"Методика планирования учебного занятия в системе дополнительного образования"

  • doc
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методика планирование учебных занятий.doc

Методика планирования учебного занятия  в системе дополнительного образования

 

План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

Планирование для каждого учебного занятия не является обяза­тельным. Но при проведении открытого занятия педагог обязатель­но должен составить и представить комиссии (жюри, коллегам) его план.

Общая структура плана занятия.

1. Вступительная часть:

­   название детского объединения;

­   дата, время и место проведения занятия;

­   номер и год обучения учебной группы (учащегося);

­   фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;

­   тема занятия.

2. Концепция занятия, включая цели и задачи.

3. Ход занятия:

­   краткое содержание и время теоретической части занятия;

­   задание (содержание), этапы выполнения и время практичес­кой части занятия;

­   подведение итогов занятия – приемы работы с детьми и время.

4. Средства обучения – наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.

5. Прогнозируемые результаты занятия.

 

Требования к концепции занятия:

• в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обуче­ния, воспитания, развития;

• задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.

 

Требования к прогнозируемым результатам занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.

 

Требования к занятию детского объединения и его анализу. Грамотный анализ занятия является условием совершенствова­ния учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.

Анализ учебного занятия должен опираться на следующие прин­ципы:

научности;

• единства требований;

• доступности и оптимальности;

• обратимости;

• объективности и доброжелательности;

• целесообразности.

Можно выделить следующие основные аспекты, от которых за­висят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:

   организация занятия;

   дидактическая деятельность педагога;

   воспитывающая деятельность педагога;

   профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога;

   характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).

 

Качество организации занятия в совокупности определяют:

• состояние документации детского объединения;

• соответствие темы занятия образовательной программе и пла­ну работы детского объединения на учебный год;

• соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим требованиям;

• учет уровня работоспособности детей;

• выполнение правил техники безопасности и охраны труда;

• рациональность использования времени на занятии;

• оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебно­го занятия;

• организация ведения документации учащихся.

Качество дидактической деятельности педагога определяют:

• опора на основные принципы дидактики;

• оптимальность используемых методов обучения, их соответ­ствие логике занятия, возрасту и развитию детей;

• эффективность контроля педагога за учебной деятельностью
учащихся;

• объективность оценок их деятельности;

• степень технической оснащенности занятия; 

• уровень методического обеспечения занятия;

• оптимальность использования технических средств и методи­ческих материалов;

• умелое использование смены видов деятельности;

• обеспечение обратной связи;

• достижение поставленной дидактической цели занятия.

Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии оп­ределяют:

• воспитывающая направленность содержания занятия, нали­чие в нем идейной составляющей;

• опора на основные принципы воспитания;    

• решение задач нравственного воспитания;

• эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;

• использование педагогом возможностей занятия в профессио­нальной ориентации и экономическом воспитании детей;

• формирование у детей интеллектуальной культуры, потребно­сти в знаниях, познавательной активности;

• реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

• обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащих­ся;

• степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.

Профессионально-личностную характеристику («портрет») пе­дагога составляют:

• знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;

• его речь;

• педагогическая культура и такт;

• внешний вид педагога на занятии;

• позиция педагога по отношению к учащимся;

• стиль педагогического руководства;

• степень воздействия личности педагога на учащихся.

Характеристику группы (разные грани проявления детей в дея­тельности) составляют:

• степень их активности и работоспособности на занятии;

• заинтересованность темой и содержанием занятия;

• сформированность у детей навыков самостоятельной работы;

• выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;

• коммуникативная активность детей;

• интеллектуальное развитие учащихся;

• сформированность навыков работы с оборудованием и ин­струментами, учебно-методическими пособиями;

• организованность и дисциплинированность учащихся на за­нятии;

• стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;

• внешний вид детей.

По представленной схеме может осуществляться анализ учебно­го занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им са­моанализа.