МЕТОДИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МАУ ДО СДДТ Варлавиной Елены михайловна
Оценка 4.7

МЕТОДИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МАУ ДО СДДТ Варлавиной Елены михайловна

Оценка 4.7
docx
12.05.2022
МЕТОДИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ     Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования   МАУ ДО СДДТ  Варлавиной Елены михайловна
МЕТОДИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ.docx

МЕТОДИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

 

 

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования

 Варлавиной Елены михайловна

 

 

 

     Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения

     За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно-экспериментальные работы, касающиеся модернизации образовательного процесса в школе, совершенствуются содержание и структура образования.

     На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.

     В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. По данным ВЦИОМ, в 2000 году в городе Москве был проведен первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нем было принято обращение к гражданам России: «… необходимо объединение всех сил, чтобы остановить «дебилизацию» детей, ибо давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать». В классах много так называемых «детей риска». Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35-45 %.

     Из 40 факторов, влияющих на успеваемость школьников, важнейшим является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Ученики, которые читают со скоростью 150 слов в минуту, учатся на «5», 120 слов – на «4», 90 – на «3». Те, кто читает еще медленнее, вообще не в состоянии учиться. К сожалению, только половина школьников и только в седьмом классе читает в темпе 120 слов в минуту. Эти данные приведены в статье В.Н. Зайцева «Трещины» в начальном обучении».

     Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас60 млн. страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали, что в начале XXI века объем информации возрастет в 10 раз! Как же научить управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент. Оказывается это вполне решаемая задача.

     Конечно, современная техника помогает ориентироваться в этом потоке. Но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда за человеком. Наблюдения ученых показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад, это 250-300 слов в минуту. Но истории так же известны факты феноменального быстрого и рационального чтения, достигающего  1000 и более слов в минуту. Так читали, например, Толстой и Чернышевский, Горький и Марк Твен и мн. другие.

     Но способность рационально читать – удел не только выдающихся личностей. Как показала практика, любой человек средних способностей, может овладеть искусством быстрого и рационального чтения.

     За счет чего происходит увеличение скорости чтения? Останется ли понимание и запоминание читаемого материала? В процессе чтения мозг человека использует определенные программы, реализует различные способы перекодирования информации. Традиционное чтение имеет ряд недостатков: это отсутствие внимания, отсутствие гибкой программы чтения, то есть когда все тексты читаются одинаково медленно. Возвратные движения глаз к уже прочитанному и, конечно, «враг» номер один быстрого чтения – это проговаривание читаемого текста про себя (артикуляция).

     И самое главное, основное – это тренировка памяти, внимания, понимание читаемых текстов и их последующее запоминание.

     Недостатки традиционных методов чтения. Можно выделить пять основных недостатков традиционных методов чтения.

1.     Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток – самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, иногда очень велики. Как показали наши исследования, при медленном чтении регрессии – довольно частое явление, и количество их составляет обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными. Они возникают при появлении новых мыслей. Некоторые исследователи называют их, в отличие от регрессий, реципациями. Основная цель рецепаций – более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.

2.     Артикуляция. Это непроизвольное движение губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, на самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция. Многие говорят, что у них нет артикуляции или они не знают, что это такое. А другие, напротив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-то бубнит рядом, когда читает текст. Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. Рентгеносъемка глоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро.

3.     Малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше остановок, а в итоге чтение становится эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не 2-3 слова, а всю строку, предложение, иногда и весь абзац. Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного.

4.     Отсутствие внимания. Что такое внимание? Внимание – это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Быстрое чтение требует повышенного внимания. К сожалению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Человек, читающий быстро, способен управлять своим вниманием.

     В своей работе я использую опыт работы харьковского методиста И.Т. Федоренко, который разработал целую систему совершенствования техники чтения.

     И.Т. Федоренко пришел к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. Впечатления от отдельных слов интегрируются, поэтому лучше осознаются смысловые связи между ними. При медленном чтении ребята теряют начало фразы, не дочитав ее до конца.

     Уже в 6 классе объем домашних заданий составляет в среднем 6500 слов. Не трудно подсчитать, что ученик, читая в темпе 80 слов в минуту, затратит около полутора часов только на то, чтобы один раз прочитать тексты. А так как низкая скорость чтения мешает восприятию, он должен читать дважды, трижды. Вот почему он учит уроки от случая к случаю, а тот, кто читает еще медленнее, практически не в состоянии их готовить.

