Методика преподавания РЯШ Виды контроля
Оценка 5

Методика преподавания РЯШ Виды контроля

Оценка 5
docx
11.11.2021
Методика преподавания РЯШ Виды контроля
Виды контроля.docx

Методика преподавания русского языка в школе

Виды контроля. Контрольные уроки русского языка.

Предваряющий (входной) контроль используется преимущественно перед изучением нового материала, с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса и имеющегося опыта.

 

Текущий контроль в форме устных опросов, письменных проверок и т. д. проводится, как

правило, в процессе изучения конкретной темы (материала).

 

Периодический (этапный, рубежный) контроль в виде контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений, тестирования и т. д.) целесообразен для проверки усвоения крупной темы, раздела.

 

Итоговый контроль проводится после окончания определенного этапа обучения — года, или, например, одного из звеньев основного общего образования. Его формами на сегодняшний день являются государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников 9 классов в новой форме, единый государственный экзамен для выпускников 11 классов

 

Содержание учебного процесса складывается из:

1) овладения учащимися определенной суммой знаний и комплексом умений;

2) отчета учащихся об овладении знаниями и умениями.

Следовательно, представляется правомерным выделение особой группы методов учета и контроля общей системе методов обучения русскому языку.

Контроль за усвоением знаний и формированием умений- важнейший этап учебного процесса, который позволяет констатировать объективный уровень знаний, умений и навыков школьников после изучения темы, а также выяснить, насколько успешно идет освоение нового материала в ходе его изучения. Выделяются следующие функции контроля (контрольных заданий):собственно контролирующая, которая является основной; обучающая (осознание учащимся своих ошибок и причин их появления); воспитательная, которая проявляется в объективной оценке знаний школьников, а следовательно, и их учебного труда в целом.

В соответствии с содержанием обучения русскому языку в школе методы контроля делятся на две группы:

1) методы контроля за усвоением знаний;

2) методы контроля за сформированностью умений и навыков.

Организационные формы проверки знаний учащихся. Знания учащихся проверяются, как правило, в процессе опроса, который проводится как в ходе изучения темы (текущий контроль), так и после ее изучения (итоговый контроль) . В практике школьного обучения наиболее распространенными являются две формы опроса:

1) фронтальный;

2) индивидуальный.

Фронтальный опрос проводится в конце изучения темы или раздела школьного курса русского языка. Сущность его заключается в проверке знаний одновременно у большого количества учащихся. Фронтальный опрос организуется следующим образом. Учитель формулирует серию вопросов, задаваемых всему классу, затем на вопросы поочередно отвечают отдельные ученики. В течение урока одному и тому же учащемуся может быть задано несколько вопросов. В результате ответ оценивается поурочным баллом, который выводится с учетом качества всех ответов ученика, полученных в течение урока. Из этого следует, что при организации фронтального опроса учитель должен прежде всего спланировать опрос, наметить 5-6 учащихся, которые будут опрошены в обязательном порядке. Остальные также принимают участие в работе и могут быть внесены в список опрашиваемых по ходу урока. Во время опроса учитель ведет записи,

фиксирующие уровень ответа учащихся, и на основании этих промежуточных оценок выводит поурочный балл.

При проведении фронтального опроса необходимо соблюдать следующие требования:

1.Четко и правильно формулировать вопросы и задания для учащихся:

• -не допускать формулировок с неправильным или неточным использованием терминов;

• -не допускать формулировок, требующих уточнений, дополнительных вопросов и т.п.;

• -избегать подсказывающих вопросов;

• -соблюдать требования логики и психологии при составлении вопросов.

2. Запланировать и поставить перед учащимися не только вопросы воспроизводящего характера, но и вопросы, создающие в классе проблемные ситуации.

Так, вместо традиционного задания "Расскажи о правописании ъ и ь" полезнее поставить

учащихся в условия поисковой деятельности и сформулировать вопрос следующим образом: в чем сходство и в чем различие в употреблении ъ и ь?

3. При оценке ответов школьников учитывать не только фактическую правильность ответа, но и его речевое оформление,воспитывать бережное отношение к слову, стремление к точному выражению мысли.

При проведении фронтального опроса надо учитывать не только его положительные стороны

(быстрота проверки знаний у большого количества учащихся), но и его недостатки.

1. Фронтальный опрос ограничивает возможность развернутых ысказываний учащихся,

требующих навыков связного изложения материала. При фронтальном опросе превалируют

односложные,краткие, отрывочные ответы, что приводит к торможению в развитии связной

устной речи учащихся.

2. Краткость, отрывочность ответов на уроке приводит к тому,что изученные (или изучаемые)

факты не укладываются в сознании учащихся в виде целостной системы. Они

запоминаются как разрозненные, не связанные между собой единицы. У учащихся не

развивается навык систематизации изученного.

