Методика формирования личностных качеств у детей
I этап: Формирование представлений и мотивации выполняемой деятельности.
На данном этапе рекомендуют использовать прямые указания взрослого выполнить работу, комплексные занятия по ознакомлению с нравственными нормами и правилами поведения на материале художественной литературы, иллюстраций, наблюдения, игры с правилами.
При помощи игр с правилами можно решать самые разные задачи, направленные на:
- развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу» и другие);
- развитие эмоциональной осведомлённости: «Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты» и другие;
- овладение детьми невербальными средствами общения: «Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были вам не скажем, а что делали – покажем» и другие;
- овладение детьми вербальными средствами общения «Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями;
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях «Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» и другие.
Формирование личностных (социально-нравственных) качеств у старших дошкольников и мотивации поведения может осуществляться в процессе НОД по ознакомлению с художественной литературой.
Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста объемен и разнообразен. Стихи, сказки, рассказы не только развлекают, радуют детей, но и формируют нравственные качества. Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и перечень литературы, рекомендуемый образовательными программами нового поколения, лучше остановить выбор на произведениях следующих авторов: А.Пушкин, Д.Мамин-Сибиряк, Н.Телешов, П.Бажов, М.Горький, Х.К.Андерсен, Р.Киплинг, В.Дмитриева, А.Гайдар, Л.Толстой, Г.Снегирев, В.Драгунский, Н.Носов, К.Паустовский, Л.Пантелеев, С.Георгиев, М.Зощенко, Д.Хармс, К.Чуковский, А.Барто, В.Ф.Одоевский, В.Осеева и др.
Например, детям предлагается послушать рассказ В.Осеевой «Просто старушка». По улице шли мальчик и девочка, а впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. «Подержи мои книжки», - крикнул мальчик, передал свою сумку девочке и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: «Это твоя бабушка?» «Нет», - ответил мальчик. «Мама?» - удивилась подружка. «Нет!» «Ну, тетя? Или знакомая?» «Да нет же, нет! – ответил мальчик. «Это просто старушка». Прослушав рассказ, дети разыгрывают ситуацию: как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. После этого возможно разыграть подлинную ситуацию из рассказа. Затем – девочка и мальчик помогают вместе упавшей старушке.
Для формирования социально-нравственных качеств личности ребёнка старшего дошкольного возраста в детском саду, необходимо использовать беседу. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два – три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.
С детьми проводятся этические беседы – это плановые, подготовленные занятия с детьми. Так, ответ на вопрос: «Кто я? Из какой я сказки?», на примере героев закрепляет у детей представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, самостоятельность, умение прийти на помощь, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.
С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым» и т.д.
II этап: Становление практических навыков проявления сформированности социально-нравственных качеств в поведении.
Основными направлениями работы на данном этапе выступили проблемные ситуации с последующим анализом для ребенка, комплекс занятий, а также комплекс сюжетно-дидактических игр, использование методов педагогического стимулирования.
Одна из форм социально-нравственного воспитания, формирования социально-личностных качеств - организация проблемных ситуаций.
Всякую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу (задачу, в основе которой кроется неразрешённое противоречие). Поэтому именно проблемные ситуации являются эффективным средством формирования ответственного поведения у старших дошкольников. Проблемные ситуации могут возникать и создаваться воспитателем специально в различных видах деятельности: игровой, трудовой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.
В педагогической литературе встречаются картотеки проблемных ситуаций, однако они не всегда доступны. Кроме того, из готовой картотеки остаётся неясным, как создать задачу, как увидеть проблему в готовом сюжете. Поэтому перед педагогом встает задача самостоятельного формулирования, выявления закономерностей построения и решения проблемных ситуаций, изучения возможности применения известного алгоритма, с помощью которого формулируется творческая задача. И, наконец, создание картотеки проблемных ситуаций, которая иллюстрировала бы полученные результаты.
Алгоритмы создания проблемных ситуаций, формулирования задач различаются по изначальным целям. Чаще всего в педагогической литературе встречаются две модели формулирования проблемы.
