Методика и технология социально-педагогической работы с семьей
Оценка 4.9

Методика и технология социально-педагогической работы с семьей

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
воспитательная работа
Взрослым
16.01.2018
Методика и технология социально-педагогической  работы с семьей
Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.
Методика и технология социально-педагогической работы с семьей.doc
Методика и технология социально­педагогической  работы с семьей. Плескачевская Н.В. Социальный педагог Семья   —   базисная   основа   первичной   социализации   личности.   Именно   с   семьи начинается   процесс   усвоения   ребенком   общественных   норм   и   культурных   ценностей. Социологическими  исследованиями  выявлено,  что влияние семьи  на ребенка сильнее,  чем влияние   школы,   улицы,   средств   массовой   информации.   Следовательно,   от   социального климата   в   современной   семье,   духовного   и   физического   становления   в   ней   детей   в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной   деятельности;   оказание   посреднических   услуг   в   установлении   связей   со специалистами — психологами, социальными работниками,  врачами, юристами, а также с представителями   органов   власти,   общественностью.   Социальный   педагог   обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих   детей;   использует   индивидуальные   методики   работы   с   семьями   нуждающимися   в особой помощи (семьями из "группы риска", многодетными и неполными и др.); содействует развитию семенно­соседских форм кооперации и взаимопомощи.  Методика диагностики семьи.   Диагностика   семьи   —   постоянно   присутствующий   элемент   в   деятельности   социального педагога. Учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость   ее   структуры   и   характеристик,   в   настоящее   время   необходимо   перейти   от единичных   диагностических   процедур   к   осуществлению   социально­педагогического мониторинга семьи. Социально­педагогический   мониторинг   семьи  —   это   научно   обоснованная   система периодического   сбора,   обобщения   и   анализа   социально­педагогической   информации   о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.    Основные   принципы  мониторинга:   достоверность,   полнота,   системность   информации; оперативность   получения   сведений   и   их   систематическая   актуализация;   сопоставимость получаемых   данных,   которая   обеспечивается   единством   избранных   позиций   при   сборе   и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.   Сущность   социально­педагогического   мониторинга  семьи   состоит   комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный   характер   (информация,   предлагаемая   членами   семьи   по   собственной инициативе;   непосредственное   и   опосредованное   наблюдение,   сочинения   и   графические работы   детей   о   семье   и   т.д.),   так   и   полученных   в   ходе   специально   организованного исследования   (опрос,   анкетирование,   метод   экспертных   оценок,   биографический   метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).   Важную   роль   в   осуществлении   социально­педагогического   мониторинга   играет   умение социального   педагога   систематизировать   сбор   информации   и   полученные   результаты. Способов систематизации может быть несколько. Рассмотрим один из них. Поскольку   семья   —   это   сложная   система,   социальный   педагог   принимает   во   внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.  Брачая   подсистема  (муж—жена).   Социальному   педагогу   важно   видеть   особенности взаимоотношений   между   мужем   и   женой   семье,   способность   супругов   оценивать   и поддерживать друг друга.   С одной стороны, данная подсистема во многом определяет микроклимат семьи; с другой — это   фактор,   который   в   дальнейшем   играть   существенную   роль   в   выстраивании   ребенком собственных полоролевых взаимоотношений.   Данная подсистема — одна из наиболее сложных для изучения, она во многом скрыта от глаз посторонних.   Непременным   условием   результативной   диагностики   является   установление дружеских и/или партнерских отношений социального педагога с супругами (опора на точку зрения одного из них может послужить источником предвзятой, искаженной информации). Действенным   средством   выступает   наблюдение.   Возможно   обращение   за   консультацией   к практическому (школьному) психологу.  Родительская подсистема (мать — отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать—дети, отец—дети, стиль родительского отношения.    Воспитательный   потенциал   семьи   во   многом   определяется   содержанием   и   характером функционирования   родительской   подсистемы.   Ошибки,   которые   допускают   родители,   их искаженные ценностные установки, противоречия  в системах требований и многие другие факторы в итоге определяют десоциализирующее влияние семьи на ребенка.  Подсистема   "братья   —сестры".  