Методика решения физических задач
Оценка 4.9

Методика решения физических задач

Оценка 4.9
Лекции
docx
физика
15.05.2023
Методика решения физических задач
Методика решения физических задач
Физические задачи и их решения.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной    деятельности                                     « Физические задачи и их решения»

                    для учащихся 7-х классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1


Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике для седьмых классов разработана в соответствии:

 

с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования; с рекомендациями Примерной программы - Примерные программы по учебным предметам. Физика 7 класс.; с авторской программой - Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б.Кожевников.

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике для основной школы разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, рекомендаций Примерной программы Физика для классов основной школы и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Необходимость разработки и внедрения курса « Решения задач по физике» связана с тем, что позволит восполнить недостающие теоретические знания, практические умения и навыки у учащихся по  курсу физики 7 класса. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля будет связан с углубленным изучением физики.

 

 

 

 

Цель и задачи курса

 

Цель обучения - подготовка учащихся к решению задач высокого уровня сложности и ориентирование ученика на профильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение в профильной школе.

 

Задачи:

 

·        развитие интуиции, выработка определенной техники для быстрого улавливания содержания задачи;

 

·        овладение аналитическими методами исследования различных явлений природы;

 

·        обучение обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач;

 

·        развитие мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формирование современного понимания науки;

 

·        интеллектуальное развитие учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.

 

Общая характеристика курса

 

Данный курс содержит  теоретическую часть, но  и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала. В данном случае речь идѐт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам. Обучающиеся при работе по данному курсу должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приѐмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого


 

 

 

 

2


явления, описанного в условии задачи. Отдаѐтся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.

 

При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

 

 

 

Место курса в учебном плане.

 

Программа рассчитана на обучающихся желающих в дальнейшем заниматься в физико-математическом  классе.

 

Количество часов 34.

 

Формы организации учебной деятельности

 

Для организации занятий используются следующие формы:

 

·         лекционное изложение материала;

·         эвристические беседы;

·         практикумы по решению задач;

·         уроки-исследования;

·         работа в малых группах;

 

·         домашние эксперименты.

Формами контроля при проведении данного курса являются:

 

·        тестирование, выборочный опрос, тренировочные задания, анализ работы с текстом;

 

·         самостоятельная работа по решению задач;

·         письменные  отчѐты по результатам проведѐнных исследовательских работ;

·         сообщения по результатам выполнения экспериментальных заданий.

 

 

 

 

Планируемые результаты обучения

 

Результаты обучения представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.

 

Личностными результатами обучения являются:

 

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

 

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

 

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и

возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно

ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и

 

изобретений, результатам обучения.

 

Метапредметными результатами обучения являются:


 

 

 

 

 

3


овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

 

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

 

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

 

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

 

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

 

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

 

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

 

Общими предметными результатами обучения являются:

 

знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

 

умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

 

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

 

умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

 

формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

 

развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

 

коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

 

Частными предметными результатами обучения являются:


 

 

4


понимание и способность объяснять такие физические явления, как, инерция, механические явления,  оптические явления;

 

умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость,  массу, силу,  работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, фокусное расстояние линзы;

 

владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела,  и оптических явлений;

 

понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике:  закон сохранения энергии,   законы распространения света, понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

 

овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

 

овладение школьниками новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач;

 

умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

 

 

Содержание программы курса внеурочной деятельности по физике в 7 классе.

 

 Виды задач и их классификация.

 Алгоритмы решения задач.

 Классификация задач по содержанию,    способу задания, способу решения.

 Общие требования при решении задач.

 Этапы решения физических задач.

 

Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, метод размерностей, графические решения.

 

Решение задач на основные законы механики. Решение задач с помощью законов сохранения. Решение качественных и количественных задач.

 Решение комбинированных задач.

 

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

 Решение конструкторских задач и задач на проекты. Разбор задач «высокого» уровня сложности. Олимпиадные задачи и оценка их решения.

