Методика проведения занятий по направлению «Сельскохозяйственные технологии».
1. Цель предмета «Технология» по направлению «Сельскохозяйственные технологии»: формирование у школьников сельскохозяйственной грамотности, которая подразумевает освоение технологий получения двух-трех видов наиболее распространенной в регионе растениеводческой продукции в условиях школьного учебно-опытного участка или личного подсобного хозяйства, а применительно к животноводству — знание технологического цикла получения основных видов животноводческой продукции и умение выполнять основные технологические приемы ухода за животными, соответствующие возрастным возможностям учеников.
2. Новизной в направлении «Сельскохозяйственные технологии» является направленность содержания обучения на реализацию предусмотренной стандартом программы воспитания и социализации учащихся.
Расширение учебно-материальной базы обучения за счет личных подсобных и фермерских хозяйств родителей учащихся поможет разнообразить виды деятельности детей, повысить уровень самостоятельности. Родители будут являться главными помощниками и контролерами в данной деятельности, это моет сплотить семью и школу. Выполнение социально ориентированных сельскохозяйственных проектов расширит кругозор и поможет детям в будущем определиться с профессией.
Технологическая направленность обучения поможет разобраться в тонкостях технологического процесса получения различной продукции.
3. Отделы учебно-опытных участков
Отдел плодово-ягодных культур состоит из сада, ягодников, питомника, где предусматривается сортоиспытание и опыты с этими культурами.
В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данного региона, проводятся опыты по агротехнике выращивания культур, практические работы.
В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения, с ними ставятся опыты и рассматриваются различные типы декоративного озеленения.
В коллекционном отделе возделываются представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений, лекарственные, медоносные, дикорастущие растения, новые для данной местности культуры, проводятся опыты с ними.
В отделе биологии выращиваются разнообразные виды растений, необходимые при изучении курса ботаники. Здесь имеются подотделы:
• внешнее строение цветковых растений (морфология), здесь выращиваются растения, на которых можно изучить типичные формы внешнего строения корня, листа, стебля, цветка, соцветия и плода;
• систематики цветковых растений, где выращиваются основные представители семейств, предусмотренных программой (злаковые, лилейные, розоцветные, пасленовые, бобовые, крестоцветные, сложноцветные);
• генетики и селекции (для демонстрации явлений изменчивости и наследственности, искусственного и естественного отбора, законов Г. Менделя).
• В экологическом отделе целесообразно иметь различные группы растений, изучаемых в школьной программе биологических дисциплин: светолюбивые и теневыносливые, засухоустойчивые и влаголюбивые. Размещают растения этого отдела свободными группами, с учетом необходимых условий для их жизни. В этом отделе может быть создан искусственный водоем, альпийская горка и т.д.
• Отдел начальных классов состоит из делянок, на которых учащиеся выращивают сельскохозяйственные культуры и другие растения, в соответствии с программой по технологии и природоведению. Проводятся элементарные опыты.
• В дендрологическом отделе создается коллекция древесных и кустарниковых растений, создается «экологическая тропа». При недостаточной площади участка, отдел должен быть представлен питомником.
• В отделе с региональным компонентом рекомендуется создать коллекции из местных дикорастущих лекарственных, пищевых, редких и исчезающих растений, медоносов и т.д. Здесь можно создать естественный фитоценоз присущий данному региону.
• Защищенный грунт при УОУ создается для выращивания рассады овощных и цветочных культур.
• В производственном отделе выращивают сельскохозяйственную продукцию для школьной столовой.
• В зоологическом отделе, в зависимости от местных условий, можно иметь крольчатник, птичник, пасеку и т.д.
• На географической площадке устанавливается метеорологическая будка, осадкомер, флюгер и другое оборудование.
• «Зеленый класс» предназначен для учебно-практических занятий и оснащен учебно-наглядными пособиями и учебным оборудованием.
4. «Исследование» - это («следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо.
5. Характеристика этапов конструирования логики исследования
Различают три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.
Первый этап исследования - постановочный — выбор области исследования, определение проблемы, уточнение темы исследования, предварительная формулировка гипотезы и задач исследования. Любое научное исследование начинается с определения проблемы: теоретического или практического вопроса, ответ на который вам неизвестен и на который нужно ответить.
Второй этап научной работы — собственно исследовательский. Прежде всего он связан с выбором методов исследования. Собственно исследование начинается с изучения литературных источников и обобщения опыта практической деятельности. Анализ источников необходим для изучения различных теорий, подходов в отечественной и зарубежной теории и практике.
Однако для построения теории ученые используют такие известные в педагогике и социологии методы, как наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение творческих работ детей, изучение их личных дел и др.
Важным завершающим этапом исследовательской работы ученого должно быть оформление результатов научного исследования. это — курсовые и дипломные работы, защита диссертации, патент на научное изобретение или открытие, научные издания: монографии, учебные пособия, методические рекомендации, отчеты, доклады, книги, внедрение результатов в практику.
6. «Объект» и «предмет» исследования.
С. И. Ожегов: «Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность. Объект изучения». «Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».
Предмет— это то, что находится в рамках, в границах объекта.
Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему.
Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
7. Пример объекта и предмета исследования в растениеводстве и животноводстве.
Область |
Объект исследования |
Предмет исследования |
животноводство |
Организация жизнеобеспечения; |
Расчет количества корма для стада |
|
организация стойлового содержания; |
Организация питьевого режима в коровнике |
|
процесс выращивания молодняка; |
Условия содержания телят после рождения |
|
процесс кормления |
Питательный состав корма для увеличения веса животного |
растениеводство |
проектирование севооборота; |
изучение влияния основных полевых культур и севооборотов на отдельные показатели плодородия почвы; |
|
способы высева; |
влияние норм высева на показатели урожайности и качества различных гибридов культуры |
|
технологии возделывания культур |
Возделывание ранней капусты |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.