Методика формирования основ музыкальной культуры
Оценка 4.9

Методика формирования основ музыкальной культуры

Оценка 4.9
Документация
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
06.11.2017
Методика формирования основ музыкальной культуры
Музыка как предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, характера и воли к самореализации, другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы
Методика формирования основ музыкальной культуры (из опыта работы)Земенкова Е.П..docx
Методика формирования основ музыкальной культуры (из опыта работы) Выполнила:  Земенкова   Елена   Павловна,     учитель   музыки   МАОУ гимназии № 4 г. Хабаровск      Музыка как предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, характера и воли к самореализации, другими словами ­ это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.           Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота,   отзывчивость,   стремление   к   взаимопониманию,   к   совместному переживанию,   к   душе   ученика,   умение   видеть   и   слышать,   сопереживать, милосердие,   терпимость   и   терпение,   умение   прощать,   говорить   по­ товарищески, понимать интересы, устремления и ожидания детей, поощрять и одобрять   самостоятельность,   независимость   и   уверенность   в   его   сильных сторонах – это мое педагогическое кредо.                  Музыкальное   образование   в   начальной   школе   является   базой, фундаментом всего последующего обучения и ФГОС НОО предусматривает формирование основ учебной деятельности   младшего школьника ­ систему учебных   и   познавательных   мотивов,   умение   принимать,   сохранять, реализовывать   учебные   цели,   умение   планировать,   контролировать   и оценивать  учебные действия и их результат, поэтому на начальной стадии обучения     обеспечиваю   развитие   познавательной   мотивации,   формирую готовность       и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем   и  одноклассниками,  формирую   основы   нравственного   поведения. При   этом   значительное   внимание   я   уделяю  развитию   эмоциональной привлекательности    укреплению познавательного   интереса,   успешности образовательного процесса. В старших классах свою деятельность направляю на  формирование   умений  систематизации,   классификации   явлений, алгоритмов   творческого   мышления   на   основе   восприятия     и   анализа музыкальных   художественных   образов,   что   определяет  развитие   памяти, фантазии,   воображения  учащихся,   приводит   к  поиску   нестандартных способов решения проблем.           Стараюсь создать на уроке атмосферу доверия, где ребенок не боится высказать свое мнение, свои чувства, предложить свои аналогии, ассоциации, развиваю в ученике чувство   «успешности».   Преподавание моего предмета предполагает субъект субъектные позиции.    процесса   обучения   музыке,     как   ведущего   фактора Реализация   программы по музыке опирается на следующие  методы музыкального образования:  ­ метод художественного, нравственно­эстетического познания музыки;  ­ метод эмоциональной драматургии;  ­ метод интонационно­стилевого постижения музыки;  ­ метод художественного контекста;  ­ метод создания «композиций»;  ­ метод междисциплинарных взаимодействий;  ­метод   проблемного   обучения,   позволяющий   сочетать   традиционное изложение материала с включением проблемных ситуаций.                     Прежде, чем начать применять разные методики и технологии мне необходимо   знать   возможности   детей:   безусловный   учет   обученности, обучаемости,   учебных   и   воспитательных   возможностей   учащихся   разных возрастов,   классов,   групп;   учет   особенностей,   интересов,   склонностей, запросов учащихся. Для этого я провожу диагностику, в ходе которой узнаю, сколько в классе визуалов, аудиалов и кинестиков, сколько левополушарных, правополушарных   и   со   смешанным   восприятием,   как   дети   делятся   по темпераменту, кто лидер и кто аутсайдер.  Так как я  знаю, что среди детей есть визуалы, аудиалы и кинестетики, поэтому в  разных классах  применяю разные методики и разные технологии. Зная, что у  визуалов хорошо развита зрительная память, и им трудно «вслушиваться», поэтому для них использую слова,  описывающие   цвет,   размер,   форму,  больше   показываю  наглядные пособия, слайды; аудиалы в основном получают информацию через слух, т.к. понимаю, что  им нужно больше рассказывать,   поэтому  с ними использую вариации   голоса   (громкость,   паузы,   высоту);    кинестетики   предпочитают воспринимать жизнь через ощущения и с помощью движений, то я понимаю, что им трудно составлять логические цепочки,  при   этом   помню, что они обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания,   поэтому с ними   использую   игровую технологию, жесты,   прикосновения.  