Методика преподавания уроков технологии
Оценка 5

Методика преподавания уроков технологии

Оценка 5
doc
19.04.2020
Методика преподавания уроков технологии
posobie_po_metodike_prepodavaniya_tekhnologii_.doc

 

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Валентина Евгеньевна Приходько

доцент кафедры педагогики начального обучения

кандидат педагогических наук

 

 

 

УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ                                         В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Методические рекомендации для студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

---
---

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Предисловие ………………………………………………………..

3

2.

Виды уроков технологии….………………………………………..

4

2.1.

Классификации уроков по содержанию работы………………….

4

2.2.

Классификации уроков по характеру познавательной деятельности учащихся…………………………………………….

10

3.

Структура урока…………………………………………………….

16

4.

Послесловие…………………………………………………………

18

5.

Литература…………………………………………………………..

19

6.

Приложение 1……………………………………………………….

20

7.

Приложение 2……………………………………………………….

23

8.

Приложение 3……………………………………………………….

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Будущему учителю очень важно разобраться в тех научных позициях, которые определяют отбор специфического содержания уроков технологии в начальной школе. В общеобразовательной школе нужно готовить создателей современной предметной среды (в самом широком смысле слова) и ее потребителей, т.е. людей, которые достаточно хорошо понимают, что такое гармоничная среда обитания.

Содержание уроков технологии составляет целостную систему. Отличительная особенность их состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, которая в свою очередь обеспечивает ребенку, прежде всего, чувственное познание действительности.

Необходимость создания данных рекомендаций возникла потому, что дисциплину «Методика преподавания технологии с практикумом» студенты проходят на II курсе обучения, а уроки технологии в начальной школе  проводят на III и IV курсе. Освежить ранее полученные знания студентов помогут методические рекомендации, разработанные для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования». Предлагаемый консультативно-методический материал окажет помощь студентам в организации сотрудничества с учащимися на уроках технологии.

Цель предлагаемых рекомендаций помочь обеспечить именно общеразвивающую, творческую деятельность.

 

 

2.    ВИДЫ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ

 

Систематизация уроков технологии возможна по разным основаниям: по материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по дидактическим целям, способам организации и т.д.

Если исходить, например, из дидактической цели, то типология уроков ручного технологии будет такой же, как и любых других уроков: уроки изучения нового материала, уроки повторения и закрепления полученных знаний и умений, уроки обобщения, контрольные уроки, и, вероятно, самым распространенным типом (как и по другим учебным предметам в начальных классах) будет комбинированный урок технологии. Безусловно, к этим урокам применима и любая другая принятая в дидактике классификация, поскольку данный учебный предмет строится на тех же принципах, что и все остальные.

В определении видов уроков ручного труда имеет смысл обратиться к тем специфическим основаниям, которые для технологии являются наиболее существенными, определяющими.

 

2.1.           Классификация уроков по содержанию работы

Можно выделить три основные типа уроков:

а) рационально-логические (решение логических задач);

б) эмоционально-художественные (создание художественного образа);

в) формирующие приемы и навыки практической работы.

Особенности познавательных процессов и характер деятельности в каждом из них направляются по-разному.

Рационально-логические задания предполагают достаточно жесткий и однозначный анализ конструкции и установление совершенно определенной, единой логики работы. К таким заданиям можно отнести все, что по преимуществу осмысливается разумом и меньше оценивается эмоционально: например, аппликации-головоломки (так называемое плоскостное конструирование), объемное конструирование, задачи на симметричное вырезание, переплетные работы, разметочные, расчетно-измерительные построения и вычисления и пр. Многие из них построены по аналогии с математическими задачами или психодиагностическими заданиями, направленными на проверку пространственного конструктивного мышления, аналитических способностей.

Главное в подобных работах - проанализировать конструкцию, выявить, какому принципу подчинено взаиморасположение деталей, установить способы работы и т.д. Эти задачи решаются рассудочным путем; на таких уроках уместны расчеты, вычисления, выполнение эскизов, чертежей, схем. Творчество, которое здесь проявляют ученики, будет преимущественно интеллектуального свойства. Разумеется, чаще всего встречаются такие работы, в которых рационально-логические задания составляют лишь какую то часть всей деятельности. Достаточно редки изделия, вообще не предполагающие какого-либо художественного разнообразия. Даже те формы и композиции, которые создаются сугубо рассудочным путем, благодаря своей  гармоничности бывают обычно не лишены художественной выразительности, а сама работа учащихся на таких уроках носит эстетический характер. Тем не менее, основным содержанием работы на таких уроках является, как правило, логический анализ устройства изделия.

В отличие от них задания эмоционально-художественные предполагают поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или какую-либо художественную идею. Это, например, различные художественные композиции на плоскости, игрушки из яичной скорлупы, лепка животных из пластилина, скульптуры из природных материалов и т.п. В подобных работах нет места жесткой регламентации, они не могут выполняться по единому плану. Более того, едва ли здесь вообще будет уместно какое-либо «планирование работы», поскольку оно противоречило бы самому ее характеру и психологической природе художественного творчества. Каждое такое изделие «сочиняется» путем творческого комбинирования материалов, и по ходу работы направление  поиска может меняться. Вообще, на таких уроках все средства (включая материалы, способы их обработки и пр.) выступают для детей чаще всего во множестве вариантов, поскольку они соотносятся с особым художественным содержанием, которое каждый ученик стремится выразить в своей работе. Если эти средства превратятся только в набор технических приемов и правил, то сразу же, автоматически, станут безразличными к этому содержанию, что лишит работу учащихся всякого смысла. Выполняя задания эмоционально-художественного плана, ребенок по возможности самостоятельно определит цвет, форму отдельных деталей своего изделия, их общую композицию. Он также может самостоятельно подбирать материал и наиболее подходящие способы его обработки. Всеми этими средствами он пытается выразить какую-то идею, передать настроение, отношение, создать образ. Задача учителя на таком уроке - максимально пробудить и по возможности расширить, обогатить образные впечатления детей.

Как видим, обозначенные выше типы уроков значительно отличаются по своим задачам и содержанию, следовательно, организация деятельности детей на них тоже должна быть разной. При этом названия изделий и формулировки тем, которые предлагаются ученикам, могут даже иметь определенное сходство. Что касается материалов и способов их обработки, то они вообще могут быть одинаковыми, и это обстоятельство никак не отразится на особенностях того или иного урока.

Например, в учебнике «Умелые руки» для 1 класса есть два урока, на которых выполняются аппликации из бумаги, изображающие птиц (с. 36-37 и 40-41). Первая работа по созданию изображения с птицей является типичным логическим заданием. Ученики путем рациональных рассуждений устанавливают закономерности, в соответствии с которыми чередуются перья в хвосте птицы по цвету и размеру, и должны точно отразить эти закономерности в аппликации. А вторая работа предполагает создание художественной композиции «Птицы прилетели!», в которой через определенное ритмическое расположение вырезанных из бумаги птичек первоклассники выражают настроение наступающей весны, ее «движение», ее ритмы. В обоих случаях, объявляя ученикам тему урока, можно сказать, что «сегодня будем создавать картинки-аппликации с птичками». Однако значит ли это, что руководство работой на том и другом уроке будет одинаковым? Нет, напротив, уроки будут заметно различаться.

1.     Известно, что основная работа по разъяснению задания осуществляется в процессе вступительной беседы. Именно на этом этапе урока начинается активная деятельность детей, результаты которой затем воплощаются в изделии.

