Методика “Неоконченные предложения”.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей. Методика проведения: Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову (Приложение 1). Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %). Так, Света В. ответила: “Мой папа очень весёлый”, “Моя мама и я любим стряпать”; Серёжа А.: “Моя мама добрая”, “Мой папа и я играем в конструктор”; Стас В.: “Моя мама целует меня”.
Иконка файла материала Методика Неоконченные предложения.doc
Методика  Неоконченные предложения      Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.     Методика проведения:         Детям  предлагается  закончить  ряд  предложений   без  предварительного обдумывания.  Опрос  ведётся  в  быстром  темпе, чтобы  ребёнок отвечал  бы первое, что придёт в голову (Приложение  1).         Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).      Так, Света В. ответила: “Мой папа очень весёлый”, “Моя мама и я любим стряпать”;   Серёжа   А.:   “Моя   мама   добрая”,   “Мой   папа   и   я   играем   в конструктор”; Стас В.: “Моя мама целует меня”.     Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).    Так, Вадим К. ответил: “Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь Р.:    “Моя мама ругается”; Артём А.: “Я чувствую себя счастливым, когда мой папа уезжает”.        В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье. Так, Аня С. пояснила: “Мой папа и я никогда не играем”, “Мы с мамой любим гулять”.     Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.     Так, Денис П. сказал: “Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю”; Катя П.: “Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят”.       В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или с одним из них. Руслан М.: “Когда я шумно играю, папа кричит на меня”;Аня К.: “Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком”; Игорь Р.: “Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один”.         По   результатам   нашего   исследования   нами   были   выявлены   причины, вызывающие тревожность у ребёнка: ­боязнь физического наказания; ­страх остаться дома одному; ­отсутствие родительской ласки; ­крики родителей за проступки.     Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у 15 (50 %) – наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У 6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.          По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих семьях   дети  испытывают   тревожность   в  отношениях  с  родителями,  между ними нет взаимопонимания.        Для обследования родителей была разработана  анкета  из 10 вопросов (Приложение № 2).      Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка шестилетнего возраста.     Методика проведения:     Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить   уровень   их   знаний.   Обработка   результатов   показала,   что   из   30 родителей   только   четверо   (13   %)   имеют   достаточно   полные   знания   о воспитании детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо   правильно   воспитывать   ребёнка,   что   для   этого   нужно   сделать,   как строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение.       Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании.У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании.   А   трое   родителей   (10   %)   совсем   отказались   от   ответов,   что говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.     Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают достаточным   уровнем   знаний   об   особенностях   возраста   своего   ребёнка,   о формах, способах, методах воспитания.        Для выявления родительского отношения к детям был предложен  тест­ опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.     Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.     Методика проведения:     Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.         Основанием  для  оценки  служил  ключ  к  опроснику, который  позволил выявить уровень родительских отношений.         На   наш   взгляд,   наиболее   оптимальным   является   такой   уровень родительских отношений, как  кооперация  – это социально желаемый образ родительского   поведения.   Родитель   высоко   оценивает   способности   своего ребёнка,   испытывает   чувство   гордости   за   него,   поощряет   инициативу   и самостоятель­       ность, старается быть с ним на равных.      К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу  “симбиоз”  и “маленький   неудачник”.  Родитель   видит   своего   ребёнка   младше   по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить   от   трудностей   и   неприятностей   жизни,   не   предоставляет   ему самостоятельности.     К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских   отношений,   как  отвержение  и  “авторитарная гиперсоциализа­ция”.    Родитель   воспринимает   своего   ребёнка   плохим,неприспособленным.   Требует   от   него   безоговорочного   послушания   и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.         Проанализировав  ответы  родителей,  мы  получили   следующую  картину родительского отношения к детям:     Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (33 %).     К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).       Родительские   отношения,   которые   носят   отрицательный   характер,   проявляются в шести семьях (20 %).       По   результатам   этой   методики   мы   видим,   что   большинство   семей   используют   неэффективные   отношения   с   ребёнком,   что   приводит   к разрастанию тревожности у детей.        Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование   детей,   мы   обнаружили,   что   нарушения   в   родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.         Таким   образом,     в   результате   проведенного   исследования,   суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско­родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско­родительских отношений для нас явились: ­ детские отношения к родителям; ­ знания родителей о воспитании ребенка; ­ родительские отношения к детям. Высокий   уровень  –   характеризуется   достаточным   объемом   знаний   и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствуетсебя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и   планы,   стараются   во   всем   помочь   ему,   поощряют   его   инициативу   и самостоятельность. Средний   уровень  ­   характеризуется  недостаточным   объемом   знаний   и представлений   родителя   о   воспитании   ребенка.   Родители   нарушают взаимоотношения   с   детьми,   ребенок   чувствует   себя   одиноким,   они   не предоставляют ему самостоятельности. Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок   не   удовлетворен   своим   семейным   положением,   испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным,   неудачливым,   испытывают   по   отношению   к   ребенку раздражительность и обиду.