Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Оценка 4.9
Домашняя работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
20.03.2019
Данное методическое пособие для самостоятельной работы студентов II курса, специальностей: 34.02.01 «Сестринское дело».
Пособие способствует формированию навыков самостоятельной работы и не является заменой учебника или лекции.Для самоконтроля студентов предложены вопросы для закрепления, проверочные тесты, терминологический диктант, к которым прилагаются эталоны ответов, перечень контрольных вопросов.
Основные направления психологии.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов
По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »
Раздел 1: Основы общей психологии
Тема: «Основные направления психологии»
Специальность:
34.02.01. Сестринское дело
базовый уровень Купино
2019
РАССМОТРЕНО
ПЦМК общепрофессиональных дисциплин
( протокол от______ № )
Автор – составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины
«Психология» Боярко Татьяна Николаевна Купино
2019
Пояснительная записка
Данное методическое пособие для самостоятельной работы студентов II курса,
специальностей: 34.02.01 «Сестринское дело».
Пособие способствует формированию навыков самостоятельной работы и не является
заменой учебника или лекции. Для руководства действиями студентов пособие начинается
с «Правил работы с пособием».
Для самоконтроля студентов предложены вопросы для закрепления, проверочные тесты,
терминологический диктант, к которым прилагаются эталоны ответов, перечень
контрольных вопросов.
При выявлении неточных или неправильных ответов студенту необходимо вернуться к
неусвоенной части материала. Таким образом, осуществляется последовательность
усвоения учебного материала и обратная оперативная связь при выявлении ошибок.
Это пособие можно отнести к разряду обучающих программ для индивидуального и
самостоятельного и внеаудиторного изучения темы. Правила работы с учебным пособием
1. Приступить к работе с учебным пособием после изучения материалов темы.
2. По всем разделам темы предлагается теоретический материал.
3. Изучив его необходимо ответить на поставленные вопросы для закрепления, тесты
контроля, пояснить термины.
4. При затруднении в выборе ответа или при неправильном ответе прочитайте
соответствующий раздел пособия или учебника, выясните, в чём заключается ошибка.
5. После твердого усвоения темы необходимо приступить к работе с итоговым тестом,
тестом на соответствие, ответить на вопросы терминологического диктанта.
6. При завершении работы с учебным пособием, сверьте свои ответы с эталонами. Психология — наука о внутреннем, духовном мире человека, о неповторимом
психологическом складе личности каждого человека.
Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и
проявления психики вообще и сознания человека как конкретноисторической личности в
особенности.
Психология занимается исследованиями психической деятельности человека и законами
его поведения.
Общая психология изучает нормальные психические процессы и психические свойства
личности, общие закономерности формирования психической деятельности взрослого
нормального человека.
Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете
связывались с понятием о душе. Представления о душе с древних времен связаны с
феноменом жизни, душа — то, что отличает живое от неживого. Основателем психологии
по праву считают Аристотеля (384—322 гг. до н.э.).
В развитии психологии как науки можно выделить четыре основных этапа. В XVI—XVII вв. психология получила развитие как наука о сознании. У истоков этой
психологии стоял французский философ и математик Рене Декарт (15961650).
Единственным методом изучения собственного сознания был тогда метод интроспекции
(«смотрения внутрь») — метод познания психических явлений путем самонаблюдения,
т.е. человек наблюдал за самим собой и описывал факты. До конца XIX в. это был не
только главный, но и единственный метод психологии.
В XIX в. психология сформировалась как самостоятельная наука. Отсчет ведется от
1879 г., когда немецкий психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт (18121920)
основал в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.
Конец XIX в. ознаменовался для психологии рядом важнейших событий. С одной
стороны — успешная экспериментальная работа по изучению познавательных процессов:
ощущений, восприятия, памяти, мышления и т.д. С другой стороны — общий кризис пси
хологической науки. Этот кризис выразился в том, что с помощью только интроспекции
психология оказалась неспособной решить многие проблемы, связанные с сознанием,
личностью и межличностными отношениями. Кроме того, ее знания оказались мало
пригодны для практики, а методы недостаточно надежны.