Социальный   педагог   концентрирует   внимание   на отношениях   детей,   особенностях   исполнения   социальной   роли   каждым   ребенком, установившимся в семье разделении обязанностей между братьями — сестрами.    Отношения   между   детьми   в   семье   —   незаменимый   опыт   общения   и   взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание   взрослых   и   многое   другое.   Для   большинства   детей   данные   отношения   на длительный   период   приобретают   характер   наиболее   значимых.   Однако   здесь   скрыт значительный   потенциал   десоциализирующего   влияния   (отношения   подчинения,   "семейная дедовщина", моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).    Для   изучения   системы   отношений   и   взаимодействий   "братья­сестры"   также   могут   быть использованы психологические и педагогические методики межличностного общения.  Подсистема "родители —дети". Социальный педагог стремится определить специфические черты   взаимодействия   между   родителями   и   детьми,   границы   власти,   свободы   и ответственности, ставшие нормой этих отношений.   Взаимодействие и отношения ребенка с родителями — один из наиболее частых предметов социально­педагогической  заботы и внимания. Именно здесь скрыт источник большинства конфликтов,   нарушающих   нормальное   течение   как   семейной   жизни   в   целом,   так   и жизнедеятельности  ребенка  как  самостоятельного  существа.  Вместе  с  тем  эти  отношения допускают возможность косвенного влияния  на ребенка со стороны социального  педагога (например, в ситуациях коррекции поведения, социальной реабилитации и др.).    Необходимо   сочетать   методы   прямого   действия   (преимущественно   психологические методики)   и   косвенного   (например,   метод   экспертных   оценок,   игровые   методики моделирования   отношений,   решения   жизненно   смысловых   задач   и   ситуаций   в   рамках специальных занятий, биографический метод и др.).   Важно учитывать роль родственников, которые могут и не жить с семьей под одной крышей (бабушка,   дед,   тетя   и   т.д.),   и   лиц,   которые   не   являются   родственниками   по   крови,   но оказывают влияние на семью и отдельных ее членов.   В ходе изучения отдельной семьи социальный педагог может составить своеобразную "карту семьи", куда желательно включить:         список всех членов семьи с указанием их имен, дат рождения (смерти);  краткие характеристики членов семьи;  наиболее важные для каждого члена семьи события;  анализ   того,   чем   держится   семья   (сплоченность   и   разделенность   ее   членов, внутрисемейные правила и нормы, эмоциональный климат);  описание   и   анализ   внешней   среды   (жилищные   условия,   соседство,   местная демографическая, экономическая, экологическая, коммуникативная ситуация);  сведения о социальном статусе семьи и ее членов, об их национальной и религиозной принадлежности, образовательном и социокультурном уровне;  анализ  проблем  и   потребностей   семьи   (реалистичны  ли  ожидания  перемен,   каковы возможности и ограничения в удовлетворении потребностей и решении проблем);  оценку и заключение, почему семья нуждается в социальной помощи, в какой именно.  В   практике   работы   социальных   педагогов   сложился   опыт   социально­педагогической паспортизации   семей.   "Паспорт"   выступает   одной   из   форм   "карты   семьи",   позволяющей систематизировать базовую информацию о семье в лаконичной (стандартизированной) форме (см.   приложение).   В   отличие   от   "карты"   он   не   предполагает   регулярного   обновления   (за исключением каких­либо кардинальных изменений в структуре и характеристиках семьи), вся оперативная информация накапливается в приложениях к паспорту.    Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) — составление заключения   о   состоянии   конкретной   семьи   и   тенденциях,   свойственных   семьям, обслуживаемым   социальным   педагогом.   Используемые   диагностические   методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п.   На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально­педагогической работы в отношении конкретной семьи   и   с   семьями   в   целом,   обеспечить   адресность   и   результативность   социально педагогической поддержки и помощи. Семейное консультирование. Методика социального патронажа и надзора Социальный патронаж — форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в ее распоряжении 24 часа в сутки, проводит с членами семьи много времени, часто несколько часов в день, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая   влияние   на   суть   событий.   Срок   социального   патронажа   всегда   ограничен.   В зависимости   от   конкретных   условий   он   может   продолжаться   4—9   месяцев.   Социальный педагог одновременно патронирует не более двух семей. Одновременно под его наблюдением могут   быть   семьи,   патронируемые   им   прежде.   Социальный   педагог   поддерживает доброжелательный контакт с ними и подключается к решению отдельных проблем этих семей.   