Методика изучения лесных жителей.
Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение имеет непосредственное общение с природой - наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. У ребят формируется позиция "не проходи мимо". Они замечают не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.
Наблюдение - важнейший метод познания животного мира - характеризуется следующими особенностями:
• а) его можно организовывать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно;
• б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становится объектом длительного изучения;
• в) оно способствует непосредственному общению с животным (покормить, погладить, поиграть и т. д.).
Планировать наблюдение нужно с учетом требований, предъявляемых к его организации и проведению:
• необходимо заранее определить место наблюдения, найти типичную для того или иного животного среду обитания;
• наблюдение не должно причинить вреда животному (привести к его гибели, смене места обитания, порче его жилища и т. п.);
• в процессе наблюдения нужно учитывать особенности конкретного представителя животного мира (величину, характер движения, возможность или невозможность общения). Это является основанием для планирования индивидуальных, групповых или фронтальных наблюдений;
• целенаправленность наблюдения и содержание сопроводительной беседы во многом определяются характером проявлений животного в данное время.
В апреле, когда начинается сокодвижение берез, на поврежденных деревьях концентрируется ряд насекомых, что можно использовать при проведении энтомологических исследований. Необходимо заметить, что трещины на березах — обычное явление в природе, связанное с морозами, ветром и прочими естественными причинами, поэтому для исследования насекомых, привлекаемых березовым соком, ни в коем случае нельзя делать искусственных повреждений. Достаточно обследовать участок березняка, и вы непременно найдете 2—3 дерева с вытекающим соком. При этом насекомые не только сидят на стволах деревьев, но и концентрируются на тех участках подстилки, куда попадает березовый сок. Здесь можно найти ряд уникальных видов жуков — некоторые стафилины, трухляки, блестянки и др.
После схода снежного покрова наступает время отлова беспозвоночных под лежащими на почве предметами. Особенно большие уловы бывают под листами железа, кирпичами и камнями, лежащими на солнечных местах, так как насекомые предпочитают теплоемкие, нагретые в течение дня укрытия. Чтобы увеличить сборы, можно разложить различные предметы на солнечных открытых местах (луг, поляна, степь и др.). Наилучшие сборы бывают в открытых биотопах еще и потому, что беспозвоночные с преимущественно ночной активностью предпочитают пережидать дневной период в ближайших к месту охоты или кормежки укрытиях и не совершать дальних миграций за пределы открытых участков.
Под различными предметами наиболее охотно прячутся жуки (жужелицы и стафилины), клопы, пауки и многоножки.
Изучение сигналов информации среди птиц, зверей и насекомых
У зверей, птиц, рыб, насекомых и других животных имеется совокупность взаимной информации, обмениваясь которыми они получают сведения об окружающей их обстановке.
С помощью сигналов(поза животного, круговые полеты птиц, танцы насекомых, игры птиц и др.) животные ориентируются в добыче корма, находят друг друга, предупреждают об опасности и т. п. Интересно понаблюдать, что означает данный сигнал, описать, зарисовать или сфотографировать.
Звуковые сигналы - крики животных и птиц, свисты, число сигналов и их длительность, сочетание длинных и коротких сигналов (например, крики в случае опасности, звуки сообщения о корме, пение как предупреждение, что гнездо занято, и т. д.)тоже очень познавательно и интересно. Хорошо бы научиться понимать эти сигналы, различать их содержание и, по возможности, записать их, собрав фонотеку живой природы.
Все наблюдения зафиксировать, описать в дневнике.
Наблюдения за животным миром леса.
Схема наблюдений:
Выяснить, где живет данный вид - в чаще леса или на открытых участках и т. д. Какой образ жизни ведет - дневной, ночной. Чем питается взрослое животное. Какие и из какого материала строят норы, логова, гнезда и т. д. Чем, когда и как долго выкармливается молодняк. Запасает ли животное на зиму корм. Впадает ли в зимнюю спячку.
По птицам. Выяснить. Когда и как собираются в стаи. Улетают ли на зиму или остаются на месте, или ведут кочующий образ жизни. Установить: время прилета, первую песнь или разгар пения. Где и как устраивают гнезда. Сколько откладывают яиц. Чем вскармливают птенцов. Первый вылет птенцов из гнезда.
За жизнью муравьев, пчел, жуков, бабочек, комаров, мух, стрекоз и т. д. Время появления вида. Особенности полета насекомого. В какое время дня ведет активный образ жизни: утро, полдень, сумерки. Чем питается - какие цветы наиболее часто посещает. Где прячется. Как подстерегает добычу. Каков процесс развития. Особого внимания для наблюдений требуют муравьи и пчелы. Изучив факты из жизни обитателей леса, следует широко обобщить собранный материал, сделать соответствующий вывод. Это поможет познать законы естественного саморегулирования живой природы и изучить сигналы информации среди животных, а значит, найти "золотой ключик" к открытию волшебной таинственной дверцы и раскрыть еще не одну тайну природы в общую кладовую биологической науки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.