Выходы стали искать в различных направлениях. Так, в США в начале XX в. возникло
новое направление — бихевиоризм. С точки зрения представителей бихевиоризма
психология должна быть наукой о поведении, поскольку именно поведение является
единственной психологической реальностью, доступной непосредственному наблюдению.
Параметры поведения можно измерить, и на них можно воздействовать.
Приблизительно в это же время в Германии зарождается гештальтпсихология — направление в психологии, изучающее целостные структуры сознания, образы.
В Европе зарождается и психоанализ. Основоположник — австрийский ученый Зигмунд
Фрейд (18561939), который утверждал, что основная роль в поведении человека
принадлежит бессознательному и инстинктам. Таким образом, наука о сознании уступила
место науке о поведении.
Психика
С 30—40х гг. XX в. психология стала развиваться как наука о
служит целям адаптации индивида в окружающем мире, следовательно, отражает
психике.
объективную реальность (внешний мир и внутренние состояния организма) и регулирует
индивидуальное поведение.
Основные функции психики — когнитивная, регулятивная и коммуникативная.
Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений,
изучаемых психологией.
Под психическими явлениями мы будем понимать:
• познавательные процессы (явления, с помощью которых человек познает мир) —
ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление,
речь;
• психические свойства и состояния личности (явления, регулирующие человеческое
общение и управляющие действием и поступками) — потребности, мотивы, цели,
интересы, воля, чувства, эмоции, склонности, способности, знания, умения, навыки,
темперамент, характер.
НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время существует пять основных подходов к изучению психики человека:
бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивная
психология. Рассмотрим подробнее каждое из них.
БИХЕВИОРИЗМ
Его основоположник — американский психолог Джон Уотсон (Watson J.В.) (18781958).
Предложенная им схема SR означает, что каждой ситуации (или стимулу S) соответствует
определенное поведение (или реакция R). Он считал, что с помощью этой схемы можно
объяснить любую деятельность человека, а понятия, связанные с сознанием, следует
исключить из научной психологии.
Ограниченность этой схемы объяснения поведения стала прослеживаться довольно скоро.
Как правило, S и R находятся в таких сложных взаимоотношениях, что непосредственную
связь между ними установить не удается. Введение промежуточной переменной I1 (психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, прошлого
опыта и природы стимула) преобразовало схему в S—I—R.
Приверженцы бихевиоризма полагают, что поведение в основном является условно
рефлекторным и складывается в результате научения, т.е. закрепления определенных
реакций на определенные раздражители. В результате поощряемые поступки совершаются
чаще, а наказуемые — реже. Например, если вы получаете100 руб. всякий раз, когда
приходите на занятия в чистой отглаженной одежде, то весьма вероятно, что вскоре вы
постоянно будете выглядеть опрятно. И наоборот.
Бихевиоризм является психологической основой поведенческой психотерапии и
поведенческого направления в медицине. В данном контексте здоровье и болезнь
рассматриваются как результаты того, чему человек научился или не научился *в жизни. В
соответствии с этим цель поведенческой психотерапии — устранение патологического
симптома путем замены неадаптивных способов поведения на адаптивные в процессе
научения.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
Слово «гештальт» не имеет точного эквивалента в русском языке.
Его смысл в зависимости от контекста может передаваться словами \ «образ», «форма»,
«структура», «организованное целое».
Основное положение гештальтпсихологии заключается в следующем: явление как целое не
есть просто сумма его частей. И человеческое поведение, разбитое на отдельные компоненты,
теряет свой смысл. Отдельно взятая часть — только часть, и точного представления о целом
не дает. Последователи гештальтпсихологии стараются убедить бихевиористов, что
структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные
поступки.
Одно из центральных понятий гештальтпсихологии — отношение между фигурой и
фоном. Это и другие понятия гештальтпсихологии нашли отражение в гештальттерапии,
созданной психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F.S.).
В понимании Перлса фигура (гештальт) выступает в качестве доминирующей
потребности. В качестве фигур могут быть желания, мысли, чувства, которые преобладают
в данный момент. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет
свою значимость, отодвигается на задний план — фон, уступая место новому гештальту.
Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается
незавершенным, а потому не может уступить место другому. В последующем это становится причиной многих проблем. К примеру, если человек сразу же не выразит свой
гнев или агрессию, то в последующем эти чувства не исчезнут, а будут проявляться в других
формах.
Цель гештальтгерапии — помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более
четкой (сформировать гештальт) и в конечном счете удовлетворить ее. Быть самим собой,
реализовывать свои, а не навязанные извне потребности, — это путь здоровой личности.
ПСИХОАНАЛИЗ
Ни одно из направлений психологии не приобрело столь громкую ' известность за ее
пределами, как психоанализ. Основоположник этого научного направления — австрийский
психиатр 3. Фрейд (Freud S.).
Фрейд выделяет три уровня в душевной жизни: сознание, предсознание и бессознательное.
Бессознательное и предсознание отделены от сознательного «цензурой». «Цензура»
вытесняет в область бессознательного неприемлемые личностью мысли, чувства, понятия
(например, привязанность мальчика к матери, сопровождающаяся враждебностью к отцу), а
также оказывает сопротивление бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.
К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще недоступные сознанию, а также
вытесненные «цензурой». Эти мысли и чувства не утеряны, а просто не допускаются к
воспоминанию, и потому проявляются в сознании не прямо, а окольными путями — в
обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах
Предсознание — часть бессознательного, которая может стать сознанием. Фрейд считал,
что только 1/7 часть психической жизни осознается, а остальные 6/7 проявляются в
навязчивостях, смутных тревогах, страхах, снах и т.д. Психоаналитики представляют
человека неким «айсбергом». В нижней части «айсберга» находятся основные запасы
психической энергии, побуждения, инстинкты. Хотя существует большое разнообразие
инстинктов, Фрейд стремился свести их к двум группам: поддерживающие жизнь (сексу
альные) и разрушающие жизнь (деструктивные).
Инстинктам, поддерживающим жизнь, присуща сексуальная энергия — либидо (пер. с лат.
«желание»), деструктивным инстинктам — агрессивная энергия. Наша психическая жизнь
является результатом взаимодействия и взаимовлияния этих энергий.
Психоаналитик всегда пытается понять процессы помещения либидозной и
противоположной ей энергии в различные сферы психической деятельности человека и
перераспределить их. Обнаружение и канализация психической энергии — одна из основных
проблем понимания личности. Анализируя динамику развития индивида, Фрейд выделил следующие стадии
психосексуального развития:
от рождения до года — оральная стадия;
от года до 3 лет — анальная стадия;
с 3 до 6 лет — фаллическая стадия;
от 6 лет до начала полового созревания — латентный период;
стадия половой зрелости — генитальная стадия.
При нормальном развитии личности сексуальные представления полностью вытесняются в
сферу бессознательного, а соответствующие им представления сублимируются. Нередки
случаи, при которых вытеснение представлений совершается не полностью. Происходит
фиксация на одной из стадий, проявляющаяся например, в привычке грызть ногти, курить,
мастурбировать; в формировании таких черт характера, как чрезмерная аккуратность,
упрямство. Могут изменяться сексуальные предпочтения.
В структуре личности Фрейд выделяет Ид, Эго, суперЭго (Оно, Я, сверхЯ).
Ид — это первоначальная, центральная часть личности. Служит источником энергии для
всей личности и вместе с тем полностью бессознательно. Фрейд сравнивает Ид со слепым и
глухим диктатором с неограниченной властью, но властвовать он может через посредников.
Эго развивается из Ид. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и
внутренних (Ид) импульсов. Постепенно развиваясь, Эго приобретает контроль над
требованиями Ид.
СуперЭго развивается из Эго и является его судьей и цензором. Это хранилище
выработанных обществом установок и норм поведения.
Основная цель взаимодействия трех систем — поддерживать или восстанавливать при
нарушении оптимальный уровень психической жизни индивида. Поскольку требования к Эго
со стороны Ид, суперЭго и окружающей среды порой несовместимы, то индивид может
пребывать в ситуации конфликта. От испытываемого при этом напряжения Эго оберегает себя с
помощью защитных механизмов, к которым относятся вытеснение, сублимация, проекция,
отрицание, рационализация, реактивные образования, изоляция, регрессия.
