«Методика развития исследовательских умений на уроках биологии»
мастер- класс учитель биологии Блохина И.В.
Приведена сконструированная
нами модель методики развития исследовательских умений на уроках биологии,
описана разработанная методика развития исследовательских умений на уроках
биологии раздела «Человек», приведен анализ результатов педагогического
эксперимента.
При конструировании модели методики развития
исследовательских умений на уроках биологии опирались на выделенные ранее
теоретические и методические основы. Модель методики развития исследовательских
умений на уроках биологии сконструирована как целостная открытая система,
включающая ряд взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: целевого,
содержательного, процессуально-деятельностного, организационно-методического,
результативно-диагностического (схема 1).
Целевой компонент модели методики развития
исследовательских умений на уроках биологии определяется социальным заказом и
гуманистической парадигмой современного образования, выводит развитие
исследовательских умений школьников в образовательном процессе по биологии на
уровень специальной задачи биологического образования. Целевой компонент
актуализирует проблему развития исследовательских умений.
Содержательный компонент модели методики
развития исследовательских умений на уроках биологии включает в себя
взаимосвязанные компоненты исследовательских умений (мотивационный,
содержательный, операционный). Он определяет выбор биологического содержания
(знаний и умений), являющихся базой для организации исследовательской
деятельности школьников.
Процессуально-деятельностный компонент модели
методики развития исследовательских умений на уроках биологии описывает
структуру совместной деятельности учителя и учеников по овладению исследовательскими
умениями с учетом соблюдения ряда педагогических условий, обеспечивающих
эффективность этой деятельности.
Организационно-методический компонент модели
методики развития исследовательских умений на уроках биологии объединяет
методы, методические приемы и дидактические средства, которые необходимо
включать в уроки биологии для развития у школьников исследовательских умений.
Результативно-диагностический компонент модели
методики развития исследовательских умений на уроках биологии включает в себя
критерии (мотивационный, содержательный, операционный) и уровни (фрагментарныЙ)
Схема 1.
Модель методики развития исследовательских
умений на уроках биологии
Цель - развитие исследовательских умений в образовательном процессе по биологии |
|||
|
|||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Методы и приемы |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||
На основе сконструированной модели разработали
методику развития исследовательских умений на уроках биологии раздела
«Человек».
Разработанная нами
методика развития исследовательских умений на уроках биологии раздела «Человек»
включает в себя: определение для каждого урока задач по развитию
исследовательских умений; дополнительное учебное содержание по биологии исследовательского
характера; насыщение уроков заданиями проблемно-исследовательского характера;
организацию самостоятельной исследовательской деятельности школьников;
использование демонстрации физиологических и биохимических опытов и
экспериментов с их последующим обсуждением; решение школьниками
проблемно-исследовательских задач; обсуждение исследовательских проблемных
ситуаций; комплекс проблемно-исследовательских биологических задач, систему
проблемно-исследовательских упражнений, комплекс исследовательских заданий для
самостоятельной работы, комплекс исследовательских заданий для самонаблюдений.
Приведем примеры разработанных нами уроков.
Так, например, перед изучением новой темы
«Питание и пищеварение» учащимся было дано задание проблемно-исследовательского
характера: верна ли поговорка «Человек – то, что он ест». Ученикам было
предложено выдвинуть гипотезы, предложить пути их решения, обосновать ход
действий по их проверке. Все это было обсуждено в ходе поисковой беседы.
По теме «Функция тонкого и толстого кишечника.
Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит», используя текст учебника,
учащиеся должны были самостоятельно выделить функции печени и показать их
взаимосвязь.
На уроке «Энерготраты человека и пищевой
рацион», используя метод исследовательской ситуации по определению
функциональной пробы Серкина с максимальной задержкой дыхания до и после
нагрузки, проводили поисковое обсуждение демонстрации опыта. Анализируя
результаты, учащиеся отвечали на вопросы: почему дыхание непроизвольно восстанавливается
после задержки? Почему после работы дыхание восстановилось быстрее, чем до нее?
После того, как учащиеся сделали соответствующий вывод, им предлагалось
сравнить его с материалами учебника. В итоге при сопоставлении собственного
заключения исследования и материалов учебника, учащиеся убедились, что вывод, к
которому они пришли в ходе эксперимента совпадает с содержанием учебника.
В качестве критериев развития исследовательских умений, в
соответствии с выделенными ранее компонентами, нами были определены
мотивационный, содержательный и операционный критерии. При анализе уровня их
развития мы выделяли 4 уровня: IV – высший уровень, III – высокий уровень, II –
средний уровень, I – низкий уровень.
Высший уровень можно определить следующим
образом: проявляется интерес к ведению различного рода исследований,
возможность самостоятельно и творчески подходить к решению проблемы, владение
исследовательскими умениями и знаниями, необходимыми для исследования, высокая
доля самостоятельности.
Высокий уровень обладает следующими
характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению
исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно исследование.
Учащийся имеет определенные знания об исследовании, владеет многими умениями
его осуществления, демонстрирует возможность оригинального подхода к решению
проблемы.
Средний уровень характеризуется появлением
внешних мотивов к ведению исследования, возможностей с помощью учителя находить
проблему и предлагать различные варианты ее решения. На этом этапе учащиеся
способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с
помощью учителя. Наблюдается владение основами знаний по организации
исследования, некоторыми простыми исследовательскими умениями.
Низкий уровень мы определяем как уже имеющийся,
сформировавшийся на основе спонтанного исследовательского опыта детей и учебных
умений, полученных за все время обучения. Этому уровню можно дать следующую
характеристику: низкий уровень проявления интереса к ведению исследования,
отсутствие знаний и умений, необходимых для исследования. Возможна реализация
исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и
оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений,
предположений.
Результаты педагогического эксперимента
свидетельствуют о достаточной эффективности разработанной методики развития
исследовательских умений на уроках раздела «Человек»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.