Рабочая программа специального курса "Живая планета" (5-8 класс, естествознание)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 03.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа специального курса «Живая планета» разработана в рамках предметной области «Естественнонаучные предметы» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования. Согласно учебного плану школы на изучение курса «Живая планета» отводятся часы из части, формируемой участниками образовательного процесса. Повышает у учащихся интерес к изучению биологии, географии. физике и химии.
Иконка файла материала Живая планета_5-8_15.doc

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа специального  курса  «Живая планета»   разработана  в рамках предметной области «Естественнонаучные предметы» на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Новолядинская СОШ» и предназначается для учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ. 

Рабочая программа  разработана Успенской С.В. и Гримковой Н.Н., учителями МБОУ «Новолядинская СОШ», в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Новолядинская СОШ», Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) основного общего образования (утв. 4 июня 2012 г. приказ № 329).

Структура документа

Рабочая программа курса представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; тематическое  планирование; содержание курса, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности элективного курса; дается общая характеристика курса «Живая планета»; его место в учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса «Живая планета», его вкладу  в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования.

Планируемые результаты освоения курса «Живая планета» учащимися 5-8 классов представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь предметные результаты представлены на двух уровнях – «Учащийся научится» и «Учащийся получит возможность научиться».

В разделе «Тематическое планирование» представлен перечень тем; число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы; темы занятий; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в разделы, с указанием минимального количества учебных часов, выделяемых на изучение каждого раздела.

В разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение» указывается основная и дополнительная литература, методическая литература для учителя, цифровые образовательные ресурсы.

Цели обучения

Изучение элективного курса «Живая планета» в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1)    в направлении личностного развития:

·     воспитание любви к живой природе; экологического сознания; ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;

·     развитие независимости  и критичности мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

·     развитие способности к эмоциональному восприятию нового знания о живой природе; формирование интеллектуальных умений;

2)      в метапредметном направлении:

·      овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

·     социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отноше-

ний, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

3) в предметном направлении:

·     углубление знаний по естественно - научным дисциплинам;

·     развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; формирование интеллектуальных умений;

·     ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;

·     овладение первоначальными естественнонаучными знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования и применения в повседневной жизни;

·     развитие экологической культуры.

Общая характеристика курса

Курс «Живая планета» направлен на организацию проектной деятельности обучающихся по естественнонаучному направлению. Курс позволяет естественным образом - как на содержательном, так и на технологическом уровне - устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, так как предполагает обращение к  естественным предметам.

Курс  «Живая планета»  на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений о живой природе, её многообразии, экологической  культуры, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе. Углубляет теоретические знания по естественно - научным дисциплинам, изучаемым в школе. Способствует углублению сведений о природе родного края. 

Содержание курса, направлено на приобретение навыков востребованных в повседневной жизни и практической деятельности.

В рабочей программе курс «Живая планета»  представлен разделами: в 5 классе - «Введение», «Удивительные растения», «Их становиться меньше», «Первоцветы»; в 6 классе - «Лишайники», «Влияние света и качества семян на развитие и рост проростков»;  в 7 классе – «Химия в центре естествознания», «Математика в химии», «Явления, происходящие с веществами», «Химические вещества»; в 8 классе – «Техника лабораторных работ», «Вещества и их свойства», «Вода. Растворы», «Индикаторы», «В мире химических реакций».

Ценностные ориентиры. В качестве ценностных ориентиров выступают объекты, изучаемые в элективном курсе «Живая планета», к которым у учащихся формируется ценностное отношение. Ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, цель которых заключается в изучении живой природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации проявляются в признании:

- ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

- ценности методов исследования живой природы;

- понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Курс «Живая планета» обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

- развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Курс «Живая планета» в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех её проявлениях.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе «Живая планета» в сфере эстети-

ческих ценностей, предполагает воспитание у учащихся способностей к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии, эстетического отношения живой природе.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к живой природе.

