Методика исследования психомоторных функций
Оценка 4.9

Методика исследования психомоторных функций

Оценка 4.9
docx
13.06.2020
Методика исследования психомоторных функций
МЕТОДИКА ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ.docx

Методика исследования психомоторных функций

 

Исследование двигательной памяти, переключаемо движений самоконтроля при выполнении двигательных проб. Прием: педагог показывает шесть движений для рук подросткам, взрослым, четыре движения — школьникам, три движения — дошкольникам и предлагает их повторить.

Отметить: правильность, последовательность выполнения.

Упражнение для рук: руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, на пояс, вниз.

Прием: повторить за логопедом упражнения с отставанием на одно. Количество упражнений то же.

Прием: повторить за педагогом движения, за исключением одного, заранее обусловленного, «запретного» движения.

Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

Исследование произвольного торможения движений.

Прием для взрослых и подростков: проделать одновременно три движения одной рукой и два движения другой. Правой: вперед, в сторону, вниз. Левой: вперед, вниз.

Отметить: плавные ли и точные ли движения обеих рук; одновременно ли начинают движение обе руки и одновременно ли его заканчивают, или движения рук неточные при раздельном их движении.

Для дошкольников: маршировать и остановиться внезапно по сигналу.

Исследование статической координации движений. Прием для взрослых, подростков: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения — 15 секунд, проба выполняется по три раза для каждой ноги.

Для школьников и дошкольников: проба та же, время выполнения — 5 секунд, по два раза для каждой ноги.

Прием для пациентов всех возрастных групп: стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения — 15 секунд для подростков и взрослых; 5 секунд — для дошкольников и школьников.

Отметить: свободно ли удерживает позы или с напряжением, сильно ли раскачивается из стороны в сторону: балансирует ли туловищем, руками, головой: сходит ли с места или делает рывок в стороны; касается ли пола другой ногой; или иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу.

Исследование динамической координации движений. Прием для взрослых и подростков: проделать одновременно асимметричные и противоположные движения руками на четыре счета. Правой: па счет «раз» — поднять руки вперед, ладонь открыта, на счет «два»» — сжать кулак, на счет «три» — разжать кулак, па счет «четыре» — опустить руку вниз. Задание повторить четыре раза, чтобы пациент запомнил движения. Левой: на счет «раз» — отвести руку в сторону, кулак сжать, на счет «два» — разжать кулак, на счет «три» — сжать кулак, на счет «четыре» — руку опустить вниз. Задание повторить также четыре раза. Затем соединить движения правой и левой рук.

Отметить: выполняет ли пробу правильно или выполняет с некоторым напряжением, со второго-третьего раза; не замедлен ли темп, использует ли зрительный контроль; или пробу выполнить не удается.

Прием для школьников и дошкольников: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутках между шагами.

Отметить: верно ли выполняет с первого раза; верно ли выполняет со второго-третьего раза; наблюдается ли напряжение, скованность движения рук и ног или чередование шага и хлопка не удается.

Прием для всех возрастных групп: выполнить подряд шесть плавных приседаний. Не касаться пятками пола, выполнять только на носках (для дошкольников — три приседания).

Отметить: правильно ли выполняет; с напряжением или раскачивается, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается или становится на всю ступню.

Исследование внимания. Прием для исследования устойчивости внимания у подростков, взрослых, школьников: выполнить за логопедом 15 — 20 движений, но на одно движение позже.

Отметить: на каком по счету движении движение испытуемого ошибочно, сольется с движением логопеда.

Прием для исследования переключаемост и внимания у подростков и взрослых: предлагается заучить четыре движения для рук в определенной последовательности, например: в стороны, вперед, вверх, вниз; затем предлагается мысленно проделывать эти движения, соблюдая определенный темп; поданному сигналу испытуемый показывает движение, на котором он мысленно остановился.

Отметить: нет ли нарушения темпа движения, нарушение последовательности в выполнении движения.

Прием для исследования распределения внимания у дошкольников: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. 11равои: в сторону, вверх; левой: вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения обеих рук.

