Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты.
3
Методика использования музыкальнодидактических игр и
пособий в различных видах деятельности.
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач
музыкальноэстетического воспитания детей и проводятся по
заранее намеченному плану.
При этом принимается во
внимание то, что содержание и структура занятий должны быть
вариативными и интересными , с использованием разнообразных
приемов,
произведение,
помогающих детям воспринимать музыкальное
понять элементарные основы музыкальной
грамоты.
Применения музыкальнодидактических игр и пособий на
занятии дает возможность
содержательно и интересно.
провести его наиболее
В играх дети быстрее усваивают требования программы по
развитию певческих и музыкальноритмических движений и в
области слушания музыки. Игры, которые проводятся на
занятиях,
выступают как отдельный вид музыкальной
деятельности и имеют обучающий характер.
Использование музыкальнодидактических игр и пособий в
процессе пения
Развитие певческих навыков является одной из задач
музыкального воспитания детей в детских садах.
Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных
вечерах и спектаклях кукольного театра, она сопровождает4
многие игры, танцы, хороводы. Играя, ребенок напевает свою
незамысловатую мелодию.
Музыкальнодидактические игры, проводимые в процессе
помогают научить детей петь выразительно,
пения,
непринужденно , учат брать дыхание между музыкальными
фразами, удерживать его до конца фразы.
Например,
для чистого интонирования очень часто
используют игру «музыкальный телефон», которая может
помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню.
Для закрепления знакомых песен можно использовать игру
«Волшебный волчок»: дети определяют песню по вступлению,
припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной
фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских
музыкальных инструментах.
При исполнении любой песни детей учат правильно
которые помогают
передавать динамические оттенки,
почувствовать красоту звучания мелодии. В свободное время
также можно провести музыкальнодидактические игры,
связанные с пением, например «Музыкальный магазин».
Свои представления о той или иной песне дети передают в
рисунках. Содержание их составляют понравившиеся песни,
музыкальные произведения , инструменты.
Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма
играют распевки и попевки. Их можно проводить даже в
качестве музыкальнодидактических игр. Они представляют
собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.
Дети очень любят игры, которые помогают им определить
это и «музыкальная лесенка» и
движение мелодии:5
фланелеграф, на котором, выкладывая нотыкружочки, дети
учатся правильно передавать мелодию, определять звуки по
высоте.
Использование музыкальнодидактических игр и пособий в
процессе слушания музыки
В процессе слушания музыки дети знакомятся с
вокальными произведениями разного
инструментальными ,
характера они переживают, испытывают определенные чувства.
чтобы ребенок лучше понимал музыкальное
Для того,
произведение, мог сопоставить музыкальные образы, слова
обращаются к музыкальнодидактическим играм. Применения
музыкальнодидактических игр дает возможность детям
несколько раз слушать одно и тоже произведение в
ненавязчивой форме. Например, «Чудесный мешочек»: игрушки
двигаться с малышами все это
могут разговаривать ,
способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению
и запоминанию. Благодаря играм «В лесу», «Найди нужную
иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка» дети закрепляют
знания о различных музыкальных
пройденный материал,
инструментах, приобщаются к умению различать и узнавать
танец, колыбельную, марш и их части.
Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие
детей оказывают русские народные мелодии. Они просты,
выразительны и доступны детям всех возрастов. Это и
«Ладушки, «Петушок», «Лиса по лесу ходила». Дети пробуют
некоторые из них импровизировать на металлофоне,6
кселофоне. Эти мелодии могут разнообразить содержание
многих музыкальнодидактических игр.
Использование музыкальнодидактических игр и пособий в
процессе ритмических движений
Одним из видов музыкальной деятельности детей
являются ритмические движения.
В процессе систематических занятий по движению у детей
Детям
развивается
приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы
музыкальнослуховое
восприятие.
точно выполнять движения.
В музыкальнодидактических играх используются
игрушки, которым дети охотно подражают.
Игровая форма разучивания движений помогает ребенку
правильно выполнять ритмический рисунок.
