Рабочая программа специального курса "Живая планета" (5-8 класс, естествознание)
Оценка 4.6

Рабочая программа специального курса "Живая планета" (5-8 класс, естествознание)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
Междисциплинарный 3
5 кл—8 кл
03.04.2017
Рабочая программа специального курса "Живая планета" (5-8 класс, естествознание)
Рабочая программа специального курса «Живая планета» разработана в рамках предметной области «Естественнонаучные предметы» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования. Согласно учебного плану школы на изучение курса «Живая планета» отводятся часы из части, формируемой участниками образовательного процесса. Повышает у учащихся интерес к изучению биологии, географии. физике и химии.
Живая планета_5-8_15.doc

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа специального  курса  «Живая планета»   разработана  в рамках предметной области «Естественнонаучные предметы» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Новолядинская СОШ» и предназначается для учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ. 

Рабочая программа  разработана Успенской С.В. и Гримковой Н.Н., учителями МБОУ «Новолядинская СОШ», в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Новолядинская СОШ», Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) основного общего образования (утв. 4 июня 2012 г. приказ № 329).

Структура документа

Рабочая программа курса представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; тематическое  планирование; содержание курса, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности элективного курса; дается общая характеристика курса «Живая планета»; его место в учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса «Живая планета», его вкладу  в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования.

Планируемые результаты освоения курса «Живая планета» учащимися 5-8 классов представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь предметные результаты представлены на двух уровнях – «Учащийся научится» и «Учащийся получит возможность научиться».

В разделе «Тематическое планирование» представлен перечень тем; число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы; темы занятий; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в разделы, с указанием минимального количества учебных часов, выделяемых на изучение каждого раздела.

В разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение» указывается основная и дополнительная литература, методическая литература для учителя, цифровые образовательные ресурсы.

Цели обучения

Изучение элективного курса «Живая планета» в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1)    в направлении личностного развития:

·     воспитание любви к живой природе; экологического сознания; ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;

·     развитие независимости  и критичности мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

·     развитие способности к эмоциональному восприятию нового знания о живой природе; формирование интеллектуальных умений;

2)      в метапредметном направлении:

·      овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

·     социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отноше-

ний, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

3) в предметном направлении:

·     углубление знаний по естественно - научным дисциплинам;

·     развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; формирование интеллектуальных умений;

·     ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;

·     овладение первоначальными естественнонаучными знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования и применения в повседневной жизни;

·     развитие экологической культуры.

Общая характеристика курса

Курс «Живая планета» направлен на организацию проектной деятельности обучающихся по естественнонаучному направлению. Курс позволяет естественным образом - как на содержательном, так и на технологическом уровне - устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, так как предполагает обращение к  естественным предметам.

Курс  «Живая планета»  на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о живой природе, её многообразии, экологической  культуры, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе. Углубляет теоретические знания по естественно - научным дисциплинам, изучаемым в школе. Способствует углублению сведений о природе родного края. 

Содержание курса, направлено на приобретение навыков востребованных в повседневной жизни и практической деятельности.

В рабочей программе курс «Живая планета»  представлен разделами: в 5 классе - «Введение», «Удивительные растения», «Их становиться меньше», «Первоцветы»; в 6 классе - «Лишайники», «Влияние света и качества семян на развитие и рост проростков»;  в 7 классе – «Химия в центре естествознания», «Математика в химии», «Явления, происходящие с веществами», «Химические вещества»; в 8 классе – «Техника лабораторных работ», «Вещества и их свойства», «Вода. Растворы», «Индикаторы», «В мире химических реакций».

Ценностные ориентиры. В качестве ценностных ориентиров выступают объекты, изучаемые в элективном курсе «Живая планета», к которым у учащихся формируется ценностное отношение. Ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, цель которых заключается в изучении живой природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации проявляются в признании:

- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- ценности методов исследования живой природы;

- понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Курс «Живая планета» обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Курс «Живая планета» в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех её проявлениях.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе «Живая планета» в сфере эстети-

ческих ценностей, предполагает воспитание у учащихся способностей к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии, эстетического отношения живой природе.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к живой природе.