     Факторы, влияющие на скорость чтения, - стойкие, передаются из поколения в поколение. В большинстве случаев причиной плохой наследственности, оказывающей влияние на умственное развитие детей, является алкоголизм, наркомания. Причем наиболее «тяжелые» дети вырастают в семьях, где этому привержена мать, что объясняется влиянием алкоголя и наркотиков на щитовидную железу ребенка.

     Применение методических рекомендаций И.Т. Федоренко дает возможность даже наиболее слабых в педагогическом отношении детей научить быстро читать, писать и считать. Он всесторонне исследовал процессы, которые сопровождают чтение. Установил, что их скорость зависит от объема слуховых и зрительных восприятий ребенка. Объем слуховых восприятий – это количество слов, запоминаемых школьником с одного прочтения вслух. Объем зрительных восприятий – понятие более сложное. Известно, что глаза двигаются по строке во время чтения не плавно, а скачкообразно. Текст воспринимается в момент остановки взгляда – происходит фиксация букв, слов, предложений, а иногда и целого абзаца – это зависит от угла зрения. Чем чаще фиксации, тем уже угол зрения, тем меньше воспринимаемый объем текста. Скорость чтения зависит и от количества регрессий, то есть обратного движения глаз для уточнения прочитанного: чем их больше, тем ниже темп. У школьников нужно вырабатывать навык антиципации, т.е. умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать два-три последующих. Этот процесс у человека, который привык быстро читать, происходит автоматически, незаметно, но на начальном этапе обучения детей необходимо приучать осознавать все его тонкости.

     При работе с плохо читающими учениками, можно добиться цели путем решения следующих промежуточных задач:

·        увеличения объема слуховых и зрительных восприятий, а также угла зрения;

·        выработки навыка антиципации;

·        формирования устойчивости внимания;

·        предупреждение регрессий при чтении;

·        пополнение словарного запаса;

·        развития артикуляционного аппарата.

     Как это ни парадоксально, исследования И.Т. Федоренко показали, что развитию навыков чтения способствуют, прежде всего, письменные упражнения: слуховые и зрительные диктанты, списывание текстов в младших классах, конспектирование учебника – в старших. Уменьшение объема домашних письменных заданий – одна из главных причин низкой техники чтения учащихся. Поэтому, в соответствии с рекомендациями И.Т. Федоренко, классовод обязан обращать особое внимание на письменные упражнения. Для их выполнения заводится специальная тетрадь по технике чтения, что дает возможность учителю постоянно контролировать рост объема слуховых и зрительных восприятий ученика.

     В подобранных И.Т. Федоренко текстах диктантов (см. «Приложение») каждое предложении на одну букву больше предыдущего. Практика показывает, что лучшие результаты достигаются в том случае, если письменные упражнения проводятся ежедневно: например, на уроках русского языка – слуховые диктанты, а на уроках украинского – зрительные (их тексты опубликованы в № 5 журнала «Початкова школа» за 1990 г.). Методика работы с ними описана на с. 37-38.

     Устные упражнения по технике чтения следует проводить от трех до пяти раз в неделю. Это дает возможность за полторы-две недели поднять скорость чтения вслух у способных ребят старшего и среднего школьного возраста до 300 слов в минуту, про себя – до 350 – 400 и даже 600 слов.

     Использование текстов из различных учебников способствует пополнению активного словарного запаса учеников, лучшему запоминанию и заучиванию учебного материала. В старших классах полезно использовать конспектирование учебников, в результате чего ученики, которые читали со скоростью 60-70 слов, после двух-трех месяцев без специальных упражнений начинают читать 120-150 слов в минуту.

     Кроме письменных упражнений, И.Т. Федоренко применяет чтение в быстром темпе и чтение с убыстрением. Это способствует выработке навыка антиципации, позволяет не допускать регрессии. Из других, рекомендованных им методических приемов, следует упомянуть скороговорки. У многих детей не только в младших , но и в 5 – 6-х классах артикуляционный аппарат не развит. Говорят они тихо, невыразительно. Поэтому полезно каждый урок литературного чтения начинать со скороговорок. Подобранные ученым скороговорки позволяют исправить практически любые дефекты речи, в том числе, как заикание, картавость, шепелявость, гнусавость, значительно улучшить дикцию и тембр голоса (см. «Приложение»).

     В своих статьях И.Т. Федоренко обращает особое внимание на необходимость приучать детей к чтению про себя как наиболее экономному и быстрому уже с первого года обучения. К сожалению, проверки показывают, что даже в старших классах  многие, в том числе  и способные, ученики читают вслух и про себя с практически одинаковой скоростью.

