2160060o4.fm Page 3 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ «ИСКУССТВО.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. 10—11 КЛАССЫ» АВТОРА Г. И. ДАНИЛОВОЙ
Предлагаемое методическое пособие адресовано учителям, работающим по линии учебников Г. И. Даниловой «Искусство» для средней школы (10—11 классы) и рассчитано на базовый уровень. Оно позволит учителю-предметнику не только грамотно составить рабочую программу, но и организовать деятельность учащихся на уроке, контролировать ее результаты, использовать различные средства обучения, в том числе электронное приложение к учебнику и интернет-ресурсы.
Методическое пособие написано с учетом требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (раздел «Искусство»). Оно определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Методическое пособие включает:
• пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учетом специфики учебного предмета, дается общая характеристика курса, описывается его место в учебном плане, определяются ценностные ориентиры, указываются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения его содержания;
• содержание курса по классам с указанием тем и количества часов, отводимых на их изучение;
• примерное тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; перечень пособий, составляющих информационно-образовательную среду линии.
В качестве приложения даны темы проектов, рекомендации по работе с электронными приложениями к учебникам и формированию ИКТ-компетентности учеников, интернетресурсы.
Использование данного методического пособия позволит учителям, работающим по учебникам издательства «Дрофа», реализовать требования, предъявляемые Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) среднего (полного) общего образования к результатам и условиям освоения предмета, а администрации образовательной организации — требования к основной образовательной программе в ее содержательном разделе.
2160060o4.fm Page 4 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Происходящая в настоящий момент реформа общего образования Российской Федерации связана с введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС). ФГОС основного общего образования был утвержден в 2010 г. ФГОС — это рамочный нормативный документ, который определяет три вида требований к основной образовательной программе образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию: требования к структуре программы; требования к результатам освоения программы — личностным, метапредметным и предметным; требования к условиям реализации программы. Каждая образовательная организация, имеющая государственную аккредитацию, разрабатывает основную образовательную программу самостоятельно. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают вариативность содержания основных образовательных программ, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Таким образом, при разработке основной образовательной программы учитываются тип и вид образовательной организации, образовательные потребности и запросы участников образовательного процесса.
Основная образовательная программа образовательной организации складывается из программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Учитель-предметник принимает участие прежде всего в формировании содержательного раздела основной образовательной программы, так как именно в этот раздел входят рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, ориентированных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, описанных в целевом разделе основной образовательной программы.
2160060o4.fm Page 5 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Приобщение учащихся к шедеврам мирового искусства — это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственность всех предметов гуманитарно-художественного направления. Интегративный характер курса «Искусство», выраженный в ключевом и универсальном понятии художественного образа, определяет его особое место и уникальность в общей системе гуманитарно-художественного образования.
10—11 классы средней (полной) школы рассматриваются как важнейший завершающий этап образования и воспитания школьников, который систематизирует знания, полученные ранее на уроках по искусству, музыке, изобразительному искусству, литературе и истории. Предмет «Искусство» способствует саморазвитию и личностному самоопределению учащихся старших классов, формирует их целенаправленную познавательную деятельность, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок.
Курс «Искусство» в старшей школе формирует целостное представление об искусстве, о мировой художественной культуре, логике ее исторического развития, месте в жизни общества и каждого человека. Он ориентирован на удовлетворение потребности старших школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом аспекте. Курс «Искусство» призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности учащегося, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Изучение курса «Искусство» в 10—11 классах основывается на единых подходах, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение искусства на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы обеспечивают преемственность на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции как важнейший системообразующий принцип дидактики во многом определяет организацию
2160060o4.fm Page 6 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
и содержание современного гуманитарного образования. Интегративные подходы в изучении курса позволяют взглянуть на изучаемую проблему с точки зрения разных предметных областей, использовать их инструментарий, понятийный аппарат, общие закономерности. Они учат школьника сопоставлять, сравнивать факты и явления, обобщать свои наблюдения и полученные знания, предоставляют возможность для развития альтернативного и вариативного мышления.
Осуществление интегративных подходов в конструировании содержания гуманитарного образования возможно посредством использования межпредметных и внутрипредметных связей, развития проектно-исследовательской, творческой деятельности ученика.
Принцип вариативности. Изучение искусства — процесс исключительно избирательный. Он дает возможность реализовывать различные методические подходы с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. С этой целью в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения.
Вместе с тем любой выбор и методическое решение, принятые учителем, должны соотноситься с образовательным эффектом, не разрушая логики и общей образовательной концепции программы.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс изучения шедевров мирового искусства — глубоко индивидуальный, позволяющий на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в средней (полной) школе — залог успешного развития творческих способностей школьников. Вместе с тем это процесс социально детерминированный, определяемый духовно-нравственными основами общества. Таким образом, говоря об индивидуальном художественном вкусе, следует иметь в виду сформированность нравственных основ личности.
Освоение предмета имеет активный деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
2160060o4.fm Page 7 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Изучение искусства в старшей школе рассматривается как логическое продолжение пропедевтического этапа художественно-эстетического развития и воспитания личности учащегося в основной школе. Оно является важным и неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающим единство и целостность восприятия курса.
Напомним, что приобщение школьников к миру искусства представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры (5—7 классы) к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства (8—9 классы), а затем к формированию мировоззрения, постижению целостной художественной картины мира (10—11 классы).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) курс «Искусство» в 10— 11 классах рассматривается в разделе «Учебные предметы, курсы по выбору обучающихся», которые предлагаются образовательной организацией.
На изучение курса «Искусство» в 10—11 классах программой отводится 68 учебных часов (по 34 часа в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство» определяют решение образовательных и воспитательных задач.
Образовательные цели и задачи:
— формирование целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира;
— изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, знакомство с характерными особенностями мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
— формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
— осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отра-
2160060o4.fm Page 8 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
жение вечных поисков эстетического идеала в произведениях мирового искусства;
— знакомство с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
— развитие художественного вкуса, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей. Воспитательные цели и задачи:
— помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находя в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
— способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы; развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
— подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному активному диалогу с произведением искусства;
— развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
— создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и в краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе наблюдения (восприятия) произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.
К приоритетным направлениям творческой работы следует также отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся.
Защита творческих проектов, создание презентаций, участие в научно-практических конференциях, диспутах и дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, организации личного досуга, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии, успешной адаптации в современном мире.
2160060o4.fm Page 9 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
К наиболее приоритетным формам организации деятельности старшеклассников следует отнести индивидуальный проект (учебное исследование или учебный проект). Он может быть выполнен по выбранной теме в рамках одного или нескольких учебных предметов (курсов) в любой области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.). Учебный проект (исследование) выполняется самостоятельно под руководством учителя.
В соответствии с требованиями ФГОС результаты его выполнения должны отражать:
— сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности;
— способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, критическому мышлению;
— сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач — с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
— способность постановки цели и формулирования гипотезы, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
В условиях работы по новым образовательным стандартам среднего (полного) общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. В этой связи при подготовке уроков искусства в 10—11 классах наряду с содержательными следует четко формулировать требования к результатам образования и воспитания учащихся средствами
2160060o4.fm Page 10 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
произведений мирового искусства. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты изучения искусства в старшей школе подразумевают:
— формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
— развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
— накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;
— формирование творческого отношения к проблемам;
— развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
— гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
— подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения искусства в старшей школе отражают:
— формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
— выявление причинно-следственных связей;
— поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
— развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
— формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
— применение методов познания через художественный образ;
— использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
— определение целей и задач учебной деятельности;
— выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике; — самостоятельную оценку достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения искусства в старшей школе включают:
— наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
— восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
2160060o4.fm Page 11 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
— представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
— представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, заключенных в произведениях искусства;
— усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
— различение изученных видов и жанров искусства, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
— классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
— осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
— уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
— формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
— развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
— умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
— реализацию собственного творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в творчестве.
