«МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ»
Оценка 4.7

«МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ»

Оценка 4.7
DOCX
15.06.2021
«МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ»
учебное занятие.DOCX

 

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ».

 

1. Описание учебного занятия

      Название: «Методика работы над орфографическим правилом».

      Предметная область: русский язык с методикой преподавания.

                    Участники: студенты 4 курса специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

                    Цель: формирование компетенций в области методики введения орфографических правил различных типов

Краткое содержание

Студенты осуществляют следующие виды деятельности:

1.     составление монологического ответа о необходимости совершенствования знаний в области русского языка на основе анализа поэтического текста;

2.     составление кластера: «Основные орфографические понятия»,

3.     редактирование формулировки понятия «орфографическое правило», развернутый анализ его признаков с примерами;

 

 

 

 

4.     составление упражнения по языковому материалу с целью анализа орфографических ошибок на основе типов правил, изучаемых в начальных классах;

5.     актуализация знаний об этапах введения орфографического правила;

6.     представление конспектов уроков по орфографическим темам как результата самостоятельной деятельности в подгруппах;

7.     анализ конспектов уроков введения орфографического правила на основе определения критериев;

8.     рефлексия двух видов: оценочного характера - взаимооценка  выполненных видов деятельности - и творческого характера – сочинение в поэтической форме.

      Основа учебного занятия: содержание, соответствующее образовательному стандарту ПМ. 01 по МДК 01.02 «Русский язык с методикой преподавания», тема 02.10 «Методика изучения орфографии».

      Дидактические и методические задачи: создать условия

- для формирования компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с лингвистической и методической информацией; 

- для формирования лингвистических и методических понятий в их взаимосвязи (орфография – орфограмма – орфографическая ошибка - орфографические правила, их типы – этапы введения орфографического правила);

- для развития монологической речи;

- для формирования методических навыков в работе с орфографическим материалом;

- для совершенствования навыка применения методических положений в практике составления конспектов введения орфографических правил;

- для формирования умения интерпретировать научный материал в жанре художественного текста.

- формирования критического мышления, навыков работы в команде.

  Источники информации:

Интернет-ресурсы:

1.http://www dic.academic.ru,

2. www.wikipedia.org.

3. Е. С. Антонова, С.В. Боброва. Методика преподавания русского языка в начальных   классах. М.: Издательский центр «Академия», 2010 г.

4. А. М. Земский. Русский язык в двух частях. М.: «Просвещение», 2009 г.

5. Л. Л. Касаткин, Л. П. Крысин, М. Р. Львов, Т. Г. Терехова. Русский язык в двух частях. М.: «Просвещение», 2011 г.

6. С. И. Львова. Уроки словесности. «Дрофа», 2012 г.

      Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, проектор мультимедиа.

      Этапы работы и виды деятельности студентов:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности студентов

1

Актуализация изученного по теме «Методика работы над орфографическим правилом».

1. Анализ поэтического текста на основе языковой догадки.

2. Составление кластера: «Основные орфографические понятия»

3.  Актуализация известного по теме «Орфографическое правило и его типы».

2

Постановка и решение учебных задач по теме.

Цель: формирование компетенций в области методики введения орфографических правил различных типов.

 

1. Формулировка цели занятия и учебных задач.

2. Составление упражнения по языковому материалу с целью анализа орфографических ошибок.

3. Определение критериев анализа конспекта урока на основе актуализации знаний об этапах введения орфографического правила.

4. Представление конспектов уроков по орфографическим темам.

3

Подведение итогов. Рефлексия.

1. Анализ конспектов уроков введения орфографического правила в подгруппах.

2. Взаимооценка выполненных видов деятельности.

3. Творческая интерпретация материала по теме в поэтическом жанре.

 

2. Конспект занятия

1. Актуализация изученного. Целеполагание.

1.1. - Мы продолжаем работу по разделу методики преподавания русского языка, который сопровождается большими трудностями в изучении в современной школе.

-Назовите этот раздел (Методика изучения орфографии)

-Тему и цель нашей деятельности вы сформулируете чуть позже.

-Послушайте стихотворение А. П. Сумарокова, русского поэта-классициста 18 века, и ответьте на вопрос:

-Какое отношение к изучению орфографии русского языка имеет призыв автора?

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

Но скудно вносим мы в него хороший склад.

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад

Хоть несколько поправить.

-Соотнесите призыв А. Сумарокова с проблемой изучения орфографии. Как знание орфографии помогает сберечь наш язык – дар бесценный - и даже его прославить? Как понимаете метафорическое выражение «склад поправить»?

         Поэт призывает совершенствовать свою речь, а это невозможно без владения всеми ресурсами русского языка. Неисчерпаемым ресурсом письменной формы языка является орфографическая система. Почему? Благодаря тому, что она указывает на правильное написание слов, мы имеем возможность понимать друг друга. Её устоявшиеся веками правила делают речь удобной, точной. Она ключ к пониманию и выражению человеческих мыслей. Вряд ли кому-нибудь захочется читать текст с ошибками и задумываться над тем, что сказал автор. Можно сделать вывод, что орфография помогает сохранить богатство и многообразие языка.

