Методика исследования психомоторных функций
Исследование двигательной памяти, переключаемо движений самоконтроля при выполнении двигательных проб. Прием: педагог показывает шесть движений для рук подросткам, взрослым, четыре движения — школьникам, три движения — дошкольникам и предлагает их повторить.
Отметить: правильность, последовательность выполнения.
Упражнение для рук: руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, на пояс, вниз.
Прием: повторить за логопедом упражнения с отставанием на одно. Количество упражнений то же.
Прием: повторить за педагогом движения, за исключением одного, заранее обусловленного, «запретного» движения.
Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений.
Исследование произвольного торможения движений.
Прием для взрослых и подростков: проделать одновременно три движения одной рукой и два движения другой. Правой: вперед, в сторону, вниз. Левой: вперед, вниз.
Отметить: плавные ли и точные ли движения обеих рук; одновременно ли начинают движение обе руки и одновременно ли его заканчивают, или движения рук неточные при раздельном их движении.
Для дошкольников: маршировать и остановиться внезапно по сигналу.
Исследование статической координации движений. Прием для взрослых, подростков: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения — 15 секунд, проба выполняется по три раза для каждой ноги.
Для школьников и дошкольников: проба та же, время выполнения — 5 секунд, по два раза для каждой ноги.
Прием для пациентов всех возрастных групп: стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения — 15 секунд для подростков и взрослых; 5 секунд — для дошкольников и школьников.
Отметить: свободно ли удерживает позы или с напряжением, сильно ли раскачивается из стороны в сторону: балансирует ли туловищем, руками, головой: сходит ли с места или делает рывок в стороны; касается ли пола другой ногой; или иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу.
Исследование динамической координации движений. Прием для взрослых и подростков: проделать одновременно асимметричные и противоположные движения руками на четыре счета. Правой: па счет «раз» — поднять руки вперед, ладонь открыта, на счет «два»» — сжать кулак, на счет «три» — разжать кулак, па счет «четыре» — опустить руку вниз. Задание повторить четыре раза, чтобы пациент запомнил движения. Левой: на счет «раз» — отвести руку в сторону, кулак сжать, на счет «два» — разжать кулак, на счет «три» — сжать кулак, на счет «четыре» — руку опустить вниз. Задание повторить также четыре раза. Затем соединить движения правой и левой рук.
Отметить: выполняет ли пробу правильно или выполняет с некоторым напряжением, со второго-третьего раза; не замедлен ли темп, использует ли зрительный контроль; или пробу выполнить не удается.
Прием для школьников и дошкольников: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутках между шагами.
Отметить: верно ли выполняет с первого раза; верно ли выполняет со второго-третьего раза; наблюдается ли напряжение, скованность движения рук и ног или чередование шага и хлопка не удается.
Прием для всех возрастных групп: выполнить подряд шесть плавных приседаний. Не касаться пятками пола, выполнять только на носках (для дошкольников — три приседания).
Отметить: правильно ли выполняет; с напряжением или раскачивается, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается или становится на всю ступню.
Исследование внимания. Прием для исследования устойчивости внимания у подростков, взрослых, школьников: выполнить за логопедом 15 — 20 движений, но на одно движение позже.
Отметить: на каком по счету движении движение испытуемого ошибочно, сольется с движением логопеда.
Прием для исследования переключаемост и внимания у подростков и взрослых: предлагается заучить четыре движения для рук в определенной последовательности, например: в стороны, вперед, вверх, вниз; затем предлагается мысленно проделывать эти движения, соблюдая определенный темп; поданному сигналу испытуемый показывает движение, на котором он мысленно остановился.
Отметить: нет ли нарушения темпа движения, нарушение последовательности в выполнении движения.
Прием для исследования распределения внимания у дошкольников: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. 11равои: в сторону, вверх; левой: вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения обеих рук.
Отметить: единовременно ли выполняет, точно ли, плавно ли.
Исследование координации движений. Приемы для всех возрастных групп: выполнить движения — ноги в стороны, на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе.
Исследование переключаемое движений. Приемы для всех возрастных групп: предложить поднять руки в стороны на уровне плеч, согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки на пояс, присесть, выпрямиться, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу).
Исследование наличия или отсутствия движения. Приемы для всех возрастных групп: предложить поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс. Согнуть руку в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.
Отметить по всем приемам раздел а: наличие (отсутствие) движения; выполняет ли задание с первого, второго, третьего раза; не выполняет задания.
Исследование пространственной организации движения. Приемы для всех возрастных групп.
По подражанию. Повторить за педагогом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет (зал) из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет (зал) вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету (залу), начиная движение справа; то же слева.
По словесной инструкции. Проделать эти же задания. Отметить: ошибки в пространственной координации — незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.
Исследование произвольной моторики пальцев рук. Приемы для всех возрастных групп.
По подражанию. Выполнить под счет: пальцы сжать в кулак — разжать (5—6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз); сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз); попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»). На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5—6 раз). На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и, наоборот, третьи на вторые (5—6 раз).
По словесной инструкции. То же самое.
Отметить: плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет пробы и наблюдается ли напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие леворукости.
Исследование орального праксиса
Исследование объема и качества движений губ. Приемы для всех возрастных групп.
По словесной инструкции: вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу вниз.
Отметить: правильно ли выполняет; каков диапазон движений; наличие содружественных движений; наблюдается ли чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.
Исследование объема и качества движений мышц щек. Приемы для всех возрастных групп.
По словесной инструкции: надуть левую щеку, надуть правую щеку, надуть обе щеки одновременно.
