О себе
Я, Артеменко Ирина Валерьевна, учитель английского и французского языков. Педагогический стаж 20 лет. Главный девиз моей работы- "Учение с увлечением". Мотивация к изучению иностранного языка играет исключительно важную роль в деле успешного овладения им. В так называемых нестандартных условиях она приобретает особое значение. Ученики не остаются равнодушными к нестандартным формам проведения урока, когда широко используются упражнения с элементами занимательности, разного рода игры, задания проблемного характера, требующие быстрой реакции , активности , работы мысли.
Введение.
Выбор проблемы «Учение с интересом» не случаен. Именно интерес лежит в основе мотивации. Мотивация – это ключ к успешному обучению.
Добиться повышения мотивации можно путём реализации принципа личностно – ориентированного подхода, при котором в центре обучения оказывается личность ученика, а ролевые отношения «учитель – ученик» существенно меняются.
Начало урока.
Начало урока зависит от многих факторов: типа урока, личности учителя, особенностей класса.
Главное, что нам необходимо – это хорошее настроение. Почему это так важно?
Желание учиться связано с эмоциональной стороной личности. Если ученику приятно общаться с учителем и группой, то даже трудное задание ему покажется интересным.
Позитивные отношения между учеником и учителем – один из залогов успеха ученика.
В начале урока необходимо провести с группой рефлексию настроения и эмоционального состояния.
Цель этого действия – установить эмоциональный контакт и добиться создания положительного настроя на предстоящую работу.
Первый вопрос «Ça va?», «Comment ça va?» – это тестирование настроения.
Из урока в урок расширяем палитру ответов.
(«Ça va bien, merci», «Сomme сi, comme ça», «Ça va à merveille», «Ça ne va pas», «Pas de problèmes».)
Не оставляю без внимания унылые ответы.
Чтобы поднять настроение поём один куплет любимой песенки или произносим забавную скороговорку, а если ученики устали, делаем несколько физических упражнений.
Чтобы доброе настроение не потерялось, не иссякло через несколько минут, ученик должен чувствовать поддержку учителя и в дальнейшем. Как поддержать?
1.Отмечать рост ученика, положительную динамику его развития. Сравнивать ученика не с другими учениками, а с самим собой вчерашним. Это поможет ученик у формировать адекватно – позитивную самооценку.
В младших классах (5 -6 класс) стараемся замечать любой успех. Ученикам важно, чтобы их хвалили, восхищались пусть маленькими, но успехами.
«Bravo!», «Super!», «Nous sommes enchantés», аплодисменты одноклассников – такое одобрение услышал, пожалуй, каждый ученик.
Чтобы доброе настроение не потерялось, не иссякло через несколько минут, ученик должен чувствовать поддержку учителя и в дальнейшем. Как поддержать?
1.Отмечать рост ученика, положительную динамику его развития. Сравнивать ученика не с другими учениками, а с самим собой вчерашним. Это поможет ученик у формировать адекватно – позитивную самооценку.
В младших классах (5 -6 класс) стараемся замечать любой успех. Ученикам важно, чтобы их хвалили, восхищались пусть маленькими, но успехами.
«Bravo!», «Super!», «Nous sommes enchantés», аплодисменты одноклассников – такое одобрение услышал, пожалуй, каждый ученик.
Тему беседы в начале урока может подсказать календарь. Например, «Праздник мам». Учащиеся приносят фотографии своих мам и рассказывают коротко о них, другие учащиеся группы задают вопросы: какой у мамы характер? Что она любит делать в свободное время?
Любимые фильмы, книги? и.д.
4.Работа со скороговорками, пословицами и поговорками позволяет прекрасно разнообразить начала уроков.
- «приготовить» заранее на доске набор слов, из которых можно сложить пословицу;
- подобрать русский эквивалент;
- из нескольких предложенных пословиц подобрать ту, которая подходит к теме урока;
- кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку;( эффективно при работе над произношением)
Беседа в начале урока даёт учителю огромные возможности и ненавязчиво просвещать, и развивать, и воспитывать.
5.Иногда можно использовать грамматический материал, чтобы интересно выстроить начало урока.
Тема: Conditionnel (Условное наклонение).
Учащимся дается задание закончить фразу
Si j’étais professeur de français…
Si j’avais beaucoup d’argent…..
Si j’avais la possibilité de voyager….
Тема: Subjonctif (сослагательное наклонение)
Закончить предложение, выразить чувства.
J’aimerais que…
Je deteste que…
Je doute que…
Je ne pense pas que..