-Какие орфографические явления составляют основу орфографии?

1.2. Составьте кластер по теме, отражая основные понятия.

Орфография (в переводе с древнегреческого – «правильно писать»)

Представляет совокупность правил, устанавливающих единообразие способов передачи речи на письме.

Состоит из 5 разделов:

1.      Правописание фонем в значимых частях слова.

2.      Слитное, раздельное и дефисное правописание.

3.      Употребление строчных и прописных букв.

4.      Правила переноса слов.

5.      Графическое сокращение слов.

Объектом являются орфограммы – места в слове или между словами, где возможны варианты написания, из которых только один является нормативным.

Цель изучения – формирование орфографического навыка.

 

 

Имеют опознавательные и выборочные признаки.

Используется система орфографических упражнений: списывание, грамматико-орфографический разбор, диктанты.

- Уточняем содержание кластера.

1.3. - Прочитайте, назовите орфографическое понятие по его признакам (орфографическое правило).

Признаки понятия:

1.     Основой его применения является фонетика и грамматика.

2.     Несоблюдение его ведет к ошибке, которая заключается в неправильном соотнесении фонемы и графемы.

3.     Назначение – обобщать однородные явления.

4.     Относится к одному из трех типов.

5.     Представляет инструкцию, которая содержит указание на его объект и способ проверки.

6.     Применение его в различных видах упражнений способствует выработке орфографического навыка.

2. Постановка и решение учебных задач по теме занятия.

2.1. - Сформулируйте тему и цель работы

Тема: «Методика работы над орфографическим правилом».

Цель: формирование компетенций в области методики введения орфографических правил различных типов.

-Как вы считаете, какую задачу мы реализовывали на данном этапе занятия?

Задача № 1: актуализировать понятия из области методики изучения орфографии.

- Продолжим эту работу.

2.2. - Расположите признаки орфографического понятия в нужной последовательности, дайте развернутое определение, дополняя каждый пункт примерами.

                    Орфографическое правило представляет инструкцию, которая содержит указание на его объект и способ проверки.

Например, существует правило правописания падежных окончаний имен существительных. Объект его – безударные гласные в падежных окончаниях, формулировка представляет собой алгоритм, которого должен придерживаться пишущий для объяснения безударной гласной: «на дороге» - пишу безуд гл. «е», т. к. это сущ 1 скл, п.п., ед.ч

                    Назначение его - обобщать однородные явления, т. е. орфограммы. Например, орфограммы - безударных гласные мы находим в корнях слов, суффиксах, приставках, окончаниях. Они относятся к одному виду, т. к. объединены общим признаком – слабой позицией гласного, находящегося в безударном положении. Поэтому для всех орфограмм данного типа существует общее правило: безударные гласные обозначаются той же буквой, что и под ударением в той же части слова: «на стуле» – «на столе» (2 скл, п.п.); «терпеливый» - «талантливый».

                    Каждое правило относится к одному из трех типов: одновариантному, двухвариантному или к правилу-рекомендации.

                    Основой применения орфографического правила является фонетика и грамматика. Для того, чтобы применять правила, необходимо знать такие фонетические явления, как звуки, их позиции – слабую и сильную, процессы, которые происходят с ними в слове, например, чередование. Кроме того, обязательны знания морфемной структуры слова и частей речи – из области грамматики.

                    Несоблюдение его ведет к ошибке, которая заключается в неправильном соотнесении фонемы и графемы: «шистой» - неверно определена орфограмма, неверно выбрано правило: «ши пишу с гласной и», поэтому вместо буквы е фонема в слабой позиции обозначена буквой и.

                    Применение его в различных видах упражнений способствует выработке орфографического навыка, который выражается в автоматизированных компонентах сознательного письма.

- Какой вопрос об орфографическом правиле не раскрыт в данном определении? (Этапы работы над орфографическим правилом). К этому вопросу мы обратимся несколько позже.

2.3. - Продолжим работу по группам. Перед вами три группы слов с орфографическими ошибками. Какова ваша задача в работе над этими словами?

Задача №2 – формировать умение находить и объяснять орфографические ошибки учащихся.

- Сформулируйте задание для своей группы слов и выполните его.

1) Исправить ошибки, назвать их причины.

2) Сформулировать орфографические правила, на которых они основаны.

1 группа: кирдпич, проказдник, пистмо, честнок, шевствие.

Ошибки связаны с неумением писать орфограмму «Буква непроизносимого согласного в корне слова». Учащийся, обнаружив сочетание согласных в корне слов, ошибочно вставляет между ними так называемый непроизносимый согласный, которого в них нет. Пишущий не умеет пользоваться правилом: чтобы проверить букву непроизносимого согласного в корне слова, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы согласный стоял в сильной позиции, т. е. гласным, например: местность - место.

2 группа: ливт, зпруд, фдрысг, зазтёжка, априкоз.

