Факультативные занятия – форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также повышение познавательной деятельности учащихся.
Задачи и специфика факультативов
Факультативное изучение литературы начинается в 9 классе, когда интересы школьников уже определились, а их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности стремительно возрастает. Факультативные занятия нужны для углубления знаний учащихся ,развития их интересов и способностей; они содействуют профессиональной ориентации будущих работников литературы, учителей-словесников, библиотекарей, литературоведов, журналистов. Выпускники школы, участвовавшие в факультативном изучении литературы, в какой бы сфере ни работали, обычно сохраняют высокую читательскую активность и культуру.
Участие школьников в факультативах - дело добровольное как и во внеклассной работе . Перед каждым старшеклассником открывается возможность углубленно заниматься тем, что его влечет. В школах имеются факультативы по разным предметам, тот или иной выбирается в начале учебного года. Но выбор должен быть продуманным: факультативная группа (от 15 до 25 человек) сохраняется в течение всего учебного года. Занятия идут по расписанию, как и уроки(35 часов в год, одно занятие в неделю), ведется журнал занятий.
Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: пятибальная система обычно не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории – на уроке, на вечере, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного открытия – все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания.
На факультативных занятиях основное внимание уделяется художественному произведению.
Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение творческой истории произведения , его жизнь на сцене и на экране, интерпретации литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре, музыке, в искусстве режиссера и актера
В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы.
Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении.
Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств.
Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.
Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.
Умение правильно читать художественный текст.
Умение соотнести характер чтения со стилем писателя
Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать и понять концепцию прочитанного.
Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи, и т.д.
Этапы работы факультативных занятий
Первый этап – подготовительный, на котором определяются задачи факультатива, намечается план его работы, дается общая характеристика проблемы, выделяются частные вопросы, распределяются задания между учащимися, даются предварительные рекомендации по оформлению и подготовке выступлений на факультативе. Главное на этом этапе – настроить учеников на интересную и серьезную работу, доказать им, что в ней является основным.
Второй этап – главный, в ходе которого школьники знакомятся с конкретными произведениями, проблемами, ведут активную творческую работу, объем которой зависит от конкретных целей занятий.
Чрезвычайно актуальным является вопрос о самой организации, методических формах и приемах проведения факультативных занятий. Они не должны повторять поурочное занятия. Учителю необходимо заботиться о том, чтобы они были разнообразными, интересными, чтобы предпочтение отдавалось самостоятельной, поисковой и творческой работе учащихся. Поскольку изучение литературы на факультативе базируется в основном на самостоятельных формах работы его участников, это приближает специфику и методику их проведения к методике высшей школы. Выбор конкретной методической формы проведения факультатива обуславливается и психолого-возрастными особенностями учащихся, их познавательными возможностями, самой тематикой факультатива, конкретными целями его проведения.
Современный школьник сталкивается с самой разнообразной культурной информацией. Радио, телевидение, кино, театр с большой силой воздействуют на читательские интересы школьников, часто определяют круг и характер внеклассного чтения учащихся. Редкие уроки внеклассного чтения не в состоянии охватить все необходимые ученикам вопросы, связанные с восприятием искусства. В значительной мере этому расширению горизонта знаний в области искусства способны помочь факультативные занятия в старших классах. Их содержание, настроение, методическое воплощение требует внимания учителей-словесниковВ качестве темы для факультатива надо избирать не частный, как это порой бывает, а существенный для идейного и эстетического развития школьников вопрос, который объединяет все занятия факультатива общей и содержательной мыслью . При этом характер проблемы, центральной для факультатива, необходимо соотнести с уровнем, возможностями читательского восприятия школьников, с кругом вопросов, их интересующих.
Беседа | Лекция | Практические занятия |
требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10-15 человек) | учителя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал. | имеют, как правило, тренировочный характер, они способствуют развитию сложных литературных умений учащихся на основе повторения и обобщения теоретико- литературных знаний; |
Семинары –форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся при работе над художественным текстом, научной и критической литературой; на семинарах создаются благоприятные условия для обмена мнениями, для дискуссии. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово учителя по общим проблемам семинара.
На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы: беседа и лекции носят по-преимуществу фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и диспутах применяются, кроме того, индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.
Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учеников. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль учителя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учеников нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны учителя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать индивидуальные умения школьников, а так же знакомить их с библиографией по теме: 2-3 учебных часа в факультативном курсе учитель должен отвести на фронтальные занятия, связанные с техникой подготовки сообщения, доклада, реферата, с библиографической информацией, формированием библиотечных и библиографических навыков.
Так, например, приступая к изучению творчеству Пушкина на факультативе в 9 классе, учитель в целях научно-библиографической информации проведет визуальное знакомство учеников с научными изданиями сочинений Пушкина, даст характеристику пушкинских библиографических и специальных справочников и словарей, образцов научных исследований творчества поэта, научно-популярных и художественно-исторических книг о Пушкине. Занятия по современной литературе советского периода в 11 классе учитель начнет вступительной лекцией или беседой, которые желательно предварить читательской анкетой, выявляющей круг чтения одиннадцатиклассников в области современной литературы, их литературные интересы и предпочтения, степень знакомства с текущей литературной периодикой. На основе анкетных данных учитель даст основные ориентиры для знакомства с современной литературой; назовет выдающиеся произведения последних лет, а также продемонстрирует ученикам современные литературные журналы, охарактеризует их, покажет массовые издания типа “Литературной газеты”, “Роман-газеты” и т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.