Критерии оценки. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.
2160060o4.fm Page 12 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
СОДЕРЖАНИЕ, РЕАЛИЗУЕМОЕ
«ИСКУССТВО. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.
Причины возникновения художественного творчества. Периодизация основных этапов развития первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека.
Первые художники Земли. Эволюция пещерной живописи в эпоху палеолита, мезолита, неолита и энеолита. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Наиболее популярные сюжеты и особенности их изображения. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства.
Древнейшие сооружения человечества. Зарождение архитектуры и ее связь с религиозными верованиями и мифологическими представлениями человека. Мегалиты: дольмены, менгиры и кромлехи.
Музыка, танец и пантомима. Причины возникновения музыкального творчества. Предпосылки возникновения танца. Пантомима, охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски.
Возникновение письменности*. От пиктографического письма к клинописи шумеров. Библиотека царя Ашшурбанипала. «Эпос о Гильгамеше».
Архитектура Месопотамии. Зиккураты как символическое воплощение устройства мира. Сводчато-арочные конструкции. Висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес света. Архитектурные сооружения Вавилона.
Изобразительное искусство*. Рельефы и мозаики, их основная тематика и назначение. Искусство мелкой пластики. Искусство ассирийских рельефов, их характерные особенности.
2160060o4.fm Page 13 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Музыкальное искусство*. Назначение музыки и популярные музыкальные инструменты. Развитие музыкальной теории.
Пирамиды — «жилища вечности» фараонов. Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Назначение пирамид. Отражение в пирамиде представлений человека об устройстве Вселенной, веры в загробную жизнь и божественную силу фараона.
Храмы и гробницы. Архитектурные комплексы эпохи Среднего и Нового царств в Карнаке и Луксоре. Скальный храм царицы Хатшепсут в Долине царей. Архитектурные сооружения Позднего царства.
Скульптурные памятники. Ритуальное назначение скульптуры, ее строгая подчиненность канону. Обряд мумификации. Особенности изображения богов, фараонов и людей. Деревянная скульптура. Кубическая и круглая скульптура.
Рельефы и фрески*. Назначение рельефных и фресковых композиций. Характерные особенности композиций и наиболее популярные сюжеты. Росписи регистров.
Сокровища гробницы Тутанхамона*. Художественные достижения амарнского периода. Раскопки в Тель-эльАмарне. Открытие археолога Г. Картера.
Музыка, театр и поэзия*. Мистерии в честь наиболее почитаемых богов. Роль музыки в жизни общества. Музыкальная жизнь Древнего Египта в произведениях изобразительного искусства и литературы. Популярные музыкальные инструменты.
Искусство классического периода*. Важнейшие культурные достижения цивилизации ольмеков (ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративноприкладного искусства). Архитектура Теотиуакана.
Искусство ацтеков. Архитектура Теночтитлана (Мехико): дворцы ацтекских правителей и храм верховного бога войны. Монументальная скульптура и ее условный характер, искусство создания погребальных масок. Мелкая пластика. Ювелирное искусство.
Искусство майя. Достижения архитектуры (многообразие форм, их символический смысл). Характерные черты изобразительного искусства.
2160060o4.fm Page 14 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Искусство инков*. Архитектурные сооружения инков (техника возведения храмов, декоративное убранство). Скульптура и керамика инков.
Шедевры архитектуры. Кносский дворец — выдающийся памятник мирового зодчества. Львиные ворота в Микенах — центральный вход в крепость.
Фрески Кносского дворца. Излюбленные сюжеты, красочность палитры, динамика композиций, тонкий художественный вкус.
Вазопись стиля Камарес. Техническое совершенство, необычность и разнообразие форм, оригинальность орнамента и живописного рисунка в произведениях керамики.
Архитектура архаики: греческая ордерная система*.
«Прочность, польза, красота» — формула римского зодчего Витрувия. Создание греческой ордерной системы и ее воплощение в культовых сооружениях. Дорический, ионический и коринфский ордеры.
Архитектура классики: Афинский Акрополь. Акрополь — общественный и культурный центр Афинского государства: особенности композиции, архитектурных форм, декоративного убранства. Театр Диониса на южном склоне Акрополя.
Архитектура эллинизма: Пергамский алтарь. Особенности развития архитектуры в эпоху эллинизма. Слияние восточных и античных традиций. Назначение и особенность композиции Большого алтаря Зевса в Пергаме.
Скульптура и вазопись архаики. Куросы и коры — наиболее ранние из дошедших до нашего времени скульптур. Шедевры и мастера вазописи. Геометрический орнамент. Основные стилевые отличия произведений мелкой пластики и живописи. Чернофигурная вазопись.
Изобразительное искусство классического периода.
Краснофигурная вазопись. Расцвет искусства скульптуры. Мастерство в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Идеал физической силы и духовной красоты в творчестве великих мастеров скульптуры. «Канон» Поликлета.
Скульптурные шедевры эллинизма. Новизна тем, трагическая и экспрессивная трактовка классических сюжетов и образов. Обостренный интерес к внутреннему миру человека.
2160060o4.fm Page 15 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Архитектура периода Римской республики. Складывание основных типов архитектурных сооружений. Римский Форум. Стремление римской архитектуры к удовлетворению практических нужд человека. Инженерные сооружения.
Шедевры архитектуры эпохи Римской империи. Тосканский ордер. Выдающиеся сооружения периода расцвета империи. Архитектурный облик Колизея и Пантеона. Отличительные черты — монументальность, распространение сводчатых конструкций, облицовка стен кирпичом и мрамором, использование бетона. Триумфальные арки. Термы.
Римский скульптурный портрет. История создания, эволюция и значение римского скульптурного портрета. Мастерство в передаче портретного сходства, внутреннего мира человека. Интерес к личности государственной и общественной.
Фресковые и мозаичные композиции. Богатство сюжетов и разнообразие художественных приемов. Особенности живописных произведений.
Трагики и комедиографы греческого театра*. Характерные особенности творчества Эсхила. Нововведения в трагедиях Софокла. Введение в употребление цветных декораций. Творческое наследие Еврипида. Комедийные произведения Аристофана.
Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Грандиозность театральных и цирковых представлений. Искусство актеров пантомимы.
Музыкальное искусство Античности*. Особое значение музыки в жизни древнегреческого общества. Странствующие певцы — сказители эпических преданий. Популярные музыкальные инструменты. Музыкальная культура Древнего Рима и ее связь с греческой и восточной музыкой. Римская музыка и поэзия.
Достижения архитектуры. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты внешнего и внутреннего облика. Понятие о крестово-купольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе — «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной.
2160060o4.fm Page 16 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Мерцающий свет мозаик*. Основные темы и сюжеты, их символический смысл. Золотой фон византийских мозаик. Мозаики Равенны.
Искусство иконописи*. Происхождение икон. Характерные особенности икон. Понятие канона. Шедевры византийской иконописи.
Музыкальное искусство*. Церковная музыка. Основные виды церковного пения. Музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты. Нотное письмо. Светская музыка, ее назначение.
Романский стиль архитектуры. Характерные особенности архитектурных сооружений романского стиля. Типы архитектурных построек: базилики, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома. Шедевры романской архитектуры.
Архитектура готики. Основные периоды в развитии готической архитектуры. Готические соборы — центры общественной и духовной жизни средневекового города. Особенности архитектурных решений. Характерные черты немецкой готики («зондерготик»). Шедевры готики.
Скульптура романского стиля. Условный характер изобразительного искусства и его зависимость от церковных канонов. Рельефы романских церквей. Основные сюжеты и образы. Изображения диковинных, полуфантастических существ. Шедевры скульптуры романского стиля.
