Методика развития читательской грамотности на уроках математики

  • Семинары
  • docx
  • 23.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современных условиях развития общества особую значимость приобретает формирование функциональной грамотности обучающихся как способности применять полученные знания для решения жизненных задач. Методическая разработка посвящена формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики через работу с текстовыми задачами. Цель разработки Создание системы методических приемов и подходов к работе с текстовыми задачами, способствующих развитию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики.
Иконка файла материала Методика развития функциональной грамотности на уроках математики.docx


Приемы развития функциональной грамотности обучающихся при работе с текстовыми задачами

Е.Ю. Дембовская, учитель математики ГБОУ гимназии 70

Петроградского района Санкт-Петербурга

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы работы с текстом задачи в целях развития функциональной грамотности обучающихся на уроках математики.

Ключевые слова: функциональная грамотность, работа с текстом задачи, составление краткой записи, математическая модель.

Вопросы, связанные с развитием функциональной грамотности обучающихся, подробно освящены во многих статьях. Необходимо остановиться на конкретных приемах работы с текстовыми задачами. Почему именно работа с текстовыми задачами? Ответить на этот вопрос поможет определение функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [2]. Если говорить бытовым языком, современный человек должен уметь находить информацию, оценивать надежность информации, применять ее, анализировать, делать выводы. Развить эти умения на уроках математики помогают тестовые задачи. Правильно построенная работа обучающегося с задачей позволяет развивать читательскую грамотность обучающихся, выделять вопрос и составлять алгоритм решения, а также умение анализировать полученный результат.

Работа с задачей на уроке состоит из этапов, которые представлены в таблице.

Этапы

Методические приемы

Подготовительный этап. Решение                задачи начинается                     с

подготовительной работы      к       решению задачи          работа     с текстом задачи.

Обучающиеся читают условие задачи. Затем учитель проводит беседу с учениками, по ходу которой условными обозначениями отмечаются данные и вопрос задачи, а также составляется краткая запись. (Зеленой ручкой подчёркиваем, что дано; красной – что надо найти). Оформление краткой записи может быть выполнено в качестве схемы, модели, таблицы.

Краткая запись задачи реализует основную цель


 

математической модели: она показывает количественные отношения, связи между данными. Это позволяет обучающимся выделить вопрос, ключевые понятия, их взаимосвязь и подготовить к составлению плана

решения задачи

Поиск решения и составление алгоритма решения задачи.

Обучающиеся самостоятельна или с наводящими вопросами учителя составляют логическую цепочку рассуждений, которая приводит к составлению алгоритма и решению задачи.  Поиск  решения  проходит  быстрее  и

легче если он опирается на модель, в виде схемы, краткой записи, таблицы.

Проверка           решения задачи.

Следующий этап в методике называют проверка решения задачи. Известны различные способы проверки. Это может быть составление и решение обратной задачи: на этапе проверки решения задачи этим способом обучающиеся должны выполнить определенные действия: подставить в текст задачи найденное число; выбрать новое неизвестное; составить текст новой задачи, который обязательно содержит новый вопрос; решить полученную задачу; сравнить полученное число с тем данным, которое было в исходной задаче, оно было выбрано в качестве неизвестного.

Затем обучающийся должен сделать выводы о правильности решения первой задачи. Также полезным способом проверки является решение другим способом.

Запись ответа.

Одной из частых ошибок учеников является ответ, не соответствующий вопросу задачи, недостаточный ответ или избыточный ответ. По этой причине важно, чтобы обучающие давали полный ответ задачи. Это акцентирует их внимание на формулировке вопроса.

 

Кроме этих основных этапов работы с текстовыми задачи, следует отметить дополнительную работу с задачей. Именно дополнительная работа с задачей увлекает математикой обучающихся. Обучающиеся могут самостоятельно изменить условие задачи. Работа может быть организованна в группах, парах или по рядам, или могут составить задачу с избыточным данным. Можно составить задачу и с недостающим данным. Также можно составить задачу с изменениями,


приводящими к дополнительному действию (усложнение задачи).

Не менее интересным является составление одной задачи из условий двух задач (желательно практико-ориентированную).

Хочется отдельно выделить решение некоторых нестандартных задач, где применим метод исследования. В работе над математическими задачами дети должны учиться думать, рассуждать, исследовать, искать новые оригинальные пути решения возникающих проблем, так как задачи – богатейший материал, сопутствующий развитию логического мышления и исследовательских навыков. Решение задач на исследование приближает обучающегося к условиям, когда он решает практическую задачу, выдвинутую жизнью, когда осуществляется связь обучения с практикой. Пример: «В школе 370 учеников. Найдутся ли в одной школе хотя бы два ученика, у которых день рождение приходится на одну и ту же дату календаря?» [1] Для решения проводиться исследование, рассматриваются различные варианты. Обучающиеся с интересом принимают участие в решение проектно-исследовательских задач.

Решение нестандартных задач требует особых подходов к организации учебной деятельности обучающихся. Один из них – прием: решение вспомогательной задачи. Рассмотрим его на примере решения следующей нестандартной задачи.

«Сколько времени будет проходить поезд длиной 500 м через мост, длина которого 5000 м, если скорость поезда 60 км/ч?»

Сначала решаются более простые задачи на соотношение между расстоянием, скоростью и временем.

-   Скорость поезда 90 км/ч. Сколько времени ему потребуется, чтобы пройти 360 км?

-   Скорость поезда 60 км/ч. Сколько времени ему потребуется, чтобы пройти 1000 м?

-      Впереди мост длиной 5000 м. Какое расстояние пройдет тепловоз от момента въезда на мост до того момента, когда последний вагон поезда пройдет мост? (Длина поезда составляет 500 м)

-   Скорость орла 30 км/ч. Сколько времени он будет лететь над мостом, длина которого 5000 м?

Предложенные задачи готовят обучающихся к восприятию основной задачи; при решении этих задач обучающиеся уже выполняют алгоритм решения, который необходим при решении основной задачи.

Важно акцентировать внимание обучающихся на том, что в основной задаче тело имеет длину, тогда как птицу можно принять за точку. Это и влияет на решение задачи.

С целью контроля усвоения данного материала после решения основной задачи можно использовать для решения аналогичную задачу.

«Мимо шлагбаума проходит поезд длиной 600 м со скоростью 300 м/мин. Сколько времени проходит поезд мимо столба? (Шлагбаум можно принять за точку)»

Для эффективного формирования функциональной грамотности у обучающихся на уроках математики необходимо решать практико- ориентированные задачи, нестандартные задачи. Соблюдая все этапы работы с


задачей на уроках математики, у обучающихся развивается читательская грамотность, математическая грамотность, что и является составляющими функциональной грамотности.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Гусейнова, Р. А. Развитие функциональной грамотности c помощью практико- ориентированных задач на уроках математики / Р. А. Гусейнова // Технологии образования. – 2023. – № 3(21). – С. 45-52. – EDN NRTZFG.

2.     Злобa, Ю. С. Развитие функциональной грамотности на уроках математики / Ю. С. Злобa // Theoretical & Applied Science. – 2022. – № 12(116). – С. 15-23. – DOI 10.15863/TAS.2022.12.116.4. – EDN RLAXUV.



 

Посмотрите также