30­1=  56+=78 56+7= 42­9= 3. Решите выражения: (34+12)­7∙2         56+24­3∙5          89­23+4∙5 4. Решите задачу: 23В магазин привезли 3 коробки мармелада по 6 кг. в каждой  коробке и 6 коробок  шоколада по 8 кг. в каждой. Сколько всего  мармелада и шоколада привезли в магазин? 5. Начертите прямоугольник со сторонами 6см. и 3см.  Найдите периметр и площадь Карточка№2 1.  Вставьте знак сравнения       4∙2…5∙2            3∙2….6:3    9­6…6:2                       9:3…11­5         4∙3…..3∙5        5+4…8∙2                      14:2…15­8         1∙5….1∙6         0∙3…0 ∙ 7. 2.  Используя свойство умножения, найди значение второго  выражения. 3∙4 6∙3 4∙3             3∙6     7∙4 4∙6        0∙3          5∙3       9∙4      4∙7            6∙4        3∙0          3∙5      4∙9 8∙3 3∙8 3.  Вставьте пропущенные числа, чтобы получились верные  равенства.     42+9=42++1        48+=48+6+3          85­7=85­­5     27+8=27++       89+=89+1+7        54+9=54++3      76­8=76­­2          93­=93­3­5             38+=38+5+4 4.  Начертите два отрезка, длинна первого 5см., а длина   второго в 4 раз больше, чем первый. Найдите длину  второго отрезка? 24Карточка №3 1.  Составьте и запишите два примера, в которых делитель  меньше делимого в 4 раза  Сравни: 2. 6м2дм…7м 3м3дм…33дм 3.  Запиши примером и реши: Частное чисел42 и 7 увеличить на 36 4.  Реши уравнение: Х:4=9            х∙3=15                                                                   Карточка №4 1.  Выполни действия: 72:9 8х7 80­37             42:6 58+19           95­38 2.  Школьники посадили 100 деревьев, 65 деревьев они  посадили по краю оврага, а остальные в парке, по 5  деревьев в каждом ряду. Сколько рядов деревьев  посадили школьники в парке?  Начерти квадрат со  стороной 2 см и вычисли сумму длин 3. его сторон. 4класс Карточка №1 251.  Вычисли значения выражения: 20.000­282х750:47+989 2.  Решите уравнение: Х:12+109=211 3.  Сравни: 1/4т…..200кг                                   5/6ч……55мин. Карточка№2 1.  Купили 3кг сосисок по 150р и колбасу. Стоимость  покупки 386р.На сколько рублей купили колбасы?  Начерти полоску длиной 6см. Раздели её на равные 3  части и закрась одну из них.  Измерь стороны прямоугольника и найди его периметр ,  2. 3. площадь 4.  Вычисли: 5168:(2437­44х55)+996 Карточка №3 1.  Реши уравнение:          63:х=27:3 2.  Вычисли:       (6952­59х88):220+1997 56:х=24:3 26270+(4478­1598):144х105   3.  Расстояние в 240км товарный поезд прошёл  за 6ч. С  какой скоростью должен идти пассажирский поезд, чтобы  это расстояние покрыть за 4 часа?         Карточка №4 1.  Начерти отрезок, равный разности длин отрезков 9см и  3см5мм  В бидоне было 12л молока, в него налили ещё 24л. Во  сколько раз больше стало молока в бидоне, чем было?  24кгяблок разложили в 8 пакетов. Сколько таких пакетов 2. 3. потребуется для 36кг яблок?                                            Список литературы: 1.Контрольные и проверочные работы по математике: 1­4  кл./О.В.Узорова, Е.А.Нефедова – М.:АСТ:Астрель, 2008г. 2. Нестандартные задачи по математике:1­4 классы –М.:ВАКО,  2010г. 273. Познавательный задачник по математике:1­4кл./О.В.Узорова/­ М.:АСТ: Астрель, 2007г. 4. Т.В. Шклярова «Устный счет»; 4класс.М:»Грамотей»2006г. 28