МБОУ «Давыдовская СОШ с УИОП»
Исследовательский проект
на тему:
«Футбол в живописи»
Выполнил: обучающийся 9 «А» класса МБОУ «Давыдовская СОШ с УИОП» Лискинского района Воронежской области
Котов Николай
Руководитель: Макшанцева. Л. В
Учитель ИЗО
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….. ………3-4
Теоретические аспекты …………………………………………………………………….4-7
Практическое исследование ………………………………………………………………7-12
Социологическое исследование …………………………………………………………12-13
Заключение …………………………………………………………………………. …13-14
Информационные источники …………………………………………………….. …… … 14
ВВЕДЕНИЕ
О спорте, особенно на футбольную тему, сложены песни, написаны статьи, как о самом футболе, так и об игроках. Хотелось бы выяснить, а как обстоят дела в живописи?
Исследуемая тема «Футбол в живописи» вызывает интерес наглядностью в истории футбол
Цель работы:
• Выяснить наглядность футбола в живописи
Задачи:
• Найти и отобрать интересный материал о футболе.
• Найти произведение живописи.
• Провести теоретическое и практическое исследование.
• Оформить работу.
• Выполнить презентацию.
• Подготовить защиту работы.
Объект исследования: творчество художников разных эпох.
Предмет исследования: картины в живописи на футбольную тему.
База исследования: теоретической базой исследования явились материалы, представленные в сети Интернет, справочники, альбомы
При проведении исследования выдвинута гипотеза: если футбол изображён в картинах художников разных эпох, то он популярный и в наши дни.
Методы исследования:
Теоретический
а) Анализ и синтез полученного материала.
2. Практический
а) опрос
Новизна данного исследования состоит в историческом подтексте футбола посредством живописи
Практическая значимость состоит в возможности применения данных материалов в ходе проведения внеклассных мероприятий с целью повышения культурного уровня обучающихся и как призыв к ЗОЖ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Футбо́л (англ. football от foot «ступня» + ball «мяч») — командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире
Первые упоминания об игре с мячом ногами были зафиксированы в Китае и Древнем Риме ещё до нашей эры. Жители «Поднебесной» играли с круглым шаром на квадратных площадях, в то время римляне в большей степени использовали футбол не в качестве развлечения, а применяли его, как тренировочное упражнение для воинов.
В 12 веке нашей эры в Англии зародилась игра с мячом, сильно похожая на футбол, в которую жители играли на лугах, дорогах и площадях. Кроме ударов по мячу ногами, также допускались и пинки кулаком. Эта ранняя форма футбола была очень грубой и жестокой, нежели современная версия игры, к тому же участвовали в ней не 22 человека, как сейчас, а целые толпы людей.
Похожая игра с такими же элементами жестокости была создана во Флоренции (16-й век), и она называлась «Calcio» (Кальчо). Ярость таких футбольных забав нередко наносил существенный ущерб улицам города, к тому же, участники получали травмы, а некоторые вовсе погибали. Такие игры были запрещены на несколько столетий, и на этом история футбола могла закончиться, но уже в 17 веке на улицах Лондона стали снова появляться игры с мячом, а позже футбол вовсе стали использовать в государственных школах.
Попытка создать единые футбольные правила, была предпринята в 1848 году в Кембридже, но некоторые вопросы так и не удалось решить. Ещё одно важное событие в истории футбола произошло в Лондоне в 1863 году, когда в Англии была сформирована первая футбольная ассоциация и были установлены первые правила игры. Следствием лондонской встречи стало то, что игру с мячом раздели на два вида: футбол и регби.
Таким образом, в мире считают, что 8 декабря 1863 года – официальная дата зарождения футбола. Именно Англия считается родиной футбола.