 

Тесты и методы их решения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

 

 

 

№ п/п

Тема

Количество

 

 

часов

1

Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач.

1

1

Классификация задач по содержанию, способу задания, способу

1

 

решения.

 

3

Общие   требования   при   решении   задач.   Этапы   решения

1

 

физических задач.

 

4

Различные  приемы  и  способы  решения  физических  задач:

1

 

алгоритмы,   аналогии,   метод   размерностей,   графические

 

 

решения.

 

5

Решение задач на основные законы механики.

2

6

Решение задач с помощью  законов сохранения.

2

7

Решение качественных и количественных задач.

3

8

Решение комбинированных задач.

4

9

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

1

10

Решение конструкторских задач и задач на проекты.

4

11

Разбор задач «высокого» уровня сложности.

2

12

Олимпиадные задачи и оценка их решения.

3

 

 

 

13

Тесты и методы их решения.

3

14

Резерв времени.

6

 

Итого часов: 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

п/

п

 

 

 

 

 

1/1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2/2


 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на 2016-2017 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

курса внеурочной деятельности по физике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            для  7класса (34часа)

 

 

 

 

 

 

 

дата

 

 

 

 

Кол.часов

 

стр.

 

УУД

 

УДД

 

УДД

 

Виды

 

Формы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное

 

Основные

 

учебника

 

личностные

 

метапредметные

 

предметные

 

деятельно-

 

контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сти учащихся

 

 

 

 

 

содержание

 

понятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды задач и их

 

Качественные

1

 

13-17

 

Позитивное

 

Постановка

 

Демонстрация

 

Решают

 

выборочный

 

 

 

классификация.

 

задачи,

 

 

 

 

отношение к

 

учебной задачи

 

уровеня знаний

 

задачи по

 

опрос,

 

 

 

Алгоритмы

 

расчетные

 

 

 

 

процессу

 

на основе

 

об

 

алгоритмам

 

тренировоч-

 

 

 

 

 

 

 

 

общения. Умение

 

соотнесения

 

окружающем

 

 

 

ные задания

 

 

 

решения задач.

 

задачи, задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

задавать

 

того, что уже

 

мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дифференцирова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вопросы, строить

 

известно и

 

Высказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нные по уровню

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

понятные

 

усвоено, и того,

 

гипотез и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сложности,

 

 

 

 

высказывания,

 

что еще

 

предложений,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

открытые и

 

 

 

 

обосновывать и

 

неизвестно.

 

способов их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

закрытые задачи

 

 

 

 

доказывать свою

 

Определение

 

проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ТРИЗ).

 

 

 

 

точку зрения.

 

последователь-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

промежуточ-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация

 

Задачи второго и

1

 

29-38

 

 

 

 

 

 

Решают

 

выборочный

 

 

 

 

 

 

 

 

ных целей с

 

 

 

 

 

 

 

задач по

 

высокого уровня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

задачи

 

опрос,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учетом

 

 

 

 

 

 

 

содержанию,

 

сложности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

второго и

 

тренировоч-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

конечного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высокого

 

ные задания

 

 

 

способу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уровня

 

 

 

 

 

задания,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сложности

 

 

 

 

 

способу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

7


3/3

 

Общие

Задачи второго и

1

29-38

 

 

требования при

высокого уровня

 

 

 

 

решении задач.

сложности

 

 

 

 

Этапы решения

 

 

 

 

 

физических

 

 

 

 

 

задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4/4

 

Различные

Задачи второго и

1

29-38

 

 

приемы и

высокого уровня

 

 

 

 

способы

сложности

 

 

 

 

решения

 

 

 

 

 

физических

 

 

 

 

 

задач:

 

 

 

 

 

алгоритмы,

 

 

 

 

 

аналогии, метод

 

 

 

 

 

размерностей,

 

 

 

 

 

графические

 

 

 

 

 

решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Решают

выборочный

задачи

опрос,

второго и

тренировоч-

высокого

ные задания

уровня

 

сложности

 

 

 

Решают

выборочный

задачи

опрос,

второго и

тренировоч-

высокого

ные задания

уровня

 

сложности

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8


5/

 

Решение задач

Определение пути , скорости и времени.