В   направлении   «вслушиваться»   и   «всматриваться» работаем на уроке и во внеурочной деятельности: дети сами или вместе со мной     создают   презентации,   вставляют   музыку,   оказывают   помощь   в изготовлении карточек, придумывании различных заданий и др.   Я   считаю, что    для   каждой   группы   этих   учащихся   наиболее   эффективны   будут отдельные задания.                     Учитывая   цели   и   задачи   обучения,   воспитания   используемой программы,   конкретных   условий   образовательной деятельности, запросов учащихся и родителей на уроках использую  применение методов: наглядный, словесный,   практический     с   нарастанием   проблемности:   от   прямого воздействия   (исполнение,   объяснение,   иллюстрация)   через   закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ   вариантов   выполнения   задания)   к   самостоятельному   поиску   детьми способов деятельности,  объяснительно ­ иллюстративный; репродуктивный; логический;   средств   музыкальной     выразительности.   метод   «погружения»;  метод     предметно­понятийный;   импровизационный,   создания   композиций игровой; синестезийный;   (Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский); метод размышления о музыке  и др.                   Я  в  своей работе совершенствую методы и средства обучения, поэтому на   уроке   использую   и     применяю   особые  методы  формирования   основ музыкальной   культуры,   которые   считаются  инновационными,  потому   что соответствуют требованиям Государственного стандарта общего образования и осуществляют системно ­ деятельностный подход в образовании. Это  такие методы, как   художественно­практический  метод (метод с двигательными реакциями,   интересными   заданиями:   вокализация   ­     «досочини,   допой, доподбери»)   и  методы,   разработанные   автором   Радыновой   О.П.,   которые носят   развивающий   характер,   побуждают   детей   к   проявлениям   различных форм   двигательной,   речевой,   эстетической   активности,     способствуют осознанности   восприятия,   созданию   проблемных   ситуаций,     углубляющие эмоциональную   отзывчивость   на   музыку,   развивающие   воображение, творчество:  метод  контрастного   сопоставления   произведений;  метод уподобления характеру звучания музыки.           Метод   контрастного   сопоставления   произведений  позволяет   мне заинтересовать детей, потому что он активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно­образного мышления, воображения. Применяю данный метод с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (у младших   школьников   контрастные   сопоставления   наиболее   отчетливы,   у учащихся более старшего возраста сопоставление произведений применяю с постепенным   уменьшением   контрастности   образов).   Усложнение прослеживаю по линии различения смены настроений в разделах формы (двух­ трехчастной),   жанров   музыки,   средств   музыкальной   выразительности. Разработала   систему   заданий   с   различными   вопросами,   например:   «Найти черты,   которые   произведение   объединяют»,   «Найти   черты,   которые произведение   отличают»;   «Какое   произведение   больше   понравилось:   в оркестровом   или   фортепианном   исполнении?».   Например,   сравнить музыкальные образы двух произведений: романса М.Глинки «Жаворонок» и пьесы П.Чайковского   «Песня жаворонка» из «Детского альбома»; сравнить два   музыкальных   пейзажа   С.   Прокофьева   из   «Детской   музыки»   ­   пьесы «Утро»   и   «Ходит   месяц   над   лугами».   Какими   средствами   музыкальной выразительности   композитор   рисует   картины   природы?   Какие   чувства возникают   у   вас   после   знакомства   с   этими   произведениями?     Выполняя задания   по   группам,   у   детей   вырабатываются   коммуникативные, метапредметные   умения,   достигнутый   предметный   результат   ­   сходство   и различие    Сравнивая   два произведения   по   характеру   или   определяя   близость   по   настроению произведений   разных   искусств,   учащиеся   ориентируются   на   обобщенные, целостные представления, сравнения «макроуровня», обращают внимание на уподобление,   метода   дети     темброво­инструментальное  более мелкие детали, некоторые единицы музыкальной речи, сопоставления «микроуровня»   —   различают     контрасты   настроений   (интонации,   темы, фразы, разделы формы), выделяя выразительные средства музыки и т.