После лондонской встречи пошёл активный процесс развития футбола. Постепенно создавались правила игры, и в целом, футбол, как вид спорта становился интересней, так как команды уже не играли примитивно, получив мяч и гнав его вперёд, а действовали вариативней, перепасовываясь с партнёрами, и совершая другие обманные манёвры с мячом.
Футбольные клубы существуют ещё с 15 столетия, но официального статуса они не имели, поэтому трудно решить, какой клуб был создан первым. Одни историки считают, что древнейшая футбольная команда была сформирована в Эдинбурге (1824 год), однако официально в мире считают, что самым старым футбольным клубом является «Шеффилд» (Sheffield Football Club), который был основан в 1857 году.
Толчком для создания футбольных команд стала индустриализация, которая привела к появлению больших групп людей на фабриках, заводах, церквях и т.п. Зачастую, команды образовывались в больших городах, а благодаря строительству новых железных дорог, появилась возможность проводить матчи между двумя коллективами из разных городов.
Первое время в Англии преобладали клубы государственных школ, но позже, основную часть стали составлять команды, состоящие из рабочих. Уже в то время, некоторые команды платили лучшим игрокам других коллективов, чтобы те присоединились к ним.
Наконец, в 1888 году была создана Футбольная лига (The Football League), которая была высшей лигой в английском футболе до 1992 года, пока не стала Премьер-лигой. В первом сезоне Футбольная лига состояла из 12-и клубов, но вскоре количество участников увеличилось, соответственно усилилась конкуренция, а также интерес к матчам со стороны зрителей.
В Европе британские клубы доминировали долгое время, и только через несколько десятилетий коллективы из Венгрии, Италии и Чехии смогли играть на уровне и даже лучше представителей из «Туманного Альбиона».
История возникновения первых футбольных соревнований
Перед тем, как была сформирована Футбольная лига, в 1871 начали разыгрывать Кубок Англии, который является самым старым футбольным соревнованием в мире. В 1892 году был сыгран первый в истории международный матч с участием сборных Англии и Шотландии, который завершился вничью 0:0. Двенадцать лет спустя, в 1883 году состоялся первый международный турнир с участием сборных Англии, Уэльса, Шотландии и Ирландии.
Долгое время футбол был исключительно британским явлением, но постепенно он распространился на другие европейские страны, а затем и другие континенты. Так, первая игра, сыгранная за пределами «Старого Света», состоялась в Аргентине, однако в ней сыграли британские рабочие, а не жители латиноамериканского государства. Следуя примеру Англии, в других странах также постепенно создавались футбольные турниры, а также формировались национальные сборные.
21 мая 1904 года в Париже была основана Международная федерация футбола (FIFA). Её основателями выступили Франция, Испания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Дания и Швейцария. Англичане, не видевшие основания для присоединения к ФИФА, через год всё-таки стали членом организации.
В 1908 году футбол включили в программу Олимпийских игр. До момента проведения первого Кубка мира ФИФА, футбол на Олимпиаде оценивался, как самый престижный турнир в мире.
Что касается чемпионата мира по футболу, то дебютный розыгрыш состоялся в 1930 году в Уругвае. Тогда в финале встретились сборные Уругвая и Аргентины, и в итоге, со счётом 4:2 победу одержали хозяева соревнования.
15 июня 1954 года после консультации между французской, итальянской и бельгийской ассоциациями, был образован Союз европейских футбольных ассоциаций (UEFA). Уже в 1960 году под эгидой УЕФА был проведён первый чемпионат Европы по футболу, победителем которого стала сборная Советского Союза, обыгравшая в финале Югославию.
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Выявим появление футбола на картинах художников.
- Уильям Ральстон изобразил на своей картине матч Англии : Шотландии, 1972 г.
- Уильям Хейсман Оверенд изобразил на картине футбол 1890-1900 г.
- Доменико Дуранте изобразил футбольный плакат 1903 г.
- Анхель Саррага изобразил, три футболиста с беретом в 1921 г.
- Эдвард Ланкастер, показал на своей картине деревенский футбол 1950 г..