При разучивании плясок,
хороводов,
танцев лучше
использовать озвученные игрушки и музыкальные инструменты.
Музыкальноритмическая деятельность детей проходит
если обучение элементам танцевальных
более успешно,
движений осуществляется в сочетании с музыкально
дидактическими играми с выполнением творческих заданий.
Роль воспитателя в детской игре велика: он направляет
ее,
следит
за взаимоотношениями играющих.
Еще
А.С.Макаренко писал:
«И я как педагог должен с ними
играть.
Если я только буду приучать,
требовать,
настаивать, я буду посторонней силой, может быть7
полезной, но не близкой. Я должен немного играть, и я этого
требовал от всех своих коллег». (9; с.38)
Результативность обучения в музыкальнодидактической
игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует
в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра
прекрасная форма деятельности , способствующая привитию
умения приблизить , расположить к себе всех детей, в том
числе и малоактивных.
Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять
детям больше самостоятельности . Практика показывает, что
чем больше
добросовестнее они относятся к порученному.
доверяешь
тем
детям,
сознательнее,
Музыкальнодидактические игры отличаются от пособий
тем, что они предполагают наличие определенных правил,
игровых действий или сюжета.
Музыкальнодидактические пособия включают зрительную
наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями).
Различение свойств музыкальных
звуков
(высота,
динамика, тембр) лежит в основе музыкальносенсорных
способностей .
Развитие музыкальносенсорных способностей является
средством активизации слухового внимания детей, накопления
первичных ориентировок в языке музыки.
Существуют разные квалификации игр и пособий.
Например, Н.А. Ветлугина разделяет игры для развития
музыкальносенсорных способностей
на настольные,
подвижные и хороводные.8
Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида
который осваивается с их
музыкальной деятельности ,
помощью.
Так Л.Н.Комиссарова выделяет три группы музыкально
дидактических
пособий для развития музыкального
восприятия. Для различения характера музыки, элементов
изобразительности и средств музыкальной выразительности .
Поскольку одной из основных задач музыкального
воспитания
музыкальных
способностей , можно квалифицировать игры и пособия именно
детей
является
развитие
по этому основанию – их возможностям в развитии каждой из
трех основных музыкальных способностей : ладового чувства,
музыкальнослуховых представлении и чувства ритма.
Игры и пособия для развития ладового чувства
способствуют узнаванию знакомых мелодий,
характера
определению
музыки, смены построений в отдельных частях
произведения , различению жанра. Здесь могут применяться все
виды игр и пособий. Это и настольные игры типа лото, где дети
закрепляют соответствующий рисунок мелодии, используются
подвижные игры, сюжетные и не сюжетные, в которых дети
согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой
жанров.
Игры и пособия для развития музыкальнослуховых
представлений связанных с различением и воспроизведением
звуковысотного движения.
Детям нравятся игры,
включающие воспроизведение
мелодии голосом или на музыкальном инструменте.9
Для активизации музыкальнослуховых представлений
применяются музыкальнодидактические пособия, настольные
и хороводные игры.
Моделирование отношений звуков по высоте с помощью
различных средств позволяет развивать
музыкальнослуховых представлений ,
способность
связывая воедино
слуховые, зрительные, и двигательные представления детей.
Развитие чувства ритма,
способности
активно
(двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную
музыкального ритма и точно его
выразительность
воспроизводить – предполагает использование музыкально
дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением
ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных
инструментах и передачей смены характера музыки с помощью
движений.
Применяются все виды игр для передачи ритма и
характера музыки в движениях.
Таким образом,
музыкальнодидактические игры и
пособия соединяют в себе различное сочетание методов
игровая форма,
музыкального воспитания.
Образная,
применение
позволяют
поддерживать у детей интерес к деятельности , осуществлять ее
разнообразных
упражнений
более успешно.
