Методика использования ИКТ на уроках ОБЖ
Оценка 4.6

Методика использования ИКТ на уроках ОБЖ

Оценка 4.6
doc
30.08.2021
Методика использования ИКТ на уроках ОБЖ
Целью использования ИКТ на уроках ОБЖ является формирование универсальных учебных действий, а также опыта самостоятельной деятельности обучающихся через внедрение в образовательный процесс средств информатизации.
Методика использования ИКТ на уроках ОБЖ.doc

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ И

ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ОБЖ

 

При построении педагогического процесса, нужно исходить из двух факторов –  познавательных способностей обучаемых и компьютерной оснащённости кабинета. Выбор ограничен двумя ведущими способами – преобладанием педагогической системы по типу псевдокомпьютерного обучения или обучения с участием компьютера. В первом случае средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) используется как ТСО с расширенными возможностями, во втором случае – часть функций учителя передаётся ПК.

Определяя величину доли, способа и вида реализации учебного материала, нужно исходить из цели урока или его этапа и решаемых дидактических задач.

В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса по ОБЖ. Это базы данных, традиционные информационно-справочные системы, хранилища информации вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, компьютерные энциклопедии от ООО «Кирилл и Мефодий», и другие программы, каждая из которых отвечает конкретным целям и задачам

Целью использования ИКТ на уроках ОБЖ является формирование универсальных учебных действий, а также опыта самостоятельной деятельности обучающихся через внедрение в образовательный процесс средств информатизации.

Задачи, решаемые с помощью ИКТ:

·       развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;

·       организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;

·       увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;

·       облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.

Необходимыми условиями для реализации задач являются:

Ÿ  наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;

Ÿ  владение учителем основами информационно-коммуникационных технологий;

Ÿ  развитая информационная среда школы;

Ÿ  смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;

Ÿ  владение обучающимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.

 

Содержание учебного процесса:

 

Ÿ  видео и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов ЧС, приёмов оказания ПП, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по ОБЖ, сайты Интернет;

Ÿ  материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно – диагностического);

Ÿ  комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;

Ÿ  включение в ход урока исторического и справочного материала;

Ÿ  наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;

Ÿ  анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.

Ÿ  творческими заданиями для учащихся, как вариант, являются создание опорных конспектов, слайдов и кроссвордов к учебным темам, информационных сообщений с иллюстрациями.

Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается не как самоцель, а:

Ÿ  как источник дополнительной информации по предмету;

Ÿ  как способ повышения интереса к предмету и преподавателю;

Ÿ  как способ самоорганизации учебного труда и самообразования;

Ÿ  как возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя;

Ÿ  как способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.

 

Разработка процесса обучения

 

Реализация компьютерной поддержки процесса обучения, является процедурой, органически взаимосвязанной с разработкой программы и тематического планирования учебного курса. При этом последовательно решаются следующие задачи:

1.        Необходимость применения компьютера.

2.        Степень компьютеризации учебного процесса.

3.        Перечень функций, возлагаемых на компьютер.

4.        Использование готового программного обеспечения или разработка компьютерного пособия, с учётом информационно-методических рекомендаций ведущих преподавателей ОБЖ и методистов.

 

Примерная структура вариантов урока с использованием

информационно-компьютерных технологий

 

Урок изучения нового материала:

·       актуализация знаний;

·       объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере;

·       первоначальное закрепление знаний;

·       подведение итогов;

·       задание на дом и инструкции по его выполнению.

Урок повторения пройденного материала:

·       актуализация знаний;

·       творческие лаборатории (индивидуально, по парам или группам поиск информации в Интернете на заданные темы – используется домашний компьютер);

·       рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется презентация);

·       подведение итогов;

·       задание на дом и инструкции по его выполнению.

Для проведения такого рода уроков требуется класс с хорошей подготовкой в области информационных технологий.

Урок контроля и проверки знаний:

·       творческая работа (индивидуально, в паре или по группам – написание эссе, заметки на заданную тему, составление памятки и т.д.) – 20 мин;

·       компьютерное тестирование – 10 мин;

·       подведение итогов – 8 мин;

·       задание на дом и инструкции по его выполнению – 2 мин.

В том случае, если класс большой, то его делят на подгруппы, и схемы урока будут выглядеть так:

Первая группа  – творческая работа, вторая группа – тестирование - 15 мин;

Вторая группа  – творческая работа, первая группа – тестирование - 15 мин;

Подведение итогов, защита разработанного проекта (один ученик) - 10 мин.

Однако в практической деятельности не всегда можно использовать один из этих вариантов в чистом виде.

Определяя необходимость применения компьютера и использование ИКТ на уроках ОБЖ, будет оправданным, если применение других средств обучения не эффективно в сравнении с ним.


МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ

Необходимыми условиями для реализации задач являются: Ÿ наличие в школе средств

Необходимыми условиями для реализации задач являются: Ÿ наличие в школе средств

Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается не как самоцель, а : Ÿ как источник дополнительной информации по предмету; Ÿ как способ повышения интереса к…

Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается не как самоцель, а : Ÿ как источник дополнительной информации по предмету; Ÿ как способ повышения интереса к…

Урок повторения пройденного материала: · актуализация знаний; · творческие лаборатории (индивидуально, по парам или группам поиск информации в

Урок повторения пройденного материала: · актуализация знаний; · творческие лаборатории (индивидуально, по парам или группам поиск информации в

Определяя необходимость применения компьютера и использование

Определяя необходимость применения компьютера и использование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2021