Методика преподавания истории В.В.Шогана
Оценка 4.6

Методика преподавания истории В.В.Шогана

Оценка 4.6
docx
18.11.2022
Методика преподавания истории В.В.Шогана
методический доклад 2 Шоган.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ

 

 

 

Методический доклад

на тему:

 «Методика преподавания истории В. В. Шогана»

 

 

 

 

Подготовил: Радченко И.М.

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2022 год

Введение

     Перевернуть современное образование, приобщая его к задачам, которые ставит перед ним обучающийся нового поколения, пока невозможно. Но ввести в образовательное пространство хотя бы фрагментарную обращенность к реальным жизненным тенденциям необходимо.

Педагогически удобным в этом смысле представляется урок. Эта учебная форма – пока единственно устойчивое явление в школе, которое, постепенно наполняясь новым содержанием, способно изменить образование в целом.

     Система новых типов уроков в личностно-ориентированной технологии возникает как некоторая совокупность образовательных условий, которые нацелены на пробуждающиеся тенденции детского сознания в форме конструкторов, моделей и смысловых переживаний и проектов. По существу, личностно-ориентированные технологические структуры – это как раз те условия, с помощью которых обучающийся переживает состояние «чистого» сознания.

Итак, личностно-ориентированная технология урока предлагает, как обращение к культурно-историческому явлению, соотнесенному с предметной темой, расположенные в следующем порядке новые типы уроков:

Урок-образ, создающий условия, в которых личностный опыт детей очищается от бытовых нагромождений и восходит на уровень символов и знаков явлений истории и культуры.

Урок логического мышления, создающий условия для восхождения от тенденций детского логического опыта к «чистым» формам мышления.

Урок настроения создает условия для восхождения детского сознания от тенденций личностных смысловых переживаний через личностные смыслы жизни персон истории и культуры к переживанию «чистых» смыслов бытия.

Урок самостоятельного действия создает условия для восхождения от стихийного действенно-волевого опыта ребенка к «чистому» смыслу действий и поступков. На этом уроке осуществляется синтез всех состояний, возникавших на предыдущих этапах, которые далее запечатлеются в устойчивых структурах детского сознания.

Урок актуализации и проповеди создает условия для перевода пережитого обучающимися опыта чистых состояний сознания в реальность рационально-логических и нравственных поступков. Здесь главным является направленность детского сознания на гармонизацию среды в свете идеалов, запечатленных детьми в конкретной предметной теме.

Новые типы уроков, их последовательность в тематическом планировании качественно отличаются от всех существующих сегодня построений и точно соответствуют этапам самодвижения детского сознания.

Урок – образ

Урок–образ – это первый этап каждой новой темы, он представляет собой двуединую направленность. Во-первых, в уроке осуществляется опора на личностный опыт школьника, который соотносится с предметным содержанием всей темы. Во вторых, урок открывает возможности детского сознания, в которых возникают опережающие, символические, смысловые, «чистые» в своей энергетике представления о теме в целом.

Урок-образ представляет собой новую форму, состоящую из пяти микромодулей, функционирующих последовательно. Каждый микромодуль реализует свою частную и поурочную цель. Последовательность микромодульного построения нарушать ни в коем случае нельзя, иначе это войдет в противоречие с этапами самодвижения детского сознания. Все микромодули должны действовать в уроке на основе триединства средств: слово, наглядность, действие. Каждый последующий микромодуль должен быть интересней предыдущего. Микромодули урока-оброза должны быть построены на основе диалога между личностным опытом обучающегося и инвариантным опытом субъектов и персон истории.

Модульная структура урока-образа:

1)    Микромодуль мотивационного образа;

2)    Микромодуль опережающего рационального представления;

3)    Микромодуль смысла;

4)    Микромодуль действия;

5)    Микромодуль актуализации и проповеди.

Микромодуль – это такой этап урока, в котором создаются условия для

восхождения детского сознания от непосредственных интуиций к его «чистым» состояниям, переходящим далее к продуктивным результатам в форме знаково-символического инобытия такого рода состояния.