Развитие у детей музыкальных способностей должно быть
постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными
методами и средствами, в том числе с помощью музыкально
дидактических игр и пособий.10
Проведение практической работы заключающейся в
использовании музыкальнодидактических игр и пособий на
развитие музыкальносенсорных способностей у детей и
особенно на развитие чувства ритма
В теоретической части работы были освещены проблемы
развития музыкальносенсорных способностей в процессе
использования музыкальнодидактических игр и пособий. Они
представляют научный и практический интерес. Решение этих
проблем авторы попытались проверить экспериментальным
путем во второй главе.
Работа велась
на базе детского дошкольного
образовательного учреждения Рыбинского педагогического
колледжа «Гармония» с детьми старшего дошкольного возраста
с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей .
Музыкальные занятия проходили в музыкальном зале,
позволяющем
оснащенном необходимым оборудованием ,
проводить музыкальнодидактические игры на развитие всех
музыкальносенсорных способностей .
Результативность музыкальных занятий позволила судить
о том, что они проводились по установленному расписанию и в
соответствии и программными требованиями .
В качестве ведущих методов музыкальносенсорного
воспитания выступали нагляднозрительный и наглядно
Широко
слуховой методы в сочетании со словесным.
использовались словесные пояснения, указания, вопросы к
детям.11
Для того, чтобы музыкальносенсорные способности детей
были успешно сформированы , необходимо наметить пути их
формирования .
музыкальность каждого ребенка.
Для этого очень важно знать какова
Это можно выявить только в ходе многократных
по мнению
Только тогда,
наблюдений и
занятий.
Л.С.Выготского, можно судить об уровне
развития ребенка.
музыкального
Поэтому в практической части работа велась по двум
этапам:
подготовительный
основной.
На подготовительном этапе, который длился в течение
двух месяцев, детям было дано общее представление обо всех
видах музыкальнодидактических игр с использованием
следующих музыкальносенсорных задач.
1. Развитие звуковысотного слуха
2. Развитие динамического слуха
3. Формирование тембрового восприятия
4. Совершенствование чувства ритма
Были использованы музыкальнодидактические игры
Костиной Э.П.,
Комиссаровой Л.Н.,
Кононовой Н.Г.,
Михайловой М.А. На занятие к детям всегда приходил игровой
персонаж Незнайка. Дети общались с ним, выступали в роли
старших товарищей и «учителей», когда ставилась цель чему
то обучить. Стремясь всему научить Незнайку, дети обучались
сами. Благодаря этому все занятия проходили в игровой12
форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались
на музыкальные задания с большим желанием.
Незнайка в какойто степени способствовал достижению
эффективности проводимых
высоких результатов
и
музыкальнодидактических игр.
«Колобок»
Цель: развитие слухового внимания,
динамического
слуха, учить менять интонацию голоса.
Игровой материал: вырезанный из бумаги колобок,
небольшие предметы, изображающие стог сена, елку, пенек,
домик, гриб, указка, игровое полестол, шапочки зайца, волка,
лисы и медведя.
Ход игры: все предметы расставлены на игровом поле.
Водящий выходит за дверь или отворачивается от играющих.
Участники договариваются , за какую фигурку они спрячут
колобка, затем зовут водящего. Входит водящий и в это время
звучит текст:
Укатился колобок, колобок – румяный бок.
Как же нам его найти, к деду с бабой принести?
Нука, Оля…(имя любого ребенка) по дорожке походи
И по песенке веселой колобок ты отыщи.
Играющие поют песню «Журавлики» Парцхаладце.
Водящий берет указку, водит ею от фигурки к фигурке. Если
указка находится далеко от той фигурки, за которой спрятан
колобок, то все поют тихим голосом, если близко – громким.
Потом детям было предложено в качестве усложнения
задания изобразить героев сказки. Им были даны шапочки, для
того, чтобы они лучше вошли в образ, и должны были спеть13
определенную фразу, меняя интонацию голоса, в зависимости
от того, какого героя они изображают, и при этом еще
придумать движения.
Например:
Я серенький зайчишка
Меня зовут трусишкой .
Ребенок должен был пропеть это с трусливой интонацией.
Я волк – зубами щелк,
Свирепая интонация.
Я медведь – люблю реветь.
Интонация голоса должна быть грозная.
