Методика закаливания детей дошкольного возраста средствами физической культуры
Оценка 4.9

Методика закаливания детей дошкольного возраста средствами физической культуры

Оценка 4.9
docx
физическая культура +2
1 кл—7 кл
21.06.2021
Методика закаливания детей дошкольного возраста средствами физической культуры
Statya_M_A_Chertakova (копия).docx

УДК 373.21

 

МЕТОДИКА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 М.Е. Чертакова

Сибирский федеральный университет
Лесосибирский педагогический институт –

 филиал Сибирского федерального университета

 

Аннотация. Статья посвящена методике закаливания детей дошкольного возраста средствами физической культуры с точки зрения современных реалий социального развития.

Ключевые слова: закаливание, здоровье, физическая культура, средства физической культуры, дети дошкольного возраста, спорт, закаливающие процедуры.

Физическое воспитание в дошкольном учреждении является начальным звеном в системе физического воспитания населения страны.  Физическое воспитание в детском саду в значительной степени обеспечивается различными видами закаливания.Его применение обусловлено высоким удельным весом часто болеющих детей.  При этом следует подчеркнуть, что от физических способностей дошкольников зависит их мировоззрение, духовная жизнь, умственное развитие, готовность к школе. Поэтому одним и важнейших приоритетов в работе педагогов должно быть сохранение
и укрепление физического здоровья детей.

Общеизвестно, что на сегодняшний день не каждый родитель способен уделить достаточное внимание своему ребенку. Еще больше проблем возникает с правильным подходом к заботе о его здоровье.

Изучению различных аспектов методики закаливания детей дошкольного возраста средствами физической культуры посвящены научные труды Е.В. Ахметзяновой, А.А. Бурдовой, Е.А.Жариковой, О.Н.Горожаниной, Ф.Х. Галимова, Б.В. Дикого, Е.Г. Ермаковой, А.В. Ершовой, Г.Н.Мельниковой, Ю.А.Смирновой, С.С.Тилишевского, З.А. Фомкиной и др. Авторы на обширном аналитическом материале показывают, что на сегодняшний день заболеваемость детей дошкольного возраста остается на высоком уровне (например, ОРВИ), не взирая на существующие и используемые меры профилактической помощи. Вместе с тем, одним из самых эффективных средств против простудных заболеваний являются закаливающие процедуры средствами физической культуры. Однако на сегодняшний день вопрос теоретического и практического осмысления методики закаливания детей дошкольного возраста средствами физической культуры является малоизученным. В связи с этим актуальность темы исследования «Методика закаливания детей дошкольного возраста средствами физической культуры» не вызывает сомнений.

Закаливание представляет собой комплекс мер, направленных на улучшение и укрепление способности организма к быстрой адаптации к различным изменяющимся факторам окружающей нас среды. Целью и задачей закаливания является укрепление здоровья детей, выработка выносливости и сопротивляемости организма к изменениям факторов окружающей среды. К основным принципам закаливания следует отнести принцип постепенности (первая процедура должна вызвать минимальное изменение в организме, лишь постепенное увеличение объема раздражителя способно привести к положительному эффекту); принцип систематичность (регулярное применение процедуры закаливание, непрерывность).

В целях достижения положительного эффекта от закаливающих процедур следует придерживаться таких основополагающих идей как последовательность, интенсивность, систематичность, комплексность, индивидуализация подхода к каждому ребенку.

Установлено, что при организации закаливания необходимо учитывать такие возрастные особенности дошкольников как следующие возрастные особенности дошкольников: анатомо - физиологические - развитие двигательных функций, мышечный тонус, дыхательная, сердечно-сосудистая, нервная, костная системы, масса тела; психологические - мышление ребенка носит наглядно-образный характер внимание, память, мышление остаются непроизвольными речь находится в стадии формирования ребенок познает мир, непосредственно окружающий его в данный момент.

Установлено, что к основным средствам физической культуры следует отнести физические упражнения, гигиенические процедуры, факторы окружающей среды (вода, воздух, солнце). Физическая культура является неотъемлемым элементом в системе закаливания детей дошкольного возраста. Комплексное сочетание и использование физических упражнений (утренняя гимнастика, подвижные игры и др.), гигиенические процедуры (мытье рук, чистка зубов и т.д.), воздушные (прогулки, проветривание помещений и др.) и солнечные ванны, водные процедуры (обливание, обтирание, купание и т.д.) поспособствует повышению иммунитета, улучшению физической подготовленности дошкольников и в целом укрепит функциональное состояние детского организма.

