Методика изучения чисел второго десятка
Оценка 5

Методика изучения чисел второго десятка

Оценка 5
Работа в классе +1
doc
математика
1 кл—4 кл
04.03.2020
Методика изучения чисел второго десятка
Методика изучения чисел второго десятка.1. Задачи изучения чисел второго десятка
Второй десяток.doc

Методика изучения чисел второго десятка

План

 

1.     Задачи изучения чисел второго десятка.

2.     Методика изучения устной и письменной нумерации чисел в пределах 20.

3.     Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20.

 

1.     Задачи изучения чисел второго десятка

 

Задачи изучения темы

 

1.       Закрепление понятия «десяток», соотношения: 1 десяток – это 10 единиц, использование десятка как новой счетной единицы, обозначение группы предметов из 10 штук различными способами: в виде пучка палочек, бруска, косточки на второй проволоке счетов и т.д.

2.       Знакомство с десятичным составом чисел второго десятка, их обозначением цифрами и принципом поместного значения цифр в числе.

3.       Дифференциация понятий «число» и «цифра», формирование представлений об однозначных и двузначных, четных и нечетных числах.

4.       Обучение счету в пределах 20 с использованием приемов присчитывания и отсчитывания по единице, по десятку и счету равными числовыми группами по 2, по 5, по 4.

5.       Формирование умений выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд и с переходом через разряд.

 

Изучение чисел второго десятка сопровождается использованием различных наглядных пособий:

1. Пособия, которые использовались при изучении чисел первого десятка, но количество предметов или их изображений увеличивается до 20.

2. Счетные палочки, предлагаемые россыпью и связанными в пучок – десяток.

3. Кубики и бруски.

3. Квадраты и полоски.

4. Демонстрационные и индивидуальные счеты, абаки, кассы цифр.

5. Монетные кассы.

6. Таблицы с числами от 1 до 20, записанными в один и два ряда, с изображением четных и нечетных чисел разным цветом.

7. Счетные таблицы (например, для счета равными числовыми группами).

 

2. Методика изучения устной и письменной нумерации

чисел в пределах 20

 

Изучение нумерации чисел второго десятка осуществляется поэтапно (по М.Н.Перовой):

1.     Получение одного десятка.

2.     Получение чисел второго десятка от 11 до 19 путем присчитывания к одному десятку нескольких единиц.

3.     Получение числа 20 из двух десятков.

4.     Письменная нумерация чисел от 11 до 20.

5.     Получение чисел второго десятка путем присчитывания к предыдущему числу одной единицы и отсчитывания от последующего числа одной единицы. Счет в пределах 20. (Этот этап чаще всего следует за вторым этапом, поскольку дети должны усвоить место числа в числовом ряду, а это, в свою очередь, основано на знании свойств натурального ряда чисел).

 

В классах со слабыми детьми следует сначала ознакомить учащихся с устной нумерацией чисел 11-15, затем показать обозначение этих чисел на письме, а потом продолжить изучение чисел 16-19, 20.

Может быть параллельное изучение устной и письменной нумерации каждого числа второго десятка (т.о. составлен учебник А.А.Хилько для 2 класса).

На изучение каждого числа отводится несколько уроков. Освоению нумерации в пределах 20 должно предшествовать повторение нумерации чисел первого десятка. Внимание детей обращается на то, что для обозначения каждого числа от 1 до 9 используется особый знак – цифра, а число 10 обозначается двумя цифрами – 1 и 0. Всего существует 10 цифр.

 

 

 

 

Устная нумерация

 

Получение одного десятка

 

Школьники с нарушением интеллекта с трудом усваивают соотношение:  1 десяток – 10 единиц. Поэтому изучение этого соотношения происходит путем практических действий с предметными пособиями.

Учитель берет 10 палочек и предлагает учащимся их сосчитать. Дети считают хором: 1, 2, …, 10. Далее проводится следующая работа:

Вопрос учителя: - Сколько всего палочек у меня?

- Свяжем 10 палочек в пучок (учитель связывает палочки). Это 1 десяток палочек.

- Сколько палочек в одном десятке?