Основная цель беседы - актуализировать имеющиеся у детей знания и представления и дополнить их новыми, в том объеме и такого качества, которые необходимы для успешного выполнения работы.

Исходя из этого общедидактического требования к вступительной беседе, мы понимаем, что на первом из рассматриваемых уроков не имеет смысла использовать серьезный художественно-образный материал; нет необходимости также обстоятельно останавливаться на приметах весны, ее образах. С учетом этого в альбоме дана соответствующая наглядность: цветовой круг, уменьшенная модель птицы, по которой ученики определяют общее количество и порядок расположения перьев; даны также шаблоны, пользуясь которыми дети могут выполнить задание на классификацию перьев по размерам. Все это поможет детям понять те закономерности, в соответствии с которыми создана аппликация. Во время беседы к этому

Уроку учитель направляет именно логические рассуждения детей; нужно также актуализировать их знания о различных цветах (но вовсе не о цвете как средстве художественной выразительности, а просто, чтобы убедиться, что каждый ученик умеет отличить, например, синий цвет от голубого и различает все остальные цвета, т.е. сможет решать соответствующую задачу) и умение сравнивать отдельные элементы по величине. Дополнительно на этом уроке можно предложить первоклассникам и еще одну логическую задачу: поскольку из семи перьев в хвосте птицы выделяются два самых маленьких, одно самое большое и четыре средних (соответственно предлагаются три разных по величине шаблона), обязательно ли размечать каждое перо по отдельности или можно рационализировать работу? Первоклассники с удовольствием решают подобные задачи, которые здесь вполне уместны

А для выполнения художественной композиции «Птицы прилетели!» актуальными будут совсем другие знания и представления, например, как оживает природа с наступлением весны, как прилетают птицы, как они ритмично выстраиваются в полете и какое разное состояние может быть передано разными ритмами пятен (расположением силуэтов птиц в композиции). Желательно, чтобы этот образ в сознании детей был по возможности ярким и живым, поэтому в качестве иллюстрации к этому уроку в учебнике «Умелые руки» дана картинка, изображающая полет птиц (высоко над землей, на фоне просторного и светлого неба). Учитель может использовать и другие аналогичные наглядные материалы, а также диафильм или видеофильм, демонстрирующий птиц в полете, чтобы дети получили представление о выразительности и разнообразии летящих силуэтов, об упорядоченном и ритмичном построении их во время полета и т.д.

Во вступительной беседе к подобным работам используются  художественные произведения (музыкальные, стихотворные произведения, картины), которые помогут каждому ребенку «увидеть» соответствующий образ, создать замысел. Под этот замысел ученик и будет подбирать материал, находить подходящие способы его обработки. Для какого-то образа, например, деталь из бумаги нужно отрезать,  для другого - оторвать, а для третьего смять в комочек или изогнуть.

Технологии и приемы работы используются творчески и осмысленно; ребенок сам может выбирать материал и способ его обработки в зависимости от того эффекта, который необходимо получить. Другое дело, что первоклассник еще плохо представляет себе, каких именно эффектов и за счет каких приемов можно достигнуть, ведь опыт практической работы у него недостаточен. Но подобные задания и направлены на расширение этого опыта. Во вступительной беседе учитель может продемонстрировать образцы-аналоги творческих работ и обратить внимание детей на то, какие приемы применил в них автор; обязательно нужно показать несколько возможных способов использования тех или иных материалов. У детей должен быть выбор, а показанные приемы должны допускать возможность их творческого комбинирования. Кроме того, на таких уроках по ходу работы демонстрируют творческие находки отдельных детей, что еще более расширяет представления первоклассников о возможностях материалов и стимулирует их к самостоятельным поискам.

Следует иметь в виду, что некоторые уроки предполагают соединение (но не смешивание!) рационально-логического и художественного начал, а отработка практических приемов в той или иной мере включается почти в каждый урок.

 Например, вырезание снежинки из бумаги развивает пространственное мышление учеников, их умение анализировать конструкцию (поскольку эта форма особым образом сконструирована из симметрично расположенных звеньев). В то же время в ней сама природа соединила строгий математический расчет с изяществом линий, гармоничностью и изысканностью рисунка, которые создают яркое художественное впечатление. Поэтому на уроке, осваивая принцип изготовления фигуры с несколькими осями симметрии, основной акцент мы все-таки делаем на образной стороне работы.

Совершенно особым образом соединяются рационально-логическое и художественное направления на тех занятиях, которые посвящены изготовлению изделий с определенным утилитарным назначением (прихватки, посуда, упаковки и т.п.); таких в курсе дизайнобразования большинство.

Это уроки художественного конструирования, красота и рациональность слиты в них неразрывно. Как же следует учителю подходить к их разработке? Точно так же, т.е. исходя из главного содержательного стержня работы. Дело в том, что для одних из этих изделий преобладающей является декоративная функция (и конструкция полностью ей подчиняется), для других, наоборот, основной смысл изделия заключается в его функции (а декор носит прикладной характер). Например, ваза для цветов или поздравительная открытка в первую очередь должны быть выразительными внешне, высокохудожественными. Поэтому форма, размер, особенности конструкции и все остальное в этих  предметах продумывается и выполняется исходя из того впечатления, которое они должны произвести. Такие уроки должны быть отнесены преимущественно к художественному типу. Устройство изделий и способы их выполнения необходимо проанализировать, но этот анализ всецело подчиняется главному - как через конструкцию, выбор материала и его обработку усилить художественное впечатление.

А в таких изделиях, например, как игольница, записная книжка, подставка для кисти основной смысл заключается в их полезной функции. Эта функция должна быть выражена, прежде всего, через конструкцию, которая является основным предметом анализа на уроке. Подобные занятия носят преимущественно рационально-логический характер.

Рассмотрим, например, такой урок, как изготовление игольницы в обложке («Чудесная мастерская», с. 112).

1.                 Заострив внимание детей на том, что предлагаемая конструкция игольницы удобна для хранения игл в дороге, учитель направляет их дальнейшие размышления. Изделие плоское и небольшое, чтобы удобно было положить его в кошелек. Но имея одни и те же размеры обложки (6x8 см), игольница может раскрываться по длинной или по короткой стороне; развертки обложек могут быть разными. Задачи на вычерчивание эскизов разверток и вычисление их размеров в данном случае очень уместны. Не нарушают логики такого урока и другие вычисления. Скажем, исходя из заданного размера обложки, ученики могут вычислить размеры матерчатого вкладыша и бумажного корешка для его оклейки.

2.                 Самостоятельные вычисления в данном случае помогут лучше разобраться в конструкции, привлекут внимание к тому, что форма и величина всех элементов взаимосвязаны. Если бы учитель просто предписал работать по инструкции (пусть даже со всеми необходимыми разъяснениями, почему детали должны быть именно такими), соответствующая задача из этого задания просто бы исчезла. Что касается художественного оформления этой игольницы, то достаточно обратить внимание детей на то, что декор этого изделия должен быть сдержанным.

А вот изготовление коробочки-упаковки для новогоднего подарка, предполагает более «равноправное» соединение рационально-логического начала с художественным: дети осмысливают конструкцию коробочки с точки зрения ее функции (в зависимости от размеров и пропорций подарка меняются размер и пропорции коробочки) и продумывают декор, тоже исходя из особенностей функции (не просто коробочка, а новогодняя, сказочная упаковка). В подобных случаях учителю следует точно определить, где в структуре урока будут уместны логические рассуждения, а где нужно стимулировать декоративно-художественные идеи школьников.

