Методичка по учебной практике
Оценка 5

Методичка по учебной практике

Оценка 5
doc
10.10.2023
Методичка по учебной практике
методичка по учебной практике.doc

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

«НОВОУРЕНГОЙСКИЙ  МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ) ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

(методическое пособие для руководителей учебной практики)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022

 

 

 

 

ОБЩАЯ СТРУКТУРА УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ (УП)

 

         Урок (занятие) производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап занятия включает в себя структурные элементы.

         Рассматривая структуру занятия п/о следует отметить, что урок (занятие)  состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности руководителя практики п/о и обучающихся.

 

Структурными этапами (частями) занятия п/о является:

 

            I                                     II                            III                           IY

Организационный момент, этап занятия, 5 мин.

Вводный этап (часть) занятия, 35-40 мин.

Основной этап (часть) занятия, 6 часов

Заключительный этап (часть) занятия

1-2 %

12-15 %

70-85 %

5-6 %

 

         Каждый этап занятия включает в себя следующие структурные элементы:

        

Руководитель практического обучения (УП) обязан иметь план-конспект занятия (приложение №1), в котором отображаются:

 

1. Организационный этап (вводный инструктаж) – 1-2 % времени занятия:

         - выявление отсутствующих обучающихся;

         - проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);

         - организация внимания и готовность обучающихся к уроку.

         Вводный инструктаж проводится перед началом изучения темы, подтемы или раздела программы. Назначение его – подготовить обучающихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности труда.

        

2. Вводный этап (часть) занятия (занятия) – 12-15 % времени занятия:

         - сообщение темы;

         - ознакомление с целями;

         - мотивация деятельности обучающихся;

         - повторение материала спец. предметов, теоретических предметов;

         - показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих занятиях (актуализация знаний, умений обучающихся);

         - инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме занятия (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…);

         - пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;

         - объяснение приемов самоконтроля и контроля руководителя практики;

         - закрепление требований ТБ;

         - определение и разъяснение заданий студентам по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;

         - сообщение норм времени, критериев оценок;

         - организация рабочего места.

 

3. Основной этап (текущий инструктаж) занятия – 70-80 % времени занятия:

          Деятельность обучающихся – выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…;

         - самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;

         - самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.

Деятельность руководителя практикип/о:

         ◘  мотивация обучающихся по видам учебно-производственных работ;

         ◘  наблюдение;

         ◘  целевые обходы;

         ◘  индивидуальное инструктирование;

         ◘  коллективное инструктирование;

         ◘ закрепление с учащимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;

         ◘  прием результатов работы;

         ◘  оценивание;

         ◘  определение дополнительных заданий сильным учащимся.

 

4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) занятия – 5-6 % времени:

         - сообщение о достижении целей занятия;

         - анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;

         - разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;

         - анализ выполнения ТБ, норм времени;

         - сообщение оценок;

         - сообщение темы следующего занятия;

         - объяснение домашнего задания;

         - уборка рабочих мест.

         Заключительный инструктаж проводится мастером в форме активной беседы или краткого объяснения, содержащего анализ учебной работы в течение занятия.

         Определение содержания деятельности руководителя практики на любом этапе занятия зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть) занятия п/о взаимосвязан, направлен на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии.

         По каждому структурному этапу занятия руководитель практики определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов занятия. Руководитель практики п/о при подготовке к уроку должен руководствоваться следующими структурными требованиями:

         - структура занятия должна отражать логическую последовательность этапов;

         - должна быть связь между структурными элементами занятия;

         - длительность каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей занятия;

         - не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами;

         - структура занятия должна быть гибкой, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ (УП)

 

Урок (занятие) производственного обучения отличается от занятия теоретического обучения и от занятия по общетехническим и специальным предметам. Направленность занятия производственного заключается в том, чтобы учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.

         Урок производственного обучения – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования обучающихся, решающая роль в этом принадлежит руководителя практики п/о. Они организуют не только свой труд на уроке, но и производственную деятельность обучающихся, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и учения. Методическая грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения – важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.

