Методика использования ИКТ на уроках ОБЖ

  • doc
  • 30.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью использования ИКТ на уроках ОБЖ является формирование универсальных учебных действий, а также опыта самостоятельной деятельности обучающихся через внедрение в образовательный процесс средств информатизации.
Иконка файла материала Методика использования ИКТ на уроках ОБЖ.doc

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ И

ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ОБЖ

 

При построении педагогического процесса, нужно исходить из двух факторов –  познавательных способностей обучаемых и компьютерной оснащённости кабинета. Выбор ограничен двумя ведущими способами – преобладанием педагогической системы по типу псевдокомпьютерного обучения или обучения с участием компьютера. В первом случае средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) используется как ТСО с расширенными возможностями, во втором случае – часть функций учителя передаётся ПК.

Определяя величину доли, способа и вида реализации учебного материала, нужно исходить из цели урока или его этапа и решаемых дидактических задач.

В системе образования создается огромное количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса по ОБЖ. Это базы данных, традиционные информационно-справочные системы, хранилища информации вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы, компьютерные энциклопедии от ООО «Кирилл и Мефодий», и другие программы, каждая из которых отвечает конкретным целям и задачам

Целью использования ИКТ на уроках ОБЖ является формирование универсальных учебных действий, а также опыта самостоятельной деятельности обучающихся через внедрение в образовательный процесс средств информатизации.

Задачи, решаемые с помощью ИКТ:

·       развитие у обучаемых навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации учёбы;

·       организация индивидуальной и групповой творческой работы учащихся с учебным материалом, размещённым как на бумажном, так и на электронном носителе;

·       увеличение наглядности при рассмотрении новой темы;

·       облегчение деятельности педагога, освобождение его от рутинных работ.

Необходимыми условиями для реализации задач являются:

Ÿ  наличие в школе средств ИКТ и возможность использования их учителем в традиционной методике преподавания, как средства повышения наглядности изучаемого материала;

Ÿ  владение учителем основами информационно-коммуникационных технологий;

Ÿ  развитая информационная среда школы;

Ÿ  смена роли учителя с позиций транслятора знания на позицию консультанта;

Ÿ  владение обучающимися определенным уровнем предметных знаний и информационной компетентности.

 

Содержание учебного процесса:

 

Ÿ  видео и анимационные фрагменты-демонстрации эпизодов ЧС, приёмов оказания ПП, включаемые в презентации, всевозможные компьютерные программы по ОБЖ, сайты Интернет;

Ÿ  материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно – диагностического);

Ÿ  комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;

Ÿ  включение в ход урока исторического и справочного материала;

Ÿ  наборы нестандартных, творческих заданий креативного типа, для которых ребятам требуется дополнительный поиск и преобразование информации;

Ÿ  анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации изучаемого материала.

Ÿ  творческими заданиями для учащихся, как вариант, являются создание опорных конспектов, слайдов и кроссвордов к учебным темам, информационных сообщений с иллюстрациями.

Таким образом, применение ИКТ на уроке рассматривается не как самоцель, а:

Ÿ  как источник дополнительной информации по предмету;

Ÿ  как способ повышения интереса к предмету и преподавателю;

Ÿ  как способ самоорганизации учебного труда и самообразования;

Ÿ  как возможность реализации личностно-ориентированного подхода для учителя;

Ÿ  как способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации человека.

 

Разработка процесса обучения

 

Реализация компьютерной поддержки процесса обучения, является процедурой, органически взаимосвязанной с разработкой программы и тематического планирования учебного курса. При этом последовательно решаются следующие задачи:

1.        Необходимость применения компьютера.

2.        Степень компьютеризации учебного процесса.

3.        Перечень функций, возлагаемых на компьютер.

4.        Использование готового программного обеспечения или разработка компьютерного пособия, с учётом информационно-методических рекомендаций ведущих преподавателей ОБЖ и методистов.

 

Примерная структура вариантов урока с использованием

информационно-компьютерных технологий

 

Урок изучения нового материала:

·       актуализация знаний;

·       объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере;

·       первоначальное закрепление знаний;

·       подведение итогов;

·       задание на дом и инструкции по его выполнению.

Урок повторения пройденного материала:

·       актуализация знаний;

·       творческие лаборатории (индивидуально, по парам или группам поиск информации в Интернете на заданные темы – используется домашний компьютер);

·       рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется презентация);

·       подведение итогов;

·       задание на дом и инструкции по его выполнению.

Для проведения такого рода уроков требуется класс с хорошей подготовкой в области информационных технологий.

Урок контроля и проверки знаний:

·       творческая работа (индивидуально, в паре или по группам – написание эссе, заметки на заданную тему, составление памятки и т.д.) – 20 мин;

·       компьютерное тестирование – 10 мин;

·       подведение итогов – 8 мин;

·       задание на дом и инструкции по его выполнению – 2 мин.

В том случае, если класс большой, то его делят на подгруппы, и схемы урока будут выглядеть так:

Первая группа  – творческая работа, вторая группа – тестирование - 15 мин;

Вторая группа  – творческая работа, первая группа – тестирование - 15 мин;

Подведение итогов, защита разработанного проекта (один ученик) - 10 мин.

Однако в практической деятельности не всегда можно использовать один из этих вариантов в чистом виде.

Определяя необходимость применения компьютера и использование ИКТ на уроках ОБЖ, будет оправданным, если применение других средств обучения не эффективно в сравнении с ним.