Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»
Оценка 4.7

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Оценка 4.7
Мероприятия +1
docx
физическая культура
6 кл—11 кл
03.05.2019
Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»
Это методичка предназначена для учителей физической культуры в учреждениях среднего общего образования при организации своей деятельности с учениками. Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растет.
методичка.docx
Министерство образования и науки Республики Дагестан Избербашское городское управление образованием Методическая разработка «Профилактика заболеваний средствами физической культуры» МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г. Избербаш 2019 г. Методическая разработка «Профилактика заболеваний средствами физической культуры» Выпуск №11 Автор­составитель: Магомедов М.З. ­ учитель физической культуры  МКОУ СОШ №11 г. Избербаш. Рецензент: Закарьяев Ю.М. ­  кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры ДГИНХ. Мастер спорта по дзюдо.  Сборник составлен с целью  распространения педагогического опыта. Рекомендован к печати и практическому применению  в ОУ г. Избербаша решением МС МКОУ СОШ №11,  а также решением МЦ УНО от 22.01.2019 года. СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение 2.Понятие о силе, выносливости, быстроте, гибкости, ловкости. 3.Профилактика заболеваний сердечно – сосудистой системы. 4.Профилактика заболеваний органов дыхания. 5.Профилактика заболеваний органов пищеварения и почек. 6.Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата. 7.Профилактика и коррекция зрения, нарушения обмена веществ. 8.Сроки   возобновления   занятий   физическими   упражнениями   после перенесенных заболеваний. 9. Признаки утомления. 10. Заключение.     Это пособие предназначено для преподавателей физической культуры в  учреждениях среднего общего образования при организации своей  деятельности с учениками. Уважаемые коллеги! В   условиях   современного   мира   с   появлением   устройств,   облегчающих трудовую   деятельность   (компьютер,   техническое   оборудование)   резко сократилась  двигательная  активность   людей  по  сравнению  с предыдущими десятилетиями.   приводит   к   снижению   в   конечном   итоге,   Это, функциональных   возможностей   человека,   а   также   к   различного   рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его   заменяет   умственный.   Интеллектуальный   труд   резко   снижает работоспособность организма.           Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект,   что   является   чрезвычайно   важным,   так   как   на   сегодняшний   день число людей с различными заболеваниями постоянно растет.                  Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста  и  не  покидать  ее до  старости.  При  этом  очень  важным  является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким­либо заболеванием, могут причинить ему вред.           Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является   сохранение   и   укрепление   здоровья,   должна   быть   неотъемлемой частью жизни каждого человека. В   особенно   сложном   положении     в   настоящее   время   оказываются подростки, которые перенесли какое­либо заболевание и надолго оказываются лишенными активных занятий физической культурой.           Автором подобран информационный материал, который поможет Вам легко ориентироваться в выборе и подбору физической нагрузки для каждого ученика   индивидуально,   в   зависимости   от   тяжести   перенесенного   им заболевания.   Соблюдать   сроки   назначения   занятий   физической   культурой, строго   соблюдать   показания   и   противопоказания   назначения   определенных упражнений.  Магомедов М.З. ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ. Правильно   поставленный   процесс   физического   воспитания   является мощным   фактором   в   профилактике   приступов   бронхиальной   астмы     ряда   заболеваний:   ревматизма,   и   рецидивов   других   заболеваний. Индивидуальный   подход   к   учащимся,   имеющих   подготовительную медицинскую   группу,   оказывает   положительный   эффект   на   состояние нервной   системы,   способствует   снижению   заболеваемости   и   повышению работоспособности.   Обязательным   условием   при   этом   являются: последовательность,   систематичность,  постепенность   повышения  нагрузки, использование не только средств общей физической подготовки (по показаниям), но и средств лечебной физкультуры, индивидуальный подход, тщательный врачебный и педагогический контроль. Двигательное   действие,   в   каких   бы   условиях   оно   ни   совершалось, связано с проявлением  силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости. Это   те   основные   двигательные   качества,   совершенствование   которых позволяет эффективно выполнять любой вид профессиональной работы. I. СИЛА Значительное место в профессиональной и двигательной подготовке будущих специалистов должно быть отведено развитию мышечной силы – способности человека   преодолевать   сопротивление,   т.е.   противодействовать   ему   путем мышечного напряжения. Мышечная сила проявляется в двух основных режимах:  изотоническом и  изометрическом.     В   Изотоническом   режиме   мышцы,   сокращаясь   (при укорочении   и   удлинении)   производят   движение   (динамическая   сила).   В изометрическом   режиме   мышцы   напрягаются,   но   движения   не   производят (статическая сила). Выделяют собственно силовые (статический режим), скоростно­силовые (динамический   режим),   а   также   взрывную   силу   (способность   проявлять большую величину силы в наименьший отрезок времени). Силовые упражнения в зависимости от природы сопротивления можно разделить   на   группы:   с   внешним   сопротивлением,   упражнения   с противодействием партнера, противодействием внешней среде, упражнения из общей гимнастики.      