Аналогичное задание выполняет каждый ребенок за партой: он отсчитывает 10 палочек и связывает их в пучок. Отношение: 1 десяток - 10 единиц закрепляется по вопросам:

- Сколько надо взять палочек, чтобы получить один десяток?

- Сколько получится палочек, если развязать пучок?

Учащиеся вспоминают, какие предметы считают десятками (яйца, цветы, конфеты и т.д.). Образование десятка из единиц и, наоборот, разложение десятка на 10 единиц закрепляется в процессе выполнения различных заданий с использованием брусков, абаков, счетов и т.д.

Школьники не только должны усвоить, что 1 десяток – это 10 единиц, но и научиться дифференцировать данные понятия. Десяток – это целое. Для того, чтобы взять из десятка единицу, его надо раздробить на 10 единиц (показать: развязать пучок).

Обращается внимание на запись числа 10: цифра один показывает, что в числе содержится 1 десяток, а цифра 0 – что в числе 10 нет ни одной отдельной единицы. Всего же в числе 10 десять единиц.

 

Получение чисел второго десятка от 11 до 19 путем

присчитывания к одному десятку нескольких единиц

 

Получение чисел второго десятка можно показать на различных пособиях: палочках, кубиках и брусках, квадратах и полосках и т.д.

Учитель выкладывает на стол кубики (10 шт.) и задает учащимся вопросы:

- Сколько кубиков у меня на столе?

- Как по-другому можно назвать 10 кубиков? (1 десяток кубиков).

- Чем мы можем заменить 10 кубиков? (бруском).

- Почему? (потому что 10 единиц – это один десяток).

 

Далее учитель на брусок (десяток) кладет один кубик и говорит:

- К одному десятку добавим одну единицу.

- Что мы получили? (один десяток и одну единицу).

- Мы получили новое число. Оно состоит из 1 десятка и 1 единицы и называется одиннадцать.

Название нового числа произносится хором и индивидуально по слогам (один – на – дцать) и слитно. Учитель записывает название числа на доске и объясняет детям, что дцать – это десять, а один на дцать – это один положили на десять (на десяток), т. е. добавили к десятку (демонстрирует еще раз при помощи бруска и кубика). Новое число получается и на других пособиях.

Аналогичная работа проделывается при получении каждого числа второго десятка. Например, число 14 получается из 1 десятка и 4 единиц.

 

Получение чисел второго десятка путем присчитывания

 к предыдущему числу одной единицы и отсчитывания

от последующего числа одной единицы

 

Прежде чем определить место числа в числовом ряду, следует еще раз получить число, но теперь уже путем прибавления к предыдущему числу одной единицы. Учитель выкладывает на стол, например, 1 десяток палочек и еще 4 отдельные палочки. Он уточняет, что получено число 14. Педагог добавляет еще одну единицу (палочку). Теперь получилось число, состоящее из одного десятка и пяти единиц – число 15. Оно получено путем прибавления к числу 14 одной единицы.

 

Получение числа 20 из двух десятков

 

Перед учащимися 1 брусок и 9 кубиков (число 19). Учитель добавляет еще одну единицу (кубик) и задает вопросы:

- Сколько всего кубиков на бруске?

- Чем можно заменить 10 кубиков? (одним бруском).

Учитель заменяет 10 кубиков бруском:

- Что же теперь получилось? (получилось 2 бруска или 2 десятка).

- Если взять один десяток и прибавить еще один десяток, то получится 2 десятка или число 20. Итак, мы получили новое число, которое состоит из двух десятков. Это число 20.

Далее работа осуществляется аналогично вышеописанной (палочки, счеты, абак и т.д.).

 

Счет в пределах 20

 

Овладевая счетом, учащиеся считают различные предметы, их изображения, хлопки, прыжки, разные звуки и т.д.

Сначала счет ведется путем присчитывания и отсчитывания по одной единице, т.е. закрепляется свойство натурального ряда чисел. Счет ведется не только от 1 до 20, но и от заданного числа до заданного. Особую трудность вызывает обратный счет. Он вводится на основе навыков счета чисел первого десятка.