Мотивационный образ – это первый этап урока, в котором создаются условия для восхождения детского личностного стихийного опыта на уровень знаков и символов всей темы.

Опережающие рациональное представление – его задача состоит в том, чтобы создать условия для восхождения неразвитого рационально-логического опыта детей на уровень опережающей рационально-логической схематики всей темы.

Микромодуль смысла – это создание условий для опережающих личностно-смысловых диалогов в контексте судьбы эпохи и судьбы обучающегося нового поколения.

Микромодуль действия – это опережающее для всей темы выполнение самостоятельного действия.

Актуализация и проповедь – это создание условий для перевода детского сознания из абстрактных, опережающих образных схем смыслов и действий урока в структуру непосредственного опыта жизни для его понимания и гармонизации.

Урок логического мышления

Урок логического мышления имеет такую структуру, которая своими компонентами создает условия для возникновения состояния «чистого» мышления. Этот урок создает такие условия, в которых сознание обучающегося максимально абстрагируется от реальных обстоятельств, превращая все его существо в «мысль» как величайшее наслаждение жизнью и учением.

Построение урока логического мышления:

1)    Интрига урока;

2)    Мышление на основе воспоминания;

3)    Мышление на основе нового знания;

4)    Мышление на основе интеллектуального действия;

5)    Возврат к интриге и ее разрешение.

Интрига – она несет в себе неразвитость актуального и предмета. Интригующее начало урока имеет свою структуру:

a)     Сюжетное повествование, в котором скрыт глубинный конфликт жизни. Такого рода конфликты ассоциативно пробуждают внутренний потенциал детского сознания.

b)    Детские предположения по поводу разрешения конфликта интриги. И тут учитель должен определить весь дальнейший ход урока следующей фразой: «А вот что произошло на самом деле, вы узнаете из сегодняшней темы урока.»

Мышление на основе воспоминания – в этом модуле все построено на ассоциативных связях, ведь для того чтобы осмыслить новое надо вспомнить старое. Этот модуль развивается в трех стадиях:

a)     Фронтально-ассоциативная стадия воспоминания (класс в целом);

b)    Индивидуальные задания (отдельный ученик и класс в целом);

c)     Задание творческой лаборатории (микрогруппа учащихся, класс в целом).

Мышление на основе новых знаний – для этого микромодуля характерны три последующие сменяющиеся стадии, в которых создаются условия для актов саморазвития, ассоциативно-символического мышления, ассоциативно-логического и ассоциативно-событийного мышления. Развития ассоциативно-символического мышления связано с опорой на личностный мир детей. Развития ассоциативно-логического мышления на основе нового знания, строится так же на личностном, но уже логическом опыте обучающихся. Развитие ассоциативно-событийного мышления связано с событиями, которые выполняют свою задачу. На этой стадии происходит разрешение конфликта между субъектами события.

Действенное мышление – это особый тип микромодуля, в котором содержание представлено так, чтобы направлять сознание школьника к самостоятельному решению интеллектуальных задач. Оно построено на содержательном взаимопроникновении и на их связи с разрешением конфликта интриги.

Разрешение интриги – об этом необходимо напоминать на всех этапах урока. И на завершающем этапе урока учитель предлагает эвристический подтекст домашнего задания.

Урок настроения

Настроение понимается как глубинная совокупность переживаний, направленная на личностный смысл жизни детей. Можно определить этот тип урока как один из важнейших, потому что ради личностно-смыслового откровения только и стоит обращаться к изучению географии, истории, литературы и других предметов.

Построение урока настроения:

1)    Микромодуль художественного образа урока;

2)    Микромодуль эстетического смыслового мышления;

3)    Микромодуль переживания личностных смыслов;

4)    Микромодуль переживания личностного действия;

5)    Микромодуль личностно-смысловой проповеди и актуализации;

Художественный образ – скрыта идея воспоминания элементов личностного опыта обучающегося в аспекте смыслов жизни. Здесь интуитивные впечатления от открытия личностных смыслов жизни детей восходят к личностным смыслам жизни персон истории и культуры.