Модель №1. Построение задачи под процесс формирования социально-личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
1. Выбор темы, для которой предназначена задача.
2. Подбор информации (ситуации)
3. Описание исходной ситуации для события, изложенного в информации («Было»).
4. Описание претензии, предъявленной к описанной исходной ситуации.
5. Описание сути возникшей проблемы.
6. Описание решения проблемы («Стало»).
7. Определение «инструмента», который использован для решения этой проблемы.
8. Перечисление ресурсов, которые применены при решении проблемы.
Данная модель подходит для создания проблемной ситуации в игровой и трудовой деятельности старших дошкольников.
Пример. Дежурство в уголке природы. Дети поливали цветы и протирали листья в уголке природы. Работа подходила к концу, когда Паша, увлеченный делом, нечаянно задел Кристину, девочка от неожиданности надломила лист у растения. Мальчик тихо попросил: «Скажи, что я не виноват в этом, а то Марина Анатольевна и так на меня сегодня ругалась!» Воспитатель подошла к ребятам и с возмущением произнесла: «Кто это сделал?»
Примерные вопросы к детям: что произошло? Как возможно решить данную проблему? Какие еще способы решения проблемы вы назовете?
Детям предлагается продолжить ситуацию, выразив чувства героев, без предварительного коллективного обсуждения и описания. Ответы детей анализируются по степени личностной заинтересованности в изменении ситуации, характеру сопереживания, ориентации на нравственные ценности при их разрешении, способности проявить ответственность за свои поступки.
1. Подбор произведения,
2. Выявление проблемы героев,
3. Описание проблемы,
4. Описание событий «до»,
5. Описание событий «после»,
6. Определение способа («приёма») разрешения противоречия.
Пример, построение проблемной ситуации на основе рассказа Л.Н.Толстого «Косточка». Текст читается и анализируется воспитателем. Экспозиция рассказа («Купила мама слив…») включает мотив поведения героя, поэтому тон воспитателя должен объяснить детям поведение мальчика Вани («никогда не ел», «все нюхал», «очень они ему нравились», «все ходил», «не удержался»…). Писатель не говорит о переживаниях своего героя, он показывает его действия, а в этих действиях отражаются чувства: желание попробовать сливу, попытка сдержать себя и пр. Интонация воспитателя должна отражать внутреннее напряженное состояние мальчика и сочувственное отношение к нему автора. Что привело мальчика к проступку? Это более сложный мотив поведения, чем взять без спросу. Это постановка нравственной проблемы, проблемы ответственности за свои поступки, свое поведение. Не сдержался, и пошло: «покраснел как рак…побледнел…все засмеялись» (нет для детей ничего страшнее, чем осуждение сверстников, их смех). Развязка – облегчение, снятие напряжения. Ваня заплакал – это раскаяние и признание собственной вины (а одновременно и реакция на смех). Воспитателю необходимо вызвать у детей сопереживание, заставить их пережить драматическую ситуацию, дать оценку поступку с позиции нравственности, обсудить формы поведения в данной ситуации.
Описанные модели имеют особенность: они одновременно являются инструментом создания проблемных ситуаций и формирования социально-личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста, их анализа педагогами.
Для выявления значимости нравственных ценностей для старших дошкольников и ориентации на них используется задание «Неоконченные рассказы». Детям предлагаются две группы рассказов.
Первая группа рассказов акцентирует их внимание на чувства другого человека. Детям предлагается описать переживания главного героя и затем завершить рассказ, спрогнозировав его последующие действия. С этой целью используются повести и рассказы: В.Дмитриевой «Малыш и Жучка», А.Гайдара «Чук и Гек», Л.Толстого «Косточка», «Собачка», Г.Снегирева «Отважный пингвиненок», Н.Носова «Карасик», «Огурцы», «Приключения Незнайки», Л.Пантелеева «Рассказы о Белочке и Тамарочке», А.Барто «Помощница», В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» и др.
Вторая группа рассказов носит провоцирующий характер, побуждая ребенка сделать свой выбор. Героями рассказов являются сверстники, как близкие, так и индифферентные, не признанные ребенком. Педагог сам создает такие рассказы, используя ситуации из жизни группы детей в дошкольном образовательном учреждении.