Отметить: единовременно ли выполняет, точно ли, плавно ли.

Исследование координации движений. Приемы для всех возрастных групп: выполнить движения — ноги в стороны, на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе.

Исследование переключаемое движений. Приемы для всех возрастных групп: предложить поднять руки в стороны на уровне плеч, согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки на пояс, присесть, выпрямиться, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу).

Исследование наличия или отсутствия движения. Приемы для всех возрастных групп: предложить поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс. Согнуть руку в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.

Отметить по всем приемам раздел а: наличие (отсутствие) движения; выполняет ли задание с первого, второго, третьего раза; не выполняет задания.

Исследование пространственной организации движения. Приемы для всех возрастных групп.

По подражанию. Повторить за педагогом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет (зал) из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет (зал) вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету (залу), начиная движение справа; то же слева.

По словесной инструкции. Проделать эти же задания. Отметить: ошибки в пространственной координации — незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

Исследование произвольной моторики пальцев рук. Приемы для всех возрастных групп.

По подражанию. Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак — разжать (5—6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз); сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз); попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»). На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5—6 раз). На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и, наоборот, третьи на вторые (5—6 раз).

По словесной инструкции. То же самое.

Отметить: плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет пробы и наблюдается ли напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.

Исследование орального праксиса

Исследование объема и качества движений губ. Приемы для всех возрастных групп.

По словесной инструкции: вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.

Отметить: правильно ли выполняет; каков диапазон движений; наличие содружественных движений; наблюдается ли чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.

Исследование объема и качества движений мышц щек. Приемы для всех возрастных групп.

По словесной инструкции: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

Отметить: правильно ли выполняет; напрягается ли противоположная выпяченная щека; удается или не удается изолированное надувание одной щеки.

Исследование объема и качества движений языка. Приемы для всех возрастных групп.

По подражанию: показать язык «жалом», удержать на три счета. Показать язык «лопаточкой», удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый. Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»). Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку. Пощелкать (по цокать) языком.

Отметить: правильно ли выполняет; точен ли диапазон движения языка; наблюдаются ли в мышцах содружественные движения; как движется язык: неуклюже, неточно, всей массой, медленно; удается или не удается движение.

Исследование произвольной мимической моторики:

Исследование объема и качества движения мышц лба. Приемы для всех возрастных групп.

По словесной инструкции: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.

Отметить: правильно ли выполняет, или движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.), или движение не удается.

Исследование объема и качества движений мышц глаз. Приемы для всех возрастных групп.

По словесной инструкции: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: правильно ли выполняет, или испытуемый зажмуривает глаза, или возникают содружественные движения, или движение не удается.

Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Приемы для всех возрастных групп: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.

Объяснение: удивление — брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед; печаль — брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас — брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость — губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение — брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность — губы сжаты, один или оба глаза прищурены.

Отметить: правильно ли выполняет указанные выше мимические позы, или мимическая картина нечеткая, или движения не удаются.

Исследование продолжительности выдоха. Прием для всех возрастных групп: сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.

Отметить: какова продолжительность выдоха, укорочен ли выдох (в зависимости от возраста

Исследование темпа движений. Приемы для всех возрастных групп: в течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнять движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук: вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить. Отметить: нормальный темп, замедленный или ускоренный. Приемы для взрослых, подростков, школьников. Обследовать темп движений при помощи письменной пробы: предложить чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.

Отметить: нормальный темп, замедленный или ускоренный.

 

Методика исследования сенсорных функций

 

Исследование слухового внимания. Приемы для всех возрастных групп: показать, какой предмет прозвучал; барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги — тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т.д.

Отметить: наблюдались ли ошибки в восприятии услышанного — неправильно ли называли звучащий инструмент, определялось ли направление звучания.

Исследование музыкального слуха. Прием для всех возрастных групп: испытуемому предлагается спеть один куплет из знакомой песни (без музыкального сопровождения), затем повторить его с музыкальным сопровождением.

Отметить: каков музыкальный слух: абсолютный, относительный или не развит вообще.