Психоанализ как психотерапевтический метод имеет целью помочь пациенту осознать
причину своих внутренних конфликтов с помощью высказывания им свободных ассоциаций
и интерпретации их психоаналитиком.
В настоящее время широкое распространение получила психоаналитическая терапия,
которая основана на принципах и методах классического психоанализа, но менее интенсивна и направлена на самопознание пациентом своей внутренней психической жизни.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Возникла в США благодаря трудам Карла Роджерса (Rogers С.) и Абрахама Маслоу
(Maslow А.). Психологи этого направления считают, что каждый человек может достичь
максимально полной реализации своих способностей, если ему предоставить возможность
самому выбирать свою судьбу и направлять ее.
По Роджерсу, в каждом человеке заложено стремление реализовать себя, и он наделен
необходимыми для этого силами, однако воспитание и общественные нормы часто
принуждают его принимать иные ценности. Маслоу, создавший иерархию потребностей,
полагал, что возможности людей удовлетворять свои основные потребности очень часто
бывают ограниченными. «Можно считать, что более 90 % людей останавливаются на уровне
поисков защищенности и хорошего отношения, поглощающих всю их энергию», а это препят
ствует удовлетворению потребностей более высокого уровня, таких как самоуважение и
самоактуализация.
Маслоу полагал, что лишь самоактуализирующаяся личность может быть признана
подлинно здоровой. Стремясь выделить объективные показатели самоактуализации, он
составил перечень характеристик самоактуализирующихся людей, на основе которого
можно получить портрет здоровой личности
Гуманистическая психотерапия является одним из трех основных направлений
современной психотерапии. Представители этого направления склонны видеть человека
существом прирожденно активным, повышающим свои возможности, с почти безграничной
способностью к позитивному росту. Патология понимается как результат блокирования
возможностей удовлетворения потребностей: «Неврозы — ошибки личностного развития».
Поэтому усилия психотерапевта направлены на личностный рост пациента, а не просто на
лечение болезни.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление в психологии, в котором основное внимание уделяется познавательной
деятельности и внутренним мыслительным процессам человека. Когнитивных психологов
интересует, каким образом мы думаем, вспоминаем, формируем наши представления о
себе и окружающем мире. В настоящее время когнитивная психология изучает сновидения,
гипноз, медитацию, а также воздействие различных лекарственных препаратов на процесс
мышления.
Основные задачи когнитивной психотерапии — осознание пациентом правил неадекватной переработки информации и замена их правильными. Чтобы психотерапия была успешной,
пациент, должен, в общем, принять базисное положение когнитивной психотерапии: «Если
мы хотим поменять чувства, надо изменить вызвавшие их идеи».
ЭКЛЕКТИЗМ
Как отмечалось выше,
каждое из направлений психологии
(бихевиоризм,
гештальтпсихология,
когнитивизм)
характеризуется собственным представлением о психике человека, ее особенностях и
гуманистическая психология,
психоанализ,
формировании. Это вызывало множество конфликтов между школами, но сейчас они
постепенно затихают. По существу, все больше и больше психологов избирает
эклектический подход, используя наиболее подходящие методы для конкретной ситуации.
Поэтому предлагаемое определение психологии учитывает вклады основных направлений.
Психология — научная дисциплина, занимающаяся исследованием поведения и
внутренних психических процессов и практическим применением получаемых данных.
ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться:
примерно каждые пять лет появляется какоелибо новое направление. Поэтому правильно
было бы говорить не об одной психологии, а о комплексе развивающихся психологических
научных дисциплин, которые условно можно разделить на общие и специальные.
Общие дисциплины («общая психология») занимаются исследованием вопросов, одинаково
важных для развития всех научных направлений. Это ключевые вопросы науки.
Общая психология изучает и объясняет поведение людей независимо от того, кто они и какой
деятельностью занимаются. Эти дисциплины исследуют индивида со всех сторон, выделяя в
нем и познавательные процессы, и психические свойства, и состояния личности .