Национальные ценности в концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности:

-  патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

-  любовь к природе, своей местности;

-  уважение к природе, истории, культуре России;

-  бережное отношение к живой природе, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Особенности образовательной деятельности. Образовательная деятельность в МБОУ «Новолядинская СОШ» в основной школе строится по модульной технологии, что предполагает чередование 5-6 недель (семестры) обучения с недельными каникулами. Особое место в овладении данным курсом с использованием модульной технологии отводится работе по формированию навыков  саморегуляции: самоконтроля и самопроверки.

Отчётными периодами являются триместры. Текущий контроль осуществляется после изучения каждого основного раздела,  форма проведения:  частично-поисковое или творческое задание.

        Контроль деятельности учащихся осуществляется с помощью индивидуального и фронтального опроса, оценки презентаций, проектов. Характер заданий для проверки знаний, навыков и умений по биологии доступен для учащихся и построен исключительно на пройденном и отработанном материале. Предлагаемые задания имеют целью обеспечить необходимый уровень обратной связи для учителя, а также необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения биологии для учащихся, показывая им реальный уровень их достижений и определяя проблемные области.

Место курса в учебном плане

Согласно учебного плану школы на изучение курса «Живая планета» отводятся часы из части, формируемой участниками образовательного процесса.  Курс «Живая планета» является долгосрочным, предназначен для учащихся 5-8 классов и рассчитан на 102 учебных часа,  из расчета в 5-6 классах - 0,5 часа в неделю, в 7-8 классах – 1 час в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 10 часов.

 
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате освоения предметного содержания курса «Живая планета»  у учащихся 5-8 классов формируются:

Личностные результаты:

·     формирование  интереса к познанию живой природы;

·     формирование ответственного отношения к окружающей среде;

·     формирование потребности к осуществлению добрых и правильных поступков;

·     формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

·     формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности;

·     формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение

живой природы; интеллектуальных умений (рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живой природе;

·       формирование чувства гордости за российскую химическую науку, готовности к  осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

·     формирование навыков работы с компьютером, создания и оформления  презентаций.

Метапредметные результаты:

·     умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной  и познавательной деятельности;

·     умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·     умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение и делать выводы;

·     умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

·     умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, структурировать материал, доказывать, защищать свои идеи, выступать с презентацией;

·     умение работать с разными источниками биологической и химической информации, компьютером.

Предметные результаты:

Учащийся научится:

·     характеризовать особенности комнатных растений; называть полезные и опасные комнатные растения;

·     отличать редкие растения своей местности; выявлять раннецветущие растения своей местности среди остальных растений;

·     объяснять последствия деятельности человека в природе, причины сокращения численности видов растений;

·     называть биологические особенности лишайников; определять виды лишайников своей местности;

·     выявлять условия необходимые для нормального роста и развития проростков;

·     объяснять влияние качества семян на развитие и рост проростков;

·     давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, оксиды, кислоты, основания,    соли); химическая реакция, химическое уравнение;

·     описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

·     описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

·     наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

·     делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей;

·      структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

·     работать в программе Microsoft Office Power Point создавать и оформлять презентации.

        Учащийся получит возможность научиться:

·     анализировать  и оценивать последствия деятельности человека в природе;

·     анализировать и оценивать влияние различных условий на развитие растений;

·     выявлять эстетические достоинства объектов живой природы;

·     проводить химический эксперимент;

·     оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

·     вести самостоятельную работу, оформлять её результаты.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название

раздела

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности (на основе учебных данных)

1

2

3

4

5 класс

1.

 «Введение в курс «Живая планета»

1

 

Определять и объяснять цели и задачи курса «Живая планета».

2.

«Удивительные растения»

6

Определять понятие «растения». Называть особенности комнатных растений. Выявлять  комнатные растения, применяемые в медицине, называть их  биологические особенности. Объяснять применение комнатных растений в медицине. Выявлять  комнатные растения опасные для человека, обсуждать, в чем их опасность.  Называть растения рекордсмены мира и России. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. 

3

 «Их становиться меньше»

4

Определять понятие «Красная книга»,  объяснять цель ее создания. Приводить примеры редких растений, которые встречали в своей местности. Знакомится с редкими растениями своей местности. Обсуждать причины сокращения численности растений. Предлагать меры позволяющие снизить  сокращения численности растений своей местности.   Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. 