3. Возможность отвечать на уроке односложно, неразвернуто приводит к тому, что учащиеся

дома не готовятся к уроку серьезно. А это отрицательно сказывается на прочности усвоения

материала в целом.

Индивидуальный опрос- это наиболее эффективная форма проверки знаний учащихся. При

индивидуальном опросе вопрос (или задание) адресуется одному учащемуся. Оценка знаний

проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем. Отметка сразу же заносится в классный журнал и дневник ученика.

В ходе индивидуального опроса ученик дает развернутый полный ответ на вопрос теоретического

характера. В это время осталь-ные выполняют специальные задания, связанные с осмыслением ответа товарищей и его предварительной оценкой: составление плана ответа ученика, отвечающего на вопрос; постановка вопросов отвечающему; рецензирование ответов учащихся; дополнение к ответу; включение в опрос учащихся (требование исправить ошибку по ходу ответа, продолжить ответ, привести примеры к теоретической части ответа и т.п.) . Эти и другие задания подобного характера активизируют учащихся, заставляют их быть внимательными к ответу товарища, воспитывают стремление принять участие в обсуждении поставленного учителем вопроса и т.п. Таким образом, индивидуальный опрос должен проводиться под контролем и при активном участии в работе всех учащихся.

Одним из возможных вариантов индивидуального опроса является опрос с предварительной

подготовкой, в ходе которой ученик делает необходимые для ответа записи на классной доске

(примеры, план ответа и т.п.). Доска должна быть с распашными створками, чтобы учащиеся не видели, что записывается отвечающим. Пока ученик готовится к ответу, класс выполняет другое задание.

Когда ученик подготовился к ответу и сделал все необходимые записи, класс включается в работу: проверяет правильность записи примеров, задает вопросы, указывает на допущенные просчеты и недостатки. В данном случае важно избежать шаблонных приемов работы. Для этого необходимо поставить перед учащимися вопросы, активизирующие их мыслительную деятельность.

Например: посмотрите, что написано на доске, и определите, какое задание было дано вашему товарищу; слушайте ответ и готовьтесь дать отзыв о нем; сформулируйте вопросы отвечающему так, чтобы он понял свои недочеты (ошибки); слушайте ответ и отметьте все речевые недочеты, если они будут; слушайте ответ и оцените качество примеров, использованных при доказательстве теоретических положений.

При проведении индивидуального опроса необходимо правильно оценить ответ ученика в

соответствии с утвержденными нормами (нормы оценки знаний учащихся, как правило, даются в программах по русскому языку).

Распространенная в настоящее время форма контроля, обеспечивающая сиюминутные показатели успеваемости учащихся, -тестовая проверка. С помощью тестов можно проверить изученную тему, ее фрагмент, итоговые знания, умения и навыки. Но широко увлекаться тестами, по мнению ряда методистов, не следует. Они не должны исключать традиционные формы контроля. Тесты - лишь одна из форм проверки, в ходе которой учитель может оперативно получить данные об уровне знаний и сформированности тех или иных умений, но при этом не всегда и не во всем эти данные будут носить объективный и пролонгированный характер.

Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся проводится как в процессе изучения всей темы (текущий контроль), так и после изучения раздела или темы в целом (итоговый контроль). Обычно для проверки уровня сформированности умений и навыков используются те же виды работ, которые применяются при обучении. При итоговом контроле круг этих видов заданий несколько сужается, появляются специфические, характерные именно для этого этапа виды контрольных заданий.

Все способы проверки умений и навыков учащихся делятся на три большие группы; в основе

этого деления лежит характер формируемых умений и навыков учащихся:

• 1) методы проверки учебно-языковых умений;

• 2) методы проверки правописных умений (орфографических и пунктуационных);

• 3) методы проверки речевых умений и навыков.

Методы проверки учебно-языковых умений. Задания на нахождение изученных языковых

явлений, на их распознавание, выделение из числа других языковых единиц.Это задания типа: подчеркнуть (назвать) в тексте (в предложении) имена существительные, имеющие только форму единственного числа; выписать из текста (предложения) глаголы в форме условного наклонения; среди однокоренных слов найти причастие и доказать, что названные слова - причастия, и т.п.

Задания, связанные с подбором и анализом примеров, их группировкой и классификацией. Это задания типа: сгруппировать однокоренные слова; заменить выделенные слова и словосочетания, которые пишутся с не слитно; в чем сходство и различие между выделенными глаголами и существительным; подобрать однокоренные слова с суффиксом-тель к словам читать, преподавать; записать группами слова, которые обозначают: 1) лицо; 2) предмет, вещь и т.п.

Задания на полный разбор языкового явления. Примеры таких заданий: разобрать по составу слова ...; выписать имена существительные и разобрать их; сделать синтаксический разбор

словосочетаний и т.п.