     Для того, чтобы исправить положение учителю следует использовать приемы «буксир» и быстрое чтение про себя, сопровождаемое плавным ведением карандаша по читаемой строке. И первый, и второй – выполняются коллективно. Для этого готовятся карточки с текстом в 10 – 20 строк, которые читаются с убыстрением и многократно. Учитель по движению карандаша следит, чтобы скорость чтения была достаточно высокой.

     Для работы на «буксире» класс разбивается на пары. Ведущий в каждой из них двигает карандаш по читаемой строке с таким расчетом, чтобы читающий отставал не более чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп его увеличивается.  

     Полезны специальные игры, способствующие развитию памяти, выработке устойчивости внимания. Вот некоторые из них.

     «Разведчики». Сначала желательно рассказать воспитанникам о той роли, которую играет память в работе разведчика, привести примеры из книг и кинофильмов. Игра проводится так: учитель или кто-либо из детей раскладывает на столе 20 мелких предметов (для младших классов количество можно уменьшить) и накрывает их листом бумаги. На определенное время лист снимается. Школьники могут рассмотреть предметы, потрогать их пальцами, посчитать. После этого стол вновь накрывается бумагой, а ребята по памяти записывают названия предметов.

     «Сыщик». В классе на заметных местах раскладывают спичку, карандаш, веточку и т.п. Можно, наоборот, вынести вещи, которые там постоянно находятся. После этого в комнату приглашаются ученики: они молча осматривают ее, записывая в тетради название предметов, которые появились в классе или вынесены из него.

     «Волшебная палочка». Эта игра существует в нескольких вариантах: географическом, историческом, музыкальном, литературном и т.д. и проводится в быстром темпе. Класс делится на две группы. Ученик, на которого учитель показывает «волшебной палочкой», должен вспомнить название горы или реки, дату, стихотворение, пропеть популярную песню т.д. Побеждает та команда, у которой меньше штрафных очков.

     Исключение внутреннего проговаривания – это самый главный источник увеличения скорочтения. Причем даже если вам кажется, что вы не проговариваете слова, то это не так, методика обучению чтению, вбиваемая нам в голову с начальной школы – т.е. чтение вслух – дает себя знать, как известно, переучиваться гораздо тяжелее, чем учиться.

     Дефект проговаривания слов можно разделить на следующие составляющие:

1.     Когда проговаривание сопровождается механическими движениями: шевеление губ, перемещение языка, например, или, что еще хуже – аудио – механическими эффектами – бубнение и т.д. Бороться с этим довольно просто – держать что-либо в зубах, а еще лучше держать свой язык за зубами – как ни смешно, но по изменению болевых ощущений (степень сжатия зубами), вы сможете контролировать весь процесс искоренения этого тормозящего фактора.

2.     Наиболее трудноискоренимым является проговаривание слов в мозгу – т.е. т.н. речевом центре. Здесь используется метод – клин клином вышибают. Записываете на кассету какой-нибудь ритм (но только не музыку) – например, метроном. Причем записей должно быть несколько с разной частотой ударов. Читать надо под этот стук (ритм) и при чтении делать движения.

     Напомню, что метроном – это такой приборчик, который выдает тактовую частоту и это частоту можно изменять. Обычно от 30 до 250 ударов в минуту. Ну, все видели такую штуку вроде маятника, который громко «тикает».

     Обычно на занятиях просто просят учеников читать принесенные с собой художественные книги. И включается метроном. Когда дети вчитались, начинают постепенно повышать частоту. Через какое-то время спрашивают, возникло ли ощущение того, что читается быстрее. Как правило, ответ положительный.

     Речь идет о «разумном чтении», то есть таком варианте, когда глаза не просто ходят по странице, а человек понимает прочитанное.

     Метроном, кстати, выполняет роль этакого «звукового подгонщика», и весьма эффективного, но если «подгонка» будет чрезмерной, то эффект пропадет.

     Можно предложить ученикам постарше следующие инструкции для увеличения скорости чтения:

1.     Приобретается метроном или устанавливается программа.

2.     Берется художественная книга, любая.

3.     Включается метроном и начинается чтение. Начальная скорость – 80 ударов в минуту.

4.     Повышается скорость метронома, прибавляется каждый раз 3-5 ударов в минуту.

5.     Отслеживается ощущение повышения скорости чтения.

6.     На какой-то скорости наступает сброс скорости. Замечается эта скорость. Эта стартовая «максимальная скорость».