При обучении счету проводится аналогия с называнием чисел 1 и 2 десятков: 5, 6, 7 - 15, 16, 17. Работа ведется и по формированию навыков счета равными числовыми группами и навыков порядкового счета.

Приемы работы по формированию навыков счета описаны в лекции «Методика изучения чисел первого десятка».

 

Закрепление знаний десятичного состава числа

 

Подготовкой к изучению письменной нумерации является закрепление умений составлять число из десятка и единиц и раскладывать число на десяток и единицы. Учащимся предлагаются различные задания:

1.     Возьмите пучок палочек и еще 5 палочек. Какое число у вас получилось? Сколько в нем десятков? единиц?

2.     Возьмите одну полоску и еще 2 квадратика. Сколько всего квадратиков? Сколько в числе 12 десятков и единиц?

3.     Отложите на счетах (абаке) число 17. Сколько в этом числе десятков? единиц?

4.     Возьмите 2 бруска. Сколько всего кубиков содержится в двух брусках?

5.     Отложите число 20 на абаке (на счетах). (2 способа).

6.     Возьмите гривенник (10 к.) и еще 3 копейки. Сколько у вас всего денег?

 

Письменная нумерация

 

Для изучения письменной нумерации используется абак. Работе с абаком предшествует работа с палочками:

- Представьте число 15 при помощи палочек (учащиеся откладывают пучок палочек – 1 десяток и еще 5 палочек – 5 единиц).

- Сколько в числе 15 десятков? Единиц?

Далее формулируется вывод: число 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц. Предлагается это число отложить на абаке. Предварительно учитель должен уточнить у школьников, какими кругами необходимо обозначать десятки и единицы (красными и синими соответственно).

- Сколько надо взять синих кругов? (5). Почему? (потому что в числе пятнадцать 5 единиц)

- Сколько надо взять красных кругов? (1). Почему? (потому что в числе пятнадцать 1 десяток).

Далее учащиеся находят нужные цифры и вставляют их в кармашки абака под соответствующими разрядами (цифру 1 под десятками и цифру 5 под единицами).

Число записывается в числовой ряд после предыдущего и уточняется его место:

- После какого числа идет число 15?

- Запишем его в числовой ряд после числа 14.

Для усвоения образования числа, его десятичного состава и правильной записи используется пособие с кармашками в виде разрядной таблицы.

Десятки

 

Единицы

 
                                      Школьники знают, как пишется число 10. На этом

                                      основано введение записи двузначных чисел:

1

 

0

 
                                      - В числе десять 1 десяток и 0 отдельных единиц.

                                         В числе пятнадцать 1 десяток и 5 единиц.

                                         1 десяток оставляем, а вместо 0 поставим цифру

                                          5. Это число 15.

                                      Цифры, обозначающие единицы и десятки, следует писать двумя цветами.

Необходимо объяснить учащимся, что числа второго десятка записываются в две клетки: первая клетка слева для десятков, а вторая – для единиц, причем запись начинается с десятков слева направо.

С использованием абака и рассмотренной таблицы проводится работа по анализу десятичного состава чисел второго десятка. Учащимся следует предлагать и обратное задание. Например: «Составьте число, в котором 1 десяток и 5 единиц». Соответствующие цифры вставляются в кармашки абака, затем вешаются круги. Число считывается.

Можно предложить заполненные кармашки абака. Учащиеся должны назвать число, разложить его на десятки и единицы и повесить соответствующее количество кругов.

После усвоения обозначения чисел, следует вести работу по анализу десятичного состава числа не только на пособиях, но и без них. Числа раскладываются на десятки и единицы и составляются из десятков и единиц: 15 = 1 дес. 5 ед.; 1 дес. 5 ед. = 15; 15 = 10 + 5; 10 + 5 = 15.

Необходимы и такие задания: «Какое число получится, если из числа 15 вычесть все единицы? Один десяток?»

Следует предлагать упражнения на соотношение предметных совокупностей, чисел и обозначением их на письме при помощи цифр. Например, один ученик должен показать число 15 на палочках, другой – на абаке, третий – на счетах, четвертый – на линейке, пятый – записать число на доске, шестой - найти число 15 в числовом ряду.

