Методика изучения чисел второго десятка
План
1. Задачи изучения чисел второго десятка.
2. Методика изучения устной и письменной нумерации чисел в пределах 20.
3. Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20.
1. Задачи изучения чисел второго десятка
Задачи изучения темы
1. Закрепление понятия «десяток», соотношения: 1 десяток – это 10 единиц, использование десятка как новой счетной единицы, обозначение группы предметов из 10 штук различными способами: в виде пучка палочек, бруска, косточки на второй проволоке счетов и т.д.
2. Знакомство с десятичным составом чисел второго десятка, их обозначением цифрами и принципом поместного значения цифр в числе.
3. Дифференциация понятий «число» и «цифра», формирование представлений об однозначных и двузначных, четных и нечетных числах.
4. Обучение счету в пределах 20 с использованием приемов присчитывания и отсчитывания по единице, по десятку и счету равными числовыми группами по 2, по 5, по 4.
5. Формирование умений выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через разряд и с переходом через разряд.
Изучение чисел второго десятка сопровождается использованием различных наглядных пособий:
1. Пособия, которые использовались при изучении чисел первого десятка, но количество предметов или их изображений увеличивается до 20.
2. Счетные палочки, предлагаемые россыпью и связанными в пучок – десяток.
3. Кубики и бруски.
3. Квадраты и полоски.
4. Демонстрационные и индивидуальные счеты, абаки, кассы цифр.
5. Монетные кассы.
6. Таблицы с числами от 1 до 20, записанными в один и два ряда, с изображением четных и нечетных чисел разным цветом.
7. Счетные таблицы (например, для счета равными числовыми группами).
2. Методика изучения устной и письменной нумерации
чисел в пределах 20
Изучение нумерации чисел второго десятка осуществляется поэтапно (по М.Н.Перовой):
1. Получение одного десятка.
2. Получение чисел второго десятка от 11 до 19 путем присчитывания к одному десятку нескольких единиц.
3. Получение числа 20 из двух десятков.
4. Письменная нумерация чисел от 11 до 20.
5. Получение чисел второго десятка путем присчитывания к предыдущему числу одной единицы и отсчитывания от последующего числа одной единицы. Счет в пределах 20. (Этот этап чаще всего следует за вторым этапом, поскольку дети должны усвоить место числа в числовом ряду, а это, в свою очередь, основано на знании свойств натурального ряда чисел).
В классах со слабыми детьми следует сначала ознакомить учащихся с устной нумерацией чисел 11-15, затем показать обозначение этих чисел на письме, а потом продолжить изучение чисел 16-19, 20.
Может быть параллельное изучение устной и письменной нумерации каждого числа второго десятка (т.о. составлен учебник А.А.Хилько для 2 класса).
На изучение каждого числа отводится несколько уроков. Освоению нумерации в пределах 20 должно предшествовать повторение нумерации чисел первого десятка. Внимание детей обращается на то, что для обозначения каждого числа от 1 до 9 используется особый знак – цифра, а число 10 обозначается двумя цифрами – 1 и 0. Всего существует 10 цифр.
Устная нумерация
Получение одного десятка
Школьники с нарушением интеллекта с трудом усваивают соотношение: 1 десяток – 10 единиц. Поэтому изучение этого соотношения происходит путем практических действий с предметными пособиями.
Учитель берет 10 палочек и предлагает учащимся их сосчитать. Дети считают хором: 1, 2, …, 10. Далее проводится следующая работа:
Вопрос учителя: - Сколько всего палочек у меня?
- Свяжем 10 палочек в пучок (учитель связывает палочки). Это 1 десяток палочек.
- Сколько палочек в одном десятке?
Аналогичное задание выполняет каждый ребенок за партой: он отсчитывает 10 палочек и связывает их в пучок. Отношение: 1 десяток - 10 единиц закрепляется по вопросам:
- Сколько надо взять палочек, чтобы получить один десяток?
- Сколько получится палочек, если развязать пучок?
Учащиеся вспоминают, какие предметы считают десятками (яйца, цветы, конфеты и т.д.). Образование десятка из единиц и, наоборот, разложение десятка на 10 единиц закрепляется в процессе выполнения различных заданий с использованием брусков, абаков, счетов и т.д.