7.     Снижаем скорость на 3-5 ударов и читаем под эту частоту метронома. Читаем до тех пор, пока эта скорость не станет привычной. Это у кого как – от двух дней до недели, в зависимости от того, сколько вы в день читаете.

8.     После этого прибавляем к скорости 5 ударов и снова читаем до тех пор, пока эта скорость не станет привычной.

9.     И так далее, до такой скорости, выше которой «разумное чтение» становится невозможным.

     Практика показала, что такое чтение под метроном дает прекрасный результат, какой не дадут ни одни курсы скорочтения. Заниматься под метроном можно только индивидуально, так как и стартовые позиции у всех разные, и время достижения комфорта чтения при разных скоростях метронома разное.

     Работу по данной методике я начала в 2006-2007 уч. году в 6б классе. До этого собирала и изучала материал, готовила карточки, тексты и т.д.

     Упражнения проводила на уроках литературы и по возможности на уроках русского языка.  Тратила от 5 до 10 минут времени. Ежемесячно проверяла технику чтения. Результаты можно увидеть в приложении.

     Думаю, что результаты еще не очень хорошие, т.к. не всегда удается выделить время для этой работы, а литература всего 2 часа в неделю. В идеале можно бы проводить такие 5-минутки на всех уроках – истории, географии, биологии и т.д. Тогда результат был бы лучше. Но это в идеале.

     На следующий учебный год продолжу исследование темы, подыщу новые упражнения и буду работать уже в 7 классе над совершенствованием техники чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

     Предлагаю упражнения, которые способствуют повышению техники чтения.

1.     Звуковая разминка, куда входят: работа над артикуляцией;

гласные: А, О, У, Ы, И, Э.

сочетания: А-У, А-О, Ы-И, Э-А, И-О.

согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С.

согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ.

скороговорки:

1.     Водовоз вез из-под водопровода.

2.     Говори, говори да не заговаривайся.

3.     На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.

4.     Наша голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5.     Наш дуда и туда и сюда.

6.     Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7.     На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8.     Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9.     Летят три пичужки, через три пусты избушки.

10.            В один, Клим, клин колоти.

11.            Каково волокно, таково и полотно.

12.            Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13.            Либретто «Риголетто».

14.            Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15.            Бежит лиса по шесточку, жизни, лиса, песочку.

16.            Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

17.            Сшит колпак, вязан колпак, да не поколпаковски.

18.            Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.

19.            Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мышипоплоше несли по два гроша.

20.            У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

21.            На семерых сани, по семеро в сани.

22.            Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки – скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все – в сугроб.

23.            Ткет ткач ткани на платки Тане.

24.            Мама мыла Милу мылом.

25.            Осип охрип, Архип осип.

26.            Купи кику пик.

27.            От топота копыт пыль по полю летит.

28.            Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.

29.            Сыворотка из-под кислого молока, из-под простокваши.

30.            Протокол про протокол протоколом запротоколирован.

31.            Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как при  Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

32.            Из-под Костромщины шли четыре мужчины: говорили они про торги да, про покупки, про крупу да, про подкрупки.

33.            Петр Петрович, по прозвищу Петров, поймал птицу-пигалицу; понес по рынку, просил полтынку, подали пятак, а он и продал так. 

34.            Всех скороговорок не перескоговоришь, не перевыскоговоришь.

35.            Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

36.            Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла пол рыла, до норы не дорыла.

37.            У осы не усы, не усищи, а усики.

38.            Фофан-Фофан – в землю вкопан.

39.            Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, пойду к Лавру – про Фрола Лавру навру.

40.            Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха.

41.            Худ идет на гору, худ идет под гору; худ худу бает: ты худ, я худ; сядь худ на худ; погоняй худ худом железным прутом.

42.            Не велика птица-синица, да умница.

43.            Молодец против овец, а против молодца сам как овца.

44.            Только у молодца и золотца, что пуговка оловца.

45.            Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.

46.            Полчетверта четверика гороху, без червоточинки.

47.            В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.

48.            Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

49.            Шакал шагал, шакал скакал.

50.            Чешуя у щучки, щетина у чашки.

51.            Щипцы да клещи – вот наши вещи.

52.            Волки рыщут – пищу ищут.

53.            Шел грек через реку, видит грек: в реке рак; сунул грек руку в реку, рак за руку грека цап.

54.            Стоит стопочка на окошечке, не подъявлена, не выявлена; пришел хват подъявить; подъявил и выявил.

     Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.

 

2.     «Фотоглаз»: за отведенное время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.