п. Этот метод   способствует   проявлению   и   выражению   эмоционально­оценочного отношения   ребенка   к   искусству   —   первоначальных   предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок.        Так как метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального   образа,     поэтому   применяю   различные   виды   уподобления звучанию   музыки   (тактильное  уподобление,   словесное   уподобление, вокальное  уподобление, цветовое уподобление, полихудожественное   уподобление).   В результате использования   данного     удовлетворяют   потребность   в движениях,   что   помогает   увлечь   их,   у   них   формируется   положительное эмоционально­оценочное   отношение   к   музыке,   способствует   глубине восприятия, развитию творческой активности. Данные методы использую для того,   чтобы   достичь   результатов   Государственного   стандарта   общего образования. Тактильное уподобление использую среди учащихся начальной школы,   помогая   детям   ощутить   эмоциональную   выразительность   музыки, прочувствовать ее и связать слуховые впечатления с тактильными, игровая форма способствует занимательности, проявлению интереса, положительному эмоциональному   личностному   контакту   ребенка   и   взрослого.  Словесное уподобление применяю и для учащихся начальной школы и среди детей более старшего   возраста.     Поэзия,   сказка   развивают   художественно­образное мышление,  воображение,  эмоциональную   отзывчивость,  побуждают  детей  к творчеству. Вокальное уподобление в виде тихого выразительного напевания мною   мелодии   во   время   звучания   произведения   и   подпевания   отдельных интонаций, фраз детьми применяю среди учащихся младшего возраста (И.В. Груздова), что способствует выявлению отношения к музыке,  различению на слух   конкретной   мелодии,   выделению   в   ней   наиболее   ярких   средств,  Темброво­инструментальное ориентирует   ребенка   в   потоке   звуков. уподобление характеру звучания музыки  применяю  в  виде   оркестровки, выбора   выразительного   тембра   инструмента,   соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы. Цветовое уподобление   (полисенсорные   ассоциации)  применяю   для   закрепления представлений   о   характере   музыки,   выявления   реакций   на   изменение настроений,   осознания   формы,   что  позволяет   учащимся   высказаться   о характере музыки в занимательной, игровой форме,  способствует развитию представлений о выразительности цветовой гаммы, осознанности выбора цвета в изобразительной деятельности для выражения определенного настроения в рисунке (непредметном и предметном рисовании), пониманию роли цвета при восприятии   произведений   ИЗО.  Определенный   цвет   (небольшие   цветные карточки)   у   учащихся   связывается   с   соответствующим   музыкальным настроением:   пастельные,   светлые   тона   (голубой,   розовый)   —   с   нежным, спокойным   характером   музыки;   темные,   густые   тона   (темно­   коричневый, темно­синий) — мрачным, тревожным; интенсивные, яркие тона (красный) — решительным,   торжественным.    Во   время   звучания   произведения,   смены раздела   формы   дети   поднимают   соответствующие   настроению   музыки карточки,   проговаривая   про   себя   характеристики   эмоционально­образного содержания. Полихудожественное уподобление позволяет ребенку осознать выразительную   роль   средств   языка   разных   искусств   —   живописи, художественного   слова,   театра,   пантомимы,   балета.   Например,   выполняя задание: «Подберите литературный и живописный ряд, помогающий усилить эмоциональное восприятие пьес Г.Свиридова «Весна и осень» из музыкальных иллюстраций   к   повести   А.Пушкина   «Метель»,   определить   общие   средства выразительности в разных видах искусства ­ музыке, литературе, живописи.                     Методы   применяю   не   изолированно,  а  в   различных   сочетаниях. Например,   знакомство   с   музыкальным   произведением   начинаю   с   беседы, задавая   вопросы   о   композиторе,   его   произведениях,   пройденных   ранее (словесный метод); по ходу беседы исполняю знакомые фрагменты (наглядно­ слуховой   метод);   сообщая   интересные   сведения   об   истории   создания произведения   (стимулирующий   метод):   учащиеся   слушают   произведения   в записи   (наглядно­слуховой);   отвечают   на   вопросы   учителя,   делятся впечатлениями (словесный метод); выполняют творческие задания: слушают, сравнивают и анализируют  отдельные фрагменты произведения (наглядно ­ слуховой метод, метод анализа и сравнения; определяют идею произведения (наглядно   ­   слуховой,   метод   анализа   и   сравнения,   метод   обобщения). Особенности этих методов: подводить детей к восприятию мира и искусства не с помощью понятий, а с помощью «подготовки» разбуженным чувством. Так как каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств, поэтому замечаю  и развиваю все лучшее, заложенное от природы, при этом использую индивидуально­дифференцированный подход, задания разной степени сложности (обращение к одному ребенку, подгруппе детей, всей группе), учитываю интересы детей, склонности к различным видам музыкальной   деятельности.  