2. ВЫНОСЛИВОСТЬ Выносливость   –   это   способность   к   длительному   выполнению   любой деятельности (трудовой, физической) без снижения ее эффективности. Существуют   четыре   типа   выносливости:   умственная,   сенсорная, эмоциональная, физическая. Под  общей,   или  аэробной,   выносливостью   понимают   способность организма   длительное   время   работать   в   условиях   устойчивого   состояния, когда   потребность   в   кислороде   соответствует   его   поглощению.   Общая выносливость характеризуется высоким уровнем функционирования систем, отвечающих   за   обмен   веществ   в   организме;   совершенством   нервных процессов   в   коре   головного   мозга,   координирующих   функции   органов   и систем.  Общая   выносливость   совершенствуется   при   работе   с  участием   не менее  70%   мышечной   массы (циклические   виды  двигательной   активности: бег, плавание, лыжные и велосипедные гонки и т.п.). При воспитании выносливости в ходе занятий возникает определенная степень утомления. Только в борьбе с утомлением организм адаптируется к нагрузкам,   а   адаптация,   в   свою   очередь,   обусловливает   повышение выносливости. Развивая выносливость, следует помнить о воспитании волевых качеств. Специальная,   или  анаэробная,   выносливость   –   это   способность   к   отличается   высоким   уровнем длительному   перенесению   нагрузок, физиологических   и   психических   возможностей   применительно   к   виду деятельности и условиям, в которых она проявляется. Скоростнаявыносливость  –   это   способность   выполнять   работу субмаксимальной мощности за счет бескислородных источников образования энергии.   Совершенствование   анаэробных   возможностей   определяется мощностью   работы,   длиной   дистанции,   интервалами   отдыха,   характером отдыха, числом повторений. Силоваявыносливость  –   это   способность   организма   противостоять утомлению и длительной силовой работе. Для развития динамической   скоростной выносливости целесообразно использовать   отягощения   в   пределах   40­50%   от   максимума,   при   среднем темпе   повторений.   Упражнения   необходимо   выполнять   до   сильного утомления, между сериями делать перерыв до полного отдыха, повторять упражнение в 7­9 сериях. Для развития статическойсиловойвыносливости применяются статические упражнения, которые выполняются до утомления тренируемых мышц. Для   развития   координационной   выносливости   необходимо   выполнять сложные по координации двигательные действия.         3.БЫСТРОТА                   Быстрота  –  это  способность  совершать  двигательные  действия  в минимальных для данных условий отрезок времени. Для   развития   быстроты   применяются   упражнения,   в   которых обусловленное движение выполняется вслед за определенным сигналом. Для развития   быстроты   реакции   на   движущийся   объект   повышают   внезапность появления сигнала, увеличивают скорость движения предмета, уменьшают его размеры.   Для   этого   применяют   элементы   спортивных   игр:   баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, упражнения с малыми мячами.                   4. ГИБКОСТЬ. Гибкость   –   это   способность   выполнять   движения   с   большой амплитудой,­   одно   из   важнейших   физических   качеств   человека. Максимальная амплитуда движений является мерой определения гибкости, подвижности   в   суставах   всего   тела.     Для   развития   гибкости   применяют пассивные и активные упражнения. Пассивные упражнения выполняются на снарядах, с помощью  тренера, с использованием собственной силы или веса тела. Активные   упражнения   выполняются   с   полной   амплитудой   без предметов   и   с   предметами;   статические   упражнения   с   удержанием конечности в отведенном до предела положении в течение 3­6 секунд. Все перечисленные упражнения обеспечивают прирост подвижности за счет растяжимости мышечно­связочного аппарата. 5. ЛОВКОСТЬ. Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями и умение   перестраивать   двигательную   активность   в   связи   с   изменениями обстановки.   Чтобы   обладать   таким   качеством   как   ловкость,   надо   быть сильным,   быстрым,   выносливым,   иметь   хорошую   подвижность   в   суставах, обладать высокими волевыми качествами. Ловкость – Это точность движений, координация, умение выполнять движения в меняющихся условиях. Чтобы   воспитать   такое   качество   как   ловкость   необходимо   уметь выполнять много разнообразных движений, иметь определенный двигательный запас.   Для   этого   используются   любые   упражнения,   включающие   элементы новизны, как без предметов, так и с предметами. Применяются   различные   исходные   положения,     зеркальное   выполнение упражнений,   изменение пространственных   границ,   в   котором   выполняется   упражнение,   парные   и   изменение   скорости   и   темпа   движений, групповые упражнения, равновесия. Итак,   оздоровительное     воздействие   на   организм,   улучшение   общего состояния здоровья у студентов, имеющих   определенные противопоказания для занятий физкультурой  в основной медицинской группе, можно получить только при соблюдении  следующих условий: ­   оптимальная   дозировка     воздействия   физической   нагрузки   на организм;  ­ соблюдение основных  гигиенических требований; ­ составление соответствующих программ ­ минимум и максимум; ­ концентрация внимания на движении; ­ выполнение нагрузки на положительном нервно­эмоциональном фоне; ­соблюдение     правил   здорового   образа   жизни,   режима   питания,   сна, отдыха, отсутствие вредных привычек.            ПРОФИЛАКТИКА  ЗАБОЛЕВАНИЙ  СЕРДЕЧНО­СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. Распространенность сердечно­сосудистых заболеваний у  студентов  во многом обусловлена нервно­психическими стрессами и приводит к неврозам сердца,   гипертонической   болезни,   артериальной   гипотонии,   ишемической   вегетососудистой   дистонии, болезни, расширению вен.   