Умение определить в той или иной работе ее основную направленность (рациональную или эмоциональную) очень важно, ведь сообразуясь с ней, учитель выбирает и соответствующие методы руководства деятельностью учеников. Чтобы помочь учителю в решении этой задачи, названные учебники по каждому уроку дают определенную модель его организации. Эта модель представлена в вопросах, в формулировке заданий, в наглядности. Вся информация дана очень кратко и схематично, но на нее следует обратить пристальное внимание, поскольку именно она является «ключом» к построению урока. Учитель может подобрать какой-либо дополнительный материал, помогающий лучше раскрыть тему урока, но это не обязательное требование. По каждой работе в наших учебниках содержится необходимая информация, позволяющая организовать полноценное занятие. Нужно только правильно ее использовать!

Уроки ознакомления с новыми приемами работы предполагают, что большая часть времени на них будет уделена демонстрации и поэтапной отработке конкретных практических действий. Подобные уроки проводятся в тех случаях, когда необходимо освоить какие-то трудоемкие, но нужные и применяемые во многих работах практические приемы, например, плетения, шитья и т.п. Понятно, что в зависимости от сложности и трудоемкости изучаемого способа работы для его освоения требуется разное время. Если необходим целый урок, то он, разумеется, не будет носить характера тренировочных упражнений, так как дети изучают необходимые способы работы непосредственно в процессе изготовления изделий. Вполне допустимы, а часто и желательны такие варианты, когда изучение нового способа работы сразу связывается с решением логической задачи или с разработкой конструкции изделия. Как уже говорилось ранее, многие не слитком трудоемкие приемы мы демонстрируем фактически постоянно, незаметно включая их в арсенал творческой деятельности детей, особенно в работах художественного плана.

Что касается задачи самодовлеющего изучения особенностей и свойств поделочных материалов в виде «теории», то она не ставится, а учитель не нацеливается на проведение специальных опытов и наблюдений. Как мы уже отметили, ранее любые чувственно воспринимаемые свойства вещей и явлений имеют для человека смысл не сами по себе, а лишь с точки зрения их жизненного значения, а это значение лучше всего постигается в тех случаях, когда те или иные свойства материалов учитываются в практической работе. Не включенные в конкретное задание, специальные сведения для младшего школьника сами по себе не имеют никакого практического смысла, они лишь обременяют память ненужной информацией.

         Очень важно, чтобы учитель мог наглядно показать самые разнообразные, подчас неожиданные приемы использования материалов для выражения той или иной художественной идеи или конструкторского замысла. Например, как меняется впечатление в зависимости от того, вырезаны детали аппликации ножницами (и имеют четкий, ровный край) или оторваны пальцами (что придает контуру мягкий характер, позволяет передать воздушную среду и т.д.). В процессе конструирования отмечаем, что, например, гофрирование бумаги позволяет ей выдерживать большие поперечные нагрузки на изгиб; изготовленные из бумажного листа объемные формы (куб, цилиндр, конус и пр.) также приобретают новые свойства, отличные от свойств плоского листа. Все эти приемы, разумеется основаны на свойствах материалов, но изучение их в начальной школе целесообразно именно в прикладном плане, в том, что имеет отношение к конструкции, к творческой работе.

 

2.2.          Классификация уроков по характеру познавательной деятельности учащихся

С точки зрения характера познавательной деятельности уроки  можно разделить на две

большие группы:

а) репродуктивные;

б) творческие.

Они различаются между собой, главным образом, степенью познавательной активности и творческой самостоятельности, которую проявляет ученик в процессе работы.

В организации деятельности учащихся каждый из этих типов уроков имеет свои особенности.

Репродуктивные занятия предполагают наименьшую степень самостоятельности. Они наиболее целесообразны в тех случаях, когда требуется за сравнительно небольшой отрезок времени овладеть необходимой системой конкретных знаний или способов действий. Репродуктивным способом обычно организуются такие уроки, на которых нужно как можно четче освоить сложные и трудоемкие приемы обработки материалов, способы разметки, правила работы и пр. Такие уроки встречаются как в первом, так и во всех остальных классах, так как по мере возрастания степени трудности решаемых творческих задач, как правило, требуются все более тонкие и сложные практические действия. Кроме того, программа предусматривает освоение самых разных видов народных ремесел. Уважительное отношение к народным традициям требует, чтобы выработанные веками приемы деятельности изучались как можно тщательнее. Все это часто предполагает обращение к репродуктивному типу уроков, на которых учитель демонстрирует действия и подробно разъясняет их, а ученики как можно точнее повторяют, воспроизводят и запоминают. Обычно это означает фронтальную отработку приема с оказанием по мере надобности индивидуальной помощи.

Как уже говорилось, овладение практическими приемами не должно превратиться в самоцель. На базе освоенных способов деятельности ученики могут выполнять творческие работы.

Уроки творческого типа предполагают, что преобладающей является творческая деятельность учащихся. Организация этих уроков требует от учителя прежде всего отчетливого понимания самого смысла творчества.

Понятие «творчество», пожалуй, следует отнести к одному из самых распространенных и часто встречающихся в методике трудового обучения. В обиходе (в том числе и в педагогическом) его зачастую вообще отождествляют с любыми поделками: выставки «детского творчества» изобилуют срисованными, скопированными, сделанными по инструкциям изделиями чисто репродуктивного плана; все, что ребенок смастерил своими руками, совершенно безосновательно относят к «творчеству».

Еще чаще в пособиях по трудовому обучению можно встретить так называемые «творческие задания» или специальные «странички творчества», в которых «творчество» как бы механически присоединяется ко всей остальной (нетворческой) работе и сводится к тому, что ребенку предлагается внести какое угодно изменение в поделку, расписанную до мельчайших подробностей в жесткой инструкции. Например, ученик сначала копирует образец (скажем, картинку в технике аппликации); к образцу прилагаются шаблоны всех деталей (в том числе и таких, которые проще и целесообразнее сделать самому), даются разъяснения о материалах и поэтапная инструкция. После этого предлагается выполнить «творческую» работу; сделать такую лее картинку, но что-нибудь в ней изменить. При этом никак не объясняется, что именно следует ожидать от внесенных изменений, должна ли картинка передать определенное настроение или она меняется по какому-то логическому принципу, - нет, достаточно просто что-нибудь сделать не так, как в образце, и это уже будет творчество! Между тем психологическая природа творчества не имеет ничего общего с подобными заданиями, и в этом учителю следует хорошо разобраться.

Прежде всего, заметим, что творчество предполагает создание чего-то нового, еще не существующего в человеческой практике. Это может быть новая научная идея, новый художественный образ, новый способ деятельности и т.д. Как уже говорилось, учебное творчество обычно не имеет объективной новизны; школьники обычно открывают уже известное человечеству в целом. Однако суть творчества и для них остается той же самой: творческая деятельность - открытие, самостоятельный поиск. С учетом этого из списка творческих работ сразу же следует вычеркнуть те, что являются результатом прямого копирования.