         В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого материала, вида учебно-производственных работ уроки производственного обучения подразделяются на следующие типы:

         1. Вводный тип занятия (первый раз в учебных мастерских или на производстве).

         2. Урок по изучению трудовых приемов и операций.

         Комплексная цель этого типа занятия – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов.

         3. Урок по выполнению комплексных работ.

         Комплексная цель этого типа занятия – ознакомить обучающихся с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении производственных работ. Формировать у обучающихся самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.

         4. Урок контрольно-проверочный.

         Комплексная цель этого типа занятия – обеспечить контроль, проверку прочности, сформированности профессиональных знаний, умений, навыков. Оценить умения обучающихся к самостоятельной работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе.

 

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ, ПРАКТИКЕ

 

         Форма обучения это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и учащимися. Выбор форм обучения зависит от типа занятия, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей.

 

Формы организации учебной работы с учащимися

 

Особенности, признаки

 

В каком случае выбираем ту или иную форму?

 

 

 

 

Фронтальная

(групповая)

Руководитель практики работает сразу со всей группой.

Учебная цель для всех обучающихся общая.

Учащиеся должны слушать, запоминать, смотреть. При этом руководитель практики ориентируется на «среднего» учащегося.

1. В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал.

2. В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и ту же ошибку, руководитель практики останавливает работу и проводит инструктаж для всех.

3. В ходе заключительного инструктажа, когда руководитель практики оценивает работу группы в целом и отдельных обучающихся и т.п.

 

 

 

Индивидуальная

Все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе каждый на своем рабочем месте, возможны разноуровневые задания.

Руководитель практики работает с учащимися по очереди, проводит индивидуальный инструктаж. И только, когда у них одинаковые ошибки (типичные), останавливает работу и проводит фронтальный (для всех) инструктаж.

1. В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, индивидуальная устная беседа с целью контроля знаний, остальные учащиеся в это время выполняют какое-либо задание или слушают.

2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого.

3. В ходе заключительного инструктажа такая форма практикуется при самоанализе.

 

 

Парная (ведущий – ведомый, ролевая

 руководитель практики– учащийся)

Когда руководитель практики организует работу парами: сильный учащийся – слабый учащийся или два равных по успеваемости. Когда руководитель практики проводит индивидуальный инструктаж (пара: руководитель практики– ученик).

Организует взаимоконтроль.

1. В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления. Пары обучающихся обсуждают предстоящее задание.

2. В ходе текущего инструктажа возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3. В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работ друг друга, в паре и т.д.

 

 

Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах и т.п.)

Цель общая только для членов команды (бригады, звена).

Задачи бригаде могут быть разные, также возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива (за мастером  остается ведущая роль).

1. В ходе вводного инструктажа могут быть организованы бригады, звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решения.

2. В ходе текущего инструктажа могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда.

3. В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня и т.д.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ (ЗАНЯТИЮ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ (УП)

 

 

         Урок (занятие) в учебных мастерских является основной формой организации производственного обучения по избранной обучающимися профессии. При подготовке к уроку руководитель практики п/о должен учитывать следующие требования, повышающие качество обучения обучающихся:

         ●   комплексно-методическое обеспечение мастерской, занятия;

         ● соответствие занятия требованиям ФГОС по профессии/специальности и учебной программы;

         ●  определение типа, вида занятия п/о, комплексно-дидактических целей, структуры занятия п/о;

         ● целесообразность отбора структурных этапов и структурных элементов и дозировки времени;

         ●   определение форм организации обучения и уровней обучения;

         ●   соблюдение санитарно-гигиенических условий труда и правил ТБ;

         ●   подбор дидактического материала;

         ● обеспечение связи данного занятия п/о с предыдущими и последующими занятиями п/о и теоретическим обучением;

         ● применение оптимальных методов и методических приемов обучения;     

         ● выбор методов и методических приемов индивидуального и коллективного текущего инструктирования с учетом целей обхода;

         ● определение разнообразных видов и способов контроля знаний, умений, навыков, приемов труда;

         ● формирование у обучающихся положительных мотивов к производственному обучению и познавательного интереса к изучаемой профессии;

         ●  формирование у обучающихся на уроке прочных профессиональных знаний, приемов труда;

         ●  разработка системы повторения и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков;

         ●   разъяснение выполнения домашнего задания;

         ● овладение педагогическим тактом, культурой речи, быстротой принятия решений на уроке.

