Пояснительная записка
Рабочая программа специального курса «Живая планета» разработана в рамках предметной области «Естественнонаучные предметы» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Новолядинская СОШ» и предназначается для учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ.
Рабочая программа разработана Успенской С.В. и Гримковой Н.Н., учителями МБОУ «Новолядинская СОШ», в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Новолядинская СОШ», Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) основного общего образования (утв. 4 июня 2012 г. приказ № 329).
Структура документа
Рабочая программа курса представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; тематическое планирование; содержание курса, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
В «Пояснительной записке» раскрываются особенности элективного курса; дается общая характеристика курса «Живая планета»; его место в учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса «Живая планета», его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования.
Планируемые результаты освоения курса «Живая планета» учащимися 5-8 классов представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь предметные результаты представлены на двух уровнях – «Учащийся научится» и «Учащийся получит возможность научиться».
В разделе «Тематическое планирование» представлен перечень тем; число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы; темы занятий; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в разделы, с указанием минимального количества учебных часов, выделяемых на изучение каждого раздела.
В разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение» указывается основная и дополнительная литература, методическая литература для учителя, цифровые образовательные ресурсы.
Цели обучения
Изучение элективного курса «Живая планета» в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
· воспитание любви к живой природе; экологического сознания; ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;
· развитие независимости и критичности мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
· развитие способности к эмоциональному восприятию нового знания о живой природе; формирование интеллектуальных умений;
2) в метапредметном направлении:
· овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
· социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отноше-
ний, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
3) в предметном направлении:
· углубление знаний по естественно - научным дисциплинам;
· развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; формирование интеллектуальных умений;
· ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;
· овладение первоначальными естественнонаучными знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования и применения в повседневной жизни;
· развитие экологической культуры.
Общая характеристика курса
Курс «Живая планета» направлен на организацию проектной деятельности обучающихся по естественнонаучному направлению. Курс позволяет естественным образом - как на содержательном, так и на технологическом уровне - устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, так как предполагает обращение к естественным предметам.
Курс «Живая планета» на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о живой природе, её многообразии, экологической культуры, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе. Углубляет теоретические знания по естественно - научным дисциплинам, изучаемым в школе. Способствует углублению сведений о природе родного края.
Содержание курса, направлено на приобретение навыков востребованных в повседневной жизни и практической деятельности.
В рабочей программе курс «Живая планета» представлен разделами: в 5 классе - «Введение», «Удивительные растения», «Их становиться меньше», «Первоцветы»; в 6 классе - «Лишайники», «Влияние света и качества семян на развитие и рост проростков»; в 7 классе – «Химия в центре естествознания», «Математика в химии», «Явления, происходящие с веществами», «Химические вещества»; в 8 классе – «Техника лабораторных работ», «Вещества и их свойства», «Вода. Растворы», «Индикаторы», «В мире химических реакций».
Ценностные ориентиры. В качестве ценностных ориентиров выступают объекты, изучаемые в элективном курсе «Живая планета», к которым у учащихся формируется ценностное отношение. Ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, цель которых заключается в изучении живой природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации проявляются в признании:
- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- ценности методов исследования живой природы;
- понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Курс «Живая планета» обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Курс «Живая планета» в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех её проявлениях.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе «Живая планета» в сфере эстети-
ческих ценностей, предполагает воспитание у учащихся способностей к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии, эстетического отношения живой природе.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к живой природе.
Национальные ценности в концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к природе, своей местности;
- уважение к природе, истории, культуре России;
- бережное отношение к живой природе, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Особенности образовательной деятельности. Образовательная деятельность в МБОУ «Новолядинская СОШ» в основной школе строится по модульной технологии, что предполагает чередование 5-6 недель (семестры) обучения с недельными каникулами. Особое место в овладении данным курсом с использованием модульной технологии отводится работе по формированию навыков саморегуляции: самоконтроля и самопроверки.
Отчётными периодами являются триместры. Текущий контроль осуществляется после изучения каждого основного раздела, форма проведения: частично-поисковое или творческое задание.
Контроль деятельности учащихся осуществляется с помощью индивидуального и фронтального опроса, оценки презентаций, проектов. Характер заданий для проверки знаний, навыков и умений по биологии доступен для учащихся и построен исключительно на пройденном и отработанном материале. Предлагаемые задания имеют целью обеспечить необходимый уровень обратной связи для учителя, а также необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения биологии для учащихся, показывая им реальный уровень их достижений и определяя проблемные области.