Скульптура готики. Теснейшая связь скульптуры с архитектурой. Преобладание религиозной тематики. Характерные особенности скульптуры готики. Развитие искусства скульптурного портрета. Шедевры готической пластики.
Искусство витража. Техника витражной живописи, ее основное назначение. Излюбленные орнаменты витражных окон. Шедевры искусства витража.
Литургическая драма. Возникновение жанра и его особая популярность в обществе. Основные сюжеты и их иносказательный смысл. Общие черты и особенности театрального действа.
Средневековый фарс. Остроумное комедийное начало и поучительный смысл театрального жанра. Средневековый фарс в произведениях живописи и литературы.
Достижения музыкальной культуры. Высокая духовность и аскетический характер средневековой музыки.
2160060o4.fm Page 17 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Понятие о григорианском хорале. Определение основных частей католической мессы. Появление и развитие многоголосия. Вокальная лирика трубадуров, труверов и миннезингеров.
Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров. Разнообразие жанров песенного творчества и их главная тематика. Шедевры музыкально-песенного творчества.
Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством и важнейшими историческими событиями. Творческое переосмысление художественных традиций многовековой языческой культуры, Византии и Западной Европы.
Архитектура Киевской Руси. Характерные черты архитектуры. Основные акценты градостроительной композиции. Шедевры зодчества. Зодчество Великого Новгорода: особенности и шедевры.
Изобразительное искусство*. Мозаики и фрески Софии
Киевской. Следование византийскому канону, выработка собственного стиля. Главные темы мозаик и фресковых росписей. Искусство иконописи XI—XII вв.: общий характер изображений. Характерные черты новгородской иконописи.
Искусство Великого Новгорода. Создание самобытного искусства, обусловленного усилением демократических тенденций. Выдающиеся памятники новгородского зодчества, характерные особенности их архитектурного облика. Шедевры фресковой живописи. Формирование и расцвет новгородской школы иконописи. Творчество Феофана Грека.
Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Характерные особенности храмового строительства. Успенский собор во Владимире. Творения владимирских резчиков по камню (на примере Дмитриевского собора). Своеобразие изобразительного искусства Владимиро-Суздальского княжества.
Искусство Московского княжества. Рост и усиление
Москвы в годы правления Ивана Калиты. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской культуры. Расцвет московской школы живописи. Жизненные этапы и творческие вехи иконописца Андрея Рублева (на примере произведений). Творческая манера и художественное своеобразие его шедевров.
2160060o4.fm Page 18 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Искусство периода образования государства. Создание архитектурно-художественного ансамбля Московского Кремля. Новизна архитектурного решения при возведении Успенского собора. Храмы и светские постройки Соборной площади Московского Кремля. Становление общерусского стиля в изобразительном искусстве. Шедевры творчества Дионисия.
Искусство периода утверждения государственности. «Москва — третий Рим» как центр христианского мира и общерусской культуры. Упорядочение городской застройки, поиски новых архитектурных решений. Покровский собор (храм Василия Блаженного) — архитектурная жемчужина Москвы. Создание нового типа каменного шатрового храма (церковь Вознесения в Коломенском). Основные направления в развитии изобразительного искусства (Годуновская и Строгановская школы живописи).
Искусство России на пороге Нового времени. Эпоха перелома в отечественной истории и развитии художественной культуры. Канонизация культового зодчества — соблюдение закона «освященного пятиглавия». Характерные особенности архитектуры XVII в. (на примере шедевров русского зодчества). Мастерство деревянного зодчества. Качественные изменения в изобразительном искусстве (на примере творчества Симона Ушакова).
Возникновение профессионального театра. Народное творчество, праздники и обрядовые действа — истоки русского театра. Возникновение профессионального русского театра. Характер первых придворных постановок. Школьный театр и творчество Симеона Полоцкого.
Музыкальная культура. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры, следование византийскому канону. Колокольные звоны. Пение как составная часть церковного богослужения. Знаменный распев — основа древнерусского певческого искусства. Многораспевность — характерная черта певческого искусства. Светская музыка и наиболее популярные музыкальные инструменты.
Шедевры архитектуры. Ступа — один из древнейших типов культовых сооружений буддизма (на примере ступы
2160060o4.fm Page 19 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
в Санчи). Пещерные храмы для моления (чайтьи) как культовые сооружения (на примере чайтьи в Карли). Храмовое строительство: южный и северный тип индийского храма (на примере шедевров мирового зодчества). Уникальность композиционного решения, богатство и роскошь скульптурного убранства. Проникновение в архитектуру мусульманских традиций.
Изобразительное искусство*. Особенности индийской средневековой скульптуры. Росписи в пещерных храмах Аджанты как синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Миниатюрная живопись Индии и ее художественное своеобразие. Специализация художников-миниатюристов.
Музыка и театр*. Роль и значение музыки в жизни индийского общества. Истоки индийской музыки. Рага — основа индийской музыки, результат обработки народных мелодий. Популярные музыкальные инструменты. «Натьяшастра» — трактат о происхождении театрального и танцевального искусства. Спектакль как единство музыки, пения и танца. Театр катхакали.
Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с природой. Великая Китайская стена, ее назначение. Типичные архитектурные сооружения (на примере шедевров китайского зодчества).
Изобразительное искусство*. Характерные особенности китайской скульптуры и ее связь с буддийской религией (на примере погребального комплекса в провинции Шэньси). Характерные черты китайской живописи и графики. Многообразие жанров и техник китайской живописи (на примере произведений известных художников).
Шедевры архитектуры. Следование китайским традициям в зодчестве, выработка собственного архитектурного стиля (на примере шедевров японского искусства). Иероглифическая каллиграфия.
Садово-парковое искусство. Истоки и разнообразие типов японского сада, каноны создания. Сад камней в монастыре Рёандзи в Киото — символическое воплощение философской идеи строения мира, своеобразная модель Вселенной. Символическое звучание элементов садово-паркового искусства.
Изобразительное искусство*. Цветная гравюра на дереве. Укиё-э («искусство быстротекущего мира») — одно из са-
2160060o4.fm Page 20 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
мых значительных явлений в изобразительном искусстве. Разнообразие тем и сюжетов, мастерство художественного воплощения образов (на примере произведений К. Утамаро, К. Хокусая, А. Хиросигэ). Скульптура нэцке, ее традиционное назначение.
Шедевры архитектуры. Использование в мусульманском зодчестве достижений древних цивилизаций (Месопотамии, Египта, Византии). Типичные архитектурные сооружения исламских стран и их художественное своеобразие (на примере шедевров мирового зодчества).
Особенности изобразительного искусства*. Основные виды изобразительного искусства, их назначение, символический смысл и художественное своеобразие. Арабеска. Каллиграфия. «Трактат о каллиграфии». Куфическое письмо.
Литература и музыка*. Любовная лирика народов Востока и ее мировое значение (на примере творчества отдельных мастеров художественного слова). Своеобразие традиционной музыкальной культуры исламских стран. Рубаи Омара Хайяма.
Джотто — «лучший в мире живописец». Характерные особенности и значение творчества Джотто (на примере лучших произведений). Джотто — архитектор, скульптор, философ и поэт.
Живопись Раннего Возрождения. Экспериментальные поиски в изобразительном искусстве и определение основных задач художника. Построение пространства по законам перспективы на примере произведений Мазаччо. Практическое использование приемов линейной перспективы в творчестве П. Уччелло. Окончательный отход от художественных традиций Средневековья. Искусство портрета и его основные разновидности в творчестве Пьеро делла Франчески.
В мире образов Боттичелли. Судьба художника, значение его творчества. Художественные достоинства произведений на библейские и мифологические сюжеты. Мастерство в создании портретов — изображение духовной жизни человека, его психологическая характеристика.
