МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ОБЖ
При построении педагогического процесса, нужно исходить из двух факторов – познавательных способностей обучаемых и компьютерной оснащённости кабинета. Выбор ограничен двумя ведущими способами – преобладанием педагогической системы по типу псевдокомпьютерного обучения или обучения с участием компьютера. В первом случае средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) используется как ТСО с расширенными возможностями, во втором случае – часть функций учителя передаётся ПК.
Определяя величину доли, способа и вида реализации учебного материала, нужно исходить из цели урока или его этапа и решаемых дидактических задач.
В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса по ОБЖ. Это базы данных, традиционные информационно-справочные системы, хранилища информации вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, компьютерные энциклопедии от ООО «Кирилл и Мефодий», и другие программы, каждая из которых отвечает конкретным целям и задачам
Целью использования ИКТ на уроках ОБЖ является формирование универсальных учебных действий, а также опыта самостоятельной деятельности обучающихся через внедрение в образовательный процесс средств информатизации.
Задачи, решаемые с помощью ИКТ:
· развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;
· организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;
· увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;
· облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.
Необходимыми условиями для реализации задач являются:
Ÿ наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;
Ÿ владение учителем основами информационно-коммуникационных технологий;
Ÿ развитая информационная среда школы;
Ÿ смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;
Ÿ владение обучающимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.
Содержание учебного процесса:
Ÿ видео и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов ЧС, приёмов оказания ПП, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по ОБЖ, сайты Интернет;
Ÿ материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно – диагностического);
Ÿ комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;
Ÿ включение в ход урока исторического и справочного материала;
Ÿ наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;
Ÿ анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.
Ÿ творческими заданиями для учащихся, как вариант, являются создание опорных конспектов, слайдов и кроссвордов к учебным темам, информационных сообщений с иллюстрациями.
Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается не как самоцель, а:
Ÿ как источник дополнительной информации по предмету;
Ÿ как способ повышения интереса к предмету и преподавателю;
Ÿ как способ самоорганизации учебного труда и самообразования;
Ÿ как возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя;
Ÿ как способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.
Разработка процесса обучения
Реализация компьютерной поддержки процесса обучения, является процедурой, органически взаимосвязанной с разработкой программы и тематического планирования учебного курса. При этом последовательно решаются следующие задачи:
1. Необходимость применения компьютера.
2. Степень компьютеризации учебного процесса.
3. Перечень функций, возлагаемых на компьютер.
4. Использование готового программного обеспечения или разработка компьютерного пособия, с учётом информационно-методических рекомендаций ведущих преподавателей ОБЖ и методистов.
Примерная структура вариантов урока с использованием
информационно-компьютерных технологий
Урок изучения нового материала:
· актуализация знаний;
· объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере;
· первоначальное закрепление знаний;
· подведение итогов;
· задание на дом и инструкции по его выполнению.
Урок повторения пройденного материала:
· актуализация знаний;
· творческие лаборатории (индивидуально, по парам или группам поиск информации в Интернете на заданные темы – используется домашний компьютер);
· рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется презентация);
· подведение итогов;
· задание на дом и инструкции по его выполнению.
Для проведения такого рода уроков требуется класс с хорошей подготовкой в области информационных технологий.
Урок контроля и проверки знаний:
· творческая работа (индивидуально, в паре или по группам – написание эссе, заметки на заданную тему, составление памятки и т.д.) – 20 мин;
· компьютерное тестирование – 10 мин;
· подведение итогов – 8 мин;
· задание на дом и инструкции по его выполнению – 2 мин.
В том случае, если класс большой, то его делят на подгруппы, и схемы урока будут выглядеть так:
Первая группа – творческая работа, вторая группа – тестирование - 15 мин;
Вторая группа – творческая работа, первая группа – тестирование - 15 мин;
Подведение итогов, защита разработанного проекта (один ученик) - 10 мин.
Однако в практической деятельности не всегда можно использовать один из этих вариантов в чистом виде.
Определяя необходимость применения компьютера и использование ИКТ на уроках ОБЖ, будет оправданным, если применение других средств обучения не эффективно в сравнении с ним.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.