Учет научных, психолого-дидактических основ творческой деятельности заставляет внести радикальные изменения в привычную организацию уроков ручного труда. Прежде всего, это касается заданий, которые предписывали бы ученику «самостоятельно» изготовить изделие, руководствуясь инструкционной картой, подробно излагающей весь ход работы. К сожалению, такое понимание самостоятельности в школьном обиходе тоже довольно распространено: «самостоятельно» - значит, сам по себе, отдельно от учителя и от других учащихся. Но каков образовательный смысл подобной «самостоятельной» работы? Если ребенок работает по предписаниям и по инструкции, да при этом еще все до мельчайших деталей изготавливает по шаблонам, не имеет значения, даются эти инструкции непосредственно учителем или они нарисованы на карточке. Самостоятельной работы в данном случае нет! Подобные задания противоречат научному пониманию познавательной самостоятельности.

Говоря о творчестве, следует, прежде всего, обратить внимание на такие работы, в которых младший школьник активно разрабатывает изделие, сообразуясь с поставленной задачей. Именно задача создает определенную установку на творческий поиск, заставляет его мыслить, искать нужные способы действий, а не просто механически копировать. Творческая деятельность органически включает в себя постановку и решение проблемных ситуаций: они могут быть художественного или логического типа, но обязательно составляют самую суть работы,

Исходя из этого, имеет смысл в общих чертах напомнить, что именно в психологии мышления относят к проблемному обучению. Как отмечает А.В. Брушлинский, при проблемном обучении ликвидируется обособление процессов получения новых знаний и их применения. При традиционном (не проблемном) обучении необходимые знания и умения формируются до решения задач; потом предлагаются задания, в которых ученик должен применить и закрепить эти знания. При проблемном обучении новые знания добываются, открываются именно в самом процессе решения практических и теоретических задач. Разумеется, эти задачи должны быть реально вписаны в предлагаемые детям задания.

Проиллюстрируем различия проблемно-творческой и репродуктивной организации работы учащихся на простом  примере. Скажем, учитель показывает первоклассникам (которые впервые осваивают приемы оригами), как из квадратика бумаги изготовить форму, похожую на цветок тюльпана, при этом они сравнивают полученное изделие и образ реального цветка. Далее учитель предлагает самостоятельно определить и выполнить дополнительные сгибы, чтобы полученная форма более напоминала нераспустившийся бутон тюльпана. В качестве наглядности не дается никакого образца из бумаги и, естественно, не показываются способы работы. Демонстрируется только реальный бутон (или его изображение), глядя на который ученики сами должны подумать, как им из более раскрытой, широкой формы сделать узкую.

В этом случае они приобретают необходимые знания:

об образной природе оригами, о способах получения некоторых форм в этой технике, о разнообразии форм природы, причем не в готовом виде, а совершая своеобразные творческие «открытия».

Теперь попробуем представить себе организацию той же работы в несколько ином варианте.

Сначала ученики под диктовку учителя изготавливают тот же самый тюльпанчик (сначала «распустившийся», затем более закрытый); каждый раз у них перед глазами образец. Затем им дается образец несколько другого вида, где та же форма выполняет роль «колокольчика», и задание формулируется примерно так:

«А теперь самостоятельно сделай картинку "Колокольчик". Чтобы с заданием дети справились наверняка, даются и выкройки остальных деталей - листочка и стебелька.

Можно подумать, что различия между описанными двумя занятиями самые незначительные; во всяком случае, и на том, и на другом ученики часть работы выполняют самостоятельно. Тем не менее, второй вариант, в отличие от первого, построен в классическом стиле информационно-репродуктивного урока; «самостоятельная» работа на нем носит чисто воспроизводящий, тренировочный, не творческий характер. Никаких новых знаний дети в этой работе по существу не получают и, разумеется, не делают никаких открытий: конечный результат работы (образец) у них уже перед глазами, способы работы только что освоены, остается их только закрепить.

Как построить урок - репродуктивный или творческий — зависит не от спонтанного желания учителя. Это должно быть аргументировано задачами урока. Помня о том, что смысл предметно-практической деятельности состоит в интенсификации познавательных процессов и творчества, мы каждый раз продумываем, какой именно способ будет наиболее уместен в конкретном случае.

Если учитель понимает смысл репродуктивной и творческой деятельности, то на каждом из уроков он сумеет правильно организовать подготовку детей к работе. Скажем, репродуктивный урок основывается на использовании единого образца и допускает выстраивание единого плана действий. Творческая работа подготавливается и строится совершенно иначе.

Художественное творчество, прежде всего, предполагает создание ребенком оригинального образа (выражающего определенное настроение,  отношение и пр.) и воплощение этого образа путем самостоятельного подбора необходимых средств. Следовательно, такой урок исключает работу по образцу. Вместе с тем необходимо помочь ученикам, во-первых, вызвать в воображении соответствующий образ и, во-вторых, найти наиболее подходящие способы его воплощения. С этой целью на уроке мы все-таки используем образцы, но они имеют совершенно иной учебный смысл. Это не образцы для копирования, а образцы-аналоги, которые демонстрируют  возможные варианты творческого решения поставленной задачи. На этих образцах учитель разъясняет, что именно требуется искать, как это можно сделать, какие практические действия можно предпринять.

Такая организация творческого урока проистекает из психологической природы творчества, которая предполагает, что в процессе творческого поиска человек все-таки от чего-то отталкивается. «То, что ни на что не похоже, не существует», - справедливо заметил Поль Валери. Точно так же, как творчество и мышление никогда не имеет дела с тем, что уже абсолютно известно и всецело познано, оно не может иметь дело и с тем, что абсолютно неизвестно, что хотя бы частично не вошло в сознание. Как мы уже отмечали, настоящее творчество - вовсе не любое бессмысленное оригинальничание, а именно целенаправленный поиск, сообразующийся с поставленной задачей. Чтобы задача, направление поиска могли быть человеком осмыслены, их надо так или иначе представить; для этого и существуют подготавливающие, разъясняющие виды наглядности. Скажем, ребенку следует составить композицию по какой-то теме (например, «Праздничный салют» или «Весна идет!»). На пустом месте образ возникнуть не может. Соответствующие образцы предлагаются не для копирования, а для того, чтобы пробудить фантазию, актуализировать имеющиеся знания. Прежде всего они дают представление о том образе и настроении, которые должны быть отражены в композиции (в первом случае - настроение праздника, торжественное и радостное состояние; образы ярких вспышек на фоне темного неба; во втором - настроение приближающейся весны, образ пробуждающейся природы: голубое небо, отраженное в воде, последний снег, весенние стволы деревьев). Образцы помогают уловить это настроение, и таким образом в сознании ребенка формируется цель работы: выразить его через создание адекватного художественного образа. А уже под этот образ он сам подбирает соответствующие средства, материалы и способы работы. Разумеется, делает он это с помощью учителя, но не копирует и не повторяет инструкции, а ищет собственное решение.

Точно так же организуются и интеллектуально-логические творческие работы. Сначала ребенку предлагают уяснить закономерности, в соответствии с которыми составлена та или иная конструкция, а затем он должен выполнить работу, используя эти закономерности, Цель работы для ученика и в этом случае состоит в решении определенной задачи, сообразуясь с которой, он сознательно использует материалы и способы деятельности.

Рассматривая творческую, поисковую деятельность детей, следует особо остановиться на так называемых художественно-комбинаторных работах. Они тоже предполагают создание оригинального художественного образа, но разрабатывается он несколько иным способом, а сама эта деятельность имеет для учащихся специфический смысл.