Игра – средство повышения мотивации на уроках иностранного языка.
Игра на уроке давно признана методистами занятием полезным. Она – один из инструментов преподавания, потому что
- активизирует мыслительную деятельность учащихся,
- позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее,
- заставляет волноваться, переживать, и значит, формирует мощный стимул к овладению языком.
Однако игра на уроке – это не коллективное развлечение, а способ достижения задач обучения.
Игровая обстановка, во – первых,
трансформирует саму роль учителя на уроке. Играющий учитель, как играющий тренер, обязан научиться быть одновременно и организатором игры, и помощником учеников, и соучастником общего действия.
Во – вторых, игра, прерывая обычный диалог «учитель – ученик» или «класс – учитель», стимулирует общение между учащимися.
Игра требует создания в группе определённых условий:
- климат взаимного доверия, когда каждый чувствует себя комфортно и готов высказаться;
- взаимного уважения, необходимого для того, чтобы слушать и слышать другого;
- наличия у играющих достаточных лингвистических средств, чтобы выполнять игровые задачи;
- ясности и четкости задания;
- предлагаемое задание должно создавать ситуацию, при которой у ученика возникает потребность получить необходимую информацию.
Игры на уроках французского языка.
В нашем лицее французский язык изучается как второй иностранный с 7 класса. Игры являются неотъемлемой частью каждого урока. Игры позволяют ребятам расслабиться, вести себя более естественно, общаться друг с другом на французском языке не обращая внимания на ошибки.
I.Игра «Devine!»
Одна из любимых игр в начале изучения французского языка.
Цель: активизация лексики и грамматики по изученной теме.
Ход игры: водящий выходит из класса, ученики загадывают (здесь могут быть различные варианты)
1.Предмет, который лежит на парте,
2.Предмет (школьная принадлежность)одного из учеников класса,
3.Цвет предмета ит.д.
Водящий должен угадать с трёх раз, что загадали одноклассники, задавая вопросы:
Например, в первом случае водящий задаёт вопрос:
Qu’est-ce que c’est? Est-ce que c’est un stylo?
Класс хором отвечает: (если водящий не угадал)
Non, ce n’est pas un stylo. Devine!
Если водящий угадал, класс отвечает:
Oui, c’est un stylo.
Если водящий угадал загадку с трёх раз, он получает жетон со знаком «+», если не угадал, то после третьего раза хором говорим, что мы загадали. За 3 жетона, полученных в течение недели, ученик получает «5».
Во втором случае водящий задаёт вопрос:
C’ est la trousse de Marie? Или Est-ce que c’est la trousse de Marie?
В третьем случае задаются вопросы:
La gomme de Serge est rouge? Est-ce que la gomme de Serge est rouge?
Можно найти и другие варианты.
«+»- многократное повторение лексических и грамматических единиц способствует быстрому запоминанию.
«-« -в течение всей игры водящими могут стать 3-4 ученика, остальные ребята работают в хоре и трудно проследить за правильным произношением звуков.
Эту же игру можно провести «наоборот». Водящий загадывает, записывает на карточке и передаёт эту карточку преподавателю. Теперь ученики класса задают вопросы водящему.
«Пять прилагательных»или «Кто это?»
Цель: активизация речемыслительной деятельности обучаемых на материале иноязычной лексики,
Формирование высказываний типа предположения, утверждения, выражения сомнения, уверенности и т. д.
Ход игры: каждый играющий записывает на карточке пять прилагательных (определений), которые обозначают его личные качества. Все карточки собираются преподавателем, который зачитывает содержание каждой из них. Играющие должны угадать, кто их написал.
«+»- указаны в цели игры.
«-« -игру нельзя проводить часто, так как лексический запас на младшем этапе невелик, а на старшем этапе игра не вызывает особого интереса.
« План города»
Цель: Активизация навыков и умений вопросно – ответного взаимодействия с использованием различных форм вопросительных, предположительных высказываний и техники расспроса, а так же всевозможных по содержанию и структуре реплик реакции.
Ход игры: участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана города, на котором недостаёт каких либо названий или не указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они должны также описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки.
«+» - игра особенно продуктивна для учащихся старших классов, развивает навыки спонтанной речи.
«-» - нет.
« План города»
Цель: Активизация навыков и умений вопросно – ответного взаимодействия с использованием различных форм вопросительных, предположительных высказываний и техники расспроса, а так же всевозможных по содержанию и структуре реплик реакции.