Например:

      урок          город

      перемена  лес

      школа       дорога

      книга        красивый

      ручка        богатство

      учитель     автомобиль

      обучение   играть

 

«Найди лишнее слово»

           береза        нож

           цветы         вилка

           осина         ложка

           опушка      тарелка

           трава          блюдце

            дерево        чашка

            портфель    корова

 

     Использование этого приема помогает ученикам научиться читать целыми словами.

     Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.

 

3.     Чтение «Спринт».

     На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текс, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы.

     Цель упражнения – тренировка в скорочтении.

 

4.     Также применяю упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г. Пальченко.

     Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

      Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

      Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:

      1-й раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов;

      2-й раз – повторное прочтение без учителя;

      3-й раз – плавное. Слитное чтение слов;

      4-й раз – чтение в темпе разговорной речи;

      5,6,7 раз – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

      8,9,10 – темп чтения доводится до уровня скороговорки.

 

5.     По методике профессора И.Т. Федоренко использовала зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.

     В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.

     На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение одновременного времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение.

     По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках.

     На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут.

     За два месяца при ежедневном письме появляются первые успехи в обучении чтению.

Примерный набор

предложений для зрительных диктантов

 

№ п/п

Предложения

Число букв

Время экспо-

зиции

Классы

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор №1

Тает снег

Идет дождь

Небо хмурое

Коля заболел

Запели птицы

Поле опустело

 

8

9

10

11

11

12

 

 

4

4

5

5

5

6

 

2

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор №2

Трещат морозы

Я ищу землянику

В лесу росла ель

Наступила осень

Дни стали короче

В лесу много берез

 

12

13

13

14

14

15

 

6

6

6

6

7

8

 

2

 

 

 

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 3

Прилетели птички

Ярко светит солнце

Лида вытерла доску

Весело бегут ручьи

Подул резкий ветер

Зоя прилежно учится

 

15

16

16

16

16

17

 

8

8

8

8

8

8

 

2

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 4

Дятел долбит дерево

Я хочу посадить цветы

Иней запушил деревья

Без воды цветы завянут

Пролетело жаркое лето

Возле дома посадили ель

 

17

18

18

19

19

20

 

 

8

7

7

7

7

7

 

2

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 5

Солнышко светит и греет

Федя решал задачу у доски

Загорелась в небе зорька

На деревьях засверкал иней

Город Киев стоит на Днепре

В лесу собирают землянику

 

20

21

21

21

22

22

 

6

6

6

6

6

6

 

2

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 6

Зимой земля покрылась льдом

Мальчик подарил маме цветы

Дежурные стерли пыль с доски

На огород забрались цыплята

Колхозники работают на лугу

Солнечные лучи растопили лед

 

23

23

24

24

24

25

 

5

5

5

5

5

4

 

2

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 7

Небо покрылось серыми тучами

Дети посадили во дворе акацию

Бабушка купила внуку букварь

Землю согрело теплое солнышко

Моя сестра работает на фабрике

Ласково грело весеннее солнце

 

25

25

25

26

26

26

 

4

4

4

4

4

4

 

2

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 8

Идет дождик

Мы любим наш Киев

Береги учебные вещи

У Андрея чистая тетрадь

Помогай своему товарищу

И в лесу, и на лугу стало тихо

 

10

14

17

20

21

22

 

5

7

8

10

10

10

 

3

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 9

Воды морей соленые на вкус

Наша страна борется за мир

Наш отряд рад, он идет в поход

Родину-мать учись защищать

Бьют часы Кремлевской башни

Красивы улицы нашего города

 

22

22

23

23

24

24

 

7

7

7

7

7

7

 

3

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 10

Москва – столица нашей Родины

Школьники поливают саженцы

Депутаты съехались на съезд

Надо быть честным и правдивым

Звезды сияют на башнях Кремля

Летом наша семья жила на Волге

 

24

24

24

25

25

25

 

5

5

5

5

5

5

 

3,4

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 11

Весело колосится густая рожь

Поля запорошило белым снегом

Мы читали интересный рассказ

Мичурин много и упорно работал

Новые дома растут очень быстро

Скошенная трава приятно пахла

 

25

26

25

26

26

26

 

4

4

4

4

4

4

 

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 12

Мы храбрые люди, мы Родину любим

В поле поспевают рожь и пшеница

В жаркий день мы купались в озере

Дети всех стран хотят жить в мире

Москва – большой прекрасный город

Сверкнула молния, и загремел гром

 