 

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ  (УП)

 

1. Оценка организационной деятельности руководителя практики

         1Наличие и качество учебно-материальной базы занятия (учебно-наглядные пособия, инструменты, документация, приспособления, материалы, объекты труда и т.д.).

         2.    Наличие плана занятия и краткого конспекта вводного инструктажа у руководителя практики.

         3.  Владение мастером научным содержанием учебного материала. Уровень профессионального мастерства.

         4.  Четкость постановки мастером перед учащимися темы, учебной цели и воспитательных задач занятия.

         5.    Создание атмосферы энергичного темпа работы обучающихся.

         6.    Контроль руководителя практики и самоконтроль обучающихся.

         7.   Выполнение мастером психологических и этических требований к организации занятия.

         8. Соблюдение санитарно-гигиенических условий в учебных мастерских.

         9.  Организация занятия с точки зрения требований и правил охраны труда и техники безопасности, НОТ.

 

2. Оценка деятельности руководителя практики на уроке (занятии) с точки зрения дидактики         

          1. Обеспечение на уроке неразрывного единства обучения, воспитания и развития обучающихся.

         2. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке.

         3. Актуализация знаний обучающихся. Оптимальность методов обучения, используемых при опросе, объяснении материала. Обучение методам работы новаторов производства.

         4. Методика личного показа трудовых приемов. Замедленная демонстрация трудовых действий. Сочетание объяснения и демонстрации при изготовлении изделий, формирование умений и навыков, закреплении.

         5.  Умение руководителя практики эффективно использовать межпредметные связи на занятиях.

         6.  Методика и эффективность использования на уроке наглядности, технических средств обучения.

         7.   Методика закрепления и проверки усвояемости учащимися нового материала. Инструктирование по самоконтролю.

         8. Использование учащимися инструктивно-технологической документации при изготовлении изделий.

         9.  Методика подведения итогов учебного дня. Анализ качества выполнения учащимися заданий. Разбор типичных ошибок, их причин, затруднений, имевших место в формировании профессиональных умений и навыков.

         10.  Эффективность контроля за качеством знаний, умений и навыков обучающихся. Объективность оценки.

         11.   Степень достижения главной дидактической цели занятия (какого уровня обученности достигла группа).

 

3. Воспитательная деятельность руководителя практики на уроке (занятии)

          1.  Воспитание у обучающихся отношения к труду на уроке:

                   а) воспитание у обучающихся творчества и инициативы, развитие     технического мышления и конструктивно-технических способностей;

                   б) воспитание желания работать сознательно и качественно, высокопродуктивно, эффективно и творчески решать производственные задачи;

                   в) воспитание у обучающихся бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего труда; глубокое уважение к людям труда и ко всему тому, что создано трудом человека;

                   г) воспитание у обучающихся нравственных качеств;

                   д) привитие учащимся умений и навыков культуры труда.

          2. Состояние дисциплины и организованности обучающихся на уроке.

         3. Связь с жизнью, с практикой при реализации воспитательных целей занятия.

          4. Использование мастером воспитательных возможностей оценки.

         5. Степень воспитательного воздействия личности руководителя практики на обучающихся.

 

4. Характеристика работы группы

          1. Отношение обучающихся к уроку. Внимание, активность и работоспособность обучающихся на уроке. Дисциплина.

          2.  Степень достоверности и доказательности ответов обучающихся, соответствие их знаний современному уровню содержания трудового обучения.

         3.  Наличие у обучающихся познавательного интереса к уроку, к специальности, к профессии.

         4. Степень самостоятельности мышления обучающихся, умений оригинально и творчески решать стоящие перед ними проблемы, применять полученные знания в конкретной ситуации.

         5.  Умение обучающихся читать чертежи, использовать техническую документацию, производить графические расчеты.

         6.     Умение обучающихся пользоваться инструментом, приспособлениями и приборами.

         7.     Внешний вид на уроке.

 

4. Выводы и предложения

         1.  Достижение целей занятия.