Скульптурные шедевры Донателло. Творчество Донателло — переход от готической к ренессансной скульптуре. Общий обзор и анализ лучших творений скульптора.
2160060o4.fm Page 21 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Флорентийское чудо Брунеллески. Собор Санта-Мария дель Фьоре — архитектурный символ Флоренции. Оригинальность и новизна конструктивного решения при сооружении купола. Соединение лучших традиций античного зодчества и новых архитектурных замыслов (на примере творений великого зодчего).
Великие архитекторы эпохи Возрождения*. Творения
Л. Б. Альберти: новая трактовка и яркая пластическая выразительность античного наследия (на примере памятников архитектуры). Д. Браманте как основоположник архитектуры Высокого Возрождения, выработка собственного стиля зодчего. Возведение собора Святого Петра — главного католического храма. Архитектурный облик Венеции: парадность и красочность столицы Позднего Возрождения, уникальность природных условий. Основные типы общественных сооружений (на примере шедевров Я. Сансовино и А. Палладио).
Титаны Высокого Возрождения Художественные принципы Высокого Возрождения.
Художественный мир Леонардо да Винчи. Судьба художника и основные этапы его творческой деятельности (на примере шедевров изобразительного искусства). Многогранность таланта Леонардо.
Бунтующий гений Микеланджело. Судьба художника и основные этапы его творческой биографии (на примере выдающихся произведений скульптуры и живописи). Микеланджело — архитектор.
Рафаэль — «первый среди великих». Судьба художника и эволюция его творчества. Рафаэль Санти — певец женской красоты. Фресковая живопись во дворце Ватикана. Портрет в творчестве Рафаэля (на примере выдающихся произведений).
Творчество Беллини и Джорджоне*. Дж. Беллини как основоположник венецианской школы живописи (на примере лучших произведений автора). Художественное мастерство Джорджоне, особенности его творческой манеры в трактовке сюжетов и образов (на примере известных творений живописца). Поэтические пейзажи настроения в творчестве Джорджоне.
Художественный мир Тициана. Судьба художника и основные вехи его творческой биографии. Особенности передачи общей атмосферы эпохи. Богатство тематики и жанровое
2160060o4.fm Page 22 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
разнообразие в творчестве. Мастерство колорита и композиционного решения (на примере шедевров живописи). Архитектурный пейзаж.
Творчество Веронезе и Тинторетто*. Веронезе — певец праздничной Венеции (на примере монументально-декоративных композиций). Особенности трактовки художником мифологической и библейской тематики. Творческая манера Тинторетто. Мастерство в создании монументально-декоративных композиций. Обращение к мифологическим и библейским сюжетам и образам, их художественное своеобразие. Вечное и общечеловеческое в произведениях Тинторетто. Трагический гуманизм Позднего Возрождения. Характерные черты маньеризма и его мастера.
Искусство Северного Возрождения.
Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Дворцы и замки в долине реки Луары (на примере известных памятников архитектуры). Своеобразие архитектуры Нидерландов, Бельгии и Германии — возведение общественных сооружений.
Живопись нидерландских и немецких мастеров. Братья
Хуберт и Ян ван Эйк — основоположники нидерландской школы живописи. Усовершенствование технологии масляной живописи (на примере известных шедевров). Искусство портрета в творчестве нидерландских и немецких живописцев.
В мире фантасмагорий Босха*. Босх — «почетный профессор кошмаров», «мрачный фантаст». Многогранность творческого дарования, оригинальность образного решения современной художнику и исторической проблематики (на примере лучших творений).
Творческие искания Брейгеля*. Интерес художника к жизни простых людей. Сатирическое звучание, аллегоричность и поучительный смысл отдельных шедевров автора. Обращение к сюжетам евангельской истории и использование их символики.
Творчество Дюрера. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии (на примере «Автопортретов»). Искусство портрета в творчестве художника. Античная мифология и Библия — основа сюжетов для произведений гравюры на дереве и металле и мастерство ее создания. Интерес к изображению мира живой природы (этюды).
Музыкальная культура. Гармонический склад музыки Ренессанса. Музыкальные картины жизни в произведениях
2160060o4.fm Page 23 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
искусства эпохи Возрождения. Основные жанры духовной и светской музыки. Нидерландская и фламандская композиторская школа: разработка новых правил полифонического исполнения, классический «строгий стиль». Начало профессионального композиторского творчества. Популярные музыкальные инструменты эпохи Возрождения. Возникновение новых музыкальных жанров. Первые оперные представления.
Итальянская комедия дель арте*. История возникновения и дальнейшее развитие сценических традиций. Синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения. Демократический характер итальянского театра масок. Излюбленные персонажи. Актерская импровизация — основа сценического действа. К. Гольдони и К. Гоцци — реформаторы итальянской комедии дель арте.
Театр Шекспира. Расцвет английского театра в эпоху
Возрождения. Театр Шекспира — синтез античного и средневекового искусства. Выдающийся драматический и актерский талант У. Шекспира. Мир человеческих чувств и сильных страстей в пьесах Шекспира. Театр «Глобус»: условный характер декораций, роль музыки, пения и танцев в организации сценического действа. Требования к исполнительской игре актеров. Значение шекспировского театра.
ОТ XVII ВЕКА ДО СОВРЕМЕННОСТИ (34 ч)
Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Крушение идеалов Возрождения. Человек и новая картина мира. Роль научных открытий в мировосприятии человека. Революционный переворот в сознании человека. Перемены в духовной жизни общества.
Эстетика барокко. Художественный стиль, отразивший новое мировосприятие жизни. Эстетические принципы барокко. Человек в контексте нового стиля. Главные темы искусства барокко и его характерные черты. Продолжение ренессансных традиций в искусстве барокко.
Характерные черты барочной архитектуры. Особенности восприятия произведений барочной архитектуры. Ос-
2160060o4.fm Page 24 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
новные черты архитектуры барокко. Своеобразие и национальный колорит архитектуры западноевропейского барокко. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Италия — родина архитектурного барокко. Создание целостных ансамблей. Черты барокко в архитектуре Рима. «Гений барокко» Л. Бернини, многогранность его творческого дарования. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме — грандиозность замысла и смелость его осуществления.
Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли. Национальное своеобразие стиля барокко в России. Формирование образа дворцового Петербурга и царских загородных резиденций эпохи «елизаветинского» барокко. Характерные черты стиля Ф. Б. Растрелли и созданные им архитектурные шедевры.
Живопись барокко. Творчество Рубенса. Выразительность декоративной монументальной живописи. Главные темы и художественные принципы живописи барокко. Основные этапы творческой биографии Рубенса. Характерные особенности его живописной манеры (на примере известных произведений). Творчество учеников Рубенса.
Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини*. Особенности обработки мрамора и бронзы, использование световых эффектов, искусство имитации, тонкий психологизм и изящество композиции (на примере скульптурных шедевров мастера).
Реалистические тенденции в живописи Голландии Творчество Рембрандта. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики (на примере известных произведений). Стремление передать духовную эволюцию человека, его трагический путь познания жизни. Графическое наследие художника.
Великие мастера голландской живописи*. Тематическое и жанровое многообразие голландской живописи. Специфика портретной живописи (на примере творчества Ф. Халса). Поэтизация естественного течения повседневной жизни в бытовой живописи (П. де Хох). Малые голландцы. Характерные особенности натюрморта (П. Клас, В. Хеда). Пейзажные произведения Я. Рейсдала и Я. Гойена. Вермер Делфтский как основоположник пленэрной живописи. Человек в интерьере в произведениях Вермера.
2160060o4.fm Page 25 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере.