Установлено, что на сегодняшний день единого мнения относительно методики закаливания детей посредством физической культуры пока не сложилось. На основе существующих теоретических осмыслений нам удалось предложить авторскую методику закаливания детей средствами физической культуры, включающую в себя физические упражнения, гигиенические процедуры, водные процедуры, солнечные и воздушные ванны. Применение предложенной методики закаливающих процедур способно привести к более эффективному результату по улучшению физического состояния организма ребенка.  Обязательным является внимательное отношении к самочувствию детей относительно переносимости рассматриваемых процедур, а также соблюдение ряда рекомендаций по организации их применению.

Установлено, что закаливающие процедуры должны обязательно соответствовать санитарно - эпидемиологическим правилам. Воздух и воды должны быть чистыми, не содержать в себе пыль, бактериальные или химические загрязненности. При принятии воздушных ванн следует учитывать влажность воздуха, скорость ветра и т.д. При применении водных процедур учитывается давлении воды и сила струи. Солнечное закаливание должно осуществляться с учетом интенсивности облучения, и времени нахождения ребенка на солнце. Кроме того,  воспитатель должен вести записную книгу закаливания, в которой будут отражены такие критерии как самочувствие ребенка, индивидуальный метод закаливания. Если ребенок заболевает, то закаливающие процедуры следует прекратить. После выздоровления подход к ним должен быть аккуратным и постепенным. Автором была самостоятельно разработана и предложена годовая программа закаливания детей (3-7 лет) средствами физической культуры, включающую в себя такие процедуры как прогулка и активные игры на воздухе; воздушные и солнечные ванны; обтирание; гимнастику; обливание; дыхательную гимнастку; хождение босиком; закаливание носоглотки.

Проведенное исследование позволяет констатировать факт достижения поставленной цели исследования в полном объеме, содержание которой складывается из выявленной эффективности закаливания детей дошкольного возраста, проявляемой в повышение иммунитета организма и улучшению физической подготовки.

 

Литература:

1.   Аикина Л.И. Использование плавания в системе лечебнопрофилактических учреждений : учебное пособие / Л.И. Аикина. – Омск : ОГИФК, 2015.

2.   АлдошинаЕ.А. Средства физической культуры в совершенствовании функциональных возможностей организма / Е.А. Алдошина //Автономия личности. 2020. № 1 (21). - С. 77-81.

3.   Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошк. Учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015.

4.   ГорьковаЛ.Г. Занятия физической культурой в ДОУ : Основные виды, сценарии занятий : методическая библиотека / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. – Москва, 2015.

5.   Ермакова Е.Г. Закаливание организма. средства, принципы и методы закаливания / Е.Г. Ермакова //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 5-1.- С. 40-42.

6.   Курдюков Б.Ф. Педагогическая проблема развития координационных способностей в дошкольном возрасте / Б.Ф. Курдюков, М.Б. Бойкова, Т.В. Стоякина // Физическая культура, спорт - наука и практика.2019. № 3. С.9-13.

7.   Логвиненко Н.А. Организация и проведение прогулок в ДОУ / Логвиненко Н.А., Матющенко Т.Ю.  //В сборнике: Основные вопросы педагогики, психологии, лингвистики и методики преподавания в образовательных учреждениях. Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. Составители О.П. Подосинникова, Н.И. Абдуллаева. Астрахань, 2020. - С. 68-73.


 

Скачано с www.znanio.ru

УДК 373.21 МЕТОДИКА ЗАКАЛИВАНИЯ

УДК 373.21 МЕТОДИКА ЗАКАЛИВАНИЯ

В связи с этим актуальность темы исследования «Методика закаливания детей дошкольного возраста средствами физической культуры» не вызывает сомнений

В связи с этим актуальность темы исследования «Методика закаливания детей дошкольного возраста средствами физической культуры» не вызывает сомнений

Применение предложенной методики закаливающих процедур способно привести к более эффективному результату по улучшению физического состояния организма ребенка

Применение предложенной методики закаливающих процедур способно привести к более эффективному результату по улучшению физического состояния организма ребенка

Е.Г. Ермакова //Международный журнал гуманитарных и естественных наук

Е.Г. Ермакова //Международный журнал гуманитарных и естественных наук
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2021