Ход игры: участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана города, на котором недостаёт каких либо названий или не указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они должны также описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки.
«+» - игра особенно продуктивна для учащихся старших классов, развивает навыки спонтанной речи.
«-» - нет.
«Кто здесь живет?»
Цель: активизация лексики и грамматики в устной монологической и диалогической речи с использованием лексико-грамматических структур, выражающих предположение, модальность, аргументацию и т.д.
Ход игры: играющим предлагаются рисунки или фотографии жилых помещений и перечни предметом в списках слов. Задача участников игры – на основе наглядности составить портрет, характеристику человека, проживающего в конкретной комнате или доме.
«+» - в цели игры.
Наверно главное методическое достоинство всех этих игр заключается в том , что их можно проводить в классах любого уровня обученности. Как любая игра они дают возможность выйти за рамки класса, урока, пофантазировать, пошутить, а результат всегда положительный.
В качестве примера хочу предложить конспект урока – игры «A la recherche d’une Île inhabitée» для учащихся 7 класса.
Урок – игра «A la recherche des trésors d’une île inhabitée»7 класс.
Цель урока:
1) Активизировать навыки чтения.
2) Активизировать употребление существительных с определёнными артиклями, глагола – связки être, личных местоимений il , elle, закрепить употребление алфавита.
3) Развивать устную речь учащихся.
4) Прививать интерес к предмету “французский язык”.
Учебно – наглядный материал: карта – план <Рисунок1>, блоки заданий (приложение 1), портрет – рисунок мальчика ( из произведения Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан»), 5 разноцветных корабликов, коробка с «драгоценностями», кубик с цифрами 1,2,3.
Ход урока.
Оргмомент.
Учитель: Bonjour, mes chers amis! Je suis très contente de vous voir!
(обращаясь к каждому ученику, учитель задаёт вопрос)
Ça va, Vladimir? Et toi, Marie? Tu te portes comment, Anne? Tout va bien, Arcady? Et toi, Vlade, tu te sens comment? Pas de problèmes, Linda? Etc.
Ученики: Ça va bien, Madame, et vous, comment allez – vous? Je me porte bien ( pas mal, plus ou moins), etc.
Начало игры.
Учитель: (показывает портрет – рисунок мальчика (из произведения Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан»).
У нас в гостях храбрый мальчик, который приготовил для вас сюрприз. Для начала познакомимся с ним.
Ученики задают вопросы: Tu t’appelles comment? Tu es Français? Tu es élève? Tu aimes lire? (bricoler, jardiner, patiner, dessiner, étudier, faire du sport, voyager).
Учитель озвучивает ответы. Et bien, il s’appelle Robert. Voilà la surprise de Robert.
Расстилаем план
Расстилаем план – карту (можно повесить на доску).
«На карте мы видим необитаемый остров, где спрятаны сокровища. Сокровища находятся в сундуке, а сундук закрыт на замок. Мы видим маршруты, по которым можно доплыть до острова. Эти маршруты не безопасны. На каждом маршруте по 5 ловушек (des pièges): акулы, айсберг, осьминог, огромные волны, рифы. Чтобы удачно пройти все ловушки, необходимо выполнить некоторые задания. Итак, нам нужно разделиться на команды (получилось 5 команд по 2 ученика). Каждой команде Роберт дает быстроходный корабль (красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый – по цвету маршрута следования). Команды по очереди кидают кубик и продвигают кораблик на то количество клеток, которое выпало на кубике. Если кораблик останавливается на ловушке, команда должна выполнить определённое задание (см. Приложение 1). Если участники команды верно выполнили задание, они продвигаются вперёд на 2 клетки. Если были допущены ошибки – на 1 клетку. Тот, кто доплывёт до острова первым, должен будет найти кодовое слово, чтобы открыть замок и завладеть сокровищами. Проводим жеребьевку, чтобы определить очерёдность. Путешествие начинается! Notre voyage commence! Du courage, mes enfants
Ученики: команды по очереди кидают кубик и продвигаются вперёд.
Учитель: подбадривает ребят «Du courage! Soyez braves! N’ayez pas peur!»
Если команда попала в ловушку, учитель говорит: «Ce sont des requins! Attention!»
«C’est un iceberg! Soyez prudents!»? «C’est une pieuvre! Prenez garde!», «Regardez, une vague montante», «Attention? Des récifs!»
Команды выполняют задания из своего блока заданий.
Выигрывает команда, которая первая нашла кодовое слово и «открыла» замок сундука.