- Питер Самуэльсон, показал на своей картине футбольный мяч 1950-1960 г.
- Жан Якоби, изобразил футбол 1932 г.
- Херальд Герсиг, изобразиизобразил игроков 1917 г.
- Доменико Дуранте, изобразил автопортрет в футболке Ювентуса 1926-1930
- Умберто Боччони, показал инергию игры в футбол 1913 г.
- Анхель Саррага, изобразил футболистку блондинку 1926 г.
Вывод: футбол на картинах художников появился в 1890 г.
Выявим особенности одежды для футбола в картинах художников.
- Уильям Хейсман Оверенд, изобразил две команды одеты в футбольную форму, в разных цветах.
- Доменико Дуранте, изобразил первую форму Ювентуса в цветах черно белого цвета.
- Анхель Саррага, изобразил первую форму с беретом белого цвета.
- Анхель Саррага, изобразил в 1926 года футболистку, которая была в жёлто – коричневой форме.
- Херальд Герсиг, изобразил игроков 1917 года, которые были в красно-чёрной форме.
- Жан Якоби, изобразил две команды, которые играли в футбол, они были одеты в разных формах. Первая команда была в красно-белой форме. Вторая команда была одета в жёлто-голубой форму.
-Питер Самуэльсон, изобразил две команды, которые были одеты в разную форму. Первая команда была одета в красно-белую форму. Вторая команда была в бело-синей форме.
Вывод: футбольная одежда состояла из футболки, шорт, гетр, бутс, щитков.
Выявим появление женского футбола.
Женский футбол существовал достаточно давно, но до 1970-х годов, когда он начал принимать организованные формы, этот вид спорта ассоциировался с благотворительными играми.
Борьба за признание женского футбола не была лёгкой. Свой первый расцвет этот вид спорта пережил ещё в 1920-х в Великобритании, когда некоторые матчи посещали более 50000 зрителей. Но 5 декабря 1921 года Английская футбольная ассоциация проголосовала за его запрет на всех полях, используемых входящими в неё клубами. Запрет был отменён только в июле 1971 года. После того, как 5 декабря 1921 года Английская футбольная ассоциация запретила женские команды, появилась Женская английская ассоциация футбола, организовавшая Кубок вызова женской английской ассоциации футбола. Серебряный кубок был пожертвован первым президентом ассоциации, Лен Бриджет. Первый сезон, в котором приняли участие 24 команды, состоялся весной 1922 года. Первым победителем стала команда «Stoke Ladies», 24 июня 1922 года победившая «Doncaster and Bentley Ladies» со счётом 3-1.
Подтверждением женского футбола является картина Анхель Саррага. Футболистка-блондинка, 1926
Вывод: женский футбол считается популярной игрой, он входит в олимпийские игры.
Выявим, является ли футбол массовой игрой.
Художники :
Уильям Хейсман Оверенд. Футбол, 1890 (литография выполнена около 1900);
Жан Якоби. Футбол, 1932; Питер Самуэльсон. Футбольный матч (1950-1960)- показали в своих работах множество людей, играющих в футбол
Вывод: футбол является массовой игрой
Выявим, кто из художников играл в футбол.
Доменико Дуранте родился 17 декабря 1879 года в Мораццано в Италии. Играл за футбольный клуб Ювентус. Он провёл 30 матчей за Ювентус пропустил 30 мячей.
Александр Дейнека–советский художник был спортивным человеком и играл в любительский футбол
Тема спорта — культа сильного и здорового тела была важна Дейнеке, художник постоянно обращался к ней в рисунках («Футбол», 1928). Дейнека создал на эту тему картины: «Футбол» (1924, местонахождение неизвестно), «Футболист» (1932, холст, масло, 116,5 на 91,5 сантиметров, Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки), «Вратарь» (1934, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея).