Художественно-комбинаторные задания больше напоминают своеобразную игру с материалом, поиск незапланированных художественных эффектов, использование неожиданных средств. Эта работа очень важна для детей, поскольку в высшей степени способствует разработке гибкости и оригинальности мышления. Следует помнить, что все разновидности художественного творчества строятся на совершенно особой основе, предполагающей не выдвижение «научных гипотез» (как в интеллектуальных проблемных ситуациях), а свободное оперирование соответствующими образами. Именно эти качества и формируют художественно-комбинаторные работы. Выполняя их, школьники, разумеется, тоже ориентируются на какой-то замысел, но он специально задается в очень общем виде. Кроме того, подобные задания обычно связывают с разработкой чего-то необычного, диковинного, несуществующего, чтобы не сковывать фантазию (это может быть, скажем, эскиз домика-автомобиля, инопланетного пришельца, фантастического животного и т.п.). Например, конструируя «игрушки-небывальщины» («Чудесная мастерская», с. 150-153), дети могут сочинять их непосредственно по ходу работы. В задании говорится, что «эти иг­рушки - целиком плод твоей фантазии». Поэтому ребенок может свободно экспериментировать, не боясь испортить изделие. Аналогично может быть построена работа но «превращению» пятна произвольной формы в какой-то образ («Умелые руки», с. 46-47, «Азбука умелых рук», с. 57). В подобных случаях замысел диктуется теми ассоциациями, которые возникают у детей при виде заданной формы. Первоначально эти ассоциации могут быть не очень отчетливыми, а по мере воплощения образа вообще могут меняться. Стимулируя творческую работу в художественно-комбинаторных заданиях, учитель должен побуждать детей к свободному экспериментированию, поощрять любые оригинальные решения.

Обратим внимание и на такие уроки, когда школьники создают изделие по инструкции из готовых, полностью размеченных деталей, вырезая их непосредственно из страниц альбома. Это, например, Дед Мороз, новогодняя открытка, маска, рамка-пас парту. Для чего нужны такие задания, если основная программная установка - это развитие творческой самостоятельности, а не работа по предписаниям? Дело в том, что подобный способ позволяет достаточно быстро вооружить детей знаниями и опытом выполнения более сложных приемов конструирования (в частности, в бумага пластике - приемам моделирования объемной формы из плоской заготовки). Все другие пути достижения того же результата потребовали бы неизмеримо больших и в сущности неоправданных затрат времени. А в данном случае, познакомившись с приемом, так сказать, «из рук инструктора», ребенок по готовому результату так или иначе осмысливает его, а в дальнейшем сознательно использует в творческой деятельности. Кроме того, все подобные задания требуют не просто репродуктивного действия, а заставляют осмысленно относиться к работе, и там, где это возможно, стимулируют творчество и целенаправленный поиск. При этом, руководя технологической стороной дела, учитель, как и на других уроках, направляет размышления детей либо по рационально-логическому, либо по художественному типу. Создавая, например, фигурку Деда Мороза, первоклассники на фоне овладения общими для всех приемами бумагопластики, имеют возможность придать изделию оригинальность и художественную выразительность именно за счет творческого использования этих приемов.

 

 

 

 

 

 

3.      СТРУКТУРА УРОКА

От чего же всё-таки зависит структура урока – от количества этапов или  их последовательности? Должны ли они быть всегда одинаковыми или разными? Ответ может быть только один: всё зависит от содержания и поставленных задач.

Каждый этап несет на себе определённую смысловую и эмоциональную нагрузку, а вместе они должны быть связаны и единое, логически стройное целое. Урок не может быть калейдоскопом разрозненных заданий. Как всякий творческий акт он имеет своё начало; развитие и завершение;

1.Организация урока, установление порядка и дисциплины.

2. Подготовка учащихся к практической работе (вступительная беседа, рассказ учигеля);

1.  Практическая работа по изготовлению изделия;

2.           Подведение итогов урока; оценка проделанной работы;

3.            Уборка рабочего места.

Организация урока. Как правило, если не запланировано какой-то необычной процедуры вхождения учеников в класс после перемены, дети сами подходят к своим рабочим местам. В это время дети бывают возбуждены, они ещё не успокоились после перемены. Нужно как-то установить порядок. Есть несколько вариантов. Иногда учитель предлагает проверить, всё ли у них готово к уроку. Либо дать детям постоять несколько секунд возле своих столов или когда детей не придётся успокаивать и дисциплинировать: перед самым звонком учитель ещё за дверью предлагает им тихо войти в класс и занять свои места.

Таким образом, организация урока - необходимый первый структурный элемент урока любого вида и содержания, но проходить он может по-разному.

Подготовка учащихся к предстоящей практической работе. Главное назначение этого этапа - актуализация тех знаний, умений и способностей учащихся: которые будут использоваться, пополняться и развиваться в практической работе; беседа, анализ образцов - аналогов, демонстрирующих возможные образные решения; способы конструирования тех или иных форм; показ отдельных технологических приёмов; музыкальных фрагментов, демонстрация слайдов, чтение стихотворений. Включение в урок элементов игры и занимательности. Не менее распространённым приёмом «подготовки учеников к работе» являются загадки.

Практическая работа по изготовлению изделия школьников может быть реализована в различных организационных формах: индивидуальной или коллективной.

Этап практического изготовления изделия занимает основное время урока. По ходу его учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, помогает справиться с отдельными операциями. Может подсказать какие-то идеи. Даже если ребёнок работает над своим изделием и осуществляет индивидуальный замысел, имеет смысл поддерживать и творческое общение детей, обмен идеями.

Если учитель будет время от времени демонстрировать всем какие-то необычные решения особо удачные идеи отдельных ребят. Во-первых, это создаёт дополнительный стимул для творческих поисков; во-вторых, помогает ученикам не потерять основного направления работы.

Подведение итогов урока оценка проделанной работы. Главный смысл этого этапа урока заключается не в выставлении отметок ученикам. А гораздо важнее другие его содержательные компоненты. Это а) привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений;

б)         повторение и обобщение пройденного на уроке;

в)         формирование умения рассматривать и оценивать произведения друг друга;

г) развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других;

д) формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе.     Чаще других приёмов можно использовать организацию выставки работ учащихся с их коллективным просмотром и обсуждением.

Уборка рабочих мест - каждый ученик должен обязательно привести в порядок рабочие инструменты, собрать со стола мусор и сложить пригодные к дальнейшей работе материалы.

 

 

 

 

 

4.     ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Ориентация на развивающее обучение на уроках технологии поможет студентам, будущим учителям начальных классов в их сложной работе по организации уроков технологии.

Педагогам-методистам, руководителям педагогической практики данный материал поможет в процессе учебной деятельности ориентировать студентов на глубокое и прочное овладение знаниями, их интеграцию в процессе подготовки и прохождения педагогической практики, а так же в процессе самостоятельного профессионального становления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.    ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом.- М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – 336 с.

2.     Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. – М., 2009;

3.     Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей/ Н.М.Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 296 c.

4.     Наш рукотворный мир (от мира природы к миру вещей): Учебник по художественному труду для III класса начальной школы / Конышева Н.М., – М., 2007;

5.     Секреты мастеров: Учебник по художественному труду для IV класса начальной школы / Конышева Н.М., – М., 2008;

6.     Умелые руки: Учебник-тетрадь по художественному труду для I класса начальной школы / Конышева Н.М., – М., 2008;

7.     Чудесная мастерская: Учебник по художественному труду для II класса начальной школы / Конышева Н.М., – М., 2007;

 

 

 

 

 

 

Примерный конспект урока

 

2 класс

Тема урока: Превращения листьев (создание образа по ассоциации).

