Методическое сообщение "Проблема адаптации студентов в первый год обучения"
Оценка 4.6
Работа в классе
doc
воспитательная работа
Взрослым
25.05.2017
В настоящее время проблема адаптации студентов в первый год обучения занимает одно из значимых мест. Как показывает практика, одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников. Даже успешно окончившие среднюю школу на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах
адаптация студентов в 1-й год обучения.doc
Проблема адаптации студентов в первый год обучения в колледже
Пайвина О.П. – преподаватель английского языка ГБПОУ «ШПК»
В настоящее время проблема адаптации студентов в первый год обучения
занимает одно из значимых мест. Как показывает практика, одни только знания в
традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной
адаптации вчерашних школьников. Даже успешно окончившие среднюю школу
на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах, а первая неудача
чаще всего приводит к разочарованию, утрате интереса к учебе, их
тревожности. Основной контингент студентов имеет низкий уровень подготовки,
и, как следствие этого, возможны определенные проблемы при обучении.
В связи с этим перед преподавателями, работающими на 1м курсе, и
классными руководителями групп 1го курса должны стоять задачи:
Адаптация в группе (знакомство сокурсников друг с другом и клас
сным руководителем, создание комфортной атмосферы, сплочение
группы. Особое внимание следует уделить тем студентам, которые
приехали на учебу из разных мест, может быть, впервые оторвавшись
от родного дома, своих родителей).
Формирование учебной мотивации, необходимой для успешной учебы
и последующей профессиональной деятельности.
Осознание новых норм и правил, характерных для учебного процесса,
адаптация к условиям учебной деятельности (контроля и усвоения
знаний, новый режим занятий – пары (1,5 часа) вместо уроков (45
минут), самостоятельный образ жизни).
В реальной жизни эти аспекты неразрывно связаны между собой.
Как классный руководитель, провожу на первом курсе классный час
«Расскажи мне о себе», где студенты делают первые робкие шаги знакомства
друг с другом, рассказывая о себе, своей семье, о своих увлечениях. Студенты
получают первый опыт общения в группе, проявляют свою индивидуальность,
учатся общаться друг с другом.
Большая ответственность в этом вопросе ложится на классных
руководителей. От их работы во многом зависит успешность адаптации
первокурсников к новой социальной среде и налаживание деловых и личных
контактов между членами группы.
Трудности адаптации связаны и с организацией учебного процесса. Большой
объем информации для запоминания, отсутствие навыков самостоятельной
работы вызывают большое эмоциональное напряжение. Сами студенты
связывают свои трудности в обучении в колледже с проблемами
самоподготовки. Особенно это касается приезжих студентов, которых некому
контролировать каждый день: утром будить, поднимать с постели, заставлять
каждый день учиться, делать домашние задания. Многие испытывают проблемы
с самоорганизацией: отсутствие ежедневного контроля со стороны родителей,
необходимость самим себя кормить (хотя бы 3 раза в день), обстирывать себя,
организовывать своё время так, чтобы успеть подготовиться к завтрашним занятиям, сделать домашнее задание, всё успеть, а ещё отдохнуть и вовремя
лечь спать.
Таким образом, очень важно преподавателям и классным руководителям
пытаться формировать положительное отношение студентов к учебе,
мотивировать их познавательную деятельность. Научить студентов применять
различные приемы запоминания и рациональные принципы в усвоении новых
знаний, научить их алгоритму работы с учебником, текстом и т.д.
Основными задачами организации внеурочной деятельности студентов
являются:
оказание помощи в поисках «себя»;
развитие
сотрудничества;
опыта неформального общения,
взаимодействия,
расширение рамок общения с социумом.
Вспомогательными формами работы классных руководителей в период
адаптации должны стать индивидуальные и групповые беседы со студентами
группы; работа с родителями.
Вся проводимая классными руководителями и преподавателями работа
позволяет обучающимся осознать себя в новом качестве не ученика, а студента,
овладеть способами и приемами организации учебной и внеучебной
деятельности, осознать необходимые личностные и профессиональные качества,
скорректировать собственные планы на период обучения в колледже. Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГОУ СПО «Шадринский политехнический колледж»
машиностроительное отделение
Методическое сообщение
Психологопедагогическое сопровождение
процесса адаптации студентов в колледже
(выступление на методсеминаре ЦК ОГСЭД,
15 февраля 2012 г.)
Автор: Пайвина Ольга Петровна
Шадринск, 2011 г.
Методическое сообщение "Проблема адаптации студентов в первый год обучения"
Методическое сообщение "Проблема адаптации студентов в первый год обучения"
Методическое сообщение "Проблема адаптации студентов в первый год обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.