Инновационные технологии в коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями
В современном мире каждый год увеличивается количество детей с речевыми патологиями. Статистические данные показывают, что в последнее время увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Своевременная логопедическая диагностика и коррекционная работа у дошкольников старшего возраста благополучно влияет на речевое и познавательное развитие ребёнка и его адаптацию в обществе.
ТНР (тяжелые нарушения речи) — это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы, отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.
В отечественной логопедии большой вклад в изучение механизма и структуры дефекта тяжелых речевых нарушений внесли следующие учёные: Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие.
Тяжелые нарушения речи создают проблемы в будущем в усвоении школьной программы, так как страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи, которые трудно поддаются коррекции. В дальнейшем эти нарушения перерастают в дисграфию и дислексию, что мешает нормальному обучению ребёнка в школе.
В отечественной логопедии тяжелыми нарушениями речи принято считать алалию, афазию, дизартрию, общее недоразвитие речи (I и II уровня речевого развития), ринолалию.
Одним из важных условий правильно сформированной речи является нормализация артикуляционной моторики
Артикуляционная моторика – одно из основных условий правильного звукопроизношения, выражающееся в умении правильно выполнять движения и удерживать положения подвижными органами артикуляционного аппарата.
Патология артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи проявляется при удержании статической позы органами артикуляционного аппарата и динамических движений, отмечаются тремор, девиация языка, гиперсаливация, гиперкинезы языка, губ, подбородка.
Основными технологиями для коррекции нарушений артикуляционной моторики у детей, имеющих стёртую дизартрию, которые успешно используются в отечественной логопедии, являются: артикуляционная гимнастика, логопедический массаж с его подвидами (классический ручной массаж, зондовый массаж, массаж биологически активных точек и другие), самомассаж органов артикуляционного аппарата и биоэнергопластика.
Все вышеперечисленные технологии являются классическими, поскольку их интенсивное применение в коррекционной работе за короткий срок устраняют нарушения артикуляционной моторики у дошкольников.
Однако для улучшения коррекции патологий движений органов артикуляции у детей с тяжелыми речевыми нарушениями в современной логопедической практике помимо традиционных технологий, необходимо использовать инновационные приёмы для устранения нарушений артикуляционной моторики.
В связи с этим мы предлагаем использовать наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мы представляем «Лягушку-болтушку» как инновационную технологию для коррекции нарушений артикуляционной моторики. Данная наглядная модель представляет собой рукотворную куклу, которая надевается на кисть руки как учителя-логопеда, так и ребенка. Это мягкая игрушка, благодаря которой ребёнок может познакомиться со строением артикуляционного аппарата и выполнять упражнения артикуляционной гимнастики вместе с «Лягушкой-болтушкой». Язык данной игрушки представляет собой «варежку», в которую ребёнок может вставить свою руку и выполнять артикуляционные упражнения, повторяя кистью и пальцами руки движения языка.
Использование данной модели на индивидуальных занятиях будет способствовать повышению мотивации дошкольников к занятиям артикуляционной гимнастикой и другими логопедическими технологиями, что будет благоприятно сказываться на успешной коррекции нарушений артикуляционной моторики у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Хотим представить методические рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики с использованием наглядной модели «Лягушки-болтушки»
1. Учитель-логопед знакомит ребёнка с картинкой-символом артикуляционного упражнения («Часики», «Чашечка», «Вкусное варенье»)
2. Логопед показывает правильное положение органов артикуляционного аппарата на себе
3. Ребёнку предлагается отобразить правильные движения органов артикуляционного аппарата на «Лягушке-болтушке». Ребенок вставляет ведущую руку в язык игрушки и демонстрирует положение языка.
4. Ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения на собственном артикуляционном аппарате перед зеркалом.
Так как ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, наглядная модель «Лягушка-болтушка» будет актуальна в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.