Задачи урока:

1) формирование умения рассматривать и изучать форму предметов:

2) развитие ассоциативного мышления, умения создавать, художественный образ по ассоциации с формой предмета,

3) формирование приемов создания фронтальной композиции;

4) закрепление приема наклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу.

 

Материалы, инструменты, оборудование

У учащихся: посередине дальнего края стола на подставке сюит учебник «Чудесная мастерская»; засушенные листья в больших плоских коробках и семена (разложены по видам в маленькие коробки) - перед учебником: ближе лежит подкладной лист: цветная бумага и листы макулатуры (10-15 листов размером примерно 1О х 15 см) - в левом дальнем углу, кисточка в подставке и баночка с клеем в правом углу стола.

У учителя: засушенные листья различных форм, окраски и размера, лист бумаги примерно 20x30 см; учебник.

 

Оформление доски

Вверху посредине написана тема урока: «Превращения листьев». Ниже развешены и закрыты шторой образцы-аналоги (композиции из засушенных листьев: сова, жар-птица, бабочки, рыбки в аквариуме).

 

Ход урока

 

Этапы урока

Содержание урока

1. Организационный момент - 1 мин.

Ученики, входят в класс и садятся.

2. Объявление темы урока – 2 мин.

- Посмотрите, на доске записана тема сегодняшнего урока. Прочтите ее название (Дети читают) - Необычная тема, правда? В чем, по-вашему, будет заключатся наша работа? (Дети высказывают предположения. Возможны и ответы такого типа: «Мы будем делать из засушенных листьев картины, в картины их превращать будем...») - Картины из листьев мы в прошлый раз уже делали, однако не называли это превращениями. А вот сегодня появилось это слово - как будто ожидается какое-то    волшебство! Что бы это могло быть? (Возможно, дети догадаются и скажут, например: «Будем превращать листья в разных зверей», Если нет, то учитель обозначает тему сам.) - Превратить - это значит  изменить образ. Вот и нам предстоит превратить простые засушенные листья в какой-то образ. Попробуем угадать: может быть, в них кто-то спрятан, и мы поможем ему освободиться. Мы должны быть особенно внимательными и чуткими.

3. Работа с учебником. Анализ образцов-аналогов – 7 мин.

Откройте учебник на с. 36. Читаем текст, начиная с заглавия. (Несколько учеников по очереди читают текст  вслух. Учитель по ходу чтения предлагает рассмотреть образцы, о которых упоминается в тексте. Затем он открываем образцы-аналоги на доске и обращает внимание лелей на то, на сколько удачно угадан образ каждою листка в композициях.) - Закройте книги и поставьте их в подставки. (В это, время учитель вновь закрывает образцы па доске ).

4. Упражнения. Тренировка ассоциативного мышления - 5 мин

- Давайте посмотрим, легко ли быть волшебниками. (Учитель по очереди показывает детям один-два листка в равных положениях, прикладывая их к листу бумаги, а ученики рассматривают и пытаются угадать, на что они похожи. Несколько учеников называют увиденные образы, остальные оценивают их точность, оригинальность. Учитель руководит процессом примерно так: «Да, действительно этот листик в таком положении похож на мордочку собачки: вот эти верхние зубцы - как будто два уха висят по бокам, а снизу мелкие зубчики похожи на свисающую шерсть. Что еще надо будет добавить, чтобы окончательно превратить этот листик в собачку? Верно, глаза. Из чего их можно сделать? Из маленьких цветков? Пожалуй. Или из желудевых шляпок». Демонстрирует).

5. Практическая работа учащихся:

1) подбор листьев, создание образа – 7 мин

2) приклеивание листьев 15 мин.

- Теперь внимательно рассмотрите те листья, которые есть у вас. В кого или во что их можно превратить? Отобранные для работы листья и семена разместите на бумаге подходящего цвета так, чтобы получилась выразительная композиция. Ничего не приклеивайте, я сначала пройду и посмотрю все работы. (Дети создают свои композиции, а учитель проходит по классу и по необходимости оказывает индивидуальную помощь.) - Все справились с первой частью работы; превращения  получились очень интересные. Теперь надо довести работу до конца. Что необходимо сделать, чтобы наши творения не рассыпались, не исчезли? Верно, приклеить листья и семена. Вспомните, на прошлом уроке мы уже познакомились с правилами этой работы. Что нам об этом известно? (Дети, вероятно, вспомнят, что лист намазывают клеем с изнаночной стороны, предварительно подложив под него сухую газетную бумагу. Затем лист прикладывают на свое место в композиции и осторожно притирают через другой кусочек бумаги. Обращаться с листьями нужно  особенно осторожно, так как они очень хрупкие.) - Составленную композицию старайтесь не разрушать из нее по очереди берите детали и приклеивайте их на свои места. (В процессе работы учитель оказывает детям по необходимости индивидуальную помощь. Пока ученики завершают работу, учитель снимает с доски образцы-аналоги).

6. Выставка и оценка работ – 5 мин.

По мере готовности изделий учитель закрепляет их на доске магнитами - Посмотрим, насколько удачно мы сегодня поработали волшебниками. Какие из представленных здесь превращении кажутся вам наиболее удачными и интересными? Почему? Учитель старается еще раз привлечь внимание детей к точному и оригинальному «обыгрыванию» исходных форм) - Ваши работы до конца дня будут на стенде, вы сможете рассмотреть их более внимательно

Подведение итогов урока -3 мин.

- Как вы думаете, любой листочек можно превратить во что угодно или нет? Как угадать, кто в нем спрятан   (Обобщая ответы детей, учитель подводит их к выводу, необходимо внимательно рассмотреть, изучить   природную форму и только после этого решить, что из нее можно сделать). - Чему же мы сегодня научились. (Внимательно рассматривать листья, угадывать, кто в них спрятан, и освобождать эти образы.) - А еще я хочу добавить, что вы стали более аккуратно работать ни один хрупкий листочек у нас сегодня не сломался и не порвался. Для волшебников это особенно важно.

8. Уборка рабочих мест

Урок окончен. Все выходят из класса, чтобы  дежурные могли начать уборку.

 

 

 

Методический анализ урока технологии

 

Обычно рекомендуемся проводить анализ урока в два этапа.

На первом этапе урок анализирует и оценивает сам учитель. Прежде всего он еще раз называет его тему и задачи. Затем в общих чертах излагает, какая программа действий была намечена для достижения поставленных задач, обосновывает задуманную структуру урока, логику переходов от одною этапа к другому.

После этого он сравниваем запланированный ход урока с реальным течением, анализирует причины отступлений от первоначальною замысла, обосновывает достижения и неудачи.

При этом можно опираться на следующие вопросы:

1.   Что из задуманного удалось осуществить лучше всего?

2.                         Какие моменты на уроке оказались неожиданными?

3.                        На сколько успешно удалось сориентироваться в неожиданной ситуации?

4.                        Какие выводы можно сделать из этого для последующей работа?

5.                        Все ли вопросы и задания, обращенные к детям, были грамотно и четко сформулированы?

6.                        Заметил ли учитель какие-либо свои ошибки, в том числе речевые?

7.                         Что не удалось и почему (произошло отступление от запланированных действий или были какие-то другие причины)?

8.                         Выполнены ли поставленные задачи? Из каких фактов можно сделать заключение об этом?

 

Второй этап методического анализа урока - обсуждение его коллегами: студентами, учителем, методистом.

Можно предложить провести обсуждение по следующим вопросам:

1.   К какому виду может быть отнесен данный урок по содержанию (художественный, рационально-логический или урок формирования практическою навыка)?

