Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения эффективности обучения школьников
(на примере рефлексии)
Автор: Кучурина О.С.
учитель истории
МБОУ СОШ №49с УИОП
Педагогических технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение.
С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и учащихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-информацию.
Введение ИКТ в процесс образования – неизбежный процесс, веление времени. Данная технология необходима:
1. Для формирования информационного общества.
2. Для качественных изменений в структуре образовательных систем и в содержании образования.
Освоение ИКТ реализуется по ряду направлений:
· Укрепление уровня материально-технического обеспечения (подключение к сети Интернет, приобретение компьютеров, компьютерных классов, интерактивных досок и др.).
· Овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, руководителей).
· Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения.
· Применение ИКТ в воспитательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании, дающие возможности для развития индивидуальности учащихся (олимпиады, форумы и др.).
· Применение ИКТ в управленческой деятельности.
Современному педагогу все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и сопутствующих ему электронных средств обучения. Преимущество мультимидийного урока налицо:
· Повышается интерес учащихся к обучению. Информация с экрана воспринимается лучше, чем книжная информация. И этот фактор необходимо учитывать при организации учебного процесса.
· Преподавателю удается добиться усиления обучающего эффекта средствами мультимидиа. Наглядность позволяет сделать изучаемые события более доступными, учебный процесс проходит в более комфортных для учащихся условиях.
· Увеличивается плотность урока.
· Меняется эстетика урока. Преподаватель получает мощные инструменты для повышения привлекательности урока.
· Возможность тиражирования урока. Если такие уроки проводятся в системе, материал можно предоставлять учащимся для повторения в индивидуальном режиме, учитывая способности каждого учащегося.
Рефлексия – часть урока, которой, к сожалению, учитель часто пренебрегает. Это, скорее всего, происходит из-за стремления использовать время урока на более «полезные», с точки зрения учителя, вещи. Вспоминают о рефлексии и стараются сделать ее яркой и интересной, когда приходит время проводить открытые мероприятия. Это хорошая возможность «красиво» закончить урок и оставить о себе хорошее впечатление. Но, если сделать окончание каждого своего урока привлекательным для ребят, заметно меняется отношение учеников и к самому учителю, и к изучаемому предмету.
· Рефлексия- способность осознавать собственную деятельность и в первую очередь её результат и способ, который привёл к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания.
· Цель рефлексии - выявление эмоционально-чувственного состояния обучающихся. Осознание, внутреннее переживание, сопереживание обучающихся.
· Классификация рефлексии:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
2. Рефлексия деятельности
3. Рефлексия содержания учебного материала
Конечно, сложно к каждому уроку придумать эффектное заключение, но с развитием компьютерных технологий эта задача упростилась. Во многих школах почти в каждом кабинете сейчас установлен проектор и экран. Или, по крайней мере, с их установкой нет проблем.
В этой работе представлены авторские разработки, созданные в объектно-ориентированной среде Delphi: программы, позволяющие за очень короткое время провести рефлексивную часть урока.
Описание:
1. «Процентная развертка.exe» эта программа выводит на экран результаты голосования детей в виде «смайликов» на красно-желто-зеленом фоне. Для голосования предлагается вопрос с вариантами ответа «понравилось», «безразлично», «не понравилось»
2. Файл «Vote.exe» запускает программу, в которой в виде гистограммы отражаются результаты голосования по любому предложенному вопросу. «Голос» участника добавляется путем однократного нажатия на соответствующую кнопку, либо, если результат уже известен, или высказалось несколько человек, количество голосов вводится в соответствующее текстовое окошко, появляющееся при нажатии правой кнопки мыши на столбце гистограммы.
Данные программы могут быть использованы в рефлексивной части урока или при обсуждении какого-либо вопроса, на который можно ответить «понравилось», «безразлично» или «не понравилось».
Достоинства:
1. быстрота (учитель задает вопрос, дети голосуют, учитель вводит данные в программу, нажимает кнопку – результат готов к обсуждению);
2. наглядность (количество смайликов с соответствующим настроением равно количеству учеников в классе, цвет фона разделяет категории проголосовавших, можно так же сделать акцент на процентном соотношении результатов);
3. эмоциональность (современным детям близка тема «смайликов», «светофорные» цвета также подчеркивают эмоциональную окраску ответов).
Конечно, эти программы в чем-то дублируют программы голосования при помощи пультов, идущих комплектом к интерактивным доскам, но во-первых, интерактивных досок еще не так много в наших школах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.