Отражение в музыкальной культуре трагического мироощущения эпохи, внимание к миру чувств и эмоций человека. Мелодичное одноголосие как основной принцип музыки барокко. Опера как ведущий жанр музыки барокко. Создание оперных школ в Италии. «Взволнованный стиль» опер К. Монтеверди (на примере известных произведений). Открытие первого в мире публичного оперного театра (Венеция). Барочный концерт А. Вивальди.
Расцвет свободной полифонии в творчестве Баха.
Творчество Баха — завершающий этап музыкальной культуры барокко. Многогранность и разнообразие творческого наследия Баха. Судьба композитора, основные вехи его творческой биографии (на примере шедевров музыкального творчества).
Русская музыка барокко*. Сочетание западноевропейских и древнерусских музыкальных традиций. Партесные концерты и их художественное своеобразие. Отличительные черты русской музыки барокко. Начало развития русской композиторской школы (на примере творчества отдельных авторов). Стиль барокко в искусстве колокольных звонов.
Эстетика классицизма. Обращение к классическому античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной эстетической программы классицизма. Главное содержание искусства классицизма и его творческий метод. Черты классицизма в различных видах искусства. Формирование стилевой системы классицизма во Франции и ее влияние на развитие художественной культуры западноевропейских стран. Изменения идеологической ориентации классицизма. Понятие о стиле ампир.
Рококо и сентиментализм*. Происхождение термина
«рококо». Истоки художественного стиля и его характерные особенности. Задачи рококо (на примере шедевров декоративно-прикладного искусства). Сентиментализм как одно из художественных течений в рамках классицизма. Эстетика сентиментализма и его основоположник — французский просветитель Ж. Ж. Руссо. Специфика русского сентиментализма в литературе и живописи (на примере творчества В. Л. Боровиковского).
«Сказочный сон» Версаля. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного двор-
2160060o4.fm Page 26 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
цового ансамбля, строго подчиненного единому геометрическому плану. Версаль как зримое воплощение парадно-официальной архитектуры классицизма.
Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Начало работ по перепланировке Парижа. Создание «идеального города». Неоклассицизм — новый этап развития классицизма и его распространение в странах Европы. Характерные черты стиля ампир (на примере известных памятников архитектуры).
Никола Пуссен — художник классицизма. Творчество
Пуссена — вершина классицизма в живописи. Прославление героического человека. Характерные черты живописных произведений мастера (на примере известных картин). Рационализм как основополагающий принцип художественного творчества.
Мастера «галантного жанра»: живопись рококо*. Главные темы живописи рококо и их художественное воплощение (на примере известных произведений А. Ватто и Ф. Буше). Мгновенные удовольствия — главный предмет изображения. Изящество и утонченность рисунка.
Классический симфонизм Гайдна*. Музыка Венской классической школы — формирование классических музыкальных жанров и принципов симфонизма. Заслуги Гайдна в создании инструментальной музыки и формировании устойчивого состава симфонического оркестра. Анализ лучших произведений композитора.
Музыкальный мир Моцарта. Судьба композитора и основные вехи его творческой биографии. Моцарт как блистательный сочинитель симфонической музыки и создатель жанра классического концерта. Оперные шедевры Моцарта. Духовная музыка в творчестве композитора.
«Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Л. ван Бетховен. Судьба композитора и основные этапы его творчества. Путь от классицизма к романтизму — смелые эксперименты и творческие поиски. Развитие жанра симфонии в творчестве Бетховена. Разнообразие музыкального наследия (на примере известных произведений композитора). Шедевры классицизма в архитектуре России
«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Регулярность и классический ордер в архитектуре общественных зданий. Архитектурные ансамбли пригородов
2160060o4.fm Page 27 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Санкт-Петербурга. Оригинальность замысла и архитектурного решения. Мастерство декоративного убранства (на примере сооружений выдающихся зодчих).
«Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков*. Пашков дом и дворцовый ансамбль в Царицыно В. И. Баженова: общая композиция и художественные особенности. Классические образцы московской усадьбы в творчестве М. Ф. Казакова (на примере лучших творений архитектора).
Мастера живописного портрета. Интерес к личности, ее ценность и общественная значимость в творчестве русских портретистов. Разнообразие жанров портрета. Поэтичность и одухотворенность образов в творчестве Ф. С. Рокотова. Мастерство в создании камерного портрета (на примере шедевров живописи). Портретная галерея Д. Г. Левицкого и мастерство автора в создании психологических портретов персонажей (на примере шедевров живописи). Портретное творчество В. Л. Боровиковского: богатейшая палитра чувств человека, их связь с окружающей природой (на примере шедевров живописи).
Мастера скульптурного портрета. Черты барочного парадного портрета, простота и ясность искусства классицизма в произведениях русской пластики. Декоративно-монументальная скульптура Б. К. Растрелли, особенности его художественной манеры. История создания памятника Петру I («Медный всадник») Э. М. Фальконе. Ф. И. Шубин — «первый статуйных дел мастер» и его творения. Произведения М. И. Козловского и И. П. Мартоса.
Ж. Л. Давид — основоположник неоклассицизма. Античные традиции и революционные настроения в творчестве художника. Художественные принципы неоклассицизма. «Клятва Горациев» как подлинный манифест живописи неоклассицизма.
Творчество К. П. Брюллова. Основные этапы творческой биографии художника. История создания и художественный язык картины «Последний день Помпеи». Отказ от классических требований. Многогранность дарования художника.
Художественные открытия А. А. Иванова. Историческая и мифологическая тематика в творчестве Иванова. Картина «Явление Христа народу» — главный итог творческой биографии художника. Сюжетный и композиционный замысел и его художественное воплощение. Роль пейзажа.
2160060o4.fm Page 28 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Эстетика романтизма. Неоднородность художественного направления, его отличительные особенности. Хронологические рамки европейского романтизма. Происхождение и развитие термина. Сложность и противоречивость искусства романтизма, его главные эстетические принципы. Неоготическая архитектура романтизма. Интерес к фольклору в искусстве романтизма.
Живопись романтизма. Крупнейшие представители эпохи романтизма. Выразительные средства романтической живописи. История и современность глазами романтиков (на примере творчества Э. Делакруа и Ф. Гойи). Творчество прерафаэлитов и их отношение к историческому наследию (на примере произведений основных представителей направления). Герой романтической эпохи в портретном творчестве О. А. Кипренского. Тип романтического пейзажа (на примере творчества К. Д. Фридриха и И. К. Айвазовского).
Романтизм в западноевропейской музыке. Общность и различия музыки романтизма и классицизма. Выбор тематики, использование специфических средств ее выражения. Романтический герой и богатство его внутреннего мира. Идея синтеза искусств и универсальная роль музыки. Создание программной музыки (на примере творчества отдельных композиторов — по выбору). Изменения в системе музыкальных жанров. Веризм в итальянском оперном искусстве и его представители.
Р. Вагнер — реформатор оперного жанра. Мир мистификаций и фантастики в музыке Р. Вагнера. Монументальный оперный цикл «Кольцо Нибелунга». Обращение к средневековому немецкому эпосу, его созвучие современной жизни. Поиск новых музыкальных форм и их творческое воплощение.
Русская музыка романтизма*. Романсово-песенное творчество А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева и А. Н. Верстовского. Появление нового романтического жанра — музыкальной баллады. Романтическая направленность оперного искусства А. С. Даргомыжского (на примере оперы «Русалка»).
Глинка — основоположник русской музыкальной классики. Судьба композитора, основные этапы его творческой биографии. Романсово-песенное творчество М. И. Глинки —
2160060o4.fm Page 29 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
жемчужины камерной вокальной классики. Фольклорные традиции в симфонической музыке (на примере известных сочинений). Испанские мотивы в творчестве Глинки.