Я рыжая лисичка
Я хитрая сестричка.
Интонация голоса нежная и в то же время хитрая. (Лиса
могла петь и нежной, ласковой интонацией).
Игра позволяла воспитывать у детей внимание, быстроту
А задания в
умения слушать пение детей.
реакции,
занимательной игровой форме способствовали не только тому,
что дети были очень эмоциональны и активны,
но и
совершенствованию динамического слуха и певческих навыков
Для повышения интереса и эмоциональной активности у
детей была использована музыкальнодидактическая подвижная
игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая
героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть
потише», «чуть погромче» и изображать это.
Каждый раз героев играли дети с разным уровнем
сформированности динамического слуха, и день ото дня можно
было наблюдать чтото новое с элементами творчества детей.14
«Кот и мыши»
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел.
Вот Вам и все что он делать умел.
Кот както раз видит сон вот такой
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
Ой, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!»
И врассыпную они понеслись.
Пока кот спал, происходило вот что:
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеялись над котом
Они ему хвост завязили бантом.
Василий проснулся и громко чихнул;
К стене повернулся и снова заснул.15
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.
«К нам гости пришли»
Цель:
развитие
тембрового
восприятия,
совершенствование чувства ритма.
Игровой материал: Взрослые (воспитатель , музыкальный
руководитель ) и дети, изображающие гостей, ширма, карточки,
на которых изображены детские музыкальные инструменты.
Ход: Взрослый говорит: «Сегодня к нам должны прийти
гости». Стук дверь.
Приходит медведь(взрослый в костюме медведя).
«Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю
плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас встает за
ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет
играть. А остальные будут угадывать, какой же это волшебный
инструмент».
Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого выбирает
инструмент, который больше всего подходит к неуклюжему медведю. В
данном случае это будет бубен. Медведь пляшет под бубен, дети ему
хлопают. По окончании пляски медведя дети должны угадать под какой
инструмент он плясал. (Предварительно раздаются карточки с изображением
музыкальных инструментов).
Когда дети угадают, приходят другие гости, и каждый раз используются
разные инструменты: зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на
металлофоне, лошадка – под четкие удары музыкального молоточка или
деревянных ложек, птичка – под звон колокольчиков.16
Эта музыкальнодидактическая игра закрепила знания детей о
музыкальных инструментах, приход «живых гостей» способствовал
эмоциональному подъему и вызвал активность.
«Что музыкальный инструмент расскажет о себе»
Цель: закрепление знаний о музыкальных инструментах.
Игровой материал: музыкальные инструменты, озвученные и не
озвученные (спрятанные в коробку), карточки с изображением музыкальных
инструментов.
Ход игры: Коробка с инструментами стоит за ширмой. Ребенок
подходит к ширме, вытаскивает из коробки инструмент, и, не показывая
детям, начинает рассказывать о нем. Если ребенок затрудняется, взрослый
задает ему вопросы: «Что умеет делать инструмент?», «Как извлекаются
звуки?», «на что похож звук инструмента».
Дети могут задавать рассказчику вопросы. Игра повторяется до тех пор,
пока дети не устанут, или пока все не побывают в роли рассказчика. Игру
можно разнообразить тем, что в конце взрослый читает интересные истории и
сказки о музыкальных инструментах.
Музыкальнодидактическая игра
помогла разнообразить и
усовершенствовать знания детей о музыкальных инструментах, что в
дальнейшем позволило проводить с ними индивидуальную работу, целью
которой было обучение детей игре на простейших детских музыкальных
инструментах.17
«Принц и принцесса»
Цель: совершенствование динамического восприятия и чувства ритма.
Ход: дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки
убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время
в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц
должен узнать принцессу по громкой музыке. Звучит «Вальс» Е. Доги, принц
медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми взрослый регулирует
динамику: от тихого звучания до громкого.
Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу.
Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.
Потом в качестве усложнения игры принц и принцесса должны
танцевать, при этом придумав свой ритмический рисунок.