Например, дети снимали с полки коробку с конструктором, Маша очень торопилась, а Костя наоборот все делал медленно и аккуратно, в результате коробка упала на пол и детали конструктора рассыпались по ковру. Маша сразу же воскликнула: «Это все Костя! Если бы я все делала одна, у меня бы все получилось, поэтому я не буду собирать детали». И девочка повернулась, чтобы уйти… Закончите рассказ. Как бы вы поступили? В чем не права Маша? Что должен сделать Костя?...
Детям предлагается продолжить рассказ, выразив чувства героев, без предварительного коллективного обсуждения и описания. Рассказы детей анализируются по степени личностной заинтересованности в изменении ситуации, характеру сопереживания, ориентации на нравственные ценности при их разрешении, способности проявить ответственность за свои поступки.
Следующим этапом в организации непосредственно образовательной деятельности является комплекс мероприятий по формированию социально-личностных качеств у старших дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Основными задачами при проведении НОД были:
- формирование представлений о содержательной и социальной значимости существующих в обществе норм;
- выработка личного отношения к существующим нормам;
- развитие умений анализировать поступки людей и свое собственное поведение, формирование самооценки.
На занятиях рассматриваются темы, близкие и понятные детям: «Семья», «Профессия». Дети, анализируя отношения членов семьи друг к другу, отношение представителей разных профессий к выполняемой работе, приходят к выводу, что такое «долг», «обязанность», «ответственность», приводят примеры нравственного поведения. Большое внимание уделяется анализу собственных поступков дошкольников. Предлагаем разработки некоторых конспектов НОД.
Занятие 1. Задачи: выявить отношение к нравственным нормам, определяющим сущность социально-личностных качеств, способствовать формированию волевых качеств через понятие «обязанность» по отношению к членам своей семьи.
Наибольший опыт взаимодействия с людьми ребёнок приобретает в семье. Поэтому целесообразно организовать НОД через систему обязанностей между членами его семьи. Для занятия потребуется книжка-раскраска «Моя семья». Книжка-раскраска представляет собой чистые листы с надписями: «Кто ходит в магазин? Кто помогает нести покупки?», «Кто кладет игрушки на место?», «Кто выносит мусор?», «Кто готовит обед?», «Кто убирает комнату?», «Кто провожает вас в детский сад?» К книжке прилагаются готовые портреты всех членов семьи, которые необходимо приклеить на нужную страницу. В конце книжки имеются разделы: «Члены моей семьи», «Профессия», «Обязанности».
Начинать необходимо с работы над книжкой-раскраской. Готовая книжка помогает ребёнку представить всех членов своей семьи, перечислить их обязанности. Воспитатель задаёт вопросы: «Что делает папа, чем занята мама? Чем обычно занят ты?» и другие Дети перечисляют домашние обязанности всех членов семьи, отмечают свои обязанности. Делают вывод о том, что обязанность – это определённое обязательство перед другими, заключающееся в выполнении посильной работы, обязанности возлагаются на человека либо по его инициативе, либо по договоренности с другими членами семьи, позволяют распределить работу, сэкономить время каждого члена семьи; обязанности выполнять не всегда легко, но необходимо, так как от одного члена семьи зависит благополучие других, все члены семьи ответственны друг перед другом за выполнение своих обязанностей.
Проводится беседа, всегда ли дети выполняют свои обязанности, или им приходится постоянно о них напоминать? Рассуждают о том, что произойдёт, если один из членов семьи забудет выполнить свои обязанности. Завершается тем, что дети ещё раз отмечают, что во многих случаях существует разница между их желаниями и тем, что необходимо делать, между «хочу» и «должен». Человек выбирает сам, как ему поступить. Но он должен думать не только о себе, но и о тех, кто находится рядом.
