МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Оценка 4.9

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

Оценка 4.9
Памятки +1
doc
география
5 кл—8 кл
08.06.2017
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Данный материал раскрывает особенности организации и методики проведения учебной экскурсии по физической географии, постановку целей и задач, выбор краеведческих объектов для изучения. В статье описываются основные требования предъявляемые к учебным экскурсиям по физической географии в курсах Географии 5 - 8 класс.В файле размещена статья по данной теме
Материал.doc
Копылова Ольга Юрьевна, учитель географии,  МБОУ СОШ №4 города Мурома МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ Счастье – это быть с природой,видеть ее, говорить с ней.                                                                                             (Л. Н. Толстой.) Природа   представляет   все   необходимое   для   нашего   существования:   и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые   являются   одной   из   организационных   форм   обучения.   Они   дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными объек­ тами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на   преобразование   окружающей   среды.   Во   время   экскурсий   обучающиеся начинают   познавать   мир   природы   во   всем   его   многообразии,   развитии, отмечать   взаимосвязь   явлений.   Многогранный   мир   природы   пробуждает   у школьников   интерес,   вызывает   удивление.    Целенаправленные   наблюдения способствуют   развитию   познавательных   способностей   (наблюдательности, любознательности, самостоятельности), накоплению чувственного опыта и его осмыслению,   исключают   возможность   образования   формальных   знаний,   не опирающихся   на   достаточную   чувственную     Использование   основу.     сравнений       повышает     интерес     и   наблюдательность, обеспечивает более активное, прочное и сознательное усвоение знаний. В процессе экскурсий у школьников складываются яркие реалистические представления о природе, о связях и некоторых закономерностях, существующих в ней. На экскурсиях  обучающиеся  знакомятся  не только с природой, но и с   преобразующего результатами   творческой   деятельности   человека, окружающий  мир.  А  это  способствует  развитию  уважения  к  созидательной деятельности и желания принять в ней посильное участие, укрепляет чувство гордости за свою Родину.  Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, от выбранных   для   изучения   краеведческих   объектов.   К   организации   учебных экскурсий предъявляется ряд общих требований по физической географии:  1. Вводная беседа учителя. Она начинается   с обзора окружающей местности.   Учитель   рассказывает,   как   выделить   простейшие   природные комплексы   и   дать   им   характеристику,   повторяет   методику   их   описания   в дневнике, напоминает правила поведения в природе. 2. Самостоятельная работа бригад  по изучению природных объектов по   намеченному   плану  (каждая   бригада   изучает   отдельный   объект   или   все обучающиеся идут по замкнутому полигону от объекта к объекту). 3. Заключительная   беседа,   на   которой   обобщаются   результаты наблюдений   и   проведённых   исследований,   проверяется   правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей бригады. Деятельность  учащихся  во время экскурсии ориентируется  на изучение изменённой   человеком   природы,   на   установление   взаимосвязи   в   системе “природа – общество – природа”. Учёт взаимодействия природы и общества открывает   возможность   учителю   наглядно,   ярко,   убедительно   показать взаимосвязь между природными и производственными комплексами даже на примерах   небольших   территорий.   Эти   объекты   доступны   для непосредственного наблюдения и именно на них можно раскрывать учащимся взаимосвязь   природы   и   общества,   подчёркивая   при   этом   правильное использование природы и неверное, приводящее к её разрушению. Собранный учащимися краеведческий материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде   стендов,   альбомов,  презентаций.  После    учебной   экскурсии   учащиеся представляют   индивидуально   –   групповой   отчёт,   в   котором   раскрывают содержание   выполненных   заданий   (исследований)   каждым   учащимся   и группой в целом. Таким образом, исследования убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей.  Основными видами наблюдений и практических  работ учащихся во время географических экскурсий являются: Адресная и физико­географическая привязка.  Геологические   наблюдения  производятся   в   основном   на специализированных   точках   —   естественных   обнажениях   либо   в антропогенных комплексах (карьерах, свежевырытых канавах и ямах).  Геоморфологические   наблюдения  нацелены   на   ознакомление   с основными формами рельефа разного происхождения, рассмотренными ранее на   уроках   и   дополнительных   занятиях   по   текстовым   характеристикам   и картам.  Микроклиматические наблюдения.  Гидрологические наблюдения во время школьных экскурсий интереснее проводить на малых естественных гидрологических объектах.  Изучение и описание почв  производятся по почвенным разрезам: ямам (шурфам), полуямам, прикопкам.  Описание растительности зависит от характера сообщества.   Зоогеографические наблюдения. Маршрутные   наблюдения  между   точками   описаний   дополняют последние и фиксируются в дневнике. По своему содержанию и объему они могут   быть   очень   различными   в   зависимости   от   масштаба   и   целевого назначения экскурсии или похода. На маршруте следует отмечать направление движения, основные ориентиры, вести маршрутную глазомерную съемку. Таким образом, экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания   и   обучения,   поскольку   в   их   процессе   осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности школьника. В общении с родной природой   формируются   основы   материалистического   понимания окружающего   мира,   воспитываются   нравственные   и   эстетические   качества, пробуждаются   добрые   чувства.   Воспитывать   у   детей   интерес   и   любовь   к родной природе ­  значит растить ее верного друга,   будущего заботливого хозяина богатств  своей Родины. Список использованной литературы: 1.   Методика   обучения   географии   в   общеобразовательной   школе   /Под редакцией Л.М. Пан М.: Просвещение; АО «Учебная книга», 1996. 2.   Николина   В.В.   и   др.   Методическое   пособие   по   курсу   «Население   и хозяйство России» 9 класс. М.: «Просвещение», 1997. 3.   Сиротин   В.И..   Практические   работы   по   географии   и   методика   их выполнения.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ С ОТРАБОТКОЙ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017