В сундуке лежат шоколадные монеты, и победители угощают всех ребят.
Учитель: «Bravo! Le voyage est fini. Au revoir, mes chers amis! Au revoir, Robert!»
Ученики: «Au revoir, Robert! Au revoir, Madame!»
Приложение 1
Испытание №1. Вас окружили акулы.
Вспомните как читаются буквосочетания ch, ph, oi. Восстановите имена французских детей, подставив недостающие буквосочетания.
1 команда. Ant__ne, Franç__s, Del__ine, __illippe.
2 команда. Franç__se, __arles, Ben__t, __arlotte.
3 команда. So__ie, Sa__a, Franç__s, Mi__el.
4 команда. Ant__nette, Del__ine, So__ie, __arlotte.
5 команда. __arles, Ben__t, Mi__el, __illippe.
Испытание №2. Вы наткнулись на айсберг.
Прочитайте существительные с артиклями.
1 команда. poésie, f; musée, m; théâtre, m; livre, m; nature, f; littérature, f.
2 команда. biologie, f; histoire, f; alphabet, m; photo, f; catastrophe, f; chocolat, m.
3 команда. scaphandre, m; voiture, f; chocolat, m; étoile, f; chimie, f; russe, m.
4 команда. roman, m; prose, f; musée, m; plage, f; soir, m; affiche, f.
5 команда. alphabet, m; photo, f; victoire, f; chiffe, m; bois, m; livre,m
Испытание №3. На ваш корабль напал осьминог.
Чтобы он оставил вас в покое, выполните задание. Восстановите диалог, заполните пропуски нужной формой глагола – связки être.
1 команда.
-Salut! Je m’appelle François, et toi?
- Moi, je m’appelle Robert.
- Robert, tu … Français?
- Je ne … pas Français, je … Anglais, et toi?
- Moi, je … Français.
2 команда.
- Marthe, tu … Française?
- Je ne … pas Française, je … Alleman
e ne … pas Française, je … Allemande.
- Et Otto, il … Allemand?
- C’est ça, il … Allemand.
3 команда.
- Olga, tu … Russe?
- Je … Russe.
- Et Marc? Il … Russe?
- Non, il … pas Russe. Il … Anglais.
4 команда.
- Sophie, tu … Allemande?
- Oui, je … Allemande. Et ta copine?
- Elle … aussi Allemande. Et Michel?
- Il … Anglais.
5 команда.
- Salut! Je m’appelle Charles, et toi?
- Moi, je m’appelle Delphine.
- Delphine, tu … Française?
- Je ne … pas Française, je … Anglaise, et toi?
- Moi, je … Français.
Испытание №5. Впереди рифы.
Рифы нам не страшны, если мы выполним задание.
Замените имена собственные (выделенные жирным шрифтом) личными местоимениями.
1 команда.
Cécile aime lire. Cécile aime la littérature française. Cécile n’aime pas le sport
2 команда.
Charles aime la nature. Charles aime étudier la chimie et la biologie. Charles n’aime pas la géographie.
3 команда.
Délphine aime étudier. Délphine aime les langues étrangères. Délphine étudie l’anglais et le russe.
4 команда.
Marcel aime le sport. Marcel aime patiner. Marcel aime étudier.
5 команда.
Antoinette aime jardiner. Antoinette aime la nature. Antoinette aime étudier la biologie.
Последнее испытание. Найти кодовое слово.(задание для тех, кто первым доплывёт до острова)Вот вы и добрались до сундука с сокровищами. Чтобы найти кодовое слово, вычеркните в таблице следующие буквы B, H, J, K, Q, W, X, Z.
B | H | Z | L | W | X | A | Z |
L | Q | A | H | K | Q | J | W |
H | K | L | N | W | X | H | J |
B | G | B | Q | U | W | Z | K |
E | W | Z | J | H | Q | J | H |
H | J | X | W | F | W | R | |
A | K | H | X | K | N | Z | |
Q | B | Ç | H | Z | W | X | K |
X | H | Z | J | Q | I | Q | J |
Q | X | H | S | K | E | W |
П
Проблемное обучение на уроках иностранного языка.
Ни для кого не секрет, что иностранный язык- один из самых трудных предметов в школьной программе. Вряд ли мы найдем человека, который выучил иностранный язык без зубрежки. А её избежать невозможно, при всем нашем желании. Зубрежка, естественно, скучна, ведет к снижению, а порой и к потере интереса к иностранному языку.
Технология проблемного обучения поможет нейтрализовать эту потерю.
