"Методика подготовки и проведения различных форм занятий в системе дополнительного образования"
Оценка 4.6

"Методика подготовки и проведения различных форм занятий в системе дополнительного образования"

Оценка 4.6
doc
13.05.2020
"Методика подготовки и проведения различных форм занятий в системе дополнительного образования"
Методика подготовки и проведения занятий.doc

Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий

 

 

Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнитель­ного образования является тематическое учебное занятие, в ходе ко­торого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Примерная структура тематического учебного занятия (в учеб­ном кабинете):

I этап – организация;

II этап – теоретическая часть;

III этап – практическая часть;

IV этап – окончание занятия.

 

Организация занятия

Первые 10-15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

• сбор детей;

• подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);

• подготовку рабочих мест учащихся.

Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможнос­ти каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. За­тем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие эле­менты:

• изложение исторических данных по теме занятия;

• устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с други­ми элементами данной деятельности);

• объяснение специальных терминов по теме занятия;

• описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выпол­нения);

• правила техники безопасности.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать со­держание и методы изложения теоретического материала. Сделать теоретическую часть занятия максимально содержа­тельной и интенсивной позволяют:

• использование наглядного и раздаточного материала;

• использование технических средств обучения;

• привлечение к подготовке и изложению теоретического мате­риала самих воспитанников детского объединения (начиная со вто­рого года обучения);

• использование игровых методов обучения.

Практическая часть занятия.

Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последователь­но и представляет собой некую законченную часть работы.

Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточ­ного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и тех­нически правильных приемов работы. Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и ин­струменты, необходимые для выполнения конкретной практичес­кой работы. При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимо­действовать друг с другом.

Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и кон­сультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

При выборе содержания практической работы педагогу необхо­димо учитывать:

• возраст детей;

• календарный период учебного процесса;

• тему учебного года;

• уровень подготовки детей;

• последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

Очень важными при выполнении практической работы являют­ся следующие правила:

• доведение каждой начатой работы до конца;

• обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практи­ческой работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);

• поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

Окончание занятия (последние 15-20 мин).

За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.

Завершение занятия включает в себя:

• подведение итогов практической работы;

• закрепление учебного материала;

• объяснение домашнего задания;

• организацию дежурства (при необходимости).

Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и време­ни следующей встречи.

Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:

• необязательность его наличия и выполнения;

• творческий характер;

• для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со сто­роны педагога и владения сложными техническими приемами.

 

Представленная структура является примерной, т.е. необяза­тельной. Возможные варианты организации учебных занятий:

а) последовательная смена видов деятельности, каждый из кото­рых включает элементы теоретической и практической подготовки;

б) выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;

в) выполнение только практической работы (выездные занятия).

 

Методика подготовки учебных занятий

 

Подготовка занятия в учебном кабинете

Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

1) определение темы занятия;

2) продумывание общего хода занятия;

3) продумывание и отбор содержания теоретической части за­нятия;

4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

5) подбор методических материалов по теме занятия;

6) выполнение практической работы;

7) составление плана занятия (при необходимости).

Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:

• приход педагога на занятие не позже чем за 15 минут до его на­чала;

• проветривание учебного кабинета;

• подготовка методических материалов к занятию;

• проверка и подготовка материалов и инструментов, необходи­мых для проведения занятия.

 

Подготовка и проведение выездного занятия.

Предварительная подготовка занятия включает:

1) определение темы и содержания занятия;

2) определение места проведения занятия;

3) выезд педагога на предполагаемое место занятия для разра­ботки конкретной практической работы детей (заданий) и опреде­ления оптимального пути проезда до места занятия;

4) оформление проекта приказа директора образовательного уч­реждения на проведение выездного занятия.

Предварительная подготовка детей к выездному занятию:

рассказ о месте проведения занятия;

• изложение содержания учебных заданий;

• обсуждение формы выполнения заданий;

• обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.

Проведение и подведение итогов выездного занятия:

в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использо­вать полученные знания и умения в освоении мира;

• на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего вы­ездного занятия;

• обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми офор­мить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи дет­ского объединения и т.д.

 

Подготовка и проведение итоговых занятий.

Итоговые занятия могут проводиться:

• по окончании учебного года;

• по окончании полугодия или учебной четверти;

• после изучения большой учебной темы или раздела. Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.

Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:

а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;

б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения ито­гового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);

в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки резуль­татов занятия;

г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повто­рить к итоговому занятию.

Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.

Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в со­ставлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.

На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение конт­рольных заданий. В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).

Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или вза­имный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.


Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий

Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий

Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последователь­но и представляет собой некую законченную часть работы

Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последователь­но и представляет собой некую законченную часть работы

Представленная структура является примерной, т

Представленная структура является примерной, т

Подготовка и проведение итоговых занятий

Подготовка и проведение итоговых занятий
Скачать файл