Место курса в учебном плане
Согласно учебного плану школы на изучение курса «Живая планета» отводятся часы из части, формируемой участниками образовательного процесса. Курс «Живая планета» является долгосрочным, предназначен для учащихся 5-8 классов и рассчитан на 102 учебных часа, из расчета в 5-6 классах - 0,5 часа в неделю, в 7-8 классах – 1 час в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В результате освоения предметного содержания курса «Живая планета» у учащихся 5-8 классов формируются:
Личностные результаты:
· формирование интереса к познанию живой природы;
· формирование ответственного отношения к окружающей среде;
· формирование потребности к осуществлению добрых и правильных поступков;
· формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности;
· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живой природе;
· формирование чувства гордости за российскую химическую науку, готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
· формирование навыков работы с компьютером, создания и оформления презентаций.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности;
· умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение и делать выводы;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, структурировать материал, доказывать, защищать свои идеи, выступать с презентацией;
· умение работать с разными источниками биологической и химической информации, компьютером.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
· характеризовать особенности комнатных растений; называть полезные и опасные комнатные растения;
· отличать редкие растения своей местности; выявлять раннецветущие растения своей местности среди остальных растений;
· объяснять последствия деятельности человека в природе, причины сокращения численности видов растений;
· называть биологические особенности лишайников; определять виды лишайников своей местности;
· выявлять условия необходимые для нормального роста и развития проростков;
· объяснять влияние качества семян на развитие и рост проростков;
· давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, оксиды, кислоты, основания, соли); химическая реакция, химическое уравнение;
· описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
· описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
· наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
· делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;
· структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
· работать в программе Microsoft Office Power Point создавать и оформлять презентации.
Учащийся получит возможность научиться:
· анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
· анализировать и оценивать влияние различных условий на развитие растений;
· выявлять эстетические достоинства объектов живой природы;
· проводить химический эксперимент;
· оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
· вести самостоятельную работу, оформлять её результаты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности (на основе учебных данных) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 класс |
|||
1. |
«Введение в курс «Живая планета» |
1
|
Определять и объяснять цели и задачи курса «Живая планета». |
2. |
«Удивительные растения» |
6 |
Определять понятие «растения». Называть особенности комнатных растений. Выявлять комнатные растения, применяемые в медицине, называть их биологические особенности. Объяснять применение комнатных растений в медицине. Выявлять комнатные растения опасные для человека, обсуждать, в чем их опасность. Называть растения рекордсмены мира и России. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. |
3 |
«Их становиться меньше» |
4 |
Определять понятие «Красная книга», объяснять цель ее создания. Приводить примеры редких растений, которые встречали в своей местности. Знакомится с редкими растениями своей местности. Обсуждать причины сокращения численности растений. Предлагать меры позволяющие снизить сокращения численности растений своей местности. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. |
4. |
«Первоцветы» |
4 |
Определять понятие «первоцвет». Называть особенности раннецветущих растений. Приводить примеры раннецветущих растений, которые встречали в свой местности. Выявлять причины сокращения численности видов раннецветущих растений. Предлагать меры позволяющие снизить сокращения численности первоцветов. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. |
|
Резерв времени |
2 |
|
|
Итого: |
17 |
|
6 класс |
|||
1. |
Лишайники |
3
|
Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезу. Находить теоретическую информацию в разных источниках о лишайниках, называть их виды, биологические особенности. Знакомиться с лишайниками своей местности и определять их с помощью определителя. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентацию. |
2. |
Влияние света и качества семян на |
12 |
Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезы. Находить теоретическую |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
развитие и рост проростков |
|
информацию в разных источниках о влиянии света на развитие и рост проростков. Распознавать основные части семени. Перечислять условия, необходимые условия для нормального прорастания семян. Проводить эксперименты, анализировать, объяснять полученные результаты, делать выводы. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентацию. |
|
Резерв времени |
2 |
|
|
Итого: |
17 |
|
7 класс |
|||
1. |
Химия в центре естествознания
|
11 |
Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезу. Находить теоретическую информацию в разных источниках о роли химии в НТП и жизни человека. Определять понятия: «химия», «физическое тело», «вещество». Выявлять отличия веществ от физических тел. Знакомиться с некоторой химической посудой. Объяснять строение пламени. Сравнивать вещества по физическим свойствам. |
