Методика обучения младших школьников написанию сочинений
Оценка 4.7

Методика обучения младших школьников написанию сочинений

Оценка 4.7
docx
01.02.2020
Методика обучения младших школьников написанию сочинений
Методика проведения сочинений по картине, по прочитанному, отзыв, письмо.
Методика обучения младших школьников написанию сочинений.docx

Методика обучения младших школьников написанию сочинений (разных видов).

 

 

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.

 Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.

 Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.

 Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

 Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во 2 классе в сочинения вводятся элементы описания, а в 3 классе – элементы рассуждения. Система работы в каждом классе представлена как устными рассказами, так и письменными сочинениями.

В практике учителей наибольшее распространение получили сочинения по картине и по серии картин, по экскурсии, по наблюдениям за погодой, растениями и животными, описание картин природы или отдельных предметов, рассказы о труде взрослых и детей, об играх и развлечениях, рассказы по аналогии с прочитанным, по данному учителем началу или концу.

 

Рассмотрим несколько видов сочинений и работу над ними.

 

Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на все чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы не столкнуться в своем непосредственном опыте.

Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни. Для развития речи лучше использовать художественные картины (репродукции).

Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учатпонимать искусство живописи.

 

В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения.

 

Профессор А.В. Текучев рассматривает сочинения по картине в следующем аспекте:

Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. Варианты их разнообразны – рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизодам, которым начинается или заканчивается сочинение, сочинения по ряду картин (по картинному плану или сравнение их по какому-либо признаку), сочинение по картине с грамматическим заданием. Сочинения по картине проводятся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед ними ставятся задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть ее художественные возможности, переводить виденное на язык слова. Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать все в нужной последовательности (то есть иметь план). Тематика сочинений по картине разнообразна – почти все виды сочинений, различаемых по жанру, могут быть проведены по картине. С использованием картин на уроках русского языка и литературы может быть связано обучение учащихся сочинениям самых разнообразных видов – описаниям по наблюдениям, портретной характеристике, рассуждениям.

 

Авторы учебника "Методика русского языка" Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев освещают следующий подход к сочинению по картине:

Сочинения по картине – один из самых распространенных видов сочинений. Картина, как считает К.Д.Ушинский, позволяет учащимся организовывать наблюдение, опираясь на личный жизненный опыт, следовательно, сочинение по картине может рассматриваться как сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям, но не только от виденного, а и от слышанного, и от прочитанного. Сочинение по картине может быть поэтому, с одной

стороны, сочинением-описанием картины (на основе виденного), с другой стороны, сочинением по поводу картины (на основе виденного, слышанного или прочитанного).

Используя картину на уроках развития речи, преподаватель должен, прежде всего, научить учащихся "читать" ее.

"Прочесть" картину, значит понять творческий замысел художника, чутко воспринять язык живописи как искусства "зримых образов", "говорящих" красок, света и тени и, поняв все это, раскрыть содержание и идейный смысл картины.

В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях.

 

В 4 классе на уроках литературы учащиеся получают представление об описании, и знакомство с пейзажной живописью становится для них наиболее необходимым.

Подготовкой к работе над картиной-пейзажем может служить анализ картины сюжетного характера, при рассмотрении которой обращается внимание и на пейзаж.

Выбрав для урока картину, преподаватель сам внимательно рассматривает ее, устанавливает, какова тема, идейное содержание картины, какими средствами художественной выразительности пользуется художник, раскрывая свой замысел.

Система вопросов, которые намечает затем преподаватель, обеспечивает последовательность в раскрытии содержания картины, глубину анализа, внимание к главному, основному, помогающему понять замысел художника. Формулируя вопросы, преподаватель предусматривает также и необходимость направлять учащихся в процессе беседы на целесообразное использование тех или иных лексических и грамматических средств для раскрытия темы данной картины; учитывает возможные трудности употребления в речи отдельных слов и выражений, построения предложений и намечает пути их преодоления.

 

Сочинения на основе прочитанного называются отзывами.

Отзывы о прочитанных книгах очень важны для воспитания юных читателей.

Здесь школьник дает оценку прочитанному (или просмотренному фильму,

спектаклю).

Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и

художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками

внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики

прочитанного.