2

 

5-6

 

на равномерное прямолинейное движение.

Траектория.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6/

 

Решение задач на неравномерное прямолинейное движение.

Решение задач

2

 

7-8

 

 

несколькими

 

 

 

 

способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление

 

 

 

 

 

задач на

 

 

 

 

 

заданные

 

 

 

 

 

объекты или

 

 

 

 

 

явления.

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

 

 

 

 

 

решаемых задач.

 

 

 

 

 

 

 

 


Решают

выборочный

задачи

опрос,

второго и

тренировоч-

высокого

ные задания

уровня

 

сложности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают

выборочный

задачи

опрос,

второго и

тренировоч-

высокого

ные задания

уровня

 

сложности

 


 

7/

 Качественные,

 

3

25-28

9-

 количественные

 

 

 

 

 

 

 

11                              задачи и их решение.

 

 

 

 

8/

Решение

Графические и

4

по

12-

комбинирован-

эксперименталь-

 

карточ-

ных задач.

ные задачи,

 

кам

15

 

задачи бытового

 

 

 

 

 

18-19

 

 

содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9/

Экскурсия с

Наблюдение.

2

7-12

16-

целью сбора

Эксперимент.

 

 

данных для

Гипотеза.

 

 

17

 

 

Вывод.

 

 

 

составления

 

 

 

 

 

 

 

задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

10/

Решение

Проекты.

4

 

18-

конструктор-

Конструирова-

 

 

21

ских задач и

ние задач.

 

 

 

 

 

 

 

задач на

 

 

 

 

проекты.

 

 

 


Решают

выборочный

качественные

опрос,

 

и

 

тренировоч-

количествен-

ные задания,

ные задачи.

анализ

 

Изучают

работы с

 

задачи

 

текстом

 

Капицы.

 

 

Строят

решение

 

графики

задач,

 

зависимости

самостоя-

 

между

 

тельная

 

величинами

работа,

 

 

 

отчѐты

по

 

 

результатам

 

 

построения

 

 

 

графика

 

 

 

Проводят

выборочный

эксперимен-

опрос,

 

ты,

делают

тренировоч-

выводы

ные задания,

 

 

отчѐты по

 

 

результатам

 

 

проведѐнных

 

 

эксперимента

 

 

льных работ

 

 

Решают

отчѐты по

конструктор-

результатам

ские задачи и

работы

 

задачи

на

 

 

проекты.

 

 

 

 

 

 



 

Рабочая программа внеурочной деятельности «

Рабочая программа внеурочной деятельности «

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике для седьмых классов разработана в соответствии: с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике для седьмых классов разработана в соответствии: с требованиями

Отдаѐтся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента

Отдаѐтся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента

Общими предметными результатами обучения являются: знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; умения пользоваться методами…

Общими предметными результатами обучения являются: знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; умения пользоваться методами…

Содержание программы курса внеурочной деятельности по физике в 7 классе

Содержание программы курса внеурочной деятельности по физике в 7 классе

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ № п/п

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ № п/п

Тематическое планирование на 2016-2017 учебный год курса внеурочной деятельности по физике для 7класса (34часа) дата

Тематическое планирование на 2016-2017 учебный год курса внеурочной деятельности по физике для 7класса (34часа) дата

Общие Задачи второго и 1 29-38 требования при высокого уровня решении задач

Общие Задачи второго и 1 29-38 требования при высокого уровня решении задач

Решение задач Определение пути , скорости и времени

Решение задач Определение пути , скорости и времени

Качественные, 3 25-28 9- количественные 11 задачи и их решение

Качественные, 3 25-28 9- количественные 11 задачи и их решение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2023