Если воспитатель считает, что полученные детьми знания необходимо закрепить, можно провести игру «Идём в поход». Дети делятся на две группы. Это две семьи, решившие отдохнуть и отправиться в поход. Распределяются роли всех членов семьи. Разыгрывается ситуация подготовки к походу. Педагог объясняет, что для того, чтобы отправиться путешествовать, требуется длительная подготовка. Необходимо заранее распределить обязанности между всеми членами семьи, чтобы поход прошёл организованно. Кто-то заготавливает продукты, кто-то готовит рыболовные снасти, кто-то пакует вещи и палатки и др. На доску прикрепляются листочки с изображением «важных и необходимых дел». Педагог может усложнить задачу, отметив только некоторые дела, необходимые для выполнения, и дать детям возможность самостоятельно распределить обязанности. Две «семьи» независимо друг от друга начинают готовиться к походу. Под картинками с изображениями членов семьи они отмечают поручаемые ими дела. Это также можно сделать с помощью рисунков.
Эту работу необходимо проводить, наладив тесный контакт с родителями. С первых дней занятий у ребёнка должно появиться несколько посильных обязанностей в семье.
Занятие 2. Задачи: показать, что человек несёт ответственность за свои поступки не только перед членами своей семьи, но и перед другими членами общества, развитие умения анализировать ситуацию и выбирать линию поведения.
Дети заполняют рисунками последнюю таблицу в книжке-раскраске «Моя семья». Отмечают, что члены их семей имеют разные профессии, подчёркивают большое значение этих профессий для всех членов общества. Каждая профессия требует выполнения определённых профессиональных обязанностей и ответственного отношения к их выполнению. Например, пекарь работает для того, чтобы мы могли купить хлеб. Он работает с раннего утра до вечера: готовит тесто, раскладывает его в формы, выпекает, складывает. Пекарь должен следить за качеством своей работы, чтобы хлеб был вкусным, пропечённым, радовал покупателей. Для того, чтобы хлеб появился на прилавках наших магазинов, необходим труд не только пекаря. Дети перечисляют профессии, связанные с производством хлеба и его транспортировкой, продажей (хлебороб, пекарь, водитель, продавец). Если одно звено выпадает из этого процесса, то продукт не будет произведен или его качество будет хуже. Некачественный хлеб может привести к различным заболеваниям людей. Поэтому хлебороб, пекарь и другие производители хлеба ответственны перед нами, покупателями, за свой труд.
Вводится понятие «общество». Это группа людей, которые живут, работают и взаимодействуют между собой. Все люди в обществе зависят друг от друга. Так, врач нуждается в том, чтобы у него было новейшее оборудование, которое выпускают другие люди, а производитель оборудования нуждается в услугах врача. Швея покупает хлеб, а пекарю нужен новый костюм. Если кто-то будет выполнять свою работу некачественно, пострадают другие люди. Дети могут привести примеры, составить модель мира безответственных людей. Они перестают ходить на работу, для них больше не существуют правила. Пекарь печёт хлеб из глины, врач ставит не тот диагноз, швея шьёт только летнюю одежду. Дети приходят к выводу, что так жить нельзя, необходимо выполнять свои обязанности, ответственно подходить к делу, которое сам выбрал. Ответственность – это быть в ответе перед кем-либо (родителями, педагогами, обществом, самим собой) за свои дела и поступки.
Занятие 3–4. Задачи: формирование самооценки, самостоятельности, дисциплинированности, волевой регуляции и др. социально-личностных качеств.
В предыдущие дни дети узнали, что человек должен выполнять требования, предъявляемые ему обществом. Ему хочется посмотреть телевизор, но надо идти на работу. Дети старшего дошкольного возраста как будущие школьники также являются членами общества и имеют много обязанностей: нужно выполнять задания, много заниматься. При этом им приходится отказываться от более приятных занятий. Убедиться в этом можно, обсудив утверждения «Я должен, я могу, я хочу»:
- Я должен слушаться маму и папу, выполнять порученное дело и другое;
- Я могу для этого сделать следующее: быть активным, настойчивым; относиться к своим поступкам ответственно;
- Я хочу быть таким же как мой папа.