2.                        Насколько целесообразно сформулированы задачи урока? Соответствуют ли они виду данного урока?

3.                        Соответствует ли запланированная система действий учителя виду урока и поставленным задачам?

4.                        Насколько реальные действия учителя на уроке адекватны тому, что было первоначально запланировано? Насколько удачны предпринятые отступления от замысла?

5.                        Какие задания на уроке носили репродуктивный, а какие творческий характер, насколько они были целесообразны? Какие развивающие моменты урока можно отметить?

6.                         Насколько целесообразны использованные на уроке формы организации работы учащихся?

7.   Какова общая оценка речи учителя (ее правильность, точность, выразительность; владение специальными понятиями и уместность их использования)?

8.                        Какова общая оценка поведения и деятельности учителя на уроке (уровень интеллигентности, умение управлять классом, доброжелательность, требовательность, компетентность, артистизм)?

9.                        Удалось ли учителю установить контакт с детьми, следить за логикой их ответов и учитывать суждения учеников в диалоге?

10.  Имело ли место на уроке формирование у учеников внимательного, заинтересованного и участливого отношения друг к другу? В чем это выражалось?

11.  Насколько в целом решены поставленные задачи? Каковы основания для этого суждения? Какими могут быть пожелания учителю?

 

 

 

 

 

        ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

 

Беседы и лабораторные работы на уроках по теме «Бумага и картон»

 

Бумага — это искусственный материал, придуманный и сделанный людьми из материалов, которые они находят в окружающей природе.

Тетрадная, промокательная, обложечная, обойная изготавливается из древесины ели (рассказать способ изготовления).

 

Опыт 1. Почему перед тем, как разорвать лист бумаги, если нам нужно, чтобы края были ровные, прямые — лист бумаги обязательно надо согнуть?

Сложить лист пополам, провести по сгибу гладилкой или ногтем. Расправить лист и разорвать. Бумага разорвется по краям линии сгиба. Почему? Потому что, когда мы согнули, а затем пригладили линию сгиба, мельчайшие волоконца разломались, разрушились связи между ними. И лист точно разорвется по прямой линии.

 

Опыт 2. Определение направления волокон в бумаге.

Взять лист бумаги квадратной формы, разметить буквами АА, ББ. Взять пальцами края листа и начать разрывать лист по направлению от А до А, затем также от А до Б. Сравнить линии разрыва, какие они разные. В одном случае линия разрыва очень неровная. Почему это так?

В том случае, когда линия разрыва оказывается почти прямой — мы разрывали бумагу вдоль волокон. Это получается потому, что при прокате листа под валами (каландрами) волокна устанавливались сами вдоль листа по движению сетки. Значит, когда нам нужно ровнее разорвать, лист бумаги, надо сначала определить направление волокон, а потом разрывать; сгибать или складывать вдоль листа, а не поперек.

 

Опыт 3. Почему намоченная бумага гораздо легче рвется, чем сухая?

Возьмем полоску бумаги, разрежем пополам, одну часть оставим сухой, а другую смочим водой, К нижней части сухой полоски осторожно подвесим предмет весом 200 грамм, полоска выдержит. Если намочим бумагу — она расползется.

Это происходит потому, что в составе наполнителей бумажной массы есть клеи.

Чем быстрее он растворяется в воде, в которой мы смачиваем бумагу, тем быстрее волоконца древесины, из которой сделана бумага, расползаются, т. к. перестают быть связанными между собой.

 

Опыт 4. Почему при оклеивании бумагой разных изделий или при наклеивании сравнительно больших деталей из бумаги, картона или других материалов на бумаге появляются морщины?

Чтобы предотвратить появление морщин, надо хорошо знать свойства бумаги. Смажем клеем изнанку бумаги, влага проникнет в глубь листа и встретит в некоторых местах волоконца древесины, в других — наполнители:

краску, мел; лист бумаги не однороден, отдельные поверхности вспучиваются, другие остаются в прежнем состоянии. Бумага несколько растягивается — поэтому сомнется.

Намажем клейстером бумагу и оставим сушиться, после сушки бумага приобретет вид «булыжная мостовая», а если этот лист сушить под прессом, то примет вид пресса.

 

Опыт 5. Сравним бумагу и картон. Разорвем кусок картона в продольном и в поперечном направлениях, линия разрыва получится неправильной формы. Но если перед этим согнуть лист картона и прогладить его, линия разрыва становится ровней.

Это происходит потому, что волокна древесины, которые составляют вещество картона, надломлены по прямой линии и легко разрываются. В картоне волоконца расположены в несколько слоев, один над другим. Поэтому в картоне можно разрезать верхние слои, а нижние оставить целыми - это позволяет легко согнуть картон.

 

Опыт 6. Окрашивание картона и бумаги цветными карандашами.

Раскрашивая бумагу или картон карандашами, мы вводим в поры листа тонко натертый графит.

 

Опыт 7. Окрашивание бумаги акварельной краской.

Если бумага проклеенная, краска растекается; можно остановить это растекание, если карандашом провести контуры какой-нибудь фигуры — дело в том, что карандаш оставляет после себя вмятину на поверхности. Лучше окрасится бумага, если ее предварительно намочить.

 

Опыт 8. Как окрасить бумагу с двух сторон?

Кистью окрашивать довольно трудно. Лучше окунуть лист бумаги в раствор краски. Растворить порошок анилиновой краски в воде, окунуть лист и повесить сушить, закрепив с двух сторон. Высушенный лист выгладить не очень горячим утюгом.

 

Опыт 9. Можно ли сделать бумагу прозрачной?

Смазать лист керосином или подсолнечным маслом. Чтобы бумага была несгораемой, ее надо намочить раствором квасцов.

 

Беседы и опыты на уроках по работе с тканью и волокнистыми материалами

 

Опыт 1. Возьмем маленький кусочек ваты, посмотрим на нее через лупу. Увидим очень много мельчайших переплетающихся между собой волокон. Раздвигаясь, эти волокна словно сцепляются, держатся друг за друга, сцепляют одну нить с другой, образуются мельчайшие переплетения.

 

Опыт 2. Сделаем нитку из ваты, в разных местах — разной толщины. Неровная нить легко рвется в тех местах, где она тоньше. И все же эта нить обладает прочностью, на ней можно подвесить любой предмет.

Взвесим предмет, который обрывает нить, — это будет прочность на разрыв, определяемая в граммах. Сравнить прочность самодельной и фабричной нитки.

Фабричные нитки прочнее это объясняется тем, что на фабриках нитки вытягивают машиной с постоянной скоростью и точно рассчитанным усилием. Чтобы получить более прочные нитки, несколько нитей перекручивают вместе. Прочность фабричных нитей объясняется еще и тем, что нитки мерсеризуют, т. е. обрабатывают особым образом, волоконца тесней прижимаются друг к другу.

 

Опыт 3. Как сделать прочнее нить?

1. Можно намочить нить и прогладить ее по длине.

2. Сплести нити в косичку.

3.Несколько косичек сплести вместе, получится шнур.

 

Опыт 4. Можно ли на ощупь различить лицо и изнанку ткани?

У лицевой стороны — поверхность более шелковистая, изнанка — более шероховатая, менее красивая, иногда не окрашенная. Сравним разные ткани по переплетению нитей. Одни ткани просвечиваются, другие совсем не просвечиваются.

Чем более тесно прижаты отдельные нити в ткани друг к другу, тем плотнее ткань.