Для формирования представлений о месте числа в натуральном ряду используется таблица:

 

   1

   2

   3

   4

   5

   6

   7

   8

   9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

Эта таблица заполняется по мере изучения чисел. Она может быть изготовлена в виде наборного полотна. Цифры, обозначающие десятки и единицы, могут быть записаны двумя цветами.

По таблице следует проводить сравнение чисел верхнего и нижнего рядов. Устанавливается сходство и различие чисел первого и второго десятков:

1.     Единицы в числах нижнего ряда повторяются в той же последовательности, что и единицы верхнего ряда.

2.     Все числа нижнего ряда содержат десяток, а числа верхнего ряда его не имеют (кроме числа 10).

3.     Если к каждому числу верхнего ряда прибавить 10, то получится число нижнего ряда (и наоборот).

Используя таблицу, легко объяснить понятия «однозначное» и «двузначное» число, а затем провести работу их по дифференциации.

Для закрепления знаний места каждого числа в числовом ряду также используется таблица и готовый числовой ряд (по аналогии с числами первого десятка). Необходимо добиваться усвоения правила: все числа, которые стоят слева от данного числа, меньше его, а числа, стоящие справа от данного числа, больше его.

Целесообразно предлагать упражнения на нахождение пропущенных чисел и соседей числа (11, …, 13, 14, …, …, 17, …;    … 14 …), запись чисел по порядку от меньшего к большему или наоборот, определение наибольшего и наименьшего однозначного и двузначного числа.

Для счета и сравнения чисел следует использовать вышеописанную незаполненную таблицу или незаполненный числовой ряд:

- Поставьте в таблицу число 8. Посчитайте от 8, присчитывая (отсчитывая) по 1 (по 2 и т.п.).

- Поставьте в таблицу числа 5 и 15. Назовите все числа, которые больше 5, но меньше 15.

Сначала счет ведется с опорой на предметные совокупности, таблицу и числовой ряд, а затем – без них. Сопоставляется количественный и порядковый счет.

Необходимо предлагать задания и на сравнение чисел:

-Сравните числа 12 и 15 (Оба числа двузначные, содержат 1 десяток. Но в числе 12 – 2 единицы, а в числе 15 – 5 единиц. Так как 2<5, то 12<15).

Отношения между числами записываются с помощью знаков >, <, =.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложение и вычитание чисел в пределах 20

 

Данная тема изучается в 1-2 классах. В 1 классе вводится сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. Во 2 классе изучаются все остальные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20.

Сложение и вычитание изучаются параллельно, обращается внимание на их взаимосвязь. Во 2 классе учащиеся должны употреблять в речи названия компонентов и результатов этих действий.

 

                 10                       +                        5                           =                    15

       1-е слагаемое                            2-е слагаемое                                  сумма

 

              15                          -                        5                            =                      10

     уменьшаемое                              вычитаемое                                   разность

 

Введение случаев сложения и вычитания осуществляется на основе предметно-практической деятельности с наглядным материалом: палочками, брусками и кубиками, абаком, счетами.

 

Этапы изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20

 

1.     Приемы сложения и вычитания, основанные на знаниях десятичного состава числа (10 + 5, 15 - 5, 15 - 10) и нумерации чисел в пределах 20 (14 + 1, 15 – 1)

На данном этапе закрепляется взаимосвязь сложения и вычитания, переместительное свойство сложения, названия компонентов и результатов действий.

 

2.     Сложение и вычитание без перехода через десяток. Выполнение действий основано на разложении компонентов на десятки и единицы.

 

а) прибавление к двузначному числу однозначного. Вычитание из двузначного числа однозначного;

Сначала рассматриваются случаи, когда количество единиц в двузначном числе больше, чем в однозначном: 15 + 4, 16 + 2 и т.п. далее предлагаются примеры вида: 12 + 5, 13 + 6 и т.п.

Объяснение: 15 + 4.