Обращается внимание на те случаи, когда «я должен» и «я хочу» не совпадают. Воспитатель говорит о том, что у человека всегда есть выбор в принятии решения. Можно сделать работу как хочется, как легче, в ущерб качеству. Можно вообще отказаться от выполнения этой работы и заняться тем, что хочется. Можно заставить себя выполнить работу так, как нужно. Во многих ситуациях мы должны отказаться от того, чего хотим, ради того, что должны. Иначе нас ждёт осуждение окружающих и собственный стыд. Каждый из нас – контролёр своих дел и поступков. Мы несём ответственность за наш выбор, за результаты своей работы. Итогом работы является составление модели «идеального» ребенка (поведение соответствует общепринятым правилам и нормам, самостоятельный, любознательный и т.д.), позволяющей сравнить, насколько его собственное поведение соответствует данному образцу, и наметить пути самосовершенствования.
Занятие 5–15. Задача: формирование самооценки, самостоятельности, дисциплинированности, ответственности.
Формировать самооценку у детей старшего дошкольного возраста можно с помощью введения системы жетонов, которыми награждается ребенок. Жетоны самые разнообразные: «Самому ответственному дежурному», «Самому аккуратному», «За оказание помощи товарищу», «Самому внимательному», «За серьёзное отношение к порученному делу» и др. Важно, чтобы поощрение было немедленным после исполнения действий. Отсроченное поощрение не способствует развитию и формированию социально-личностных качеств. Полученные жетоны дети могут наклеивать в тетрадь «Мои поступки». Тетрадь может содержать несколько разделов: «Труд», «Игра» и т.д., каждый раздел обозначается иллюстрацией. Дети отмечают своё отношение к делу в разных видах деятельности. Акцент в этой работе делается не на сравнение ребенка с другими детьми, а на его собственный личностный рост.
Занятие 16. Задача: развитие умений анализировать ситуации нравственного поведения людей, учитывая их намерения.
Детям предлагаются для анализа несколько ситуаций нравственного поведения. Анализируются: 1) преднамеренный и случайный поступок (неловкость персонажа); 2) случаи преднамеренной и неумышленной кражи; 3) случай сознательной лжи и безвредного преувеличения. Герой каждого из рассказов совершает какой-либо поступок, имеющий нравственный смысл. Например:
А. Вера хотела сделать подарок маме на день рождения, погладить её любимое платье. Она включила утюг, достала из шкафа платье. Утюг оказался слишком горячим, платье было испорчено. Вера очень расстроилась.
Б. Надя шила куклам платье, не хватило маленького лоскутка. Она достала мамино платье и аккуратно вырезала небольшой лоскуток так, что было почти незаметно.
Рассказывая истории, педагог просит ребенка сравнить степень виновности героев, определить, кого из них он считает наиболее непослушным и почему? Задаются также различные уточняющие вопросы о том, откуда происходят правила, можно ли их изменить и др. Анализируются основания оценивания детьми поступков и действий героев: 1) оценка действий человека на основе его мотивов и намерений; 2) оценка действий и поступков по их последствиям, ориентация на поощрение или наказание взрослыми.
В предложенном задании возможны следующие пути обсуждения: 1) виноваты обе девочки, потому что испорчены платья (буквальная ответственность); 2) виновата та, что причинила больший ущерб (объективная ответственность); 3) учитываются намерения, смягчающие вину обстоятельства (субъективная ответственность). Дети рассуждают, что в случае с Верой был «нечаянный поступок»: хорошая девочка нечаянно причиняет кому-то вред. А Надя поступила безответственно, нарушила требование мамы. Надя должна быть наказана больше, хотя причинённый ею ущерб незначителен. Делается вывод, что в некоторых случаях человек не виноват в том, что были нарушены правила. Человек несёт ответственность только в случае сознательного нарушения правил. Чтобы определить степень виновности героя, необходимо проанализировать ситуацию.
III этап: Осознанное использование накопленного опыта проявления ответственного поведения в собственной деятельности.
Реализация данного этапа осуществлялась в следующих направлениях: использование трудовых поручений и дежурств, комплекс мероприятий НОД, направленный на проявление социально-личностных качеств.
