Данные материалы написаны в соответствии с действующей рабочей программой по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина».
Данные материалы предназначены для студентов специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции и содержат темы практических работ и требования к их выполнению по дисциплине «Информатика».
Основными целями данных материалов являются:
-прочное и сознательное овладение студентами знаниями и умениями в области информационных технологий;
-развитие логического и алгоритмического мышления;
-воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые.
Департамент образования Вологодской области
БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А.
Лепехина»
А.В.Соломатина
Методические рекомендации к выполнению
самостоятельных работ
методические материалы по дисциплине
«Основы проектной деятельности» для студентов 1го курса
специальностей подготовки специалистов среднего звена2017
2Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол № ___ от _______2017 г.
Председатель МК/_________/Белавина Н.М.
Рецензенты:
Королева Е.В.,
доцент кафедры Информационной
безопасности ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный
университет».
к.т.н.,
Белавина Н.М., преподаватель русского языка и литературы высшей
квалификационной категории БПОУ ВО «Череповецкий
строительный колледж имени А. А. Лепехина».
Разработала:
Соломатина А.В., преподаватель проектной деятельности БПОУ
ВО «Череповецкий строительный колледж имени А. А. Лепехина»
Данные материалы предназначены для студентов I курса
специальностей ПССЗ и содержат темы самостоятельных работ и
требования к их выполнению по дисциплине: «Основы проектной
деятельности». Кроме того, пособие включает критерии оценки за
выполнение самостоятельных работ.
3Оглавление
Введение..................................................................................................5
Приложение
...........................................................................................
17
4Введение
Данные материалы написаны в соответствии с действующей
рабочей программой по дисциплине «Основы проектной
деятельности» для студентов БПОУ ВО «Череповецкий
строительный колледж имени А. А. Лепехина».
Данные материалы предназначены для студентов I курса
специальностей подготовки специалистов среднего звена и
содержат темы самостоятельных работ и требования к их
выполнению по дисциплине «Основы проектной деятельности».
Основными целями данных материалов являются:
прочное и сознательное овладение студентами знаниями и
умениями проектирования, необходимыми для успешного усвоения
дисциплины и использование её при изучении обще
профессиональных
и специальных дисциплин, в курсовом и
дипломном проектировании;
развитие логического и алгоритмического мышления;
воспитании умений действовать по заданному алгоритму и
конструировать новые.
5Самостоятельная работа №1
Тема: Сравнение определений проекта
Цель работы: сравнить определения проекта.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Выполнить самостоятельную работу.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Проект – это:
ограниченное по времени, целенаправленное изменение
отдельной системы с установленными требованиями к
качеству результатов, с возможными ограничениями
расходования средств и ресурсов и со специфической
организацией;
кампания (или список последовательных действий), через
которую будут решены некоторые проблемные вопросы или
осуществлена идея;
временное поручение, которое необходимо выполнить в
установленные сроки с задействованием определённого
количества ресурсов;
дело,
желаемого результата;
ограниченная временем и ресурсами совокупность усилий
или проведение мероприятий,
необходимых для
приближения к цели (все работы осуществляет специальная
созданная для таких задач организация);
список мероприятий, обусловленных временем, реализация
которых приведёт к достижению единственно правильного
результата;
детальное изложение действий,
запланированных в
конкретный период и в конкретных условиях, цель которых
изменение ситуации в будущем;
завершение которого равнозначно получению
6 мероприятие, требующее составления детального плана и
предусматривающее
операций,
направленных на кардинальное изменение существующей
ситуации.
проведение
ряда
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сравнить приведенные в теоретической части понятия
проекта, а также найти в литературе и сети Интернет другие
понятия проекта и проанализировать их.
Самостоятельная работа №2
Тема: Составление таблицы «Классификация проектов»
Цель: рассмотреть классификацию проектов.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Заполнить таблицу «Классификация проектов».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Классификация проектов может быть осуществлена по
срокам реализации, масштабам, качеству их разработки и
претворения в жизнь, месту реализации, размерам используемых
ресурсов. Многообразие их видов чрезвычайно велико в
действительности.
