МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Оценка 4.9
Памятки +1
doc
география
5 кл—8 кл
08.06.2017
Данный материал раскрывает особенности организации и методики проведения учебной экскурсии по физической географии, постановку целей и задач, выбор краеведческих объектов для изучения. В статье описываются основные требования предъявляемые к учебным экскурсиям по физической географии в курсах Географии 5 - 8 класс.В файле размещена статья по данной теме
Материал.doc
Копылова Ольга Юрьевна,
учитель географии,
МБОУ СОШ №4 города Мурома
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В
ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Счастье – это быть с природой,видеть ее, говорить с ней.
(Л. Н. Толстой.)
Природа представляет все необходимое для нашего существования: и
воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем
природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую
часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет
на наше духовное развитие.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его
чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям,
которые являются одной из организационных форм обучения. Они дают
возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объек
тами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным
на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий обучающиеся
начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии,
отмечать взаимосвязь явлений. Многогранный мир природы пробуждает у
школьников интерес, вызывает удивление. Целенаправленные наблюдения
способствуют развитию познавательных способностей (наблюдательности,
любознательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта и его
осмыслению, исключают возможность образования формальных знаний, не
опирающихся на достаточную чувственную
Использование
основу.
сравнений повышает интерес и наблюдательность, обеспечивает более
активное, прочное и сознательное усвоение знаний. В процессе экскурсий у
школьников складываются яркие реалистические представления о природе, о связях и некоторых закономерностях, существующих в ней.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся не только с природой, но и с
преобразующего
результатами творческой деятельности человека,
окружающий мир. А это способствует развитию уважения к созидательной
деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство
гордости за свою Родину.
Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, от
выбранных для изучения краеведческих объектов. К организации учебных
экскурсий предъявляется ряд общих требований по физической географии:
1.
Вводная беседа учителя. Она начинается с обзора окружающей
местности. Учитель рассказывает, как выделить простейшие природные
комплексы и дать им характеристику, повторяет методику их описания в
дневнике, напоминает правила поведения в природе.
2.
Самостоятельная работа бригад по изучению природных объектов
по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все
обучающиеся идут по замкнутому полигону от объекта к объекту).
3.
Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты
наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность
выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления
собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов
– индивидуальных и всей бригады.
Деятельность учащихся во время экскурсии ориентируется на изучение
изменённой человеком природы, на установление взаимосвязи в системе
“природа – общество – природа”. Учёт взаимодействия природы и общества
открывает возможность учителю наглядно, ярко, убедительно показать
взаимосвязь между природными и производственными комплексами даже на
примерах небольших территорий.
Эти объекты доступны для
непосредственного наблюдения и именно на них можно раскрывать учащимся взаимосвязь природы и общества, подчёркивая при этом правильное
использование природы и неверное, приводящее к её разрушению.
Собранный учащимися краеведческий материал на учебных экскурсиях, а
также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в
виде стендов, альбомов, презентаций. После учебной экскурсии учащиеся
представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают
содержание выполненных заданий (исследований) каждым учащимся и
группой в целом. Таким образом, исследования убедительно показывают, что
на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития
детей.
Основными видами наблюдений и практических работ учащихся во время
географических экскурсий являются:
Адресная и физикогеографическая привязка.
Геологические наблюдения
производятся в основном на
специализированных точках — естественных обнажениях либо в
антропогенных комплексах (карьерах, свежевырытых канавах и ямах).
Геоморфологические наблюдения нацелены на ознакомление с
основными формами рельефа разного происхождения, рассмотренными ранее
на уроках и дополнительных занятиях по текстовым характеристикам и
картам.
Микроклиматические наблюдения.
Гидрологические наблюдения во время школьных экскурсий интереснее
проводить на малых естественных гидрологических объектах.
Изучение и описание почв производятся по почвенным разрезам: ямам
(шурфам), полуямам, прикопкам.
Описание растительности зависит от характера сообщества.
Зоогеографические наблюдения. Маршрутные наблюдения между точками описаний дополняют
последние и фиксируются в дневнике. По своему содержанию и объему они
могут быть очень различными в зависимости от масштаба и целевого
назначения экскурсии или похода. На маршруте следует отмечать направление
движения, основные ориентиры, вести маршрутную глазомерную съемку.
Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством
воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется
гармоническое развитие всех сторон личности школьника. В общении с родной
природой формируются основы материалистического понимания
окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества,
пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к
родной природе значит растить ее верного друга, будущего заботливого
хозяина богатств своей Родины.
Список использованной литературы:
1. Методика обучения географии в общеобразовательной школе /Под
редакцией Л.М. Пан М.: Просвещение; АО «Учебная книга», 1996.
2. Николина В.В. и др. Методическое пособие по курсу «Население и
хозяйство России» 9 класс. М.: «Просвещение», 1997.
3. Сиротин В.И.. Практические работы по географии и методика их
выполнения.
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.