Эстетическое смысловое мышление – в его основе – метод знаково-символического концентрата. В качестве концентрата используется художественная репродукция как более статичная и удобная для эстетического анализа.

Переживание личностных смыслов – в основе этого микромодуля – метод керна, который развивается в три этапа:

     а) сравнение актуальной детали из жизни школьника с исторической деталью из жизни персоны истории и нахождение их тождества;

     b) анализ этого тождества вместе с детьми;

     c) художественный образ, доводящий тождество до абсолютного чувства единства:

Первое – действенное тождество жизненных представлений;

Второе – тождество идеалов в поступках;

Третье – тождество в смыслах действий.

Смысловое действие – его структура такова:

a)     Актуальная беседа;

b)    Понятийная беседа (объяснение понятий);

c)     Действенная характеристика;

d)    Символическое повествование;

Все происходящее на уроке должно развиваться в атмосфере эпохи.

Личностно-смысловая проповедь и актуализация – главная задача этого микромодуля - создание таких условий, при которых смысловой опыт детей будет самопреобразован во внутреннюю потребность действовать в реальности в соответствии с идеалами человеческой жизни и судьбы.

Внутренний микромодуль проповеди в уроке представляет следующее:

a)     стадия первая – символическое обобщение урока настроения;

b)    стадия вторая – художественный сюжет, соединяющий предметные и личностные смыслы с актуальной жизнью;

c)     стадия третья – призыв к мысли, переживанию, поступку;

Урок самостоятельного действия

Этот урок завершает функционирование личностно-значимой исторической темы, где создается условие для максимального проявления детской самостоятельности. Уже не воображение, мышление и переживание входят в основу обучения, а доминирующая на всех этапах воля участвует в ситуациях нравственного выбора и последующего за ним самостоятельного поступка. Уроки самостоятельного действия выступают в форме групповых обобщающих семинаров, в уроках письменной систематизации (контрольные работы, решение познавательных задач, исторические эссе). Уроки семинары подразделяются на: одноступенчатые, двухступенчатые и трехступенчатые.

Уроки имитационного действия – суть в многообразии «мозговых штурмов» в условиях физического действия (передвижение, игровые физические ситуации, историческая реконструкция).

Одноступенчатый семинар проводится по схеме построения урока.

Построение урока самостоятельного действия:

1)    микромодуль мотивации действия;

2)    микромодуль рационального построения действия;

3)    микромодуль смыслового действия;

4)    микромодуль спонтанно-инсайтного действия;

5)    микромодуль оценки и самооценки урока;

Мотивация и действие – в нем формулируется задание для класса в целом, которое выполняют по аспектам микрогруппы.

Рациональное построение действия – в нем каждая группа получает задание подготовить обобщающий ответ по определенному аспекту изученной темы и сформулировать два вопроса для других групп по содержанию своего ответа.

Смысловое действие – обучающимся дается смысловое задание на определение своего отношения к изучаемой теме и персоне этой темы.

Спантанно-инсайтное действие – каждая группа получает разное задание, которое выполняет в течение одной-двух минут. Одно задание связано с решением исторической проблемы, другое – задание на логику.

Оценка и самооценка урока – подводятся итоги урока в баллах, определяется лучшая микрогруппа, высказываются суждения по поводу работы отдельных микрогрупп и отдельных обучающихся.

     Двухступенчатый семинар – класс делится на шесть микрогрупп, где первые три работают по схеме, а вторые три отделяются ширмами и тайно составляют задания для микрогрупп первой ступени.

     Трехступенчатый семинар – класс делится на девять групп. Все группы отделены друг от друга ширмами, если первые две микрогруппы работают по схемам то третья – выполняет творческие задания.

Урок актуализации и проповеди

Этот урок призван создать условия для перехода предметно-урочных состояний детского сознания к состояниям самостоятельной работы. Урок имеет двуединую направленность: во-первых, пробуждает сознание обучающихся к рациональной рефлексии над проблемами современной актуальной действительности; во-вторых – к рефлексии личностно – смысловых отношений.

