Методика анализа лирических произведений

  • docx
  • 15.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методика анализа лирики.docx

Одним из важнейших условий полноценного восприятия лирического произведения является соответствие эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощенным в тексте. Значит, учителю необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания, а для этого нужно научить ребёнка анализировать стихотворение, видеть основную идею автора. Поэтому уроки литературы должны способствовать формированию умений и навыков работы со стихотворной лирикой. Для того чтобы эта работа проходила успешно, учитель должен четко соблюдать этапы работы над лирическим стихотворением.

Этапы работы над лирическим стихотворением

 

1. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.

Задачи:

сообщить сведения об авторе;

настроить учащихся на восприятие текста;

вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения;

объяснить значение слов, без понимания которых восприятие стихотворения будет затруднено.

Приемы работы:

беседа с опорой на личные наблюдения и опыт учащихся;

элементы рассказа;

произведения живописи;

музыкальные произведения;

2. Первичное восприятие стихотворения.

Задачи:

донести до учащихся содержание стихотворения;

вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.

Приемы работы:

чтение учителем (должен показать образец выразительного чтения для того, чтобы у школьников появился эмоциональный и познавательный интерес к дальнейшей работе с текстом);

 комбинированное чтение;

прослушивание текста в записи и др.

 

3. Проверка впечатлений.

Задачи:

 выявить уровень восприятия учащимися стихотворного произведения.

Приемы работы:

беседа на основе впечатлений учеников

4. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.

Задачи:

подготовка к анализу стихотворения.

Приемы работы:

чтение стихотворения самостоятельно про себя;

5. Анализ лирического стихотворения.

Задачи:

способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения и развитию образных представлений на основе прочитанного;

 углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом;

выработать правильную интонацию чтения стихотворения;

наблюдать над спецификой стихотворения как жанра.

Приемы работы:

выборочное чтение отдельных строф, строчек, слов по заданию учителя; беседа-размышление;

стилистический эксперимент – замена стихотворных строк описанием реальных событий; иллюстрирование текста (словесное, музыкальное).

Своеобразным итогом, завершением всей работы над стихотворением является его выразительное чтение. И здесь учащийся должен попытаться передать чувства и переживания поэта. Основными компонентами выразительности являются: дыхание, сила голоса, интонация, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы, темп и ритм, тембр, мимика и жесты. Для того , чтобы учащиеся  научились выразительно читать лирику, необходимо у них сформировать интонационные умения. Выбор способов и приемов работы с поэтическим текстом зависит от возраста учащихся и от характера стихотворения.