Школьники не только должны усвоить, что 1 десяток – это 10 единиц, но и научиться дифференцировать данные понятия. Десяток – это целое. Для того, чтобы взять из десятка единицу, его надо раздробить на 10 единиц (показать: развязать пучок).
Обращается внимание на запись числа 10: цифра один показывает, что в числе содержится 1 десяток, а цифра 0 – что в числе 10 нет ни одной отдельной единицы. Всего же в числе 10 десять единиц.
Получение чисел второго десятка от 11 до 19 путем
присчитывания к одному десятку нескольких единиц
Получение чисел второго десятка можно показать на различных пособиях: палочках, кубиках и брусках, квадратах и полосках и т.д.
Учитель выкладывает на стол кубики (10 шт.) и задает учащимся вопросы:
- Сколько кубиков у меня на столе?
- Как по-другому можно назвать 10 кубиков? (1 десяток кубиков).
- Чем мы можем заменить 10 кубиков? (бруском).
- Почему? (потому что 10 единиц – это один десяток).
Далее учитель на брусок (десяток) кладет один кубик и говорит:
- К одному десятку добавим одну единицу.
- Что мы получили? (один десяток и одну единицу).
- Мы получили новое число. Оно состоит из 1 десятка и 1 единицы и называется одиннадцать.
Название нового числа произносится хором и индивидуально по слогам (один – на – дцать) и слитно. Учитель записывает название числа на доске и объясняет детям, что дцать – это десять, а один на дцать – это один положили на десять (на десяток), т. е. добавили к десятку (демонстрирует еще раз при помощи бруска и кубика). Новое число получается и на других пособиях.
Аналогичная работа проделывается при получении каждого числа второго десятка. Например, число 14 получается из 1 десятка и 4 единиц.
Получение чисел второго десятка путем присчитывания
к предыдущему числу одной единицы и отсчитывания
от последующего числа одной единицы
Прежде чем определить место числа в числовом ряду, следует еще раз получить число, но теперь уже путем прибавления к предыдущему числу одной единицы. Учитель выкладывает на стол, например, 1 десяток палочек и еще 4 отдельные палочки. Он уточняет, что получено число 14. Педагог добавляет еще одну единицу (палочку). Теперь получилось число, состоящее из одного десятка и пяти единиц – число 15. Оно получено путем прибавления к числу 14 одной единицы.
Получение числа 20 из двух десятков
Перед учащимися 1 брусок и 9 кубиков (число 19). Учитель добавляет еще одну единицу (кубик) и задает вопросы:
- Сколько всего кубиков на бруске?
- Чем можно заменить 10 кубиков? (одним бруском).
Учитель заменяет 10 кубиков бруском:
- Что же теперь получилось? (получилось 2 бруска или 2 десятка).
- Если взять один десяток и прибавить еще один десяток, то получится 2 десятка или число 20. Итак, мы получили новое число, которое состоит из двух десятков. Это число 20.
Далее работа осуществляется аналогично вышеописанной (палочки, счеты, абак и т.д.).
Счет в пределах 20
Овладевая счетом, учащиеся считают различные предметы, их изображения, хлопки, прыжки, разные звуки и т.д.
Сначала счет ведется путем присчитывания и отсчитывания по одной единице, т.е. закрепляется свойство натурального ряда чисел. Счет ведется не только от 1 до 20, но и от заданного числа до заданного. Особую трудность вызывает обратный счет. Он вводится на основе навыков счета чисел первого десятка.
При обучении счету проводится аналогия с называнием чисел 1 и 2 десятков: 5, 6, 7 - 15, 16, 17. Работа ведется и по формированию навыков счета равными числовыми группами и навыков порядкового счета.
Приемы работы по формированию навыков счета описаны в лекции «Методика изучения чисел первого десятка».
Закрепление знаний десятичного состава числа
Подготовкой к изучению письменной нумерации является закрепление умений составлять число из десятка и единиц и раскладывать число на десяток и единицы. Учащимся предлагаются различные задания:
1. Возьмите пучок палочек и еще 5 палочек. Какое число у вас получилось? Сколько в нем десятков? единиц?
2. Возьмите одну полоску и еще 2 квадратика. Сколько всего квадратиков? Сколько в числе 12 десятков и единиц?
3. Отложите на счетах (абаке) число 17. Сколько в этом числе десятков? единиц?