Рождение русской национальной оперы. Два направления русской оперы — народно-музыкальная драма и операсказка. Героико-патриотический дух русского народа в оперном творчестве М. И. Глинки. Опера «Жизнь за царя», ее историческая основа. Опера-сказка «Руслан и Людмила» как обобщенное отражение национальных представлений о сущности жизни, добре и зле.
Реализм: эволюция понятия. Особенности толкования понятия «реализм». Изменчивость и неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности. Основы эстетики реализма. Роль Г. Курбе в формировании и развитии реалистического направления в искусстве. Реализм в различных видах искусства.
Эстетика реализма и натурализм. Обострение противоречий между академическим и реалистическим искусством. Правдивое воспроизведение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» как важнейший способ художественного обобщения. Критическая направленность и демократичность реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличия. Реализм и натурализм (на примере творчества Э. Золя).
Картины жизни в творчестве Г. Курбе. Новаторский характер творчества Курбе. Интерес к повседневной жизни человека из народа. Задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств бытия. Бытовые картины жизни (на примере произведений художника).
История и реальность в творчестве О. Домье. Социально-критический характер творчества О. Домье. Изображение исторических событий через психологическую драму народа или отдельной личности. О. Домье — выдающийся мастер литографии (на примере лучших произведений художника).
Общество передвижных выставок. «Бунт 14-ти» (организация, цели, программы и форма деятельности). Создание «Товарищества передвижных художественных выставок». Обращение к социальной тематике. Крестьянские и народ-
2160060o4.fm Page 30 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
ные типы в произведениях И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко. Бытовой жанр в творчестве В. Г. Перова. Развитие жанра реалистического пейзажа (на примере творчества И. И. Шишкина и И. И. Левитана). Мастера исторической живописи: Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, В. М. Васнецов.
Реалистическая живопись И. Е. Репина. Многогранность творческого дарования художника. Жанровое и тематическое разнообразие произведений. Галерея народных типов и особенности их изображения (на примере известных картин художника). Достоверность изображения исторических событий и глубина психологических характеристик в исторических полотнах. И. Е. Репин — скульптор и иллюстратор.
Реалистическая живопись В. И. Сурикова. Многогранность творческого дарования художника. Вклад в развитие исторического жанра (на примере творчества автора). Реалистическая направленность и своеобразие творческого метода. Соотношение реализма и художественного вымысла. Общая характеристика позднего творчества художника.
Композиторы «Могучей кучки». М. А. Балакирев — организатор и идейный вдохновитель творческого союза композиторов. Богатырский размах и эпическое величие музыкальных произведений А. П. Бородина (на примере оперы «Князь Игорь»). Творческое наследие М. П. Мусоргского, его достижения в области симфонической и оперной музыки. Музыкальное творчество Н. А. Римского-Корсакова, его художественные открытия. Обращение к героическим страницам прошлого России в оперном творчестве. Мир русских народных сказок в опере. Романсово-песенное творчество композитора.
«Музыкальная исповедь души»: творчество П. И. Чайковского. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Достижения в области симфонической музыки (на примере выдающихся произведений). Оперы Чайковского как образцы лирико-психологической музыкальной драмы. Характерные особенности балетной музыки композитора, ее новаторский характер. Романсы П. И. Чайковского.
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи
Художественные искания импрессионистов. «Салон Отверженных» — решительный вызов официально признан-
2160060o4.fm Page 31 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
ному искусству. Поиски новых путей в живописи. Подвижность и изменчивость мира как главный объект изображения. Мастерство в передаче света, цвета и тени (на примере известных картин художников-импрессионистов). Творческие поиски в области композиции (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар).
Пейзажи впечатления. Неожиданные сюжеты. Стремление художников запечатлеть мельчайшие изменения в состоянии природы, ее «душу» (на примере известных произведений К. Моне, А. Сислея, К. Писсарро). Городские пейзажи К. Писсарро.
Повседневная жизнь человека. Внимание художников к жизни и интересам простого человека (на примере творчества О. Ренуара). Атмосфера парижской жизни в картинах художника.
Последователи импрессионистов. Глубоко индивидуальный характер творчества П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена и А. Тулуз-Лотрека. Поиски новых художественных решений, способов передачи цвета и света. Последователи импрессионизма в русской живописи (К. А. Коровин, В. А. Серов, И. Э. Грабарь).
Характерные особенности стиля. Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Флоральный модерн. Синтез искусств как основная идея эстетики модерна и ее практическое воплощение в творчестве отдельных представителей стиля. Функциональность модерна.
Модерн в архитектуре. В. Орта. Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в зодчестве. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и технологий. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров (на примере творчества В. Орта). Идея органического единства архитектуры с окружающей средой.
Архитектурные шедевры А. Гауди. Влияние готики и барокко на творчество зодчего. Роль символов и аллегорий в творчестве А. Гауди (на примере известных шедевров). Практическое осуществление идеи синтеза искусств.
Модерн Ф. О. Шехтеля. Русские варианты модерна и их практическое воплощение. Характерные черты архитекту-
2160060o4.fm Page 32 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
ры русского модерна (на примере сооружений Ф. О. Шехтеля).
Художественные принципы символизма. Непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, общие черты с эстетикой романтизма. Идея двойственности мира как основа искусства символизма. Обращение к художественным метафорам и аллегориям, общность и различия между символом и аллегорией. Теоретическое обоснование характерных черт символизма.
«Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в творчестве М. А. Врубеля. Особенности художественной манеры живописца. Органическое единство реального и фантастического, символа и мифа в творчестве художника (на примере известных произведений). Черты символизма в портретном творчестве М. А. Врубеля. Эволюция темы Демона в творчестве художника. Тема природы и ее символическое звучание. Портретное творчество М. А. Врубеля. Творчество В. Э. Борисова-Мусатова.
Музыкальный мир А. Н. Скрябина. Вера в силу искусства как основная идея творчества композитора. Философские идеи символизма и их художественное воплощение. Новаторский характер музыки А. Н. Скрябина. Создание музыкальных образов-символов как результат творческих поисков духовного начала в искусстве и жизни (на примере известных произведений). Творческие искания А. Н. Скрябина в области цветомузыки.
Художественные течения модернизма в живописи Фовизм А. Матисса*. Яркость цветов, упрощение формы, «чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности живописной манеры художника, задачи творчества. Противопоставление сил природы машинной цивилизации. Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека (на примере известных произведений А. Матисса).
Кубизм П. Пикассо. У истоков кубизма — экспериментальные поиски в области формы. Излюбленные жанры художников-кубистов. Программные произведения кубизма П. Пикассо. Разностильность и многогранность творческого дарования художника.
Сюрреализм С. Дали. Основные художественные принципы сюрреализма. Дадаизм в искусстве начала XX в. Реальность и сверхреальность С. Дали (на примере известных
2160060o4.fm Page 33 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
произведений художника). «Параноико-критический» метод С. Дали.
Художественные объединения начала века*. Творческое кредо художников «Голубой розы», основная тематика их произведений. Творческое объединение «Бубновый валет» и его роль в художественной жизни России (на примере произведений отдельных мастеров). Портрет и натюрморт в живописи «Бубнового валета».
Мастера русского авангарда. Абстракционизм В. В. Кандинского — «импрессии», «импровизации» и «композиции» (на примере известных произведений). Супрематизм К. С. Малевича. «Черный квадрат» — ключевой образ супрематической живописи. «Аналитическое искусство» П. Н. Филонова (на примере известных произведений).
Искусство советского периода. Влияние Октябрьской революции 1917 г. на развитие изобразительного искусства. План монументальной пропаганды и создание живописных композиций о героических и трудовых буднях Страны Советов (на примере лучших произведений изобразительного искусства). Утверждение принципов социалистического реализма в изобразительном искусстве (на примере скульптурной композиции В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница»). Советское изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени.