Отзыв о прочитанной книге – это свободное сочинение. Здесь была бы вредна

какая- либо общая схема, невозможен единый образец. Детские отзывы

разнообразны. Тем не менее можно выделить несколько типов, которые

встречаются в школе. Самым простым, примитивным является пересказ

содержания книги. Школьники не умеют еще давать оценку прочитанному, а

такой отзыв «полезен». Часто дети передают в своих отзывах не весь сюжет, а один

эпизод, понравившийся им. Такой отзыв уже содержит простейшую оценку

прочитанного: школьник выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению,

заслуживает наибольшего внимания.

Во многих отзывах дается элементарная характеристика одного или нескольких

героев прочитанной книги, т.е. обыкновенно рассказывается о том, какие поступки,

подвиги героев взволновали читателя. В то же время дети выказывают свое

презрение к врагам и предателям, возмущение подлостью, трусостью, лживостью

отрицательных персонажей. В отзывах такого типа читательские оценки

выражаются вполне ясно и определенно. Наиболее развитые и начитанные дети

пишут отзывы, в которых есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами,

известными ученику из других книг и из жизни. Такие отзывы очень интересны. В

них встречаются обобщения, а иногда и яркие образы. Наибольший интерес

представляют отзывы, в которых речь идет не об одном, а о ряде произведений

одного писателя или даже разных писателей. Об одном произведении конкретного

писателя говорится подробнее. Такие работы разнообразны, самостоятельны, в них

отражается начитанность школьника, его умение обосновывать свое мнение,

обобщать.

Первые уроки с сочинениями по прочитанному проводятся в 3 - 4 классах на уроках внеклассного чтения/развития речи. По программе Л.Ф. Климановой с самого начала работы над литературным произведением дети учатся давать устную оценку поступкам героев, характеристику героев, высказывать своё мнение: что понравилось в произведении, чему учит нас автор? Во 2 классе тоже можно писать отзывы, но нужно работать индивидуально, с хорошо развитыми детьми, так как фронтальная работа здесь еще трудна.

В УМК Школа России подобные работы включены в рабочие тетради по

литературному чтению в 3 и 4 классах. Дети пишут сочинения – отзывы на

понравившиеся произведения, кроме этого есть и конкретные задания.

(Написать отзыв по произведению С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, А.

Гайдара и др.).

 

В 3-4 классах продолжается работа по обучению особому виду сочинений – составлению писем.

В сочинениях-письмах выражаются эмоциональные переживания детей, их отношение к

событиям повседневной жизни, к окружающим людям.

Начинается работа по написанию писем путем постепенного введения необходимых

представлений об элементах письма как текста, его структуре, композиции, лексике.

Письмо, как и любой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Вместе с тем письмо как текст обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присущи диалоговые формы общения: приветствие, прощание, обращение, другие этикетные выражения.

Письмо – особый жанр, «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому- нибудь» (Ожегов С.И.). В жанре письма могут сливаться в одно целое особенности как письменной, так и устной речи. Полярность жанра письма в том, что текст письма может быть приближен либо к разговорной речи, либо к художественной речи, либо даже к деловой, т.е. практически в тексте письма может быть любая стилистика: все зависит от адресата, от того, рассчитано ли письмо на индивидуальное прочтение или на публикацию. Итак, письмо обладает большими коммуникативными возможностями. Поэтому так важно познакомить школьников с этим жанром.

Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, адресуясь конкретным лицам; вырабатывать культуру письма.

Сам учитель, работая с детьми над жанром письма, обязан быть корректным. Письма нельзя подвергать грубым публичным исправлениям. Помогая ребенку увидеть недочеты, надо подходить к процессу обучения очень осторожно. Работа над уроком по теме «Письмо» требует небольшой подготовки до урока – детям можно предложить принести почтовые конверты и узнать домашний адрес (предупредить о безопасности – не рассказывать о месте жительства посторонним людям!).

В УМК Школа России отдельно тема «Письмо» не внесена, она используется на уроках развития речи при изучении обращений, вежливых слов по усмотрению учителя. Дети пишут письма Деду Морозу и другим сказочным персонажам.

Урок развития речи учитель начинает с подготовки к написанию сочинения. Для этого

предлагаются различные виды работы: беседа с классом, работа с текстами, карточками, где учащиеся видят работы подобного типа и могут выбрать ту тему и тот вид работы, который будут выполнять самостоятельно. Предлагается работа по составлению предложений, небольшого текста из готовых предложений.

Обязательно проводится речевая, орфографическая подготовка.

 

 


 

Методика обучения младших школьников написанию сочинений (разных видов)

Методика обучения младших школьников написанию сочинений (разных видов)

Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между…

Картина дает возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче ее сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между…

Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали

Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали

Письмо, как и любой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку

Письмо, как и любой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020