4. Возьмите 2 бруска. Сколько всего кубиков содержится в двух брусках?
5. Отложите число 20 на абаке (на счетах). (2 способа).
6. Возьмите гривенник (10 к.) и еще 3 копейки. Сколько у вас всего денег?
Письменная нумерация
Для изучения письменной нумерации используется абак. Работе с абаком предшествует работа с палочками:
- Представьте число 15 при помощи палочек (учащиеся откладывают пучок палочек – 1 десяток и еще 5 палочек – 5 единиц).
- Сколько в числе 15 десятков? Единиц?
Далее формулируется вывод: число 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц. Предлагается это число отложить на абаке. Предварительно учитель должен уточнить у школьников, какими кругами необходимо обозначать десятки и единицы (красными и синими соответственно).
- Сколько надо взять синих кругов? (5). Почему? (потому что в числе пятнадцать 5 единиц)
- Сколько надо взять красных кругов? (1). Почему? (потому что в числе пятнадцать 1 десяток).
Далее учащиеся находят нужные цифры и вставляют их в кармашки абака под соответствующими разрядами (цифру 1 под десятками и цифру 5 под единицами).
Число записывается в числовой ряд после предыдущего и уточняется его место:
- После какого числа идет число 15?
- Запишем его в числовой ряд после числа 14.
Для усвоения образования числа, его десятичного состава и правильной записи используется пособие с кармашками в виде разрядной таблицы.
|
|
основано введение записи двузначных чисел:
|
|
В числе пятнадцать 1 десяток и 5 единиц.
1 десяток оставляем, а вместо 0 поставим цифру
5. Это число 15.
Цифры, обозначающие единицы и десятки, следует писать двумя цветами.
Необходимо объяснить учащимся, что числа второго десятка записываются в две клетки: первая клетка слева для десятков, а вторая – для единиц, причем запись начинается с десятков слева направо.
С использованием абака и рассмотренной таблицы проводится работа по анализу десятичного состава чисел второго десятка. Учащимся следует предлагать и обратное задание. Например: «Составьте число, в котором 1 десяток и 5 единиц». Соответствующие цифры вставляются в кармашки абака, затем вешаются круги. Число считывается.
Можно предложить заполненные кармашки абака. Учащиеся должны назвать число, разложить его на десятки и единицы и повесить соответствующее количество кругов.
После усвоения обозначения чисел, следует вести работу по анализу десятичного состава числа не только на пособиях, но и без них. Числа раскладываются на десятки и единицы и составляются из десятков и единиц: 15 = 1 дес. 5 ед.; 1 дес. 5 ед. = 15; 15 = 10 + 5; 10 + 5 = 15.
Необходимы и такие задания: «Какое число получится, если из числа 15 вычесть все единицы? Один десяток?»
Следует предлагать упражнения на соотношение предметных совокупностей, чисел и обозначением их на письме при помощи цифр. Например, один ученик должен показать число 15 на палочках, другой – на абаке, третий – на счетах, четвертый – на линейке, пятый – записать число на доске, шестой - найти число 15 в числовом ряду.
Для формирования представлений о месте числа в натуральном ряду используется таблица:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Эта таблица заполняется по мере изучения чисел. Она может быть изготовлена в виде наборного полотна. Цифры, обозначающие десятки и единицы, могут быть записаны двумя цветами.
По таблице следует проводить сравнение чисел верхнего и нижнего рядов. Устанавливается сходство и различие чисел первого и второго десятков:
1. Единицы в числах нижнего ряда повторяются в той же последовательности, что и единицы верхнего ряда.
2. Все числа нижнего ряда содержат десяток, а числа верхнего ряда его не имеют (кроме числа 10).
3. Если к каждому числу верхнего ряда прибавить 10, то получится число нижнего ряда (и наоборот).
Используя таблицу, легко объяснить понятия «однозначное» и «двузначное» число, а затем провести работу их по дифференциации.
Для закрепления знаний места каждого числа в числовом ряду также используется таблица и готовый числовой ряд (по аналогии с числами первого десятка). Необходимо добиваться усвоения правила: все числа, которые стоят слева от данного числа, меньше его, а числа, стоящие справа от данного числа, больше его.