4.

 «Первоцветы»

4

Определять понятие «первоцвет». Называть особенности раннецветущих растений. Приводить примеры раннецветущих растений, которые встречали в свой местности. Выявлять причины сокращения численности видов раннецветущих растений. Предлагать меры позволяющие снизить сокращения численности первоцветов.  Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. 

 

Резерв времени

2

 

 

Итого:

17

 

6 класс

1.

Лишайники

3

 

Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезу. Находить теоретическую  информацию в разных источниках о лишайниках, называть их виды, биологические особенности.  Знакомиться с лишайниками своей местности и определять их с помощью определителя. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентацию.   

2.

Влияние света и качества семян на

12

Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезы. Находить теоретическую  

1

2

3

4

 

развитие и рост проростков

 

информацию в разных источниках о влиянии света на развитие и рост проростков. Распознавать основные части семени. Перечислять условия, необходимые условия для нормального прорастания семян. Проводить эксперименты, анализироватьобъяснять полученные результаты, делать выводы. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентацию.   

 

Резерв времени

2

 

 

Итого:

17

 

7 класс

1.

Химия в центре естествознания

 

11

Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезу. Находить теоретическую  информацию в разных источниках о роли химии в НТП и жизни человека. Определять понятия: «химия», «физическое тело», «вещество».

Выявлять отличия веществ от физических тел. Знакомиться

с некоторой химической посудой. Объяснять строение пламени. Сравнивать вещества по физическим свойствам.

2.

Математика в химии

7

Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезу. Находить теоретическую  информацию в разных источниках о растворах. Объяснять понятия: раствор, насыщенный и ненасыщенный раствор, массовая доля растворенного вещества, растворитель и растворенное вещество. Называть формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества. Распознавать понятия простое вещество и химический элемент. Готовить раствор заданной концентрации. Выращивать кристаллы.

3.

Явления, происходящие с веществами

5

Определять понятие: смесь, химическая реакция. Называть способы разделения смесей. Выявлять признаки и условия протекания химических реакций.

4.

Химические вещества

8

Обсуждать понятия об оксидах, кислотах, основаниях, солях.

Выращивать кристаллы соли. Приводить примеры оксидов, кислот, солей, оснований. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. 

 

Резерв времени

3

 

 

Итого:

34

 

8 класс

1.

Техника лаборатор- ных работ

5

Формулировать и обсуждать цели и задачи проекта. Выдвигать гипотезу. Находить теоретическую  информацию в разных источниках о реактивах, стекле и химической посуде из него. Определять и объяснять свойства стекла и его химический состав. Распознавать состав стекла по его цвету.

Сравнивать различные виды стекла по его химическому составу.

2.

Вещества и их свойства 

 

3

Объяснять понятия: физическое тело, вещество,  растворимость, плотность, пластичность, эластичность, твердость. Сравнивать вещества по составу и физическим свойствам.

3.

Вода. Растворы

9

Знакомиться с понятиями: раствор, насыщенный и ненасыщенный раствор, массовая доля растворенного вещества, растворитель и растворенное вещество. Описывать и классифицировать изученные классы неорганических соединений. Уметь фильтровать через песок, на древесном угле.

4.

Индикаторы

 

2

Находить информацию о веществах, используемых в быту. Обсуждать понятия: индикаторы, индикаторная бумага. Распознавать сильные и слабые кислоты.

5.

В мире химических реакций

 

12

Определять и объяснять понятия: химическая реакция, химическое уравнение. Составлять уравнение химической

реакции. Сравнивать и классифицировать реакции по типам. Приводить примеры химических реакций. Описывать эксперимент, используя для этого язык химии. Работать в программе Microsoft Office Power Point, создавать и оформлять презентации. 

 

Резерв времени

3

 

 

Итого:

34

 

 

Всего:

102

 

 

содержание учебного предмета

5 класс

Введение в курс «Живая планета» (1 ч)

Введение.  Знакомство с целями и задачами курса. Знакомство с программой Microsoft Office Power Point, особенностями оформления презентаций.