Классификация проектов имеет следующие основания:
структура, состав проекта и предметная область, определяющие
его класс;
сфера деятельности, где он осуществляется, определяющая его
тип;
размеры проекта, число участников, а также степень влияния его
на окружающий мир, определяющие его масштаб;
продолжительность реализации, определяющая его длительность;
степень технологической,
организационной,
технической и другой сложности.
7
финансовой,2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Заполнить таблицу «Классификация проектов».
Таблица 1: Классификация проектов
Признаки для классификации
Виды проектов
Малый, средний, мегапроект
Масштаб (размер)
Сложность
Сроки реализации
Отраслевая принадлежность
Функциональное направление
Количество участников
Бюджет
Самостоятельная работа №3
Тема: Формулировка темы и цели проекта
Цель: сформулировать тему и цель проекта.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Сформулировать тему и цель своего учебного проекта.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Выбор темы – это очень важный и трудный этап. Это процесс
интенсивного размышления,
серьезной интеллектуальной
деятельности. Определяя тему, формулируется также проблема
исследования. Тема определяет область исследования. Она имеет
более широкий, чем проблема характер. В рамках одной темы
может быть сформулировано несколько проблем. Определив для
себя область исследования, и сформулировав проблему, следует
конкретизировать тему самостоятельного учебного проекта:
Выбирая тему, необходимо помнить следующее:
1. Эта тема должна быть действительно интересна.
2. Результаты проектной деятельности должны иметь реальное
практическое значение.
83. Материал, собранный по теме, должен быть полезен другим
людям, заинтересованным в этом вопросе.
Для того, чтобы правильно сформулировать тему проекта,
нужно ответить на следующие вопросы:
1. Какова сфера вашего исследования?
2. В чем вы видите проблему, которую необходимо решить?
3. Как, исходя из этого, будет звучать формулировка темы?
4. Какова идея проекта? Что будет представлять собой конечный
результат вашего проектирования?
5. Как и кем этот проект может использоваться в дальнейшем?
6. С кем вы собираетесь работать над проектом?
7. Какая помощь вам потребуется?
Цель – это желаемое состояние будущего. Значение целей
определяется тем, что каждый проект существует ради некого
результата.
Цель – это источник мотивации и вовлеченности. Благодаря
ясным целям участники проекта понимают, к каким конкретным
результатам они стремятся, работая по проекту. В стратегической
цели содержится ответ на вопрос: «Зачем существует проект?».
Фактически цель
решение
проблемы группой
обладающих
необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по
устранению негативного явления или его причин.
– это уникальное
авторов
(проектантов),
Все составные части проекта рассматриваются с точки
зрения соответствия цели. Цели могут быть долгосрочными и
краткосрочными.
Основные требования к цели проекта:
1. Этические требования к целям:
Цель должна быть позитивной. В формулировке цели должно
быть отражено то состояние дел, которое человек желает
достичь, а не то, чего человек хотел бы избежать в будущем.
Цель должна лежать в области возможностей. Это правило
утверждает, что человек должен ставить такие цели, на
достижение которых у него хватит интеллектуальных и
административных ресурсов.
92. Технические требования к целям
Цель должна быть конкретной. Желаемый результат должен
быть описан в виде существенных характеристик.
Цель должна носить временные характеристики. Из
формулировок цели должно недвусмысленно вытекать,
когда и какие результаты должны быть достигнуты, то есть
должны быть указаны временные этапы достижения цели.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На основании теоретического материала сформулировать
тему и цель своего учебного проекта.
Самостоятельная работа №4
Тема: Изучение литературы по теме проекта.
Цель: изучить литературу по теме своего учебного проекта.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Изучить литературу по теме проекта.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Поиски необходимой литературы продолжительный труд.
Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного
материала будет зависеть качество проекта.
Для качественной работы с литературой необходимо знать
основные пути к литературным источникам и иметь представление
о таких важных литературных источниках, как монографии,
сборники, журнальные статья, брошюры, рецензии и т.д., знать, как
вычленять в них нужную информацию, правильно ее обрабатывать.
Монография это научный труд одного или нескольких
придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором
содержится всестороннее теоретическое исследование одной
проблемы или темы.
10Брошюра непериодическое печатное издание небольшого
объема, как правило, научнопопулярного характера.
Сборник научных статей издание произведений одного или
которые одну научную проблему
нескольких авторов,
рассматривают часто с различных точек зрения.
Журнальная статья научное произведение небольшого
размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее
актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием
методики и результатов проведенного исследования.
Диссертация научное произведение, выполненное в форме
рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или
учебника и служит в качестве квалификационной работы на
соискание ученой степени.
Автореферат диссертации научное издание в виде брошюра,
содержащее составленный автором реферат проведенного им
исследования, представляемого на соискание ученой степени.
Рецензия критический разбор одного или нескольких
научных произведений, где дается анализ важности, актуальности
представленных исследований, оценивается качество изложения,
приводятся отзывы специалистов.
Аннотации краткая характеристика книги,
статьи,
рукописи. В ней излагается основное содержание данного
произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей
оно предназначено.
Тезисы доклада краткое изложение содержания
предстоящего научного сообщения; тезисы.
Учебное и методическое пособия издания, предназначенные
для педагогических целей.
Чтобы овладеть как можно большим пластом литературного
материала, необходимо уметь быстро читать. Выделяют следующие
виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное,
изучающее, аналитикокритическое и творческое.
Библиографическое чтение это просматривание карточек
каталога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных
статей за год и др. Цель такого чтения по библиографическим
11описаниям найти источники, которые могут быть полезны в
дальнейшей работе.
Просмотровое чтение, как библиографическое, используется
для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно
к нему прибегают сразу после работы с каталогами и списками
литературы, поскольку с их помощью читатель может только
предположить, что в книге или в статье данного названия
содержится интересующая его информация. Для окончательного
решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы,
отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение),
чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные
сведения и насколько полно в каждом из источников они пред
ставлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие из
источников будут использованы в дальнейшей работе.
Ознакомительное
чтение подразумевает
сплошное,
достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их
глав, отдельных страниц. Цель познакомиться с характером
информации в целом, уяснить, какие вопросы вынесены автором на
рассмотрение; провести сортировку материала на существенный и
несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого
внимания. После такого чтения источник или откладывается как не
содержащий новой и нужной информации, или оставляется для
изучения.
Изучающее чтение предполагает доскональное освоение
материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами.
В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору,
готовность принять и впитать всю предлагаемую информацию,
реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение
материала.
Аналитикокритическое и творческое чтение два вида
чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает
направленный критический анализ информации; второе поиск тех
суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли.
Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с
общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах,
12к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск
нового материала. Изучение научной литературы серьезная работа.
Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках,
делая выписки. Если имеется собственный экземпляр журнала или
книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно
облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.
Изучение научных публикаций желательно проводить по
этапам:
общее ознакомление с произведением в целом по его
оглавлению;
беглый просмотр всего содержания;
чтение в порядке последовательности расположения
материала;
выборочное чтение какойлибо части произведения;
выписка представляющих интерес материалов;
критическая оценка записанного, его редактирование и
«чистовая» запись как фрагмент текста будущей дипломной
работы.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ознакомившись с теоретической частью, выполнить поиск
литературы по теме своего учебного проекта.
Самостоятельная работа №5
Тема: Составление плана проекта
Цель: составить план проекта.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Составить план своего учебного проекта.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Планирование проекта – это непрерывный, уточняемый на
протяжении всего жизненного цикла процесс, в ходе которого
13определяется лучший способ достижения поставленных целей и
задач с учётом требований к выполнению проекта.
