«Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой»
Степанова Виктория Михайловна,
воспитатель высшей категории
АНО ДО «Планета детства «Лада»
д/с №157 «Светлячок»,
Самарская обл. г. Тольятти
Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний, формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.
Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
Таким образом, главная цель формирование у дошкольников интереса к чтению.
Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах
Дети второй группы раннего возраста только начинают своё знакомство с миром художественного слова:
Младшая группа может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы:
К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся:
В старшей группе список задач расширяется:
К задачам подготовительной группы относятся:
Чтобы грамотно построить занятие по ознакомлению детей с каким-либо литературным произведением, педагогу необходимо многое продумать - какие приёмы и методы можно использовать, определить тип занятия.
Какие приёмы и методы можно использовать
На занятии по чтению художественной литературы воспитателем применяются следующие методы:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание (пересказ) воспитателя. Это более свободная передача содержания: воспитатель может переставлять слова, заменять их синонимами. Такая форма повествования даёт больше возможностей для привлечения детского внимания: можно лишний раз сделать паузу, повторить ключевые фразы и т. д.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть или пересказ текста дошкольниками (в зависимости от жанра произведения и возраста слушателей).
Типы занятий.
М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:
1. Чтение или рассказывание одного произведения.
2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
-чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
-чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
-чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
-настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
-кукольный и теневой театр, фланелеграф;
-диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
-оно может быть логически связано с содержанием занятия (чтение стихов, загадывание загадок);
-чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).
Методика проведения занятий по чтению художественной литературы и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей.
В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого
Чтение или рассказывание текста воспитателем.
Основной частью любого занятия по чтению художественной литературы является знакомство с художественным текстом т.е чтение или рассказывание текста воспитателем.
Выразительное чтение произведения воспитателем повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза.
Для более глубокого восприятия произведения детьми следует применять методические приемы развивающие навыки слушания, запоминания и понимания.
Мотивирующее начало занятия
Ключевая задача воспитателя — подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание. Для этого используются различные способы.
Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или накануне, при этом используются самые различные приемы:
-Размещение в книжном уголке новой книги.
-Использование загадок, стихотворения, картинок.
-Появление игрового персонажа (в младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента - с появления игрового персонажа. Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок, в котором оказываются герои сказки. Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей («Репка», «Теремок», «Колобок»).
-Послание от героя (Можно использовать и мотив письма - в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике - охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок — подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель).
- Краткая вводная беседа об авторе, подготавливающая детей к восприятию произведения, названии, его жанре (рассказ, сказка, стихотворение).
Словарная работа. Как объяснять детям незнакомые слова
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны:
-подбор синонимов во время чтения прозы (избушка лубяная – деревянная, горница – комната);
-объяснение незнакомого слова ещё до начала чтения, во время знакомства детей с картинкой (например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного).
-вопрос к детям о значении слова и др.
Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» — они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме.
Непосредственно после чтения произведения необходимо побеседовать с детьми.
Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду:
Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Подробный анализ может принести больше вреда, чем пользы. Если произведение детям читают не на занятии, следует лишь помочь им понять мотивы поступка героя, наиболее целесообразно поддержать детские переживания при помощи вопросов на выявление эмоционального отношения к героям (Например, Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему? На кого бы вы хотели быть похожи? С кем бы вы не стали дружить?)
Вопросы на обнаружение мотива (Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке («Маша и медведь»)? Зачем лиса намазала себе голову тестом («Лиса и волк»)? Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей (ненецкая народная сказка «Кукушка»)?)
А вот после прочтения произведения во время занятия следует провести аналитическую беседу (это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте). В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характеров (Н-р: какие эпитеты относятся в определённой сказке к лисе, волку, зайцу).
Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Беседуя о прочитанном и задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, педагог, выслушав детей, должен зачитать отрывок из произведения. Важно, чтобы дети чаще слышали текст, нежели рассуждения о том, что и потому случилось. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям (например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращениях «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки..») Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде (например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом?» и другие).
Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.
Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.
Рассматривание иллюстраций, картинок, панно, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы. Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.
Повторное
чтение. Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных
средств, является повторное чтение. Небольшие по объему произведения
повторяются сразу после беседы, которая проводится после первичного чтения.
Большие произведения требуют какого-то времени для осмысления, далее возможно
чтение только отдельных, наиболее значимых частей. Повторное чтение всего этого
материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени (2 – 3 недели).
Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще.
Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз. При
повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые
произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в
литературные утренники и развлечения.
Одним из методов ознакомления с художественной литературой является инсценировка литературных произведений. Существует довольно много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованное выступление детей, кукольный и теневой театры, театр игрушек, настольный картонажный или фанерный театр, фланелеграф и др. Дети могут быть и зрителями, и исполнителями. Предлагать драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают.
Для малышей
устраивается так называемый спектакль игрушек. Спектакль игрушек—инсценировка
сказки с помощью обычных кукол и игрушек.
Можно подготовить спектакль игрушек по сказкам «Три медведя» Л. Н. Толстого,
«Теремок», «Заюшкина избушка», по народным песенкам «Кошкин дом», «Сидит, сидит
зайчик», «Кисонька-мурысонька
Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (диафильмы, мультфильмы, кинофильмы).
В методике показа диафильмов важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа.
Особое место в
детском чтении занимает такой жанр, как повесть для маленьких. Чтение
повести, дает ребенку возможность долго следить за жизнью и приключениями
одного и того же героя.
Чтение такой книги становится для детей особенно увлекательным, если
наиболее интересные главы читаются повторно. Важно правильно разделить
произведение на части. Каждая часть должна быть законченной. Нельзя
останавливаться на самом интересном месте. Чтение «длинных» книг приучает детей
на протяжении длительного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки,
устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное и
связывать части текста.
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов, инсценировка литературных произведений, работа над выразительностью передачи текста
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.