Основные задачи:
- развитие умений детей планировать и организовывать свою деятельность;
- тренировка в осуществлении выбора между двумя альтернативными поступками и развитие умений брать ответственность за результат своего решения на себя;
- развитие самооценки и самоконтроля.
Предварительно воспитатель вводит детей в ситуацию того, что дети будут строить дом для кукол. Обсуждается, что необходимо для строительства дома (план, материалы). Дети указывают на то, как должен быть построен дом: качественно, аккуратно, как для самих себя, старательно, быстро. Как должны работать строители? Они должны подойти к своей работе ответственно, именно от строителей зависит, насколько быстро вселятся жильцы, и в каких условиях они будут жить.
Занятие 1. Задача: обучение детей планированию и организации своей деятельности.
Во время НОД по формированию элементарных математических представлений детей знакомили с понятием «план». Дети готовят план дома, который они хотели бы построить для кукол. Подготовленные «планы» рассматриваются «комиссией» с точки зрения практической пользы (размеры, удобство планировки и др.), доступности изготовления. Работа по строительству дома коллективная, поэтому утверждается один, общий план, составленный с помощью воспитателя. Педагог отмечает, что строительство дома – это очень сложная, трудоёмкая работа. Важно не ошибиться, сделать всё правильно. Для этого необходимо планирование работы. Вниманию детей предлагается описание проекта «Строительство дома»: цель, планирование, выполнение работы, контроль.
В соответствии с ним дети планируют свою работу по строительству дома, выделяют наиболее трудные участки работы. Отмечают, сколько времени отводится на определённый вид работы. Повторяют, что строители должны чувствовать ответственность перед жильцами, стараться работать быстро и качественно.
Занятие 2. Задача: вызвать переживания детей за судьбу общего дела.
Дети готовы к выполнению практической работы, но воспитатель говорит, что организации-поставщики нарушили договоренность и не завезли на стройку кирпичи. Есть всё для строительства дома (цемент, шифер для крыши и т.д.), кроме кирпичей. Что делать? Ещё раз проговаривают, что такое ответственность, ответственный и безответственный поступок. Могут поступить предложения детей начать работу с крыши. Необходимо напомнить детям, что нужно придерживаться плана, который сами составили. Это настоящее строительство, и начинать строить дом с крыши нельзя.
Занятие 3 – 17. Задача: тренировка в проявлении нравственно-волевых качеств.
Материалы: проект «Строительство дома», индивидуальный план строительства, бумага, ножницы, клей, набор фломастеров.
Воспитатель сообщает детям, что сегодня они освоят профессию строителя: «Мы будем строить дом по заказу кукол. Это коллективная работа, мы будем строить дом вместе. Работа должна быть выполнена в срок – 15 занятий (примерно). Одно из занятий мы пропустили из-за безответственного отношения к делу наших поставщиков. Остаётся 14 занятий. Необходимо работать быстро, но качественно». Внимание детей обращается на содержание рабочего места в чистоте (культура поведения).
Сначала дети работают над изготовлением объёмных кирпичей из бумаги. Педагог предлагает шаблон для изготовления кирпича. Объясняет этапы работы: 1) обвести шаблон; 2) вырезать; 3) сложить по линиям сгиба; 4) раскрасить; 5) склеить. Устанавливается объём работы: каждый строитель должен сделать по 3 кирпича за занятие. Качество изготовленных кирпичей проверяет назначенный детьми ребенок-контролёр. Воспитатель выступает в роли наблюдателя, оказывает ненавязчивую помощь в тех случаях, когда это необходимо.
На первых занятиях дети могут пытаться получить более высокий количественный результат, делают по 5–6 кирпичей. Как правило, это достигается за счёт снижения качества выполняемой работы. Многие кирпичи идут в «брак» как не пригодные для строительства дома. Важно провести беседу о том, что потрачено много материала, а работа нерезультативна. Это случилось, потому что кто-то из строителей хотел быть первым, не думал о качестве, надеялся, что контролёр будет оценивать работу не так строго. Дети делают вывод, что выполнение коллективной работы требует ответственности от каждого из них.
