Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ
Оценка 4.8

Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ

Оценка 4.8
pdf
19.03.2023
Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ
Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ.pdf

Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ

Высокий балл на ЕГЭ можно получить только в случае хорошей готовности обучающихся к написанию сочинения-рассуждения (задание 27). Оно является наиболее сложной частью ЕГЭ по русскому языку, но ее выполнение обязательно, так как за это задание выпускник получает свыше 40 вторичных баллов.

Сочинение на ЕГЭ выявляет уровни читательской и коммуникативной компетенций, которые проявляются в сформированности навыка смыслового чтения, умении обосновывать правильность собственного восприятия прочитанного текста и умении определять, формулировать и доказывать собственное отношение к заявленной автором текста нравственной проблеме.

К1 «Определение проблемы»

При обучении написанию сочинения очень важной оказывается работа, развивающая умение правильно определить проблему, поднимаемую  автором, так как правильная формулировка проблемы помогает дать верный комментарий, точно определить позицию автора, выразить свое отношение к поставленной проблеме и подобрать аргументы.

Учащимся необходимо объяснить, что проблема – спорное утверждение нравственной направленности, вопрос, волнующий автора. Весь текст посвящен авторскому исследованию этого вопроса (проблемы). Это находит отражение в выборе материала и выделении автором таких аспектов, которые помогают ему найти ответ на волнующий его вопрос. Чтобы определить содержание проблемы, необходимо понять, о чем заставляет задуматься автор, в чем заключается основной конфликт, основное противостояние, отраженное в тексте. Помочь в определении проблемы могут ключевые слова, а также знание сильных позиций текста (обычно проблему автор предъявляет уже в начале текста, часто через вопрос или основную мысль).

Желательно, чтобы слова «проблема» и/или «вопрос» прозвучали в тексте сочинения.

Проблему можно сформулировать разными способами.

1.                 Можно оформить проблему в виде вопроса. Думается, что такая формулировка проблемы более проста, так как проблема – это и есть вопрос. При такой формулировке очень легко установить связь проблемы и позиции автора, потому что в вопросе и ответе должны быть общие слова.

Вопрос (проблема): «Действительно ли исчезает милосердие из нашей жизни?» Ответ (позиция автора): «К сожалению, милосердие исчезает из нашей жизни».

Вопрос (проблема): «Возможно ли образование без воспитания?» Ответ (позиция автора): «Образование без воспитания невозможно».

2.                 Можно для формулировки проблемы использовать форму родительного падежа существительного (обязательно наличие отглагольного существительного или других слов, передающих действие):

Д. Гранин поднимает проблему исчезновения милосердия из нашей жизни.

М. Булгаков пишет о проблеме нравственного выбора и др.

При обучении такой формулировке следует учитывать, что проблема связана с действием, но при родительном падеже не используется глагол, поэтому и необходимы слова, передающие действие.

При определении проблемы, поднимаемой в тексте, необходимо учитывать ее философские, социальные и/или нравственные аспекты.

Очень часто выпускники затрудняются в определении проблемы, так как считают, что проблема – это всегда какие-то недостатки. Но это не так, потому что проблема – это вопрос, интересный для автора текста. Необходимо объяснить обучающимся, что может стать проблемой:

-                     какое-то негативное явление (исчезновение милосердия, формирование безнравственных идеалов сериалами о бандитах, отсутствие гармонии между человеком и природой и т. п.);

-                     положительные   тенденции развития     общества    (возрождение

милосердия, выполнение нравственного долга и т. п.);

-                     какой-то интересный факт, явление, которое исследует автор. Какойто вопрос, ответ на который ищет автор. (Как нужно писать, чтобы произведение оказалось значимым для читателя?)

Часто обучающиеся путают тему и проблему. Например, им предлагаются тексты о милосердии. Темы этих текстов общие: в них говорится о милосердии. А вот проблемы разные: проблема исчезновения милосердия в современном мире, проблема возрождения милосердия, проблема необходимости милосердия и т. д. Важно помочь школьникам понять, что темы вечны, а писатели хотят даже в известной всем теме увидеть свое (свою проблему), рассмотреть что-то, еще не отмеченное другими.

 

К2 «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста». 

Количество баллов за этот критерий в 2023 году - 5 баллов. Эта часть сочинения вызывает наибольшие сложности у выпускников, так как требует не только назвать примеры-иллюстрации, но и пояснить смысл каждого примера и указать логическую связь между ними и проанализировать ее. 