Целесообразно предлагать упражнения на нахождение пропущенных чисел и соседей числа (11, …, 13, 14, …, …, 17, …; … 14 …), запись чисел по порядку от меньшего к большему или наоборот, определение наибольшего и наименьшего однозначного и двузначного числа.
Для счета и сравнения чисел следует использовать вышеописанную незаполненную таблицу или незаполненный числовой ряд:
- Поставьте в таблицу число 8. Посчитайте от 8, присчитывая (отсчитывая) по 1 (по 2 и т.п.).
- Поставьте в таблицу числа 5 и 15. Назовите все числа, которые больше 5, но меньше 15.
Сначала счет ведется с опорой на предметные совокупности, таблицу и числовой ряд, а затем – без них. Сопоставляется количественный и порядковый счет.
Необходимо предлагать задания и на сравнение чисел:
-Сравните числа 12 и 15 (Оба числа двузначные, содержат 1 десяток. Но в числе 12 – 2 единицы, а в числе 15 – 5 единиц. Так как 2<5, то 12<15).
Отношения между числами записываются с помощью знаков >, <, =.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20
Данная тема изучается в 1-2 классах. В 1 классе вводится сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. Во 2 классе изучаются все остальные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20.
Сложение и вычитание изучаются параллельно, обращается внимание на их взаимосвязь. Во 2 классе учащиеся должны употреблять в речи названия компонентов и результатов этих действий.
10 + 5 = 15 1-е слагаемое 2-е слагаемое сумма |
15 - 5 = 10 уменьшаемое вычитаемое разность |
Введение случаев сложения и вычитания осуществляется на основе предметно-практической деятельности с наглядным материалом: палочками, брусками и кубиками, абаком, счетами.
Этапы изучения сложения и вычитания чисел в пределах 20
1. Приемы сложения и вычитания, основанные на знаниях десятичного состава числа (10 + 5, 15 - 5, 15 - 10) и нумерации чисел в пределах 20 (14 + 1, 15 – 1)
На данном этапе закрепляется взаимосвязь сложения и вычитания, переместительное свойство сложения, названия компонентов и результатов действий.
2. Сложение и вычитание без перехода через десяток. Выполнение действий основано на разложении компонентов на десятки и единицы.
а) прибавление к двузначному числу однозначного. Вычитание из двузначного числа однозначного;
Сначала рассматриваются случаи, когда количество единиц в двузначном числе больше, чем в однозначном: 15 + 4, 16 + 2 и т.п. далее предлагаются примеры вида: 12 + 5, 13 + 6 и т.п.
Объяснение: 15 + 4.
Первое слагаемое 15 состоит из 1 десятка и 5 единиц:
1 десяток (пучок) палочек и еще 5 палочек. Второе слагаемое 4 состоит только из единиц – 4 палочки. К чему легче прибавлять единицы? (к единицам). Прибавляем: 5 палочек и 4 палочки – 9 палочек. Всего 9 палочек и 1 десяток палочек. Получилось: 1 десяток (палочек) и 9 единиц (палочек) – это число 19. Значит 15 + 4 = 19.
Действие иллюстрируется на брусках и кубиках, счетах, абаке.
Аналогично рассматриваются случаи вычитания.
Внимание учащихся акцентируется на том, что в описанных примерах складываются и вычитаются единицы. При записи примеров единицы и десятки могут выделяться разным цветом, единицы могут обводиться или подчеркиваться: 15 + 4 = 19, 19 – 4 = 15.
Школьники учатся использовать приемы рациональных вычислений - переместительный закон сложения при решении примеров вида 3 + 16 (16 + 3), 2 + 17 (17 + 2) и т.п. Они усваивают, что легче к большему числу прибавить меньшее.
Целесообразно сопоставлять примеры на сложение и вычитание в пределах 10 и 20:
5 + 4 = 9 9 – 4 = 5
4 + 5 = 9 9 – 5 = 4
15 +4 = 19 19 – 4 = 15
14 + 5 = 19 19 – 5 + 14
б) получение суммы 20(16 + 4 и т.п.). Вычитание из 20 однозначного числа.
Данные примеры вызывают затруднения у учащихся. Они не осознают разбиение числа 20 на два десятка, забывают прибавить десяток к числу, получившемуся при вычитании из 10 однозначного числа.
Объяснение: 16 + 4.