Национальные ценности в концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности:

-  патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

-  любовь к природе, своей местности;

-  уважение к природе, истории, культуре России;

-  бережное отношение к живой природе, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Особенности образовательной деятельности. Образовательная деятельность в МБОУ «Новолядинская СОШ» в основной школе строится по модульной технологии, что предполагает чередование 5-6 недель (семестры) обучения с недельными каникулами. Особое место в овладении данным курсом с использованием модульной технологии отводится работе по формированию навыков  саморегуляции: самоконтроля и самопроверки.

Отчётными периодами являются триместры. Текущий контроль осуществляется после изучения каждого основного раздела,  форма проведения:  частично-поисковое или творческое задание.

        Контроль деятельности учащихся осуществляется с помощью индивидуального и фронтального опроса, оценки презентаций, проектов. Характер заданий для проверки знаний, навыков и умений по биологии доступен для учащихся и построен исключительно на пройденном и отработанном материале. Предлагаемые задания имеют целью обеспечить необходимый уровень обратной связи для учителя, а также необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения биологии для учащихся, показывая им реальный уровень их достижений и определяя проблемные области.

Место курса в учебном плане

Согласно учебного плану школы на изучение курса «Живая планета» отводятся часы из части, формируемой участниками образовательного процесса.  Курс «Живая планета» является долгосрочным, предназначен для учащихся 5-8 классов и рассчитан на 102 учебных часа,  из расчета в 5-6 классах - 0,5 часа в неделю, в 7-8 классах – 1 час в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 часов.

 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате освоения предметного содержания курса «Живая планета»  у учащихся 5-8 классов формируются:

Личностные результаты:

·     формирование  интереса к познанию живой природы;

·     формирование ответственного отношения к окружающей среде;

·     формирование потребности к осуществлению добрых и правильных поступков;

·     формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

·     формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности;

·     формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение

живой природы; интеллектуальных умений (рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живой природе;

·       формирование чувства гордости за российскую химическую науку, готовности к  осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

·     формирование навыков работы с компьютером, создания и оформления  презентаций.

Метапредметные результаты:

·     умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной  и познавательной деятельности;

·     умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·     умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение и делать выводы;

·     умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

·     умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, структурировать материал, доказывать, защищать свои идеи, выступать с презентацией;

·     умение работать с разными источниками биологической и химической информации, компьютером.

Предметные результаты:

Учащийся научится:

·     характеризовать особенности комнатных растений; называть полезные и опасные комнатные растения;

·     отличать редкие растения своей местности; выявлять раннецветущие растения своей местности среди остальных растений;

·     объяснять последствия деятельности человека в природе, причины сокращения численности видов растений;

·     называть биологические особенности лишайников; определять виды лишайников своей местности;

·     выявлять условия необходимые для нормального роста и развития проростков;

·     объяснять влияние качества семян на развитие и рост проростков;

·     давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, оксиды, кислоты, основания,    соли); химическая реакция, химическое уравнение;

·     описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

·     описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

·     наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

·     делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;

·      структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

·     работать в программе Microsoft Office Power Point создавать и оформлять презентации.

        Учащийся получит возможность научиться:

·     анализировать  и оценивать последствия деятельности человека в природе;

·     анализировать и оценивать влияние различных условий на развитие растений;

·     выявлять эстетические достоинства объектов живой природы;

·     проводить химический эксперимент;

·     оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

·     вести самостоятельную работу, оформлять её результаты.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название

раздела

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности (на основе учебных данных)

1

2

3

4

5 класс

1.

 «Введение в курс «Живая планета»

1

 

Определять и объяснять цели и задачи курса «Живая планета».

2.

«Удивительные растения»

6

Определять понятие «растения». Называть особенности комнатных растений. Выявлять  комнатные растения, применяемые в медицине, называть их  биологические особенности. Объяснять применение комнатных растений в медицине. Выявлять  комнатные растения опасные для человека, обсуждать, в чем их опасность.  Называть растения рекордсмены мира и России. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. 

3

 «Их становиться меньше»

4

Определять понятие «Красная книга»,  объяснять цель ее создания. Приводить примеры редких растений, которые встречали в своей местности. Знакомится с редкими растениями своей местности. Обсуждать причины сокращения численности растений. Предлагать меры позволяющие снизить  сокращения численности растений своей местности.   Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. 

4.

 «Первоцветы»

4

Определять понятие «первоцвет». Называть особенности раннецветущих растений. Приводить примеры раннецветущих растений, которые встречали в свой местности. Выявлять причины сокращения численности видов раннецветущих растений. Предлагать меры позволяющие снизить сокращения численности первоцветов.  Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. 

