Методика определения готовности к обучению в 1 классе
Оценка 4.9

Методика определения готовности к обучению в 1 классе

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
детская психология +1
6 кл
04.10.2022
Методика определения готовности к обучению в 1 классе
Существует много методик определения готовности к школьному обучению. Они достаточно объёмные и трудоёмкие в проведении и обработке. На самом деле, учителю важно знать, насколько хорошо ребёнок умеет слушать и слышать, в какой степени развита общая и мелкая моторика, фонематический слух.
Методика определения готовности к обучению 1 класс.docx

  Долгое время,  работая учителем начальных классов, я наблюдала за детьми на предмет успешности школьного обучения. Успешность – это не всегда умение читать и считать, обычно по порядку…. Успешное обучение предполагает, прежде всего,  волевую и интеллектуальную, а также физическую готовность к принятию большого количества новых знаний, навыков, норм, ограничений, эмоций. Отсутствие данных качеств – мешает ребёнку учиться и при игнорировании специально организованной помощи, непременно приведёт к проблемам в освоении  учебного материала. На сегодняшний день существует множество методик определения уровня готовности к школьному обучению. Каждая из них имеет  место быть. Я предлагаю экспресс – методику, которая в течение 30 минут объективно покажет Вам  - готов ли ребёнок к обучению. Кроме того, рекомендую проводить эту методику и тогда, когда нужно констатировать проблемы в обучении ребёнка, обучающегося первый год по основной образовательной программе.

                             Методика определения готовности к обучению

Для проведения методики возьмите тетрадный лист и разделите его на 8 одинаковых строк.

1.     Умение копировать в заданном порядке (копировать можно цифры, буквы, знаки):

1    4    5     .      .      .      .      .      .

 

А  >   ↕     .      .      .      .      .      .

2.     Определение уровня активного внимания.

Умение внимательно слушать и чётко выполнять команды учителя, умение работать не отвлекаясь, по образцу и по правилу.

Графический диктант (методика Эльконина – Давыдова)

Критерии оценки:

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1791/d-1790514/1790514_html_6b724895.gif

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/03ad/0004be9c-1ba7478a/hello_html_m36900fd.jpg

Можно взять любое изображение. Учитель ставит точку и «ведёт» ребёнка по рисунку. Хорошо, если выбран рисунок (даже самый простой – ступенчатый узор), который ребёнку надо продолжить.

Критерии оценки:

1.     Неотрывность, чёткость и точность линий – 0 – 4 балла

2.     Возможность продолжить – 0 – 4 балла

3.     Способность скопировать то, что сам нарисовал – 0 – 4 балла

4.     Время выполнения – 0 – 4 балла

3.     Саморегуляция, волевая готовность, уровень развития воображения, памяти

Инструкция: Перед тобой ниточка:

______________________________________________

Нарисуй на ней

5

Одинаковых

Круглых бусинок

Синяя

Посередине

 Говорить задание надо чётко, медленно, один раз.

Критерии оценки:

Выявить количество условий, которое ребёнок может удержать -  0 – 5 баллов.

4.     Мелкая моторика

Методики: «Копирование фигур», «Копирование бессмысленных слогов», «Мышонок»

Инструкция: Сейчас мы будем художниками. Мы будем рисовать мышонка. Возьми карандаш. Поставь руку на локоть. Поставь в воздухе точку, как я (ткнуть точечно вперёд). Теперь поставь точку на листочке. Теперь из точки  - рисуем капельку.

 

 

Точка, из которой рисовали – это нос. Что надо ещё нарисовать, чтобы получился мышонок? (глазки, усы, хвостик, уши, лапки)

Критерии оценки:

1.     Умение проводить линии – 1 -  4 балла

2.     Чёткость выполнения линий и штрихов – 0 – 2 балла

3.     Ориентация в рисунке по величине и местоположению – 0 – 2 балла

Наша мышка нам телеграмму хвостиком написала.  Вы – телеграфисты. Как можно точнее скопируйте мышкино письмо:

 

Су      ша      бро

Образей письменного каллиграфического текста  предъявляется каждому ребёнку. Время выполнения – не ограничено.

Критерии оценки:

1.     0 – каракули

2.     1 – есть сходство с образцом, распознаётся 3 буквы

3.     2 – 4 буквы

4.     3 – все буквы

5.     4 – написано чётко, фраза имеет наклон.