Задача всего урока – создание условий для перевода возникших в предметной теме образов, представлений и смыслов в рефлексию над личностным опытом в реальной жизни.

Заключение

Модульная технология личностно-ориентированного образования представляет собой целостное педагогическое явление.

Всеобщая конструкция технологии во всех ее существенных характеристиках является теоретическим основанием, определяющим критерием построения новых технологий личностно-ориентированного образования.

Содержанием технологии являются гештальты культурно-исторических типов, менталитет культуры сословий, представляющих систему символов, персон, смыслов, событий в мифе, искусстве, реальных коммуникациях.

В ракурсе единичного личность также осуществляет творческие акты, создавая себя и духовную среду.

В этом смысле технология опирается на инвариантную структуру саморазвития субъекта образования духовного соборного коллектива, выступающего на различных этапах в форме микрогруппы и соборной личности.

Создание модульной технологии личностно-ориентированного образования возможно, если понимать ее как синтетическую, где в тождественном взаимопроникновении объединяются обучение и воспитание, индуктивный и дедуктивный подход, всеобщее и единичное, где все нацелено на открытие духовности личности для творчества в культуре.

Принципы модульной технологии, охватывая целостные аспекты процесса становления человека культуры.

Система принципов и закономерностей модульной технологии практически воплощается в ее основные образовательные компоненты.

К ним относятся: целеполагание, система средств, система методов и система модульных конструктов - форм технологии.

Итак, пред нами целостная технология личностно-ориентированного урока, которая развивается в пространстве предметной темы. «Технология рождается в сознании ребенка и возвращается в это же сознание, обогащая и совершенствуя тело, душу и дух школьника».

Литература:

Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. Серия «Здравствуй, школа!» / В.В. Шоган. -  Ростов н/Д.:Феникс,

Новые технологии в историческом образовании / В.В. Шоган. -  Ростов н/Д.:Феникс, (Высшее образование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Введение Перевернуть современное образование, приобщая его к задачам, которые ставит перед ним обучающийся нового поколения, пока невозможно

Введение Перевернуть современное образование, приобщая его к задачам, которые ставит перед ним обучающийся нового поколения, пока невозможно

На этом уроке осуществляется синтез всех состояний, возникавших на предыдущих этапах, которые далее запечатлеются в устойчивых структурах детского сознания

На этом уроке осуществляется синтез всех состояний, возникавших на предыдущих этапах, которые далее запечатлеются в устойчивых структурах детского сознания

Микромодуль опережающего рационального представления; 2)

Микромодуль опережающего рационального представления; 2)

Построение урока логического мышления: 1)

Построение урока логического мышления: 1)

Развитие ассоциативно-событийного мышления связано с событиями, которые выполняют свою задачу

Развитие ассоциативно-событийного мышления связано с событиями, которые выполняют свою задачу

Переживание личностных смыслов – в основе этого микромодуля – метод керна, который развивается в три этапа: а) сравнение актуальной детали из жизни школьника с исторической…

Переживание личностных смыслов – в основе этого микромодуля – метод керна, который развивается в три этапа: а) сравнение актуальной детали из жизни школьника с исторической…

Уже не воображение, мышление и переживание входят в основу обучения, а доминирующая на всех этапах воля участвует в ситуациях нравственного выбора и последующего за ним…

Уже не воображение, мышление и переживание входят в основу обучения, а доминирующая на всех этапах воля участвует в ситуациях нравственного выбора и последующего за ним…

Оценка и самооценка урока – подводятся итоги урока в баллах, определяется лучшая микрогруппа, высказываются суждения по поводу работы отдельных микрогрупп и отдельных обучающихся

Оценка и самооценка урока – подводятся итоги урока в баллах, определяется лучшая микрогруппа, высказываются суждения по поводу работы отдельных микрогрупп и отдельных обучающихся

В ракурсе единичного личность также осуществляет творческие акты, создавая себя и духовную среду

В ракурсе единичного личность также осуществляет творческие акты, создавая себя и духовную среду

Методика преподавания истории В.В.Шогана

Методика преподавания истории В.В.Шогана
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2022