Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ
ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ
Методика предназначена для выявления уровня детской тревожности на
основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого
исследователя, родителей ребенка и воспитателей.
Фиксация наблюдений происходит в несколько этапов. На первом этапе
исследователь в течение 2–3 дней наблюдает за ребенком в различных видах
деятельности (игре, на занятиях, новой обстановке и т. д.) и заносит результаты в
специальный лист наблюдений (см. табл.). В течение дня необходимо отметить
наличие или отсутствие данного признака в поведении ребенка знаками + или –.
Лист наблюдений
Фамилия и имя ребенка______________
Возраст ребенка_____________________
Дата
наблюдения
Признаки тревожности
Результат наблюдения
1. Повышенная возбудимость.
2. Повышенная напряженность, скованность.
3. Страх перед всем новым, незнакомым,
непривычным.
4. Неуверенность в себе, заниженная
самооценка.
5. Ожидание неприятностей, неудач, неодобре
ния старших.
6. Исполнительность, развитое чувство
ответственности.
7. Безынициативность, пассивность, робость.
8. Склонность помнить скорее плохое, чем
хорошее
Каждый отдельно взятый признак не является свидетельством выраженнойтревожности. Необходимо суммировать количество наблюдаемых признаков и
сделать вывод исходя из следующей интерпретации: наличие 6–7 признаков
говорит о высокой тревожности, 3–5 – о тревожности среднего уровня, 1–2 – о
низкой тревожности.
Чтобы избежать субъективизма при оценке тревожности ребенка, на втором
этапе необходимо предложить нескольким знающим ребенка взрослым оценить
его поведение по каждому из перечисленных семи признаков и вывести средний
балл.
Если взрослые, к которым вы обратились за помощью, затрудняются оценить
тревожность ребенка по выделенным показателям, им можно предложить
небольшую анкету, ответы на которую конкретизируют проявления
тревожности.
Не следует указывать в названии анкеты, что она направлена на изучение
тревожности ребенка. Лучше озаглавить ее «Исследование индивидуальных
особенностей».
Анкета
для исследования индивидуальных особенностей ребенка
Если содержащееся в анкете утверждение правильно, с вашей точки
зрения, характеризует ребенка, поставьте плюс, если неправильно – минус.
1. Не может долго работать не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чемто.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о возможных неприятностях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что снятся страшные сны.
9. Руки обычно холодные и влажные.
10. Нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Неуверен в себе, своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
О б р а б о т к а д а н н ы х по анкете проводится следующим образом.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Если по анкете набрано 15–20 баллов, то это говорит о высоком уровне
тревожности, 7–14 баллов – о среднем, 1–6 баллов – о низком.
Для сопоставления со своими данными наблюдения попробуйте заполнить
анкету самостоятельно и сравнить с результатами, полученными от родителей
или воспитателя.