Игра проводилась несколько раз и «ритмические танцы», придуманные
детьми были очень разнообразны.
«Бубенчики»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: бубенчики.
Ход: Взрослый рассказывает: «Жили были три веселых бубенчика:
Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик. Динь пел
тоненьким голоском. «Диньдинь» – звучала его песенка. Дан пел песенку
средним голоском: «Дандан». А у бубенчика Дон голосок был потолще,
пониже чем у его братьев. «Дондон» грозно звучала его песенка18
(используется фланелеграф, на котором три линеечки и бубенчики
должны быть в своих домиках)».
Дети должны повторить песенки разными голосами их голоса должны
сливаться, когда одновременно поет 34 человека.
На подготовительном этапе работы были использованы не только
музыкальнодидактические игры и пособия, направленные на развитие той или
иной музыкальной способности, но и «Экспрессанализ и оценка музыкальной
деятельности» под редакцией О.А.Сафоновой.
Вся работа помогла выявить, что чувство ритма развито у старших
дошкольников наиболее слабо, что и послужило основанием в дальнейшем
для проведения, на основном этапе музыкальнодидактических игр только на
развитие этой способности. Как известно, чувства ритма составляет основу
эмоциональной
отзывчивости на музыку. И подобранные музыкально
дидактические игры и пособия, несомненно, должны были служить этой цели.
Для успешного формирования музыкальносенсорных способностей и
для достижения более высокого результата работы был внесен элемент
новизны – сочетание любой музыкальносенсорной задачи с развитием чувства
ритма.
Были использованы следующие игры.
«Подумай и отгадай»
Цель:
придумывать детали ритмических рисунков, повтор уже
знакомых, закрепление длительностей нот.
Материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены
медведь, зайчик, птичка.19
Ход: Детям раздаются карточки. На фортепиано звучат соответствующие
мелодии: «Зайчик» Н.Старокадамского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки»
М.Красева. Дети узнают мелодии и поднимают соответствующие карточки.
В качестве усложнения на следующем занятии детям было предложено
прохлопать соответствующие мелодиям, ритмические рисунки и попробовать
придумать свои, очень простые.
На следующем занятии дети уже должны были под песню «Вместе
весело шагать» попробовать показать движениями героев: зайка прыгает
используются четвертные и восьмые ноты; медведь целые ноты и половинки;
птички – восьмые и шестнадцатые.
Эта музыкальнодидактическая игра значительно улучшила реакцию
детей на различение длительностей нот, способствовала более быстрому
формированию звуковысотного слуха и чувства ритма.
«Прогулка»
Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.
Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих
колокольчик,
металлофон,
кселофон,
(молоточки,
барабан,
бубен,
музыкальные тарелки).
Ход игры: Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на
прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в
этом музыкальные инструменты. Вот мы с вами спускаемся по лестнице
(медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит
яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или
можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась
туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала20
это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм
ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по
металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли
дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды;
редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном
ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».
Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой, снова
быстрые и ритмичные удары».
Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые
события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические
рисунки становились все разнообразнее и сложнее.
«Научи матрешек танцевать»
Игровой материал: большие и маленькие матрешки.
Ход: У взрослого в руках большая матрешка, у детей – маленькие.
«Большая матрешка учит танцевать маленьких» говорит взрослый.
Отстукивает по столу сначала несложный ритмический рисунок. Дети
повторяют. В качестве ритмических рисунков использовались знакомые детям
мелодии песен и плясок: «Во поле березка стояла», «Ах вы сени…», «Вместе
весело шагать», «Солнечная капель». Если вначале дети повторяли за
взрослыми, то потом они сами стали придумывать несложные ритмические
рисунки, или взрослый начинал, а дети заканчивали. Примеры ритмических
рисунков были самые разнообразные.
Эта музыкальнодидактическая игра использовалась в качестве
индивидуальной работы и на музыкальном занятии.
«Определи по ритму»21
Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображены
ритмический рисунок, а другая половина пустая, карточки, иллюстрирующие
содержание песен, детские музыкальные инструменты (ложки, бубен,
колокольчик, барабан, музыкальный молоточек).