Удивительные растения (6 ч)

Комнатные растения, применяемые в медицине, особенности их применения. Комнатные растения опасные для человека. Растения рекордсмены мира. Создание, оформление и выступление с презентацией.

Их становиться меньше (4 ч)

Красная книга. Цель, история создания Красной книги. Растения Красной книги Тамбовской области. Экологические и биологические особенности редких растений своей местности. Создание, оформление и выступление с презентацией.

Первоцветы (4 ч)

Экологические и биологические особенности раннецветущих растений. Первоцветы родного края. Создание, оформление и выступление с презентацией.

Резерв времени (2 ч)

6 класс

Лишайники (3 ч)

Обсуждение этапов проекта. Работа над целью, задачами и гипотезой проекта. Характеристика лишайников. Разнообразие лишайников. Определение с помощью определителя лишайников своей местности. Создание, оформление и защита  проекта.

Влияние света и качества семян на развитие и рост проростков (12 ч)

Обсуждение этапов проекта. Работа над целью, задачами и гипотезой проекта. Свет в жизни растений. Влияние качества семян на развитие и рост проростков.  Проведение экспериментов: «Влияние света и качества семян на развитие и рост проростков». Создание, оформление и защита  проектов.

Резерв времени (2 ч)

7 класс

Химия в центре естествознания (11 ч)

Обсуждение этапов проекта. Работа над целью, задачами и гипотезой проекта.

Что изучает химия. Вещества и тела. Химические явления – превращения веществ. Природные, искусственные и синтетические вещества. Описание явлений природы в литературе и искусстве. Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование, ТБ. Лабораторная работа: работа со спиртовкой, правила нагревания. Наблюдение. Эксперимент. Гипотеза. Вывод. Строение пламени. Основные правила нагревания. Классификация лабораторного оборудования.

Общее знакомство со структурой периодической таблицы: периоды, группы, порядковый номер. Таблица как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Обозначение химических элементов, происхождение их названий.

Атом. Молекула. Диффузия. Понятие - ионы. Броуновское движение.

Строение «мантии» Земли. Виды горных пород. Примеры. Минералы.

Растительная и животная клетки. Химический состав веществ клетки. Фотосинтез. Хлорофилл. Жиры. Эфирные масла. Углеводы. Белки. Распознавание веществ с помощью качественных реакций.

Математика в химии (7 ч)

Массовая доля элемента. Примеры решения задач на определение массовой доли элемента в веществе, на определение формулы сложного вещества по известным массовым долям элементов. Чистое вещество и смесь. Компоненты смеси. Однородные и неоднородные смеси, растворы. Различные способы разделения смесей.

Определение объемной доли газа в смеси. Состав атмосферного воздуха. Примеры решения задач. Концентрация. Массовая доля вещества в растворе. Растворитель. Растворенное вещество. Примеси. Технический образец, или образец. Массовая доля основного компонента или массовая доля примеси. Примеры расчетных задач.

Явления, происходящие с веществами (5 ч)

Способы разделения смесей. Разделение, очистка, просеивание, отстаивание, декантация, центрифугирование, фильтрование, адсорбция, активированный уголь.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций: образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение или поглощение теплоты.

Химические вещества (8 ч)

Вода. Свойства воды, ее распространение в природе, значение для жизни человека, животных и растений. Использование воды в народном хозяйстве. Растворы в природе, технике, быту. Растворитель и растворяемое вещество. Растворение газов, жидкости и твердого вещества в воде. Растворимость. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Выращивание кристаллов из растворов.

Вода – представитель класса оксидов. Оксиды как сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. Примеры наиболее распространенных в природе оксидов и их использование. Углекислый газ.

Основные сведения о кислотах, щелочах, примеры наиболее распространенных кислот и оснований. Классификация кислот и оснований. Распознавание кислот и щелочей. Индикаторы: метиловый - оранжевый, лакмус.  Правила обращения с кислотами. Использование кислот в народном хозяйстве, быту. Создание, оформление и выступление с презентацией.