Целью технологии проблемного обучения является содействие:
- развитию у детей критического мышления, опыта учебно – исследовательской деятельности, возможности творчески осваивать новый опыт;
- поиску и определению учащимися собственных ценностей;
- созданию благоприятной социально – психологической атмосферы, необходимой для признания окружающими.
Хороши те проблемные методы обучения, которые направлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Тогда овладение учебным материалом оказывается следствием такой деятельности.
Что касается учащихся, то их задача – при обсуждении проблемной ситуации – высказать своё собственное суждение. И цель проблемной ситуации как раз заключена в том, чтобы обозначить, сформулировать стоящую перед учащимися проблему.
Где в системе уроков целесообразнее всего использовать проблемные вопросы?
1.В формулировке темы.
Тема – вопрос
Pourquoi apprendre les langues étrangères?
Est-ce facil d’être jeune?
Peut – on un jour réaliser son rêve?
Qu’est-ce que la fête pour vous?
Самостоятельно сформулированная тема
Незаконченная фраза: «Les voyages…»
На первом уроке изучения этой большой темы учащимся предлагается составить ассоциативный ряд. Затем эти ассоциации классифицируются, составляются всевозможные словосочетания, из которых учащимся предлагается выбрать наиболее подходящее.
Тема и её подразделы.
Например, учащимся предлагается общее название блока уроков «La vie des jeunes».В парах или группах проходит обсуждение, какие вопросы можно было бы осветить в данной теме. Предложенные вопросы объединяются разделы. После чего изучение темы идет по предложенным разделам, а вопросы, составленные учащимися, помогают спланировать каждый последующий урок и раскрыть тему.
Кроме этапа постановки темы, успешное использование проблемных вопросов возможно при работе с текстом, на «выходе из темы»(для развития навыка говорения), при работе над диалогической речью, при проведении круглых столов, дискуссий, при формулировании творческих заданий разного рода, в том числе проектов.
Очень удобны для использования в качестве постановки проблемы письма читателей в изданиях для подростков.(«Bonjour», «Ça va?», «Okapi»)
При обучении иностранным языкам выделяют социально – бытовую, учебно – трудовую, социально – культурную сферы общения. Обсуждение проблем в рамках этих сфер способствует развитию
- социальных свойств личности;
- интеллектуальных свойств личности: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения;
-жизненного опыта учащихся;
-создает условия для саморазвития и самоопределения учащихся.
Некоторые проблемные вопросы, которые использовались на уроках
Социально-бытовая сфера общения.
-Qu’est-ce que tu n’aimes pas faire à l’école?
- Qu’est-ce que tu voudrais changer à l’école ?
-L’école idéale, elle est comment?
-Fais le portrait d’un prof idéal.
- Fais le portrait d’un élève type moderne.
-Pourquoi faut-il planifier la journée?
-Quelles sont les qualités qui sont nécessaires dans tous les métiers?
-Comment les Français voient les Russes?
-A ton avis, qui a plus de problèmes: les ados ou les adultes?
Некоторые проблемные вопросы учебно-трудовой сферы общения.
-Si tu étais directeur, que changerais – tu à l’école?
-Si tu étais millionaire, qu’est-ce que tu fairais?
-Est-ce obligatoire d’avoir l’argent de poche?
-A ton avis, quelles sont les métiers prestigieux?
-Peut-on travailler avec plaisir?
Некоторые проблемные вопросы учебно-трудовой сферы общения.
-Si tu étais directeur, que changerais – tu à l’école?
-Si tu étais millionaire, qu’est-ce que tu fairais?
-Est-ce obligatoire d’avoir l’argent de poche?
-A ton avis, quelles sont les métiers prestigieux?
-Peut-on travailler avec plaisir?
Некоторые проблемные вопросы социально-культурной сферы общения.
-Par quoi commence la Patrie?
-Est-ce que nous pouvons aider la nature?
-La beauté changera le monde, est-ce vrai?
-Comment vois- tu la Russie dans 20 ans?
-A quoi sert la musique? Et peut-on vivre sans musique?
Проблемное обучение имеет высокий воспитательный потенциал, так как , выражая свое отношение к моральным проблемам, ученик формирует систему своих взглядов и убеждений, выстраивает свою шкалу нравственных ценностей.
С точки зрения воспитания урок иностранного языка занимает совершенно особое место среди школьных предметов.
Языке открывает путь к познанию культуры другого народа. А новые знания всегда позволяют человеку сопоставлять, сравнивать, учат думать и делать свой нравственный выбор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.