Современное изобразительное искусство. Основные тенденции развития современного изобразительного искусства, поиски новых тем и образов. Новаторский характер творчества, способов и средств изображения реальной действительности (на примере произведений известных художников).
Конструктивизм Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина.
Новые идеи и принципы архитектуры XX в. Ш. Э. Ле Корбюзье как создатель «всемирного стиля» в архитектуре XX в. Поиск простых форм и системы пропорций. Художественные принципы Ш. Э. Ле Корбюзье (на примере известных сооружений). Разработка теории жилища для человека. Развитие конструктивизма в СССР. В. Е. Татлин как основоположник советского конструктивизма и дизайна. Художественные идеи В. Е. Татлина и их реальное воплощение. Модель памятника «Башня III Интернационала» — главное творение архитектора.
«Органическая архитектура» Ф. Л. Райта. Всемирное признание и практическое воплощение творческого метода
2160060o4.fm Page 34 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Ф. Л. Райта (на примере виллы Кауфмана «Над водопадом»). Оригинальность и новизна архитектурных решений произведений.
О. Нимейер: архитектор, привыкший удивлять. Уникальность стиля и «поэзия формы». Мечта об идеальном городе и ее реальное воплощение (на примере города Бразилиа). Поиски национального своеобразия современной архитектуры Бразилии. Вклад О. Нимейера в развитие мировой архитектуры.
Режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Жизненный и творческий путь великих реформаторов русской театральной сцены. Понятие о «системе Станиславского». Новые принципы сценичности. Законы сотрудничества драматурга, режиссера и актера в процессе создания драматического спектакля. Лучшие театральные постановки МХТ.
«Эпический театр» Б. Брехта. «Эффект очуждения» в театральной системе Б. Брехта. Основные принципы эпического театра, его характерные отличия от театра драматического. Особенности игры актера. Зонги и их художественная роль в спектакле. Композиционное решение драматургии Б. Брехта.
Мастера немого кино: С. М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин. Рождение и первые шаги кинематографа. Картина С. М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» как открытие отечественного кинематографа. Искусство монтажа — главное завоевание С. М. Эйзенштейна. Ч. С. Чаплин — великий комик мирового экрана. Актерская маска Ч. C. Чаплина. Единство комического и трагического в произведениях Ч. С. Чаплина (на примере известных кинолент). Первые звуковые фильмы.
«Реальность фантастики» Ф. Феллини. Неореализм итальянского кино. Великие мастера итальянского неореализма. Мир Ф. Феллини — мир открытых возможностей. Автобиографичность картин, характерные особенности творческого метода. «Карнавализация жизни» как художественная метафора режиссера.
Современный кинематограф. Основные тенденции развития современного кинематографа, поиски новых тем и образов. Новаторский характер творчества, способов и средств изображения действительности (на примере фильмов известных кинорежиссеров).
2160060o4.fm Page 35 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Музыкальный мир С. С. Прокофьева. Творчество, ориентированное на широкие массы. Дух новаторства и художественное своеобразие творческого наследия композитора. Оперная и балетная музыка С. С. Прокофьева (на примере известных сочинений). Музыка к кинофильмам.
Творческие искания Д. Д. Шостаковича. Симфонические произведения композитора — вершина творческого наследия. Многообразие музыкальных тем, их внутренняя энергия и тонкий лиризм. Оперное и балетное творчество. Музыка к кинофильмам и театральным спектаклям в творчестве композитора.
Музыкальный авангард А. Г. Шнитке. Сочетание классических и современных традиций в творчестве композитора. Создание универсального метода полистилистики. Радикальное обновление музыкального языка (на примере известных сочинений).
Искусство джаза и его истоки*. Афро-американские фольклорные истоки джаза. Спиричуэлс, блюзы и регтайм — основа джазовых композиций. Многообразие стилей и направлений джазового творчества. Выдающиеся джазовые исполнители.
Рок- и поп-музыка. Рок- и поп-музыка как уникальное явление музыкальной культуры XX в. Танцевальная музыка рок-н-ролла и ее исполнитель Э. Пресли. Группа «Битлз» и ее влияние на дальнейшее развитие рок-музыки. Рок-музыка известных исполнителей. Творчество Ж. М. Жарра — основоположника электронной музыки, автора и постановщика грандиозных лазерных шоу.
Фестиваль творческих проектов и презентаций.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2160060o4.fm Page 107 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Данилова Г. И. Искусство. Базовый уровень. 10—
Искусство. 10 класс. Электронное приложение к учебнику.
Данилова Г. И. Искусство: От XVII века до современности. Базовый уровень. 11 класс. Учебник.
Искусство. 11 класс. Электронное приложение к учебнику.
2160060o4.fm Page 108 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Египетские мотивы в европейской и отечественнойархитектуре.
2. Элементы древнегреческой ордерной системы в современной архитектуре.
3. Готический собор как образ мира и воплощение синтезаискусств.
4. Творчество Андрея Рублева в контексте нашего времени.
5. В чем уникальность каменного шатрового зодчества
Древней Руси?
6. Стилевые особенности традиционной японской и китайской архитектуры.
7. Мотивы и образы мусульманской культуры в европейском (русском) искусстве.
8. Идеи гуманизма в творчестве художников ВысокогоВозрождения.
1. Искусство барокко — поиск единства в противоречиях жизни.
2. Рок и судьба в жизни героев Рембрандта и Шекспира.
3. Классицизм в истории мирового искусства.
4. Идеалы эпохи Наполеона и их отражение в творчествеБетховена.
5. Исторические картины Сурикова: иллюстрации, достоверные реконструкции или художественные интерпретации исторических событий?
6. Художественные искания импрессионистов (на примере творчества известных мастеров).
7. «Музыкальность» живописи Врубеля и «живописность» музыки Скрябина.
8. Влияние джаза на развитие музыки нашего времени.
2160060o4.fm Page 109 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЭЛЕКТРОННЫМИ
ПРИЛОЖЕНИЯМИ К УЧЕБНИКАМ
При работе с электронными приложениями к учебникам следует придерживаться общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. Учебная деятельность строится на основе системно-деятельностного подхода и должна способствовать формированию универсальных учебных действий, при этом виды деятельности должны соответствовать ступени образования. Ведущим видом деятельности учащихся основной школы является групповое взаимодействие, при этом большое внимание уделяется работе с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, усиливается интеграция знаний. Особое внимание уделяется применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне предпрофильной подготовки.
При работе с электронными приложениями к учебникам появляются дополнительные возможности для развития мыслительных и контролирующих действий, а также коммуникативных компетенций. Такая возможность обеспечивается интерактивными модулями как обучающего, так и проверочного и контролирующего характера. Работа с различными информационными ресурсами должна чередоваться беседой с учителем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами. Однако не следует увлекаться наглядностью, надо помнить о необходимости формирования и развития и других навыков: чтения, обработки текста, развития монологической речи, в том числе и с помощью информационных мультимедийных ресурсов.
Можно предложить следующий алгоритм работы: восприятие информации, анализ полученной информации, проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Учитель должен показать, как работать с информацией, сформулировать цели обучения, научить работать с информационными объектами, строить образовательные маршруты для достижения поставленных целей. Обращаем внимание, что последовательность работы с учебным материалом определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося или группы учащихся.
2160060o4.fm Page 110 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Далее приводится пример построения учебного занятия с использованием как традиционных полиграфических изданий, так и интерактивных наглядных пособий.