атеросклерозу,   варикозному Заболевание Показания Противопоказания Таблица № 1.   Невроз сердца Терренкур,чередование   ходьбы   и легкого   бега   на   свежем   воздухе, плавание,   ходьба   на   лыжах, стретчинг, чередование упражнений     с     напряжением   и расслаблением. Строго дозированная нагрузка            в Скоростно­силовые, упражнения статическом напряжении,   резкие движения, спортивные игры. Гипертоническая Индивидуальные   физические Упражнения   с болезнь Артериальная гипотония Ишемическая болезнь сердца Вегето­ сосудистая дистония     нагрузки, общеукрепляющие средства   (массаж,   закаливание), общеразвивающие,   дыхательные, релаксационные   упражнения   с умеренной нагрузкой. Циклические   упражнения   ­   лыжные дозированная   ходьба, прогулки,   Темп   плавание. выполнения упражнений медленные   и   средний.   Каждое   выполняется   без упражнение   задержки   дыхания.     Исходные положения – лежа и сидя.         плавание, Общеразвивающие   упражнения, массаж,   занятия   на   тренажерах, гимнастика, дыхательная терренкур,   лыжные прогулки, игры, контрастный душ, сауна. Необходимо дифференцировать упражнения на скорость,   выносливость. Применять исходные положения – Сидя и стоя.   силу,   Общеукрепляющие   упражнения, дыхательные,   релаксационные, ходьба,   плавание,   медленный   бег. Соблюдение   диеты   (разгрузочные дни), нормализация сна (прогулки перед   Исходные положения: сидя, стоя, лежа. Темп – средний и медленный. сном).   Общеразвивающие   упражнения   (с полной амплитудой, без задержки дыхания натуживания), упражнения     с         чередованием и       задержкой   дыхания, натуживание, длительные   наклоны,   подскоки, прыжки, работа с отягощением   (штанга, Ограничить упражнения   на   силу, скорость, выносливость          гантели).       наклоны, Резкие передозировка физических упражнений, скоростно­силовые упражнения, работа с большими отягощениями, резкие смены исходных положений, быстрый бег, прыжки,   длительные циклические действия. Упражнения   на   силу и   скорость,   резкие движения, упражнения с задержкой   дыхания, натуживание, упражнения отягощением, прыжки,   спортивные игры. повороты Резкие резкие головы,   наклоны   вперед, задержка   дыхания, с Атеросклероз Варикозное расширение вен   отягощения, для упражнения брюшного мышц пресса большого объема,   скоростно   ­ силовые упражнения.       Упражнения с задержкой   дыхания, натуживания, силовые скоростные упражнения. и     Упражнения в исходном   положении стоя   с   большим напряжением. Упражнения противопоказаны   в стадии   а тромбофлебита, прыжки, также работа   с отягощением.       ­ волейбол). напряжения и расслабления мышц, упражнения   для   вестибулярного аппарата  на изменение положения тела   и   головы   в   пространстве, терренкур,   медленный   бег, плавание,   ходьба   на   лыжах, спортивные   игры   (бадминтон, теннис,   Между упражнениями     паузы   и дыхательные упражнения. По мере роста   тренированности   нагрузки должны   возрастать.   Темп   – средний   и   медленный,   исходные положения ­ различные. Умеренные   физические   нагрузки циклического характера,   дыхательные, общеразвивающие, релаксационные упражнения. Контроль   за   пульсом,   дыханием, общим   состоянием.   Необходимо правильное питание с пониженным содержанием   животных   жиров, закаливание. Упражнения для ног выполнять в исходных   положениях   лежа   при горизонтальном     и   приподнятом   с   большим положении   ног, объемом в тазобедренных   и   голеностопных суставах,   упражнения   для   мышц голени   и   бедра.   Дыхательные   и релаксационные упражнения, стретчинг,   элементы   массажа   и самомассажа, плавание, пешеходные   и   лыжные   прогулки, езда   на   велосипеде.   Ношение эластичных чулок обязательно.   В стадии компенсации кровообращения   объем   ОРУ   и специальных упражнений увеличивается. движений ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Среди основных заболеваний дыхательной системы следует выделить такие   как   хронический   бронхит,   бронхоэктатическую   болезнь,   пневмонию, бронхопневмонию, бронхиальную астму. Для всей группы заболеваний показаны: ­ общеразвивающие упражнения; ­ специальные дыхательные упражнения; ­ дозированное плавание, лыжи, медленный бег, спортивные игры с дозированной нагрузкой.     1. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: ­ ­ с удлиненным  выдохом; ­ с произнесением на выдохе свистящих, дрожащих, шипящих звуков. Происходит физиологическая вибрация бронхов и снятие спазмов. ­  с урежением и задержкой дыхания; ­ диафрагмальное дыхание.     2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ И   ГРУДНОЙ   КЛЕТКИ     ­   активизируют   кровообращение   в   легких,   предотвращают   развитие уменьшают   застойные   явления, пневмосклероза.        3. УПРАЖНЕНИЯ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ НАПРЯЖЕНИЯ И РАССЛАБЛЕНИЯ   –   помогают   нормализовать   течение   нервных процессов,   выравнивают   тонус   дыхательной   мускулатуры   и   снимают спазмы. Следует помнить, что ВДОХ – процесс активный и происходит за счет сокращения дыхательной мускулатуры. ВЫДОХ – осуществляется при расслаблении мышц, производящих вдох.           4.   ДРЕНАЖНЫЕ   УПРАЖНЕНИЯ   –   способствуют   оттоку мокроты   и   выполняются   с   наклоном   голове   вперед,   сведению   плеч, опусканием   рук,   сгибанием   туловища,   подъемом   ног   вперед. Применяются   исходные   положения,   сидя,   стоя,   лежа,   лежа   на боку.   Темп   выполняемых   упражнений   медленный   и   средний, упражнения можно выполнять с музыкальным сопровождением. При  работе с таким заболеванием как бронхиальная астма, следует четко знать противопоказания к назначению физических упражнений:  ­ в острой стадии заболевания, ­ при злокачественных опухолях. ­ большие физические нагрузки, ­ упражнения, связанные с натуживанием  задержкой дыхания на ВДОХЕ, ­ закаливание холодной водой, ­ плавание в бассейне с повышенным содержанием хлора.                ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ  ПИЩЕВАРЕНИЯ И ПОЧЕК. Наиболее часто встречающиеся заболевания: гастриты, язвенная болезнь, гастродуоденит,   колит,   холецистит,   дискинезия   желчевыводящих   путей, пиелонефрит, почечная болезнь. Таблица №2 Заболевание Хронические гастриты     статические Показания Упражнения   для   мышц   брюшного пресса, и динамические дыхательные упражнения,   медленная   ходьба,   игры, подвижные   плавание, лыжные   прогулки.   Применяют различные И.П. Нагрузка средняя и вышесредней.   Язвенная болезнь Диафрагмальное   дыхание,   ходьба в   спокойном   темпе,   плавание, лыжи,   коньки,   упражнения   со снарядами   (весом   до   0,5   кг),   на координацию.       Спортивные   игры (бадминтон,   настольный   теннис). Исходные   положения:   сидя,   стоя, лежа,   выполнение   в   медленном темпе с максимальной амплитудой движений   руками,   ногами, туловищем.   Занятия   лыжами, плаванием, коньками. Упражнения   для   мышц   брюшного пресса   без   повышения   брюшного давления, ходьба, подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах, пешие прогулки. Используются исходные положения на спине, на правом  и левом   боку,   в   упоре   стоя   на коленях  Холецистит   и дискинезия желчевыводящих путей. Пиелонефрит     Сбалансированное питание, строгое соблюдение режима дня и предотвращение отдыха, простудных заболеваний, закаливание организма. Применяются   общеразвивающие упражнения, специальные       Противопоказания и Длительный   бег,   скоростной нагрузка, большая работа с   максимальными отягощениями,     Резкие смены положений тела.     движения, Резкие скоростно­силовая нагрузка,     прыжки   со скакалкой.     Бег, прыжки, упражнения   для   мышц брюшного   пресса   с повышением внутрибрюшного давления,   упражнения со снарядами, выраженные   мышечные напряжения, подвижные игры. Подъем переохлаждение, перегрев, переутомление, нервные потрясения. Упражнения большой и умеренной тяжестей, упражнения   для   мышц   брюшного пресса,   диафрагмальное   дыхание. Бег, подскоки, различные варианты ходьбы (на носках, с подниманием коленей),   упражнения   с   резким изменением   положения   туловища, подвижные   игры,   прыжки   и сотрясения   тела,   прыжки   через скакалку.   Применяется   работа   на тренажерах,   езда   на   велосипеде, упражнения с предметами. интенсивности. Ограниченны   лыжные прогулки,   плавание   в открытых   водоемах. Занятия   фазе   обострения. Употребление спиртных напитков, курение. в                            ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. Физические   упражнения   являются   действенным   средством предупреждения нарушения осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов, остеохондрозов. У учащихся, имеющих нарушения осанки, как правило, ослаблены опорно­двигательный аппарат и мышцы, неэластичны связки,   снижены   амортизационные   способности   нижних   конечностей   и позвоночника.   Очень   высока   степень   риска   получить   тяжелые   травмы: (переломы костей и тел позвонков, разрыв мышц и связок и др.) ТАБЛИЦА № 3 Заболевание Нарушение сколиоз, остеохондроз   осанки:     Показания и Ритмическая атлетическая   гимнастика, стретчинг, плавание. Особое   внимание   – укреплению мышц брюшного пресса и спины. Динамическиенапряжения,   циклические виды активности (плавание, лыжи, бег). Занятия йогой.       Противопоказания тяжестей, Подъем прыжки в высоту, длину, с   трамплина   и   вышки. Упражнения со статическими нагрузками.   Имеющиеся заболевания сердца, зрения   и   обмена веществ. Плоскостопие Артроз         Статические   упражнения чередуются с дыханием. Общеразвивающие упражнения   для   всех групп, мышечных положения исходные различные, нагрузка большая. Плавание. Упражнения, укрепляющие свод   стопы   и   голени   и специальные (ходьба босиком, по гальке и т.п.)   Ходьба, велосипеде, лыжах,   плавание, общеразвивающие упражнения   на   гибкость. Чередовать упражнения на напряжение и расслабление. на езда   ходьба   на закаливание,         занятия Ограничено: лыжами, бегом,   коньками.   Исключать длительное   положение стоя, занятия спортом ­ по рекомендации специалиста.   Не   носить тесную обувь и каблуки выше 4 см.   Бег, прыжки, поднятие и перенос тяжестей, приседания,   подъемы   в гору, по лестнице.    ПРОФИЛАКТИКА  И КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ, НАРУШЕНИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ. Наиболее   распространенные   нарушения   зрения   –   миопия (близорукость),   которая   чаще   всего   возникает     у   лиц   со   слабым физическим   развитием,   нарушением   функций   ОДА,   хотя   довольно большое значение имеет наследственный фактор. Отклонения   в   состоянии   здоровья,   вызванные   неправилым питанием,   не   соблюдения   режима   дня,   вредные   привычки,   часто приводят к нарушениям обмена веществ (ожирение, сахарный диабет). ТАБЛИЦА № 4 Заболевание Миопия Ожирение Сахарный диабет     Противопоказания Прыжки,   прыжки на скакалке, сотрясения   тела   и упражнения, повышающие внутричерепное давление. Упражнения статическом режиме запрещены. Спортивные   игры, работа с большими отягощениями, быстрый прыжки, скоростные и скоростно­силовые упражнения. бег, в     Занятия   спортом, скоростно­силовые упражнения.   бег, Показания   Общеразвивающие   упражнения,   упражнения   для Ходьба, укрепления   мышечно­связочного аппарата   и   мышечного   корсета, упражнения   для   наружных   и внутренних   мышц   глаз,   упражнения на   расслабление   и   дыхание. Необходима специальная гимнастика для   глаз   (по   методу   профессора Э.С.Аветисова,  Ю.А.