26

26

27

27

28

28

 

4

4

4

4

4

4

 

3,4,5

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 13

Давно скосили и убрали поля

Строители возводили высотный дом

Телевидение снимает уличные сцены

Весь народ гордится героями космоса

Дедушка Филипп пасет колхозное стадо

Люблю я в поле встречать восход солнца

 

28

29

30

31

32

32

 

4

4

4

4

4

4

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 14

Бесконечно тянется эта северная ночь

В далекой тайге живут охотники-эвенки

Все радовались встрече с космонавтами

Разведчики отправились в опасный путь

Дружная семья и землю превратит в золото

Обувь необходимо очищать от пыли

 

32

33

33

33

34

34

 

4

4

4

4

4

4

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 15

Зацветет, зазеленеет наш веселый огород

Наши границы защищают лучшие сыны Родины

Хороши привольные, широкие степи Украины

Наши славные воины грудью отстояли Родину

Нам велит трудиться школа, учит этому семья

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами

 

34

35

35

26

36

37

 

4

4

4

4

4

4

 

4,5

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 16

Книги и знания нам дорогу к свету указывают

Наш колхоз назван именем героя-хлебороба

Школьники готовятся к новому учебному году

Много работы в колхозном саду ранней весной

На берегу моря раскинулся пионерский лагерь

Скоро небо затянется тучами, заморосит дождь

 

36

36

37

37

38

38

 

5

5

5

5

5

5

 

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

5.

 

6.

Набор № 17

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел

Упорный труд и терпение повсюду творят чудеса

От города через тайгу строители проложат шоссе

Скоростные поезда мчатся от станции к станции

Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят

Пришла весна, растопила снег, и с гор побежала вода

 

38

 

39

 

39

 

40

41

 

42

 

5

 

6

 

6

 

6

8

 

8

 

6

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

Набор № 18

Во всем мире люди объединяются для защиты природы

Каждое лето тысячи людей отправляются в Крым, к морю

Звуки радостных песен звенят над сводами этого зала

По лесной заросшей тропе идет осторожно пограничник

Наш класс участвовал в интереснейшей спортивной игре

Стояла жаркая погода, даже листья на яблонях пожелтели

 

42

 

43

 

44

 

45

 

46

 

46

 

 

8

 

8

 

8

 

9

 

9

 

9

 

 

 

6.     Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте.

     Работа выполняется за 10 секунд.

     У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 0 до 10 и от 1 до 20 (1 кл.) и от до 25 (2, 3 кл.). В работе с таблицами используется памятка:

     Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

     Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел.

     Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.

 

Таблицы Шульте

 

 

     

    5      14       12      23       2  

   16     25        7       24      13

   11      3        20       4       18

    8      10       19      22       6

    21     15        9      17       1

 

     14      18      7       24       21 

     22       1       10       9        6  

     16       5        8       20      11

     23       4        25       3       15

     19      13       17     12        2 

   

    15      6        16      9        14

     1       8        20      24       2  

    18     22       10      21      12

    17     11       23       5       25

     7       4        13      19       3

 

 

      7       18        8       11      22

     16      25       13       2        9

      6       10        1       20       5

     15      24        17     14      19

      3       12        21     23       4

 

    6        1        18      22       14

   12      10       15       3        25

    2       20        5       23       13

   16      21        8       11       24

    9        4        17      19        7

 

 

     22      25         7      21      11

      8        2         10      3       23

     17      12        16      5       18

      1       15        20      9       24

     19      13         4      14       6

 

   12      21        4       13        8

    1       10       17      19        2

   23      16        5       15        6

    7       24       22      18       25

   11      20        3       14        9

 

 

      9        5         11     23      20

     14      25        17     19      13

      3       21         7      16       1

     18      12         6      24       4

     22      15        10      2        8

 

7.                                                  Примерный набор

предложений для слуховых диктантов

 

Примерный набор

 предложений для слуховых диктантов

 

№ п/п

Предложения

Число букв

Классы

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 1

Дети поют

Я учу уроки

Юре три года

Пришла весна

Подули ветры

Петя удит рыбу

 

8

9

10

11

11

12

 

2

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 2

Опустела роща

Ляля вяжет шарф

Девочка читает

Природа оживает

Малыши работают

Мама заварила чай

 

12

13

13

14

14

15

 

2

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 3

Мы любим работать

Петя купил тетрадь

Приближается зима

Петух громко запел

Зацвел куст сирени

Стояли чудесные дни

 

15

16

16

16

16

17

 