                      Первое слагаемое 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц:

1 десяток (пучок) палочек и еще 5 палочек. Второе слагаемое 4 состоит только из единиц – 4 палочки. К чему легче прибавлять единицы? (к единицам). Прибавляем: 5 палочек и 4 палочки – 9 палочек. Всего 9 палочек и 1 десяток палочек.  Получилось: 1 десяток (палочек) и 9 единиц (палочек) – это число 19. Значит 15 + 4 = 19.

Действие иллюстрируется на брусках и кубиках, счетах, абаке.

Аналогично рассматриваются случаи вычитания.

Внимание учащихся акцентируется на том, что в описанных примерах складываются и вычитаются единицы. При записи примеров единицы и десятки могут выделяться разным цветом, единицы могут обводиться или подчеркиваться: 15 + 4 = 19, 194 = 15.

Школьники учатся использовать приемы рациональных вычислений - переместительный закон сложения при решении примеров вида 3 + 16 (16 + 3), 2 + 17 (17 + 2) и т.п. Они усваивают, что легче к большему числу прибавить меньшее.

Целесообразно сопоставлять примеры на сложение и вычитание в пределах 10 и 20:

5 + 4 = 9               9 – 4 = 5

4 + 5 = 9               9 – 5 = 4

15 +4 = 19            19 – 4 = 15

14 + 5 = 19           19 – 5 + 14

 

б) получение суммы 20(16 + 4 и т.п.). Вычитание из 20 однозначного числа.

 

Данные примеры вызывают затруднения у учащихся. Они не осознают разбиение числа 20 на два десятка, забывают прибавить десяток к числу, получившемуся при вычитании из 10 однозначного числа.

Объяснение: 16 + 4.

Рассматривается аналогично вышеописанному, кроме       образования одного десятка.: 6 + 4 = 10 (или 1 десяток).       1 дес. + 1 дес. = 2 дес. = 20.

 

20 – 4

В числе 20 - 2 десятка и 0 единиц. Из нуля единиц мы не можем вычесть 4 единицы. Занимаем 1 десяток, заменяем его 10 единицами (развязывается пучок палочек или брусок заменяется 10 кубиками). Из 10 единиц вычитаем 4 единицы, получаем 6 единиц. Всего остается 1 десяток и 6 единиц, или число 16.   . 10

Вводится запись:    20 – 4 = 16.

На данном этапе сопоставляются действия сложения и вычитания (13 + 7 = 20, 20 – 7 = 13), решаются примеры на перестановку слагаемых, составляются по образцу, аналогии:

16 + 4         12 + 8         13 + 7 = 20           14 + 6         20 – 5

4 + 16         8 + …         … + … + 20         20 – 6          15 + 5

 

 

в) вычитание из двузначного числа двузначного (17 – 13, 20 – 14)

Существует два приема решения примеров данного вида:

1)    разложить уменьшаемое и вычитаемое на десятки и единицы и вычитать десятки из десятков, а единицы – из единиц;

2)    разложить вычитаемое на десяток и единицы. Вычитать из уменьшаемого десяток, а из полученного числа – единицы.

Учащихся с нарушением интеллекта следует знакомить лишь с одним из этих приемов.

Объяснение: 17-13.

                   - Какое действие надо выполнить?          

- Прочитайте пример.

- Назовите уменьшаемое. Вычитаемое.

- Сколько знаков имеют эти числа?

- Как они называются?

- Из чего состоит уменьшаемое 17? (из 1 дес. и 7 ед.)

- Представим его при помощи брусков и кубиков.

- Из чего состоит вычитаемое 13? (из 1 дес. и 3 ед.)

- Вычитать будем так: из 1 десятка вычтем 1 десяток. Какое число осталось? (7)

- Из 7 единиц вычтем 3 единицы. Какое число получилось в остатке? (4)

- Значит, 17 – 13 = 4.

При вычитании двузначного числа из 20 у уменьшаемого занимается 1 десяток, дробится на 10 единиц, а далее проводится работа, аналогичная вышеописанной.