Специальные дисциплины психологии занимаются изучением проблем, связанных с
отдельными аспектами психологической науки. К ним относятся:
• возрастная психология — отрасль психологии, которая изучает закономерности
психики людей разного возраста;
• социальная психология — отрасль психологии, которая изучает закономерности
поведения человека в процессе его межличностных взаимодействий;
Французский исследователь Г. Лебон в книге «Толпа» (1895) попытался вывести общие
законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний
человек в массе людей, в толпе, обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В
толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Одну из причин подобного превращения Лебон видит в
анонимности.
•
дифференциальная психология или психология индивидуальных различий — это
отрасль психологии, изучающая особенности, отличающие людей друг от друга. У
истоков этой психологии стоял Фрэнсис Гальтон (Galton F.);
•
•
психофизиология — это отрасль психологии, изучающая связь психических
явлений и поведения человека с работой организма и центральной нервной системы
(ЦНС);
педагогическая психология — отрасль психологии, исследующая, как психология
людей формируется и изменяется в условиях обучения;
• медицинская психология — отрасль психологии, изучающая особенности возникновения
и развития нарушений психической деятельности человека и роль внешних и внутренних
факторов в патогенезе и лечении этих нарушений.
Кроме перечисленных отраслей психологии, есть и другие: политическая
психология, экономическая психология, военная Я психология, психология спорта,
психология рекламы и т.д.
Существует классификация, согласно которой психологические научные дисциплины
можно разделить на теоретические и практические:
•
психологитеоретики заняты поиском новых знаний, они наблюдают изучаемые
явления в естественной обстановке или в лаборатории, интерпретируют полученные
результаты, создают схемы, объясняющие поведение;
•
психологипрактики более многочисленны. Это школьные психологи, медицинские
психологи, социальные психологи, психологиконсультанты в организациях и т.д.
Осмысление и систематизация полученных знаний.
Дополните определение
1. Основателем психологии по праву считают_____________
.
2.__________________ это метод познания психических явлений путем само наблюдения.
3. Психология выделилась как самостоятельная наука в ____________году.
4 ___ ____отрасль психологии, которая изучает закономерности психики людей разного
возраста.
5. В процессе ____эксперимента развиваются определенные психологические качества
испытуемых.
6._____считал, что основная роль в поведении принадлежит бессознательному и инстинктам.
7. Ощущение, восприятие, представление, внимание, память,
воображение,
мышление, речь — это ___ ___
8. Для исследования отношений в группе может применяться_____
.
_______считают, что понятия, связанные с сознанием, следует исключить из научной
9.
психологии.
10. Фрейд считал, что только малая часть психической жизни_____ |
11. Маслоу полагал, что лишь ____личность может быть признана подлинно здоровой.
12.. ___________________ наблюдение заранее определено и ведется по четкой программе.
13. Зеркало Гезелла может использоваться при ___________ наблюдении.
Для изучения неосознаваемых процессов могут использоваться
_______тесты.
14.
Верно или неверно
15. Первые представления о предмете психологии связывались с понятием о душе.
16. Бихевиоризм выделяет три уровня психической жизни: сознание, предсознание и
бессознательное.
17. По Маслоу, одна из характеристик самоактуализирующейся личности — потребность
в уединении.
18. Дифференциальная психология изучает связь психических явлений и поведения
человека с работой организма и ЦНС.
19. Исследователи отмечают, что наиболее эффективной является реклама, которая
апеллирует к инстинктам.
20. На основе самонаблюдения человек описывает не столько свои психические
состояния, сколько воспоминания о них.
21. Включенное наблюдение является скрытым.
22. Испытуемый не может повлиять на результаты тестов. Эталоны ответов
Заполнить пробелы
1. Аристотеля; 2. интроспекция; 3. 1879 г.; 4. возрастная психология; 5. формирующего;
6. Фрейд; 7. познавательные процессы; 8. социометрия; 9. бихевиористы; 10. осознаемся;
11. самоактуализирующаяся; 12. стандартизованное; 13. скрытом; 14. проективные.
Верно или неверно
15В.16Н. 17В. 18Н. 19В. 20В. 21В. 22Н.
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Методическое пособие по психологии "Основные направления психологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.