Статистика показывает, что все группы экзаменуемых, кроме участников с минимальным уровнем подготовки, овладели умением формулировать проблему, поставленную автором текста (критерий К1), и определять позицию автора по отношению к этой проблеме (К3) в большей степени, чем умением комментировать поставленную проблему (К2).

Обучающиеся не умеют давать комментарий, так как не понимают особенностей этого жанра. Комментарий подменяют пересказом, потому что школьники не понимают особенности развития мысли в тексте, не видят структурные особенности текста, не понимают смысловых отношений между частями текста, логики развития мысли автора, не умеют давать самостоятельно сформулированные пояснительные замечания, объясняющие смысл исходного текста в связи с выделенной проблемой. Школьники не умеют подтверждать высказанные позиции примерами из текста, обосновывать примеры. Все эти проблемы требуют особого отношения к комментарию по сформулированной проблеме исходного текста. Комментируя проблему исходного текста, экзаменуемые выявляют свой уровень культуры, поэтому количество баллов за этот критерий так велико. За каждый пример-иллюстрацию обучающийся получает по 1 баллу (в сумме – 2 балла), за пояснение к каждому примеру – еще по 1 баллу (в сумме – до 4 баллов).

Умение увидеть и проанализировать смысловую связь между примерами подтверждает наличие аналитических навыков, именно поэтому оно и оценивается максимально – до 5 баллов. 

Комментарий – это толкование, разъяснение текста в соответствии с выделенной проблемой, это вторичный текст, логизированная модель исходного текста, объясняющая его смысл. В комментарии отражается правильность и глубина понимания содержания авторского текста. Ученик объясняет, как автор раскрывает проблему, на какие моменты он обращает внимание, что делает, чтобы мы поняли значимость этой проблемы и согласились/не согласились с ним.

Комментарий может быть приближен к сюжетной линии текста, но не должен стать пересказом событий. Он, конечно, содержит элементы пересказа, но это комментированный пересказ, соотнесенный с проблемой текста. Очень важно давать самостоятельно сформулированные пояснительные замечания, которые объясняют смысл исходного текста в связи с выделенной проблемой. Для отработки навыков комментирования необходимо использовать разные приемы сжатия информации (исключение, обобщение, упрощение), включение собственных оценочных и обобщающих суждений.

Очень удобно комментарий начинать с композиционной разводки.

Композиционная разводка – это предложение, в котором мы объясняем в обобщенной форме, что делает автор в тексте.

Автор называет несколько причин…

Автор рассуждает о…

Чтобы мы поняли значимость поднимаемой проблемы, автор рассказывает о…

Чтобы мы поняли значимость поднимаемой проблемы, автор говорит о разных позициях (противопоставляет разные точки зрения)…

Доказывая, что проблема существует, автор приводит несколько примеров того…

Композиционная разводка позволяет избежать пересказа, так как демонстрирует, что выпускник понял особенности создания текста, структуру текста, приемы, которые использует автор, чтобы обосновать, раскрыть свою идею.

Комментарий всегда должен проводиться с опорой на содержание текста. Необходимо примеры, которые используются в комментарии, объяснять своими словами (не пересказывать, а комментировать, объяснять их смысл) и только потом приводить пример или цитату. Цитата не должна быть большой.

Для успешного выполнения работы необходимо вспомнить навыки, полученные в 9-м классе. При написании сочинения на тему, связанную с анализом текста, обучающиеся должны были примерами из текста доказать, что дали правильное толкование предложенного им фрагмента текста, то есть позицию автора (проблему текста), объяснить примерами. Именно это им предстоит сделать и при написании комментария в 11-м классе.

К3 «Позиция автора» 

Позиция автора – это его отношение к проблеме (эмоциональная составляющая). Это вывод, к которому он нас приводит (логическая составляющая). Позиция автора – это его решение нравственной проблемы. В позиции автора необходимы две составляющие: логическая и эмоциональная.

Нельзя путать проблему и позицию автора. Как уже отмечалось, проблема текста – это вопрос, волнующий автора, позиция автора – это ответ на данный вопрос.

Необходимо помнить, что позиция автора предъявляется не только в одном предложении, она проявляется на протяжении всего текста: в том, как он относится к героям, их поступкам, какие приемы и средства выразительности использует, в том, какие аргументы он подбирает. В публицистических текстах позиция автора часто предъявляется открыто, в тезисе и/или выводе. В художественных текстах позиция автора выражается не прямо, а с помощью образов героев, способов их изображения, отношения автора к ним.

Часто школьники затрудняются в определении позиции автора, так как считают, что позиция автора – это всегда категоричное утверждение. Но это не так. Необходимо определять позицию автора, учитывая содержание всего текста, а не только последнего предложения, следует понять, какой выбор в сложной ситуации сделал бы автор.