 

Резерв времени

2

 

 

Итого:

17

 

6 класс

1.

Лишайники

3

 

Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезу. Находить теоретическую  информацию в разных источниках о лишайниках, называть их виды, биологические особенности.  Знакомиться с лишайниками своей местности и определять их с помощью определителя. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентацию.   

2.

Влияние света и качества семян на

12

Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезы. Находить теоретическую  

1

2

3

4

 

развитие и рост проростков

 

информацию в разных источниках о влиянии света на развитие и рост проростков. Распознавать основные части семени. Перечислять условия, необходимые условия для нормального прорастания семян. Проводить эксперименты, анализироватьобъяснять полученные результаты, делать выводы. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентацию.   

 

Резерв времени

2

 

 

Итого:

17

 

7 класс

1.

Химия в центре естествознания

 

11

Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезу. Находить теоретическую  информацию в разных источниках о роли химии в НТП и жизни человека. Определять понятия: «химия», «физическое тело», «вещество».

Выявлять отличия веществ от физических тел. Знакомиться

с некоторой химической посудой. Объяснять строение пламени. Сравнивать вещества по физическим свойствам.

2.

Математика в химии

7

Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезу. Находить теоретическую  информацию в разных источниках о растворах. Объяснять понятия: раствор, насыщенный и ненасыщенный раствор, массовая доля растворенного вещества, растворитель и растворенное вещество. Называть формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества. Распознавать понятия простое вещество и химический элемент. Готовить раствор заданной концентрации. Выращивать кристаллы.

3.

Явления, происходящие с веществами

5

Определять понятие: смесь, химическая реакция. Называть способы разделения смесей. Выявлять признаки и условия протекания химических реакций.

4.

Химические вещества

8

Обсуждать понятия об оксидах, кислотах, основаниях, солях.

Выращивать кристаллы соли. Приводить примеры оксидов, кислот, солей, оснований. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. 

 

Резерв времени

3

 

 

Итого:

34

 

8 класс

1.

Техника лаборатор- ных работ

5

Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезу. Находить теоретическую  информацию в разных источниках о реактивах, стекле и химической посуде из него. Определять и объяснять свойства стекла и его химический состав. Распознавать состав стекла по его цвету.

Сравнивать различные виды стекла по его химическому составу.

2.

Вещества и их свойства 

 

3

Объяснять понятия: физическое тело, вещество,  растворимость, плотность, пластичность, эластичность, твердость. Сравнивать вещества по составу и физическим свойствам.

3.

Вода. Растворы

9

Знакомиться с понятиями: раствор, насыщенный и ненасыщенный раствор, массовая доля растворенного вещества, растворитель и растворенное вещество. Описывать и классифицировать изученные классы неорганических соединений. Уметь фильтровать через песок, на древесном угле.

4.

Индикаторы

 

2

Находить информацию о веществах, используемых в быту. Обсуждать понятия: индикаторы, индикаторная бумага. Распознавать сильные и слабые кислоты.

5.

В мире химических реакций

 

12

Определять и объяснять понятия: химическая реакция, химическое уравнение. Составлять уравнение химической

реакции. Сравнивать и классифицировать реакции по типам. Приводить примеры химических реакций. Описывать эксперимент, используя для этого язык химии. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. 

 

Резерв времени

3

 

 

Итого:

34

 

 

Всего:

102

 

 

содержание учебного предмета

5 класс

Введение в курс «Живая планета» (1 ч)

Введение.  Знакомство с целями и задачами курса. Знакомство с программой Microsoft Office Power Point, особенностями оформления презентаций.

Удивительные растения (6 ч)

Комнатные растения, применяемые в медицине, особенности их применения. Комнатные растения опасные для человека. Растения рекордсмены мира. Создание, оформление и выступление с презентацией.

Их становиться меньше (4 ч)

Красная книга. Цель, история создания Красной книги. Растения Красной книги Тамбовской области. Экологические и биологические особенности редких растений своей местности. Создание, оформление и выступление с презентацией.

Первоцветы (4 ч)

Экологические и биологические особенности раннецветущих растений. Первоцветы родного края. Создание, оформление и выступление с презентацией.

Резерв времени (2 ч)

6 класс

Лишайники (3 ч)

Обсуждение этапов проекта. Работа над целью, задачами и гипотезой проекта. Характеристика лишайников. Разнообразие лишайников. Определение с помощью определителя лишайников своей местности. Создание, оформление и защита  проекта.