Утехина). Применяются   упражнения   большого объема,   динамического   характера. Различные   исходные   положения, упражнения с предметами и малыми отягощениями.   Продолжительность не менее 30­40 минут с интервалами отдыха.   Дыхательная   гимнастика   – обязательна.   Плавание,   прогулки   на лыжах и на свежем воздухе, катание на   велосипеде,   подвижные   игры. Работа     на   выносливость,   занятия туризмом. Общеразвивающие   упражнения   для всех   мышечных   групп   в   различных исходных   положениях,   в   среднем   и медленном   темпе,   с   предметами, малыми на координацию. Плавание, дозированная   ходьба,   легкий   бег, прогулки лыжах. Продолжительность   не   менее   30­45 минут. отягощениями, на           Из   всего   вышеизложенного     хочется   отметить,   что   такие   виды физической активности как дозированная ходьба, бег, терренкур, плавание, прогулки на лыжах, катание на велосипеде, общеразвивающие упражнения для всех   мышечных   групп,   выполняемые   в   умеренном   и   медленном   темпе,   не только   являются   профилактикой   данных   заболеваний,   но   и   способствуют оздоровлению   организма,   коррекции   фигуры,   укреплению   здоровья   и вырабатывают потребность в здоровом образе жизни. СРОКИ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ           УПРАЖНЕНИЯМИ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. Состояние   здоровья   человека,   его   сопротивляемость   заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих   устойчивость   по   отношению   к   неблагоприятным   внешним влияниям.   Учащающаяся   заболеваемость   среди   молодежи   является выражением физической детренированности, которая развивается вследствие ограниченной   двигательной   активности.   Растущий   организм   особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность,   некомпенсируемая   необходимыми   по   объему   и   интенсивности физическими нагрузками, приводят к развитию целого ряда заболеваний. Занятия физическими упражнениями оказывают благоприятное влияние на   все   системы   организма.   Они   способствуют   формированию   правильной осанки,   развивают   силу,   ловкость,   быстроту,   выносливость,   увеличивают сопротивляемость   организма   утомлению.   занимающиеся физическими упражнениями, имеют более высокую физическую и умственную   Учащиеся, работоспособность. Благодаря влиянию физических упражнений на центральную нервную систему выражается   в   повышении   силы   и   уравновешенности   нервных   процессов, организм   быстрее   приспосабливается   к   новым   видам   работы,   к   новой обстановке.   Полное прекращение занятий физическими упражнениями может носить только   временный   характер.   Сроки   возобновления   занятий   физической культурой  и спортом после перенесенных заболеваний и травм определяются врачом   индивидуально   для   каждого   ученика   с   учетом   всех   клинических степени данных   (тяжести   характера   заболевания   или   травмы, функциональных   нарушений,   (которые   были   вызваны   заболеванием   или травмой).   Принимаются   во   внимание   также   пол,   возраст,   компенсаторные способности организма и другие индивидуальные особенности.       Сроки возобновления занятий физическими упражнениями после острых и инфекционных заболеваний  перечислены ниже. АНГИНА   (катаральная,   фолликулярная,   лакунарная).   Признаки выздоровления: отсутствие воспалительных   явлений в зеве (краснота, припухлость и пр.) и болей при глотании; нормальная температура не менее   2   дней;   удовлетворительное   общее   состояние.   Занятие физкультурой можно начинать через 6­7 дней, тренировки­через 12­14 дней,   участие   в   соревнованиях   –   через   20­22   дня.     Необходима осторожность во время занятий зимними видами спорта (лыжи, коньки) и плаванием в связи с опасностью резкого охлаждения тела. АНГИНА   ФЛЕГМОНОЗНА   выздоровления: удовлетворительное самочувствие, отсутствие болезненных явлений в   Признаки   зеве и шейных лимфатических узлах; нормальная температура не менее 7   дней;   почти   полное   восстановление   обычного   веса   тела.   Занятия физкультурой   –   через   14­15   дней,   тренировки   –   через   20­21   день, участие   в   соревнованиях   –   через   30­35   дней.   При   допуске   к соревнованиям   обращать   особое   внимание   на   состояние   сердечно   ­ сосудистой системы. Обязательно проведение функциональных проб. выздоровления: АППЕНДИЦИТ: удовлетворительное самочувствие, нормальная температура не менее 10   Признаки     а)   острый. дней;   отсутствие   боли   и   напряжения   брюшной   стенки   в   области червеобразного   отростка   при   ощупывании.   Занятия   физкультурой   – через 7­10 дней, тренировки – через14­18 дней, участие в соревнованиях – через25 – 30 дней.   Рекомендуется операция, так как нет гарантии против нового приступа. б) после операции. Признаки выздоровления: хороший (безболезненный, подвижный)   послеоперационный   рубец;   безболезненное   напряжение мышц   брюшного   пресса.   Занятия   физкультурой   –   через   10­15   дней, тренировки ­ через 20­25 дней, участие в соревнованиях ­ через 30­40 дней. Следует ограничить прыжки, поднимание тяжестей и упражнения на гимнастических снарядах. o БРОНХИТ   ОСТРЫЙ,   ИНФЕКЦИОННЫЙ.   ОСТРЫЙ   КАТАР ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ. Признаки выздоровления: удовлетворительное  общее   состояние;   нормальная  температура; отсутствие   кашля;   отсутствие   хрипа   в   легких.   Занятия физкультурой – через 6­8 дней, тренировки – через 10­12 дней, участие в соревнованиях – через 14­16 дней. Остерегаться резких и   особенно   внезапных   охлаждений   дыхательных   путей   при выполнении физических упражнений. o ВЕТРЯНАЯ   ОСПА. выздоровления: удовлетворительное   самочувствие;   нормальная   температура   не   Признаки   менее   7   дней;   отсутствие   болезненных   явлений   в   области дыхательных   путей;   суставов   и   кожи.  