Ошибки связаны с неумением писать орфограмму «Сомнительная согласная в корне слова – на конце и перед другой согласной». Учащийся, обнаружив согласный звук в позиции перед другим согласным – неважно, звонким или глухим, или на конце слова – придумывает орфограмму – обозначает звук буквой противоположного согласного – пишет не так, как произносит. Это явление называется орфографической глухотой.

3 группа: ноступила (нос), варваться (вар), зорисовать (зор).

Ошибки связаны с незнанием группы неизменяемых приставок. Причина – на этапе обозначения орфограммы пишущий не может определить, в какой морфеме она находится, и механически пытается выделить её в корне слова, возможно, потому, что недостаточно отработано умение подбирать слова с приставками и производить их морфемный анализ.

- Часть этих слов взята для примеров ошибок из романа современного автора А. Чудакова «Ложиться мгла на старые ступени», а именно из главы о восхитительной неграмотности гения орфографии Васьки – «восемьдесят пять». Автор, вспоминая детство, рассказывает о невообразимых шедеврах своего одноклассника, которые расцветали у него в тетрадях, несмотря на многолетнее обучение в одном и том же классе.

- Сделайте вывод: в чем проявляется компетенция учителя в области орфографического контроля и каковы её составляющие?

Уметь обнаружить ошибку, понять её причины, подобрать правильный языковой материал для усвоения и отработки орфографического правила.

- А чтобы ошибок было меньше, начинать работу нужно с методически грамотного введения орфографического правила.

2.4. - Какова в связи с этим ваша следующая задача?

Задача № 3: формировать умение применять методические положения в практике составления конспектов уроков по орфографическим темам.

- С этой целью вы выполняли самостоятельную работу по введению орфографических правил. Представьте результаты работы.

2.5. - В процессе представления конспекта урока подгруппам нужно оценить качество введение орфографического правила (приложение 3). Какие критерии станут основой анализа фрагмента введения правила?

1)    Соблюдение этапов введения правила.

2)    Методически грамотная формулировка цели и задач деятельности.

- Назовите этапы введения правила, раскройте их.

1. Раскрытие сущности правила:

1.1. анализ фонетических и грамматических понятий, на которых основана орфограмма; формулировка орфограммы;

1.2. анализ признаков орфограммы, которые выступают в качестве ведущих.

2. Работа над формулировкой правила:

2.1. вопросы для обобщения признаков орфограммы и формулировка правила;

2.2. приведение примеров учащимися.

3. Применение правила в практике письма:

3.1. подбор языкового материала, отражающего яркие случаи применения правила;

3.2. грамотная формулировка заданий, соответствующих специфике правила.

2.6. Представители каждой из трех групп демонстрируют результаты работы (с использованием презентаций).

Темы конспектов: «Правописание букв безударных гласных в корне слова», «Мягкий знак на конце существительных после шипящих 3 склонения»,  «Раздельное  правописание предлогов» (презентации 9- 11).

3. Итог занятия. Рефлексия.

3.1. Обсуждение результатов оценивания конспектов введения орфографических тем.

- Какое значение имеет процесс работы над орфографическим правилом? (учащиеся усваивают орфограмму; предупреждают ошибки, т.к. учатся применять правило в практике письма, благодаря чему вырабатывается орфографический навык).

3.2. - Оцените выполнение своей подгруппой различных видов деятельности. Какую компетенцию вашей подгруппе удалось реализовать качественнее всего?  (приложение 4).

3.3. - Выразите в поэтическом тексте отношение к изучаемой теме (приложение 5).

3.4.  - Какой методический вывод должен сделать учитель начальных классов о своей компетенции в области методики введения орфографического правила?

Компетенция в этой области включает следующие компоненты:

         владение всей системой орфографических правил;

         создание условий для усвоения учащимися на уроках русского языка правил в соответствии с их типами и этапами работы.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «МЕТОДИКА

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «МЕТОДИКА

Основа учебного занятия : содержание, соответствующее образовательному стандарту

Основа учебного занятия : содержание, соответствующее образовательному стандарту

Этапы работы и виды деятельности студентов: № этапа

Этапы работы и виды деятельности студентов: № этапа

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Имеют опознавательные и выборочные признаки

Имеют опознавательные и выборочные признаки

Орфографическое правило представляет инструкцию, которая содержит указание на его объект и способ проверки

Орфографическое правило представляет инструкцию, которая содержит указание на его объект и способ проверки

Применение его в различных видах упражнений способствует выработке орфографического навыка, который выражается в автоматизированных компонентах сознательного письма

Применение его в различных видах упражнений способствует выработке орфографического навыка, который выражается в автоматизированных компонентах сознательного письма

Ошибки связаны с незнанием группы неизменяемых приставок

Ошибки связаны с незнанием группы неизменяемых приставок

Работа над формулировкой правила: 2

Работа над формулировкой правила: 2

Какой методический вывод должен сделать учитель начальных классов о своей компетенции в области методики введения орфографического правила?

Какой методический вывод должен сделать учитель начальных классов о своей компетенции в области методики введения орфографического правила?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2021