2

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 4

Дружно кипит работа

За окном метет метель

Идет урок математики

Дети стали вокруг елки

В рощу прилетели грачи

Утро было ясное и теплое

 

17

18

18

19

19

20

 

2

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 5

Наступила унылая осень

Посыпал пушистый снег

Ребята любят играть в мяч

Степа весело бежал на луг

На деревьях набухли почки

Мама купила Егору валенки

 

20

21

21

21

22

22

 

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 6

Светлана посадила березку

Наступили зимние каникулы

Зажглись разноцветные огни

Теленок весело бегал по лугу

Елочки зимой в лесу пушистые

По льду на коньках бежит Коля

 

23

23

24

24

24

24

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 7

На полях шумит спелая пшеница

Птицы улетели в теплые страны

Ребята помогли колхозникам

Ветерок качает вершины берез

Дети шагали по лесной тропинке

Саше купили цветные карандаши

 

25

25

25

25

26

26

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 8

Читай книги

Митя шел из школы

Зеленеют сады и поля

Наша семья живет дружно

Был теплый весенний день

Надвинулась тяжелая туча

 

10

14

17

20

21

22

 

3

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 9

Было ясно, но очень холодно

Теплый ветер веет в лицо

Отец подарил Виктору книгу

Судно держит путь на Восток

Наша речка вытекает из озера

В городе есть театр, кино, клуб

 

22

22

23

23

24

24

 

3

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 10

Мы любовались яркой зорькой

Товарищ поймал большую щуку

Мы собрались на рыбную ловлю

Расцветут весной цветы в саду

В густой траве прячутся зайцы

Хорошо в лесу в жаркий полдень

 

24

24

24

25

25

25

 

3,4

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 11

Мы любим нашу чудесную Родину

Горячая пора в колхозе весной

Прогулка за город состоялась

Ветви ивы склонились над водой

В лесу мы найдем букет ландышей

Болота причиняют немало вреда

 

25

25

25

26

26

26

 

3,4

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 12

Машины прорезают сеть каналов

Не спеши языком, торопись делом

Ребята пойдут за грибами далеко

Яркий луч заиграл на вершине ели

Рожь от дождя наклонилась к земле

Лето я провел в пионерском лагере

 

26

26

27

27

28

28

 

3,4,5

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 13

Над полем и озером поднялся туман

Бесконечные проступки не прощаются

В вечернем воздухе разлита прохлада

В тени кустов появились подснежники

У нас каждый человек должен трудиться

Шумит камыш на берегу степной речушки

 

28

29

30

31

32

32

 

3,4,5

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 14

Часто мы ходили собирать ягоды и грибы

Ветер свистел в голых ветвях деревьев

Колхозный пасечник показал нам пасеку

Корабль вернулся из дальнего плавания

Засверкали снежинки на ветвях деревьев

У меня за окном кормовая полочка для птиц

 

32

32

33

33

34

34

 

3,4,5

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 15

На реке Ангаре вырос юный город Ангарск

Много фабрик и заводов работает на торфе

Ярко сияло солнце, но грело не очень сильно

Капли росы заблестели на зелени деревьев

На выставке было много интересных стендов

Ранние заморозки окрасили листву золотом

 

34

34

35

35

36

36

 

4,5

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 16

Широко раскинулись на Алтае целинные земли

Ярко зеленеет в далеком поле молодая озимь

Пионерский лагерь находится на опушке леса

Дерево дорого не только плодами, но и листами

Маресьев услышал в кустах шорох и тихий шепот

Красные ягоды словно усыпали зеленые полянки

 

36

36

37

37

38

38

 

4,5,6

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Набор № 17

Из дешевой ткани можно сшить красивое платье

Мы составляли гербарий и коллекции насекомых

Высоко в небе в лучах солнца засверкал самолет

По реке Москве ходят большие волжские пароходы

В безоблачном небе раздавалось пение жаворонка

Советские люди превращают болота в леса и огороды

 

38

39

39

40

41

42

 

5,6

 

1.

2.

3.

4.

 

5.

 6.