Две ранние работы художника — «Футбол» (1923, графический лист) и «Футбол» (1924). Футболисты здесь парят в воздухе и кружатся вокруг мяча. Под ногами футболистов земля отсутствует, её роль играет рама — нижний край картины. Движение разворачивается по кругу, а заканчивается устремлением вверх.. Эти две работы почти идентичны по композиционному построению, но полотно оставляет уже другое эстетическое впечатление. Оно лишено формальных пластических дополнений, которые присутствуют в графике. Лаконизм сочетается с жизненной убедительностью.
Дейнека вспоминал, оценивая своё увлечение футболом в свете изменений в творческой манере:
«В двадцать четвёртом году я впервые выставлялся. Писал футбол. Игру любил, знал её, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Наделал десятки рисунков и, набрасывая один из многих неудачных эскизов, я обнаружил — эскиз не укладывается в композиционные нормы знакомых картин. Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Я догадался написать то, что многих волновало, интересовало. В моем творчестве была удача. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык. Позже я понял, почему, когда вокруг бурлила иная жизнь, люди в хаки ездили в теплушках, трупы возили возами — была гражданская война; художники, многие, по крайней мере, писали обычное: пейзан в лапоточках, французские пейзажи, дам в кринолинах. Они писали не то, что видели, а то, что этим годам было абсолютно не нужно. Картина гораздо позже, чем плакат, стала находить свое революционное лицо. Случай с футболом — обычный случай. Я не знаю истинно художественного произведения, которое, отвечая запросам передового современника, не вынуждено было бы решать ряд новых задач идейного, пластического порядка, дабы быть на высоте своего времени», - А. А. Дейнека. Из моей рабочей практики. Государственный музей спорта
Вывод: Доменико Дуранте, не только был художником, но и играл в футбол на профессиональном уровне, как и Александр Дейнека играл в любительский футбол
Рассмотрим особенности футбола в европейской живописи
Художники изображали не только отдельные эпизоды футбольного матча, но и элементы футбольного инвентаря, болельщиков, футбольные стадионы, создавали портреты выдающихся футболистов. Многие из живописцев, создававших картины с изображением этой игры, достаточно неплохо разбирались в ней, сами были болельщиками, а некоторые были профессиональными футболистами и использовали свои живописные произведения для рекламы своего клуба или игры в целом.
Рассмотрим особенности футбола в советском изобразительном искусстве
Художники и скульпторы изображали не только отдельные эпизоды футбольного матча, но и элементы футбольного инвентаря, болельщиков, футбольные стадионы.
Футбол в советском изобразительном искусстве получил достаточно широкое отражение. Художники и скульпторы изображали не только отдельные эпизоды футбольного матча, но и элементы футбольного инвентаря, болельщиков, футбольные стадионы
На конец 1950-х — начало 1960-х годов приходятся серьёзные успехи советских футболистов, что стимулировало интерес деятелей искусства к теме футбола. На рубеже 1950-х — 60-х годов значительным разделом футбольной темы становятся портреты известных спортсменов. Появилась серия цветных автолитографий «Стадион» Бориса Ермолаева — своеобразный репортаж о конкретном футбольном матче.
Вывод: футбол в живописи получил достаточно широкое отражение.
Выявим, все ли направления живописи были понятны по названию картина?
Казимир Малевич (создатель знаменитого черного квадрата). Супрематизм. Живописный реализм футболиста, красочные массы в 4-м измерении, 1915
Речь в ней идёт об интуиции, высшем (то есть расширенном) сознании и духовном прозрении как способах постижения мира. Время «заключает в себе две идеи: некоторого неизвестного нам пространства (четвёртого измерения) и движения по этому пространству
Вывод: некоторые работы художников не понятны зрителю, но художник Казимир Малевич с большим желанием выразил свое отношение к футболу Что привлекает художников в изображении футбола?
Живописцы убедительно передают экспрессию, динамичную борьбу за мяч .