Влияние света и качества семян на развитие и рост проростков (12 ч)

Обсуждение этапов проекта. Работа над целью, задачами и гипотезой проекта. Свет в жизни растений. Влияние качества семян на развитие и рост проростков.  Проведение экспериментов: «Влияние света и качества семян на развитие и рост проростков». Создание, оформление и защита  проектов.

Резерв времени (2 ч)

7 класс

Химия в центре естествознания (11 ч)

Обсуждение этапов проекта. Работа над целью, задачами и гипотезой проекта.

Что изучает химия. Вещества и тела. Химические явления – превращения веществ. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование, ТБ. Лабораторная работа: работа со спиртовкой, правила нагревания. Наблюдение. Эксперимент. Гипотеза. Вывод. Строение пламени. Основные правила нагревания. Классификация лабораторного оборудования.

Общее знакомство со структурой периодической таблицы: периоды, группы, порядковый номер. Таблица как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Обозначение химических элементов, происхождение их названий.

Атом. Молекула. Диффузия. Понятие - ионы. Броуновское движение.

Строение «мантии» Земли. Виды горных пород. Примеры. Минералы.

Растительная и животная клетки. Химический состав веществ клетки. Фотосинтез. Хлорофилл. Жиры. Эфирные масла. Углеводы. Белки. Распознавание веществ с помощью качественных реакций.

Математика в химии (7 ч)

Массовая доля элемента. Примеры решения задач на определение массовой доли элемента в веществе, на определение формулы сложного вещества по известным массовым долям элементов. Чистое вещество и смесь. Компоненты смеси. Однородные и неоднородные смеси, растворы. Различные способы разделения смесей.

Определение объемной доли газа в смеси. Состав атмосферного воздуха. Примеры решения задач. Концентрация. Массовая доля вещества в растворе. Растворитель. Растворенное вещество. Примеси. Технический образец, или образец. Массовая доля основного компонента или массовая доля примеси. Примеры расчетных задач.

Явления, происходящие с веществами (5 ч)

Способы разделения смесей. Разделение, очистка, просеивание, отстаивание, декантация, центрифугирование, фильтрование, адсорбция, активированный уголь.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций: образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты.

Химические вещества (8 ч)

Вода. Свойства воды, ее распространение в природе, значение для жизни человека, животных и растений. Использование воды в народном хозяйстве. Растворы в природе, технике, быту. Растворитель и растворяемое вещество. Растворение газов, жидкости и твердого вещества в воде. Растворимость. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Выращивание кристаллов из растворов.

Вода – представитель класса оксидов. Оксиды как сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. Примеры наиболее распространенных в природе оксидов и их использование. Углекислый газ.

Основные сведения о кислотах, щелочах, примеры наиболее распространенных кислот и оснований. Классификация кислот и оснований. Распознавание кислот и щелочей. Индикаторы: метиловый - оранжевый, лакмус.  Правила обращения с кислотами. Использование кислот в народном хозяйстве, быту. Создание, оформление и выступление с презентацией.

Резерв времени (3 ч)

8 класс

Техника лабораторных работ (5 ч)

Вводное занятие. ТБ при работе в химической лаборатории. Обсуждение этапов проекта. Работа над целью, задачами и гипотезой проекта. Ведение лабораторного хозяйства. Реактивы. Стекло. Химическая посуда. Почему нельзя резко охлаждать стекло. Как делают цветные стекла.

Вещества и их свойства (3 ч)

Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества. Цвет. Запах. Растворимость в воде. Плотность. Температура плавления, кипения. Пластичность. Эластичность. Твердость веществ  (упрощенная шкала твердости). 

Вода. Растворы (9 ч)

Растворимое вещество и растворитель. Растворы, их приготовление. Пересыщенные растворы и их свойства. Методы выращивания кристаллов. Жидкости смешивающиеся и несмешивающиеся. Основы химической чистки. Есть ли примеси в водопроводной воде. Как очистить водопроводную воду от примесей. Очистка воды от взвесей. Перегонка воды. Фильтрование через песок. Адсорбция/фильтрование на древесном угле. Очистка загрязненной поваренной соли от примесей.

Индикаторы (2 ч)

Кислый…цвет, или что такое индикаторы. Индикаторная бумага. Чернила меняют цвет, или метилвиолет – индикатор, различающий сильные и слабые кислоты.

