Методика обучения технике спортивной ходьбы
Спортивная ходьба является одним из видов легкой атлетики и отличается от
обычной ходьбы техникой выполнения. Однако, прежде чем приступить к обучению
технике спортивной ходьбы, необходимо исправить имеющиеся недостатки в обычной
ходьбе (в походке, осанке). Критериями оценки
обучения технике данного вида легкой атлетики будут
естественность и экономичность спортивной ходьбы.
Для успешного обучения технике спортивной ходьбы
предлагается следующая последовательность решения задач.
Задача 1. Ознакомить с техникой спортивной
ходьбы.
Технику спортивной ходьбы показывает преподаватель. Показ следует
проводить с обычной скоростью или в медленном темпе,
сопровождая краткими объяснениями. Обучающихся необходимо расположить так,
чтобы преподавателя, демонстрирующего технику спортивной ходьбы, можно было
видеть и сбоку, и спереди, и сзади. Создавая представления о технике спортивной
ходьбы для занимающихся, преподавателю целесообразно использовать кинограммы и кинокольцовки.
После рассказа и демонстрации техники ходьбы
занимающимся
предлагается самим пройти 2—3 раза по 50—80 м.
Преподаватель должен отметить наиболее серьезные ошибки (скованность движений,
согнутые ноги, утрированная ходьба и т.п.) и
назвать возможные варианты их устранения.
Задача 2. Обучить движению ног и таза при
спортивной ходьбе
Основным средством обучения в данном случае является медленная
ходьба, при которой выпрямленная нога ставится на грунт
с одновременным
поворотом тела и движениями рук, как при обычной
ходьбе, оставаясь в таком положении до момента вертикали. В дальнейшем скорость
движения постепенно увеличивается главным образом за счет частоты шагов.
Обучая быстроте вынесения маховой ноги вперед,
выполняется «семенящая» ходьба (шаг 60—80 см), ходьба по кругу диаметром 5—6 м
и ходьба
«змейкой» (на 2—4 м вправо, затем влево). Эти
упражнения чередуются с
ходьбой по белым линиям беговой дрожки или по
начерченной линии (50—
60 м) .
Для
обучения поворотов таза вокруг вертикальной оси применяются
противоположные повороты плечевого пояса и таза (плечи
вправо, таз влево
и наоборот), ходьба с «закручиванием», при которой
движение правой ногой
производится не столько вперед, сколько влево и
наоборот .
При неполном выпрямлении ноги в опорной фазе следует
применять
ходьбу в гору, акцентируя внимание на выпрямлении ноги
в коленном суставе, ходьба по дорожке в обратном направлении .
Чтобы ликвидировать излишнюю напряженность, можно
выполнять
упражнения на месте и в движении, попеременно перемещая
тяжесть тела с
одной ноги на другую.
Все перечисленные упражнения в процессе обучения
повторяются
несколько раз в зависимости от освоения отдельных
элементов техники.
Задача 3. Обучить движению рук и плечевого
пояса при спортивной
ходьбе.
Во время спортивной ходьбы руки должны быть согнуты под прямым
или тупым углом и двигаться прямолинейно, не
пересекаясь в средней плоскости. Необходимо следить за тем, чтобы плечи были
опущены, а руки двигались свободно, без лишнего напряжения.
Для решения этой задачи рекомендуются следующие
упражнения:
ходьба в положении «руки за спиной или за головой»;
ходьба со сцепленными перед собой руками; ходьба с палкой, помещенной в
локтевых суставах на плечах или за спиной .
Если стоит цель увеличить амплитуду работы рук, то
рекомендуется
ходьба с опущенными руками. Дистанция ходьбы в
указанных упражнениях
100—150 м. Количество повторов упражнений зависит от
правильности их
выполнения и скорости усвоения движений.
Задача 4. Обучить технике спортивной ходьбы в
целом.
В процессе овладения техникой спортивной ходьбы необходимо многократно
повторять различные упражнения, направленные на освоение отдельных элементов
ходьбы в целом.
С этой целью следует обращать особое внимание на:
положение туловища и головы; мягкость, раскрепощенность движений туловища, рук
и ног;
достаточную длину шага; свободный перенос ноги с
возможно низким переносом стопы; своевременный (не ранний) отрыв пятки от
грунта; согласованность всех движений.
Основными средствами обучения технике спортивной ходьбы
в целом
будут: ходьба с различной скоростью на различные
дистанции (400—800 м и
более) с указанием ошибок в движениях ног, таза, рук,
положении туловища;
ходьба с нахождением оптимального соотношения длины и
частоты шагов.
Задача 5. Совершенствование техники
спортивной ходьбы.
При совершенствовании техники спортивной ходьбы
обучающийся
должен найти удобный для себя темп ходьбы с оптимальным
сочетанием
длины, частоты шагов и соотношением количества вдохов и
выдохов с количеством шагов, мягкость, раскрепощенность движений туловища, ног
и рук и, наконец, общую слаженность всех
движений. Немаловажное значение на данном этапе
обучения будет играть повышение уровня общей и специальной физической подготовленности
на фоне постепенного увеличения отрезков ходьбы (400—2000 м и более) с
включением подъемов и спусков различной крутизны. В процессе обучения
закрепляется правильный стереотип движений
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.