Рассматривается аналогично вышеописанному, кроме образования одного десятка.: 6 + 4 = 10 (или 1 десяток). 1 дес. + 1 дес. = 2 дес. = 20.
20 – 4
В числе 20 - 2 десятка и 0 единиц. Из нуля единиц мы не можем вычесть 4 единицы. Занимаем 1 десяток, заменяем его 10 единицами (развязывается пучок палочек или брусок заменяется 10 кубиками). Из 10 единиц вычитаем 4 единицы, получаем 6 единиц. Всего остается 1 десяток и 6 единиц, или число 16. . 10
Вводится запись: 20 – 4 = 16.
На данном этапе сопоставляются действия сложения и вычитания (13 + 7 = 20, 20 – 7 = 13), решаются примеры на перестановку слагаемых, составляются по образцу, аналогии:
16 + 4 12 + 8 13 + 7 = 20 14 + 6 20 – 5
4 + 16 8 + … … + … + 20 20 – 6 15 + 5
в) вычитание из двузначного числа двузначного (17 – 13, 20 – 14)
Существует два приема решения примеров данного вида:
1) разложить уменьшаемое и вычитаемое на десятки и единицы и вычитать десятки из десятков, а единицы – из единиц;
2) разложить вычитаемое на десяток и единицы. Вычитать из уменьшаемого десяток, а из полученного числа – единицы.
Учащихся с нарушением интеллекта следует знакомить лишь с одним из этих приемов.
Объяснение: 17-13.
- Какое действие надо выполнить?
- Прочитайте пример.
- Назовите уменьшаемое. Вычитаемое.
- Сколько знаков имеют эти числа?
- Как они называются?
- Из чего состоит уменьшаемое 17? (из 1 дес. и 7 ед.)
- Представим его при помощи брусков и кубиков.
- Из чего состоит вычитаемое 13? (из 1 дес. и 3 ед.)
- Вычитать будем так: из 1 десятка вычтем 1 десяток. Какое число осталось? (7)
- Из 7 единиц вычтем 3 единицы. Какое число получилось в остатке? (4)
- Значит, 17 – 13 = 4.
При вычитании двузначного числа из 20 у уменьшаемого занимается 1 десяток, дробится на 10 единиц, а далее проводится работа, аналогичная вышеописанной.
На данном этапе примеры на получение числа 20 и вычитание из 20 сопоставляются:
16 + 4 20 - 4
4 + 16 20 - 16
Целесообразно предлагать детям составлять четверки примеров с данными числами (например, 3, 17, 20) или три примера по одному данному (данный: 17 + 3 = 20; составленные: 3 + 17 = 20; 20 – 3 = 17; 20 – 17 = 3).
3. Сложение и вычитание с переходом через десяток
Для успешного овладения новыми приемами вычислений школьники должны знать таблицы сложения и вычитания чисел первого десятка, состав чисел первого десятка (все возможные варианты); уметь раскладывать двузначные числа на десятки и единицы, дополнять однозначные числа до десяти, вычитать из 10 однозначные числа, решать примеры вида 16 – 6, 13 – 3. Перед введением приемов сложения проводится подготовительная работа по закреплению этих знаний и умений. Кроме того, закрепляется умение решать примеры в два действия:
7 + 3 = 10 15 – 5 = 10
10 + 5 = 15 10 – 3 = 7
7 + 3 + 5 = 15 15 – 5 – 3 = 7
При сложении однозначных чисел с переходом через десяток необходимо выполнить следующие операции (8 + 7):
1. Второе слагаемое разложить на два числа таким образом, чтобы одно из них дополняло первое слагаемое до 10 (7 = 2 + 5).
2. Дополнить первое слагаемое до 10, т. е. прибавить к нему одно из чисел, на которые разложили второе слагаемое (8 + 2 = 10).
3. К полученному числу (10) прибавить оставшееся число (10 + 5 = 15).
Объяснение: 8 + 7.
Представим первое и второе слагаемое при помощи палочек.
- Сколько единиц надо прибавить к 8, чтобы получилось 10? (2).
- Возьмем из 7 единиц (палочек) 2 единицы и прибавим к 8 единицам (палочкам).
- Сколько получилось единиц (палочек)? (10)
- Чем можно заменить 10 единиц (палочек)? (одним десятком).
