Одним из важнейших условий полноценного восприятия лирического произведения является соответствие эмоционального состояния читателя эстетическим переживаниям, воплощенным в тексте. Значит, учителю необходимо настроить учащихся на эмоциональный тон произведения, постараться вызвать соответствующие эстетические переживания, а для этого нужно научить ребёнка анализировать стихотворение, видеть основную идею автора. Поэтому уроки литературы должны способствовать формированию умений и навыков работы со стихотворной лирикой. Для того чтобы эта работа проходила успешно, учитель должен четко соблюдать этапы работы над лирическим стихотворением.
Этапы работы над лирическим стихотворением
1. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.
Задачи:
сообщить сведения об авторе;
настроить учащихся на восприятие текста;
вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения;
объяснить значение слов, без понимания которых восприятие стихотворения будет затруднено.
Приемы работы:
беседа с опорой на личные наблюдения и опыт учащихся;
элементы рассказа;
произведения живописи;
музыкальные произведения;
2. Первичное восприятие стихотворения.
Задачи:
донести до учащихся содержание стихотворения;
вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.
Приемы работы:
чтение учителем (должен показать образец выразительного чтения для того, чтобы у школьников появился эмоциональный и познавательный интерес к дальнейшей работе с текстом);
комбинированное чтение;
прослушивание текста в записи и др.
3. Проверка впечатлений.
Задачи:
выявить уровень восприятия учащимися стихотворного произведения.
Приемы работы:
беседа на основе впечатлений учеников
4. Самостоятельная работа с текстом стихотворения.
Задачи:
подготовка к анализу стихотворения.
Приемы работы:
чтение стихотворения самостоятельно про себя;
5. Анализ лирического стихотворения.
Задачи:
способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание художественного произведения и развитию образных представлений на основе прочитанного;
углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом;
выработать правильную интонацию чтения стихотворения;
наблюдать над спецификой стихотворения как жанра.
Приемы работы:
выборочное чтение отдельных строф, строчек, слов по заданию учителя; беседа-размышление;
стилистический эксперимент – замена стихотворных строк описанием реальных событий; иллюстрирование текста (словесное, музыкальное).
Своеобразным итогом, завершением всей работы над стихотворением является его выразительное чтение. И здесь учащийся должен попытаться передать чувства и переживания поэта. Основными компонентами выразительности являются: дыхание, сила голоса, интонация, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы, темп и ритм, тембр, мимика и жесты. Для того , чтобы учащиеся научились выразительно читать лирику, необходимо у них сформировать интонационные умения. Выбор способов и приемов работы с поэтическим текстом зависит от возраста учащихся и от характера стихотворения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.