На последующих занятиях по строительству дома дошкольники доделывают кирпичи, делают фундамент, скрепляют кирпичи «цементом» (скотч), делают перекрытия между этажами и черепичную крышу.
В конце работы детей спрашивают, что бы они хотели улучшить в своей работе (лужайку перед домом, ограждение). Задаются вопросы: трудно было строить дом? Были ли моменты, когда хотелось оставить работу на завтра? Что было наиболее трудным? Как вам удавалось преодолевать трудности? Дети делают вывод, что ответственное отношение к делу позволило им преодолеть все трудности, выполнить работу в срок.
Организация поручений и дежурств.
Задачи: тренировка проявления волевых качеств, развитие умений планировать и организовывать деятельность, формирование самоконтроля и самооценки.
Работа рассчитана на 7 дней. Дети назначаются дежурными (методика К. А. Климовой). Изучаются обязанности дежурного (помощь воспитателю в расстановке стульев, сервировке стола, учёте порций и другие). Детям показывают, как выполнять ту или иную функцию, учат планировать свою работу. Дежурные назначаются воспитателем сроком на одну неделю. Дошкольникам объясняется значимость и необходимость обязательного и хорошего выполнения данного им поручения. Подчёркивается, что выполнение поручения имеет большое значение для всех ребят группы и сотрудников детского сада. Контроль за работой дежурных в первое время осуществляет воспитатель. При выполнении ребёнком поручения учитывается: 1) осознание ребёнком необходимости и важности обязательного выполнения данного поручения, имеющего значение для других; 2) характер действий, направленных на успешное выполнение порученного задания (вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца); 3) эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьёзное поручение; беспокоится за успех; испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения; переживает оценку других и т.д.); 4) осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.
Контроль за выполнением поручений можно осуществлять с помощью заполнения воспитателем «Рабочего листа». Ребёнок получает задание в конце дня на завтрашний день, формулирует цель, планирует выполнение. Последнее задание получает в пятницу. Если в понедельник ребёнок забывает о своём поручении, целесообразно ввести дополнительные поручения в детском саду или дома. Ежедневно дети обсуждают выполнение работы, говорят о своих успехах, пытаются объяснить причины недоработок.
Например, воспитатель давала поручение навести порядок в игровых уголках: выстирать кукольную одежду, расставить книги, игрушки, мотивируя это тем, что человек ответственен не только за себя, но и за то, что его окружает, что у ответственного человека всегда во всем порядок. Дети с учетом имеющихся знаний распределяют кукольную одежду для стирки в зависимости от видов ткани, размещают книги рационально и удобно для чтения, игрушки раскладывали в соответствии с видами игр (ответственность за результат).
В начале учебного года детям можно дать поручения познакомить вновь пришедших детей с помещениями группы и детского сада, объяснить правила поведения и дежурств. Необходимо активно использовать индивидуальные поручения, особенно в отношении малоинициативных детей, (отнести или забрать что-нибудь у медсестры, передать просьбу воспитателя другой группе, помочь одеть малышей на прогулку). Такого рода поручения развивают самостоятельность, побуждают детей применять навыки культуры поведения. По мере накопления личного опыта для успешного формирования социально-личностных качеств можно использовать поручения типа «Найди полезное дело» Л.И. Сайгушевой.
Еще одной формой формирования социально-личностных качеств старших дошкольников является дежурство. Это своеобразный метод педагогического воздействия на детей с целью стимулирования проявления ответственных поступков. Дежурство включает труд по самообслуживанию (на занятиях и в столовой), хозяйственно-бытовой труд (труд в уголке природы группы или в «зеленой комнате» детского сада). По мере накопления у старших дошкольников личного опыта и формирования эмоционально-положительного отношения к деятельности дежурство можно использовать в младших группах, других помещениях детского сада, а также «вечернее» дежурство (сообщение детям о приходе родителей). Особенность данного вида дежурств заключается в поощрительной оценке выполненной детьми работы со стороны сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Это создает благоприятную основу для развития инициативности, самостоятельности, дисциплинированности, ответственности и других социально-личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.