         2.  Общая оценка занятия по методике изложения, научному уровню, краткая характеристика основных положительных моментов и недостатков.

         3.   Предложения и рекомендации.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

2.     Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения.   

Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

3.     Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.

4.     Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.

5.     Организация и методика производственного обучения 2004г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока производственного обучения (УП)

Тема

_____________________________________________________________________________________________

 

 

Тема урока

Цель урока 1. Выработать практические навыки по организации рабочего мета, соблюдению техники безопасности при работе, определению доброкачественности сырья для приготовления блюд. 2. Научить работе со Сборником рецептур блюд, расчетам сырья, безопасным приемам труда с соблюдением санитарно-гигиенических норм, условий и сроков хранения. 3. Воспитать бережное отношение к оборудованию и инвентарю. 4. Развить эстетический вкус в оформлении блюд.

_____________________________________________________________________________________________

Материально техническое оснащение: Оборудование: тепловое, механическое и не механическое: электрические плиты, мясорубки, жарочный шкаф, холодильный шкаф, производственные столы, стеллажи, весы, наплитная посуда (кастрюли, сковороды, сотейники),противни, веселки, венчики, сита, разливные ложки, ножи, лопатки, разделочные доски.

Дидактические материалы: технологические карты, плакаты.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Организационная часть:

1.     проверка явки учащихся.

2.     заполнение журналов «здоровья» и «гнойничковых заболеваний».

3.     проверка внешнего вида учащихся.

Вводный инструктаж:

1.     сообщение темы урока.

2.   сообщение цели урока.

3.   правила техники безопасности на рабочем месте.

·       перед началом работы

·       во время работы

·       по окончанию работы

закрепление знаний.

т/б при работе с оборудованием и инвентарем _______________________________________________

т/б при приготовлении блюд из_____________________________________________________________

последовательность технологического процесса

санитарные нормы и правила личной гигиены

условия и сроки хранения

________________________________________________________________________________________

Текущий инструктаж:

Выполнение рабочих приемов и практических навыков:

·       выбор рецептуры блюда

·       подготовка необходимого сырья и инвентаря

·       последовательность технологических операций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

·                                             инструктирование учащихся по уроку (личный показ)

упражнения учащихся и текущий инструктаж:

1.     расстановка учащихся по рабочим местам.

2.     самостоятельное выполнение учащимися производственного задания.

3.     проверка рабочих мест и санитарное состояние.

4.     соблюдение учащимися технологического процесса.

5.     помощь учащимся.

·       самостоятельное обнаружение и исправление ошибок учащимися.

Уборка рабочего места и сдача работы.

Заключительный инструктаж:

1.     подведение итогов.

2.     анализ работы отдельных учащихся и группы в целом.

3.     сообщение оценок.

 

        Мастер п/о ФИО._______________________________________

       


Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИНАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИНАЛЬНОЕ

ОБЩАЯ СТРУКТУРА УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ)

ОБЩАЯ СТРУКТУРА УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ)

ТБ; - определение и разъяснение заданий студентам по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ; - сообщение норм времени, критериев оценок; - организация рабочего места

ТБ; - определение и разъяснение заданий студентам по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ; - сообщение норм времени, критериев оценок; - организация рабочего места

По каждому структурному этапу занятия руководитель практики определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов занятия

По каждому структурному этапу занятия руководитель практики определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов занятия

Формировать у обучающихся самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ

Формировать у обучающихся самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ

Индивидуальная Все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе каждый на своем рабочем месте, возможны разноуровневые задания

Индивидуальная Все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе каждый на своем рабочем месте, возможны разноуровневые задания

Урок (занятие) в учебных мастерских является основной формой организации производственного обучения по избранной обучающимися профессии

Урок (занятие) в учебных мастерских является основной формой организации производственного обучения по избранной обучающимися профессии

Контроль руководителя практики и самоконтроль обучающихся

Контроль руководителя практики и самоконтроль обучающихся

Связь с жизнью, с практикой при реализации воспитательных целей занятия

Связь с жизнью, с практикой при реализации воспитательных целей занятия

План урока производственного обучения (УП)

План урока производственного обучения (УП)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2023