Способы формулировки позиции автора

-                     Категоричное утверждение о том, как необходимо или нельзя поступать (мы должны… недопустимо… и т. п.).

-                     Совет, рекомендация, «спасительный рецепт».

-                     Автор не знает, что сделать, чтобы изменить ситуацию, но он дает эмоциональную оценку происходящего.

-                     Иногда автор говорит о том, что возможны разные пути решения проблемы, но он на протяжении всего текста подсказывает читателю, какой выбор для него предпочтительнее.

Важно развернуто сформулировать позицию автора, избегая формального цитирования одного предложения текста без понимания его смысла, а также декларативных суждений, не имеющих никакого отношения к анализируемому тексту.

К4 «Обоснование собственного отношения к позиции автора по проблеме исходного текста»

Обоснование собственного отношения к позиции автора по проблеме исходного текста позволяет увидеть, насколько точно понято содержание прочитанного текста, поэтому этой работе следует уделить особое внимание.

Типичной ошибкой экзаменационных сочинений является то, что собственные аргументы часто подбираются к теме текста при достаточно широком толковании проблематики, при этом не учитывается позиция автора исходного текста. Этих ошибок можно избежать, если выпускники научатся четко формулировать позицию автора, понимать, с чем они согласны или не согласны, и обосновывать свое отношение, ориентируясь на позицию автора.

Способы обоснования своего мнения могут быть рациональные (логические), демонстративные (иллюстративные) и эмоциональные.

Логическую аргументацию можно осуществлять разными способами:

-                     назвать причины, по которым вы согласились/не согласились с позицией автора по проблеме исходного текста;

-                     частично согласиться с автором (использование приема «с одной стороны – с другой стороны»), назвать причины;

-                     соотнести с противоположными позициями (спор с мнимым оппонентом);

-                     развить мысль автора, дополнить своими рассуждениями;

-                     остановиться на одном из аргументов автора и развить его, подобрать свои примеры для его обоснования, дать собственное объяснение справедливости/ошибочности этого аргумента;

-                     указать на возможные последствия, если не будет разрешения проблемы.

Логические рассуждения можно подтверждать примерами, но нельзя ими подменять. Пишущий сочинение обязательно должен сформулировать свое мнение. Предложение, в котором сформулировано мнение выпускника, будет тезисом, который необходимо доказать. Полезно использовать вопросы: «Почему ты так считаешь?», «Почему это происходит?», «Почему это важно?». Рассмотрим варианты работы на конкретных примерах:

-                     Я убежден, что чтение книг делает человека богаче (ПОЧЕМУ?), потому что дает новые знания, социальный опыт, воспитывает умение сопереживать.

-                     Человечество должно помнить свое прошлое (ПОЧЕМУ?), потому что связь с прошлым позволяет сохранять вековые нравственные традиции, в младших поколениях воспитывает стремление подражать великому и славному прошлому, уроки прошлого помогают не совершать новых ошибок.

Отвечая на вопрос ПОЧЕМУ, необходимо перечислить причины (доводы), объясняющие/доказывающие, почему пишущий соглашается/не соглашается с позицией автора. Рассмотрим на конкретных примерах возможные варианты логического обоснования собственного отношения к позиции автора по сформулированной проблеме. Выделим доводы (причины), которые называет автор сочинения.

-                     Я, как и автор, убеждена, что изучение литературы, ее преподавание в школе необходимо (ПОЧЕМУ?).

-                     Читая произведения литературы, обсуждая их, школьники учатся размышлять, учатся выражать свои мысли, то есть литература развивает мышление и речь. (ПРИЧИНА/ДОВОД 1)

-                     Литература всегда поднимала проблемы, волнующие человечество. Художественные произведения заставляют человека размышлять о жизни, искать ответы на важные вопросы, то есть формируют неравнодушное отношение к жизни. (ПРИЧИНА/ДОВОД 2)

-                     Литература помогает нравственному становлению человека, учит различать прекрасное и пошлое, доброе и злое, истинное и ложное. (ПРИЧИНА/ДОВОД 3)

Обосновывая свою позицию, следует рассказать о своем видении решения проблемы. Не нужно повторять то, что уже сказано автором. Мысль автора необходимо развить, дополнить или опровергнуть. Нельзя использовать бессодержательные общие фразы, громкие лозунги. Мысль пишущего сочинение должна быть интересна читателю.