Занятия   физкультурой   – через   7­8   дней,   тренировки   –   через   10­12   дней,   участие   в соревнованиях – через 16­18 дней.  o ФРОНТИТ   ГАЙМОРИТ. Признаки выздоровления: нормальная температура   не   менее   14   дней;   полное   исчезновение   болей   и неприятных   ощущений   в   пораженных   областях.   Занятия физкультурой – через 8­9 дней, тренировки – через 16­18 дней, участие в соревнованиях – через 20­25 дней.  Необходима особая осторожность   на   занятиях   зимними   видами   спорта   и постепенность при закаливания.  o ВОСПАЛЕНИЕ   ЛЕГКИХ   (катаральное   и   крупозное).   Признаки выздоровления:   удовлетворительное   самочувствие;   нормальная температура   не   менее   14   дней;   отсутствие   кашля;   нормальные данные при аускультации и перкуссии. Занятия физкультурой – через12­14   дней,   тренировки   –   через   18­20   дней,   участие   в соревнованиях   –   через   25­30   дней.   При   затянувшемся катаральном   воспалении   и   при   тяжелых   формах   крупозного воспаления сроки увеличиваются на две­три недели. ГАСТРОЭНТЕРИТЫ   и   другие   острые   расстройства   желудочно­ кишечного   тракта.   Признаки   выздоровления:   Исчезновение   всех болезненных   явлений   (боли,   тошнота,   поносы   и   пр.)   Занятия физкультурой – через 2­3 дня, тренировки – через 5­6 дней, участие в соревнованиях   ­   через   10­12   дней.   Обращать   особое   внимание   на строгое соблюдение режима питания. ГРИПП: а) катаральная, желудочно­кишечная и нервная формы, легкие и   средней   тяжести   (повышенная   температура   не   более   4   дней,   Признаки отсутствие   резко   выраженных   местных   явлений). выздоровления:   нормальная температура   не   менее   5   дней;   полное   отсутствие   болезненных   удовлетворительное   самочувствие; симптомов в области дыхательных путей, сердца, желудочно­кишечного тракта   и   других   органов;   удовлетворительный   результат функциональных   проб   сердечно­сосудистой   системы.   Занятия физкультурой – через 4­5 дней, тренировки – через 6­8 дней, участие в соревнованиях – через 10­12 дней; Б)   более   тяжелые   формы   (повышенная   температура   более   5   дней, расстройства со стороны отдельных органов, а также резко выраженные   Признаки   выздоровления: явления   общей   интоксикации). удовлетворительное самочувствие; нормальная температура не менее 7 дней;   остальные   признаки,   как   при   легких   формах   гриппа; удовлетворительный   результат   функциональных   проб   сердечно   ­ сосудистой   системы.   Занятия   физкультурой   –   через   10­12   дней, тренировки – через 18­20 дней, участие в соревнованиях – через 30­40 дней. При допуске к соревнованиям необходимо обследовать сердечно – сосудистую систему и проводить функциональные пробы. ДИЗЕНТЕРИЯ.   удовлетворительное самочувствие; нормальный стул не менее 15 суток; хороший аппетит;   Признаки   выздоровления: близкий   к   естественному   нормальному   весу;     удовлетворительный результат   функциональных   проб   сердечно   –   сосудистой   системы. Занятия  физкультурой  ­  через  14­16  дней,  тренировки –  через  20­25 дней,   участие   в   соревнованиях   –   через   30­35   дней.   Необходим систематический   контроль   самочувствия   деятельности   сердечно   ­ сосудистой системы и желудочно­кишечного тракта. ДИФТЕРИЯ.   Признаки   выздоровления:   нормальная   температура   не менее   15   дней;   хорошее   самочувствие;   полное   исчезновение болезненных   явлений   в   области   желез;   отсутствие   патологических изменений   в   моче.   Занятия   физкультурой   –   через   30­35   дней, тренировки – через 40­50 дней, участие в соревнованиях – через 60­75 дней. Врачебное наблюдение в течение 2­3 месяцев. Систематический контроль   деятельности   сердца.   Необходимы   особая   осторожность   и постепенность нагрузки на занятиях. Обязательны контрольные анализы мочи. КОРЬ. Признаки выздоровления: нормальная температура не менее 7 дней;   нормальное   функционирование   кишечника;   полное   отсутствие сыпи на коже. Занятия физкультурой – через 14­16 дней, тренировки ­ через 20­21 день, участие в соревнованиях – через 25­30 дней. ВОСПАЛЕНИЕ   ПОЧЕК   (острый   нефрит).   Признаки   выздоровления: хорошее самочувствие; отсутствие отеков; отсутствие в моче белка и форменных элементов при трех повторных исследованиях через каждые 5 дней. Занятия физкультурой – через 30­35 дней, тренировки – через 40­50 дней, участие в соревнованиях – через 60­90 дней. Необходим систематический врачебный контроль. Обязательны повторные анализы мочи после 2­3 тренировок в течение двух­трех месяцев. ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ И СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧЕК, не вызывающие резких болезненных явлений и ограничений движения (чесотка, лишай и др.) Момент полного выздоровления устанавливается лечащим врачом­ специалистом   и   характеризуется   полным   отсутствием   проявления болезни и рецидивов в течение 8­15 дней. Занятия физкультурой – через 5­6 дней, тренировки – через 7­10 дней, участие в соревнованиях – через 15­20 дней. ОСТРОЕ РАСШИРЕНИЕ СЕРДЦА (вследствие спортивных или других напряжений).   удовлетворительное   Признаки   выздоровления: самочувствие,   отсутствие   одышки   при   движениях;   восстановление нормальных размеров сердца, чистые, ясные тоны, удовлетворительный результат   функциональных   проб   сердечно   ­   сосудистой   системы. Занятия физкультурой – через 30­45 дней, тренировки – через 60­75 дней,   участие   в   соревнованиях   –   через   90­120   дней.   Необходим систематический медицинский и педагогический контроль (в кабинете врача и на занятиях физкультурой). ОТИТ  (острый).  