Например,   в      классе,  в  котором   большинство детей любит петь, применяю практический метод, с тем, чтобы отработать данное произведение (над чистотой интонирования, дикцией, артикуляцией), а в классе, который любит слушать музыку, а затем провокализировать тему, отобразить ее в рисунке, музыкально ­ двигательных движениях ­ использую «метод   создания композиций».    Метод размышления о музыке  (Л.  В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский) применяю  на развитие осознанного отношения ребёнка к музыке, формирование его музыкального мышления, т.е. не  чтобы «усвоить»,   «закрепить»,   «повторить»,   а     чтобы   «пережить»,   «оценить», использую  метод   подготовки   к   восприятию   «выразить».  На   этапе   «погружения», например в определенную историческую эпоху.                      Реализация  интонационного подхода  предполагает   применение разнообразных  методов   обучения:  метод   художественного,   нравственно­ эстетического познания музыки  (организация диалога и полилога учащихся с автором,   лирическими   героями   произведения,   его   исполнителями);  метод эмоциональной драматургии урока; метод «забегания вперед и возвращения к пройденному»   (перспективы   и   ретроспективы   в   обучении);  метод концентричности   организации   музыкального   материала     структурной целостности   урока;  метод   создания   «композиций»   и   художественного контекста;  метод   интонационно­стилевого   постижения   музыки   (создание проблемных ситуаций), метод пластического интонирования.           В своей практике на уроках активно использую:  Метод   проектов  ­   форма   организации   учебного   процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств   и   творческих   способностей   в   процессе   создания   новых продуктов,   обладающих   объективной   или   субъективной   новизной, имеющих практическую значимость.  Групповые   обсуждения  –   групповые   дискуссии   по   конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся.  Мозговой   штурм  –   специализированный   метод   групповой   работы, направленный   на   создание   новых   идей,   стимулирующих   творческое мышление каждого участника.  Деловые   игры  –   метод   организации   активной   работы   учащихся, направленный   на   выработку   определенных   рецептов   эффективной учебной и профессиональной деятельности. С помощью игры обучение становится важным делом, ибо игра является частью детской жизни. Игры приковывают неустойчивое внимание ребёнка к материалу, дают новые знания, заставляют мыслить. Игры обеспечивают формирование учебной деятельности.  Ролевые игры  – метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью.  Баскет­метод – метод обучения на основе имитации ситуаций.  Тренинги  –   обучение,   при   котором   в   ходе   проживания   или моделирования   специально   заданных   ситуаций,   обучающиеся   имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки.  Обучение с использованием компьютерных обучающих программ.  Анализ практических ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений;   его   целью   является   научить   учащихся   анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, создавать альтернативные пути   решения,   оценивать   их,   выбирать   оптимальное   решение   и формировать программы действий.                   Включение   активных   методов   в   учебный   процесс   активизирует познавательную   активность   моих   учащихся,   усиливает   их   интерес   и мотивацию,   развивает   способность   к   самостоятельному   обучению; обеспечивает обратную связь между учащимися и мной.          Для активного обучения важным является принцип индивидуальности ­ организация учебно – познавательной деятельности с учётом индивидуальных способностей и возможностей. Активные методы помогают сделать процесс обучения   лёгким   и   доступным   каждому   ребёнку.   Активность   обучаемых возможна   лишь   при   наличии   стимулов.   Поэтому   в   числе   принципов активизации особое место приобретает мотивация учебно – познавательной деятельности.             