На стадии планирования устанавливаются следующие
параметры:
1. Сроки выполнения проекта (срок выполнения введения,
основной части, заключения);
2. Необходимость в источниках литературы;
3. Алгоритмы решения возможных проблем.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Составить план своего учебного проекта.
Самостоятельная работа №6
Тема: Оформление проекта
Цель: оформить учебный проект.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить теоретическую часть методических указаний;
2. Оформить учебный проект.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Оформление письменного отчета.
Письменный отчет по учебному проекту оформляется
согласно следующим требованиям:
1. Оформление в MS Word:
Шрифт Times New Roman;
Размер шрифта – 14;
Интервал – 1,5;
Выравнивание по ширине.
2. Наличие титульного листа (приложение 1);
3. Наличие введения (цели, задачи и актуальность проекта);
4. Наличие основной части проекта;
5. Наличие заключения (выводы по работе);
6. Наличие списка литературы:
14 Не менее 10 источников;
Литература, не старше 5 лет.
2. Оформление слайдов в программе MS PowerPoint.
Презентация оформляется
согласно
следующим
требованиям:
1. Наличие титульного слайда (тема проекта,
руководитель);
автор,
2. Наличие слайдасодержания;
3. Наличие слайда с целью и задачами;
4. Наличие слайдов с выводами;
5. Использование анимации слайдов;
6. Использование картинок;
7. Количество слайдов – не менее 15.
3.Составление выступления по проекту.
Выступление по учебному проекту должно включать
следующие пункты:
1. Тема;
2. Цель и задачи;
3. Актуальность;
4. Раскрытие основной информации;
5. Выводы по проекту.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ознакомившись с теоретическими указаниями, выполнить
письменный отчет по проекту в MS Word, презентацию в MS
PowerPoint и подготовить устный доклад.
15КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ
Оценка
«Отлично»
«Хорошо»
«Удовлетворительно»
Критерий
Тема проекта раскрыта полностью,
имеются все компоненты проекта.
Проект в целом выполнен, но допущены
неточности.
Показано знание общих положений
выполнения проекта, проект выполнен с
ошибками.
выполнен,
продемонстрированы
не
16
«Неудовлетворительно» Проект
не
умениясамостоятельного выполнения проекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боронина Л.Н. Основы управления проектами [Электронный
ресурс]: учебное пособие/ Л.Н. Боронина, З.В. Сенук—
Электрон. текстовые данные.— Екатеринбург: Уральский
федеральный университет, 2016.— 136 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/65961.html.— ЭБС «IPRbooks»
2. Волкова Л.В. Организация проектных работ в строительстве,
управление ими и их планирование [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Л.В. Волкова, С.В. Волков, В.Н. Шведов—
17Электрон. текстовые данные.— СПб.: СанктПетербургский
государственный архитектурностроительный университет,
ЭБС АСВ,
2014.— 119 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/30009.html.— ЭБС «IPRbooks»
3. Иванилова С.В. Управление инновационными проектами
[Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ С.В.
Иванилова— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и
К, Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 188 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/66843.html.— ЭБС «IPRbooks».
4. Соболева Е.А.
Особенности развития проектной
деятельности инвестиционностроительного комплекса.
Детализация и перспективы [Электронный ресурс]:
монография/ Е.А. Соболева, В.П. Луговая— Электрон.
текстовые данные.— М.: Московский государственный
строительный университет, ЭБС АСВ, 2016.— 160 c.—
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60824.html.—
ЭБС «IPRbooks»
Департамент образования Вологодской области
Приложение1
БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А.А.
Лепехина»
18ПРОЕКТ
по дисциплине «Физика»
на тему «Сила притяжения»
Выполнил: студент группы 111
Руководитель: Ганичева Е.В.
Иванов И.И.
Оценка: ___________
Дата сдачи работы: __________
Череповец, 2018
19