Методика проведения факультативных занятий
Оценка 4.8

Методика проведения факультативных занятий

Оценка 4.8
pptx
28.05.2023
Методика проведения факультативных занятий
Методика проведения факультативных занятий_102248(1).pptx

Тема: Методика проведения факультативных занятий

Тема: Методика проведения факультативных занятий

Тема:
Методика проведения факультативных занятий

Подготовила:
Махноза Шарифова

Факультативные занятия – форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их…

Факультативные занятия – форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их…

Факультативные занятия – форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также повышение познавательной деятельности учащихся.

Задачи и специфика факультативов

Задачи и специфика факультативов

Задачи и специфика факультативов

Факультативное изучение литературы начинается в 9 классе, когда интересы школьников уже определились, а их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. Факультативные занятия нужны для углубления знаний учащихся ,развития их интересов и способностей; они содействуют профессиональной ориентации будущих работников литературы, учителей-словесников, библиотекарей, литературоведов, журналистов. Выпускники школы, участвовавшие в факультативном изучении литературы, в какой бы сфере ни работали, обычно сохраняют высокую читательскую активность и культуру.

Участие школьников в факультативах - дело добровольное как и во внеклассной работе

Участие школьников в факультативах - дело добровольное как и во внеклассной работе

Участие школьников в факультативах - дело добровольное как и во внеклассной работе . Перед каждым старшеклассником открывается возможность углубленно заниматься тем, что его влечет. В школах имеются факультативы по разным предметам, тот или иной выбирается в начале учебного года. Но выбор должен быть продуманным: факультативная группа (от 15 до 25 человек) сохраняется в течение всего учебного года. Занятия идут по расписанию, как и уроки(35 часов в год, одно занятие в неделю), ведется журнал занятий.

Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибальная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить…

Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибальная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить…

Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибальная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории – на уроке, на вечере, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного открытия – все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.

На факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению

На факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению

На факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению.

Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения , его жизнь на сцене и на экране, интерпретации литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре, музыке, в искусстве режиссера и актера

В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы

В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы

В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы. 



Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.

Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.

Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.

Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности

Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности



Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.



Умение правильно читать художественный текст.



Умение соотнести характер чтения со стилем писателя


Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного.



Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи, и т.д.

Виды заданий на факультативных занятиях

Виды заданий на факультативных занятиях

Виды заданий на факультативных занятиях.

Составление текстов

Аналитическая беседа по тексту произведения

Работа с хронологической таблицей.

Комментирование текста

Выразительное чтение текста

Применение наглядных пособий, аудиовизуальной техники:

Основные виды работ на разных этапах факультативных занятий

Основные виды работ на разных этапах факультативных занятий

Основные виды работ на разных этапах факультативных занятий

Работа над публицистической и критической статьей

Сообщения и доклады

Заочные экскурсии

Этапы работы факультативных занятий

Этапы работы факультативных занятий

Этапы работы факультативных занятий

Первый этап – подготовительный, на котором определяются задачи факультатива, намечается план его работы, дается общая характеристика проблемы, выделяются частные вопросы, распределяются задания между учащимися, даются предварительные рекомендации по оформлению и подготовке выступлений на факультативе. Главное на этом этапе – настроить учеников на интересную и серьезную работу, доказать им, что в ней является основным.

Второй этап – главный, в ходе которого школьники знакомятся с конкретными произведениями, проблемами, ведут активную творческую работу, объем которой зависит от конкретных целей занятий.

Третий этап – заключительный – представляет собой подведение итогов работы учащихся на факультативе

Третий этап – заключительный – представляет собой подведение итогов работы учащихся на факультативе

Третий этап –

заключительный – представляет собой подведение итогов работы учащихся на факультативе.

Чрезвычайно актуальным является вопрос о самой организации, методических формах и приемах проведения факультативных занятий

Чрезвычайно актуальным является вопрос о самой организации, методических формах и приемах проведения факультативных занятий

Чрезвычайно актуальным является вопрос о самой организации, методических формах и приемах проведения факультативных занятий. Они не должны повторять поурочное занятия. Учителю необходимо заботиться о том, чтобы они были разнообразными, интересными, чтобы предпочтение отдавалось самостоятельной, поисковой и творческой работе учащихся. Поскольку изучение литературы на факультативе базируется в основном на самостоятельных формах работы его участников, это приближает специфику и методику их проведения к методике высшей школы. Выбор конкретной методической формы проведения факультатива обуславливается и психолого-возрастными особенностями учащихся, их познавательными возможностями, самой тематикой факультатива, конкретными целями его проведения.

Современный школьник сталкивается с самой разнообразной культурной информацией

Современный школьник сталкивается с самой разнообразной культурной информацией

Современный школьник сталкивается с самой разнообразной культурной информацией. Радио, телевидение, кино, театр с большой силой воздействуют на читательские интересы школьников, часто определяют круг и характер внеклассного чтения учащихся. Редкие уроки внеклассного чтения не в состоянии охватить все необходимые ученикам вопросы, связанные с восприятием искусства. В значительной мере этому расширению горизонта знаний в области искусства способны помочь факультативные занятия в старших классах. Их содержание, настроение, методическое воплощение требует внимания учителей-словесников В качестве темы для факультатива надо избирать не частный, как это порой бывает, а существенный для идейного и эстетического развития школьников вопрос, который объединяет все занятия факультатива общей и содержательной мыслью . При этом характер проблемы, центральной для факультатива, необходимо соотнести с уровнем, возможностями читательского восприятия школьников, с кругом вопросов, их интересующих.

К основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях относятся: беседы, лекции ,

К основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях относятся: беседы, лекции ,

К основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях относятся:
беседы, 
лекции
Практические занятия 
 семинары. 

Беседа Лекция Практические занятия требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) учителя служит введением и заключением…

Беседа Лекция Практические занятия требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) учителя служит введением и заключением…

Беседа 

Лекция 

Практические занятия

требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек)

учителя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал.

имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе повторения и обобщения теоретико- литературных знаний;

Семинары –форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями,…

Семинары –форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями,…

Семинары –форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара.

На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы: беседа и лекции носят по-преимуществу фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и…

На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы: беседа и лекции носят по-преимуществу фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и…

На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы: беседа и лекции носят по-преимуществу фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и диспутах применяются, кроме того, индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.

Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников

Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников

Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать индивидуальные умения школьников, а так же знакомить их с библиографией по теме: 2-3 учебных часа в факультативном курсе учитель должен отвести на фронтальные занятия, связанные с техникой подготовки сообщения, доклада, реферата, с библиографической информацией, формированием библиотечных и библиографических навыков.

Так, например, приступая к изучению творчеству

Так, например, приступая к изучению творчеству

Так, например, приступая к изучению творчеству Пушкина на факультативе в 9 классе, учитель в целях научно-библиографической информации проведет визуальное знакомство учеников с научными изданиями сочинений Пушкина, даст характеристику пушкинских библиографических и специальных справочников и словарей, образцов научных исследований творчества поэта, научно-популярных и художественно-исторических книг о Пушкине. Занятия по современной литературе советского периода в 11 классе учитель начнет вступительной лекцией или беседой, которые желательно предварить читательской анкетой, выявляющей круг чтения одиннадцатиклассников в области современной литературы, их литературные интересы и предпочтения, степень знакомства с текущей литературной периодикой. На основе анкетных данных учитель даст основные ориентиры для знакомства с современной литературой; назовет выдающиеся произведения последних лет, а также продемонстрирует ученикам современные литературные журналы, охарактеризует их, покажет массовые издания типа “Литературной газеты”, “Роман-газеты” и т.д.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2023