Набор № 18

Матросы стойко борются с разбушевавшейся стихией

Яркие лучи солнца освещают верхушки стройных елей

Из цветов и листьев ландыша изготавливают лекарство

Авиация играет важную роль в жизни народов всего мира

Звуки пионерского горна созывают пионеров на зарядку

Возле школы цветы мы посеем, чтобы детям жилось веселее

 

42

43

44

45

 

46

46

 

5,6,7

 

 

8.                                 Слоговые пирамидки

 

                 р     1   о                                 кос   1   арь

                н      2    у                               пар    2     та 

               с       3      е                            кар      3      та

              м       4        и                         бал       4       кон   

             к         5         а                      дру         5      жба

           к           6          у                     до           6         ска

 

 

                                          м    1    ы

                                          в     2     ы

                                     шко     3      ла

                                   трам      4       вай

                                комба       5        йнер

 

 

9.     Читайте слова наоборот (упражнения на концентрацию мыслей).

     Умение концентрироваться на проблеме – одна из составляющих успешного умственного труда.

     Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи мысленного чтения слов задом наперед. Когда вы мысленно читаете слово задом наперед. Вы должны представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Например – «слово» - «оволс», «дорога» - «агорд». Если ваше сознание отвлеклось на сторонний предмет, то вы мгновенно теряется нить и вам приходится выполнять упражнение заново. Таким образом, вы можете тренировать свое внимание.

    

10.                        Не забываем и о здоровье, глазам нужен отдых.

     Произвожу несколько упражнений, которые могут укрепить глазодвигательные мышцы. Выполнять их следует примерно в течение 10 минут ежедневно.

1.     Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 сек.

2.     Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

3.     Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнения 2-3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом в 1-2 мин.

4.     Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

5.     Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Затем поставить пальцы руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на  близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.

6.     Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.

7.     Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

8.     Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. Повторить 4-5 раз.

9.     Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек.; затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

10.                       Закрыть веки. В течение 30 сек. массировать их кончиками указательных пальцев

 

11.                        Пять золотых правил гигиены зрения.

     Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

     Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 мин. Обязательно встать, размяться  и только потом продолжать читать.

     Правило 3. Никогда не читать лежа и в других условиях отсутствия комфорта: слабое освещение, во время поездки в транспорте и т.п. Помните: всегда расстояние от текста до глаз – 33 см.

     Правило 4. Как можно больше динамических физических нагрузок для общего укрепления организма и активизации его функций. Для зрения предпочтительны игровые виды спорта, развивающие периферическое зрение: футбол хоккей, баскетбол, волейбол, теннис т.д.

     Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упражнений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.


 

МЕТОДИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

МЕТОДИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

Эти данные приведены в статье В

Эти данные приведены в статье В

Интенсивность этих микродвижений зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста

Интенсивность этих микродвижений зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста

Уже в 6 классе объем домашних заданий составляет в среднем 6500 слов

Уже в 6 классе объем домашних заданий составляет в среднем 6500 слов

Поэтому, в соответствии с рекомендациями

Поэтому, в соответствии с рекомендациями

Для работы на «буксире» класс разбивается на пары

Для работы на «буксире» класс разбивается на пары

Напомню, что метроном – это такой приборчик, который выдает тактовую частоту и это частоту можно изменять

Напомню, что метроном – это такой приборчик, который выдает тактовую частоту и это частоту можно изменять

Тогда результат был бы лучше. Но это в идеале

Тогда результат был бы лучше. Но это в идеале

Г-С-Ж, Ш-Ж-С. согласные и гласные:

Г-С-Ж, Ш-Ж-С. согласные и гласные:

Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла пол рыла, до норы не дорыла

Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла пол рыла, до норы не дорыла

Использование этого приема помогает ученикам научиться читать целыми словами

Использование этого приема помогает ученикам научиться читать целыми словами

Предложения Число букв

Предложения Число букв

Набор № 6 Зимой земля покрылась льдом

Набор № 6 Зимой земля покрылась льдом

Набор № 12 Мы храбрые люди, мы

Набор № 12 Мы храбрые люди, мы

Набор № 17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел

Набор № 17 Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел

Примерный набор предложений для слуховых диктантов

Примерный набор предложений для слуховых диктантов

Набор № 2 Опустела роща Ляля вяжет шарф

Набор № 2 Опустела роща Ляля вяжет шарф

Набор № 8 Читай книги Митя шел из школы

Набор № 8 Читай книги Митя шел из школы

Набор № 14 Часто мы ходили собирать ягоды и грибы

Набор № 14 Часто мы ходили собирать ягоды и грибы

Слоговые пирамидки р 1 о кос 1 арь н 2 у пар 2 та с 3 е кар 3 та м 4 и бал 4…

Слоговые пирамидки р 1 о кос 1 арь н 2 у пар 2 та с 3 е кар 3 та м 4 и бал 4…

Опустить руку повторить 10-12 раз

Опустить руку повторить 10-12 раз
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2022