Признаки выздоровления: Нормальная температура не менее 5 дней; отсутствие болезненных явлений. Занятия физкультурой – через   14­16   дней,   тренировки   –   через   20­25   дней,   участие   в соревнованиях – через 30­40 дней. Необходима особая осторожность на занятиях плаванием. ПЛЕВРИТ: а) сухой. Признаки выздоровления: нормальная температура не   менее   20   дней;   удовлетворительное   самочувствие;   отсутствие болезненных симптомов в области легких и бронхов; восстановление обычного веса. Занятия физкультурой – через 14­16 дней, тренировки – через   20­24   дня,   участие   в   соревнованиях   –   через   30­35   дней. Рекомендуется закаливание. Избегать простуды. б)   экссудативный.   Признаки   выздоровления:   отсутствие   признаков выпота в плевре. Занятия физкультурой – через 40­50 дней, тренировки –   через   60­80   дней,   участие   в   соревнованиях   –   через   90­105   дней. Рекомендуется закаливание, избегать простуды. РЕВМАТИЗМ ОСТРЫЙ. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие;   нормальная   температура   не   менее   30   дней;   полное отсутствие деформаций и болей в суставах при движениях; отсутствие болезненных явлений в области сердца. Занятия физкультурой – через 6­8 месяцев, тренировки – через 1­1,5 года, участие в соревнованиях – через   2­2,5   года.   Через   3­4   месяца   возможны   занятия   лечебной гимнастикой в специальных группах. Необходимы особая осторожность и постепенность тренировки. Если болезнь протекает в зимнее время, желательно не начинать тренировку до лета. СОТРЯСЕНИЕ МОЗГА. Признаки выздоровления: удовлетворительное самочувствие;   полное   отсутствие   головных   болей   и   головокружений, как в спокойном состоянии, так и при движение (не менее 15 дней); нормальные   рефлексы.   Занятия   физкультурой   –   через   20­25   дней, тренировки – через 30­40 дней, участие в соревнованиях – через 60­90 дней. Исключаются в течение полугода тренировки, связанные с резким сотрясением тела (прыжки на лыжах, футбол, акробатика и др.), а также занятия боксом, каратэ, борьбой. СКАРЛАТИНА.   Признаки   выздоровления:   удовлетворительное самочувствие;   нормальная   температура   не   менее   20   дней;   полное отсутствие шелушения кожи; отсутствие патологических изменений в моче. Занятия физкультурой – через 30­40 дней, тренировки – через 50­ 60   дней;   участие   в   соревнованиях   –   через   75­80   дней.   Необходимы особая осторожность и постепенность нагрузки на занятиях. Обязателен анализ   мочи   перед   началом   тренировки   и   после   одного   из   первых занятий. Вопрос   о   допуске   к   занятиям   физкультурой   и   спортом   учащихся, перенесшим   тяжелые   формы   заболеваний   легких,   сердца,   печени, остаточные   явления   полиомиелита,   последствия   различных   травм опорно­двигательного   аппарата,   решается   индивидуально   врачами   ­ специалистами. Примерные   сроки   возобновления   занятий   физической   культурой учащимися   учебных   заведений   основной   медицинской   групп   ы, представлены в  данной таблице:  Таблица № 1 Сроки назначения Примечание Наименование заболевания (травмы) Ангина Через   2­3 Для   возобновления   занятий   необходимо недели Острые респираторные заболевания Через недели Острый отит Через недели     1­3 3­4 Пневмония Через месяца   1­2   дополнительное медицинское обследование.   Избегать   переохлаждения во   время   занятий   лыжным   спортом, плаванием и т.п. Избегать   переохлаждений.   Зимние   виды спорта и плавание могут быть временно исключены.  Зимой,  во   время   занятий   на открытом   воздухе,   дышать   только   через нос. плавание.   Избегать Запрещается     При   хроническом переохлаждения. перформативном   отите   противопоказаны все   водные   виды   спорта.   При неустойчивости, вестибулярной наступающей   часто   после   операции, исключаются также упражнения, которые могут   вызывать   головокружение   (резкие повороты, вращения, перевороты).       использовать Избегать переохлаждения. Рекомендуется шире дыхательные упражнения, а также плавание, греблю и зимние   виды   спорта   (свежий   воздух, отсутствие пыли, положительное влияние на систему дыхания). Плеврит Через месяца   1­2 Через2­3 недели Через месяца   1­2 Грипп Острые инфекционные заболевания   (корь, скарлатина, дифтерия, дизентерия и др.) Исключаются   (сроком   до   полугода) упражнения   на   выносливость   и упражнения,   связанные   с   натуживанием. Рекомендуются плавание, гребля, зимние виды спорта.  Необходимо   наблюдение   врача,   ЭКГ­ контроль Возобновление   занятий   возможно   лишь при   удовлетворительной   реакции сердечно­сосудистой   на функциональные пробы. системы Острый нефрит Ревмокардит Гепатит инфекционный Через месяца Через месяца     2­3 2­3 Категорически   запрещаются   упражнения на   выносливость   и  водные   виды   спорта. После   начала   занятий   физкультурой необходим   регулярный   контроль   за составом мочи. Занятия   разрешаются   лишь   при   условии санации   очагов   хронической   инфекции. Не менее года занимаются в специальной группе. Необходим ЭКГ­контроль.   Исключаются на выносливость.   Необходим   регулярный контроль за функцией печени. упражнения       6­12 Через (в месяцев зависимости   от течения и формы заболевания)   Аппендицит (после операции) Через месяца    1­2 Первое   время   следует   избегать натуживания,   прыжков   и   упражнений, дающих нагрузки на мышцы живота. Перелом   костей конечностей Через 3 месяца В первые три месяца следует исключать упражнения,   дающие   активную   нагрузку на поврежденную конечность Сотрясение мозга     Не   менее   чем через 2­3 месяца (в зависимости   от тяжести и характера травмы)   В каждом случае необходимо разрешение врача­невропатолога. Следует исключить упражнения,   связанные   с   резкими сотрясениями   тела       (прыжки,   футбол, волейбол, баскетбол и т.д.)  