Методика обучения технике спортивной ходьбы

  • docx
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методика обучения технике спортивной ходьбы.docx

Методика обучения технике спортивной ходьбы
Спортивная ходьба является одним из видов легкой атлетики и отличается от обычной ходьбы техникой выполнения. Однако, прежде чем приступить к обучению технике спортивной ходьбы, необходимо исправить имеющиеся недостатки в обычной ходьбе (в походке, осанке). Критериями оценки
обучения технике данного вида легкой атлетики будут естественность и экономичность спортивной ходьбы.
Для успешного обучения технике спортивной ходьбы предлагается следующая последовательность решения задач.
Задача 1
. Ознакомить с техникой спортивной ходьбы.
Технику спортивной ходьбы показывает преподаватель. Показ следует
проводить с обычной скоростью или в медленном темпе, сопровождая краткими объяснениями. Обучающихся необходимо расположить так, чтобы преподавателя, демонстрирующего технику спортивной ходьбы, можно было видеть и сбоку, и спереди, и сзади. Создавая представления о технике спортивной ходьбы для занимающихся, преподавателю целесообразно использовать кинограммы и кинокольцовки.
После рассказа и демонстрации техники ходьбы занимающимся
предлагается самим пройти 2—3 раза по 50—80 м. Преподаватель должен отметить наиболее серьезные ошибки (скованность движений, согнутые ноги, утрированная ходьба и т.п.) и назвать возможные варианты их устранения.
Задача 2.
Обучить движению ног и таза при спортивной ходьбе
Основным средством обучения в данном случае является медленная
ходьба, при которой выпрямленная нога ставится на грунт с одновременным
поворотом тела и движениями рук, как при обычной ходьбе, оставаясь в таком положении до момента вертикали. В дальнейшем скорость движения постепенно увеличивается главным образом за счет частоты шагов.
Обучая быстроте вынесения маховой ноги вперед, выполняется «семенящая» ходьба (шаг 60—80 см), ходьба по кругу диаметром 5—6 м и ходьба
«змейкой» (на 2—4 м вправо, затем влево). Эти упражнения чередуются с
ходьбой по белым линиям беговой дрожки или по начерченной линии (50—
60 м) .

Для обучения поворотов таза вокруг вертикальной оси применяются
противоположные повороты плечевого пояса и таза (плечи вправо, таз влево
и наоборот), ходьба с «закручиванием», при которой движение правой ногой
производится не столько вперед, сколько влево и наоборот .
При неполном выпрямлении ноги в опорной фазе следует применять
ходьбу в гору, акцентируя внимание на выпрямлении ноги в коленном суставе, ходьба по дорожке в обратном направлении .
Чтобы ликвидировать излишнюю напряженность, можно выполнять
упражнения на месте и в движении, попеременно перемещая тяжесть тела с
одной ноги на другую.
Все перечисленные упражнения в процессе обучения повторяются
несколько раз в зависимости от освоения отдельных элементов техники.
Задача 3
. Обучить движению рук и плечевого пояса при спортивной
ходьбе.
Во время спортивной ходьбы руки должны быть согнуты под прямым
или тупым углом и двигаться прямолинейно, не пересекаясь в средней плоскости. Необходимо следить за тем, чтобы плечи были опущены, а руки двигались свободно, без лишнего напряжения.
Для решения этой задачи рекомендуются следующие упражнения:
ходьба в положении «руки за спиной или за головой»; ходьба со сцепленными перед собой руками; ходьба с палкой, помещенной в локтевых суставах на плечах или за спиной .
Если стоит цель увеличить амплитуду работы рук, то рекомендуется
ходьба с опущенными руками. Дистанция ходьбы в указанных упражнениях
100—150 м. Количество повторов упражнений зависит от правильности их
выполнения и скорости усвоения движений.
Задача 4
. Обучить технике спортивной ходьбы в целом.
В процессе овладения техникой спортивной ходьбы необходимо многократно повторять различные упражнения, направленные на освоение отдельных элементов ходьбы в целом.
С этой целью следует обращать особое внимание на: положение туловища и головы; мягкость, раскрепощенность движений туловища, рук и ног;
достаточную длину шага; свободный перенос ноги с возможно низким переносом стопы; своевременный (не ранний) отрыв пятки от грунта; согласованность всех движений.
Основными средствами обучения технике спортивной ходьбы в целом
будут: ходьба с различной скоростью на различные дистанции (400—800 м и
более) с указанием ошибок в движениях ног, таза, рук, положении туловища;
ходьба с нахождением оптимального соотношения длины и частоты шагов.
Задача 5
. Совершенствование техники спортивной ходьбы.
При совершенствовании техники спортивной ходьбы обучающийся
должен найти удобный для себя темп ходьбы с оптимальным сочетанием
длины, частоты шагов и соотношением количества вдохов и выдохов с количеством шагов, мягкость, раскрепощенность движений туловища, ног и рук и, наконец, общую слаженность всех движений. Немаловажное значение на данном этапе обучения будет играть повышение уровня общей и специальной физической подготовленности на фоне постепенного увеличения отрезков ходьбы (400—2000 м и более) с включением подъемов и спусков различной крутизны. В процессе обучения закрепляется правильный стереотип движений