 

Опыт 5. Почему зимой люди одеваются в одежду из плотных тканей, а летом — в тонкие, просвечивающие? Воздух просто проходит через мельчайшие отверстия между переплетениями тканей, ткани пропускают воздух. И чем плотнее ткань, тем больше она задерживает воздух. Нагреваясь от теплоты человеческого тела, воздух не проходит наружу, и человеку бывает теплее в одежде из плотной ткани. И если очень жарко, то плотная одежда не пускает накаленный воздух к телу.

 

Беседы и лабораторные работы, знакомящие с пластмассами

 

Из древесины, обработанной химическими способами на фабриках искусственных материалов, получают много новых замечательных веществ — пластических масс. Из пластмасс делают игрушки. Из нитей ткут материи для одежды, выделывают чулки, но они не пропускают воздух. Сейчас в нити искусственных волокон вплетают и нити из обычных материалов. Можно изготовлять пластмассы с самыми разнообразными назначенными свойствами.

Целлофан — прозрачная бумага, можно окрасить в любые цвета. Очень удобны прозрачные клеенчатые полиэтиленовые пленки. Из них делают пакеты, кульки и т. д. Их можно мыть, но они не пропускают воду. Их можно изготавливать в огромных количествах и любых размеров.

Органическое стекло — «плексиглас», его изготавливают в виде пластин и брусков, можно выпиливать любые фигуры.

Пенопласт — легкий как пух, твердый как дерево, не пропускает тепло и не проводит электрический ток.

Поролон — мягкий и тянущийся, как резиновая губка. Делают подушки, коврики. Они не горят, не пропускают тепло, окрашиваются в любой цвет. Они не пахнут, их легко резать, они прочны.

Все эти материалы существуют недавно. Их изобрели и сделали ученые, инженеры, мастера и рабочие-химики, на химических заводах и в лабораториях.

Они изобретут и сделают еще много пластических масс с самыми разнообразными свойствами, какие только понадобятся людям.

Опыт. Сравните кусочки пластмасс, которые имеются в классе. Составить коллекцию пластмасс. Расположить прозрачные и непрозрачные материалы, мягкие и твердые, губчатые и плотные, нити и ткани из искусственных пластических масс. Нарисовать картины, показывающие, что делают из каждого образца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Министерство образования и науки российской федерации

Министерство образования и науки российской федерации

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Предисловие ………………………………………………………

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Предисловие ………………………………………………………

ПРЕДИСЛОВИЕ Будущему учителю очень важно разобраться в тех научных позициях, которые определяют отбор специфического содержания уроков технологии в начальной школе

ПРЕДИСЛОВИЕ Будущему учителю очень важно разобраться в тех научных позициях, которые определяют отбор специфического содержания уроков технологии в начальной школе

Классификация уроков по содержанию работы

Классификация уроков по содержанию работы

Если эти средства превратятся только в набор технических приемов и правил, то сразу же, автоматически, станут безразличными к этому содержанию, что лишит работу учащихся всякого…

Если эти средства превратятся только в набор технических приемов и правил, то сразу же, автоматически, станут безразличными к этому содержанию, что лишит работу учащихся всякого…

С учетом этого в альбоме дана соответствующая наглядность: цветовой круг, уменьшенная модель птицы, по которой ученики определяют общее количество и порядок расположения перьев; даны также…

С учетом этого в альбоме дана соответствующая наглядность: цветовой круг, уменьшенная модель птицы, по которой ученики определяют общее количество и порядок расположения перьев; даны также…

Но подобные задания и направлены на расширение этого опыта

Но подобные задания и направлены на расширение этого опыта

А в таких изделиях, например, как игольница, записная книжка, подставка для кисти основной смысл заключается в их полезной функции

А в таких изделиях, например, как игольница, записная книжка, подставка для кисти основной смысл заключается в их полезной функции

Учитель может подобрать какой-либо дополнительный материал, помогающий лучше раскрыть тему урока, но это не обязательное требование

Учитель может подобрать какой-либо дополнительный материал, помогающий лучше раскрыть тему урока, но это не обязательное требование

Классификация уроков по характеру познавательной деятельности учащихся

Классификация уроков по характеру познавательной деятельности учащихся

Еще чаще в пособиях по трудовому обучению можно встретить так называемые «творческие задания» или специальные «странички творчества», в которых «творчество» как бы механически присоединяется ко…

Еще чаще в пособиях по трудовому обучению можно встретить так называемые «творческие задания» или специальные «странички творчества», в которых «творчество» как бы механически присоединяется ко…

Говоря о творчестве, следует, прежде всего, обратить внимание на такие работы, в которых младший школьник активно разрабатывает изделие, сообразуясь с поставленной задачей

Говоря о творчестве, следует, прежде всего, обратить внимание на такие работы, в которых младший школьник активно разрабатывает изделие, сообразуясь с поставленной задачей

Можно подумать, что различия между описанными двумя занятиями самые незначительные; во всяком случае, и на том, и на другом ученики часть работы выполняют самостоятельно

Можно подумать, что различия между описанными двумя занятиями самые незначительные; во всяком случае, и на том, и на другом ученики часть работы выполняют самостоятельно

Скажем, ребенку следует составить композицию по какой-то теме (например, «Праздничный салют» или «Весна идет!»)

Скажем, ребенку следует составить композицию по какой-то теме (например, «Праздничный салют» или «Весна идет!»)

Например, конструируя «игрушки-небывальщины» («Чудесная мастерская», с

Например, конструируя «игрушки-небывальщины» («Чудесная мастерская», с

СТРУКТУРА УРОКА От чего же всё-таки зависит структура урока – от количества этапов или их последовательности?

СТРУКТУРА УРОКА От чего же всё-таки зависит структура урока – от количества этапов или их последовательности?

Если учитель будет время от времени демонстрировать всем какие-то необычные решения особо удачные идеи отдельных ребят

Если учитель будет время от времени демонстрировать всем какие-то необычные решения особо удачные идеи отдельных ребят

ЛИТЕРАТУРА 1. Геронимус

ЛИТЕРАТУРА 1. Геронимус

У учителя: засушенные листья различных форм, окраски и размера, лист бумаги примерно 20x30 см; учебник

У учителя: засушенные листья различных форм, окраски и размера, лист бумаги примерно 20x30 см; учебник

Да, действительно этот листик в таком положении похож на мордочку собачки: вот эти верхние зубцы - как будто два уха висят по бокам, а снизу…

Да, действительно этот листик в таком положении похож на мордочку собачки: вот эти верхние зубцы - как будто два уха висят по бокам, а снизу…

Подведение итогов урока -3 мин

Подведение итогов урока -3 мин

Насколько целесообразно сформулированы задачи урока?

Насколько целесообразно сформулированы задачи урока?

Почему? Потому что, когда мы согнули, а затем пригладили линию сгиба, мельчайшие волоконца разломались, разрушились связи между ними

Почему? Потому что, когда мы согнули, а затем пригладили линию сгиба, мельчайшие волоконца разломались, разрушились связи между ними

Это происходит потому, что волокна древесины, которые составляют вещество картона, надломлены по прямой линии и легко разрываются

Это происходит потому, что волокна древесины, которые составляют вещество картона, надломлены по прямой линии и легко разрываются

Опыт 3 . Как сделать прочнее нить? 1

Опыт 3 . Как сделать прочнее нить? 1

Все эти материалы существуют недавно

Все эти материалы существуют недавно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2020