Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется в основном под влиянием целенаправленного обучения на коллективных занятиях по математике.
Для детей 2 - 3-х лет основной опознавательный признак фигуры — поверхность, плоскость. Они берут фигуру в руки, манипулируют; проводят рукой по плоскости, как бы пытаясь обнаружить предметную основу. До 3-х лет неизвестные фигуры воспринимаются как знакомые предметы. Например, цилиндр-стаканчик, круг-мяч
Дети 3 - 4-х лет начинают отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Называя фигуры, говорят: "Треугольник — как крыша", "Платочек — как квадратик". Младшие дошкольники обследуют фигуры осязательно-двигательным путем, стараясь провести рукой по контуру.
В 5-6 лет дети способны воспринять геометрическую фигуру как эталон, т.е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов. Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и ее названием. Дети способны провести обобщение по форме.
Следует научить их замечать не только сходство, но и отличия формы предмета от знакомой им геометрической фигуры. Это имеет большое значение для совершенствования всех видов самостоятельной деятельности детей.
Будущих школьников учат различать и называть многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник позволяют детям приобретать умения в делении сложного рисунка на составные элементы, а также создавать рисунки сложной формы из одного-двух видов геометрических фигур разных размеров.
Знакомству с геометрическими фигурами и формами содействует познавательно-практическая деятельность, опытно-экспериментальная (изменение формы, вылепленной из влажного песка; художественная деятельность — аппликация, рисование, лепка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.