Растяжение   мышц и связок Через недели   1­2 Разрыв   мышц   и сухожилий Не   менее   чем через 6 месяцев после операции Увеличение   нагрузки   и   амплитуды движений   в   поврежденной   конечности должно быть постепенным Предварительно необходима (длительное время) лечебная физкультура При возобновлении занятий физической культурой после перенесенных заболеваний   необходимо   особое   внимание   уделять   нормированию физических   нагрузок   и   физиологической   кривой   нагрузки   (ответной реакцией   организма   на   предлагаемую   нагрузку   –   по   ЧСС)   и   не допускать усталости и утомления.     ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ Утомление возникает в результате чрезмерной физической нагрузки и проявляется   временным   снижением   работоспособности.   Различают умственное и физическое «утомление», но это деление весьма условно. Нередко   как   синоним   слова   «утомление»   употребляют   термин «усталость».   Однако   усталость   не   всегда   соответствует   утомлению. Занятия   физическими   упражнениями,   которые   осуществляются целенаправленно,   с   большим   интересом,   вызывают   положительные эмоции и меньшую усталость. И наоборот, усталость наступает раньше, когда нет интереса к занятиям, хотя признаки утомления отсутствуют. Умственное   утомление   характеризуется   снижением   продуктивности интеллектуального   труда,   ослабленным   вниманием   и   т.п.   Физическое утомление   проявляется   нарушением   функции   мышц:   снижением скорости,   интенсивности,   согласованности   и   ритмичности   движений. Недостаточный по времени отдых или чрезмерная физическая нагрузка   длительного   времени   приводит   к   переутомлению в   течение   (хроническому утомлению).    Для предупреждения переутомления необходимо нормализовать режим дня:   исключить   недосыпание,   уменьшить   нагрузку,   правильно чередовать занятия и отдых. Определить соответствие физической нагрузки состоянию здоровья и уровню   подготовленности   по   внешним   признакам   утомления преподавателю физкультуры поможет таблица №2.  ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ.                                    Таблица №  2    Признаки Наибольшее физиологическое утомление Окраска Небольшое кожи покраснение Потливость Небольшая Дыхание Учащенное (до 22­ 26   в   мин.   На равнине и до 36 – при   подъеме   в гору) Движение Бодрая походка Общий вид, ощущения Обычный Значительное утомление (острое переутомление 1 степени)  Значительное покраснение Большая   (выше пояса) Учащенное   (38­ 46   в   1   мин.), поверхностное   Неуверенный шаг, легкое покачивание   при ходьбе, отставание   на марше Усталое выражение   лица, небольшая сутулость. Снижение интереса окружающему. к   Резкое   переутомление (острое   переутомление   2 степени).   Резкое покраснение, побледнение, синюшность Резкая(ниже пояса) выступание солей на коже     Очень   учащенное   (более 50­60  в  мин.,)   через   рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием. Резкие   покачивания   при ходьбе, появление некоординированных движений. дальнейших движений.   Отказ   от   Изможденное   выражение лица,   сильная   сутулость, апатия,   жалобы   на   очень сильную   слабость   (до прострации).   Учащенное сердцебиение,   головная боль,   жжение   в   груди, тошнота, рвота. Внимание Четкое, безошибочное выполнение команд Пульс   – уд/мин. 110 – 150     в Неточность выполнении команд,   ошибки при смене направления движения 160 – 180 Замедленное, неправильное выполнение команд.   Воспринимаются только громкие команды. 180 ­ 200 Мимика Спокойная Напряженная Искаженная Только   при   систематическом   и   научно   обоснованном   врачебно­ педагогическом   контроле   занятия   физической   культурой   становятся эффективным средством сохранения и укрепления здоровья учащихся, улучшения   их   физического   развития.   В   связи   с   этим   преподаватель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на организм, гигиены физических упражнений, организации   и   методики   физической   культуры   с   учетом   анатомо­ физиологических особенностей организма занимающихся для решения следующих задач: ­ укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма ­ повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью; ­ повышение физической и умственной работоспособности; ­   повышение   иммунологической   реактивности   и   сопротивляемости организма для борьбы с простудными заболеваниями и инфекциями; ­ формирование правильной осанки и ее коррекции; ­ обучению рациональному дыханию; ­ освоение основных двигательных умений и навыков; ­ воспитание морально­волевых качеств; ­   воспитание   интереса   к   самостоятельным   занятиям   физической культурой и внедрение их в режим дня; ­   создание   предпосылок,   необходимых   для   будущей   трудовой деятельности.              Не   следует    забывать   еще   об  одном  оздоровительном   аспекте физических   упражнений.   Они   связаны   с   определенными   усилиями,   определенную совершив человек   испытывает   которые,   удовлетворенность, так как чувствует, что одержал победу над собой. В результате   этого   создается   положительный   эмоциональный   фон, который позитивно сказывается на здоровье человека.       ЛИТЕРАТУРА 1. Э.Г.Булич. ­ М.,Высшая школа 1986г. Учебное пособие "Физическое воспитание в специальных медицинских группах. 2 А.А.Бишаева. Учебник" Физическая культура­ М. Издательский центр "Академия" 2010год. 3. М.Горин, Осипова "Путь к здоровью"­ СПб.1994г. 4. Л.П.Матвеев под ред.Б.А.Ашмарина. Учебник "Теория и методика физического воспитания"  ­ М.,1990год 5. Климова В.И. "Человек и его здоровье"­ М.,1990 год. 6.   Г.И.Погадаев   "   Настольная   книга   учителя   физической   культуры" М.,"Физкультура и спорт" 2000 год.

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»

Методичка«Профилактика заболеваний средствами физической культуры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2019