- Сколько единиц (палочек) осталось от второго слагаемого? (5 единиц)
- К одному десятку прибавим оставшиеся 5 единиц (палочек).
- Что мы получили? (1 десяток и 5 единиц или число 15)
- Какое число мы прибавляли к числу 8, чтобы дополнить его до десятка? (2).
- Какое число оставалось от второго слагаемого 7? (5).
- Так на какие числа мы разложили второе слагаемое (на 2 и 5)
- Давайте запишем: 8 + 7 = 8 + 2 + 5 = 10 + 5 = 15.
2 5
Следует показать и запись в виде столбца:
8 + 7 = …
7 = 2 + 5
8 + 2 = 10
10 + 5 = 15
По мере усвоения приема запись постепенно сворачивается: 8 + 7 = 8 + 2 + 5 = = 10 + 5 = 15.
При изучении сложения однозначных чисел с переходом через десяток учащиеся с нарушением интеллекта затрудняются в:
- установлении количества единиц, дополняющих первое слагаемое до 10;
- разложении второго слагаемого;
- удержании в памяти числа, оставшегося от второго слагаемого после дополнения первого слагаемого до десятка.
При вычитании однозначных чисел с переходом через десяток необходимо выполнить следующие операции (14 – 6):
1. Уменьшаемое разложить на десяток и единицы (14 = 10 + 4).
2. Вычитаемое разложить на два числа таким образом, чтобы одно из них равнялось числу единиц уменьшаемого (6 = 4 + 2).
3. Вычесть единицы (14 – 4 = 10).
4. Из десятка вычесть оставшееся число единиц (10 – 2 = 8).
Объяснение: 14 – 6
- Из чего состоит уменьшаемое? (из 1 десятка и 4 единиц)
- Представим его при помощи брусков и кубиков. Возьмем один брусок (1 десяток) и 4 кубика (4 единицы).
- Чему равно уменьшаемое?
- Как вы думаете, сколько единиц надо вычесть из 14, чтобы получить 1 десяток? (4 единицы)
- Вычтем из 14 4 единицы (отсчитаем 4 палочки)
- Какое число осталось? (1 десяток)
- Чему было равно вычитаемое? (6)
- Сколько единиц мы вычли? (4)
- Сколько единиц осталось вычесть? (2)
- Вычтем из 1 десятка оставшееся число единиц. Что надо сделать с десятком, чтобы можно было вычитать единицы? (заменить 1 десяток 10 единицами – 10 кубиками)
- Вычтем из 10 единиц 2 оставшиеся единицы.
- Сколько единиц осталось? (8)
- Какое число мы вычитали из уменьшаемого 14, чтобы получился 1 десяток? (4)
- Какое число оставалось от вычитаемого 6? (2)
- Так на какие два числа мы раскладывали вычитаемое 6? ( на 4 и 2)
- Давайте запишем: 14 – 6 = 14 – 4 – 2 = 8
4 2
Запись в виде столбца:
14 – 6 = …
6 = 4 + 2
14 – 4 = 10
10 – 2 = 8
При выполнении вычитания чисел с переходом через разряд учащиеся испытывают трудности, связанные с операциями, описанными выше.
Последовательность предъявления примеров на сложение и вычитание может быть следующей:
1. Перовое слагаемое и уменьшаемое постоянны, а второе слагаемое и вычитаемое увеличиваются на 1:
9 + 2 8 + 3 7 + 4 … 11 – 2 12 – 3 13 - 4 …
9 + 3 8 + 4 7 + 5 11 – 3 12 – 4 13 – 5
9 + 4 8 + 5 7 + 6 11 – 4 12 – 5 13 – 6
…
2. Первое слагаемое и уменьшаемое увеличиваются на единицу, а второе слагаемое и вычитаемое остаются постоянными:
6 + 5 11 – 5
7 + 5 12 – 5
8 + 5 13 – 5
9 + 5 14 – 5
Таблицы сложения и вычитания заучиваются наизусть. Некоторое время (особенно слабым учащимся) следует позволять пользоваться наглядными средствами для представления второго слагаемого и вычитаемого и их разложения на два необходимых числа.
Целесообразно сопоставлять примеры на сложение и вычитание:
8 + 3 8 – 3
8 + 4 8 – 4
8 + 5 8 – 5
…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.