Работа социального педагога с семьями начинается с выявления дисфункциональных семей. Источниками первичных сведений о неблагополучии в семьях являются школа, ГДН, КДНиЗП, иногда поликлиники и другие учреждения, а также частные лица, соседи, знакомые.  Содержание   работы   с   семьей   определяется   имеющимися   у   нее   проблемами. Социальный  педагог  организует сеть взаимодействия  для решения  проблем семьи  из  лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных   организаций   с   тем,   чтобы   воздействие   на   семью   было   согласованным, своевременным   и   нужной   интенсивности,   соответствовало   потребностям   ее   развития. Социальный педагог оказывает семье информационную и организационную помощь.    Информационная   помощь  заключается   в   предоставлении   сведений   о   режиме   работы различных  служб,  о  том,  какие  подборки  документов  необходимы  для  решения  того или иного вопроса, об источниках интересующей информации.   Организационная помощь состоит в том, что социальный педагог инициирует рассмотрение проблемы семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения ее проблем.  В деятельности социального педагога используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный).  Официальный   надзор   —   это   надзор,   осуществляемый   социальным   педагогом   по поручению   официальных   органов   (органов   опеки   и   попечительства,   органов   управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц.  Неофициальный (неформальный) социальный контроль (в данном случае правильнее использовать именно этот термин) представляет собой не что иное, как взаимный контроль участников какого­либо процесса за соблюдением каждым из них, формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор   не   предполагает   активных   коррекционно­реабилитационных   действий   со   стороны специалиста.  Объектом социального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний,   официальных   рекомендаций.   Социальный   надзор   направлен   также   на   ход   выполнения конкретных  социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания   и   жизнедеятельности   лиц   в   учреждениях   социального   обслуживания, попечительства   и   перевоспитания.   Это   —   дома­интернаты,   детские   дома,   специальные школы­интернаты, воспитательно­трудовые и исправительно­трудовые колонии и т.д.  Методика социально­педагогического семейного консультирования Семейное   консультирование   представляет   собой   оказание   социально­педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в   семье.   В   отличие   от   социально­психологического   консультирования,   в   данном   случае супружеские  проблемы  и психология  семейных  взаимоотношений  не являются  предметом анализа.   Предметом социально­педагогического консультирования являются:        в   сфере   жизнеобеспечения:   трудоустройство,   оформление   льгот,   субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;  в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники,   ремонт   квартиры,   дезинфекция,   привитие   навыков   гигиены,   организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;  в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний   детей   и   взрослых,   навыки   здорового   образа   жизни,   профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;  в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т.п.;  в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция   отклоняющегося   поведения,   организация   психологической, логопедической,   психотерапевтической,   юридической   помощи,   педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т.п.;  в   сфере   внутренних   и   внешних   коммуникаций   семьи:   восстановление   старых   или построение   новых   позитивных   социальных   связей,   содействие   в   разрешении конфликтов, гармонизации детско­родительских и супружеских отношений.   В   отличие   от   индивидуального   консультирования,   при   семейном   консультировании социальный   педагог   работает   либо   с   семьей   в   целом   (членами   семьи),   выстраивает консультационный   процесс   поэтапно:   от   индивидуального   консультирования   отдельных членов семьи до проведения совместной встречи. Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит   через   посредника   —   телефонный   аппарат,   отсутствует   визуальный   контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.  Этапы телефонного консультирования:         приветствие, знакомство;  принятие   —   профессионал   показывает,   что   он   готов   принять   информацию ("Внимательно слушаю", "Хорошо, что позвонили" и т.п.);  предложение своей помощи;  исследование проблемы клиента (что, где, когда). Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу;  выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент;  поиск согласия;  подведение итогов, совместный план действий;  расставание, выражение благодарности за звонок. Метод "письмо­обращение". Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее.    Цели   письма­обращения:   сообщить   информацию   или   затребовать   ее,   ходатайство (удовлетворение   каких­либо   потребностей   клиента);   защита   прав   клиента.   Письмо­ поздравление, поддержка клиента.  Социальный   патронаж.   Патронаж   —   одна   из   универсальных   форм   работы   с   клиентом, представляющая   собой   оказание   различной   помощи   на   дому.   В   ходе   патронажа   можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и др.    Патронажи  могут  быть единичными   или   регулярными,  в  зависимости  от типа  клиента  и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.   Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.   Технология патронажа: предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;  оповещение клиента о времени визита;  представление себя (нагрудный знак, визитка);  обеспечение личной безопасности; представление и сообщение о цели визита;  время посещения — 20 — 30 минут;  подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.  Групповой уровень реабилитационной работы. Группа — это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.  Методы групповой реабилитации:      беседа (диалог между двумя участвующими сторонами);  лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель — повышение уровня информированности клиента);  диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);  дискуссия   (столкновение   мнений   по   проблеме,   которое   может   привести   к   спору, конфликту);  собрание   (плановое   мероприятие   по   обсуждению   текущих   проблем,   затрагивает интересы   всех   участников).   Необходимо   подготовить   повестку.   Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому­ либо действию.  Значение   этих   форм   работы   в   том,   что   они   помогают   выявлять   проблемы, способствуют их решению, развивают коммуникативные навыки клиента. Для   работы   с   группой   необходим   организатор,   имеющий   коммуникативные   навыки   и владеющий информацией. Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.   В   ходе   тренинговых   занятий   используются   многие   приемы   индивидуальной   и   групповой форм   работы:   мини­лекция,   диспут,   беседа,   используются   видеоматериалы,   приемы игротерапии, арт­терапии, мозгового штурма и т.д.    Тренинг требует от ведущего тщательной предварительной подготовки: выработки плана, программы,   создания   тренинговой   группы   из   8—10   человек,   решения   организационных вопросов, подготовки помещения, определения общей стратегии действия. Выбор стратегии определяется задачами тренинга, уровнем сплоченности в группе, подготовки ведущего.   Возможны следующие стратегии:    программное ведение тренинга, которое предполагает четкое следование программе (контроль времени и ролей участников), жесткий стиль ведения тренинга;  тематическое ведение, когда ведущий обозначает тему тренинга, ставит цель, проводит мини­лекцию,   которая   должна   заинтересовать   участников.   Далее   предлагается участникам   самим   выбрать   деятельность   или   ведущий   предлагает   несколько направлений;  свободное   ведение,   когда   группе   предоставляется   свобода   выбора   проблемы, действия, ведущий уходит в тень.  Этапы тренинга:     знакомство;  решение организационных вопросов: определяются цели, время, что допустимо и что нет. Одно из обязательных правил работы — каждый может свободно говорить в любое время, но запрет на все виды ругательства и насилия;  возникновение "чувства группы", когда люди преодолевают опасения по отношению друг к другу, начинают что­то значить друг для друга, снимают маски;  подведение итогов, сравнение полученных результатов с ожидаемыми.  Документация тренинга: дневник, личные карты участников, отчет.    У   групповых   тренингов   есть   экономическое   преимущество.   Однако   тренинги   не получили   пока   широкого   распространения,   главным   образом   вследствие   отсутствия профессиональных кадров, владеющих этой формой работы.  Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы — анимация, оживление жизненного пространства людей. Общинная работа активизирует усилия людей по решению своих общих проблем, позволяет улучшить условия жизни, выявить конструктивных лидеров и устранить деструктивных.

Методика и технология социально-педагогической работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической  работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической  работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической  работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической  работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической  работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической  работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической  работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической работы с семьей

Методика и технология социально-педагогической  работы с семьей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2018