На данном этапе примеры на получение числа 20 и вычитание из 20 сопоставляются:

16 + 4                   20 - 4

4 + 16                   20 - 16

Целесообразно предлагать детям составлять четверки примеров с данными числами (например, 3, 17, 20) или три примера по одному данному (данный: 17 + 3 = 20; составленные: 3 + 17 = 20; 20 – 3 = 17; 20 – 17 = 3).

 

3.     Сложение и вычитание с переходом через десяток

 

Для успешного овладения новыми приемами вычислений школьники должны знать таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка, состав чисел первого десятка (все возможные варианты); уметь раскладывать двузначные числа на десятки и единицы, дополнять однозначные числа до десяти, вычитать из 10 однозначные числа, решать примеры вида 16 – 6, 13 – 3. Перед введением приемов сложения проводится подготовительная работа по закреплению этих знаний и умений. Кроме того, закрепляется умение решать примеры в два действия:

 

7 + 3 = 10                                15 – 5 = 10

10 + 5 = 15                              10 – 3 = 7

7 + 3 + 5 = 15                          15 – 5 – 3 = 7

 

При сложении однозначных чисел с переходом через десяток необходимо выполнить следующие операции (8 + 7):

1.      Второе слагаемое разложить на два числа таким образом, чтобы одно из них дополняло первое слагаемое до 10 (7 = 2 + 5).

2.      Дополнить первое слагаемое до 10, т. е. прибавить к нему одно из чисел, на которые разложили второе слагаемое (8 + 2 = 10).

3.      К полученному числу (10) прибавить оставшееся число (10 + 5 = 15).

 

Объяснение: 8 + 7.

                   Представим первое и второе слагаемое при помощи палочек.

- Сколько единиц надо прибавить к 8, чтобы получилось 10? (2).

- Возьмем из 7 единиц (палочек) 2 единицы и прибавим к 8 единицам (палочкам).

- Сколько получилось единиц (палочек)? (10)

- Чем можно заменить 10 единиц (палочек)? (одним десятком).

- Сколько единиц (палочек) осталось от второго слагаемого? (5 единиц)

- К одному десятку прибавим оставшиеся 5 единиц (палочек).

- Что мы получили? (1 десяток и 5 единиц или число 15)

- Какое число мы прибавляли к числу 8, чтобы дополнить его до десятка? (2).

- Какое число оставалось от второго слагаемого 7? (5).

- Так на какие числа мы разложили второе слагаемое (на 2 и 5)

- Давайте запишем: 8 + 7 = 8 + 2 + 5 = 10 + 5 = 15.

                                   2   5

Следует показать и запись в виде столбца:

8 + 7 = …

7 = 2 + 5

8 + 2 = 10

10 + 5 = 15

По мере усвоения приема запись постепенно сворачивается: 8 + 7 = 8 + 2 + 5 = = 10 + 5 = 15.

При изучении сложения однозначных чисел с переходом через десяток учащиеся с нарушением интеллекта затрудняются в:

- установлении количества единиц, дополняющих первое слагаемое до 10;

- разложении второго слагаемого;

- удержании в памяти числа, оставшегося от второго слагаемого после дополнения первого слагаемого до десятка.

 

При вычитании однозначных чисел с переходом через десяток необходимо выполнить следующие операции (14 – 6):

1.     Уменьшаемое разложить на десяток и единицы (14 = 10 + 4).

2.     Вычитаемое разложить на два числа таким образом, чтобы одно из них равнялось числу единиц уменьшаемого (6 = 4 + 2).

3.     Вычесть единицы (14 – 4 = 10).

4.     Из десятка вычесть оставшееся число единиц (10 – 2 = 8).

 

Объяснение: 14 – 6

                   - Из чего состоит уменьшаемое? (из 1 десятка и 4 единиц)

- Представим его при помощи брусков и кубиков. Возьмем один брусок (1 десяток) и 4 кубика (4 единицы).

- Чему равно уменьшаемое?