Отметить: правильно ли выполняет; напрягается ли противоположная выпяченная щека; удается или не удается изолированное надувание одной щеки.
Исследование объема и качества движений языка. Приемы для всех возрастных групп.
По подражанию: показать язык «жалом», удержать на три счета. Показать язык «лопаточкой», удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый. Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»). Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку. Пощелкать (по цокать) языком.
Отметить: правильно ли выполняет; точен ли диапазон движения языка; наблюдаются ли в мышцах содружественные движения; как движется язык: неуклюже, неточно, всей массой, медленно; удается или не удается движение.
Исследование произвольной мимической моторики:
Исследование объема и качества движения мышц лба. Приемы для всех возрастных групп.
По словесной инструкции: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.
Отметить: правильно ли выполняет, или движение выполняется с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т.д.), или движение не удается.
Исследование объема и качества движений мышц глаз. Приемы для всех возрастных групп.
По словесной инструкции: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.
Отметить: правильно ли выполняет, или испытуемый зажмуривает глаза, или возникают содружественные движения, или движение не удается.
Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Приемы для всех возрастных групп: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.
Объяснение: удивление — брови подняты вверх, глаза широко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед; печаль — брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опускаются, губы сжаты; ужас — брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость — губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение — брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опущены; подозрительность — губы сжаты, один или оба глаза прищурены.
Отметить: правильно ли выполняет указанные выше мимические позы, или мимическая картина нечеткая, или движения не удаются.
Исследование продолжительности выдоха. Прием для всех возрастных групп: сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.
Отметить: какова продолжительность выдоха, укорочен ли выдох (в зависимости от возраста
Исследование темпа движений. Приемы для всех возрастных групп: в течение определенного отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнять движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук: вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить. Отметить: нормальный темп, замедленный или ускоренный. Приемы для взрослых, подростков, школьников. Обследовать темп движений при помощи письменной пробы: предложить чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.
Отметить: нормальный темп, замедленный или ускоренный.
Исследование слухового внимания. Приемы для всех возрастных групп: показать, какой предмет прозвучал; барабан, флейта, гармоника и т.д. Определить направление звучания предмета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги — тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т.д.
Отметить: наблюдались ли ошибки в восприятии услышанного — неправильно ли называли звучащий инструмент, определялось ли направление звучания.
Исследование музыкального слуха. Прием для всех возрастных групп: испытуемому предлагается спеть один куплет из знакомой песни (без музыкального сопровождения), затем повторить его с музыкальным сопровождением.
Отметить: каков музыкальный слух: абсолютный, относительный или не развит вообще.
Исследование восприятия музыки. Прием для всех возрастных групп: прослушать и затем определить услышанное — марш, пляска, колыбельная.
Для взрослых, подростков, школьников: прослушать и определить форму музыкального произведения: вступление, заключение, запев, припев, часть.
Отметить: умение определять контрастную музыку, части музыкального произведения.
Исследование звуковысотного слуха. Приемы для всех возрастных групп: определить, как звучал колокольчик: выше ли ниже (для дошкольников: «пел песенку»); определить направление звукоряда на металлофоне (для дошкольников: металлофон, поставленный наклонно, становится «музыкальной лесенкой». На конце молоточка укрепить маленькую куколку-матрешку. Ударять молоточком, а дети должны определить, куда по ступенькам лесенки «идет» куколка: вверх, вниз или через ступеньку).
Отметить: различают ли испытуемые направление звукоряда и расстояние между звуками.
Исследование тембрового слуха. Приемы для всех возрастных групп: сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной (барабан, бубен), духовой (флейта, саксофон, кларнет, триола), струнной (цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных).
Усложненный прием: сравнить звучащие однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники.
Отметить: правильно или с ошибками различают испытуемые звучащие инструменты.
Исследование динамического слуха. Приемы для всех возрастных групп: прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо — холодно»; например, педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, испытуемый называет словом, как звучал инструмент: «сильно» — «слабо». Или: педагог подает повторно сильный или слабый звук, испытуемый повторяет его на инструменте.
Отметить: различают ли испытуемые звучание инструмента.
Исследование ритмического чувства. Приемы для взрослых и подростков: простучать последовательно восемь ритмических рисунков.
Для дошкольников: простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок:
Для всех возрастных групп (прием «музыкальное эхо»): педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, например в бубен, треугольник, тарелки, барабан и т.д., испытуемый в этом же ритме точно повторяет услышанное.
Отметить: наблюдались ли ошибки при воспроизведении ритмического рисунка; в каком темпе повторялся ритмический рисунок, в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом; нарушалось ли количество элементов в данном ритмическом рисунке.
Исследование певческого диапазона голоса (для пациентов с достаточно развитым музыкальным слухом). Приемы для всех возрастных групп: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например на звук [«а»] (сначала от ноты «до» первой октавы вверх, а затем до ноты «до» первой октавы вниз).
Отметить: количество тонов певческого диапазона: до б тонов, 6—7,5 тонов, 8—9,5 тонов, 10—11,5 тонов, 12—13 тонов, 13 и более тонов.
В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны психомоторного и сенсорного состояния лиц с речевой патологией. После обследования необходимо вести записи психомоторного и сенсорного развития каждого занимающегося логоритмикой. Можно использовать карту-таблицу, предложенную Н.С. Самойленко. По вертикали отмечается фамилия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали — параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация движения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполнения движения, коллективность, общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет — плохое выполнение, 1 балл; синий цвет — среднее выполнение, 2 балла; красный цвет — хорошее выполнение, 3 балла. Можно составить график календарной кривой психомоторики и сопоставить его с графиком речевым.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.