Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.
Методика проведения:
Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову (Приложение 1).
Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).
Так, Света В. ответила: “Мой папа очень весёлый”, “Моя мама и я любим стряпать”; Серёжа А.: “Моя мама добрая”, “Мой папа и я играем в конструктор”; Стас В.: “Моя мама целует меня”.
Методика Неоконченные предложения
Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям
и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.
Методика проведения:
Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного
обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы
первое, что придёт в голову (Приложение 1).
Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к
родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).
Так, Света В. ответила: “Мой папа очень весёлый”, “Моя мама и я любим
стряпать”; Серёжа А.: “Моя мама добрая”, “Мой папа и я играем в
конструктор”; Стас В.: “Моя мама целует меня”.
Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).
Так, Вадим К. ответил: “Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь
Р.:
“Моя мама ругается”; Артём А.: “Я чувствую себя счастливым, когда мой
папа уезжает”.
В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в
семье. Так, Аня С. пояснила: “Мой папа и я никогда не играем”, “Мы с мамой
любим гулять”.
Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис
П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.
Так, Денис П. сказал: “Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю”; Катя
П.: “Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят”.
В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями
или с одним из них. Руслан М.: “Когда я шумно играю, папа кричит на меня”;Аня К.: “Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком”;
Игорь Р.: “Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один”.
По результатам нашего исследования нами были выявлены причины,
вызывающие тревожность у ребёнка:
боязнь физического наказания;
страх остаться дома одному;
отсутствие родительской ласки;
крики родителей за проступки.
Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у 15
(50 %) – наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность.
У 6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях
тревожность не наблюдалась.
По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих
семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между
ними нет взаимопонимания.
Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов
(Приложение № 2).
Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании
ребёнка шестилетнего возраста.
Методика проведения:
Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам
выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30
родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о
воспитании детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как
надо правильно воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как
строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение
и поведение.
Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют
ту или иную сторону в его воспитании.У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его
воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что
говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.
Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают
достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о
формах, способах, методах воспитания.
Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест
опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.
Методика проведения:
Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый
вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил
выявить уровень родительских отношений.
На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень
родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ
родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего
ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и
самостоятель ность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу “симбиоз” и
“маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка младше по
сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности,
оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему
самостоятельности.
К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип
родительских отношений,
как
отвержение
и
“авторитарная
гиперсоциализация”.
Родитель воспринимает своего ребёнка плохим,неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и
дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение,
досаду.
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину
родительского отношения к детям:
Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях
(33 %).
К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).
Родительские отношения, которые носят отрицательный характер,
проявляются в шести семьях (20 %).
По результатам этой методики мы видим, что большинство семей
используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к
разрастанию тревожности у детей.
Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на
обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских
отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в
частности, на проявление тревожности.
Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя
полученные результаты, мы выделили уровни детскородительских отношений
в семье. Критериями определения уровней детскородительских отношений
для нас явились:
детские отношения к родителям;
знания родителей о воспитании ребенка;
родительские отношения к детям.
Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и
представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствуетсебя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его
интересы
и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и
самостоятельность.
Средний уровень характеризуется недостаточным объемом знаний и
представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают
взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не
предоставляют ему самостоятельности.
Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей.
Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает
повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим,
неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку
раздражительность и обиду.