- Как вы думаете, сколько единиц надо вычесть из 14, чтобы получить 1 десяток? (4 единицы)

- Вычтем из 14 4 единицы (отсчитаем 4 палочки)

- Какое число осталось? (1 десяток)

- Чему было равно вычитаемое? (6)

- Сколько единиц мы вычли? (4)

- Сколько единиц осталось вычесть? (2)

- Вычтем из 1 десятка оставшееся число единиц. Что надо сделать с десятком, чтобы можно было вычитать единицы? (заменить 1 десяток 10 единицами – 10 кубиками)

- Вычтем из 10 единиц 2 оставшиеся единицы.

- Сколько единиц осталось? (8)

- Какое число мы вычитали из уменьшаемого 14, чтобы получился 1 десяток? (4)

- Какое число оставалось от вычитаемого 6? (2)

 

- Так на какие два числа мы раскладывали вычитаемое 6? ( на 4 и 2)

- Давайте запишем: 14 – 6 = 14 – 4 – 2 = 8

                                      4   2

Запись в виде столбца:

                   14 – 6 = …

                   6 = 4 + 2

                   14 – 4 = 10

                   10 – 2 = 8

При выполнении вычитания чисел с переходом через разряд учащиеся испытывают трудности, связанные с операциями, описанными выше.

Последовательность предъявления примеров на сложение и вычитание может быть следующей:

1.     Перовое слагаемое и уменьшаемое постоянны, а второе слагаемое и вычитаемое увеличиваются на 1:

9 + 2           8 + 3           7 + 4  …      11 – 2          12 – 3           13 - 4         …

9 + 3           8 + 4           7 + 5           11 – 3          12 – 4           13 – 5

9 + 4           8 + 5           7 + 6           11 – 4          12 – 5           13 – 6

2.     Первое слагаемое и уменьшаемое увеличиваются на единицу, а второе слагаемое и вычитаемое остаются постоянными:

6 + 5           11 – 5

7 + 5           12 – 5

8 + 5           13 – 5

9 + 5           14 – 5

Таблицы сложения и вычитания заучиваются наизусть. Некоторое время (особенно слабым учащимся) следует позволять пользоваться наглядными средствами для представления второго слагаемого и вычитаемого и их разложения на два необходимых числа.

Целесообразно сопоставлять примеры на сложение и вычитание:

8 + 3           8 – 3

8 + 4           8 – 4

8 + 5           8 – 5


Методика изучения чисел второго десятка

Методика изучения чисел второго десятка

Получение чисел второго десятка от 11 до 19 путем присчитывания к одному десятку нескольких единиц

Получение чисел второго десятка от 11 до 19 путем присчитывания к одному десятку нескольких единиц

Учащиеся вспоминают, какие предметы считают десятками (яйца, цветы, конфеты и т

Учащиеся вспоминают, какие предметы считают десятками (яйца, цветы, конфеты и т

Он уточняет, что получено число 14

Он уточняет, что получено число 14

Возьмите 2 бруска. Сколько всего кубиков содержится в двух брусках? 3

Возьмите 2 бруска. Сколько всего кубиков содержится в двух брусках? 3

Число считывается. Можно предложить заполненные кармашки абака

Число считывается. Можно предложить заполненные кармашки абака

Поставьте в таблицу число 8. Посчитайте от 8, присчитывая (отсчитывая) по 1 (по 2 и т

Поставьте в таблицу число 8. Посчитайте от 8, присчитывая (отсчитывая) по 1 (по 2 и т

Этапы изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20 1

Этапы изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20 1

Вычитание из 20 однозначного числа

Вычитание из 20 однозначного числа

Из 7 единиц вычтем 3 единицы.

Из 7 единиц вычтем 3 единицы.

Сколько получилось единиц (палочек)? (10) -

Сколько получилось единиц (палочек)? (10) -

Вычтем из 14 4 единицы (отсчитаем 4 палочки) -

Вычтем из 14 4 единицы (отсчитаем 4 палочки) -

Целесообразно сопоставлять примеры на сложение и вычитание: 8 + 3 8 – 3 8 + 4 8 – 4 8 + 5 8 – 5…

Целесообразно сопоставлять примеры на сложение и вычитание: 8 + 3 8 – 3 8 + 4 8 – 4 8 + 5 8 – 5…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020