Методика определения школьной мотивации (А.Г. Лускановой)
Цель: определение школьной мотивации.
Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится индивидуально с каждым ребёнком по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов. Наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Преимущество анкетного метода состоит в том, что он позволяет за короткое время опросить большое количество учащихся. Проводить в индивидуальной форме.
Ребёнку даётся инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение».
Вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе?
а) да-3;
б) не очень-1;
в) нет-0.
2. Утром всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) иду с радостью-3;
б) бывает по-разному-1;
в) чаще всего хочется дома-0.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) пошёл бы в школу-3;
б) не знаю-1;
в) остался бы дома-0.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится-3;
б) бывает по-разному-1;
в) нравится-0.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
а) не хотел бы-3;
б) не знаю-1;
в) хотел бы-0.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) нет-3;
б) не знаю-1;
в) хотел бы-0.
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
а) часто-3;
б) редко-1;
в) не рассказываю-0.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель-3;
б) точно не знаю-1;
в) хотел бы-0.
9. У тебя в классе много друзей?
а) много-3;
б) мало-1;
в) нет друзей-0.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся-3;
б) не очень-1;
в) не нравятся-0.
Интерпретация.
Ответы оцениваются по 30-балльной шкале, предложенной автором методики Н.Г. Лускановой (1993) в работе «Методы исследования детей с трудностями обучения» (с.27).
Анализ результатов: За каждый ответ «а» начисляется 3 балла, «б» - 1 балл, «в» - 0 баллов. Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность;
20-24 баллов – нормальная школьная мотивация;
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;
10-14 баллов – низкая школьная мотивации;
< 10 баллов – негативное отношение к школе.
Сводная ведомость диагностики мотивации А.Г. Лускановой
Школа_____________Класс______Классный руководитель_________________________________
проводил _________________________дата__________обработал____________________________
№ |
Фамилия Имя |
Полученные баллы по анкете А.Г.Лускановой |
примечание |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Общий балл |
|||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия Имя_________________________________________Класс____________число___________
Подчеркни свой вариант ответа.
1.Тебе нравится в школе?
Да. Не очень. Нет.
2.Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
Иду с радостью. Бывает по-разному. Чаще хочется остаться дома.
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
Пошел бы в школу. Не знаю. Остался бы дома.
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Не нравится. Бывает по-разному. Нравится.
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних задании?
Не хотел бы. Не знаю. Хотел бы.
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
Нет. Не знаю. Хотел бы.
7.Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
Часто. Редко. Не рассказываю.
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
Мне нравится наш учитель. Точно не знаю . Хотел бы..
9.У тебя в классе много друзей?
Много. Мало. Нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Нравятся. Не очень. Не нравятся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.