Долгое время, работая учителем начальных классов, я наблюдала за детьми на предмет успешности школьного обучения. Успешность – это не всегда умение читать и считать, обычно по порядку…. Успешное обучение предполагает, прежде всего, волевую и интеллектуальную, а также физическую готовность к принятию большого количества новых знаний, навыков, норм, ограничений, эмоций. Отсутствие данных качеств – мешает ребёнку учиться и при игнорировании специально организованной помощи, непременно приведёт к проблемам в освоении учебного материала. На сегодняшний день существует множество методик определения уровня готовности к школьному обучению. Каждая из них имеет место быть. Я предлагаю экспресс – методику, которая в течение 30 минут объективно покажет Вам - готов ли ребёнок к обучению. Кроме того, рекомендую проводить эту методику и тогда, когда нужно констатировать проблемы в обучении ребёнка, обучающегося первый год по основной образовательной программе.
Методика определения готовности к обучению
Для проведения методики возьмите тетрадный лист и разделите его на 8 одинаковых строк.
1. Умение копировать в заданном порядке (копировать можно цифры, буквы, знаки):
1 4 5 . . . . . . |
А > ↕ . . . . . . |
2. Определение уровня активного внимания.
Умение внимательно слушать и чётко выполнять команды учителя, умение работать не отвлекаясь, по образцу и по правилу.
Графический диктант (методика Эльконина – Давыдова)
Критерии оценки:
Можно взять любое изображение. Учитель ставит точку и «ведёт» ребёнка по рисунку. Хорошо, если выбран рисунок (даже самый простой – ступенчатый узор), который ребёнку надо продолжить.
Критерии оценки:
1. Неотрывность, чёткость и точность линий – 0 – 4 балла
2. Возможность продолжить – 0 – 4 балла
3. Способность скопировать то, что сам нарисовал – 0 – 4 балла
4. Время выполнения – 0 – 4 балла
3. Саморегуляция, волевая готовность, уровень развития воображения, памяти
Инструкция: Перед тобой ниточка:
______________________________________________
Нарисуй на ней
5
Одинаковых
Круглых бусинок
Синяя
Посередине
Говорить задание надо чётко, медленно, один раз.
Критерии оценки:
Выявить количество условий, которое ребёнок может удержать - 0 – 5 баллов.
4. Мелкая моторика
Методики: «Копирование фигур», «Копирование бессмысленных слогов», «Мышонок»
Инструкция: Сейчас мы будем художниками. Мы будем рисовать мышонка. Возьми карандаш. Поставь руку на локоть. Поставь в воздухе точку, как я (ткнуть точечно вперёд). Теперь поставь точку на листочке. Теперь из точки - рисуем капельку.
Точка, из которой рисовали – это нос. Что надо ещё нарисовать, чтобы получился мышонок? (глазки, усы, хвостик, уши, лапки)
Критерии оценки:
1. Умение проводить линии – 1 - 4 балла
2. Чёткость выполнения линий и штрихов – 0 – 2 балла
3. Ориентация в рисунке по величине и местоположению – 0 – 2 балла
Наша мышка нам телеграмму хвостиком написала. Вы – телеграфисты. Как можно точнее скопируйте мышкино письмо:
Су ша бро
Образей письменного каллиграфического текста предъявляется каждому ребёнку. Время выполнения – не ограничено.
Критерии оценки:
1. 0 – каракули
2. 1 – есть сходство с образцом, распознаётся 3 буквы
3. 2 – 4 буквы
4. 3 – все буквы
5. 4 – написано чётко, фраза имеет наклон.
5.Логика мышления, уровень развития психических познавательных процессов (понимание смысла кодирования, переноса), общая осведомлённость.
Инструкция: На листочках записаны буквы. Каждая из них обозначает цвет:
Б – белый,
Ч – чёрный,
С – синий,
К – красный,
Ж – жёлтый.
(показать карточки, проговаривая букву, затем карточки убрать)
Какого цвета НЕ может быть живая мышка – зачеркните его. Задание проговаривается один раз. Если ребёнок не выполняет – можно помочь: зачеркни букву, которая записала этот цвет.
Б Ч С К Ж
Критерии оценки:
1. Понимание смысла кодирования – 0-2 балла
2. Общая осведомлённость – 0 – 1 балл
Наша мышка захотела кушать. Смотри, что мы ей предложим:
С – сыр,
К – камни,
Г – гвозди,
З – зерно,
Б – блюдце.
Зачеркни то, что мышке НЕ съесть.
С К Г З Б
Критерии оценки:
1. Логика мышления - 0 – 2 балла
2. Уровень опосредованного запоминания – 0 – 2 балла.
6.Память
Методика «Счёт», «10 цифр»
Инструкция: Мы построили мышке горочку, но не простую, а из цифр. У вас на листочке поставлены точки:
•
• •
• • •
• • • •
Вместо каждой токи мы поставим цифру: сначала там, где одна точка – цифру «2», две точки – «1» и «4», три точки – «3», «5», «8», четыре точки - «4», «6», «1», «2».
Критерии оценки:
1. Умение «на слух» запомнить 1 – 4 математических знака и воспроизвести их – 1-4 балла
2. Умение записать цифры в указанной последовательности – 0 – 2 балла.
Оценочный лист (образец)
1 4 5 1 4 5 1 4 5 1 4 5
16 б.
5 б.
8 б.
4 б.
3 б.
4 б.
2
1 4
3 5 8
4 6 1 2 6 б.
Высокий уровень – 36 – 46 баллов
Средний уровень – 26 - 35 баллов
Низкий уровень – 15 – 25 баллов
При определении проблем в освоении образовательной программы в первом классе целесообразно кроме результатов данной методики или любой другой - по определению готовности к школьному обучению, проводимой перед обучением и сейчас, провести диагностику обученности:
- первоклассник на конец первого полугодия должен знать 25 букв алфавита и читать по слогам и целым словом текст из 20 – 25 слов:
- ребёнок должен уметь письменно ответить на вопросы по тексту:
1. Когда появились акулы?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему акулу считают опасным хищником?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Где водятся акулы?
______________________________________________________________________________________________________________________________________
- аккуратно раскрасить акулу:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.