В начале занятия учитель создает мотивацию на изучение конкретной темы, обозначает учебные цели и маршруты, по которым учащиеся пойдут к их достижению. Если есть хорошо подготовленные учащиеся, а тема не очень сложная, можно применить технологию «опережающего» обучения, когда ученик по заранее определенному учителем маршруту самостоятельно знакомится с новой темой и на уроке кратко описывает изучаемый круг вопросов. Для создания мотивации работу иногда целесообразно начинать со зрительного ряда. Это могут быть иллюстрации, короткие видео или анимационные фрагменты, слайд-шоу. Краткие сведения при необходимости фиксируются учителем на доске и учащимися в тетрадях. Это поможет освоить навыки конспектирования и активизирует зрительную память. Такой метод позволяет задействовать практически все органы восприятия и позволит эффективно работать учащимся с разным типом восприятия.
Работа с материалами интерактивных наглядных пособий должна сочетаться с традиционной деятельностью с информационными материалами. Например, учащиеся могут записывать в тетрадях ключевые термины, выполнять письменные задания, устно отвечать на вопросы учителя и т. д. Работа учащихся с разными источниками информации: текстом учебника, информацией иллюстративного ряда, мультимедийными объектами — позволяет активно использовать поисковые, исследовательские виды учебных действий.
Деятельность учащихся обязательно должна соответствовать поставленной учебной цели, которую ученикам сначала сообщает учитель, а впоследствии они сами научатся ее ставить. Это может быть знакомство с информацией, обработка информации, запоминание, использование информации при решении различных учебных задач и т. д. При работе с информационными объектами могут встретиться термины, которые сложны для понимания. В этом случае работу с информационными источниками следует совмещать с записями в тетради и другими видами деятельности, способствующими лучшему освоению материала.
После обсуждения с учителем полученных сведений ученики приступают к выполнению тренировочных заданий, определенных учителем. Учитель дает четкие инструкции по выполнению интерактивных заданий и при необходимости
2160060o4.fm Page 111 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
формулирует требования к оформлению результатов. Если учащиеся достаточно подготовлены, они работают с заданием самостоятельно. Итогом самостоятельной работы является коллективное обсуждение результатов. Если выполнение заданий вызывает затруднения, следует совместно разобрать способы решения, а затем предложить учащимся самостоятельно поработать с интерактивным модулем. Возможна коллективная работа с тренировочными заданиями. Если учитель считает, что изучаемый материал хорошо усвоен, можно организовать соревнование между учащимися или их группами, а также применить другие игровые формы. В случае если ученик работает самостоятельно с учебным материалом и при выполнении проверочных заданий испытывает трудности, можно порекомендовать ему выполнить дополнительные тренировочные задания. В противном случае следует еще раз обратиться к информационным объектам, справочным материалам, образцам решений и т. д.
Учитель выбирает необходимую образовательную траекторию, способную обеспечить визуализацию прохождения траектории обучения с контрольными точками заданий различных видов: информационных, практических, контрольных. Формы организации учебной деятельности определяются видами учебной работы, спецификой учебной группы, изучаемым материалом, учебными целями.
Возможны следующие организационные формы обучения:
• классно-урочная работа (изучение нового, практикум,контроль, дополнительная работа, уроки-зачеты, уроки — защиты творческих заданий). В данном случае используются все типы объектов. При выполнении проектных заданий исследование, осуществление межпредметных связей, поиск информации осуществляются учащимися под руководством учителя;
• индивидуальная и индивидуализированная работа. По-зволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого школьника сообразно его способностям. При работе в компьютерном классе по заранее подобранным информационным, практическим и контрольным заданиям, собранным из соответствующих объектов, формируется индивидуальная траектория учащегося;
2160060o4.fm Page 112 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
• групповая работа. Возможна работа групп учащихся поиндивидуальным заданиям. Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы либо, при наличии компьютерного класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;
• внеклассная работа, исследовательская работа, кружко-вая работа;
• самостоятельная работа учащихся по изучению новогоматериала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Конструирование урока с применением электронных приложений к учебникам требует соблюдения ряда дидактических и научных принципов. Среди них наиболее существенными можно считать принципы системности, информативности, индивидуализации обучения, генерализации информации (систематизация информации, вычленение главных информационных блоков, законов, понятий).
Подготовка учителя к уроку с использованием интерактивных наглядных пособий начинается с постановки целей учебного занятия. На этом этапе важно определить дидактические цели и ожидаемые результаты. Результатами могут быть формирование, закрепление, обобщение знаний, умений, навыков, контроль знаний и т. д. На следующем этапе необходимо выбрать форму урока (урок-исследование, проблемный урок, урок контроля, практическое занятие и т. д.). При этом учитель должен ознакомиться с мультимедийными объектами, входящими в состав электронного приложения, для подборки материалов по изучаемой теме в соответствии с выбранными методами проведения урока, контингентом обучаемых, дидактическими приемами, используемыми на уроке.
Выбираются объекты для:
• сопровождения объяснения;
• формирования логических цепочек;
• создания собственных информационных объектов;
• закрепления знаний (подборка практических и трениро-вочных заданий);
• контроля знаний;
2160060o4.fm Page 113 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
• подготовки собственного блока контрольных; подготовки учебной презентации.
Таким образом, формируется план урока, который
включает следующие этапы: актуализация знаний, изучение нового, закрепление
изученного, контроль знаний и формулировка заданий для самостоятельного
изучения, постановка перспективных целей дальнейшего обучения (определение
«горизонта» обучения).
2160060o4.fm Page 114 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Российский общеобразовательный портал — http:// artclassic.edu.ru/
Единая коллекция ЦОР — http://school-collection. edu.ru/
История искусства — http://www.artprojekt.ru/; http:// arthistoryresources.net
Архитектурные и скульптурные достопримечательности мира — http://www.apxu.ru
Образовательный портал «Слово» — http://www.portalslovo.ru
Российская академия художеств — http://rah.ru
Энциклопедия искусств — http://www.artcyclopedia.com/
Египетский музей — www://gorodkair.ru/iskusstvo-kaira/2.html
Фотопрогулка по городам майя и ацтеков — http://metodsunduchok.ucoz.ru
Археологический музей Гераклиона — http://www. ancient-greece.org/museum/muse-iraclion.html
Афинский Акрополь — http://video.yandex.ru
Колизей — www.the-colloseum.net
Музыкальная культура Античности — http://orpheusmusic.ru
Романская и готическая скульптура — http://thais.it
Средневековая музыка — http://medmus.ru
Русское деревянное зодчество — http://www.bibliotekar.ru
История театра в России — http://teatrlib.ru Из истории индийской миниатюры — http://laxmi.ru
Китайская живопись — http://ancient-chinese-painting. narod.ru
Музей нэцке в Киото — http://www.netsukekan.jp
Искусство исламского мира — http://www.mirasky.hl.ru/ isl.htm
Искусство Возрождения — http://www.learner.org/interactives/renaissance/
2160060o4.fm Page 115 Wednesday, May 21, 2014 11:31 AM
Галерея живописи — http://smallbay.ru
Малые голландцы (Эрмитаж) — http://www.mholland. ucoz.ru/
Музыка барокко — http://www.baroquemusic.org/
Русская живопись — http://artsait.ru
Музыка. Жанры и стили классической музыки — http:// www.muzzal.ru/
Импрессионизм — http://impressionism.ru
Московский модерн —
http://www.mosmodern.narod.ru/
Методическое пособие к линии учебников «Искусство. Базовый уровень. 10—11 классы» |
|
автора Г. И. Даниловой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 |
Рекомендация по составлению рабочей программы. . . |
4 |
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Содержание, реализуемое с помощью линии учебников «Искусство. Базовый уровень. |
4 |
10—11 классы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
12 |
Примерное тематическое планирование . . . . . . . . . . . . |
36 |
Информационно-образовательная среда линии . . . . . . Приложения |
107 |
Темы проектов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Рекомендации по работе с электронными приложениями к учебникам и формированию |
108 |
ИКТ-компетентности учеников . . . . . . . . . . . . . . . . . |
109 |
Интернет-ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
114 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.