Резерв времени (3 ч)

8 класс

Техника лабораторных работ (5 ч)

Вводное занятие. ТБ при работе в химической лаборатории. Обсуждение этапов проекта. Работа над целью, задачами и гипотезой проекта. Ведение лабораторного хозяйства. Реактивы. Стекло. Химическая посуда. Почему нельзя резко охлаждать стекло. Как делают цветные стекла.

Вещества и их свойства (3 ч)

Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества. Цвет. Запах. Растворимость в воде. Плотность. Температура плавления, кипения. Пластичность. Эластичность. Твердость веществ  (упрощенная шкала твердости). 

Вода. Растворы (9 ч)

Растворимое вещество и растворитель. Растворы, их приготовление. Пересыщенные растворы и их свойства. Методы выращивания кристаллов. Жидкости смешивающиеся и несмешивающиеся. Основы химической чистки. Есть ли примеси в водопроводной воде. Как очистить водопроводную воду от примесей. Очистка воды от взвесей. Перегонка воды. Фильтрование через песок. Адсорбция/фильтрование на древесном угле. Очистка загрязненной поваренной соли от примесей.

Индикаторы (2 ч)

Кислый…цвет, или что такое индикаторы. Индикаторная бумага. Чернила меняют цвет, или метилвиолет – индикатор, различающий сильные и слабые кислоты.

В мире химических реакций (12 ч)

Модель пенного огнетушителя. Силикат натрия – огнеупор. Как образуются осадки. Радуга. Неорганический сад. Как сделать надпись на металле. Какого цвета пары иода. «Вулканчик». Цветные пламенна. Перманганат калия отдает кислород. Получение «молока». Превращение «молока» в «воду». Оригинальное яйцо. Шипучие камешки. Создание, оформление и выступление с презентацией.

Резерв времени (3 ч)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература

1.       Красная книга Тамбовской области «Растения. Грибы. Лишайники». Г.С. Усова, В.А. Агафонов и др. Тамбов: ИЦ «Тамбовполиграфиздат», 2002.

2.       Атлас растений – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007

3.       Атлас – определитель «От Земли до неба», А. А. Плешаков – М: Просвещение, 2012.

4.       Н. Н. Брезгин «Лекарственные растения Верхневолжья» - Ярославль: Верхне – Волжское книжное издательство, 1984.

5.       Буйволов Ю.А., Кравченко М. В., Боголюбов А.С. Изучение экологии первоцветов: Методическое пособие. – М.: Экосистема, 2002

6.       Клинковская Н. И., Пасечник, В. В. Комнатные растения в школе: книга для учителя / Н. И. Клинковская, В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 1986

7.       Клевенская Т. М. Цветы в интерьере: альбом / Т. М. Клевенская - М.: ВО Агропромиздат, 1990

8.       Д. И. Трайтак, Н. Д. Трайтак. Биология 6 класс. – М.: Мнемозина, 2012.

9.       А. С. Соколов, Л. А. Соколова. Экология растений  6 класс. – М.: Юлис, 2010.

10.    О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, А. К. Ахлебинин. Химия. Вводный курс. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.

11.    Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика и химия”: Проб. Учеб. Для 5–6 кл., общеобразовательных учреждений, – М.: Просвещение, 1994.

12.    Ольгин О.М. “Опыты без взрывов”, Изд. Второе, переработанное. – М: Химия, 1986.

13.    Штремплер Г.И. “Химия на досуге: Домашняя лаборатория химии”, кн. для учащихся. – М.: Просвещение: “Уч. лит.”, 1996.

14.    Э. Гроссе, Х. Вайсмантель «Химия для любознательных». – М.: Химия, 1985.

15.    Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффективные опыты по химии».- М.: ДРОФА, 2008.

16.    Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов // Химия в школе. - 2000. - № 5.

17.   Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.

18.   Жилин Д.М. Юный химик. 145 опытов с веществами – М.: МГИУ, 2012.

19.   Ресурсы сети Интернет.

Технические средства обучения

1.       Компьютер.

2.       Мультимедийный проектор, экран.

Учебно-практическое оборудование

1.   Материалы для контроля (тесты, дидактический и раздаточный материал, и т.п.).

2.   Комплект плакатов по тематике.

 

 


Скачано с www.znanio.ru