Среди моих учащихся есть  фальшиво поющие дети, дети­инвалиды, дети с низкой  мотивацией к предмету, музыкально ­ одаренные дети, поэтому индивидуальную работу с учащимися веду, учитывая их особенности.               Для   развития вокально­хоровых навыков  применяю разнообразные способы   и   приемы:  распевание,   привлечение     элементов   музыкальной грамоты,   певческая   установка,   знание   дирижерских   жестов,   выработка унисона,   кантилены,   широкого   дыхания,   работа   над     четкой   дикцией, активной артикуляцией, чистотой интонации, мелодическим и ритмическим слухом,   расширением   певческого   дыхания,     художественным   исполнением произведений, пение с сопровождением и без него, исполнение главных тем классических произведений, разучивание песен.      Для развития  музыкальных и   творческих   способностей  стараюсь в процессе обучения   пробудить в ученике   интерес к музыкальным знаниям, преподносить   знания   творчески.   Для   этого   требовательно   и   направленно нахожу   и   варьирую   учебный     материал,   подбираю   репертуар,   учитывая возрастные   и   психофизиологические,   индивидуальные   особенности   детей, заботясь   об   их   здоровье   и   психологическом   комфорте,   что   способствует повышению  мотивации   обучающихся.  Для   этого  применяю  такие  способы, как:   сочинение   стихов,   мелодий   на   заданный   текст   детских   поэтов, музыкально   ­   ритмические   движения,   пластическое   интонирование, вокальные,   речевые,   пластические,   инструментальные,   изобразительные импровизации, инсценирование сюжетов музыкальных пьес, песен, выполнение рисунков   на   темы   музыкальных   произведений,   размышления   о   музыке, художественная   импровизация,  выполнение     исследовательской   (проектной деятельности).               Фальшиво поющим  детям  даю разные  задания:  певческие задания, составленные с учетом примарной зоны (повторить зов птицы, спетый мною, придав   ему   новую   интонацию   и   т.   д.);   создание   ситуации,   при   которой «непоющие»   учащиеся   активно   слушают   музыку;   приемы   атаки   верхнего регистра   (спеть,   как   колокольчик,   маленький   воробушек)   для   того,   чтобы исключить   перенос   низкого   разговорного   голоса   в   пение;   пропевание отдельных   звуков   про   себя   на   слоги   «ля»   и   «го»,   благодаря   которым   в голосовом   аппарате   происходят   небольшие   движения,   и   осуществляется подготовка к пению вслух; исполнение мелодии песни на слоги «ля» и «го» с закрытым   ртом,   тихо   и   отрывисто   и   со   словами;   повторить   ритмический рисунок (хлопками), показанный мною; промаршировать под звучание марша; досочинить   ритмический   мотив   и   др.  Наряду   с  перечисленными   приемами работу   по   исправлению   интонации   у   фальшиво   поющих   осуществляю последовательно,   поэтапно.   Сначала   даю   упражнения   на   овладение певческими навыками, затем осуществляю  дифференцированное обучение по группам (фальшиво поющие слушают чистое, выразительное пение товарищей, затем поют про себя и вслух, подражая пению хорошо интонирующих ребят). При   этом   учитываю   особенности   механизма   звукообразования   у   детей различного возраста.                   Мною отмечено, что успеху в работе с  фальшиво поющими детьми способствует также то, что их сажают рядом с чисто интонирующими,   или ближе к себе и к музыкальному инструменту, сопровождающему пение, чтобы постоянно контролировать качество звучания их голосов, прислушиваться к правильному пению, при этом используя зрительную наглядность: рисунки, таблицы,   графическое   изображение   мелодии   песни,     подкрепляя   процесс работы   двигательно­моторной   активностью,   применяя   элементы   движений, различные   методы   включения   элементов     музыкальной   грамоты.   В   ходе работы   отмечаю,   чаще   всего   дети   поют   неверно   из­за   слабо   развитого музыкального   слуха,     отсутствия   координации   между   слухом   и   голосом. Однако в процессе музыкальной деятельности интонирование улучшается.                   Используя   данные   методы,   делаю   так,   чтобы   они   приобретали проблемный   характер,   чтобы   у     учащихся   развивалось   воображение, творчество,   дети   были   эмоционально   отзывчивы,   применяли       не   только способы действий,  но и могли найти выход  решения из заданной ситуации.

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры

Методика формирования основ музыкальной культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017