Методика изучения лирического произведения в начальной школе
Оценка 4.6

Методика изучения лирического произведения в начальной школе

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русская литература
1 кл—4 кл
02.07.2022
Методика изучения лирического произведения в начальной школе
Изучение лирического произведения в начальной школе
статья Рубцова Т.Ю..docx

Т.Ю. Рубцова

ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация Данная работа посвящена рассмотрению методики работы с лирическим произведением на уроках литературного чтения. В статье раскрыты значимость изучения в начальной школе лирических произведений, в частности пейзажной лирики, представлены существенные характеристики лирики как рода литературы, методические рекомендации по изучению пейзажной лирики в начальной школе, обосновывается идея о том, что методика работы учителя на уроках изучения пейзажной лирики требует максимально учитывать специфику этого литературного рода.

 

Ключевые слова Лирика, лирический герой, пейзажная лирика, событие переживания лирического героя.

Среди всех литературных жанров, изучаемых в начальной школе нельзя не заметить, что особое место занимает поэзия. Отметим, что изучение поэтического произведения, а особенно пейзажной лирики, восприятие поэтического языка представляет для детей определенные трудности и непонимание. Это связано с особенностями поэтического слова. Любой читатель чувствует, что лирическое произведение имеет совершенно особую форму и гораздо меньше похоже на эпос или драму. В то же время изучение пейзажной лирики способствует формированию у младших школьников родственного внимания к миру, умение видеть и слышать мир вокруг себя; формирует воссоздающее воображение маленьких читателей.

Деятельность на уроках литературного чтения – это прежде всего процесс общения, диалог автора и читателя. Состоится ли этот диалог, во многом зависит от учителя, именно учитель помогает маленьким читателям проникнуть в художественный мир произведения, понять позицию автора, почувствовать красоту художественного слова, получить эстетическое наслаждение.

В статье мы рассмотрим два вопроса, которые помогут педагогу организовать этот диалог, то есть организовать такое коммуникативное поле, где произойдет встреча двух сознаний – автора и читателя. Для этого учитель должен знать специфику лирики как рода литературы, владеть методикой изучения  лирического произведения на уроках литературного чтения. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны, так как методика работы учителя на уроках изучения лирики требует максимально учитывать специфику этого литературного рода.

Так в чем особенность лирики как рода литературы? Предмет изображения в лирике - впечатления, переживания, размышления автора. Читая лирику, мы погружаемся в высокий мир чувств, эстетических переживаний. Чувства передаются поэтом не как нечто застывшее - они развиваются, изменяются, переходят одно в другое (здесь у обучающихся возникает трудность, связанная с ограниченностью лексики, выражающей человеческие эмоции и настроения). Надо быть очень чутким читателем, чтобы уметь ощутить гамму чувств, чтобы услышать звуки сердца автора. Поэт в стихах выражает то, что его занимает, волнует, радует, печалит, тревожит, то, на что откликнулось его сердце.

В отличие от эпического произведения, при чтении которого возможно сопоставить разные точки зрения на происходящее, в лирике мы верим автору, принимая его ощущения, чувства как единственно возможные в описываемой им ситуации. Выражая глубоко личные, индивидуальные, чувства и мысли, настоящий поэт создает в то же время произведение общечеловеческого содержания: переданное им посредством художественных образов переживание созвучно эмоциональному опыту многих людей. Сила художественного обобщения такова, что изображенное чувство кажется тебе знакомым, как будто это написано о тебе, о тайных движениях твоей души, о волнениях твоего сердца. Читатель чувствует, что дистанция между лирическим героем (или лирическим субъектом) и им самим гораздо ближе, чем в эпическом тексте. «Я чувствую то же самое», «Это мои слова» - такова непосредственная читательская реакция.

Сюжет в лирическом стихотворении присутствует, но в отличие от эпоса он представлен как развитие чувств героя стихотворения. Очень часто внешние явления, побудившие поэта взяться за перо, бывают незначительными, но они вызывают в нем множество чувств, мыслей, ассоциаций, которые и становятся предметом изображения.

В лирике описывается состояние человека, и окружающий его мир через призму души лирического героя. Герой стихотворного поэтического произведения называется лирическим. Ты слышишь его голос, понимаешь его состояние, даже можешь догадываться о чертах его характера. Но ты никогда не знаешь, как он выглядит, что было до события-переживания, что будет после... Лирический герой и автор не одно и то же лицо. Автор как бы выбирает посредника для передачи своих чувств читателю. Об авторе всегда можно сказать больше, чем о лирическом герое: автор живет в определенное историческое время, у него своя судьба (биография), свой круг знакомых, разнообразные интересы, он - творец, художник слова, его мир всегда богаче, шире, емче изображенного им в одном стихотворении мира лирического героя. Лирический герой - лишь "часть" автора, грань его сознания, средство выражения авторского "я". Внутренний мир лирического героя создается особыми художественными средствами: стихотворной организацией речи, размером стиха и построением отдельных предложений, музыкальным ритмом, расширением лексического значения слов за счет необычного языкового окружения, новых связей [2].

В лирике каждое слово – это целая тема. Так как лирика стремится запечатлеть миг внутренней человеческой жизни, краткий момент душевного состояния, то лирическое произведение отличается повышенным эмоциональным накалом, концентрированностью чувств и мыслей. Это определяет и лаконизм, и емкость в выражении чувств, и особенности поэтического слова в лирике.

          Представленные выше особенности лирического произведения указывают на то, что чтение поэтического текста – это особое чтение, неторопливое, вдумчивое с остановками. Именно такому способу чтения и необходимо обучать младших школьников, анализируя лирическое стихотворение. Применение приема медленного чтения позволить читателю погрузиться в художественный мир произведения, воссоздать художественный образ, понять событие переживания лирического героя.

 

 

Список литературы

 

1.                 Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. – СПб.: Азбука, 2001. - 408 с.

2.                 Гинзбург Л.Я. О лирике. - М.: Интрада,1997. – 416 с.

3.                 Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии 19 века. -М.,1978.-304 с.

4.                 Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического произведения. – М.: Академия, 2004. -192 с.


 

5.                

Т.Ю. Рубцова ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО

Т.Ю. Рубцова ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО

В статье мы рассмотрим два вопроса, которые помогут педагогу организовать этот диалог, то есть организовать такое коммуникативное поле, где произойдет встреча двух сознаний – автора…

В статье мы рассмотрим два вопроса, которые помогут педагогу организовать этот диалог, то есть организовать такое коммуникативное поле, где произойдет встреча двух сознаний – автора…

Сюжет в лирическом стихотворении присутствует, но в отличие от эпоса он представлен как развитие чувств героя стихотворения

Сюжет в лирическом стихотворении присутствует, но в отличие от эпоса он представлен как развитие чувств героя стихотворения

Именно такому способу чтения и необходимо обучать младших школьников, анализируя лирическое стихотворение

Именно такому способу чтения и необходимо обучать младших школьников, анализируя лирическое стихотворение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2022