Играющим раздается 23 карточки.
Ход: Ведущий, ребенок или взрослый, исполняет ритмический рисунок
песни или пляски (с помощью хлопков или просто стучит музыкальным
молоточком по столу, используются деревянные ложки, барабан), знакомых
детям: «Ах вы сени», «Во поле береза стояла» русские народные песни,
«Сегодня мамин праздник», Парцхаладзе, «Солнечная капель» Соснин,
«Разноцветная игра», «Воробушки» М.Красева.
Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую
половину карточки. Ритмические рисунки могут быть непроизвольными:
медленные удары в барабан – идет медведь, звон колокольчика – птичка
летит. Дети должны угадать сами, без помощи взрослого.
Примеры карточек и ритмических рисунков были самые разнообразные.
«Теньтень»
Эту песню дети знают хорошо. Для более совершенного развития у
детей ритмического чувства были использованы следующие задания в игровой
форме:
песня поется вместе с детьми с целью закрепления текста
дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками
ритмический рисунок.
пение по ролям: взрослый автор, а дети – герои (лиса, заяц, 2 ежа, блошки,
медведь, коза).
Каждый ребенок прохлопывает свою роль.22
пение по ролям, но роль исполняют ладошками. Детям объясняют, что
голосок «спрятался», ладошки «поют вместо него».
вся песня от начала до конца поется ладошками
когда ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и
длинными полосками или длительностями.
«Укрась музыку»
Игровой материал: магнитофон с записью «Неаполитанской песни»
П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются
детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный
молоточек).
Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм,
настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием
оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном
инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все
одновременно.
В качестве творческого задания детям предлагается проявить
творчество: украсить звучание. Например, гдето можно уловить звон
колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.
В такой музыкальнодидактической игре дети различают характер
музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и
уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет
немаловажную роль в развитии чувства ритма.
2.3. Анализ и результаты практической работы23
Все используемые музыкальнодидактические игры и пособия
применялись в течение нескольких занятий, постепенно становясь
разнообразней и сложней, что позволило судить о своеобразии музыкального
развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержанием
музыкальных занятий.
Кроме того, для более успешного развития у старших дошкольников
чувство ритма были использованы фрагменты системы элементарного
музицирования австрийского композитора Карла Орфа.
В результате музыкальных занятий было выявлено:
слуховое внимание детей стало более организованным;
появилась быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки;
ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в
передаче его звучащими жестами и на металлофоне;
улучшилась реакция детей на определении инструментов по тембровому и
динамическому звучанию.
Завершает работу конкретный практический материал, который
отражен в приложении.
Проведенная работа показала, что в соответствии с целью, объектом,
предметом исследования, и в процессе изучения методической литературы по
проблеме у детей музыкальносенсорных способностей, мы пришли к выводу,
что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих
музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкальносенсорных. И
развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле
зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными
методами и средствами. В том числе с помощью музыкальнодидактических
игр и пособий.24
В практической части проводимой работы авторы еще раз убедились в
том, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться
музыкальносенсорные способности у всех детей без исключения это не
пройдет бесследно для их последующего музыкально развития.
Предлагаемые музыкальнодидактические игры, фрагменты занятий не
являлись самоцелью, а лишь способствовали развитию не только музыкально
сенсорных способностей, но и творческих.
Наработанный наглядный вспомогательный музыкальный материал
позволил в простой доступной игровой форме дать детям представление о
свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки,
научить различать гамму чувств, настроений, предаваемых ею.
Мы пришли к выводу, что музыкальные задания, выполненные с помощью
музыкальнодидактических игр и пособий, вызывает интерес, активность у
детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая
приобретает творческий характер.
Предлагаемый авторами обобщенный, систематизированный опыт со
старшими дошкольниками по развитию у них музыкальносенсорных
способностей доступен в овладении любым педагогом, музыкальным
руководителем, и может быть рекомендован для использования его в детских
дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так
и в индивидуальной работе по музыкальному воспитанию.