В мире химических реакций (12 ч)

Модель пенного огнетушителя. Силикат натрия – огнеупор. Как образуются осадки. Радуга. Неорганический сад. Как сделать надпись на металле. Какого цвета пары иода. «Вулканчик». Цветные пламенна. Перманганат калия отдает кислород. Получение «молока». Превращение «молока» в «воду». Оригинальное яйцо. Шипучие камешки. Создание, оформление и выступление с презентацией.

Резерв времени (3 ч)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература

1.       Красная книга Тамбовской области «Растения. Грибы. Лишайники». Г.С. Усова, В.А. Агафонов и др. Тамбов: ИЦ «Тамбовполиграфиздат», 2002.

2.       Атлас растений – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007

3.       Атлас – определитель «От Земли до неба», А. А. Плешаков – М: Просвещение, 2012.

4.       Н. Н. Брезгин «Лекарственные растения Верхневолжья» - Ярославль: Верхне – Волжское книжное издательство, 1984.

5.       Буйволов Ю.А., Кравченко М. В., Боголюбов А.С. Изучение экологии первоцветов: Методическое пособие. – М.: Экосистема, 2002

6.       Клинковская Н. И., Пасечник, В. В. Комнатные растения в школе: книга для учителя / Н. И. Клинковская, В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 1986

7.       Клевенская Т. М. Цветы в интерьере: альбом / Т. М. Клевенская - М.: ВО Агропромиздат, 1990

8.       Д. И. Трайтак, Н. Д. Трайтак. Биология 6 класс. – М.: Мнемозина, 2012.

9.       А. С. Соколов, Л. А. Соколова. Экология растений  6 класс. – М.: Юлис, 2010.

10.    О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин. Химия. Вводный курс. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.

11.    Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика и химия”: Проб. Учеб. Для 5–6 кл., общеобразовательных учреждений, – М.: Просвещение, 1994.

12.    Ольгин О.М. “Опыты без взрывов”, Изд. Второе, переработанное. – М: Химия, 1986.

13.    Штремплер Г.И. “Химия на досуге: Домашняя лаборатория химии”, кн. для учащихся. – М.: Просвещение: “Уч. лит.”, 1996.

14.    Э. Гроссе, Х. Вайсмантель «Химия для любознательных». – М.: Химия, 1985.

15.    Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффективные опыты по химии».- М.: ДРОФА, 2008.

16.    Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов // Химия в школе. - 2000. - № 5.

17.   Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.

18.   Жилин Д.М. Юный химик. 145 опытов с веществами – М.: МГИУ, 2012.

19.   Ресурсы сети Интернет.

Технические средства обучения

1.       Компьютер.

2.       Мультимедийный проектор, экран.

Учебно-практическое оборудование

1.   Материалы для контроля (тесты, дидактический и раздаточный материал, и т.п.).

2.   Комплект плакатов по тематике.

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Статус документа

Пояснительная записка Статус документа

Общая характеристика курса Курс «Живая планета» направлен на организацию проектной деятельности обучающихся по естественнонаучному направлению

Общая характеристика курса Курс «Живая планета» направлен на организацию проектной деятельности обучающихся по естественнонаучному направлению

Курс «Живая планета» в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех её проявлениях

Курс «Живая планета» в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех её проявлениях

Метапредметные результаты: · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; · умение владеть основами…

Метапредметные результаты: · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; · умение владеть основами…

Microsoft Office Power Point создавать и оформлять презентации

Microsoft Office Power Point создавать и оформлять презентации

Работать в программе Microsoft

Работать в программе Microsoft

Вода. Растворы 9 Знакомиться с понятиями: раствор, насыщенный и ненасыщенный раствор, массовая доля растворенного вещества, растворитель и растворенное вещество

Вода. Растворы 9 Знакомиться с понятиями: раствор, насыщенный и ненасыщенный раствор, массовая доля растворенного вещества, растворитель и растворенное вещество

Наблюдение. Эксперимент. Гипотеза

Наблюдение. Эксперимент. Гипотеза

Вода. Растворы (9 ч) Растворимое вещество и растворитель

Вода. Растворы (9 ч) Растворимое вещество и растворитель

Жилин Д.М. Юный химик. 145 опытов с веществами –

Жилин Д.М. Юный химик. 145 опытов с веществами –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017