Рабочая программа
внеурочной деятельности « Физические задачи и их решения»
для учащихся 7-х классов
1
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике для седьмых классов разработана в соответствии:
с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования; с рекомендациями Примерной программы - Примерные программы по учебным предметам. Физика 7 класс.; с авторской программой - Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б.Кожевников.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физике для основной школы разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, рекомендаций Примерной программы Физика для классов основной школы и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Необходимость разработки и внедрения курса « Решения задач по физике» связана с тем, что позволит восполнить недостающие теоретические знания, практические умения и навыки у учащихся по курсу физики 7 класса. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля будет связан с углубленным изучением физики.
Цель и задачи курса
Цель обучения - подготовка учащихся к решению задач высокого уровня сложности и ориентирование ученика на профильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение в профильной школе.
Задачи:
· развитие интуиции, выработка определенной техники для быстрого улавливания содержания задачи;
· овладение аналитическими методами исследования различных явлений природы;
· обучение обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач;
· развитие мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формирование современного понимания науки;
· интеллектуальное развитие учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.
Общая характеристика курса
Данный курс содержит теоретическую часть, но и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала. В данном случае речь идѐт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам. Обучающиеся при работе по данному курсу должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приѐмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого
2
явления, описанного в условии задачи. Отдаѐтся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.
При проведении занятий предусмотрена реализация дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на обучающихся желающих в дальнейшем заниматься в физико-математическом классе.
Количество часов 34.
Формы организации учебной деятельности
Для организации занятий используются следующие формы:
· лекционное изложение материала;
· эвристические беседы;
· практикумы по решению задач;
· уроки-исследования;
· работа в малых группах;
· домашние эксперименты.
Формами контроля при проведении данного курса являются:
· тестирование, выборочный опрос, тренировочные задания, анализ работы с текстом;
· самостоятельная работа по решению задач;
· письменные отчѐты по результатам проведѐнных исследовательских работ;
· сообщения по результатам выполнения экспериментальных заданий.
Планируемые результаты обучения
Результаты обучения представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.
Личностными результатами обучения являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения являются:
3
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения являются:
4
понимание и способность объяснять такие физические явления, как, инерция, механические явления, оптические явления;
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, фокусное расстояние линзы;
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, и оптических явлений;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения энергии, законы распространения света, понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
овладение школьниками новыми методами и приемами решения нестандартных физических задач;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Содержание программы курса внеурочной деятельности по физике в 7 классе.
Виды задач и их классификация.
Алгоритмы решения задач.
Классификация задач по содержанию, способу задания, способу решения.
Общие требования при решении задач.
Этапы решения физических задач.
Различные приемы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, метод размерностей, графические решения.
Решение задач на основные законы механики. Решение задач с помощью законов сохранения. Решение качественных и количественных задач.
Решение комбинированных задач.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Решение конструкторских задач и задач на проекты. Разбор задач «высокого» уровня сложности. Олимпиадные задачи и оценка их решения.
Тесты и методы их решения.
5
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Тема |
Количество |
|
|
часов |
1 |
Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач. |
1 |
1 |
Классификация задач по содержанию, способу задания, способу |
1 |
|
решения. |
|
3 |
Общие требования при решении задач. Этапы решения |
1 |
|
физических задач. |
|
4 |
Различные приемы и способы решения физических задач: |
1 |
|
алгоритмы, аналогии, метод размерностей, графические |
|
|
решения. |
|
5 |
Решение задач на основные законы механики. |
2 |
6 |
Решение задач с помощью законов сохранения. |
2 |
7 |
Решение качественных и количественных задач. |
3 |
8 |
Решение комбинированных задач. |
4 |
9 |
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. |
1 |
10 |
Решение конструкторских задач и задач на проекты. |
4 |
11 |
Разбор задач «высокого» уровня сложности. |
2 |
12 |
Олимпиадные задачи и оценка их решения. |
3 |
|
|
|
13 |
Тесты и методы их решения. |
3 |
14 |
Резерв времени. |
6 |
|
Итого часов: 34 |
|
№
п/
п
1/1
2/2
|
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
на 2016-2017 учебный год |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
курса внеурочной деятельности по физике |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
для 7класса (34часа) |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
дата |
|
|
|
|
Кол.часов |
|
стр. |
|
УУД |
|
УДД |
|
УДД |
|
Виды |
|
Формы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Основное |
|
Основные |
|
учебника |
|
личностные |
|