5.Логика мышления, уровень развития психических познавательных процессов (понимание смысла кодирования, переноса), общая осведомлённость.

Инструкция: На листочках записаны буквы. Каждая из них обозначает цвет:

Б – белый,

Ч – чёрный,

С – синий,

К – красный,

Ж – жёлтый.

(показать карточки, проговаривая букву, затем карточки убрать)

Какого цвета НЕ может быть живая мышка – зачеркните его. Задание проговаривается один раз. Если ребёнок не выполняет – можно помочь: зачеркни букву, которая записала этот цвет.

Б      Ч      С      К     Ж

 

Критерии оценки:

1.     Понимание смысла кодирования – 0-2 балла

2.     Общая осведомлённость – 0 – 1 балл

Наша мышка захотела кушать. Смотри, что мы ей предложим:

С – сыр,

К – камни,

Г – гвозди,

З – зерно,

Б – блюдце.

Зачеркни то, что мышке НЕ съесть.

С     К     Г     З      Б

Критерии оценки:

1.     Логика мышления  - 0 – 2 балла

2.     Уровень опосредованного запоминания – 0 – 2 балла.

6.Память

Методика «Счёт», «10 цифр»

Инструкция: Мы построили мышке горочку, но не простую, а из цифр. У вас на  листочке поставлены точки:

•        •

•        •        •

•        •        •        •

Вместо каждой токи мы поставим цифру: сначала там, где одна точка – цифру «2», две точки – «1» и «4», три точки – «3»,  «5», «8», четыре точки -  «4», «6», «1», «2».

Критерии оценки:

1.     Умение «на слух» запомнить 1 – 4 математических знака и воспроизвести их – 1-4 балла

2.     Умение записать цифры в указанной последовательности – 0 – 2 балла.

 

 

                              Оценочный лист (образец)

 

1     4     5    1     4      5      1     4      5      1       4       5

 

                                           16 б.

 

 5 б.

 

 

                                8 б.

4 б.

             3 б.

                 4 б.

 

2

 

1                        4

3          5           8

4          6           1            2                                                              6 б.

 

Высокий уровень – 36 – 46 баллов

Средний уровень – 26  - 35 баллов

Низкий уровень – 15 – 25 баллов

 

При определении проблем в освоении образовательной программы в первом классе целесообразно кроме результатов данной методики или любой другой -  по определению готовности к школьному обучению, проводимой перед обучением и сейчас, провести диагностику обученности:

- первоклассник на конец первого полугодия должен знать 25 букв алфавита и читать по слогам и целым словом текст из 20 – 25 слов:

- ребёнок должен уметь письменно ответить на вопросы по тексту:

1.     Когда появились акулы?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

2.     Почему акулу считают опасным хищником?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

3.     Где водятся акулы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 - аккуратно раскрасить акулу:


 

Долгое время, работая учителем начальных классов, я наблюдала за детьми на предмет успешности школьного обучения

Долгое время, работая учителем начальных классов, я наблюдала за детьми на предмет успешности школьного обучения

Методика определения готовности к обучению в 1 классе

Методика определения готовности к обучению в 1 классе

Можно взять любое изображение.

Можно взять любое изображение.

Критерии оценки: 1. Умение проводить линии – 1 - 4 балла 2

Критерии оценки: 1. Умение проводить линии – 1 - 4 балла 2

Ж – жёлтый. (показать карточки, проговаривая букву, затем карточки убрать)

Ж – жёлтый. (показать карточки, проговаривая букву, затем карточки убрать)

Вместо каждой токи мы поставим цифру: сначала там, где одна точка – цифру «2», две точки – «1» и «4», три точки – «3», «5»,…

Вместо каждой токи мы поставим цифру: сначала там, где одна точка – цифру «2», две точки – «1» и «4», три точки – «3», «5»,…

Высокий уровень – 36 – 46 баллов

Высокий уровень – 36 – 46 баллов

При определении проблем в освоении образовательной программы в первом классе целесообразно кроме результатов данной методики или любой другой - по определению готовности к школьному обучению,…

При определении проблем в освоении образовательной программы в первом классе целесообразно кроме результатов данной методики или любой другой - по определению готовности к школьному обучению,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2022