2. |
Математика в химии |
7 |
Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезу. Находить теоретическую информацию в разных источниках о растворах. Объяснять понятия: раствор, насыщенный и ненасыщенный раствор, массовая доля растворенного вещества, растворитель и растворенное вещество. Называть формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества. Распознавать понятия простое вещество и химический элемент. Готовить раствор заданной концентрации. Выращивать кристаллы. |
3. |
Явления, происходящие с веществами |
5 |
Определять понятие: смесь, химическая реакция. Называть способы разделения смесей. Выявлять признаки и условия протекания химических реакций. |
4. |
Химические вещества |
8 |
Обсуждать понятия об оксидах, кислотах, основаниях, солях. Выращивать кристаллы соли. Приводить примеры оксидов, кислот, солей, оснований. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. |
|
Резерв времени |
3 |
|
|
Итого: |
34 |
|
8 класс |
|||
1. |
Техника лаборатор- ных работ |
5 |
Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезу. Находить теоретическую информацию в разных источниках о реактивах, стекле и химической посуде из него. Определять и объяснять свойства стекла и его химический состав. Распознавать состав стекла по его цвету. Сравнивать различные виды стекла по его химическому составу. |
2. |
Вещества и их свойства
|
3 |
Объяснять понятия: физическое тело, вещество, растворимость, плотность, пластичность, эластичность, твердость. Сравнивать вещества по составу и физическим свойствам. |
3. |
Вода. Растворы |
9 |
Знакомиться с понятиями: раствор, насыщенный и ненасыщенный раствор, массовая доля растворенного вещества, растворитель и растворенное вещество. Описывать и классифицировать изученные классы неорганических соединений. Уметь фильтровать через песок, на древесном угле. |
4. |
Индикаторы
|
2 |
Находить информацию о веществах, используемых в быту. Обсуждать понятия: индикаторы, индикаторная бумага. Распознавать сильные и слабые кислоты. |
5. |
В мире химических реакций
|
12 |
Определять и объяснять понятия: химическая реакция, химическое уравнение. Составлять уравнение химической реакции. Сравнивать и классифицировать реакции по типам. Приводить примеры химических реакций. Описывать эксперимент, используя для этого язык химии. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. |
|
Резерв времени |
3 |
|
|
Итого: |
34 |
|
|
Всего: |
102 |
|
содержание учебного предмета
5 класс
Введение в курс «Живая планета» (1 ч)
Введение. Знакомство с целями и задачами курса. Знакомство с программой Microsoft Office Power Point, особенностями оформления презентаций.
Удивительные растения (6 ч)
Комнатные растения, применяемые в медицине, особенности их применения. Комнатные растения опасные для человека. Растения рекордсмены мира. Создание, оформление и выступление с презентацией.
Их становиться меньше (4 ч)
Красная книга. Цель, история создания Красной книги. Растения Красной книги Тамбовской области. Экологические и биологические особенности редких растений своей местности. Создание, оформление и выступление с презентацией.
Первоцветы (4 ч)
Экологические и биологические особенности раннецветущих растений. Первоцветы родного края. Создание, оформление и выступление с презентацией.
Резерв времени (2 ч)
6 класс
Лишайники (3 ч)
Обсуждение этапов проекта. Работа над целью, задачами и гипотезой проекта. Характеристика лишайников. Разнообразие лишайников. Определение с помощью определителя лишайников своей местности. Создание, оформление и защита проекта.
Влияние света и качества семян на развитие и рост проростков (12 ч)
Обсуждение этапов проекта. Работа над целью, задачами и гипотезой проекта. Свет в жизни растений. Влияние качества семян на развитие и рост проростков. Проведение экспериментов: «Влияние света и качества семян на развитие и рост проростков». Создание, оформление и защита проектов.
Резерв времени (2 ч)
7 класс
Химия в центре естествознания (11 ч)
Обсуждение этапов проекта. Работа над целью, задачами и гипотезой проекта.
Что изучает химия. Вещества и тела. Химические явления – превращения веществ. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование, ТБ. Лабораторная работа: работа со спиртовкой, правила нагревания. Наблюдение. Эксперимент. Гипотеза. Вывод. Строение пламени. Основные правила нагревания. Классификация лабораторного оборудования.
Общее знакомство со структурой периодической таблицы: периоды, группы, порядковый номер. Таблица как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Обозначение химических элементов, происхождение их названий.
Атом. Молекула. Диффузия. Понятие - ионы. Броуновское движение.
Строение «мантии» Земли. Виды горных пород. Примеры. Минералы.
Растительная и животная клетки. Химический состав веществ клетки. Фотосинтез. Хлорофилл. Жиры. Эфирные масла. Углеводы. Белки. Распознавание веществ с помощью качественных реакций.
Математика в химии (7 ч)
Массовая доля элемента. Примеры решения задач на определение массовой доли элемента в веществе, на определение формулы сложного вещества по известным массовым долям элементов. Чистое вещество и смесь. Компоненты смеси. Однородные и неоднородные смеси, растворы. Различные способы разделения смесей.
Определение объемной доли газа в смеси. Состав атмосферного воздуха. Примеры решения задач. Концентрация. Массовая доля вещества в растворе. Растворитель. Растворенное вещество. Примеси. Технический образец, или образец. Массовая доля основного компонента или массовая доля примеси. Примеры расчетных задач.
Явления, происходящие с веществами (5 ч)
Способы разделения смесей. Разделение, очистка, просеивание, отстаивание, декантация, центрифугирование, фильтрование, адсорбция, активированный уголь.
Физические и химические явления. Признаки химических реакций: образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты.