Подобную работу школьники выполняли при написании сочинения на морально-этическую тему (ОГЭ), когда комментировали нравственное понятие. Например, работая над выражением «драгоценная книга», школьники называли причины, по которым книга значима для людей. Они говорили о том, что книга учит мыслить, дает новые знания, развивает речь, помогает выстраивать свои отношения с другими людьми, учит различать добро и зло, истинную и ложную красоту, развивает умение сопереживания. Подобные рассуждения можно использовать для обоснования собственного мнения при работе с текстами на ЕГЭ, в которых говорится о необходимости чтения. Можно просто перечислить, как влияет книга на человека, можно остановиться на чем-то одном и рассказать об этом влиянии более подробно, можно рассказать, как конкретная книга повлияла на пишущего сочинение.

Измененные критерии не требуют использования демонстративных (иллюстративных) примеров, то есть привычных школьникам примеров из художественных произведений и из жизненного опыта. Однако и запрета на их использование нет. Следует отметить, что выпускники плохо владеют приемами логической аргументации, поэтому продолжают обращаться к примерам из литературы. Баллы за такие примеры не снижаются, если работа выполнена в соответствии с требованием обосновывать собственное отношение к позиции автора по проблеме исходного текста, но, к сожалению, при использовании примеров из художественных произведений это требование часто нарушается.

Чтобы правильно использовать примеры из художественного произведения, необходимо обосновывать свое мнение и только потом подтверждать его примерами.

При оценивании успешности обоснования собственного отношения к позиции автора по проблеме исходного текста учитывается связь высказанных мыслей с проблемой текста и позицией автора, самостоятельность суждений, их убедительность и достаточность.

Работа над речевым оформлением сочинения (критерии К5 – К12) может выстраиваться по разным моделям. Наиболее распространенная форма работы – самостоятельная работа учащихся с текстом сочинения по итогам коллективного обсуждения. Однако создание текста сочинения в этом случае сводится к чистовому переписыванию рабочих записей, с проверкой работы на наличие ошибок (прежде всего орфографических и пунктуационных). Вне зоны отработки остаются такие характеристики текста, как связность, последовательность изложения, точность и выразительность речи, речевая и грамматическая правильность речи.

Одним из эффективных способов формирования речевой грамотности является редактирование текстов. Оценка и редактирование текстов или их фрагментов может выполняться индивидуально и в группах; материалом для анализа может быть одна или несколько работ; текст сочинения может оцениваться в целом по всей критериальной модели или по отдельным критериям. Выбор вида работы зависит от конкретной методической задачи, поставленной учителем.

Кроме того, важно отработать использование языковых средств, способствующих более точной и выразительной передаче смысла.

 

 

 

Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения

Методика подготовки к написанию сочинения-рассуждения

Желательно, чтобы слова «проблема» и/или «вопрос» прозвучали в тексте сочинения

Желательно, чтобы слова «проблема» и/или «вопрос» прозвучали в тексте сочинения

Какойто вопрос, ответ на который ищет автор

Какойто вопрос, ответ на который ищет автор

Обучающиеся не умеют давать комментарий, так как не понимают особенностей этого жанра

Обучающиеся не умеют давать комментарий, так как не понимают особенностей этого жанра

Очень важно давать самостоятельно сформулированные пояснительные замечания, которые объясняют смысл исходного текста в связи с выделенной проблемой

Очень важно давать самостоятельно сформулированные пояснительные замечания, которые объясняют смысл исходного текста в связи с выделенной проблемой

Для успешного выполнения работы необходимо вспомнить навыки, полученные в 9-м классе

Для успешного выполнения работы необходимо вспомнить навыки, полученные в 9-м классе

Способы формулировки позиции автора -

Способы формулировки позиции автора -

Логические рассуждения можно подтверждать примерами, но нельзя ими подменять

Логические рассуждения можно подтверждать примерами, но нельзя ими подменять

Рассмотрим на конкретных примерах возможные варианты логического обоснования собственного отношения к позиции автора по сформулированной проблеме

Рассмотрим на конкретных примерах возможные варианты логического обоснования собственного отношения к позиции автора по сформулированной проблеме

Подобные рассуждения можно использовать для обоснования собственного мнения при работе с текстами на

Подобные рассуждения можно использовать для обоснования собственного мнения при работе с текстами на

Вне зоны отработки остаются такие характеристики текста, как связность, последовательность изложения, точность и выразительность речи, речевая и грамматическая правильность речи

Вне зоны отработки остаются такие характеристики текста, как связность, последовательность изложения, точность и выразительность речи, речевая и грамматическая правильность речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2023