метапредметные |
|
предметные |
|
деятельно- |
|
контроля |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сти учащихся |
|
|
|
||||||
|
|
содержание |
|
понятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
Виды задач и их |
|
Качественные |
1 |
|
13-17 |
|
Позитивное |
|
Постановка |
|
Демонстрация |
|
Решают |
|
выборочный |
|
|
|
|
классификация. |
|
задачи, |
|
|
|
|
отношение к |
|
учебной задачи |
|
уровеня знаний |
|
задачи по |
|
опрос, |
|
|
|
|
Алгоритмы |
|
расчетные |
|
|
|
|
процессу |
|
на основе |
|
об |
|
алгоритмам |
|
тренировоч- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
общения. Умение |
|
соотнесения |
|
окружающем |
|
|
|
ные задания |
|
|||
|
|
решения задач. |
|
задачи, задачи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
задавать |
|
того, что уже |
|
мире. |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
дифференцирова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
вопросы, строить |
|
известно и |
|
Высказывание |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
нные по уровню |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
понятные |
|
усвоено, и того, |
|
гипотез и |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
сложности, |
|
|
|
|
высказывания, |
|
что еще |
|
предложений, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
открытые и |
|
|
|
|
обосновывать и |
|
неизвестно. |
|
способов их |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
закрытые задачи |
|
|
|
|
доказывать свою |
|
Определение |
|
проверки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(ТРИЗ). |
|
|
|
|
точку зрения. |
|
последователь- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ности |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
промежуточ- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классификация |
|
Задачи второго и |
1 |
|
29-38 |
|
|
|
|
|
|
Решают |
|
выборочный |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
ных целей с |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
задач по |
|
высокого уровня |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
задачи |
|
опрос, |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
учетом |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
содержанию, |
|
сложности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
второго и |
|
тренировоч- |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
конечного |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
высокого |
|
ные задания |
|
||||
|
|
способу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
результата. |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
уровня |
|
|
|
|||
|
|
задания, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сложности |
|
|
|
||
|
|
способу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
решения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
3/3 |
|
Общие |
Задачи второго и |
1 |
29-38 |
|
|
требования при |
высокого уровня |
|
|
|
|
решении задач. |
сложности |
|
|
|
|
Этапы решения |
|
|
|
|
|
физических |
|
|
|
|
|
задач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4/4 |
|
Различные |
Задачи второго и |
1 |
29-38 |
|
|
приемы и |
высокого уровня |
|
|
|
|
способы |
сложности |
|
|
|
|
решения |
|
|
|
|
|
физических |
|
|
|
|
|
задач: |
|
|
|
|
|
алгоритмы, |
|
|
|
|
|
аналогии, метод |
|
|
|
|
|
размерностей, |
|
|
|
|
|
графические |
|
|
|
|
|
решения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решают |
выборочный |
задачи |
опрос, |
второго и |
тренировоч- |
высокого |
ные задания |
уровня |
|
сложности |
|
|
|
Решают |
выборочный |
задачи |
опрос, |
второго и |
тренировоч- |
высокого |
ные задания |
уровня |
|
сложности |
|
|
|
8
5/ |
|
Решение задач |
Определение пути , скорости и времени. |
2 |
|
5-6 |
|
на равномерное прямолинейное движение. |
Траектория. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6/ |
|
Решение задач на неравномерное прямолинейное движение. |
Решение задач |
2 |
|
7-8 |
|
|
несколькими |
|
|
|
|
способами. |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Составление |
|
|
|
|
|
задач на |
|
|
|
|
|
заданные |
|
|
|
|
|
объекты или |
|
|
|
|
|
явления. |
|
|
|
|
|
Взаимопроверка |
|
|
|
|
|
решаемых задач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Решают |
выборочный |
задачи |
опрос, |
второго и |
тренировоч- |
высокого |
ные задания |
уровня |
|
сложности |
|
Решают |
выборочный |
задачи |
опрос, |
второго и |
тренировоч- |
высокого |
ные задания |
уровня |
|
сложности |
|
7/ |
Качественные, |
|
3 |
25-28 |
9- |
количественные |
|
|
|
|
|
|
|
11 задачи и их решение.
8/ |
Решение |
Графические и |
4 |
по |
12- |
комбинирован- |
эксперименталь- |
|
карточ- |
ных задач. |
ные задачи, |
|
кам |
|
15 |
|
|||
задачи бытового |
|
|
||
|
|
|
18-19 |
|
|
|
содержания. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9/ |
Экскурсия с |
Наблюдение. |
2 |
7-12 |
16- |
целью сбора |
Эксперимент. |
|
|
данных для |
Гипотеза. |
|
|
|
17 |
|
|
||
Вывод. |
|
|
||
|
составления |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
задач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
10/ |
Решение |
Проекты. |
4 |
|
18- |
конструктор- |
Конструирова- |
|
|
21 |
ских задач и |
ние задач. |
|
|
|
|
|
|
|
|
задач на |
|
|
|
|
проекты. |
|
|
|
Решают |
выборочный |
||
качественные |
опрос, |
|
|
и |
|
тренировоч- |
|
количествен- |
ные задания, |
||
ные задачи. |
анализ |
|
|
Изучают |
работы с |
|
|
задачи |
|
текстом |
|
Капицы. |
|
|
|
Строят |
решение |
|
|
графики |
задач, |
|
|
зависимости |
самостоя- |
|
|
между |
|
тельная |
|
величинами |
работа, |
|
|
|
|
отчѐты |
по |
|
|
результатам |
|
|
|
построения |
|
|
|
графика |
|
|
|
||
Проводят |
выборочный |
||
эксперимен- |
опрос, |
|
|
ты, |
делают |
тренировоч- |
|
выводы |
ные задания, |
||
|
|
отчѐты по |
|
|
|
результатам |
|
|
|
проведѐнных |
|
|
|
эксперимента |
|
|
|
льных работ |
|
|
|
||
Решают |
отчѐты по |
||
конструктор- |
результатам |
||
ские задачи и |
работы |
|
|
задачи |
на |
|
|
проекты. |
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.