Химические вещества (8 ч)
Вода. Свойства воды, ее распространение в природе, значение для жизни человека, животных и растений. Использование воды в народном хозяйстве. Растворы в природе, технике, быту. Растворитель и растворяемое вещество. Растворение газов, жидкости и твердого вещества в воде. Растворимость. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Выращивание кристаллов из растворов.
Вода – представитель класса оксидов. Оксиды как сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. Примеры наиболее распространенных в природе оксидов и их использование. Углекислый газ.
Основные сведения о кислотах, щелочах, примеры наиболее распространенных кислот и оснований. Классификация кислот и оснований. Распознавание кислот и щелочей. Индикаторы: метиловый - оранжевый, лакмус. Правила обращения с кислотами. Использование кислот в народном хозяйстве, быту. Создание, оформление и выступление с презентацией.
Резерв времени (3 ч)
8 класс
Техника лабораторных работ (5 ч)
Вводное занятие. ТБ при работе в химической лаборатории. Обсуждение этапов проекта. Работа над целью, задачами и гипотезой проекта. Ведение лабораторного хозяйства. Реактивы. Стекло. Химическая посуда. Почему нельзя резко охлаждать стекло. Как делают цветные стекла.
Вещества и их свойства (3 ч)
Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества. Цвет. Запах. Растворимость в воде. Плотность. Температура плавления, кипения. Пластичность. Эластичность. Твердость веществ (упрощенная шкала твердости).
Вода. Растворы (9 ч)
Растворимое вещество и растворитель. Растворы, их приготовление. Пересыщенные растворы и их свойства. Методы выращивания кристаллов. Жидкости смешивающиеся и несмешивающиеся. Основы химической чистки. Есть ли примеси в водопроводной воде. Как очистить водопроводную воду от примесей. Очистка воды от взвесей. Перегонка воды. Фильтрование через песок. Адсорбция/фильтрование на древесном угле. Очистка загрязненной поваренной соли от примесей.
Индикаторы (2 ч)
Кислый…цвет, или что такое индикаторы. Индикаторная бумага. Чернила меняют цвет, или метилвиолет – индикатор, различающий сильные и слабые кислоты.
В мире химических реакций (12 ч)
Модель пенного огнетушителя. Силикат натрия – огнеупор. Как образуются осадки. Радуга. Неорганический сад. Как сделать надпись на металле. Какого цвета пары иода. «Вулканчик». Цветные пламенна. Перманганат калия отдает кислород. Получение «молока». Превращение «молока» в «воду». Оригинальное яйцо. Шипучие камешки. Создание, оформление и выступление с презентацией.
Резерв времени (3 ч)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература
1. Красная книга Тамбовской области «Растения. Грибы. Лишайники». Г.С. Усова, В.А. Агафонов и др. Тамбов: ИЦ «Тамбовполиграфиздат», 2002.
2. Атлас растений – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007
3. Атлас – определитель «От Земли до неба», А. А. Плешаков – М: Просвещение, 2012.
4. Н. Н. Брезгин «Лекарственные растения Верхневолжья» - Ярославль: Верхне – Волжское книжное издательство, 1984.
5. Буйволов Ю.А., Кравченко М. В., Боголюбов А.С. Изучение экологии первоцветов: Методическое пособие. – М.: Экосистема, 2002
6. Клинковская Н. И., Пасечник, В. В. Комнатные растения в школе: книга для учителя / Н. И. Клинковская, В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 1986
7. Клевенская Т. М. Цветы в интерьере: альбом / Т. М. Клевенская - М.: ВО Агропромиздат, 1990
8. Д. И. Трайтак, Н. Д. Трайтак. Биология 6 класс. – М.: Мнемозина, 2012.
9. А. С. Соколов, Л. А. Соколова. Экология растений 6 класс. – М.: Юлис, 2010.
10. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин. Химия. Вводный курс. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.
11. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика и химия”: Проб. Учеб. Для 5–6 кл., общеобразовательных учреждений, – М.: Просвещение, 1994.
12. Ольгин О.М. “Опыты без взрывов”, Изд. Второе, переработанное. – М: Химия, 1986.
13. Штремплер Г.И. “Химия на досуге: Домашняя лаборатория химии”, кн. для учащихся. – М.: Просвещение: “Уч. лит.”, 1996.
14. Э. Гроссе, Х. Вайсмантель «Химия для любознательных». – М.: Химия, 1985.
15. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффективные опыты по химии».- М.: ДРОФА, 2008.
16. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов // Химия в школе. - 2000. - № 5.
17. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
18. Жилин Д.М. Юный химик. 145 опытов с веществами – М.: МГИУ, 2012.
19. Ресурсы сети Интернет.
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор, экран.
Учебно-практическое оборудование
1. Материалы для контроля (тесты, дидактический и раздаточный материал, и т.п.).
2. Комплект плакатов по тематике.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.