Исследование восприятия музыки. Прием для всех возрастных групп: прослушать и затем определить услышанное — марш, пляска, колыбельная.

Для взрослых, подростков, школьников: прослушать и определить форму музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев, часть.

Отметить: умение определять контрастную музыку, части музыкального произведения.

Исследование звуковысотного слуха. Приемы для всех возрастных групп: определить, как звучал колокольчик: выше ли ниже (для дошкольников: «пел песенку»); определить направление звукоряда на металлофоне (для дошкольников: металлофон, поставленный наклонно, становится «музыкальной лесенкой». На конце молоточка укрепить маленькую куколку-матрешку. Ударять молоточком, а дети должны определить, куда по ступенькам лесенки «идет» куколка: вверх, вниз или через ступеньку).

Отметить: различают ли испытуемые направление звукоряда и расстояние между звуками.

Исследование тембрового слуха. Приемы для всех возрастных групп: сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной (барабан, бубен), духовой (флейта, саксофон, кларнет, триола), струнной (цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных).

Усложненный прием: сравнить звучащие однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.

Отметить: правильно или с ошибками различают испытуемые звучащие инструменты.

Исследование динамического слуха. Приемы для всех возрастных групп: прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо — холодно»; например, педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, испытуемый называет словом, как звучал инструмент: «сильно» — «слабо». Или: педагог подает повторно сильный или слабый звук, испытуемый повторяет его на инструменте.

Отметить: различают ли испытуемые звучание инструмента.

Исследование ритмического чувства. Приемы для взрослых и подростков: простучать последовательно восемь ритмических рисунков.

Для дошкольников: простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок:

Для всех возрастных групп (прием «музыкальное эхо»): педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, например в бубен, треугольник, тарелки, барабан и т.д., испытуемый в этом же ритме точно повторяет услышанное.

Отметить: наблюдались ли ошибки при воспроизведении ритмического рисунка; в каком темпе повторялся ритмический рисунок, в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом; нарушалось ли количество элементов в данном ритмическом рисунке.

Исследование певческого диапазона голоса (для пациентов с достаточно развитым музыкальным слухом). Приемы для всех возрастных групп: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например на звук [«а»] (сначала от ноты «до» первой октавы вверх, а затем до ноты «до» первой октавы вниз).

Отметить: количество тонов певческого диапазона: до б тонов, 6—7,5 тонов, 8—9,5 тонов, 10—11,5 тонов, 12—13 тонов, 13 и более тонов.

В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного и сенсорного состояния лиц с речевой патологией. После обследования необходимо вести записи психомоторного и сенсорного развития каждого занимающегося логоритмикой. Можно использовать карту-таблицу, предложенную Н.С. Самойленко. По вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали — параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация движения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполнения движения, коллективность, общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет — плохое выполнение, 1 балл; синий цвет — среднее выполнение, 2 балла; красный цвет — хорошее выполнение, 3 балла. Можно составить график календарной кривой психомоторики и сопоставить его с графиком речевым.


 

Методика исследования психомоторных функций

Методика исследования психомоторных функций

Задание повторить также четыре раза

Задание повторить также четыре раза

Исследование наличия или отсутствия движения

Исследование наличия или отсутствия движения

Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы

Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы

Отметить: правильно ли выполняет указанные выше мимические позы, или мимическая картина нечеткая, или движения не удаются

Отметить: правильно ли выполняет указанные выше мимические позы, или мимическая картина нечеткая, или движения не удаются

Для взрослых, подростков, школьников: прослушать и определить форму музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев, часть

Для взрослых, подростков, школьников: прослушать и определить форму музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев, часть

Отметить: количество тонов певческого диапазона: до б тонов, 6—7,5 тонов, 8—9,5 тонов, 10—11,5 тонов, 12—13 тонов, 13 и более тонов

Отметить: количество тонов певческого диапазона: до б тонов, 6—7,5 тонов, 8—9,5 тонов, 10—11,5 тонов, 12—13 тонов, 13 и более тонов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2020