С помощью заданий первого типа проверяется уровень сформированности опознавательных

учебно-языковых умений. Задания второго типа проверяют состояние классификационных

умений. Задания на разбор языковых фактов направлены на проверку как опознавательных, так и классификационных умений. Все названные виды заданий находятся в тесной, органической связи с некоторыми способами проверки знаний учащихся (подбор и анализ примеров для иллюстрации изученных сведений, выполнение практических задач). Это объясняется тем, что учебно- познавательные умения опираются на знания учащимися основных сведений о языке.

Следовательно, и контроль за их сформированностью должен протекать одновременно с

контролем за усвоением знаний учащимися.

Следует также иметь в виду, что на этапе текущего контроля в данном случае используются те же виды заданий, что и при обучении на этапе формирования учебно-познавательных умений и навыков. На этапе итогового контроля, как правило, применяются задания на полный разбор языковых фактов. Это фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический, орфографический и пунктуационный разбор.

Контроль за сформированностью речевых некоммуникативных умений. Проверяется овладение лексическими, произносительными и формообразовательными умениями, а также построением словосочетаний и предложений. Проверка, как правило, осуществляется в процессе изучения программного материала. Основными способами проверки сформированности названных умений на этапе текущего контроля является составление словосочетаний и предложений по схемам с включением необходимого лексического и грамматического материала.

Контроль за формированием связной речи. На этапе текущего контроля используются следующие виды заданий: творческий диктант, свободный диктант, диктант с продолжением. При проведении названных контрольных упражнений диагностирующего характера учитель получает сведения о том, как протекает формирование отдельных речевых умений учащихся: правильно строить предложения; определить основную мысль высказывания и выразить ее самостоятельно; соблюдать определенную композиционную форму при изложении текста; подбирать доказательства при рассуждении; связывать части высказывания определенными языковыми

средствами и т.п.

Контроль за формированием речевых умений учащихся в данном случае осуществляется

одновременно с проверкой сформированности других умений, прежде всего правописных, о чем свидетельствует общее название работы - диктант. В процессе его написания проверяется умение пользоваться словами и грамматическими формами, синонимичными конструкциями. Речевые умения проверяются в ходе записи, обогащения и изменения текста.

Творческий диктант на этапе контроля проводится без предварительного разбора задания.

Учащиеся самостоятельно анализируют задачу, поставленную учителем (что следует включить в текст диктанта или заменить в нем), самостоятельно решают ее.

Свободный диктант дает учителю возможность проверить умение учащихся воспринимать и

запоминать услышанное, передавать его содержание близко к тексту с использованием тех

языковых единиц, которые есть у автора. Кроме того, контролируется умение учащихся соединять предложения в процессе записи текста, пользуясь различными видами межфразовой связи, правильно применять нормы русского литературного языка. Наряду с этим проверяются и правописные умения учащихся. Контрольный свободный диктант проводится без предварительного анализа текста, без предварительной подготовки.

Диктант с продолжением предполагает, что после записи основного текста учащиеся продолжают его в направлении, указанном учителем: делают выводы, дают оценку событиям и героям, описанным в основном тексте, продолжают развитие сюжета и т.п. Для того чтобы учащиеся справились с заданием на продолжение текста, он должен быть несколько меньшим по объему по сравнению с текстом обычного диктанта.

Диктант с продолжением дает возможность проверить, как формируются важнейшие речевые

умения учащихся: определить основную мысль высказывания, развивать (разворачивать) сюжет повествования, умение ввести в основной текст микротекст другого типа (в повествование -описание, например), строить рассуждение в правильной композиционной  форме и т.п.

Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и

изложения. С помощью изложений и сочинений проверяются:

1) умение раскрыть тему и

основную мысль в соответствии с темой, задачей и содержанием высказывания;

2) умение

соблюдать нормы русского литературного языка;

3) умения правописного характера.


 

Методика преподавания русского языка в школе

Методика преподавания русского языка в школе

В результате ответ оценивается поурочным баллом, который выводится с учетом качества всех ответов ученика, полученных в течение урока

В результате ответ оценивается поурочным баллом, который выводится с учетом качества всех ответов ученика, полученных в течение урока

Эти и другие задания подобного характера активизируют учащихся, заставляют их быть внимательными к ответу товарища, воспитывают стремление принять участие в обсуждении поставленного учителем вопроса и…

Эти и другие задания подобного характера активизируют учащихся, заставляют их быть внимательными к ответу товарища, воспитывают стремление принять участие в обсуждении поставленного учителем вопроса и…

Задания, связанные с подбором и анализом примеров, их группировкой и классификацией

Задания, связанные с подбором и анализом примеров, их группировкой и классификацией

В процессе его написания проверяется умение пользоваться словами и грамматическими формами, синонимичными конструкциями

В процессе его написания проверяется умение пользоваться словами и грамматическими формами, синонимичными конструкциями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2021