Например, художник Дормидонтов достигает вершин рисовального мастерства, тщательно прорисовывая мускулатуру игроков. Гипертрофированная экспрессия придаёт этим работам определённую условность, а красочная гамма (голубое небо, яркие майки игроков, зелень поля) усиливают бодрое звучание
Существует ли связь художников разных поколений
Картина Ю. И. Пименова «Футбол» (1926) на марке к чемпионату мира 2018 года.
Репродукция картины А. А. Дейнеки «Футбол» (1928) на почтовой марке России 2017 года, посвящённой чемпионату мира по футболу 2018 года.
Вывод: работы художников в современности используются на почтовых марках
3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Мы опросили моих сверстников и старшие поколение, которым были заданы такие вопросы:
|
Подростки 20 чел. |
Люди старше 30 лет 15 чел |
||
|
Да |
Нет |
Да |
Нет |
- Любите ли вы футбол?
|
20 |
0 |
13 |
2 |
- Играете ли вы в футбол?
|
19 |
1 |
10 |
5 |
-Смотрите ли вы футбольные матчи?
|
20 |
0 |
13 |
2 |
- Сможете назвать фамилии знаменитых футболистов?
|
10 |
10 |
14 |
1 |
- Сможете назвать художников, которые очень любили футбол?
|
0 |
20 |
2 |
13 |
Из проведенного опроса видно , что люди любят футбол, смотрят футбольные матчи, но имеют проблемы в названии знаменитых футболистов. И выявилась большая проблема, большая часть опрашиваемых не могла назвать художников, которые очень любили футбол.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной теме, я раскрыл наглядность футбола посредством живописи :
· футбол на картинах художников появился в 1890 г.;
· футбольная одежда состояла из футболки, шорт, гетр, бутс, щитков;
· женский футбол считается популярной игрой, он входит в олимпийские игры.
· футбол является массовой игрой;
· Многие из живописцев, создававших картины с изображением этой игры, достаточно неплохо разбирались в ней, сами были болельщиками, а некоторые были профессиональными футболистами и использовали свои живописные произведения для рекламы своего клуба или игры в целом.
· Доменико Дуранте, не только был художником, но и играл в футбол на профессиональном уровне, как и Александр Дейнека играл в любительский футбол;
· некоторые работы художников не понятны зрителю, но художник Казимир Малевич с большим желанием выразил свое отношение к футболу;
· работы художников в современности используются на почтовых марках.
Из проведенного социологического опроса видно , что люди любят футбол, смотрят футбольные матчи, но имеют проблемы в названии знаменитых футболистов. И выявилась большая проблема, большая часть опрашиваемых не могла назвать художников, которые очень любили футбол.
Выдвинутая гипотеза: если футбол изображён в картинах художников разных эпох, то он популярный и в наши дни нашла свое подтверждение
Живописцы убедительно передают экспрессию, динамичную борьбу за мяч . Футбол в живописи получил достаточно широкое отражение.
Мне очень понравилось работать над этой темой.
Список источников
· Брагинский Д. Ю. Спортивные мотивы в отечественном искусстве 1920-х — 1930-х годов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена : Журнал. — 2008. — С. 38-41.
· Денисов М. Е. Фокусы и опыты. Чудо полёта А. А. Дейнеки . Областное бюджетное учреждение культуры «Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки».
· Князева В. П. Николай Иванович Дормидонтов. — М: Советский художник, 1955. — 63 с. — 5000 экз.
· Спорт в искусстве. Выставка. Московский государственный выставочный зал "Новый Манеж". Музеи России (19 октября 2009). Дата обращения 2 июля 2017.
· •https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5,_%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE
· •https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%87%D1%87%D0%BE%D0%BD%D0%B8,_%D0%A3%D0%BC%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE
· •https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D0%B8,_%D0%96%D0%B0%D0%BD
· wikipedia.org и footballhistory.org.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.